размер шрифта

Поиск по сайту




Претыкания не полагать

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Указатель: 2Кор.6:6

2 октября 2005г. Потеряевка. 2Кор.6:6 – «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение». Выходит, что человек, даже и не желая того, может делать претыкания другому. Претыкание – препятствие, подножку ставить, когда в темноте человек запнулся, выкопать ему яму. Мог бы что-то подобное сделать, но не допущу того, чтобы не было порицаемо служение в проповеди. Не богослужение, а проповедь, чтобы не положить препятствие благовестию. Я бы мог по-другому поступить, но как бы ни сказали: проповедуешь, а сам что делаешь? В другом месте мог бы поступить, как все люди делают: нет, нельзя, как бы время у меня не украли, на проповедь надо идти. Что бы ни делал, но всё подгоняю к одному: дело проповеди на первом месте. Я ставлю вопрос: за 2000 лет православие когда стояло так и на том, чтобы такая задача была, чтобы всё подчинить одному – проповеди? Я сколько раз говорил: «Ну до чего же у нас длинное богослужение! Батюшка, можно что-нибудь сократить ради проповеди?» «Тебе что, я мало даю?» Народ уже уставший, два с половиной часа идёт стояние на ногах. Но ни под каким видом к богослужению нельзя прикоснуться. Богослужение - это монумент, это больше, чем те небоскребы, которые в Америке свалили. Ни с какой стороны его нельзя сократить. Кто же так всё это сделал? Я в этом, прости, Господи, вижу всё-таки многое заимствованное от язычников. К богам обращались на ином языке, обязательно чтобы каждое слово стояло на своём месте, ибо иначе не услышит тот, к кому обращаются. Если одно слово скажешь не так, как в данном храме принято, то беда! Одни читают: «Богородице, Дево, радуйся. Обрадованная Мария». Сейчас читают: «Благодатная Мария». Ты попробуй старообрядцу скажи: «Благодатная» – да он ни в жизнь не примет этого слова. А ведь в Евангелии написано: Лук.1:28 – «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Благодатная, а не Обрадованная. Я читаю: «Обрадованная». Почему? Потому что я так приучен с детства. А в Евангелии «Благодатная» написано. И читают уже не один день, а триста пятьдесят лет. Вот что значит претыкание. Претыкание – оно внутри, там цензор сидит.
Послезавтра я уезжаю в город и, может быть, это последние две проповеди, которые я скажу в этом месте. И, может быть, я никогда уже здесь не буду, потому что и возраст, и обстановка, и опасности. Мне сегодня выскажите, какое и кому я положил претыкание. У нас будет занятие после богослужения, придите. Я прошу и умоляю вас высказать мне, чтобы я истребил это из своей практики, из своей лекции убрал, из своего лексикона, чтобы не положить претыкание проповеди. Потому что для меня главное в жизни – проповедь. Главное. 27 сентября нынче исполнилось ровно 43 года, как я получил в руки Евангелие – 43 года бескомпромиссного шествия за Господом. Я не положил, думаю, претыкания нигде, но это я думаю так. И в узах, и на операционном столе, всюду старался свидетельствовать, что даже хирург, доктор медицинских наук, профессор теперь он, стоит, подняв руки, и ждёт, когда я помолюсь, стоя на коленях перед операционным столом. Люди говорят: создаётся особая аура. У верующих принято говорить: намоленное пространство. Я отрицаю это всё. Но добавляю: что-то есть. Почему вокруг головы у всех святых круг нарисован, нимб? Святость от Господа. Мф.18:20 – «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Влияние от верующих на скотину, на птиц. Житие св.Спиридона: ласточки щебечут громко, мешают проповедь слушать, прихожане стали жаловаться: «Не слышно, ты тихо говоришь. Ласточки забивают твою проповедь». Святой повелевает ласточкам отныне не щебетать и они живут молчальниками. А наши чтецы читают так, что я сзади не слышу. «Да ты глухой» – говорит батюшка. Почему в Покровском соборе я стою в три раза дальше от чтеца и слышу чтение? Учитесь читать, вам голосовые связки Бог дал очень хорошие, когда разгневаешься на ребёнка, на скотину на другом конце деревни слыхать, а в храме не можешь приложить усилие. Ослица заговорила не где-то, а при пророке Божьем. Почему же ваши свиньи никак не заговорят, чтобы упрекнуть вас: «Иди на богослужение вечером, свинья, боров жирный». Свинья сказала бы тебе так, ты бы опешил. 2Пет.2:16 – «был обличен в своём беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка». Почему ваши свиньи безумие ваше не остановят? День и ночь возитесь со скотиной, а в храм Божий вас не дозовёшься. Все дети сегодня здесь? Не вижу маленьких детей. Привыкли скрываться за ребёнком грудным. Да грудной ребёнок тебе дан для того, чтобы этот ребёнок, у которого ещё нет греха настоящего, тебя влёк к небу. А получилось, что он тебя увлёк от храма, тебя нет ни на одном богослужении – не вижу кормящих матерей. «Да дети мешают!» Не прикидывайся, не прикрывайся. Василий Великий говорит, что ребёнок своим плачем показывает слёзное моление Богу. Вот как надо понимать. Заплакал – выйди и опять зайди. Ребёнок не кричит, но его непрерывно качают; дёргают. Вы уже в детях закладываете претыкание матери, и эти дети никогда к Богу не придут.
Обстановка, этот воздух здесь, где молимся – это всё оказывает благотворное действие. Добейтесь, чтобы ваши жёны были в храме. Как Причастие, так появилась. Положили в рот – понеслась домой, хотите Причастием спастись? Самые негодные у меня в лагере те дети, которые часто причащаются. А я имею большой опыт в работе с детьми, очень большой, худо или бедно, но уже 32 года только детский лагерь содержу. Ни в чём не полагать претыкание, чтобы Господь сказал: Лук.16:10 – «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Чтобы не быть никому препятствием. Вы же знаете какие наши уставы. Отцы склоняются, что-то шепчут своим детям. Дома шепчи, чтобы он понимал. Я показал палец вертикально напротив губ – значит молчать! Чего ты шепчешься здесь? Смотрю, непрерывно матери шепчутся с детьми. Павел научает нас ни в чём никому не полагать претыкания.
Во-первых, когда ты шепчешь, то на тебя уже смотрят. Златоуст говорит о том, чтобы не смотрели, как свечи зажигают, не отвлекались, ибо главное – это моление. Мы пришли сюда для того, чтобы вместе достучаться до Бога. Объявили: встать на молитву – никаких передвижений. Семь минут полного молчания. Соедини ноги вместе, не передвигайся, не шевелись, даже крестное знамение не совершай, полное молчание, углубись в молитву – не будьте идолопоклонниками. Ни на иконы, никуда не смотри, опусти глаза, думай о том, чтобы хотя семь минут помолиться, а уж на богослужении как удастся. Мы сделали всё возможное, чтобы исполнить слова Господа к ученикам, когда Он сказал: «Отче наш, Ты Отец наш Небесный». Ученики говорят: «Господи, научи нас молиться». Разве до сего момента не молились? Нигде столь много не молились, как в Израиле. Исх.23:17 – «Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лицо Владыки, Господа». Иез.20:21 – «Но и сыновья возмутились против Меня: по заповедям Моим не поступали и уставов Моих не соблюдали, не исполняли того, что исполняя, человек был бы жив, нарушали субботы Мои, - и Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу над ними ярость Мою в пустыне». Дисциплина не наша была. Сын мот и пьяница, мотает деньги, родители обязаны донести и к вечеру он должен умереть. Девушку не сохранили, – привести к дому отца и убить возле дома, в дом уже не запускать. Включи сегодня эти законы – хоронить некому будет. А почему? Претыкание положили, отучили молиться, отучили трудиться. 1Пет. 2:7 – «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна». Самый большой соблазн Христос даёт, а я Его ученик. Он Камень соблазна, об Него все спотыкаются. И то делает не так, и богослужение нарушил, и в храме порядок какой был – продавали, вдруг начал громить, всё выбрасывать. И в конце признали Его богохульником, знающимся с бесовской силой, и распяли.
В чём мы должны угождать ближним, во благо. 1Макк.5:4 – «Вспомнил он и о злобе сынов Веана, которые были для народа сетью и претыканием, строя ему засады на дорогах». Рассказывается о том, как на территории Израиля враги захватили город, построили башню и там оставили свой гарнизон. Они делают набеги, засады. Я смотрю, некоторые наш устав как будто не читали. У нас написано: до минимума сократить всякое общение с внешним миром. Но непрерывно возле одного дома и во дворе человек неверующий, всё время. День, два поработал – пусть уйдёт. Но даже хозяина дома нет, а безбожник с разъезда к нему едет. Что это означает? Сродство. Широким, высоким забором загорожусь от родных братьев и сестёр, а для неверующих открою широкие свои ворота, чтобы заезжали. Павел же говорит: 2Кор.6:14 – «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» Сядь, возьми бумагу и напиши: какое? Что общего? То, что волчий дух в тебе, поэтому волк туда и залезает. Овечка твоя не побежит к волку. А тут непрерывное общение. Сколько мы бились с этим безумием, уже и воровать в деревне начали – вы ничего не понимаете. Почему? Потому что нет духовного рождения. Если бы вы были овцы духовно рождённые, то вы не полагали этот страшный соблазн, вы ведете всё к разрушению поселения. Вы разрушаете устав, который принят с голосованием после молитвы, в присутствии священника. Если у казаков в присутствии священника принят устав, попробуй нарушить – нагайками будут пороть. Бессовестно, бесстрашно попираете устав. Сир.14:1 – «Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему». И какое общение у волка с овцою? Подумай и вздрогни: надо тебе это или не надо? Если даже надо, то обратись, пусть у меня что-то не в полном достатке будет, но с неверующими до минимума сократите общение. Я понимаю, не было тракторов, хлебоуборка, не поправиться самим. Но по всякому пустяку, когда бы ни прошёл мимо, в этом дворе всё время неверующие, то и дело мотоцикл стоит во дворе чужой. Вот это и есть: сетью сделались, построили башню себе, укрепились. Но в конце концов Израиль восстал и смёл башни, сжёг всех в ней, никого не осталось. Это пример. Соблазны и преткновения будет Бог выжигать. Я, может, никогда вам этого не скажу больше, но вы возьмите себе на заметку, запомните. Иначе завтра будет поздно уже. Бог нас отделил от этого мира, и задача наша - во всём подражать Христу. Пс.55:14 – «ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых».
Я ставлю вопрос: сколько лет назад удалил преткновения? Запомните вопросы, которые я вам задаю: когда ноги отошли от преткновения, когда ты перестал к безбожникам лезть, когда перестал бражку заводить дома, друзей и братьев встречать? С устатку, для аппетита? Я умоляю вас, прошу, встану на колени сейчас перед вами: «Истребите всякий алкоголь в доме, не допускайте ни одной бутылки в дом». Единственное, если спиртом натереться, когда на рыбалке был и простыл, или уже замерзал и тебе подали напёрсток какой-то. Вы же видите, какая страшная беда случается, и это уже не первая у нас. В рот не бери, не полагай претыкания, тем более соблазн. Неверующие скажут: «Верующие у вас такие же, пьют, алкаши». Легко ли слушать это нам? А каково Господу? А мы Его дети, ибо мы говорим: Отец Небесный. Да какой Отец Небесный! Отец тебе пивнушка. Пс.118:165 – «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения». Выходит, ты этого делать не будешь тогда только, когда будешь любить Господа. Вот тебе рецепт: люби Господа, исполни первую заповедь. Ты, Господи, сказал, а как я обойдусь без внешних? Не знаю. Прихожу я к одной немке, она – лютеранка и она на огороде раздавливает руками кусочки земли. Огород, конечно, небольшой. Я спрашиваю: почему ты так? «Грабли не могу найти». Я тогда ещё только к Богу обратился. Спросил её: «С соседями у Вас какие отношения?» «Очень хорошие». «Почему же ты не пойдёшь и не возьмёшь?» «Что ты, сохрани Бог, чтобы я дорогу туда прокладывала. Я им могу дать, а у них взять не могу. Я могу к ним пойти помочь, но их приглашать к себе – нет, я дам им дорогу, а свободно общаться с нами им нельзя, мы же народ избранный». Она не православная. Это для меня был такой урок! Да где же ты так этому училась, немка? Вар.4:28 – «Какова была решимость ваша, чтобы удалиться от Бога, увеличьте её в десять раз, чтобы обратиться и искать Его».
Услышав сие научение в 1965 году, я до 2005 года нигде уже не обращаюсь к неверующим, чтобы они потом не лезли ко мне каждый день. Если же общаюсь с администрацией, бываю в прокуратуре, то на том уровне, на котором они знают: между нами всегда дистанция. И запросто с нами они не обращаются: «К вам, наверное, близко подходить нельзя, знаете, мы такие люди». Ко мне на дом приходил заслуженный артист РФ, начитывал стихи, мастер слова. И он с трепетом приходил, а жена так и не решилась: нельзя. «Вы же знаете, мы, артисты, живём, как на экране». Выйду на улицу и пьяницы прекращают материться. Дистанция. Они всё время это чувствуют. Какая у тебя дистанция, когда безбожники от тебя не вылезают, а я сколько об этом уже говорю, что это великое преткновение полагаете соседям, и всем: «Почему ему можно, а мне нельзя?» Да потому что он – волчий друг. Иер.6:21 – «Посему так говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут». Бог полагает преткновение через нужду, что без помощи безбожных как бы и не обойтись. Он будет ко мне приходить, помогать, навоз вывозить, ограду городить, красить. Есть разные причины. Бог полагает преткновение, проверяет тебя, и ты ни одного экзамена не выдержал. И отец, и сын, и сосед погибнете, потому что не обличаете, молчите. Ты обязан принять меры, уговаривать, увещевать, умолять: «Брат, прекрати это безумие, что неверующие от тебя не вылезают» – вы же видите, чем это кончается! Иер.9:4 – «Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы». Никому не доверяйся, а доверяйся Господу и во свете Библии проверяй свои действия. Меня интересует всегда, с кем человек близок? Если человек ведёт себя дерзко, я другой вопрос ставлю: «скажи, в присутствии какого человека, уважаемого тобой, ты бы не говорил эти страшные слова?» Оказывается, никого нет, а дерзость - мать всех пороков. Если никого нет, значит, дверь к покаянию закрыта. Если хоть один человек есть, которого ты уважаешь, если есть животное, которое тебя любит, ты уже петлю на себя не накинешь. Самоубийцы все говорят о том, что его никто не любит, он сам себе выносит приговор. Ты за этой гранью разве стоишь? Мы сюда для этого собираемся, чтобы, научившись у ног Христа, выйти другими из храма.
Иез.3:20 – «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрёт за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих». «Господи, а зачем Ты полагаешь преткновение нам?» Чтобы испытать. Иову какие Бог препятствия положил? Отдал его сатане на испытание. Иов боролся с дьяволом и победил. Он восстал против суда Божия, он не сюсюкал с Богом, он прямо говорил: требую суда Божия, Ты Бог – не прав. Потом покаялся в этом, но Бог не осудил его за сие и сказал: только его молитву Я услышу, за его смелость, за его решительность, за правоту. А Адам был в Раю и выпал. Бог допускает искушения, нужду, а ты приди к братьям, посоветуйся, осмотрись. Вчера к нам приехал брат, ночью уехал, я спрашиваю вечером: чего так торопишься, опасно одному ночью ездить. Ещё умоляю вас: одним не ездить вообще, тем более, ночью. Брат отвечает: я так спешу, чтобы успеть в город на утреннее богослужение. Какая похвала. Вот вам и живой пример, чтобы был благословен ваш труд, ваша рыбалка. На богослужение прийти – это первое, а остальное – как Бог позволит. И он, я думаю, успеет, потому что мы сразу начали молиться о нём. Скорее успеть на богослужение за 150 км., почему не берём с него пример? Воскресные труды твои не благословенны будут, сломается машина, настоящих сделок ты не заключишь. Еврей, которому ты не отдавал долг 10 лет, а потом накопил и хочешь отдать в субботу, он руку не протянет, из дома не выйдет: «Приди завтра». «Я уезжаю». Жалко, пропали деньги, но в субботу он не возьмет. Иудеи, которые распяли Христа, так держат закон Моисеев, и в этом нам не пример? А у нас каких только преткновений нет, всё идёт на то, чтобы не приблизиться к Господу. Иез.18:30 – «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением». Что вокруг делается, то никак не должно нас вовлекать. Скажешь, что все так делают. Спросил одну, готовящуюся ко крещению: «Ты каялась в том, что у тебя незаконный ребёнок?» «Ну и что, сейчас пол-Барнаула таких». Где теперь этот человек? Она приняла крещение, но отпала всё равно, ибо внутреннего осознания нет, что человек жил беззаконно. Это препятствие, которое человек не мог перешагнуть.
Рим.14:13 – «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну». Такому что ни скажешь, он в ответ: «А ты меня не суди!» Напрасно так рассуждаешь, ибо Писания не знаешь. Писание говорит: 1Кор.2:15 – «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Когда выносят окончательный приговор вопреки Слова Божия – вот так не судите. Иначе нам рассуждать ни о чём тогда нельзя. Верующий судит обо всем, а неверующий не может судить. Если священники постоянно говорят: «Никого не судите!», то это означает: «Не троньте нас! Мы не проповедуем, а ты нас не задевай. Мы Библию спрятали, но ты нас не тронь». Вот что слова батюшек означают. Фил.1:10 – «чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов». Сегодняшняя задача состоит в том, как сделать путь свой непреткновенным. Ответ должен быть только таков, что мы должны быть пропитаны благодатью Духа Святого, чтобы в нас горел огонь.
На неделе столкнулся с такой ситуацией. Здесь я получаю такие назидательные примеры на каждом шагу. Мы работаем со старостой деревни, устраиваем место для игры и спорта для детей. Вам на этот день объявили, что в три часа приедут делать прививки скотине. Староста поручает одному из братьев держать на контроле ситуацию. Скотину в поле уже выгнали, но когда ветеринары приехали раньше времени, то ты, как дежурный, поезжай и скажи пастуху, чтобы гурт пригнал в деревню. У этого дежурного брата машина не на ходу оказалась. Он передал другому, не предупредив старосту, давшего ему задание, и успокоился. У того машина есть: «Ты съезди в поле». Староста ничего не знает про эти передвижки. Мы работаем на площадке. Тот в один конец съездил – не нашёл коров, второй раз съездил – опять не нашёл. Машину поставил, успокоился – ремонтирует свою колесницу, и снова старосте ничего не сказали. Ветеринары приехавшие раньше времени сидят, ждут. Староста выглядывает, вот скотину пригонят. А пастух ничего не знает про ветеринаров. Когда я узнал про эти пустые передвижки на машине, без подвижки в совести, то в ужас пришёл: «Это как же так?» Во время войны сразу бы расстреляли. У меня вся внутренность загорелась, побежал: «Брат, как ты мог так поступить?» Я сразу двух врагов нажил себе. Я первому брату говорю: «Почему же ты до конца не довел дело? Каким толстым жиром обволокло тебя и сердце твоё! Почему у меня всё загорелось, а у тебя нет?» Навалился на батюшку. Да ладно, третий брат сел на свою машину, поехал и сказал, тут же и пригнали. Поехал извиняться перед ветеринарами: «Хотя виноваты вы, что не позвонили о более раннем приезде к нам, мы не знали, простите». Господь допустил маленькие препятствия и уже экзамен не выдержали. Я говорю: «Батюшка, это твоя паства, почему ты ими не занимаешься, разве ты же видишь, что они мёртвые?» «А что сегодня случилось? Приезжать не надо было ветеринарам раньше времени». Они не понимают, они совершенно другие слова говорят. «Внутри тебя почему всё не возгорелось от ужаса, почему ты безразличный такой?» Я это не придумываю: это как же можно так? Посторонние люди, неверующие и перед ними не извинились. Им сказали, что сейчас пригонят скотину и не пригоняют. Безбожники сидят, ждут, а никого нет.
Слово Божие живо и действенно. Мы должны реально приблизить его к сегодняшним дням и показать, что слово Божие в вас отклика не находит, вы мёртвые, даже по безбожным меркам, вы непорядочные люди. Почему ваша внутренность не вспыхнула? А как же тот брат? Первый брат второго брата оправдал, попутно оправдал и себя, а уж про батюшку говорить не надо. Вы его паства, а батюшке огромный минус, вы можете ему дорогу перегородить в Царство Небесное. Вы не вздумайте на меня обижаться, потому что вам здесь жить. О ком я говорю, вы точно знаете, братья. Вы сегодня это между собой разберите, сегодня на занятиях этот вопрос сами рассмотрите. Итак, Слово Божие заговорило с нами, оно показывает нам, что путь наш должен быть расчищен ревностью, любовью к Господу, для этого мы собрались в храм, а не просто поздороваться и, создав здесь мёртвую тишину, внимательно слушать, что же сегодня скажет нам Господь, благословенный во веки Иегова. Аминь.

Как уязвимы мальчики везде,
Разыскивают, рубят их под корень.
То Каин-брат спешит убить, раздеть,
Адония за царство смертно спорит.
И тают хлопцы в Нильских крокодилах,
Пластает Ирод – грубый властелин.
Оставит девочек, уродов и дебилов,
Подавится такими даже крокодил.
Как мало истинных убежищ для мальчишек,
Корзинок осмолённых впрок не заготовить.
Враг кровожадный в Вифлееме рыщет –
Спасти их может только Иегова.
К ним Ангелы на помощь поспешат,
И мужеского пола плод зазеленеет;
В Египет дальний отвезёт ишак,
Хотя он сам отнюдь не поумнеет.
Враг истреблял мальчишек в колыбели –
Не потому ли было многожёнство,
Что семь девиц за одного хотели,
Хотя и знали о постели жёсткой.
И главное, едва не упустил,
Что на мужчин главнейшая засада,
От той беды бесчётный ряд могил,
И та беда и спереди, и сзади.
Я говорю о Еве без одежд,
О той, что заповедь Божественную гнула,
Даёт запретное и, рот разинув, съешь,
А за обещанное змей покажет дулю.
В любом конфликте, в яростной войне
Смерть косит мужеское племя без остатка.
Храните сильный пол, он слаб вдвойне
От женской ревности, обиды и нападок.
Священство, воины, учителя и судьи –
Не женского ума такая должность,
В конце истории мужей так мало будет,
Испытанных в горниле мужества на прочность. 02.04.06. ИгЛа

Список всех проповедей

244

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: