размер шрифта

Поиск по сайту




Не всё назидает

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Указатель: 1Кор.10:23

1Кор.10:23 – «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает». Даже люди, не знающие Писания, это место сразу ухватывают: а мне всё позволительно. Но вникни в эти слова и ты поймёшь, что хотя тебе позволительно, а всё-таки не полезно. Слово «позволительно» повторяется дважды. Это подтверждение свободы, которую Бог дал человеку. Ты можешь сейчас выйти не в дверь, а разбежаться, лбом удариться и в окно вылететь. Можешь выйти не в эти двери, можешь войти в алтарь сейчас, но это не полезно тебе, потому что есть правило, запрещающее входить в алтарь мирянам и женщинам. «Позволительно» означает: на тебе наручников нет. Позволительно - и пьёт человек, курит, ругается, в храм не ходит: а мне же – говорит – всё позволительно. Да, действительно всё позволительно, но не всё на пользу. Значит, вопрос о пользе. Для чего польза? Я вот не пошёл в храм, сейчас работаю и мне польза, а ты в храме просидел и у тебя прибытка нет. Но не об этой пользе Павел говорит, а о пользе для вечности. Одно дело-нужда, когда приехали люди, надо помочь, и мы это понимаем. Но далее Апостол Павел говорит о назидании: не полезно спать на службе в храме. Не полезно, хотя и позволительно. Не полезно спать в храме, великая ответственность, соблазн, дети смотрят, а человек спит, как будто бы нет никакого Суда Божия! Звание, которое имеешь, статус свой храни. Если он сын директора, а плохо учится, то с ребёнка будет особый спрос. Если хулиганит, то с сына директора особый спрос. Мы христиане, да не хулится имя Господне через нас.
Подумаем о том, что нас назидает. Апостол впереди говорит о пользе: мне позволительно, лично мне, лично меня назидает ли. Соломон говорит так: Пр.24:30 – «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного». У него два класса образования всего и он начинает учить. Ленивый, пьяница и вот заросл у него огород, ограда пошатнулась и упала, и я получил наставление, назидание. Какое? Через лодыря, чтобы так не делать, но работать, вставать раньше, иначе у тебя хозяйство будет разрушено. Я получил назидание из-за того, что у меня в проулке огород такой. Проходил другой стороной, смотрю, всё цветёт и пышет – и я снова получил назидание. Вот как она работает: такая большая семья и все обихожены, одеты и зимой на столе фрукты. Вот что назидает. Иду, вижу, что братья углубляют колодец, я заглянул, в глубине кто-то, я сразу вспомнил: Пр.23:27 – «потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь». А там тесно и если ведро упадёт, то отвернуть некуда. Туда ты проникнешь, а обратно можешь не вылезти. Они ещё не понимают, что кольца опустились, а три кольца не опустились: ну и хорошо. Я уже не стал говорить хозяевам: хорошо – ты не знаешь, что если верхние кольца сейчас тронутся, то они мгновенно полетят, кирпичи все сверху обрушатся, человеку уже оттуда не вылезти. Они ничего не знают ещё, и я не стал тревожить пока. Я получил назидание, что знания нужны везде. Нам позволительно многое, а ты подумай, какие последствия будут. Пр.6:23 – «ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни». Назидательное поучение в любой заповеди Божьей. Вот что назидает – значит, Библию надо брать чаще. Мне позволительно Библию вообще в руки не брать? У православных тебя поощрять будут, ты же не какой-то баптист с Библией, а назидания никакого не будешь получать: глупый будешь, глупее телёнка месячного. Деян.9:31: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались». Как они назидались? Слово «назидание» имеет глубокий смысл. Назидать, надстраивать, твёрдо складывать поучения, получать пользу. Это всё в слове «назидание». Я иду по нашему уставу, мы должны всё видеть в деревне, идёт ли посторонний человек – к нему подойти. Всё время возле одного дома вижу посторонних людей. Я бы хотел зайти и сказать: не полезно, чтобы всё время посторонние люди были, они вырываются за твою ограду, гляжу, уже по деревне идут. Уже воровство идёт, и будет ещё больше. И эта зараза ползёт практически из одного дома. Позволительно, да не полезно. Я получил назидание: смотри, тебе Бог дал право делать ограду, чтобы никто не проник, чтобы чужих людей не было, чтобы через ограду, через данное слово не перелазил. Еккл.5:5 – «Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это - ошибка!» Для чего тебе [делать], чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих
Вот почему Апостол Павел, прощаясь с пресвитерами церквей, говорит: Деян.20:32 – «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными». К примеру, за скотиной некому ходить, я заботу о ней на время отъезда соседу поручил. Павел уезжает и кому поручил? Библии, отдал их Библии. Если бы вас поручили Библии, вы бы не дремали в храме, вы бы горели огнём, вы бы тревожились. Когда учились в институте, учились в школе, ведь трепетали перед экзаменом? А я готовлюсь к проповеди и всю неделю трепещу, как увижу ваши глаза, сумею ли достучаться до сердца. Многое отсекаю, слишком трудно вам понять, я ещё более упрощённо скажу. И вот мы получили назидание, а человек приходит в храм и спит. Пропустил здесь, там не почитал и наконец получилось так: кукла, камуфляж, муляж приходит и нечего нет. Куча тряпок. Вот мы и получили назидание. С этим играть нельзя, ты должен каждый день вникать в Слово Божие и представлять, что Бог придёт за тобой сегодня. Мне позволительно многое, а ты себя обрежь, даже полезное, и то обрежь, смотри, как святые себя сокращали. 2Макк.2:26 – «мы озаботились доставить душевное назидание желающим читать, облегчение старающимся удержать в памяти и всем, кому случится читать, пользу». Мне слова эти очень близки, я ещё книгу не выпущу, а уже представляю, какие будут читатели, как они будет смотреть, кто как поймёт, какое слово непонятное, тем более, мне Бог дал такого грамотного, умного, внимательного корректора – это дар Божий. Она указывает не только ошибки, а с проглядом на тех, кто будет читать. Это молитва чья-то достигла. Поэтому нужно заботиться о назидании. Наша жизнь, шаги, слова - всё должно быть назидательное для людей. Иуд.1:20 – «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым». Слово «святейший» два раза в Библии встречается: святейшая вера и святейшее место, где храм, святейший храм. 2Макк.5:15 – «в святейший на всей земле храм» А сегодня и к патриарху обращаются: «Ваше святейшее святейшество». Масло перемасленное. Даже Бог, Он только свят! Лев.11:44 – «ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». Иначе бы сказано было: «будьте святейшими, потому что Бог свят». В этом звании патриарха и Папы совершенное незнание Библии. Нужно назидаться на святейшей вере, апостольской. Когда мы говорим об истинном православии, то вкладываем смысл только апостольский, не сегодняшнее нагромождение. У нас страна Икония, страна мощевиков, страна храмовиков - вот что такое сегодняшнее православие. Будем назидаться на святейшей вере Апостолов, смотреть туда, сравнивать. Я бы против многого бунтовал, но вижу, что это безразлично. Эти одежды, богатство, изящество люди придумали – и оно скрывает живого Бога, воскресшего Христа.
Во всех этих символах, в обрядах мы потеряли живое общение с Иеговой. Да, это позволительно, но не всё полезно. Если бы сегодня меня поставили патриархом, то что бы я сделал прежде всего? Спрятался бы - это первое, потом нашёл бы добрых людей, вокруг меня чтобы стояли в три ряда, чтобы хоть в первой проповеди сумел сказать, и чтобы не убили монахи. Это первое, чтобы я сделал. Рим.14:19 – «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Искать сего надо. Иногда я проезжаю по деревне на велосипеде, не от того, что мне делать нечего, а я ищу, какое назидание получить бы для себя и какое назидание преподать. Где-то я смело вхожу в дом, а где-то вижу хозяина во дворе и боюсь зайти, зная, какой получу ответ. Назидание отстраняется, отбивается, выталкивается, потому что многократно уже с этим сталкивался, и там тревожное, смертельное состояние. Надо просить Бога, чтобы искать, что сказать ко взаимному назиданию, о чём бы мы ни говорили. У меня вчера был небольшой разговор с родственницей: «Так сколько же мы уже знакомы?» «Десять лет». Я за десять лет ни разу не подошёл к вам, ибо очень хорошо знаю, как вы все агрессивны против того, что я говорю. Десять лет я не подходил к вам только потому, чтобы не сказали, что я вмешиваюсь в вашу личную жизнь, что я тоталитарный волк. Как у вас духовная жизнь, меня интересует, как вы спасаетесь, что нового вы нам принесли, какую пользу мы получим от общения с вами, что вы у нас можете взять, поделиться? Оказывается, что мы друг другу вовсе не нужны. Мы получили письмо с Урала и пишут братия: мы приедем к вам в конце октября или в начале ноября, но только в четверг, чтобы попасть к вам на занятия в университет, и попытаемся у себя сделать так же, с вами походим по городу, посмотрим, как у вас идут занятия здесь, может, проберёмся в тюрьму, где вы посещаете заключённых. Человек побыл здесь и получил назидание во всем.
Если тебя тянет к миру, мирская одежда, узкие юбки, высокие каблуки – это крик. Человека выдаёт одежда, походка, оскал зубов, как он ухмыляется, как дёргает губой, рот перекашивает, как поднимает ресницы – это всё показывает, что есть в человеке. Часто означает, что перед тобой мирской человек, он пока ещё немного времени здесь, но он отпадёт. Почему? Ответ только один: потому что мы всё время стараемся дать назидание, а это назидание его прожигает, ему надоедает и потом он всё сбрасывает и тогда его подлинная личина выйдет. Поэтому примите полезное назидание. Всё мирское, тем более, в храм не надевайте, узкие обтягивающие юбки – это не надо. Мы в уставе записали, чтобы облегающей одежды не было. Рим.15:2 – «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». Не просто угождать, подыгрывать, льстить, а к назиданию, к наставлению, к духовному росту. 1Кор.8:1 – «О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает». Любовь к Богу, любовь к замыслу Божьему о человеке, любовь к жизни вечной, ко спасению. А то: «Я узнал, что детей наказывать нельзя». Это ненависть к ребёнку, ненависть к трудам святых отцов, к Соломону. «Чтобы ребёнок сам добра захотел». Он никогда не захочет, потому что в нём природа Адама и эту адамову природу надо корчевать и выжигать каждый день и насаждать природу Христа. Ты же сам не выдумывай ничего. Я вижу, как ведут себя дети, и знаю, что дома вы их не наказываете. Сегодня ещё не поздно, но уже почти поздно. Растёт человек безжалостный, мир не просто в него вошёл, а он мирской, он не чувствует боли ближнего, коварствует, подсиживает, подножку даёт. И это отображается в том, как он в храме стоит, как они ведут себя. Они или спят, или плохо кланяются. Они совершенно мирские люди, просто тело пришло, а души нет. 1Кор.14:3 – «а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение». Павел сравнивает разные дары и считает, что самый полезный дар тот, от которого есть польза и который назидает. Что ты делаешь, подумай, какая польза и назидание? Ты много работаешь, но получил ли назидание, что так много работать для плоти нельзя, ибо в храм приходят некоторые, чтобы только поспать. Здесь стоять не могут, а на поле, на картошке целый день как вьетнамская женщина согнётся, не разгибается – трактор и трактор, пашет и пашет. Я получил назидание, что тело надо любить, как служанку, а душу, как госпожу, душе надо предпочтение отдать.
Люди, которые у нас жили и уехали или уезжают, я знаю, что они не поняли ничего. Намерение, какое у вас есть, - этого больше нигде нет в поселениях. А у нас поселение, восстановление на старинных православных русских благочестивых обычаях. Вы найдите мне в крае ещё одно такое поселение, где в уставе подобное записано. Я попрошу найти в России, я попрошу найти это на всей планете Земля, чтобы в самом основании было подобное положено. И ты ничего не понял? Вы понимаете, что мы день и ночь учим, даём назидание и то мы почти ничего не успели. И ты здесь не нашёл друзей? Да здесь все, кто поселились, должны быть настолько едиными и близкими, ближе, чем в родной семье. У нас ни одни человек не может не спастись, если он будет выполнять только устав наш. 1Кор.14:26 – «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию». Апостол Павел учит: «Всё да будет у нас к назиданию». 14 глава этого послания вся о назидании. Еф.4:29 – «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Самое малое, с чем мы друг к другу обращаемся, должно нести назидание. Что особенного у меня, что я прочистил садок, где ранетки растут. Но я знаю, что ребятишки их любят, потому быстро лестницу им принёс и поставил, чтобы до самого верха могли залезть, всё вокруг почистил. Но поставил и условие: «Приходите, три поклона положите». Я ещё нашёл возможность с детьми прославить Бога на таком ничтожно малом деле.
А теперь, смотрите, как Бог вас любит: в Сибири, при таких морозах, какие вкусные яблочки. Мороз стукнул, а они не отлетели и вы можете их есть. Дети у меня как снегири. Один за другим идут, так что я вчера все дела свои бросил и полез сам им рвать, чтобы всех накормить. Я получил назидание: будьте как дети. Из самого ничтожного нужно извлечь полезное. Мне всё позволительно: я мог срубить ранетки и не заметить их, но не полезно это. А это назидание ребёнку. Вижу, они уже другим стали говорить. Недавно приехавшие и уже сегодня забегают туда. Ефес.5:19 – «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Вы сами себя проверьте, как вы дома работаете, что-то делаете, у плиты возитесь, печёете что-то, во дворе бываете, скажите, какие у вас бывают песнопения духовные, что вы поёте? Как вы себя назидаете? А ведь песнопений так много, только один сборник баптистских песен 750 и даже намного больше ныне. Я с первого дня обращения многие из них услышал и они в душе: «Смотрю я с тревогой во взоре, не знаю, кто враг, а кто друг». Есть такие простые песнопения, но написаны вдохновенными словами. Умейте, даже не имея голоса, ни слуха, хотя бы про себя петь. На эти ранетки детям я сегодня проповедь сказал: «Дети, смотрите, как Бог устроил всё интересно, как Бог любит нас! Он сделал это специально для вас. Взрослые это есть не будут, настолько кисло, а у вас чего-то не хватает, и вы приходите и берёте. Великий наш Бог Иегова любит вас, даже через эту ранетку». Ранеткой называют дичок, дикую яблоньку, с плодами размером с ноготок. Песн.2:3 – «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей». Пошёл, чтобы им не мешать, им этого хватит. Отошёл, работаю и поглядываю, как мои птички здесь клюют.
Фил.3:1 – «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно». Спрашивают, когда будет последняя книга «...отрытым оком». Господь даёт мне не тягостно писать, и потому каждый день работаю, и это знает только брат, который со мной. Уже в полшестого работаем, уже молитва окончилась, привели себя в порядок, а для вас это назидательно. Любят мои книги или не любят – но ответ один: они полезны, назидательны и духовны. Помолитесь, чтобы Бог дал мне денег издать книги. Иер.6:10 – «К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали?». Что я могу дать назидательного, созидающего? 1Фесс.5:11 – «Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете». 1Тим.1:4 – «и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере».
О пустяках не рассуждайте, приучитесь не судить о том, чего не знаете. На меня сегодня двое наткнулись: «Мы в отаре не поймали овечку и ваши никто не помог нам». Да нашего там ничего нет, поймают завтра. А один уже с угрозами: «Я вам помогать не буду». Угрозу дал, то есть, возможно, добро от тебе уже не изойдёт. А я получил назидание, что, делая добро, не надо надмеваться: «а я вам помогал». А вы мне и не помогли. Ты для Бога помогал, а не мне. Почему ты на всех обиделся? Опять ответ – я получил назидание ещё одно от этой стычки. Надо забывать то, что делаешь по доброте. Фил.3:13 – «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд». Сир.20:18 – «Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего». 2Тим.4:2 – «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». И себе вопрос поставим: какое назидание и кому я дал сегодня? Какое я назидание получил с утра? Насколько назидательна моя жизнь со времени обращения была и какое назидание получил из прошлой жизни? Это тоже очень поучительно может быть. Навык, который вы, дети, сейчас получаете в школе и дома, на всю жизнь вам хватит. Желание читать, изучать сейчас. Всё мне позволительно, но не всё назидает. Да даст Господь мудрости Духом Святым, чтобы мы искали назидание, получали его от Христа в Духе Святом. Аминь.

Не радуйтесь, когда кому-то плохо,
Но представляйте – это ваш двойник.
Беда душе, когда она оглохла,
Вздох горести чужой к ней не проник.
Просите Бога сердце обновить,
Кровоточащим пусть от боли станет,
Во рту своём примерит вкус акрид,
С чужой бедой в бессрочное братанье.
Бесчувственность не снимет с нас вину,
Такое в прошлом силясь рассмотреть,
Лежащего себя придётся пнуть,
Чтоб пробудить и отодвинуть смерть.
Кто сострадателен, с готовностью помочь,
Тем слёзы занимать и не придётся.
Они и с плачущим наплакаться не прочь,
Сухим чужим куском кровавят дёсна.
Когда нам больно, трудно, невтерпёж,
Мы ищем ласковых, хотя бы и подспудно;
Против рожна, как видно, не попрёшь –
Без праздников одни сплошные будни.
И чтобы виденное горе обожгло,
Оплавило былую безразличность,
Самонадеянность без жалости на слом,
Чтоб с минусом на нас не висли клички.
Не плохо бы пасхальный гимн воспеть,
Облобызаться с нищим и калекой;
На грабли прошлого не наступать бы впредь –
От поражений в памяти лишь слепки.
Смеяться нам никто не запретит
Там, в будущем, в последнем измеренье,
И слёзы нынешние как бы все в кредит,
Пусть сострадательность вдвойне теперь окрепнет.
Из чувствований чудных во Христе
Венок сплетается для нежности небесной.
За недруга молюсь, как о сестре,
В моей светёлке им вдвойне не тесно. 30.04.06. ИгЛа

Список всех проповедей

342

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: