размер шрифта

Поиск по сайту




Лицемерие убивает душу

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Указатель: Мф.6:16

Сегодня читается Евангелие от Матфея 6 глава с14 по 21 стих, Мф.6:16 – «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Слово «лицемерие» встречается напротив поста, молитвы и милостыни в Нагорной проповеди. До этого в Израиле постились, молились и всё время священники говорили, чтобы люди жертвовали. Пророки говорили: будьте жертвенны. И вдруг на поверку оказалось, что всё это лицемерие. «Принимают на себя мрачные лица» – это Иисус не о будущем говорил, Он видел эти мрачные лица, которые хотели «показаться людям постящимися». Вот на углу стоят и раскланиваются, как будто сегодня сказано. Подойдите к Никольскому храму и увидите, действительно раскланиваются. Вывод какой? Не раскланивайтесь. Молитва – это тайное с тайным. Соверши крестное знамение и зайди тихонько, так нет, встанут посреди дороги, а это центральная улица. Истинная молитва – это отрешение от всего видимого. Лицемеры! А ведь дома-то не молятся.
Постятся. А попробуй-ка скажи, что пост не нужен. Я же открыто говорю, что посты придуманы спустя столетия (я не говорю о Великом посте). Они не нужны! Почему? Потому что одно лицемерие, ведь если есть посты, то их нельзя нарушать. Священники же вообразили, что им дана власть не только самим не поститься, но и другим разрешать. Подходят: «Батюшка, а у меня давление, у меня гастрит, у меня гемоглобин...» Пожалуйста, всё разрешат. Патриарх разрешил студентам кроме первой и последней недели есть рыбу, масло. Почему? Они что, в шахте работают? Вы посмотрите, какие они есть. Пост-то нужен для того, что бы показать свою власть. Ведь не просто нарушает пост, а с разрешения, благословения тех, кто широким рукавом на вас махнул. Всё, она уже этот пост ни во что считает. Церковь назначила сегодня читать о лицемерии – в прощённое воскресенье, чтобы мы перестали лицемерить. Мы вступаем в семинедельную эпоху лицемерия. Господь предупредил об этом и нас. Смотрите, как поют, выходят на середину: яко фимиам, яко жертва вечерняя... Рядом дьякон горстями ладан сыпет, как в паровозную топку. Только выйдут из храма, эти же хористы стоят и за углом курят. Лицемерие! А милостыня какая? Один пятачок бросят, вот и делите, нищие. Да истинная-то милостыня тогда будет, когда ты хлеб и соль отдал, как вдова положила всё пропитание своё. А лица у постников какие мрачные. Священники так и говорят: как только пост приходит, то до того злые сделаются мои старухи, откуда только берётся. Да виду даже не дай, что постишься. У нас есть материал о посте, возьми и твори по силам. Конечно, ничего молочного, мясного, рыбного.
У нас не пост, а смена пищи, диета, полезная для организма. Настоящий пост – это не пить, не есть и не творить греха, а творить милостыню. Что такое лицемерие? Какой бы пост человек ни занимал, лицемеру – это не в похвалу, он всегда не в почтении. Посмотрим, кого Господь имел в виду, называя лицемерами.Иов.8:13«Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет»; у них, оказывается, надежда есть что-то от этого получить, но это ничего не даст, надежда погибнет. Есть одно хорошее выражение: лицемер тайно не молиться. Он всё напоказ. Зачем ему тайно молиться, это уже получится настоящий верующий. Иов.13:10«Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». Значит лицемер без наказания не останется, он скрытно лицемерит. Такой уж постник покажется, а дома ест всё, что нравится. Встретил одного бывшего уполномоченного по религиозным культам, и он говорит, что сейчас постится, стал поступать, как настоятель сказал. А как? «Ну, у меня гастрит, я курочку ем». Да как же так, даже на масленице уже нельзя никаких животных жиров, это уже как отрава действует. Я говорю, посты не нужны. Но пока посты не отменили, я их должен тщательно все соблюдать, как заповедали святые отцы. А может, их никогда не отменят? Всегда буду чётко по инструкции соблюдать.
Самое неприкосновенное – это богослужение. Всё можно сделать, священника арестовать, даже можно на архиерея руку поднять, но только не на богослужение. Я стал задумываться, почему так? Даже в Евангелии, единственно неприкосновенном, молитва «Отче наш» в двух разных вариантах даётся, две Нагорные проповеди: в одном месте «Царство Небесное», а в другом «Царство Божие». Зачем было менять, если Господь говорил одинаково – выходит, что не один раз говорил? Я ещё раз говорю, что служба никогда не была монолитом, к которому нельзя было прикоснуться. История сохранила, что литургия Иакова была по 6 часов; но уже в 4 веке Василий Великий посягнул на неё и сократил до 4 часов. Иоанн Златоуст увидел, что люди томятся и ходят на скачки, и тогда уменьшил до 3 часов. Патриарх Никон уменьшил до полутора часов. У католиков 25 минут. Католики нам, конечно,. не пример. А где предел? Не выходить бы по продолжительности за два часа. Мирские поняли, что час – это 45 минут, далее дают людям отдохнуть, даже молодым студентам. Придумали седальны, т.е. сидеть можно. А у нас детей затащат на службу, он стоять, бедный, не может, падает, только и думает: «Когда я выросту, то в храм не буду ходить». Смотрю сегодня, стоят взрослые впереди детей. И ребятишки кроме ваших спин и того, что ниже ниже, ничего не видит. Ну распахнитесь, чтобы ребёнку алтарь видно было. Может, он хотя бы зрительно ухватит. Лицемер, никого позади себя не видишь. Иов.13:16«И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдёт пред лицо Его!». На меня за глаза священники клевещут, еретиком называют. Я им предлагаю всё время: давайте встретимся в епархии, на телевидении или у нас. Никуда не пойдут и отсюда видно, что они лицемеры. Лицемер никогда на открытый разговор не пойдёт, иначе он будет разоблачён. А я готов ответить на любой вопрос, дать отчёт в своём уповании. Где и что в Евангелии я нарушил? Иов.17:8 – «невинный вознегодует на лицемера». Неприятно невинному. О каком посте толкует, если сам в четвёртую рясу не входит. Это же неправда, что будто бы постятся; посмотрите, какие они тучные. Как Златоуст говорил: «Говоришь «не пей вина», а у самого губы красные от вина; говоришь о трезвости, а самого ведут пьяного с гулянки». Это он о священниках говорил. Иов много о лицемерах упоминает, они были перед ним и ратовали за Бога. А Иов требовал от Бога отчёта: я не виновнее их.
Иов.20:5«веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?» Их уважают, на каждом шагу: «батюшка, батюшка...», - а они только отходят и уже забыли про этих бабок. Иван Грозный давал послам руку целовать и тут же при них тщательно мыл её. Если не уважаешь, то и не давай целовать. Одно лицемерие. Иов.27:8«Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмёт, когда исторгнет Бог душу его?». Ответ: никакой надежды. Лицемер не спасётся. Не лицемерьте! Если меня поставить на суд и спросить: ты что, на богослужение замахнулся? Да, открыто говорю: с богослужением надо разобраться. Во-первых, вот эти 40 «Господи, помилуй!» – насмешка над Господом и Его милосердием. Канон на вечернем богослужении – мёртвая зона – никто ничего в нём не понимает, ни слова – пустая трата времени, польза разве только от поклонов.
Ни один ещё мне не встретился, кто бы понимал этот канон, а только окончания слов люди ловят. Бывает, читают чётко с выражением – но всё равно абсолютно бесполезно потерянное время. Канон этот никому не нужен. Но мы ничего сделать не сможем, нам только терпения набраться бы и отстоять, не упасть бы. Я при любом архиерее скажу: Вы продляете службу этим каноном, а иначе служба короткая, как у католиков, будет. Лучше бы взять Златоуста и прочитать. Но этого не будет, иначе священника сметут по обвинению в ереси и в других смертных грехах. А кто говорит иначе – лицемеры. Я же об этом открыто говорю. Меня завтра же могут еретиком объявить за эти слова? Иов.34:30 «чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа». Лицемера нужно разоблачать, и к тому приложить все силы.
Иов.36:13 - «Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы». Лицемеры гневливые очень, особенно лютые до озверения церковные лицемеры, они за каноны, которые не понимают. Они все незаконные согласно закону. Патриарх, Аввакум, Никон... все раньше времени рукоположены. А по канону должны быть рукоположены в пресвитеры не ранее 30 лет. Если каноны не хотите исполнять, то и отмените их, скажите: «они не нужны, устарели. Срок жизни стал короче, не успеваем и начинаем женить ребятишек с 4 лет». Правила некоторые не объясняются, а это правило объяснено, что Сам Господь вышел на проповедь тридцатилетним. Не надо эту шкалу понижать. Пр.11:9 - «Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются». Вчерашние прихожане повели священников на расстрел. Ис.9:17«Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта». Под это описание подходят судьи в первую очередь. Дворец правосудия! Ни одно учреждение не выставляет на афиши, что там правда. Там-то как раз меньше всего правды. Если я приду к губернатору, то могу его назвать товарищем или по имени-отчеству. А тут только «Ваша честь», а судьи есть самые бесчестные люди, про которых Господь сказал: «Бога не боится и людей не стыдится». И священники тоже требуют к себе обращения «отец». Попробуй не назови отцом, а назови по имени-отчеству. Если ты отец – начинай рожать, не надо быть духовным импотентом. Начинай семя сеять, готовь почву, окормляй, как должно, неси Слово Божие.
Пророк Иеремия, мой любимый пророк, никогда не шёл ни на какие компромиссы, а прямо говорил в глаза. Его Господь избрал совсем молодым, и его карьера была зарублена на корню. И он в конце подводит итог: «ибо и пророк и священник - лицемеры; даже в доме Моём Я нашёл нечестие их, говорит Господь» – Иер.23:11. Не на улице и полях, а в доме Его, т.е. в храме. Посмотрите сегодня в Покровском соборе, какие они. Носят косички многие – якобы назорей. А если ты назорей, то и вина не пей, ведь назорей даже виноградной косточки не должен есть. Чис.6:3-4 – «он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушёных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи». Лженазореи и лицемеры! «Пророк и священник – лицемеры» – разве они могли такое Иеремии простить.
Вы знаете, что рецензию на мои книги давал проректор. Он сказал о том, что обычно автор в книгах и в жизни – разный совсем, а в моих книгах он подметил, что какой я есть, такой и в жизни – одно к одному. Он меня в книгах узнал. Это основное, что он подметил, и для меня это великая похвала. Ни перед одним человеком не лицемерить. Господь показывает, где проявляется лицемерие. Мф.7:5 - «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего». То есть когда судим, про нас-то никто не знает, а кто явно согрешил, то мы и попляшем на нём. Вынь сначала бревно, у тебя самого лесопильный завод в глазах. Мф.15:7 – «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». Узнаёте себя? Здесь-то мы какие стоим, да как оделись, да как кланяемся, креститмся правильно. Так и несите крест Христов достойно. Мф.16:3«и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете». Ты разве газеты не читаешь? Все признаки последнего времени, а значит как надо осторожно себя вести. Мф.22:18«Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?» Мф.23:13«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Речь идёт не о политических партиях, не о мирских структурах, а о церковниках. И нигде так не затворяют, как в церкви. Человек отстоял и вся духовная работа над ним окончилась. На исповедь идут, а нет ни епитимьи, ни оглашенных, ничего нет. Есть выражение, что лицемер тайно не молится. К этому можно добавить, что он тайно и милостыню не подаёт и поститься тайно ему не к спеху. Кто и где долго молится? Ни губернатор, ни мэр города долго не молятся! Конечно же, речь идёт о священниках, епископе, дьяконе, о всех прислужниках. А дома вдов поедают как? Венчание, отпевание, крещение – дальше целый список цен на требы. Выйдет священник на паперть или не выйдет, зажжёт кадило или впотьмах - всё в прейскуранте. Бывает вдове и похоронить не на что; но она последнее несёт, куда денешься, надо как у людей сделать. Мф.23:15 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Здесь захвачены все сектанты, которые идут, едут сюда и губят людей, и делают их сынами геенны. Лицемеры! Выйдут накрашенные, одетые в брюки женщины. У сектантов не меньше лицемерия, чем у нас. Мф.23:23 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Внешне подобное очень просто сделать – тому научить в один день можно. А вот суд, т.е. правильно судить, рассуждать – намного труде исполнить; милость – видеть нуждающегося должен, помочь таким и веру сохранить. Мф.23:25 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды». Женщина предпочтёт даже глупой выглядеть, чем выйти плохо одетой, неподготовленной, ненакрашенной, только чтобы было внешне приятно, а это - гробы. Как только заговорила, видим – пустота, ничего нет, один обман. Мф.23:27 - «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты», – быть не тем, за кого себя выдаёшь.
Мф.24:51 – «и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Лицемерие – это не маленький грех, и потому старайтесь друг другу помочь обнаружить в себе и в другом этот гнусный грех; сам в себе человек этот грех не заметит: говорит одно, а отошёл и уже говорит другое. Друг другу помогайте, скажите: «Брат, сестра, а это не лицемерие у нас будет, а ведь рассечёт Господь за это. Надо быть цельной натурой, не двойственной: одно думать, другое говорить, а третье делать». Лук.13:15 – «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?» Со скотиной обращаетесь намного благоразумнее, лучше, чем с ближними своими. Это можем отнести не только к правителям мира, которые обирают народ, а себя благодетелями показывают. Иак.3:17 – 17 – «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Если ты узнал из Библии что-то, то примени это слово одинаково к себе, к епископу, к священнику, к жене, к детям. Не так, что если человек пониже, то я его могу ущипнуть, а который больше – как бы сдачи не дал. Пророки так не поступали. Мудрость свыше нелицемерна. 1Пет.1:22 – «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». 1Пет.2:1 – «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» – вот как раз сегодня и отложите лицемерие. 2Кор.6:6 – «В нелицемерной любви». Не просто внешне показывать целованием и говорить: «Прости Христа ради!», а потом отвернулся и за старое. Это чисто старообрядческий подход, и так на каждом шагу: «Прости Христа ради!» Сегодня одна мне звонит и говорит: «Прости Христа ради!» Отвечаю: «Там у людей попроси прощения. Почему, когда ты была здесь у нас, не просила прощения, когда тебе говорили, что надо идти на работу, не жить за чужой счёт?!» Лицемеры! Если ты это осознал, тут же это исправь, а не так, как лживая явка с повинной; но что награбил, то спрятал. Явка с повинной будет действительна тогда, когда ты в милицию принесёшь всё то, что награбил. А если кого убил или кому навредил, то обреки себя на то, что когда вернёшься из тюрьмы, дай обет всю жизнь служить ему: не жениться, ничего другого – быть в рабах у обиженного тобою. Надо крепко-крепко за это слово взяться, потому что лицемерие вылезает из всех щелей, когда человек любит свою жалкую, мелкую жизнёшку.
Гал.2:13 – «Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием». Интересное и страшное место, и я не хотел бы его, может, иметь, но оно есть и благо, что есть. Мы узнали о ненависти к лицемерию в полноте от великого Апостола Павла, а обстановка была непростая. Апостол Пётр решил, чтобы других людей привлечь, опуститься до их уровня – с язычниками вместе ел (но постов не нарушал, т.к. их в то время не было). Ел, вероятно, как у язычников принято, может, и свинину или ещё что, а когда пришли евреи, он стал от язычников таиться, не стал встречаться с ними, чтобы евреи его не осудили. Такое бывает. Апостолы лицемерят? Да страшно так и подумать. А вот в этом-то плане как раз лицемерие на каждом шагу – показываем себя постниками. Я не знаю сегодня по-настоящему, знают ли священники статистику своих прихожан, кто нарушает пост. Вот интервью даёт священник, благочинный: «пригласили в пост, положили кусок мяса, что делать? Не будьте лицемером – съешьте». Да вот ты-то как раз и есть величайший лицемер – надел на себя рясу, крестом прикрылся, а лопаешь всё подряд. Да ты бы встал и сказал: «Сегодня не должно быть пиршества, церковь так назначила – пост, какие тут пиршества! Никаких дней рождения, вообще их не надо справлять». 1Тим.4:2 – «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей». Лжесловесник – человек, который говорит одно, а думает другое. Это совершенно не из области христианства. Если мы о чём сейчас сказали: «Да, у нас это так!», то и везде этого надо придерживаться. Наступает сейчас Великий пост, и начинают выпрашивать есть молочное – ничего этого не надо. Решили первую неделю собираться, сегодня объявим, во сколько всю неделю приходить молиться, а эта молитва – только начало, домашняя должна быть намного длиннее. 2Тим.1:5 – «приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе». Павел заметил в Тимофее одно качество, которое послужило сближению с Тимофеем. Можем ли мы сказать, что в нас люди могут увидеть нелицемерную веру во всём? Если я вам показываю экономию внешне, а деньги где-то спрятал и трачу на себя много, то это будет одно лицемерие. Если я даю норму детям полпряника на раз, считая это деликатесом, то, и один оставшись за закрытыми дверями, я не должен это перешагивать. И Великий Бог да даст нам всем нелицемерно пройти этот пост и нелицемерно дойти до великой пристани – Царства Небесного. Аминь.

Безбилетных называют зайцем,
Но косой умеет лишь скрываться,
Не пытался беркутом казаться,
На себя чужой не тратил краски.
Мы на зайца мало чем похожи,
Он абортов отродясь не делал,
Не дремал, на власть не строил рожи,
Летом серый, а зимою белый.
На мякине, мол, не проведёшь
Старых воробьёв, и не старайся.
Человек же на отходах сплошь –
Трудно отличить от зёрен разве?
Но тысячелетья на мякине
Вымыслов, традиций и житий.
Чёрную власяницу накинул
Тёмный «кардинал» из злых стихий.
То корова ближнего на льду
И на ней седло совсем не к месту.
Лучшего сравненья не найду
Вздумавшим в начальники пролезти.
Но на лёд корова не пойдёт,
И седлать какой же дурень станет.
Без учения Христа кому почёт?
От начальства глупого устали.
То про курицу пословицу ввернут,
А наседка петуха боится.
Бабу же смирить не может кнут,
За авторитет свой смертно будет биться.
Глупостью барана превзошёл
Человек, не знающий Писанья.
Вони выдал больше, чем козёл,
Хвалится он бородой, усами.
Тысячи сравнений против нас,
Если не родились в Боге свыше.
Хуже мошек, если без прикрас,
Перед львом рыкающим, как мыши. 14.04.06. ИгЛа

Список всех проповедей

772

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: