размер шрифта

Поиск по сайту




Страдать за благовестие

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: Евр.11:24

12.03.06. Евр.11:24 – «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой». Сегодня будем читать о том, как укрепить в нас веру. Такое чтение назначено, и мы не отходим от указанного чтения. Повествуется о вере Моисея. Если бы люди подражали Моисею, то уже сегодня кое-что изменилось бы. Не стали бы держаться за должности свои, за работу, за красоту, за звание, за имущество. У него это всё было в достатке. Но когда он пришёл в возраст, как написано, в 40-летнем возрасте, то он пересмотрел жизненную программу. Наследник всемирной империи, перед ним проходят армии, впереди будут победы, звания, поклонение, но внутри его всё время голос, который он слышал от матери. Когда он был в корзинке пущен на воде, то большую роль сыграла его сестра – она нашла кормилицу ребёнку, и кормилицей была его собственная мать. Исх.2:7-8 – «И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца» Разве это не достойно кисти художника и режиссёра? Посмотри, как всё удивительно слагается! Что мать сумела дать ему, примерно, до трёх лет. Не так, как сейчас, едва жена придёт из роддома, уже муж начинает с ней жить, поэтому ребёнок отвергается груди – беззаконие! Пока ребёнок от груди не отсажен, муж не должен знать жену! Поэтому дети такие хилые. Видите, сколько косвенных выводов можем отсюда сделать. Очевидно, мать Моисея пела – маленький ребёнок многого не запоминает, но пение западает в душу. Колыбельная песня для чего? Сегодня говорят, что если мать беременная, то надо слушать хорошую музыку, т.к. ребенок слышит. Кто видел овечек, то знают, что когда они идут, то у них голова всё время внизу, идут плотно, не как коровы – разойдутся далеко друг от друга. Корове нужно место, иначе она видит соперницу и бодает её. Овечки же кучей идут, и ягнёнок сразу потеряется, как только родился. Овечка, пока ест траву, непрерывно издает звуки, – блеет. Почему? Она издаёт голос, по которому ягнёнок её ищет в отаре. Ягнёнок ещё не родился, а она всё время блеет, и он внутри слышит. Как только родился, он из миллионов голосов её голос по тембру узнает, и он к ней бежит. Так соделал Бог! Вот это нужно взять и нам. Мы названы овцами: «Паси агнцев Моих». Мы сами по природе уже овцы, бестолковые бараны, и мы по голосу должны знать голос Небесного Отца, Пастыря душ нашим, голос Матери Церкви. Почему люди бегут в разные секты? У них нет навыка церковного, как говорят, корней. Родители не пустили «корни» пением.
У нас сегодня необычный день, ибо после службы приступаем к пению, разучивать песни будем, чтобы мы по голосу своих находили, где христиане. Не случайно, что нараспев иногда молитвы читают, и у мусульман муэдзин кричит с минарета, призывает на молитву тоже нараспев. Я спросил: «А как у других?» В других религиях точно так же – везде пение существует. Для чего поют птицы? Это всё надо взять для себя. До пения человек доходит в утробе матери. Как Моисей мог это все впитать? Ему уже 40 лет и, казалось бы, удовольствия должны были заглушить впечатления детства. Ходил с бабушкой, потом забыл, затем стал комсомольцем, – так некоторые пишут. Здесь же всё сохранилось в Моисее. Значит, мать сумела заложить твёрдое основание, и, придя в возраст, когда сама юность – кипит огонь, привлекает женский род, он всё оставил и предпочёл страдать с народом Божиим. Он только один раз увидел, как народ Божий страдает, и он не прошёл мимо. «Ну а что сделаешь, такая обстановка». Он мгновенно вступился, обернулся – никто не видит, сразу же убил египтянина. Родного брата моего обижают. Иоанн Златоуст говорит так: «Если имя царя хулится, и ты восстанешь и ударишь негодяя, то от царя получишь награду. Тем более, когда ты слышишь, что ругают имя Божие, ударом загради его уста». Я не призываю к этому, но всё-таки ревновать об этом надо, когда поносят Слово Божие. Останавливаясь около храмов, вы видите, какой народ тёмный, натравленный священниками, – не проходите мимо. Всё время в руках имейте обнажённый меч – это Слово Божие. Итак, Моисей имел в руках меч ревности, но он ещё не знал, что он будет посредником между Богом и людьми, что через него выйдет закон, и тысячелетия миллиарды людей будут обращаться к его имени. Его именем будет назван премьер, был такой Моше Даян. Моше – это Моисей. Моисей взирал на невидимое. О Христе при Моисее никто не слышал. В прообразе, в том ягнёнке, который будет приноситься в жертву – это всё без имени Христа, нигде имя Христово не упоминается в Ветхом Завете. Но весь Ветхий Завет был проникнут Христовым присутствием незримым образом.
Народ был грубый, в детском состоянии ума, и ему нужно было через образы показывать на самую суть. Богослужение всюду указывало на Христа: Он придёт. Ягненок – Христос, любая нить, жертва – Христос, Христос, Христос, Который должен родиться. И сразу: «А как нам?». Мы уже ожидаем Христа, Грядущего с небес. Если у них посты назначались лишь в честь скорбных дат, то у нас все посты назначены в честь смирения собственной души, для прославления Бога. На прошлом занятии мне был задан очень глубокий вопрос из пророка Захарии 8 :14-15 и там упоминается четыре поста, и в какие дни. «Откуда эти посты?». Ниоткуда! События выбили из них эти посты, и все они были связаны с Иерусалимом. Первый пост они сразу назначили, как только город был окружён, началась осада, и многие вспомнили слова пророков: «Будет великое горе» – вот этот пост. И они его из года в год во время пленения вспоминали. Вчера мы выходили в поле, такая была свобода, а сегодня не выйдешь, вокруг стоят войска, дымятся их станы. Второй пост назначили в честь падения Иерусалима, третий в честь сожжения храма. Посмотрите, всё было связано с гибелью национального достоинства, потерей независимости. Может быть, у нас будет особый день поста, когда день объединения с Московской патриархией объявят. Это страшное вавилонское пленение, но идти надо будет за то, что мы сидели на своих дрожжах. Поэтому то, что мы вводим, как будто новое, ничего нового – так всегда было. Надписи всюду и везде, ими стараемся пробудить душу, чтобы заработала душа. Семь минут перед богослужением стоим в молчании, в тайной молитве – цените, не передвигайтесь, не охорашивайте платки друг другу! Полное молчание, даже не креститесь! Дома тоже старайтесь перед молитвой и после молитвы хотя бы несколько минут спокойно постоять, углубиться, не просто отбарабанил, правило вычитал, побежал. Держите тонкую, нежную, интимную связь с Богом. Что скажет Бог в этой тишине? Он всегда в тишине говорит, не в громах и в молниях. Надо быть к молитве очень внимательным. Я вчера на это словосочетание «очень внимательно» говорил проповедь. У Моисеевой матери был очень внимательный голос, которым она пела ему еврейские песни. Потом они будут петь песни пленения. На вербах повесили арфы, и про то поётся во время поста, поётся сейчас. Всё надо соединить, чтобы мы добровольно согласились страдать с народом Божьим. Четвёртый пост они назначили по необычной причине. Когда захватчики навели порядок, убили всех противников, они поставили своего человека, который был нейтральным. Есть такие люди, которые занимают золотую середину. Думаю, что мы именно нейтральные: мы против объединения, но и не противимся, ждём, как будет дело решено. Иер.40: 7 – «Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали, что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником над страною и поручил ему мужчин и женщин, и детей, и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон». Вот такую позицию занял еврей Годолия, сын Ахикама, его поставили власти, ему даны были полномочия собирать рассеянных, платить налоги, и великий урожай дал им Бог в первый же год. Но нашлись патриоты – это Союз Русского народа, «Чёрная сотня», которые во всём видят только вину евреев, евреев, евреев. Они великую кровь несут всем! Они решили убрать Годолию, и Исмаил пришёл и убил его. И в честь Годолии назначен был пост. Это четвёртый пост, о котором говорит Захария. Может быть, с нами поступят так же, ибо история повторяется, в миниатюре, конечно, не в таких масштабах. Согласились с пленом, наладились отношения, но всё равно не успокоились патриоты. Они наложили на него руку, тайно завлекли, убили, и дальше историю надо читать. Итак, мы захотели страдать с народом Божьим, мы к этому подвигаемся. Павла убеждали не ходить в Иерусалим, Деян.21:13 – «Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Вот такое у него было желание – пострадать за имя Христово. Его не могли уговорить, ибо все знали, как он нужен, молились с ним, и вдруг он идёт и говорит: «Лица моего больше никогда не увидите, мы никогда больше не будем вместе молиться, вы никогда больше не услышите слово моё». И плакали на шее у него, целовали его, прощались, говоря: «Видимо, так должно быть, да будет воля Божия!» Решимость пострадать не осуждается, но она должна быть в ожидании, когда Бог соблаговолит.
Обычные израильтяне вышли из египетского пленения, но сердца их были не готовы, и они стали роптать: Исх.14:12 – «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне». Я рассматриваю слово, когда люди что считают лучше. Им было страшно трудно – на истребление шла нация. Мальчиков нет, а девочки идут по гаремам – нация исчезает. Умирать в пустыне не надо было, Моисей вывел их не умирать, он вывел их на спасение, но за ропот Господь их крутил на одном месте сорок лет. А там сорок дней пути было только, и всего. А они избрали, что это лучше. Некоторые считают сегодня, что лучше ничего не делать, а находиться в рабстве патриархии, у политической системы. Не лучше! Лучше – это пробудиться душой и начать молиться, и покориться Господу. Ион.4:3 – «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить». Не из-за чего огорчился, в жизни не научились выбирать, что такое лучше. Лучше – это быть со Христом, выполнять волю Божию. Самое лучшее – это слушать голос Божий. И самое лучшее – в вечности быть с Богом. Вот это лучшее избери однажды и всё время к этому краю подбивай, чего бы это ни стоило, и ставь эти вопросы: «Что я ищу?»
Иоан.18:14 – «Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ». Вот это лучшее Христос избрал. Лучшее, самое лучшее – не возлюбить свою жизнь даже до смерти и смерти крестной. Ничего нет лучше, как жизнь положить на алтарь Христа. 1Кор.9:15 – «Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою». Думаю, что сегодня ни один архиерей сказать подобное не сможет. Павел всё время трудился и трудился безвозмездно, он не брал за проповеди нигде, хотя проповедующие, как написано, должны жить от благовествования. «Трудящийся достоин пропитания», – это законно, по Слову Божию. Но Павел взял шкалу выше, проповедовал, служил и работал руками, т.е. жил за свой счёт. Как он любил своё дело! Сегодня никто не может этого сказать. Когда Израиль был в поношении, то нашлись люди, подобные Маттафии, подняли восстание и говорят: 1Макк.3:59 – «Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни». Мы оказываем очень большое сопротивление, хотя мы согласно идём на объединение, – это внешняя сторона, а внутренне, оно не так. Мы всё больше наращиваем силу и решимость бороться до конца. Мы ни в чём им не уступаем нигде, ни в одном пункте. Мы будем переносить все страдания и лучше нам умереть, нежели лишиться того, чего мы достигли. Когда ходите в торгашеские храмы, то подойдите к кому-нибудь и скажите: «Во время литургии священник говорит: «Оглашенные! Изыдите!», а это нужно говорить?» Вам тут же грамотно ответят: «Ну, а как же! Это ведь литургия, Богослужение!» «Значит наше богослужение выше еврейского?» «Да!» Они буквально исполняли всё, и если кто-то что-то нарушал – смертная казнь! А почему вы нарушаете? В храме говорят: «Оглашенные! Изыдите!» Почему никто не выходит? Священник повинен смерти, если он не выполняет. Такова аналогия с ветхозаветным богослужением и её нужно проводить. Везде вопят этот возглас к оглашенным, хотя эти слова никто не выбрасывал из богослужебных книг; но были попытки их убрать. Так почему же не выводят оглашенных? «Так это же мысли наши» – и начинают по Гоголю объяснять и блудословить. Не мысли, а люди! Оглашенные – это люди, которые должны выйти из храма. Они не могут выполнить, потому что за сими словами стоит слишком много. Это означает – нет работы, «овцы» и «козлы» вместе, «волки» с «овцами» вместе. Никто не знает – кто есть кто?! Работы никакой не ведётся. Они просто зряшно говорят: «Оглашенные! Изыдите!» Вы чаще останавливайтесь на теме о неправильном крещении. Они сейчас уже кое-где полное погружение делают, но суть не меняется, так как они не подготавливают людей. Катехизация должна быть не по 15 минут, а не менее трёх лет! А если человек ничего не знает, то от трёх до пяти лет. Лучше никого не крестить, нежели профанировать великое Таинство крещения на потребу поповских кошельков.
Сир.17:4 – «и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых». И это говорится в Ветхом Завете, когда бездетность считалась поношением, и означало, что Бог бездетного не благословил. Однако, пришли к выводу, что толку иметь детей, которые не слушаются, не верят в Бога, которые после смерти будут вечно мучиться в аду – да лучше бы их и не было. Это и так понятно. Значит, если дети есть – это главное поприще, на котором ты должен простираться ежедневно и днём, и ночью. Надо найти свои ошибки, усилить молитву, и особенно во время поста. Я делаю вывод такой, что если люди излишней комплекции, на них лишний вес, значит, у них всё в порядке. Я уже другие выводы начинаю делать: им не о чем сильно скорбеть, печалиться, убиваться, истощать свою плоть. Но Давид говорит: Пс.101:4«ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня». Пс.68:3 – «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня». Он день и ночь плакал, а ты почиваешь на толстых подушках жира на лопатках и на животе. Поэтому выходит, что всё у тебя в порядке. В действительности же это не так, а сие от великой беспечности! Сирах.41:29 – «Сын мой! не живи жизнью нищенскою: лучше умереть, нежели просить милостыни». Мы всё рассматриваем, где и что есть лучшее. Значит, надо работать, работать в телесном плане и в духовном. Если с кем встречаетесь, то чтобы вас сразу определили, что вы трудяги. Присутствовал на Прощёное воскресенье у Покровского собора, когда наши братья беседовали, а рядом были сёстры, стояли священнослужители, и видно, что некоторых тронуло: «Как вы знаете Писание. Да, конечно, вы смогли, знаете Писание», – у них прорывается это. Один хотел тоже козырнуть: «Написано в Евангелие от Матфея» - (а это у Луки написано), и он дальше не знает. Хотел назвать главу, махнул рукой: «Жалко, я не знаю, где написано!» А ведь священник! Да, вот то-то и жалко, что меч у тебя заржавленный, а может, и меча у тебя никогда не было, он висит у тебя за ефодом, как меч Голиафа. Товит.3:6 – «мне лучше умереть, нежели жить, так как я слышу лживые упрёки и глубока скорбь во мне!» Будьте осторожны с упрёками, сначала узнайте, где истина, и только после этого упрекайте, когда человек явно нарушает что-то.
«Страдать с народом Божьим». Пересмотрев всю Библию, нашёл только одно место здесь, чтобы открыто такими словами было сказано: «Я желаю страдать с народом Божьим». Нигде больше такого нет, хотя слово «страдать» в Библии встречается 149 раз, а в Новом Завете 71 раз. А «иметь греховное наслаждение» тоже встречается только один раз здесь. Или переводчики так искусно перевели, или это в оригинале – мне этого не узнать, но перевод блестящий. Действительно, что значит иметь временное греховное наслаждение? Что было впереди у каждого в жизни, что доставляло удовольствие и где оно? Прем.Сол.5:9 - «Всё это прошло как тень и как молва быстротечная».
Ничего нет! И всё кончится! В чем же истинное наслаждение? Моисей решил иметь во Христе спасение, нежели иметь греховное наслаждение. Я решил и второе слово рассмотреть, потому что к этому стиху относится, в чём наше наслаждение? Без наслаждения скучная жизнь будет. Апостол Павел говорил, когда собирался в путешествие: Рим 15:24 – «как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь [общением] с вами, хотя отчасти». Наше взаимное общение и есть наслаждение. Мы сегодня начнём это наслаждение расширять одними и теми же духовными песнопениями, больше времени будем вместе. Не спешите убегать! Некоторые, только чуть служба закончилась, и уже стоят в коридоре, не заходят в трапезную. Кончилось богослужение, сразу заходите, чтобы лишнюю минуту нам побыть вместе. Это наслаждение – видеть друг друга, радоваться. Некогда совершенно чужые друг другу сегодня кровью Христа спаяны вместе, и Бог дал нам такой уголок. Пишут наши даже об этом в своих свидетельствах, что мы как-то были разрозненны до времени, пока не дали нам этот дом. Господь так чудно сделал, и это нас объединяет. Вы приходите по двое, уборку делаете, и это вас роднит, вы уже знаете, с кем вы вместе. И это наша жизнь, маленькие кусочки мозаики не чужой жизни, а нашей. Ис.66:11 – «чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его».
Говорится о радости, о наслаждении, которое мы имеем от Господа. Много об этом говорится и в Житиях. Жажда любви к народу Божию у Моисея проверялась непостижимым, он даже сказал однажды: Исх.32:32 – «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». Думаю, что говорил в экстазе, не понимая, что говорил. Что угодно, только не это! Он просто не знал, как и некоторые тоже так говорят, а надо думать. Павел как бы даёт пояснение, расширение того, что говорил Моисей, который страдал с народом Божиим, неся его тяготы. Павел говорит Тимофею: 2Тим.4:5 – «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Моисей об этом, конечно, не знал. У нас скорби другие. Самый скорбный путь – это путь благовестника. Священник - что, он отслужил, кадило погасил, повесил, переоблачился, задним ходом вышел из храма и ушёл. А благовестник, он должен к каждой душе тропинку найти и дойти. Священникам не нравится, когда я цитирую слова Иоанна Златоуста. Он говорит, что чтобы обратить душу, нужны тысячи талантов! Я должен быть и психологом, кое-что иметь, чтобы в нужде помочь человеку, утешить, разобраться в хитросплетениях событий – тысячи талантов! 1Кор.9:19-23 - «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».
А чтобы крестить – ни одного таланта не надо, достаточно только быть рукоположенным и не запрещённый архиереем. Взял требник, по нему прочитал, и Бог Таинство совершит. Страдай, совершай дело благовестника. Если вы хотите страдать с народом Божиим, а нам говорят, что Россия - второй Израиль, и не будем сего опровергать, тогда давайте дальнейшее читать, что мы маленькую роль Моисея выполним в своей жизни, и будем страдать с народом Божиим. Понять, что люди не знают Бога, не знают Библии. Итак, Апостол Павел напоминает евреям, что всё богослужение, которое они и сегодня совершают, было направлено на то, чтобы привести всех ко Христу, Которого они распяли. Иов.12:25 - «ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные». Пс.81:5 - «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются». Откр.2:3 –«ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал». И то, что мы приходим сюда - это тоже для того, чтобы мы всё внешнее и внутреннее, всё скверное отвергли. Наши посты для того, чтобы мы очистились. Петров пост для того, чтобы получить благословение Духа Святого и пойти на проповедь, и страдать, как истинные благовестники Христовы. Аминь!

Список всех проповедей

260

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: