размер шрифта

Поиск по сайту




Горькие травы

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Исх.12:8

Исх.12:8 – «пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его».

Какие простые слова, но, сколько за ними кроется.

Они не узнали Его, когда шли с Иисусом в некое селение, а сердце горело, потому что Иисус изъяснял им Писание. Они любили Писание, но узнать Друга не могли. Когда преломил Он хлеб, они Его узнали. Что это за хлеб был? Две тысячи лет разгадывают. Что это было – подобие Вечери? Христос – это Пасха, сама Пасха.

Апостол Павел говорит:

1Кор.5:7 – «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

Как совершалась Пасха?

Когда настало время выхода из египетского рабства, Бог повелел взять ягнёнка, однолетнего, неповрежденного или козлёнка, это весеннего отела, окота; десятого Нисана взять, четыре дня дома держать, и в полнолуние заколоть; и есть его, испеченного на огне, не сваренного, ни одной кости не ломать и есть с горькими травами.

Размыслим о том, что есть горькие травы?

Притом во множественном числе; не с горькой травой, а с горькими травами. Нигде нет толкования. Но евреи эти травы, конечно, знали. Они сразу поняли, о чем речь идет. И мы видим, что когда они уже в пустыне были, они вспоминали эти горькие травы:

Чис.11:5 – «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок».

Говорят, что жирная пища трудно переваривается, если не добавлять горькие травы, почему люди разные специи и добавляли. Горькие травы – это горечь бывшей их жизни. Не просто горькие травы, а это воспоминание о тревогах, утратах, погибели; желание что-то исправить, чтобы было не так.

Впервые слово «горько» встречается, когда благословение Исав потерял. Он не держался за него, но когда узнал, что благословение отошло, и отец вторично его не может благословить, потому что Иакову отдал.

Быт.27:34 – «Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня».

Он понял из горького опыта, что многое уже невозвратно далеко ушло. Это нам урок из горести чужой.

Евр.12:16 – «чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства».

Потом он превратит этот опыт в злобу: «Я отомщу, вот только отец умрет, и я рассчитаюсь с Яшей».

Это слово «горько» в нашей жизни встречается очень часто.

Мне однажды пришлось видеть во время Пасхального богослужения одну женщину, я никогда больше не видел таких слёз в этот день радости, чтоб на Пасху так плакали. Она не поднимала головы, непрерывные рыдания и слёзы. Спросил ее: «Отчего ты плачешь так?». Она говорит: «Я была кассиром в банде, и в Пасхальный день на кладбище я полураздетая с этими деньгами сидела, когда успели только крикнуть: «прячься!», между ними были разборки. И где я сейчас нахожусь?!». Они ее не убили, оставили, теперь она к Богу пришла; а так, может быть, в живых бы не оставили. Она Христом закрылась и она теперь рыдает: «Я вспоминаю это и горько плачу. Люди здесь знают Бога; а меня, как Он мог принять? Как Он мне мог открыться?» Она поверила всем сердцем в Священное Писание, полюбила Воскресшего воскресившего ее.

Когда мы вспоминаем прошлое и говорим: «О!» И вот это «о-о-о», чтобы там было, если бы.... А ведь могла и я по-другому жить.

Наступает новогодняя ночь. Есть очень хороший рассказ, когда старик стоит у окна и вспоминает всю свою жизнь, и он говорит: «И я мог бы по-другому эту ночь встретить. А теперь я в кротовой норе порока один».

Слово «горький» встречается тогда, когда юноша любит чужую женщину – это такая сладость. Но последствия ее горьки.

Прит.5:3-4 – «ибо мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый».

Слово «горький» неоднократно вспоминается в Книге Иова:

Иов.23:2 – «еще и ныне горька речь моя: страдания мои тяжелее стонов моих».

Горький вопль подняли матери, когда были убиты их младенцы. Пророк Иеремия говорит:

Иер.31:15 – «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет».

Сколько женщин, сестёр, которые обратились к Богу и вспоминают прошлую жизнь. Детей нет, дети убиты – какой горький вопль, какое стенание идет. Мы вкушаем Пасху Господню и разбавляем ее воспоминаниями. Ничего не вернуть, ешьте с горькими травами.

В нашей жизни сейчас, если внимательно и благодарно ее рассмотреть, настолько всё прекрасно, что нам не миллионы, а миллиарды позавидовали бы. Какой достаток, какой мир, какой покой.

Отец принял нас, усыновил. Отче наш! Чьи мы дети? Но здесь сразу же и горькие слова: «Не введи нас во искушение». Мы знаем, что такое искушение, «избавь от лукавого»»; испытали, что такое лукавый – когда приступает, соблазняет, когда приходиться совесть свою сжимать, сгибать ее. Избавь нас от этого, Господи.

И вкушение с горькими травами продолжается сегодня, когда они вышли, отягчённые силой, искупленные, они взяли всё с собой. И далее начинается шествие по пустыне. Вот эти сорок лет – это наше шествие за Христом. Вспоминая, кем мы были, мы должны помнить о тех, не пошедших с нами за Христом, и что они сегодня испытывают? Почему люди, которые уже ухватились за Христа, плачут?

Мрк.16:10 – «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим».

Лук.22:62 – «И, выйдя вон, горько заплакал».

Мы должны помнить их; мы встретились со Христом, мы Его узнали в этом преломлении. Мы узнали, когда Он принял нас, когда исповедовал нас, когда причастил. Скольких мы должны найти плачущих и рыдающих, которые ничего кроме горькой травы не имеют, они Агнца еще не встретили, одна горечь у них. И мы должны принести им Пасхального Агнца, то есть указать на распятого и воскресшего Христа.

И каждый субботний вечер, когда мы читаем воспоминания, как воскресший Христос явился им, помнить эту темную, горькую, плачевную ночь; ночь смятения, страха, когда потери закончились. Какое движение у них началось. Они сидели, суббота, двигаться нельзя. И вдруг – бегут. К могиле, от могилы в деревню, это непрерывное движение. Что, всё позади, тайна раскрылась? Воплощение Сына Божьего завершилось искупительной жертвой. Вот почему Откровение заканчивается:

Откр.10:9 – «И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мёд».

Когда мы ищем, мы соприкасаемся с этой тайной, нам так хочется знать, что будет? А когда познаем, вкушаем это, ожидая исполнения бедствия – так горько. Вот к этой горести сегодня мы должны добавлять всюду веру в воскресение из мертвых.

Но что горше, как потеря здоровья? Когда тебя калечат, уродуют, бьют, лишают имения, сжигают? Святые всё это испытали с радостью, они ликовали: «Чем больше ты мучаешь меня, тем сладостней мне!» Эти горькие травы я вкушаю вместе с Агнцем моим, со Христом Иисусом!

И поэтому наши горькие травы: беды, потери сегодня, они не могут переходить в отчаяние. Мы всё время скрашиваем тем, что с нами Агнец Божий, Христос, Который был заклан за нас. И мы этими словами можем утешать других, говорить или писать им. Сегодня тоже много разных потерь, неурядиц. Сколько непонимания! Находим утешение в нашем Господе, и Он дает Самого Себя нам. И мы постоянно должны помнить, а где мы были?

И вот вспоминаю эту женщину, я вспоминаю себя. Если бы не тот день, когда я услышал о Господе, я ничего, кроме горькой травы, сегодня не имел бы, да имел ли бы вообще ее, может быть, жизнь давно бы закончилась.

Поэтому любой праздник, любое торжество во Христе Иисусе, оно должно быть воспоминанием благодарности, от какой горести Он нас избавил. Близок к нам Господь и сегодня, и сладостно воспоминание о том дне, когда Он избрал нас, когда искупил, когда даровал Себя нам в пищу, и послал в этот мир.

Вот эти сорок лет движения по пустыне, вкусив Христа – вспомни всё, наполнив уста благодарностью; мы выходим в этот мир с проповедью и говорим: «Плачущие и рыдающие, усладить вас может только Господь», никакие законы новые, никакие конституции, никакие президенты дать этого не могут – всё временное и всё исчезает; и вечен только Господь.

Милость Господа да будет с нами всегда, и с этой милостью мы выйдем в этот мир. Аминь.

Список всех проповедей

573

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: