размер шрифта

Поиск по сайту




Воспитание ребёнка

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: 2Тим.3:10

2Тим.3:10 – «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении». Я всё приближаю к сегодняшним дням. У каждого архиерея есть рукоположенные им. Отца Иоакима рукополагал епископ Максим (Кроха), и он за него молился за здравие, а теперь уже и за упокой. Очень ответственное дело берёт на себя епископ. Иоанн Златоуст говорит, что каждый епископ отвечает за всё, что натворят (не сделают, а именно натворят), священники, которых он рукоположил. И нарукополагали не проповедников, а поваров. Христа ведут израненного на Голгофу, а священников пьяных с вечеринки. 18 февраля. Папа Лев молился апостолу Петру, чтобы он умолил Господа Бога простить ему грехи его. И он явился и сказал ему, что прощены ему все грехи, кроме одного. Кроме хиротонии других – законно ли рукоположены. Но и одного греха достаточно, чтобы душа погибла. Я назван был в честь Игнатия Ростовского чудотворца, а он епископ был, и повелел список рукоположенных им положить с собою в гроб (28 мая). Я в этом тоже нахожу что-то: или действительно он так проверял каждого рукополагаемого им, что готов был непостыдно предстать перед Богом, или так боялся на земле это оставить, что даже огню не позволил сжечь – какой позор после себя оставляю. Сир.17:4 – «и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых».
И какой священник или епископ сегодня может сказать, что священник, мирянин ли последовал ему в учении? Сегодня, может быть, главная заслуга епископов будет та, как и священников, что ему не последовали. Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Мал.2:8 – «Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф». «Смотри, учись и не поступай, как я», – так епископы сегодня могли бы сказать, потому что никого не учили. Ты так не делай, а последуй Апостолу Павлу. А на Павла они как раз и не указывают. 2Тим.3:14 – «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен». Из детства ты знаешь Писания? Кто же сегодня с детства знает Писания? В дьяконы рукоположили, а он Евангелия ещё в руках не держал, даже не знает, шо цэ за книга». А зачем же ты попом стал, дьяконом? «Гроши зробить приехал», - с Украины на заработки в Сибирь. Евангелие – вот главная книга, которая обличает нас. Главная книга, которая особо обличает священнослужителей. Она называется Словом. Слово, оно не будет полновесным словом, пока его не произнесёшь. Слово оживает, когда голосовые связки произносят звук, сотрясается воздух, и другое ухо уловит его. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». От слова, которому придали звучание. Даже не от чтения, хотя и от чтения можно уверовать. Но основное - это от слышания, и появляются оглашенные, те, кто оглашается словом Божьим, от голоса оглашаются. 2Тим.3:16 – «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
Посмотрел слово «из детства», и мало понимают сегодня люди: как это «из детства?» А вот так, что как только родился ребёнок, он должен слышать Слово Божье. Не бойтесь, что ребёнок проснётся, телефоны отключают. Для меня это было сущим потрясением, когда я узнал, что телефоны отключают. Тем, кто отключал телефоны, чтобы ребёнка днём не разбудить, я сразу сказал: вас в общине не будет, вы враги Слова Божья, вы боитесь, чтобы ребёнок услышал разговор божественный. Так все и отпали до одного, мало того, сделались лютыми врагами. А всего-то было ничего – отключенный телефон. Надо научиться видеть взаимосвязь, звенья, которые тянут всё остальное за собой. Ты наоборот тащи ребёнка всюду, где произносится Слово Божье. Когда говорят, что вот такой-то Василий Жуковский был грамотный, стал воспитателем царских детей, то я спрашиваю: а почему он такой? В такой вот среде он родился. Писательская среда, постоянно дома поэты были, вечера, и ребёнок всё это впитывал. Я видел детей, которые с малых лет слышали Слово Божье и беседы. Такие дети особенно отличаются от других, у них другой лексикон. Они ещё не на уровне запоминания, но они уже могут отличить, что это – божественное, а это не божественное. Иов.31:17 – «Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?» А у тебя дети как чужие. У нас нынче из Барнаула был хоть один ребёнок в нашем православном лагере-стане? В лагерь не посылают, а держат при бабках. Дома вы их к Библии не приучили. У нас же там день и ночь звучит Слово Божье. Нет же у вас этого на дачах. У нас же день и ночь дети под присмотром, каждый шаг ставится на учёт. Из деревне нынче дети были впервые, а иные не отдали по разным причинам, и дети всего побыли по месяцу, но резко стали отличаться за один месяц. И все матери благодарили. Вы упускаете самый важный момент. Дерево маленькое, и если не привяжешь его к опоре, то его гнёт ветром, и оно кривое вырастет, почему и привязывают к столбу. У винограда особый ствол, гибкий; может, потому мы и названы виноградной кистью, чтобы нас к чему-то привязали. Пр.13:25 – «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Хвалятся некоторые, что их родители их никогда не наказывали. Похвалились, какие хорошие родители. На это могу сказать, что ваши родители почти убийцы. Евр.12:7 – «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» «Есть ли?» – спрашивает. И тогда перед ним стоящие иудеи все могли сказать: «Такого нет, я постоянно треплю сына». Есть ли? А сегодня скажут: «Есть – мои родители, которые не наказывали нас». Вот такой ты и есть. Разве без наказания нельзя воспитать? Нельзя. Ты обязательно найди, за что наказать, другой раз можно пропустить, а другой раз найди, чтобы он знал, что такое строгость, как в страхе ходить. Наказание – не обязательно его драть только. Наказание заключается ещё в чём-то. Узнай, что ему больше всего нравится, того и лиши.
Еккл.11:10 – «И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета». Говорят, что самое счастливое время – детство, есть что вспомнить. А Соломон говорит, что детство и юность суета, пустота, ненужный смех, особенно сегодня, компьютерные игры. Столько безобразия везде. Деревце должно расти, а его портят, отравляют. Особенно самые зловредные для ребенка – это бабки с дедками. Такое впечатление, что ребёнка надо увозить или бабок уничтожать, что-то одно из двух. У них одно: «Ешь больше, спи дольше». Трясутся над ними, ибо знают, что в воспитании детей проиграли, и вот теперь пытаются наверстать во внуках, а нет ни строгости, ни благоразумия. В деревне, у которых бабок нет, дети лучше. Спрашиваю, почему у вас такой плаксивый всё время ребёнок? Да его испортила баба Мотя – всё ему позволяет. И он такой ребёнок, руки у него всё время опущенные, нет никакой стойкости. Если с ребёнком есть кто-то из старших, то они должны ему передать самое правильное. Появилось свободное время, открыла Писание, почитала. Детка, давай помолимся, поблагодарим Бога, пока родители на работе. Но ведь нет этого. Куда попало тащит ребёнка, на утренники, на ёлки. Детство, и юность – суета, и нужно наполнить великим смыслом юное время. Ребятишки так восприимчивы к Слову Божью, несколько слов скажешь и они уже уразумели. Наблюдаю за детьми в лагере, приезжают дети и ничего не знают. Но один месяц проходит и ребёнок совсем другой. Даже родители говорят, что он и внешне изменился, подходит степенный, а когда привезли, то он через ограду, по клумбам, как козёл. А тут совсем другой ребёнок подходит к родителям. Приехал домой, мать пишет, впервые стал помогать, сестрёнку не долбит, а она меньше его. «Как это вы смогли так, а я ничего не могла сделать». Ребёнок дома всё ворует, мы же сразу в лагере вычислили его, оградили. Мать приезжает и говорит: «Не знаю, что делать. Отец его чуть не убил за воровство». Приезжает мать и плачет: «Я второй раз развожусь из-за него. Я его с седьмого этажа, наверное, выброшу». Мы его через два дня уже посадили на верёвочку, он от воспитателя ни на шаг. Когда я в больнице лежал, то мать приехала поблагодарить. Она психологом работает. «Я, - говорит, тысячам людей помогла, - а для себя совершенно бесполезная». А ребёнок всего только недели две побыл в нашем лагере. Мрк.9:21 – «И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства».
Если сейчас спросить, давно ли ребёнок стал таким вот наркоманом, пьяницей, то отвечайте: «С детства». Среди подобных обращался, в доме курево было, постоянно слышались недобрые слова, склоки, осуждения. Я сегодня размышлял о том, какие у нас были люди, которые судили, любили других обсуждать, и потеряли своих детей, они сделались чужими и сами для детей. Авторитета родительского никакого не было, когда они судили меня, судили братьев, которые рядом были, и дети отступили, ничего не хотят слышать. Никогда при детях никого не судите. Судящий другого сразу убивает троих: убивает свою душу, потому что судящий другого сделался вместо Бога, до престола Божьего добрался, оттуда судит он. Во-вторых, уязвляет он того, кто слушает, – Златоуст говорит. Никогда не разговаривайте плохо о родителях, хотя чем-то вы недовольны. Если даже ребёнок услышал случайно, о ком-то плохо говорите, прекратить всякие споры, не ворчать. Муж пошёл на работу, а она ещё брызжет дома два часа, какой плохой отец. Авторитета отца не будет и твоего не будет. Какой бы отец ни был, лишь бы не пьяница, ты всё время устанавливай его авторитет.
2Макк.6:23 – «благочестивого издетства воспитания, а более всего — святаго и Богом данного законоположения». Говорится, как вспоминает свою юность человек, готовящийся пойти на подвиг. Вот как евреи ребёнка воспитывают. Он маленький, попадает даже в плен, но он там таким же и остаётся. Что ему привьёшь, таков и плод вырастет. Он не сядет за стол, чтобы не перекреститься. Самое главное, что родители нам дали, это страх Божий. Меня по лезвию буквально Господь провёл в жизни, и я остался целый. Страх Божий: «Если я этот грех сделаю и умру, что будет дальше». Мать наша ничего не знала, она по-своему объясняла: «Если плясать будешь, то на раскалённых гвоздях будешь прыгать в аду». Я никогда не сделал ни одного «па», ни на танцах, нигде. Мать не могла объяснить, какое лживое учение Ленина, но она говорила, что если галстук одену, то в аду буду висеть на петле, на этом галстуке. Страшно было. И мы знали, что нельзя этого делать. Страх Божий ребёнку привей. Сумела мать страх привить. Мы знали, что такое посты. Я знаю детей священников, которые выросли и говорили: «Когда у меня дети вырастут, то они поститься не будут, чтобы дети росли здоровыми и крепкими». Все безбожники выросли. В нашей деревне единственная наша семья была, где постились, и половина детей в нашей семье – верующие. Вот мы сейчас приближаемся к посту, идёт подготовка. Надо помнить, что 5-го марта мы все пойдём в Покровский собор, как всегда, прощёное воскресение будет, и уже сегодня готовьтесь к этому. Все дела сделайте, и ни по какой причине дома не оставайтесь. Под разными предлогами стараются не придти. И кто не приходил, их никого уже нет. Ты от стада Божьего отбился, тебя волк задавил. Слушайте внимательно. Если туда не пойдёте, то дети от вас уже не услышат, что вы там слышали.
2Макк.15:12 – «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели». Нас мать посылала к беспризорным бабушкам, какие жили в деревне; сварит что-нибудь, а мы отнесём. Я помню, пять лет мне было, как мы относили, и это всё в памяти сохранилось. 2Макк.4:9 – «предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения». Когда язычники захватили власть в Израиле, то они ставку сделали на молодежь. В разные комсомольские организации, в спортивные клубы записывали. Священник ко мне приехал однажды, и я спрашиваю: «Сынишку в школе не обижают?» «Попробуют пусть обидеть, – я его в такие секцию записал, чтобы он и самооборону знал, дзюдо и любому сразу нос переломил». Ну и правда – ребёнок крепкий и сильный растёт, но сильнее его ещё где-то подрастает. У меня очень близкий был человек, глубоко верующий, у него было восемь сыновей. И один из них далеко ушёл от Бога, служил в десантных войсках, знал все приёмы, и в драке погибает, уже в мирное время. А тот, который ничего не знает, рохля, стал священником и живёт мирно по сегодняшний день. Устроили училище для телесного упражнения первым делом. Бойтесь детей одних отпускать, записывать в какие-то кружки, чтобы они ходили туда. Я не говорю о моделировании, а о борьбе.. Ты дома дай ему подтягиваться, отжиматься, пусть умеет лазить, ловким будет, поднимает, что ему по силам, но не отпускайте одних, ибо спортсмены очень лживые, страшно гордые. Недавно читали в краевой газете на первой странице, как в Тальменке выставляли мальчишку на российские соревнования – у парня очень большие успехи. Отец его воспитывает, берёт на охоту, учит стрелять. Но учится ребёнок плохо, двойки, и отец, видимо, его наказал. Тот же ночью взял ружье у отца и пристрелил отца и мать на постели. Закрыл их одеялом и пошёл в школу. К нам приезжали в Потеряевку люди с хорошими спортивными данными. Все до одного на сто процентов ленивые. Им нужно показать, выжать что-то, а потом лечь в тенёчек и полежать. А нормальный человек при солнце работает, он в грязи, в пыли, чтобы что-то росло. Спорт – дело временное. 1Тим.4:8 – «ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Учитесь делать добро, быть скромным, смирным.
Сирах.8:25 – «Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их». Шею учитесь нагибать. Не случайно в «Новой скрижали» описано, когда усыновляет отчим пасынка, женится, а у неё уже ребёнок есть несовершеннолетний, то его, конечно, учили, как себя вести в храме, и священник его заводил в алтарь, потом выводил, и тот ложился на пол. И отчим должен был ногой наступить ему на шею. Конечно, не больно сделать, но в знак полной покорности. Обрядовая сторона показывала, что есть смирение. Мы удивляемся мудрости, которой достиг Иисус, сын Сирахов. А он повествует о себе, что: Сир.51:18 – ««будучи ещё юношей, я открыто искал мудрости в молитве моей». У ребенка двойки, не ладится с учёбой, с иностранным языком, с математикой. Научите искать мудрости в молитве, как её искал Сергий Радонежский – Варфоломейка; как Иоанн Кронштадтский. Хочешь из детства знать Писание? Каждый день должна быть порция Священного Писания, чтобы слова, которые Павел напоминает Тимофею, отложились в твоём ребёнке. У Тимофея неблагополучная была обстановка, еврейка вышла замуж за язычника. Как это произошло – непонятно. Отец был грек и все знали, но Тимофей из детства знал Писания. 2Тим.1:5 – «приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе». Переходит вера через научение. Видно, с этим Тимошкой много времени проводили женщины. И Апостол Павел поставил его выше, чем кого бы-то ни было во всём Израиле, где были чистопородные еврейские мальчики. Ни одного в Израиле такого не нашёл. А так бы казалось, с брачком товар-то, не чистопородный еврей, а полукровка, метис. Однако влияние отца нулевое было, полностью поглотило воспитание матери. Никогда не жалуйтесь на мужей, а лучше сами больше с детьми занимайтесь. Не зря говорят, что ночная кукушка перекукует дневную. Муж у тебя ночью под боком, ты ему что угодно можешь нашептать. Почему Писание и говорит, что это самое удобный момент влиять на мужское сердце, а не через желудок. Тов.1:4:6 – «будучи ещё юношею, тогда всё колено Неффалима, отца моего, находилось в отпадении от дома Иерусалима. Я же часто ходил в Иерусалим со всеми прибытками и с десятинами». Один, через всю страну ходил на поклонение, и надо мной смеялись, что я глупый, тёмный. Вот передовое общество, смотри, что нам дали язычники. Американский образ жизни, разрезанное платье, смотри, как живут люди, женщины все в брюки залезли, а вы платки подвязали, на кого вы похожи! Так ему говорили, и он перед смертью это всё вспоминает: «Я не смотрел ни на кого, я один ходил на поклонение в Иерусалим». И таким воспитал Товит и сыны своего Товию. Мало того, он вошёл в историю, что у него товарищем был Архангел Рафаил, под именем Азарии. Архангел ходил, и какую невесту Бог сосватал Товии, и все пророчества исполнились, и он сделался наставником для юношей на целые тысячелетия после себя. А начиналось где? С Товита, с его юности.
Мф.22:29 – «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Все наши заблуждения, ошибки от того, что не знаем Писания. Тимофей, у тебя всё будет хорошо, потому что ты из детства знаешь Писания. Вы можете своим детям сказать это, если воспитывали наставлением Господним. Ребёнок знает на пятерку всё, но если Слова Божия не знает, то мало успеха будет. Иоан.7:15 – «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» Мне приходилось свидетельствовать очень много в поездах, мы работали в мостопоезде, и можно было ездить. Всегда спрашивали: «А что вы окончили?» Я ничего не заканчивал, и может быть, это мой плюс, что меня не травили своими объедками, своей блевотиной, а я брал из чистого источника, а не из разбитых водоёмов, чтобы по углам искать в мусоре, крошки вылавливать. Откуда знает Христос, не учившись? От Бога. И я у Него всё время прошу этой мудрости. Иоан.20:9 – «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых». Всё, что мы знаем о нашем Господе, мы знаем из Писания. Все беды сегодня в стране из-за того, что люди не знают Писания, что они не уверовали. Беды церковные из-за того, что не знают Писания. Секты появились оттого, что не знают Писания. Не зная Писания, они слепые из детства. Если бы сегодня священник поставил вопрос: «У тебя есть внуки, водишься? Ты их Писанию не учишь?» «Какому Писанию? Мы программу смотрим по телевизору». «Не учишь, отойди отсюда, грязная тряпка, не подходи ко мне больше, пока всех в доме не сделаешь христианами, на исповедь больше не подходи. Не замазывайте грех». Ведь исповедь сейчас больше для того, чтобы совесть успокоить. Сблудила – сходила исповедалась, понеслась на прежние подвиги. Сдала засохшую бычью кожу. Я, говорит, сдала грехи.
2 Пет.1:20 – «зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою». Об этом нужно очень хорошо знать и ничего не толковать. Есть Писание, есть святые отцы, которые его истолковали. Если будешь иметь какое-то откровение, по великой милости Божьей, да так ли оно уж и велико? Я занимаюсь целых сорок четыре года, и ещё ни одного места Писания истолковать не смог, а беру только из святых отцов. Мне не дано истолковать его, но мне дано это Слово полюбить, и я его полюбил, чтобы донести до других. А это уж как удалось. Втор.31:12 – «собери народ, мужей и жён, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего». Когда перед Богом явятся родители, они могут оправдаться тем, что скажут: Евр.2:13 – «вот Я и дети, которых дал Мне Бог». А если дети не придут к Богу, то будет спрос. Одно дело, когда ты была в мире, и совсем другое дело, когда ты стала верующей, а дети остались неверующие. Трудное положение, когда две половины в разные стороны тянут. О том молиться надо. Лук.2:47 – «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». Говорится о том, как Христос двенадцатилетний свидетельствовал старшим, и все удивлялись. Деян.22:3 – «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне». Фил.3:5-6 – «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне». У нас не было Писания, и мы ничего не знали. Мы знали только, что будет Суд Божий, есть огонь, и есть вечность. Это всегда страшило, и удержало. Привейте детям страх Божий – начало мудрости. Втор.8:5 – «И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». Втор.11:19-20 – «и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». Чтобы ребёнок знал, что около него Ангел-хранитель. Сегодня священники говорят, чтобы лампадка теплилась, ребёнок видел это. Не знаю, про лампадки я ничего не читаю в Библии, но знаю только одно, что слово, которое посеешь в сердце ребёнка, оно даст свой плод в своё время. Когда читаете дома, поёте, а ребёнок спит, не бойтесь его разбудить, если разговор идёт о Боге, никогда не говорите, что ребёнок только сейчас уснул. О Боге идёт разговор, и на другом уровне, не на сознательном, там в нём всё откладывается. И Апостол Павел не случайно напомнил Тимофею: «Тимофей, ты знаешь из детства Писания, теперь пришёл в возраст, претвори это в жизнь. Из детства мама и бабушка трудились над тобою, ты пропитан законом, во-первых, ветхозаветным. Но я тебе истолковал и Новый Завет, как надо понимать. Смотри, Тимоша, не ошибись». За каждое слышанное слово дадим отчёт перед Богом. Итак, постарайтесь, чтобы ваши дети и внуки из детства знали Великое Слово Великого Иеговы. Аминь.

Куда ни поглядишь... примеров ряд,
Умел бы только пользоваться ими;
Рыбак забросил удочку среди коряг,
Поймал увесистое – явно, не поднимет.
А мне пример – как нелегко по сектам,
Помойкой заблуждений кто был пойман.
Проводишь с ним Библейские беседы,
А он застрял во лжи и ничего не понял.
Рвануть бы резко леску... оборвёшь,
И чувствую, дрожит под удилищем.
За ересь зацепил, или за ложь, –
Поход на сковородку вместе ищем.
Пасёт пастух, пьёт молоко коров,
И здесь прообраз пастыря по чину;
Даёт ли пищу, для сохраненья кров,
Ограду повалившуюся чинит?
Вот так и пастырь - волк или наёмник,
Умеет ли сберечь в лесу отару?
Не дать родившееся затоптать в потёмках,
Заботиться о малых и о старых.
С огнетушителем геройствует пожарник...
Нам заповедано смиреньем зло залить,
Укорами в проходе нас прижали –
Упёртый позже будет средь золы.
К водителям с доверьем пассажир
В салон шагает, как всегда привычно;
В духовном тоже есть машины, гаражи
И проповедник слушателей ищет.
До места довезти, не утопить,
Доверившихся нам не опрокинуть,
Не всем, но каждый третий из таких
Вполне бы мог найти к Христу тропинку.
Нам солнце и луна в учителях, –
Воспользуемся звёздами умело.
И у охотника поучимся стрелять
По заблуждениям, спасая душу в теле. 20.02.06. ИгЛа

Список всех проповедей

274

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: