размер шрифта

Поиск по сайту




О блудном сыне

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Лук. 15:11-32, Мф.18:12

Притча о блудном сыне. Но блудным его притча и не называет – это так уже принято.

Слово «блуд» встречается дважды в этой притче. И речь идет не о нем, а о блудницах, что он с ними был, подружился, весело пожил, а потом вернулся.

В русском языке слово «блуд» имеет еще значение «блуждать, заблуждаться». Мы заблудились и всю ночь, говорит, проблудили по степи, пока вас нашли. Как хочешь, так и понимай.

Мф.18:12 – «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?».

Притча о блудном сыне означает, о пропавшем: «сын мой пропадал». Господь не упрекает его, что он был с блудницами, а пропадал. А вот это «пропадал» означает и блудниц, и выпивку, и наркотики, и всё остальное.

Положение этого ушедшего молодого, то есть неокрепшего в разуме, было плачевно, а сегодня еще плачевней. Мы должны всё время помнить, что он «пришел в себя». Но прежде, чем прийти в себя, он еще нужду испытал, пошел работать.

Сегодня человек, уходящий далеко от Бога, он так не пойдет работать; он будет намечать богатые квартиры и грабить, он пройдет через тюрьму, через воровство, убийство и насилие. У этого из притчи ничего этого не было.

Притча о блудном сыне говорит даже о слишком возвышенном, в сравнении с сегодняшним. Те, которые ушли далеко, они бросили учиться, связались с дурной компанией, и почти все до единого заканчивают жизнь в яме. Если они не сгорели в наркотиках, их не убили, то их поджидает тюрьма, суд. А этот пошел, устроился на работу, договор заключил, трудовую завёл книжку, у него стаж пошел нормальный.

Всякая работа хороша. Дурно пахнут не свиньи, а безделье дурнее всего пахнет. Краской маляр пахнет, рыбак рыбой, а бездельник, он воняет грехом, потому что есть-то охота; на первом месте у нас всегда забота о хлебе насущном – это мы выражаем в молитве «Отче наш». И из специальностей, наиважнейшая – это труженик сельского хозяйства. Никуда мы без этого не денемся.

И он там, находясь среди свиней, среди грязи, вспоминает не об одежде, а ведь ушел-то из дома родного в одежде. Притом ушел он по-хорошему, так ему кажется. Бог дал ему свободу; так где же эта одежда? У него и перстень был, отец потом дать ему велит его. Царские дети все имеют перстни. Он ушел не босиком, в обуви. Потом отец скажет: «дайте ему обувь». Где эта обувь? Сын дошел до последней степени обнищания.

И что самое позорное, то что речь идет об еврее. Господь рассказал притчу к евреям; не хананей ушел, а еврей. Еврей нанимается к тому, кто держит свиней. Евреи не держали свиней, это только там, в Гергесинской области, где жили язычники, где бесноватые были исцелены. Это были презренные люди, нечистых животных держали, в которых бесы вошли. Не в овечек допустил Господь войти бесам.

Ушедший младший сын опускается еще ниже. Он наемником работает у самого презренного человека. И какую маленькую оплату ему назначили, меньше минимальной рабочей, видимо, была зарплата его. Даже не хватало на еду, даже из корыта свиней еще подворовывал всё-таки помаленьку. У свиней брал,

Лук.15:16 – «и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».

Обойдись вот этой сегодняшней минимальной зарплатой! Задерживали, видимо, выплату – всё на сегодняшнее положение в России похоже.

И вот там он раздумывал: а где же моя одежда? Одежда даруется во святом Крещении. Речь идет о верующих: ушел от отца. Эта притча не о тех, которые не знали Отца, а о тех, которые знали, верили, были с Отцом и ушли от Него. О них в притче речь, – говорит Златоуст.

Притча кратко рассказывает, а остальное мы должны домысливать сами уже из других мест Писания. Он ушел и всё промотал. Куда он направил свои башмаки? На курорт, куда подальше? В Сочи, на юг. Ведь эта вся дорога, которая им была пройдена, она в памяти его была. А потом, вернуться к отцу, снова надо было этой дорогой идти, и он шел. «Вот здесь, припоминаю, когда я шел тогда, пять лет тому назад, у меня были чеки, аккредитивы были, а тут у меня еще сберкнижка была. А тут на моем счету еще столько лежало, вот там-то познакомился с кареглазой, черноглазой. А вот здесь то-то было. Он шел домой и вспоминал; это – путь покаяния. И там, у корыта, он всё это припомнил: я умираю от голода. Он страдает не об одежде, не о кольце, не об обуви; я умираю.

Когда я был в лагере, у меня одна была задача – наесться. И расположилась врач, приняла меня, когда стали смотреть, в какой стадии у меня заболевание. И она меня за шторку завела, специально уже приготовилась, и дала булочку белую. И что, я ее без аппетита съел? Положил в рот, и она у меня растворилась. Я думаю: «Эх, не знаешь, а сказать не могу. Да мне чёрного хлеба ты дала бы лучше, корочку, Татьяна Прокопьевна, чтобы она дольше переваривалась». В обед корочку отломлю себе в запас; а норма хлеба даётся в две ладошки и всё. Я в карман корочку положу, и во вторую смену погонят когда, так как в две смены работали и ночью, положу под язык, как валидол, ибо чувствую, как сердце останавливается.

А сколько сейчас разных людей, которые не доедают хлеб, выбрасывают в урны; везде, посмотрите, валяется. Я это всё припомнил там, блуждая за колючей проволокой.

Некоторые опускаются ниже, называются крысы, идут на помойку, там берут. Я молчал. Я просто таял на глазах, не хватало, и я не мог из этого положения выйти. Знаю, что такое очень хотеть есть.

Это мое положение, но ведь надо еще знать, где этот хлеб. И он вспомнил: у отца моего.

Сегодняшние безбожники, коммунисты, вчерашние комсомольцы, они ничего вспомнить не могут. Идти некуда, безвыходное положение. И он идет, трамвай видит, вниз ступеньки, написано: «выхода нет». Это означало: в другие двери выходить; он же говорит: «Это было последней каплей, и я пришел, наложил на себя руки». Сама надпись сказала: «выхода нет!»
А этот сын знал выход.

И он шел домой. Не написано: что-то вспоминал, составлял речь, как правильно сказать, в нужных словах покаяние принести. Благо, что ему на пути не встретился ни один монах. Он его бы в такой угол загнал, откуда бы он не вылез никогда. Я читаю это и думаю: какой он блаженный, ни один ему инок не попался на пути. Он ему бы свернул голову. Он бы дал ему лестовку, чётки и сказал: придешь к отцу и говори – отец, я согрешил, согрешил, согрешил, отец, согрешил и сорок раз скажи, а потом развернись и опять – помилуй, помилуй, помилуй. Мы этого не видим? Один раз скажи, и Богу этого достаточно, Он услышит.

Пс.138:4 – «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно».

Первая ступень молитвы – это прошение. Она была пройдена мгновенно им, и, притом, даже заранее заготовленную, как бы нашу по молитвослову молитву не дал отец закончить. Когда он ее составил, то говорит: я скажу, что я недостоин называться сыном, прими меня. Вот эти слова Бог не дает ему сказать, почитайте внимательно, что он думал? Он только первую часть составленной молитвы говорит, а дальше почему он не говорит? Отец закрыл его рот поцелуем своим: «Сын мой, наконец-то я дождался тебя».

Мне приходилось слышать рассказ человека, который испытал это. Одна дочь у одинокой матери, и та оказалась блудной. И мать однажды нашла ее и почти довела ее до дому, уговорила. И вдруг на встречу идет подружка ее: «Куда ты пошла? С кем ты будешь? Какое общество?» – и она от калитки повернулась и опять ушла. И вот, придя в полное расстройство здоровья, она опамятовалась, тяжело больная. Луна, ночь и она решила хотя бы взглянуть на дом свой, она поняла, что она неисцельно больна всеми болезнями; она подходит к дому, калитка открыта. Почему открыта? Мать всегда закрывала, она такая внимательная. Решила зайти на крыльцо; но дверь открыта. Она испугалась, открывает дверь, и дверь в комнату открыта! Она думает: «Никого нет, неужели мать умерла»? Решила проверить, робко в ночную темноту сказала: «Мама» – и вдруг мать вскочила: «Это ты?» – «А почему ты не закрыта?» – «Когда ты ушла, дочь моя, я никогда дверь не закрывала. Я боялась, что ты придешь, а дверь закрыта, и ты уйдешь».

Как нас любит Отец Небесный. Он ждет нас непрерывно, посылает нам вестников, бьёт нас по желудку, через гортань до прямой кишки, поражает нас. Ведь не написано, что он был обовшивевший – а ведь он такой и был. Не написано, что его отмыл отец; хотя понятно же, что отмыл.

Не может притча вся здесь быть сказана, мы должны догадываться, что это очищение произойдет через покаяние, ибо есть благодать освящающая: алтарь, священство, исповедь.

А сколько наёмников: это люди, которые готовятся только, которые слышат о Христе; сколько им дано, а я погибаю! Где эти люди, которые в нашей общине были? Батюшка иногда встречает на базаре тех, которые всё еще варят и варят эту колбасу на десятый раз, и они говорят: «Да, хорошо было, как мы уютно себя чувствовали. Мы поняли, без общины ничего нет». Они поняли, но до состояния блудного сына они не дошли, разрешения не наступило.

Некоторые говорят так: «Встану, пойду к Отцу моему!»; и дальше этих благих слов не продвигаются. Здесь же написано: встал и пошел. А вот на этой стадии осознания греха нужен решительный момент – двинуться вперед, выполнить то, что ты сказал. Встать, пойти, перешагнуть через всё, что удерживает у корыта под палящими лучами безбожия и безысходности.

Да, ты грешник, да, над тобой будут смеяться, да, прежнее место ты уже не займешь, но как знать? Но он, однако, встал и пошел. Сегодня многие говорят: я понимал еще тогда, когда ничего не знал о вечности, жил, что-то тревожило, я хотел придти, в храм заходил, но всё не время было. Нет, именно сегодня время! Слово Божье говорит:

Евр.3:15 – «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

Ныне, сегодня Бог касается сердца. Вот эта память о светлом, что слышал, что касалось некогда тебя, это – от Бога, это воспоминание – от Бога.

А старший сын работает на поле. Мы можем предположить, что младший сын знал это поле, и также работал когда-то – всё это пришло на память.

Человек, когда долго не бывает на родине и потом возвращается, как описывает Гоголь, то издалека он видит макушки деревьев сначала, журавель колодца. И всё сильнее и сильнее охватывает его страстное желание увидеть свой дом. Человек, который знал и отступил – он всё припоминает: как первый раз услышал, как ехал в поезде или в трамвае, как со мной заговорили; ах, как мне было хорошо, какой я был блаженный! Глянь на себя, что у тебя сейчас есть?

Посмотрите на людей, которые были у нас в общине и ушли. Я их всех знаю, до единого. Это 47 человек. Ни одного нет, кто осознал, в каком он сегодня положении. Может быть, они говорят: «да, встану, пойду», – но ни один не пришел, ни один даже не попросился, ни один.

Это состояние сегодняшнего времени. Если человек раньше как-то спасался, то ныне, написано, только через скорби и страдания. Это у Игнатия Брянчанинова написано, у древних святых отцов. Что те подвижники первые делали то, что сегодня четвертинки не делают. Но эти будут выше тех, потому что будут страдания ГУЛАГа, гонения от антихриста, преследования, «русская Голгофа» засияет над всем миром.

И он встал и пошел. Как его отец встречает? Бродяга смотрит на свое селение и видит, что кто-то бежит. Как бегают люди пожилые, старые? Может, спотыкался, может быть, и падал. Кто это? Это отец. Почему? Как та мать, которая не запирала двери, так отец, он не спускал взора своего: в какую сторону ушел сын, оттуда он его ждал, он смотрел и смотрел.

Лук.15:20 – «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».

Как он мог его распознать издали?

Мы говорим о радости, которую получили люди, пришедшие к Отцу; но мы не должны забывать радости, которую получил этот отец. На небе бывает радость более об одном кающемся грешнике, чем о 99, не имеющих нужды в покаянии. 99 – понимают, что это – Ангелы, которые не имеют нужды в покаянии, они не согрешили.

И вот он получает всё, садится за стол, ибо приготовлен телец заколотый – это распятый наш Господь Иисус Христос дается во Святом Причастии.

Я узнал, сколько поваров было на этом торжестве, узнал, сколько минут пища готовилась. 1600 лет готовили, и было примерно 40 поваров. Я это не читал ни у кого, а потом стал сам исследовать и нашел, сколько авторов у Библии – примерно около 40, потому что авторство некоторых книг, как книга Иова – неизвестно.

И каждый предлагает свое блюдо: подходит Моисей, и он начинает говорить: «вот Авраам, смотри, как он вышел, странников накормил, принял». Мы должны развить это дальше. Подходит еще кто-то. А это кто, что-то у него меню такое большое? 14 блюд у него; О, да это же Апостол Павел, свои послания предлагает. Но предлагать можно тем, которые знают, что они блудные, которые знали что-то, хотя понаслышке об этих посланиях, о Библии.

Православным же это не надо; если кто из православных придет, то ему Священное Писание не надо, они сразу за свечку, он пойдет сразу оформлять дом-храм строить, он за стол не полезет, он не приученный. Мы находимся в юродивом состоянии, мы не попадаем под статус плохих сегодняшних блудных сыновей и дочерей. Мы можем смотреть только на то, что в меню Апостола Петра – два Послания, и там написано про нас конкретно:

2Пет.2:22 – «Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи».

На эту блевотину можем только смотреть, чем нас кормят, что нам дают. Трудно найти настоящего наставника, чтобы слова его полностью сходились с Писанием, как Игнатий Брянчанинов говорит, что в последние времена это дело сделается выдающимся, настолько значительным, почти невозможным, чтоб правильный был руководитель.

Как правило, всюду и везде будут слепые вожди, они такое варево сготовят вам, что свиному корыту еще не раз позавидуешь, что у тебя там будет. Тебя будут схватывать колики, тебя жечь будет, выворачивать, как они тебя научат объединениями, декларациями, соединениями с властями.

Такой повар в чёрной одежде из пещеры сготовит тысячелетнее кушанье. Это всё они тебе приготовят, ибо написано:

Ис.65:4 – «сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него».

Мы радуемся за этого сына, который возвратился. Состояние этого старшего сына в рассмотрении по этой притче оказывается хуже, чем у него. Об этом почти не проповедуется.

Выходит, этот козлёнок у него всё время блеял перед глазами, и он завидовал этому брату, который ушел. И обычно, когда люди откуда-то приходят после разгульной, развеселой, разухабистой жизни, то о таких говорят: «смотри, два царства успел: и там хватанул, пришел, его и здесь Бог принял». Старший работяга не хотел даже входить в родной дом к Отцу. Его состояние было хуже, чем даже состояние рабов. Рабы радуются: отец нашел его здоровым, они нигде не противоречат. Рабы лучше, чем старший сын. Это наше православное состояние: «а мы не такие, как еретики, какие-то там баптисты, да мы разве такие, да мы...»

Это наше положение. Есть люди, которым только крошку еще дают, а они уже безмерно благодарны. Для них первая ступень молитвы – просительная, уже пройдена. Сегодня в церкви нас всё время блокируют на первой ступени: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» – непрерывно крутят и крутят на этой ступени; пастыри не позволяют нам вплотную подойти к благодарности.

Написано:

1Фесс.5:18 – «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Беглец, конечно, благодарил отца; но здесь, буквально мгновенно, отец переносит его на третью ступень.

Лук.15:23 – «приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться!»

Это – ликование: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Вот, что делает Отец, вот, что такое истинная вера, истинное православие, это – непрерывное «Аллилуия!».

Да, мы «Господи, помилуй» говорим, но когда? Один раз – это не сорок раз. Один раз сказал сын и вошел в радость отца своего.

Да, мы каждый день согрешаем, приходим, просим прощения; но ты не забывай, что тебе и обувь Бог уже дал – так сразу Отец о нас озаботился. Еще в дом не ввел, а уже приказ дан обуть нас.

Еф.6:15 – «и обув ноги в готовность благовествовать мир».

Нас же в церкви всё время держат разутыми, – я уже об этом говорил. На исповеди никогда не спрашивают: проповедовал ли ты, ходил ли ты по домам, искал ли там тех, которые еще ничего не знают о спасении во Христе; тем людям у корыта нужно возвестить, что есть Отец Небесный, пробудить в них тоску о небе. Кто это будет делать, кроме старшего сына?

Что это за притча, и что из нее сегодня можно полезного сделать? Она во всех храмах читается, но из нее ничего не могут взять, а притча вся на виду. Ясно, что те, у корыта, они потенциально возможные кандидаты на покаяние.

Само Евангелие говорит, что если бы им непрерывно там говорили о страхе Божием, о вечности, о Страшном Суде, если бы кто-то тревожил грешников, показывал на грех, выпускал какие-то брошюрки об этом, распространял, то разве такая была бы атмосфера в стране свиней и бесноватых?

Сектанты из дома в дом ходят. Смотрите, они все силы бросили не на свечки; у них очень большие сборы, но всё идет только на издание бесплатной литературы.

Иеговисты-еретики, а какие издают красочные журналы; «Сторожевая башня» гонит миллиарды экземпляров отравы. Они с башни смотрят и вылавливают наших бедолаг; да, ересь, но ересь потому, что мы не учим, потому другие повара залезли на печатную кухню.

Там Златоуста мы уже не видим! А почему мы спрятали его? Но зачем нам Златоуст? Мы литургию отслужим по-Златоусту здесь. Для блудного бродяги – это что? Что ты здесь служишь, когда он у корыта в стране далёкой. Визг свиней ему более понятен, чем поповское бормотанье.

Нужна благодать, сначала призывающая его, потом обращающая благодать, доводящая до состояния покаяния, а потом ведущая его этим путем. Вот, что сегодняшняя притча говорит, и как составлена.

В Апостольском сегодняшнем чтении слово «блуд» непрерывно повторяется:

1Кор.6:16 – «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть»;

такой порядок церковного чтения – это всё ведь обдумано. О блудном сыне и такое сегодня апостольское чтение; почему? Почему же нельзя совершать этот сладкий грех, если это удовольствие несёт, и никому вреда от этого нет; единственное почему нельзя, нам и изъясняет вселенский учитель из Тарса.

1Кор.3:16 – «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас

Ты можешь ноги не вытирать, ходить по улице, но когда в храм Божий идешь, то ты чувствуешь, что это за место, и как тут надо заботиться о чистоте.

Почему книги так берегли, считали, что в них находится благодать, в самих книгах. Их нельзя как попало мусолить и прочее; и тем более Библию беречь и нечистыми руками к ней не прикасаться; и когда положишь ее, чтобы сверху на ней не лежала никакая книга – даже физически нужно всегда возвышать ее. В ней благодать Божия.

Да какая же благодать в доме Божием сегодня, – скажут нам? Когда человек приходит из мира, от грязной, свиной жизни, то у него наступает осознание истиной дружбы между старшим и младшим возрастом; воздействие отца наступило, родитель уговаривает старшего, начинает ему проповедовать, говорить: какое же это ваше состояние, братья безгрешные и великие подвижники-монахи?

Быть может, действительно, праведники достигли какой-то вершины; может, действительно никуда эти Пахомии, Макарии, Антонии не отдалялись и в юности что-то где-то было у них. Но а дальше-то, они должны же были оставить нам пример? Нет, от этих старших сыновей, вернувшихся с поля – только гробовое молчание, только: никому не говори! Значит, он промолчал? Там, на поле сидел, внутри-то думал об отцовском доме и об избытке у Отца, но молчал и никому не сказал: «Эх, как ты там жил шикарно, а мне хоть маленько бы повеселиться»!

Может, у него не будет блудницы, может, он по-монашески хотел повеселиться? Но ведь повеселиться всё-таки хотел. И что-то сверх нормы взять, какого-то козлёнка прирезать. У него мечта-то была! То есть вожделенное было, и хочется и колется, но только не попал туда? Это вот всё абсолютно падает на нас, чтобы мы имели сочувствие, что он-то пропадал. И самое главное – нашелся. И отец нашел его здоровым. Какой уж там здоровый, если всё промотал! Нашел здоровым, то есть живым – вот какой смысл. Ничего там здорового не было.

Как Рембрандт рисует, что сын на коленях стоит, весь плешивый, в коростах, рваньё и обувь скатилась с ног, там нет живого места, ухватиться не за что.

У него здоровое было нутро, он мгновенно решил из капища сделать храм Бога Живого, соединиться с Отцом Небесным, с Духом Святым.

Вот что нужно нам иметь, о чем мы должны сегодня возвещать миру, чтобы люди пожелали стать Храмом Духа Святого.

Церковь, приготавливая нас к великому посту, проводит по этим ступеням. Сегодня мы входим в роль этого заблудшего молодого человека и должны сказать, что грех это не только то, что ты грешила, аборт сделала, забеременела. Нет, главная беда, что ушли от Отца. А Отец ждет. Мы это должны людям говорить, что Бог любит их, Он любит, и Он не будет от вас ничего скрывать, Он говорит:

Иоан.15:15 – «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

1Пар.17:17 – «Но и этого еще мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже».

Он эти слова говорит и Аврааму, Он нам всё открыл, открыл о Царстве, о любви Своей, дал Евангелие. Любовь Его безмерна!

И в этот великий пост, который установлен, как считают, еще с апостольских времен, мы войти должны настолько подготовленными, чтобы выйти из него совершенно обновленными.

И не радоваться, что половина поста, говорит Иоанн Златоуст, прошла, когда понедельно считаем, что еще немного, а там заколотый телец, упитанный на нашем столе будет; а то, что половина дурного характера отошла.

А ведь говорим всякие глупости, а еще большая глупость, когда эту глупость защищаем. Когда надо было учиться в школе, на двойки учились – пробегали, а сегодня ни одного шага нет умного, и всякую глупость человек начинает брать за основание: «а вот я так думаю». Это нужно оставить, а вспомнить, что есть у Отца, и о доме Отца возвещать, о Его любви, забыв даже об укоризнах неприветливого, старшего сына. Аминь.

Список всех проповедей

621

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: