размер шрифта

Поиск по сайту




Содействовать верным

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: 1Кор.1:16

1Кор.1:16 – «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли ещё кого, не знаю». Почему Павел приветы передаёт всей церкви, а потом отдельным людям? Чем они выделились из такой массы знакомых ему? Почему он их более любил? Новорождённые ничего этого не понимают. Так и у нас один своё долбит, что батюшка должен всех любить одинаково. Почему Павел не всем передаёт привет, не блудникам, не нарушителю спокойствия, а передаёт тому, кто обратился от злых дел. И поминает вдруг Стефана. Иоанн Златоуст и иные святые отцы говорят, что этот Стефан – бывший стражник, который некогда заключил Апостола Павла в узы, исполнял приказание городского начальства и забил в колоды их ноги, и держал во внутренней темнице. И когда Павел с Силой воспевал Бога, произошло землетрясение, темница раскрылась, стражник едва не убил себя, потому что за каждого отвечал головой. Он обратился ночью ко Христу. И вот теперь он ушёл с той государственной службы и служит Христу. Мы не знаем, был ли он проповедником, состоял ли он в клире, был ли священником, дьяконом, но он открыл двери дома, как некогда при землетрясении открылись двери тюрьмы. Его сердце распахнулось вместе с тюремной камерой и всех верных, кто бы ни пришёл, он всех зазывает к себе. 1Кор.16:15 – «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым)». Я обратился в доме Михаила Александровича Еремеева, город Вентспилс, Латвия. Если приезжало за год сто человек в общину, то 50 из них непременно будут у него в доме, и ночуют, и накормит их, и напоит. Я просил с первого дня: «Господи, дай мне такой дар». Непрерывно люди приезжают к нам. Самое последнее движение церковное известно. Другой замкнулся, он знает только своё гнездо, он тоже спасается. Но спасается ли? Без общения с ближними, живя по-монашески, как ты можешь приблизиться к прощению в Крови Христа? 1Иоан.1:7 – «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Заканчивая своё приветствие, Апостол Павел показывает, что Стефан любит Бога, любит людей. 1Кор.16:17 – «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше». 1Кор.16:22 – «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа».
Слово «анафема» в Новом Завете встречается только четыре раза. Почему Павел сказал по-сирски? Видимо, там были сирийцы, так можно догадываться. И анафема этим людям, которые заперлись и сидят сами себя – они не любят Господа. Подошла эта анафема ко всем монахам, забившимся по горам, которые никого, никогда не могут принять. Павел говорит: «Вы знаете семейство Стефаново». Значит в Коринфе, в большом портовом городе знали о Стефане, который живёт совершенно в другом месте. А тогда средства сообщения были другие, мобильных, радиотелефонов не было, средств массовой информации не было. Первый общественный журнал в Санкт - Петербурге «Ведомости» появился только при Петре 1. А в чём вы русского Петра знаете? Переменами в государственном устройстве. Сам он ни мало не изменился в лучшую сторону, а был жестоким тираном и антихристом. А вот со Стефаном решительная перемена произошла, все старые дела его отвалились, теперь он вылавливает, как Авраам, всех проходящих мимо проповедников, странников. И Апостол Павел его на контроле держит. Как только посадили Павла, Стефан мгновенно оказался в Риме и восполнил недостаток, который Павел испытывал. Видимо, у него был достаток и он принёс всё необходимое. Если вы отсутствуете, то я без вас вообще ничего не смогу сделать. И вдруг Стефан появляется, и я перестал замечать, что вы не пришли. Всё выполнил, что я надеялся на вас возложить. Какой же был ревностный Стефан!
Вы знаете его, его семейство есть начаток Ахаии. Начаток – это кто первый. Слово Божие живо и действенно всегда. Как оно во мне проявляется? Ты являешься начатком доброго дела или нет? Я являюсь, могу определённо и чётко сказать, начатком в этой местности, через меня впервые услышали Евангелие в этой местности, через нас впервые литургия прошла, когда ещё Потеряевку не начали восстанавливать. Я могу показать: я являюсь начатком движения того, что Крещение необходимо совершать в полное погружение, правильно совершать крестное знамение, и многое могу показать, что мне Бог дал. 2Кор.11:23 – «Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти». Но главное, на что Павел здесь указывает, есть то, что двери Стефанова дома были открыты для принятия странников. Вот тут я не могу похвалиться. Староста деревни на углу живёт, хватает всех, до меня даже не допускает – ладно, летом ещё много приедет, тогда приму. А Стефан их всех перехватывает. Разблокируйте себя, получите эту похвалу Стефана. 1Кор.16:15 – «они посвятили себя на служение святым». Святыми назывались все верующие, которые уверовали во Христа, приняли Его всем сердцем, живут для Бога. Это святые, омытые Его пречистой кровью, люди, которые получили прощение грехов, вошли в список спасённых в Книгу Жизни. Таково семейство Стефана: жена, дети. Мы не знаем, сколько их, но написано «семейство», они служили святым. А чтобы святым служить, их надо приблизить к себе. Конечно, когда человек делает доброе дело, идёт о нём молва. Хочешь ты или не хочешь, тебя будут искать.
Мне не раз приходилось видеть: в храме стоят люди, служба идёт, а человек приезжий ходит и меня спрашивает: «Где такой-то?» Он приехал купить книги. Из другой республики. Литургия, а он опять подался дальше, и ему показывают назад: «Иди обратно». Я был в Москве у отца Димитрия Дудко – не знаю, откуда у него этот талант, но явно, что это от Бога, как у Иоанна Милостивого – у него всегда полный дом был и когда бы ни пришёл, всех накормит. Матушка Нина хлопочет непрерывно. Я сколько раз был и ничем не могу восполнить, у меня ничего нет. Примеры и в нашей жизни встречаются. И Апостол Павел продолжает: «Будьте и вы, коринфяны, почтительны к таковым». Не войну им объявлять, если они даже в чём-то виновны, прости им, будьте почтительны к таким людям, которые для всех открыли двери и служат святым. Перехватывают странников, проповедников, приезжих, новопоселенцев, почтительны к таким и ко всякому содействующему и трудящемуся. Слово «трудящиеся» редко встречается и тому, кто содействует, помогать надо.
У нас встречается в основном слово «богослужение» – 125 раз встречается это слово в Ветхом Завете. Все до единого 125 мест говорят о богослужении. И когда у нас сегодня говорят: «Пошёл на службу», то вкладывается только один смысл – на богослужение. У нас ветхозаветный лексикон, терминология и, может быть, ветхозаветная и невозрождённая душа: я пришёл, отстоял, вернулся. Я же числюсь в общине, мало того, ещё и в церковный совет изберут меня. Но перед Богом это служение не на первом месте, хотя оно тоже нужно. В Новом Завет встречается это слово не 125 раз, а только 15 и ни разу о богослужении. Исследование же показывает, что в Новом Завете речь идёт только о служении ближнему. Неужели нам не понятно, какой наклон получило всё? Там были образы, чтобы через богослужение приблизиться к Богу Иегове, а теперь Бог Иегова посылает Сына Своего Единородного, теперь Ему послужите, возрождённым от Иисуса Христа, от Духа Святого. Слова сии приводят нас к тому, чтобы начать выполнять конкретно, а вы для себе возьмите. Он говорит: со слезами я свидетельствую. И святость, связанная со слезами, в Библии встречается 20 раз. Места такие потрясающие, я их не могу приводить за краткостью времени. В Ветхом Завете такое служение показано 12 раз и всегда связано было только с храмом. И Богу, видимо, надоело смотреть, как люди углубляются во всё плотское – в традиции, в уставы, заповедь на заповедь. Бог смёл храм, и Господь, отходя, сказал им: камня на камне не оставлю. Храм стал препятствием, он стал средостением, стал мешать людям приблизиться к Богу. Так было в революцию. Бог смёл все тысячи храмов, монастырей, и священники теперь весь алтарь уместили в котомках: чаша, причастие, миро – больше ничего нет. Легко и спрятать такой алтарь среди сухариков. Так не к этому ли нас Бог вёл тысячу лет, чтобы в конце концов вернуть на Апостольский путь?! Мы сегодня обросли так, что не подойдёшь – это храм. За храмом можно ругаться, а в храме нельзя – это святость. Исх.23:15 – «и пусть не являются пред лице Моё с пустыми [руками]». Вот церковная кружка – последний раз когда подходил? 2Кор.9:7 – «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». Вы спиной подпираете свечной ящик – не забывайте туда положить. Еккл.4:17 – «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают». Туда попадёт не сонный, а бодрствующий. 1Кор.9:24 – «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить».
И вот Апостол Павел советует нам, как нужно служить. Что связано было с ветхозаветным храмом, понятно. Храма нет и поэтому указание на храмовое мы мысленное переносим: с благоговением ходить, переобуться, – этому мы научились, чисто машинально. Но нужно всё сие деревянное перенести на плотяное. Иез.11:19 – «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное», чтобы мы были ревностные в добрых делах. В Новом же Завете 8 раз говорится о ревностном служении и всегда только о служении людям. Я постараюсь все восемь раз, это не так много, показать, чтобы знать точно, как же нужно служить Богу, как нужно содействовать трудящимся на поприще небесном. Конечно, это только для тех, которые думают в небо попасть. Рим.12:1 – «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего». Не просто меня так научили, или я сам пришёл. Разумно так: пришёл в храм, и если рано, до начала ещё семь минут, то можешь подойди к иконам, но не раскланивайся с пришедшими уже. Говорил это, но продолжают некоторые кланяться, притом самые небрежные. После службы мы ещё к иконам подойдём. В конце концов выродилось иконопочитание в идолопоклонство, в самое настоящее. Я боюсь этого очень даже. Мы подходим к иконам, чтим – у нас иконы есть. Пришёл в храм, встань и молись, не играйте ни руками, ни платочками, никакого движения пальцами не делайте. Движение пальцев затормаживает мозги – они не работают. Большое внимание уделяйте детям, смотрите, как стоят, как держат руки. Не надо мудрствовать, что вроде бы Симеон Новый Богослов сказал, что на молитве нужно руки держать сзади, потому что я как заключённый. Ни одной иконы нет, чтобы руки были сзади. У нас был такой прихожанин, пришёл и стоит руки держит сзади. Я говорю: «За что это тебя так?» «А я у Симеона Нового Богослова прочитал». Пройди, посмотри, руки могут быть опущены или крестообразно сложены. А у вас некоторые руки по бокам складывают и пальцами сзади играют. Не делайте этого, а сложите, как перед причастием, или крестообразно, или опустите. Всё должно быть благопристойно и чинно, ни одного лишнего движения. Тела наши представляя на служение Господу не в храме только, но и дома, и всегда, и всюду. Я работаю. Господи, благослови мои труды, сохрани от воров и пожара и как будет заработок, так десятину я непременно в этот же день отдам на церковь, затем я позабочусь о милостыне, позабочусь принимать людей. Я обязательно сделаю так, как делал Стефан. Это чтение не просто рядовое, храмовое сегодня, но чтобы нас через Стефана пробудить.
Имя «Стефан» переводится «Венец» – он венец заработал. Подражающие Стефану тоже этот венец получат. 2Тим.4:8 – «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Рим.15:31 – «чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым». Я принесу милостыню, это наше служение, чтобы с радостью приняли, поровну разделить, как положено. Опять же речь идёт о ближних. 2Кор.8:4 – «они весьма убедительно просили нас принять дар и участие [их] в служении святым». Мы должны видеть, у кого какой талант, и на духовном поприще стараться этим талантом поучаствовать. У меня есть близкие люди, и чтобы я ни начал делать, они сразу: «Не могу ли я тебе как-нибудь помочь?» У меня затруднения были проповеди обрабатывать, на магнитофон записывать, а потом их перевести на компьютер, не успевают работать. Я стал молиться: «Господи, я не успеваю, ничего не могу сделать». В прошлом году одна душа обращается, нынче она приняла крещение и не просто набирает, а профессиональный наборщик в самом крупном предприятии на Алтае, в «Алтайской Правде». Обычно отдам кассету, жду целый месяц. Отдал кассету, а она утром её приносит. Она содействует, мало того, спрашивает. Подойдёт и смиренно: «Что-нибудь ещё есть?» И кому я отдавал, залежалось, она всё подобрала. Моё отношение к ней иное, чем к тем, которые никогда не подошли, которые нигде не участвуют – это временные, эти люди свободно могут уйти из общины. Такие безразличные к общему делу люди уедут из Потеряевки – у нас слишком большой поток и в проповеди, и в слове Божьем, этих людей вымоет. И будет вымывать.
А если бы люди были духовные, они хватались бы за дело, и тут можно помочь, и этому содействовать. Вот пример: два дня назад ко мне приходит машина из города. Чтобы она шла не пустая за картошкой, её нагрузили газетой и бумагой – ясно, что я разгрузить не могу один, не побегу и к тем, кто на комбайне. Рядом живут две девочки, баба их крепко держит и просит: «Они в лагере были, наказывай их чаще». А другая: «Ты их не трогай, мои дети не так поймут». А они от начала до конца, эти две сестрички, носят пачки газет. Я же для вас всё делаю, для вас, чтобы вам было легче. Бумага чистая – ею вас снабжаю. А из другой семьи тоже две сестрёнки подошли, поносили немного только тогда, когда ворота закрыли, машина ушла, вот тогда вторая пришла... качаться на качели. «Где же ты была?» «Я обедать уходила – время же обеда было». А время ещё часу дня не было. Это домашнее воспитание, и вы меня не убеждайте, что дети сами такие рождаются. Почему эти маленькие первоклашки до конца бегали, до последней бумажки всё унесли и были в послушании? От бабушек многое зависит. Вам понятно, о ком я говорю. Я бы назвал, но обычай – в храме не называть по имени ни в похвалу, ни в порицание. Мы говорим о содействии. Вы содействуете мне, а ведь я для вас это делаю. И в Барнауле, когда я уезжаю, всё абсолютно на сестре Татьяне: каждый день сходить в «Алтайскую Правду», оформить, пригласить – всё она делает и каждый раз звонит: «Что-нибудь нужно еще сделать?» Все письма на ней. Почему? Потому что у меня одна сестра Надежда ушла в вечность, и как будто дух её переселился в другую, ибо я молился о содействующих. В моей жизни всё время есть содействующие. Я могу сказать: «Здесь, в деревне, все нам помогали». Немного, хоть чем-то и это «чем-то» я возвышаю. Очень хорошо, что вы содействуете, и в дальнейшем умножьте свои усилия. Приехал архиерей – моя задача содействовать достойному его приёму. Я не староста здесь, я староста в той общине. Видите, какие отношения с архиереем добрые. А ведь мы смертно бились, воевали – читайте 9,10 том «открытым оком».
Некоторых не можем созвать, на вечернем богослужении их нет. И не на поле, я не говорю о комбайнерах. Это у нас люди освобождённые, на особом счету. Просто дома копаются, вечером приходят: «Благословите, поехали в город». «Завтра у нас служение». Епископ сидит за столом, при нём разговор. Это уже не наглость, это презрительный плевок в лицо епископу. И считают себя верующими. Ничего у тебя за душой нет, поверь мне, а ты ещё братом числишься. Всё умерло, сгнило, затянуло. Перед тем, как отправить свою грузовую машину, она полупустая пошла, и я мог ещё погрузить туда ещё сто мешком, я ходил в каждый дом и предлагал: «Кому надо бесплатно до Барнаула?» – «Не надо». Но уже через несколько часов: «Я еду в Барнаул, повезу картошку матери». Явно, что ты лжёшь. Я же предлагал даром отвезти! Зачем ты лукавишь? Стефан так не делал, миленький ты мой, ты считаешь себя верующим, но кончится всё это, кончится, ибо живём всего один раз. Стоит перед лицом епископа и священника, такие срамные слова говорит. Я сзади стою и меня стыд сжигает. Ему хоть бы что, совершенно чужой человек. В этих малых делах нас Господь проверяет. Вы содействуйте доброму.
Должен быть обед, собрались общиной, а как ты содействовал? Стефан принимал Павла, других. Почему мы не можем перенести на себя, чтобы принимать священника, принимать приезжих, тем более Ангела нашей церкви. Проси духовного рождения, чтобы вспыхнуло внутри всё огнем любви. Я молюсь: Господи, да только бы епископ был с нами. Епископа не будет – ничего у нас этого не будет, мы выродимся в секту, да не будет этого с нами. Я содействую чистому, и в числе содействующих. 1Фес.5:12-13 – «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою». Небольшое замечание Павла о Стефане вызывает какие мысли, чувства, сострадания и уводит нас от самих себя. Кто не любит Господа, кто не с народом Божьим – маранафа. Эти люди ещё не понимают, что христианство – это не игра. Тебе бы лучше не приближаться к этому огненному сообществу. Ты испепелён будешь здесь и ты всякое проявление любви к тебе, обличение будешь принимать только так: меня не любят. 2Кор.9:12 – «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!». «Даром» названо дело служения милостыней, принять кого-то. Это речь шла о сборе милостыни, о раздаче.
Зашел ко мне епископ, я ему включил компьютер: смотрите, в 12 томах «Открытым оком» ваше имя Евтихий поминается 104 раза. А он: «Да уж, ты перемыл мне все косточки». И засмеялся. Я говорю: «Владыка, а с грязными костями нас туда не пустят». Тело Христово состоит из верных, из маленьких, особенно их берегите. Особенное внимание на детей. Кому я делаю замечание о детях, обращайте внимание, потому что мы уйдём, но останемся в детях. Что мы сумели там посеять? Сумели им дать страх Божий? 1Фесс.1:9 – «Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному». Слово «содействовать», помогать, войти в труд другого человека встречается очень редко. Гал.2:8 – «ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников». Я помощник Бога, а Бог мне Помощник. Я – заместитель, а заместитель всегда меньше начальника. А у вас получается, что Христос наш Заместитель. Мы должны быть распяты, а Он нас заместил, Он наш Заместитель. Содействует ли нам Дух Святой и ощущаем ли мы это содействие в приёме близких? Деян.18:27 – «много содействовал уверовавшим благодатью». Иак.2:22 – «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенстваРим.8:28 – «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу». Знаем ли о том? Всё, что в нашей жизни, всё содействует ко благу. И даже то, что вы не слушаете, что я вам говорю, и это содействует ко благу. Мне архиерей сказал: побольше люби. Я максимально даю вам любовь.
Вчера приехали сюда наркоманы за коноплёй, мы их увидели, за ними погнались, а они на мотоцикле, три здоровых мужика. Я умоляю вас, деточек, девочек, мальчиков не оставляйте одних. А они у вас ходят по грибы и куда угодно. Не стучу ли я до вас? Почему не могу достучаться? Ночью какие-то люди здесь были, останавливались на машине. Дети катаются до потёмок за пределами деревни – сколько я о том стучу? Не поняли? Бог включит вторую стадию ракеты – вот тогда вы взвоете. Дети ходят по высокому обрыву весной, а там два метра воды и плавать не умеют. Я сказал: без родителей не появляться возле пруда. Вам тошно, видимо, это слышать. Вы делаете всё по-своему. Но знайте, сколько не виться, а когда-нибудь оборвётся. Я представляю, как ты будешь плакать, когда твой сын мёртвый будет принесён домой. Я предвосхищаю заранее эти события, и вашего сына не раз возвращал, вашу дочь ловил отдельно в крапиве, она идёт за деревней куда-то, а ей пять лет только. Не понятно? Господь сотворил эти одушетворённые храмы, и я содействую их сохранению. Помоги мне в этом! Наведите порядок, чтобы был в деревне дежурный. Кто дежурный сейчас в деревне? Тот конец деревни сгорит и никто не будет знать. А у нас в правило это внесено. Посодействуй мне в сохранении деревни. Или тебе всё равно, ты собрался уезжать, и гори всё синим пламенем? Если даже сгорит, если даже ребёнок погибнет – это содействует ко благу, к вразумлению вашему. Фил.1:19 – «ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». Хотя вы на меня клевещете, лжёте, но знаю, что это послужит мне во спасение содействием Духа Святого. Ещё шире откроет мне дверь. Они хотели через проповедь, через обращённых посадить Павла, чтобы ему срок побольше дали. Он говорит: «Я и тому рад». 2Макк.11:19 – «Посему, если вы будете сохранять доброе расположение к правлению, то и на будущее время я постараюсь содействовать вам ко благу». Я хочу, чтобы вы положили эти мысли себе на сердце – всегда содействовать не ко злу, а только ко благу. Когда ты увидишь, что люди борются за заповеди Господни, за сохранение устава, то ты содействуй этому, не прячься за скорлупу неведения. Богу нашему слава во веки. Аминь.

Список всех проповедей

211

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: