размер шрифта

Поиск по сайту




Слушайте слова Христа

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: Мф.13:2

20 сентября 2005 г.

Мф.13:2 – «И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу».

Повествуется о том, как Господь учил людей, стоя в лодке, а потом был чудный лов рыбы. Я постоянно говорю о словах «учить», «проповедовать», «благовествовать Слово Божие». Какое наследие мы, пришедшие в 21-й век, получили от нашей, как называют святой всюду и везде, Православной Церкви? Нигде и ни разу я не увидел в старых книгах, что Апостол Павел проповедовал изображения. Единственно, чем ограничилась проповедь в большинстве храмов, это изображение Христа, где у Него в руках Евангелие и одна надпись: “Азъ есмь Светъ миру”. Вся проповедь и закончилась. Народ этих слов не знает. На слово “ учить”, когда Господь был в лодке, я вижу в Покровском соборе нарисованную картину. А ведь раньше её не было. Да она картиной и осталась, она ничего дальше не говорит. В лодке Христос, люди, дети. Люди так же не учатся, и нигде нет об этом разговора, что это была главная миссия Христа - умереть за грехи людей, и Он к этому подводил, учил, направлял, наставлял, поучал, обличал. Ничего нет, полное безмолвие. Вот мы с братом только что закончили читать отечник Игнатия Брянчанинова 500, с лишним страниц. Он делает много выписок из святых отцов, Игнатий Брянчанинов сам не придумывал о монахах, о том что главное - это молчание, молчание – это тот путь, который Бог дал. Молчанием мы уподобляемся Христу, почему и Он Пилату не отвечал ни слова. Действительно, не отвечал. А нас что, всех арестовали? Всю Россию держали в цепях на допросе 1000 лет? И ссылается на это и нигде никакой оговорки нет, на полном серьёзе Игнатий Брянчанинов говорит сие. Молчание, главное молчание. И делают сравнение такое: когда Моисей был в облаке, он говорил с Богом, а когда из облака выходил, говорил с народом. Так и монах. Когда он в келье, он разговаривает с Богом, а когда выходит из кельи, то с демонами, т.е. под демонами понимать нужно всю святую Русь. А кого же ещё. Выйти никак нельзя монаху из кельи. Сравнение, и ссылается на Писание. Здесь не просто искажение, а совершенное непонимание Слова Божия.

Мы сегодня прочитали небольшой отрывок. В нём говорится, что народ стоял на берегу, а Он учил народ, и народ теснился к Нему, чтобы слышать Слово Божие. Знают, что было исцеление, прикоснулась к Нему кровоточивая. Но что все души кровоточат израненные, почему же об этом не говорите? Чтобы слышать Слово Божие, народ теснился для этого. Для этого народ должен и в храм приходить, тесниться. Если ты был в храме и ничего нового не узнал, не услышал, не научился, Златоуст говорит, ты напрасно стоял. «И я один ничего не смогу сделать, если вы слово, услышанное от меня, не понесёте». Вот священник так бы сказал, а умные люди сказали бы попу: «Ты дай нам это Божье слово, чтобы мы могли его понести. А что же мы понесём, если ничего не дали нам? Как я понесу, если ничего не дали, и как я могу тесниться сегодня к священникам, к епископам, если они молчальники?» Народ-то теснился к Нему, так и сегодняшняя проповедь во всех храмах могла бы подвигнуть людей, потому что мы пришли тесниться к Иисусу, а Иисус даёт нам наставления из Библии святой, из Евангелия. Ведь нет этого нигде. Тысячу лет промолчали и оказались на развалинах. Мне кажется, что ни один народ не был телесно так награждён Богом, и ни за что, а просто так, как русский народ. И грабят его, и убивают, а у него богатство неисчислимое, и недра неиссякаемые, и самые лучшие озёра, и пушнина, и алмазы, и чего только нет, а мы самые бедные. А причина-то одна, что к Богу не прилепились, и поэтому мы не можем правильно пользоваться дарованным сокровищем. Народ русский плодовитый был, не хуже евреев. Напоминаю, что Дмитрий Иванович Менделеев был 17-м ребёнком в семье. Наверное, 17-го ребёнка в одной семье на весь Алтайский край сегодня не найдёшь. А как Павел Алеппский пишет, что около каждого дома как одуванчиков детей было. 10 детей считалось нормой, а меньше никто и не считал многодетной. Сейчас 3, и многодетной считается. Рождаются больные. И причина только в одном, что не теснимся к Иисусу, чтобы слышать Слово Божие. Пётр говорит: «Господи, я человек грешный». Его лов рыбы тронул, а что Слово Божие идёт, что люди обращаются, что двери райские открылись, о том даже и нужды никакой нет. Дальше опять отступят, запрутся, и как будто ничего и не было. То, что Пётр сказал “ Господи”, это ещё не было признанием Богом Иисуса. «Господи», означает просто «господин», один из чудотворцев, который умеет хорошо рыбу загонять в сеть. Вот тут вздрогнуло сердце рыбака, а потом Господь и спрашивает:

Мрк.8:29 – «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос».

Лук.9:18 – «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ

Если бы не это чудо Божие, что Бог Сам открыл им, Кто же Он есть на самом деле, так бы никто и не знал. После воскресения Христа только “ Господь мой и Бог мой” сказал Фома.
 

Втор.13:1-3 – «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей».

Господь ревнует о правильном учении, чтобы мы не уклонились ни налево ни направо. Кто-нибудь побудет у адвентистов, у баптистов и скажет: «Как там хорошо, никогда мы такого не слышали, и такие они приветливые, не стоят, как мы на ногах, потому что вера разве в ногах», - не обольстись этой лёгкостью их спасения, не променяй истины православия на сомнительные обещания сектантского рая. Они сидят на заднем месте, так что разве в заднем месте их вера? Они осуждают наше стояние в храме. Да так можно всё что угодно “опростоволосить”.

Неем.8:5 – «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл её, весь народ встал».

В синагоге читали стоя, а потом рассуждали сидя.

Лук.4:20 – «И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него».

Вера от слышания, а слышание должно быть от Слова Божия, а не от понимания сектантского. Если сбудется, то написано: не слушать слов того человека, ибо Господь допустил для того, чтобы испытать, любишь ли ты Господа Бога. Бог допускает, чтобы существовали сектанты, баптисты. Чтобы что сейчас делается вокруг нас, что нас куда-то толкают, объединяют, это Бог просто испытывает, любим ли мы Его или нет. Мы не голосуем за объединение, но однако молитва идёт и у нас, и во всех храмах, чтобы быть во единстве веры. Нам нельзя бунтовать против объединения вообще, как такового явления. О чём тогда мы молимся?

Иуд.1:19 – «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа».

Еф.4:13 – «доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

Единство должно быть только во Христе, по Слову Божию. Вот тут-то мы можем сыграть очень важную роль в этом объединении. Мы сейчас должны молиться, чтобы правильных делегатов, как в мире говорят, депутатов, избранников послали на съезд священства, который произойдёт в следующем году, по- видимому, в мае месяце. Будут избирать через месяц уже здесь, в нашей епархии. Кого пошлют, один Бог знает, но надо молиться об этом, чтобы избрали таких, которые могли бы что-то там сказать, указать прямо на Христа, на Слово Божие.

Не просто деньги тратить, ездить туда и сюда, а чтобы это были посланники от имени Иисуса, полномочные представители от имени Христа, чтобы они перед лицом Иеговы стояли. Чтобы воистину это были дети Божии, свидетели, верные Иисусу.

Втор.31:12. – «собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего».

Так что это слово “слушать” не было чем-то новым из уст Христа. Пророки призывали и постоянно говорили, но их не слушали. Они непрерывно призывали народ, но народ отвращался, и посылал Господь к ним пророков, посылал Своих работников. Кому голову разбили, кого и убили. Притча Христа строилась на том, что было в Израиле. Что у нас в России было? Начали переводить Библию, головы поразбивали, как профессору Павскому. Библия появилась намного раньше на русском языке, но изъяли её всю. 500 экземпляров было сделано, оставалось только размножить. Всю изъяли и уничтожили, и наказали профессора, знающего те языки. Почему об этом молчат? А это всё наше, и в этом покаяние не принесено. Этот грех убийства Слова Божия на них, на евреях, которые распяли. А на нас разве нет той крови, на нашей Церкви, что Слово Божие не допускали до народа? Находились люди, которые переводили, которые показывали пример, как Макарий Алтайский, как Стефан Пермский, которые жизнь полагали за проповедь. И каким авторитетом они ныне пользуются? Александра Невского все знают, в любой храм приди. Николу Чудотворца – все знают. Праздник Покрова все знают. А кто такой Стефан Пермский, где храм во имя Иннокентия, митрополита Московского, который изучал языки севера? И ни один язык, а разные языки: камчадальский, какой-то народности “калоши”. А здесь совершенно разутая страна осталась, и никто не проповедует. Главные герои веры те, которые Слово Божие несут, как мы сегодня слышали: поминайте наставников ваших, и не просто наставников, юродивых Христа ради, а наставников.

Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

Не тех, которые слюни по бороде пускали, а тех, чьи слюни смешаны с брением, глаза людям открывали. Их-то и не знают. Сегодня на улице спроси, кто такой Стефан Пермский, и кто ответит? И во имя его не называют детей, храмы. Разве так много Стефанов? Назовут так, может, только в честь первомученика Стефана. А Иннокентия кто знает? Разве много Иннокентиев? Да во имя кого сам назван, ещё и не назовёт святого, кто он такой. Кто проповедовал вам, тех поминайте, взирая на кончину жизни их. А то, что остальных поминать – такой заповеди нет. Мы, православные, с широким сердцем, всех поминаем. Второзаконие научает нас учить Слово Божие, призывать других слушать Его.

4Цар.22:13 – «пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам».

Говорит так, чтобы мы искали Господа Бога и искали Его через Слово Его. Произошла великая трагедия в Израиле – закон, данный Богом, постепенно исчез и ни одной Библии во всей стране нет. Ни одного экземпляра, и нигде она больше не хранится. И случайно нашли в ящике под деньгами, когда пожертвованные деньги выбирали и там нашли. Великий гнев Божий на Россию излился в 17-м году, и ещё будет за то, что не слушали слов Книги сей, которая лежит у нас на аналое. Наша-то задача - дать людям Библию с толкованием православным. Не сидите. Сегодня в воскресение, после годового собрания, после занятий идите и кому-нибудь засвидетельствуйте. Поставь себе за правило – хоть одному человеку рассказать о Христе, Господе нашем. Скажите, что есть великая книга Библия, в которой говорится о великом гневе Божьем на тех, которые не слушают слов Книги сей. Прямо так написано. Ведь не будет сегодня в храме священник говорить: «Люди, горе вам, что не слушаете Евангелие, горе нам, что не проповедуем!»

Ис.50:4-5 – «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад».

Итак, это слово достигло нас, оно каждого пробуждает утром, чтобы мы, как ученики, садились за Библию. Это место Библии совсем неизвестно людям. Пророк Исаия всё знал, имел великие откровения от Бога и каждое утро будильник у него срабатывал. Он ждал, когда Господь пробудит его и усадит за Библию. Он меня учит, и я слышу Его голос. Мы можем сказать, что меня Бог пробуждает не для того, чтобы сесть за стол поскорее, холодильник опростать, переработать, а для того, чтобы в Слово Божие вникнуть. Не телевизор включить, какие последние известия ненужные, рекламы глупые просмотреть со скукой. Пророк Иеремия, пророк скорби и печали, говорит:

Иер.6:10 – «К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им».

Он говорил об единственном народе, к которому и сам принадлежал, о еврейском, богоизбранном. Евреи по сей день думают, что они богоизбранные. А мы спросим: «Это слово к вам?». Вам Слово Божие неприятно. Русским-то людям приятно это Слово Божие? А если приятно, то почему князь Владимир сразу не занялся распространением Слова Божия? Почему цари благочестивые не заботились об этом, а только приобрели земли? Думали, как здесь пожить, на грешной земле. Но это всё будет отнято. “И Слово Божие не приятно им”. Это не об евреях только говорится, но и о православных. Да не будет, чтобы это о нас было. Я думаю, может, я обольщаюсь, но мне так кажется, что наши люди любят Слово Божие, хоть и не исполняют, хоть немножко, но слышат.

Иер.13:10 – «Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен».

Не так, что “благословение с вами” - священник отмахнулся рукой благословляющей. Что ты машешь рукавами широкими – Богу не нужен такой упрямый, такой зловредный народ. Бог говорит:

Мал.2:2 – «если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца».

Если этот народ не слушает Бога, по Слову Его не слушает. Бог благословение нам подаст во всей силе тогда, когда мы слушаем Слово Господне.

Люди теснились ко Христу, а Он стоял на лодке. Златоуст говорит, что человек, стоящий на берегу, забрасывает сеть в море, а Христос, стоя на море, забросил сеть на землю. Даже это он заметил. Потому он и есть –золотые уста. Я повторяю удивительные сравнения великого Златоуста.

Иер.26:5 – «чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю с раннего утра, и которых вы не слушаете».

А мы в таком состоянии, что к нам и рабы-то не были посланы, а только монахи с лопатами пришли землю копать, пещеры рыть. Почему однажды не сказать, что не туда пошли мы, устремились не вверх а вниз? Должны же сегодня народу сказать, зачем вы каждый год едете на поклонение мощам, лезете в пещеры? Я сам лазил и был у Иова. В дырку, куда он пролазил, худенький и исхудавший, сегодня пролазят люди любой комплекции. Растёрли камень. Там нужно почти на уровне груди нырнуть, и дальше из пещерки ещё одна пещерка лично для него. Откуда всё это взялось, когда Евангелие в руках было?! - Написано, народ теснился к Нему, слушал. Выходит, что совершенно Евангельский дух не проникал на Русь, тешились народным фольклором, сказками да лубочными рассказиками о мытарствах. О каком рождении свыше может идти речь?

Иер.35:13 – «так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмёте из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь».

Мы возьмёт что-то из наставления, что народ теснился к Иисусу не только болячки излечить, но чтобы душу излечить. Мы должны тесниться к храму, к священнику, к Слову Божию, к друзьям и близким, которые знают Слово Божие. И чтобы люди, слыша Слово Божие, к нам теснились послушать Христа. Чтобы люди шли не басни слушать, не нашу грамотность. Потому что если проповедник знает что-то, много слышит, а я ни разу этого слышал, то пусть он меня и научит. Когда раньше приходилось много ездить в поездах, то дорогой проповедовал, и я много знал стихов разных поэтов, и в конце слышал отзыв: «Как много он знает». Хвала мне. Мне приходилось руками лицо закрывать, выходить и плакать. Я думал людям дать больше, но потом понял, что нужно опуститься в человеческих знаниях ниже. И не надо приноравливаться к журналистскому языку, как это принято в мире, как говорят великие ораторы. Нужно прямо цитировать Библию и дать пояснение того, что же в этих словах сокрыто. «Если кто не слушает слов Моих, то Я прокляну и все благословения над ним». Хорошо возьмите для себя.

Идя в храм, ещё что-то прочитай. Зашёл в храм, подними глаза. У нас что написано на стенах? Прочитать и этого вполне может быть достаточно, чтобы был сильный заряд на 10 минут помолиться. А о чём надо молиться, смотри:

Пр.28:9 – «Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва — мерзость».

Выходит, не только бесполезно молиться, если не любишь читать Библию, но и мерзость притащили сюда. Почему? Да ты не знаешь, как молиться и о чём. Из Слова Божия можно научиться молиться. А в России 1000 лет только и учили молиться, правильно молиться. И учить детей, как на изображениях есть, там сидит дьячок, рядом дети, двое стоят по углам на горохе. Голыми коленками на сухом горохе тоже не сладко, и учит их по Псалтири. И везде по Псалтири. Конечно, важная книга Псалтирь, я её читаю каждый день, но почему ни одного изображения нет чтобы по Евангелию учили?! И почему я не вижу ни одного изображения, где бы дьякон, дьячок, иподьякон стояли, простёрши руки к народу, как Апостол Павел, и начали говорить и умолкло всё собрание?!

Деян.15:12 – «Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников».

Во всей России не было того, чтобы к народу обращались с чистым Евангелием. Если и обращался кто, то какой-то юродивый. Под видом безумия говорил, ну и слова-то там были такие, их ещё 1000 лет разбирать будем, о чём говорил.

Лук.8:12 – «упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают».

И дальше говорится, что на песке всё это, это так не твёрдо. Кто-то сказал «переходи к нам», и этого человека уже здесь нет. Люди, которые ушли от нас за это время, там они ничего лучшего не получили, – до нас доходят сведения. Они оказались как в вакууме. Ни проповеди, ничего нет, совершенно, потеряли всё. И путь у них только один – вернуться к Господу, и не обязательно к нам, но найти место, где проповедуется, где правильное православное толкование даётся.

2Фес.3:14 – «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его».

Человек, который не слушает Слова Божия, должен стоять на особом учёте. О том не только в послании к Фессалоникийцам речь идёт, что кто Библию не слушает, это опасный человек. Кто каждый день Библией не занимается, тот человек опасный. Человек, который не проникается духом Евангелия, он опасный, даже и не сообщайтесь с ним. Он будет говорить что попало. Он будет числиться членом церкви, будет крещёный, а из него будет идти только мирское. Святые отцы, - может, неприятно кому-то покажется, - говорят, что человек отрыгнет только то, что ел. Поэтому человек отрыгает, «отрыгну Слово Господне», только то, что ты слышал. Соделайте язык свой благодатным, на Слове Божьем настоянным.
Итак, мы читаем у пророков и у Апостолов наставление к тому, чтобы мы постоянно льнули ко Христу, учились у Него.

Варух 2:24 – «Но мы не послушали гласа Твоего, чтобы служить царю Вавилонскому, и Ты исполнил слова Твои, которые говорил чрез рабов Твоих, пророков, что вынесены будут кости царей наших и кости отцов наших из места своего».

Что это за слово такое? А было при пророке Иеремии, а это его друг Варух: «идите в плен».

Иов.13:17 – «Выслушайте внимательно слово моё и объяснение моё ушами вашими».

Слушайте внимательно: то, что я вам здесь читаю, это высшее, пусть оно кажется даже не столь изысканным, но это Слово Божие.

Иов.21:2 - «выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас».

Сегодня с полпятого утра я уже сидел за Библией, так как должен был просмотреть за неделю почти пять тысяч мест Библии и выбрать только 15 и показать их вам: Бог призывает нас. На руках молитвы всё несите – каждую скорбь, боль о родных и близких, и Бог силен разломать все преграды.

Пс.27:5 – «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их».

Если слушатели невнимательны, не слушают Господа, тогда всё разрушится. Ты не был на богослужении, ты не ходишь в храм, и никто удивляться тому не будет. Мне самые великие люди удивляются: «Это вы всё сделали за три года!? Как это может быть? Этого не может быть! Это невозможно!» По милости Божией ни одного богослужения зимой не пропустил – так Бог дал! Бог дал и Сам за меня всё это сделал. Это нельзя сделать, это немыслимо!

Пр.2:2 – «так что ухо твоё сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твоё к размышлению».

Когда идёшь в храм, то проверь своё ухо: только бы не пропустить ни одного слова здесь!

Ис.55:2 – «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком».

Из того, что слышите, вы берите только духовное.

Соф.2:1 – «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный».

Самих себя. Если у тебя не так, как в начале было, а хуже дело идёт, спроси себя, почему?

Евр.5:12 – «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища».

Ни одного сухаря разжевать не можете. Кто подошёл в течение недели и задал какой-нибудь вопрос? Я говорил позавчера, тема была такая: «Почему я такой вредный», и я вам открыл всё, что знаю про себя, и сказал, что если кто про меня знает мою вредность, то покажите; встаньте и покажите, где я вредный, может быть, вам только кажется, а если виноват – попрошу прощения. А когда выйдем с занятий, то вы подойдите ко мне, так как я не хочу перед всеми говорить, хотя это и не в храме было, и я мог сказать, но вы сами поинтересуйтесь о себе. И только один человек подошёл и сказал: «Скажи, а я вредная или нет? И в чём я вредная?» Ещё не поздно, подойдите, ибо я вас немножко знаю, так если вредность-то убрать из вас, то вы такие хорошие будете.

Евр.2:1 – «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть».

Господь настраивает нас на нужную волну – быть особенно внимательными к тому, что здесь делается: как выходит священник из алтаря, благословляет, как церковь установила праздники, какое чтение сегодня. Мы ещё многое не понимаем. Собирай сокровища, где только можешь.

1Кор.1:5-6 – «потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, ибо свидетельство Христово утвердилось в вас».

Аминь.

Список всех проповедей

278

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: