размер шрифта

Поиск по сайту




Пути мои

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: 1Кор.4:17

1 октября 2005 г. Апостол Павел пишет: 1Кор.4:17 – «Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви». Это сегодняшнее Апостольское чтение. Я не беру какие-то отдельные места, но у меня есть большое желание по внутреннему настрою говорить проповедь. Вот поставил себе в обязанность пока объяснять только то, что назначила церковь, – пока мой путь такой. Что Апостол Павел хочет сказать? В первую очередь он устанавливает свой авторитет – не надуманный, настоящий. Посылает доверенного человека, который ничего не добавит, кроме того, что он видел здесь. Он напомнит то, что «вы это знаете». Но пришли другие учителя и разгладили, как говорится, размазали мой авторитет, а вот настоящий мой друг придёт и он вам всё расскажет, «это чадо моё». Тимофей полукровка был – полуеврей-полугрек, а стал настоящим христианином. И он «напомнит вам о путях моих», а вы сравните мой путь с теми, кто у вас появился, с путём ваших учителей. Вы маленько-то приглядитесь, кто как живёт – вот смысл этих слов Апостола Павла: напомнить вам о путях моих. Что мы знаем о путях Апостола Павла? Конечно, он говорит о пути его в христианстве, а не о том, как он был гонителем. Апостол Павел был раввином, учителем еврейским, по-нашему сказать, зампрокурора, а, может быть, главный прокурор Иерусалима. Это преподаватель, учитель, и знал он очень много, и все его знания сводились к тому, что еврейский народ избранный, а язычники на втором, на двадцать втором месте. И вдруг он провозглашает себя и делом доказывает, что он Апостол язычников, и неоднократно говорит: «Когда я пришёл к Верховным Апостолам, почитаемым столпами, не я их считал, а люди считают их столпами, я ничего не нашёл в них особенного. И они на меня никакого ига не возложили, одно только сказали: «Павел, где ты бываешь, ты не забывай только денежки собирать с людей. В Иерусалиме голод, трудность, чтобы присылали сюда деньги». Гал.2:10 – «только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности». Не очень большое поручение-то, но его надо было выполнить. Тимофей вам расскажет о моих путях.
Давайте посмотрим, на какой путь каждый человек встаёт? Кто-то когда-то, когда мы умрём, нас всё равно вспомнит. Кого я научил рано вставать? Вы когда выйдете на улицу, мне подскажите, а то вы уже забыли, как вы вставали, пока мы с вами не встретились. Апостол Павел напомнил, может быть, чтобы все вставали на молитву без двадцати в пять. Это хотя бы в вас сохранится? Так, а ещё что он ввёл? Далее, как он ел, насколько у него всё было экономно. Минуты покоя не знал, днём спать не ложился и постоянно в бдении, он напоминает о себе, что был в постоянных трудах. Непонятно, он вязал или шил палатки? Из кожи они были или из шерсти? Исследователи не могут прийти к единому мнению. Палатки изготавливал – это точно. Деян.18:3 – «и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток». Допустим, когда сапожник к сапожнику придёт, зачем ему свои колодки иметь? Он пришёл к ним, и там начинает работать, у них одни и те же колодки. Вспомните, как я принимал участие в скорбях других. Тимофей вам про всё расскажет. Вас что ещё интересует? Расскажи, что я день и ночь исследую Библию. Когда я учился, то был научен твёрдо, сдал на «пятёрки», диплом получил с отличием. А вот теперь, тот свет, который во мне был, оказался в Дамаске тьмой. Мф.6:23 – «если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Ученье – свет, но зло ослепило. 1Иоан.2:11 – «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза». И в этой тьме слепой Савл сидел три дня и заново переосмыслил всё, чему учился. Курс за курсом, сессию за сессией перебирал в памяти и пришёл к выводу: учили неправильно, спасение не в мощах, спасение не в иконах, не в храмах – спасение в живом, воскресшем Христе! Духовные понимали, что не в жертвах, не в баранах, не в козлах спасение, а во Христе. А я воюю против Него, я всю жизнь положил угодить Богу Иегове и оказалось, что я первый враг. Как же меня так научили?
Гал.1:14 – «и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». Я старался быть первым везде. Если нужно было уметь вращать мечом, я первым был, в конских скачках – первый, отвечать по Слову Божию – я везде первый: по пророкам, закону – всё наизусть знал. И оказалось, не в ту сторону ушёл. Почему? Дух Святой должен был коснуться моего сердца. Вот мой путь какой! Я заново сумел провести ревизию и переосмыслить всё. Гал.1:15- 16 – «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью». Вы не думайте, что в христианстве за две тысячи лет не было ничего нанесено. Очень много. Но много, очень много было и хорошего. Как хорошо совершать крестное знамение. Уже сколько раз некоторым говорю, что персты нужно полагать точно на лоб, локоть правой руки не надо поднимать, локоть должен быть почти прижатый, опусти руку, а потом персты полагай на левое плечо И только потом поклонись. Если хочешь проверить себя, правильный ли совершаешь поклон, то руку опусти, чтобы до пола рука достала – это полный поклон. Покажи смирение. Не надо забывать следующее, что Иисус Христос всюду и везде подчеркивал, что Он Сын Человеческий, а в сегодняшнем чтении Он три раза открылся, как Бог. Ученики всё время говорили, что Он Сын Человеческий и Христос Себя Сам так называл – Сын Человеческий. А мы-то Его Сыном Человеческим в молитвах не называем нигде, а говорим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий». Павел со ступени на ступень быстро перешёл от Сына Человеческого к Богу. Ос.12:5 – «А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) - имя Его». Рим.9:5 – «сущий над всем Бог». Как это он мог так быстро переосмыслить всю свою грамоту? Он же был закоренелый старовер до мозга костей, до единой волосинки в бороде старовер из староверов, но сумел это всё отрезать. Гал.1:13 – «Вы слышали о моём прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал её». Тимофей, ты им напомни это. Там есть такие твердолобые евреи, жиды настоящие, они ни с кем не хотят знаться, они преследуют тех, кто даже ест с ними: не той ложкой, чашкой, даже Пётр стал из-за них устраняться от язычников. Приходите сюда не спать, я целую неделю жарю, варю, парю, чтобы еду вам дать, чтобы она вас оживотворила. Напомни им, что для меня авторитетов нет. Мне разницы нет, патриарх это, епископ, священник, я ему скажу, что ничего великого в них я не нашёл. Ты им напомни. Я им скажу, что и Пётр-Апостол был лицемер, Варнава лицемерил. Ты, Тимофей, им расскажи, а когда я приду, то им подскажу, кто они такие. Таковы мои пути во Христе.
Чем я занимался в свободное время? Разве я в отпуск куда поехал, по святым местам? Посмотрим по карте Павловы путешествия – это мои пути. О моих путях напомни им, Тимофей, чтобы мы, готовясь в отпуск, маршрут так проложили, рюкзак так загрузили, чтобы везде было Слово Божие – хлеб духовный. Я старался всюду и везде насаждать общины: «Тимофей, напомни о моих путях, как я учу везде, во всякой церкви». Павел показывает, что он на путях делал – он весь путь свой уставил проповедью. Непрерывной проповедью! Не сказал, что в каждой церкви я палатки шил, в каждой церкви купола делал. Ясно, что и купола нужны, и службы он вёл, но ничего здесь о том не написано: «Напомни им о путях моих...» Что люди вспомнят после нашей смерти или даже при жизни, каковы наши пути? Что мы скажем Богу? У нас есть устав деревенский. Все, кто поселяется, подписались под ним добровольно. В уставе записано: «Потеряевка строится, восстанавливается на старинных благочестивых, христианских, православных обычаях». Седьмым пунктом из сорока сказано, что он ограничивает нашу связь с внешним миром: по возможности ограничьте связь, не обращайся за помощью. Я начинаю себя исследовать, а вы себя исследуйте, напишите на бумаге: за время поселения к кому из безбожников обращались? Я обращался в прокуратуру, обращался в краевой суд, в краевую администрацию и даже в Мамонтово писал не один раз, и всё для того, чтобы Потеряевка восстанавливалась. Нам не запрещается обращаться. Ограничить надо, по безделушкам не лезть, не давать им ход сюда, чтобы они не приходили днём, ночью не воровали со склада пшеницу, муку. Апостол Павел тоже обращался к внешним, он подослал племянника к тысяченачальнику: иди, скажи ему, чтобы он меня защитил. Разрешается защиты просить. Апостол Павел обращался: Деян.25:11 – «Требую суда кесарева». Мы тоже требуем суда: не дают землю, хотя как-то обходимся. Поступили сведения такие, что ваши деревенские, ныне уже не члены общины, заказывают пиво, и оттуда ребёнок, учащийся в вашей школе, с разъезда приносит пиво сюда. Это уже преступление уголовное, развращение детей!
Может быть придётся все материалы сдать в милицию.
Люди, превратившиеся в животных, в крыс, прогрызают устав, они развращают ваших детей. Ваши дети с ними сообщаются, я уже сегодня навёл справки, и те дети ходят по деревне. Вот пути наши какие! Написали устав, забыли про него и дальше начинаем у Бога чего-то просить. Не просите, Бог не услышит, потому что подобное поведение от лукавого. У нас должно быть «да» - да. Сказал «да» – я выполню; «нет» – значит нет. Мы же отвергли всё мирское. И Апостол Павел говорит Тимофею: Тимоша, ты напомни им, как я старался быть образцом, чтобы никто не постыдился, что прилип к нам, что прислонился к нашей общине – такой славной дружине на старинных благочестивых православных обычаях. Да ты найди такую деревню в России, да в мировом масштабе найди, чтобы с нуля начинали на таких обычаях – не так-то это просто! Сколько мы сил здесь положили! Да какое же ты имеешь право вставать на пути?! Мы начнем молиться, сделаем крестный ход – от тебя же дыма не останется. Мы слишком сроднились с той мыслью, что жить можно во Христе.
Помните, что я вам говорю: не позволяйте, чтобы ваши пути враг искривлял. Некоторые думают: «как живу, так и живу, ты ко мне не лезь, я – самостоятельный». Ошибаешься! Ис.55:8-9 – «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Надо сравнивать свои пути с путями Божьими. А Павел говорит: 1Кор.4:16 – «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». Нам трудно уследить, каким путём ведёт Бог Павла. Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Не только я, но и иные по моему пути идут, и на них тоже нужно смотреть. А есть и такие? Да. У православных неразмерно раздутое, вплоть до идолопоклонства поклонение Серафиму Саровскому. Нашли сосну –триста лет лиственнице, сейчас слушают ухом: «и слышу его шаги...» Самое настоящее неприкрытое язычество: торгуют мощами, амулетами. Открыто называют их оберегами. Шаманство настоящее! А про Иннокентия, митрополита Московского, который тысячу вёрст на собачьих упряжках проехал, изучал языки северных народов, распространял среди туземцев Евангелие, ничего люди не знают. «Иннокентий Московский?..» Ведь не расскажешь ничего даже ты. Россия его не знает! Сегодня более почитаемого, чем Серафим Саровский, нет. Да и не его почитают-то, а мощи: двести тысяч съехались только на 250-летие его. Это гипертрофированое, раздутое, «оживляж» делают люди. Надумано это всё, никто ничего не знает, чьи мощи там, где они валялись, и вдруг нашли... Путь обмана. Мощь в мощах. Это путь сегодняшней патриархии. Наш путь должен быть абсолютно точным с Павловым. А как Павел говорит, учил? Православные ищут то, что не возрождает души, а приучает к чисто языческому поклонению, даёт утешение в самоуспокоении, что кто-то за него помолится.
Ис.58:2 – «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу». Как бы! Но когда Я даю им законы, они отворачиваются. Сколько молитв, сколько литургий идёт, а Слово Божие никакой роли не играет. Но придёт Бог, положит конец тому. Пр.23:26 – «Сын мой! отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Что имел в виду Соломон, мы можем догадываться: мудрые слова и изречения, конечно, соблюдать, а не жизни его подражать. На жизнь его смотреть – это один сплошной потоп только будет, который сегодня всюду и везде, с запада, это его жизнь такая. Не об этом он говорит, а он говорит о том, как не отступить от Бога, как мудро поступать, как любить Слово Божие.
Иер.7:23– «но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо». Чтобы знать эти пути, надо читать Слово Божие. Павел заповедует любить Бога, прославлять Его, всё время представлять, что Бог нас видит, что вот этого делать нельзя: а Бог что скажет? Возьмите себе за правило записать, как вы нарушали сию заповедь, как ваши пути привели к безбожию? Ты-то больше всех, может быть, ходил, человек, к безбожникам? Кого только ни затащили сюда: и обворовывают, и ничто не вразумляет. Помрачение ума. А если бы пути твои были по путям Господним, разве это было бы? Да враг бы близко не подошёл – обжёгся бы, они бы боялись приблизиться к нам.
Иер.23:22 – «Если бы они стояли в Моём совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их». Вот задача какая. А ведь этого не было сказано нигде в России. Минут двадцать говорит патриарх – и к Библии не приближается совершенно. Истинный путь Божий – это только тот, который у нас во Святой Библии, которая на аналое лежит. Вчера мне брат мой, а мы живём вместе, говорит: «У меня завтра знаменательный день». Никогда не догадаешься, какой он день придумал назвать знаменательным днём. Что, дом кончили строить, вошёл в дом? Женился наконец или что? Нет. «Я вчера закончил читать Библию. С утра завтра начинаю с Бытия опять». И правда, сегодня утром встал и читает. Бог даёт нам подобное слышать сегодня – вот это пути Господни по-настоящему. Путь Господень всегда грядёт вверх. Путь Господень всегда ведёт к смирению, как бы тебя ни обличили. У меня знаменательный день – я Библию закончил читать и сегодня опять начинаю. Я не могу сказать, сколько раз у меня было подобное. Сегодня посмотрел, к десяти часам ровно пять часов я уже просидел за делом – чтобы вам приготовить духовную пищу. А ты пренебрегаешь – сидишь и дремлешь... Я не могу тебя калёным железом раскачать. Как вы вспомните потом то, что я сейчас говорю! Это путь твой – пришла поспать сюда? Это вы всю неделю так готовились: сегодня пораньше лягу, завтра вовремя вымоюсь, но уж приду сюда, ни одного слова не пропущу. Да записывай, что говорят. Когда Златоуст говорил, то скорописцы со всего города Константинополя сидели и записывали, и когда выходили, то купцы из рук выхватывали, платили деньги в десять раз дороже. Тут же друг у друга переписывали – ксерокса-то не было, магнитофона-то не было, это ж вам так легко записать. Да я и не Златоуст, я ещё раз подчеркиваю, но я могу быть назван путеводителем по Библии, гидом, экскурсоводом. Я хочу сказать вам то, что Бог передал. И я пытаюсь всё суммировать и передать. У меня нет той глубины, которая видит подтекст тройной, как у Иоанна Златоуста. Когда я его конспектировал вручную, и я был один в комнате, а он настолько мне дорог, и мне не с кем было поделиться, а душа разрывается, так я выйду на крыльцо, встану, стою: «хоть бы кто-нибудь подошёл!» Ни одного верующего нигде нет, а дом большой, по улице машины идут. Постою, руками разведу, опять зайду, на колени встану, поблагодарю: «Господи, да какой же я счастливый-то!»
Том за томом, а каждый том почти в тысячу страниц – конспектировал рукой, и конспекты сохранились. Я воскликну и на колени упаду: «Господи, да неужели такие были проповедники? Да неужели они так любили Бога?» Не было тогда ни Симфоний, ни компьютера... Одну проповедь говорит Златоуст, в среднем 70 раз открывает Библию: 70 указаний – глава, стих. Спать не надо! А верёвки-то ума гнилые, в колодец опустить. К слову сказать, мы колодец-то выкопали – вот наши пути. А колодец-то бетонный. Я сделал мощный из железобетонных колец и кольцо весом до тонны. Верёвку с крупными узлами, толстую до воды опустили, на тот случай что если случайно кто упадёт в колодец, то чтобы упавший легко мог вылезть. Зайдите и посмотрите всё – вот это наши пути, чтобы кому не навредить.
Когда Израиль был разгромлен, то в плену они стали исследовать свой путь: почему наш путь такой печальный? Почему мы сегодня, в субботу не идём в храм, а идём на земляные работы, в каменоломни? Ну почему? Кто извратил наш путь так? Почему мы в ГУЛАГе находимся? Почему царя ведут на расстрел? – это не его путь должен быть. Плач Иеремии, пророк плакал и книгу Плачем назвал, 3:11 – Ты «извратил пути мои и растерзал меня, привёл меня в ничто». И затем он нашёл причину: «Бог Иегова это сделал со мной, потому что Он меня любит. Бог хочет, чтобы путь мой пошёл кверху, Он отрезвляет меня».
Я всё время боюсь пожара в деревне, особенно когда ветер с другой стороны дует. Молитесь ли вы, чтобы не было пожара и воров? Кто живёт со мной, знает, что я каждый день несколько раз молюсь и молюсь об этом. Молитесь, просите Бога, чтобы путь наш непостыдный был, чтобы дети сказали: «Мы помним, как наш отец любил Бога. Вот что он делает: сливок нагонит – десятину сразу отделяет и в сторонку отставляет; десять баночек готовит и говорит: «Жена, десятая принадлежит Богу. Так, сколько у нас цыплят, по осени-то считать будем? Десятый цыпленок, десятый петух – для Бога. Для Бога!» Вот как надо жить-то, вот это пути Божьи, и в детях это всё останется.
Иез.18:29 – «А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?» Когда скажешь, что такие требования, то говорят: «Максимализм! Бог не может этого требовать. Наши родители жили как-то, старики и в карты играли, и в лото, и всё можно было. А у вас то нельзя, это нельзя... Какая-то злая ваша вера». «Мои ли пути неправы?» Кто может сказать, что я налагал на кого-то бремя? Я просто говорю вам. Посмотрите, как я всё время подчеркиваю наше отношение к Слову Божию, к проповеди. Редко кто выслушивает, стоя. Я не говорю о больных, о детях. Это тоже какой-то показатель чего-то. Когда читаешь Книгу Товита, то удивление вызывает, как отец любил Бога и сыну Товии постоянно наказывал: «Сын, помни и не ходи путями беззаконников». И снова напоминает: вспоминай пути мои, сын мой, как я в плену был, как я заботился, кормил бедных, хоронил убитых. Сын мой, помни. Подобное же говорил Владимир Мономах. Умирая, он наказывал, и всё это записано: «Дети, помните, как я вас учил: где только можно, примиритесь; где только можно, старайся Слово Божие в руки взять; где только ты можешь, оторви маленько от себя, подай нуждающемуся». Тов.4:19 – «проси у Него, чтобы пути твои были правы». Чтобы вы могли сказать, умирая: «Дети, помните, как я жил, как я старался, как вас воспитывал, в строгости держал. Вот так учите и вы своих детей». Втор.8:2 – «И помни весь путь, которым вёл тебя Господь». Втор.25:17-18 – «Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта; как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога». Еврейский народ – это несколько миллионов, они растянулись на многие километры, женщины устали, старушки, а амаликитяне из кустов стреляли и убивали всех. И евреям в закон ввели – всемирное преследование Амалика: где бы кто ни встретил амаликитянина, убивайте – вот наш путь. Нам указано нигде ни на какие компромиссы с сатаной не идти. Если ты сказал слово «да», твой срок истёк, завтра тебе выезжать – ты так и сделай. Благословили меня идти на проповедь – я должен всё оставить и пойти.
И дивен наш Господь, через такое малое слово Павла к Тимофею, показал, как мы должны чтить его святые заповеди. Повторяю, когда мы делаем земные поклоны, руки не в стороны разводи, а впереди сложи ладони вместе и лбом задень руки, десять пальцев, как почтение к десяти заповедям. Так нас учили предки. Дома проверьте себя, как становитесь: как корова на льду или как христианин в смирении? И дивен Господь, Который даёт нам страх сегодня и желание служить Ему по правде и по совести. Аминь.

Лет семьдесят – какой же малый срок,
А жили некогда за девятьсот и с гаком...
Едва обжился, пора через порог,
Нам наступают правнуки на пятки.
Осмыслить жизнь, как бы игру на сцене, –
Бывают и минуты увлеченья.
Сокровища великие не ценим,
А над копеечным трясёмся, как кащеи.
Как мало тех, кто истинно познал,
В чём смысл и назначенье краткой жизни,
Кто выбрал нужный поезд и вокзал,
В небесную отправился Отчизну.
Дай, Господи, ненужное отбросить,
Собрать нужнейшее, Всесильный, помоги,
Твой благодатный дождь, благословенья росы
Кропят на всех, восставших из могил.
А много ли отпущено прожить,
Коптить или свершить здесь умудрились?
И в малый срок суметь добро нажить,
Назначенное при рожденье крыльям.
Не верхоглядство нужно и орлу,
Но в корень зреть, считая корнем веру;
На тетиву Бог наложил стрелу,
Как хорошо быть выстреленным кверху.
Короткий миг суметь бы оценить,
Спрессовывая нужное в молитвах;
Благословеньем могут стать и сны,
Мы с ними бодрствуем и нераздельно слитны.
Ненужное безжалостно отсечь,
Нас путают женитьбы, скорби, узы,
Уютный груз потом не сбросить с плеч –
Понятно, что и путь уже не узкий.
В днях малых есть «изюминка» одна,
Быть собранным, сверхустремлённым к цели,
Быть воином Христа среди вояк,
Побить врага и возвратиться целым. 3.1.06. ИгЛа

Список всех проповедей

223

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: