размер шрифта

Поиск по сайту




Юродство проповеди

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 15

Указатель: 1Кор.1:21

27 сентября 2005 г. Воздвижение животворящего Креста Господня. Этот день в 2005 году выпал на вторник, выездной день в Потеряевке: священники уехали в Барнаул, диакона нет, чтецов нет. И вы видите, что только 19 человек пришли – юродивые: пенсионеры и дошкольники. Учителя – в школе, ученики – в школе, никого нет. Праздник юродивых! Действительно, так. Читается на этот день два места – одно к празднику, а другое рядовое чтение. Я батюшку заранее спросил: а какое важнее? Праздничное чтение в году повторяется несколько раз, а рядовое – это послание к Галатам. То ли не посмотрели наши руководители-сёстры, которые сегодня за чтецов читали, а там написано: Гал.2:21 – «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер». 1Кор.1:21 – «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Но что скрыто в этих словах – «юродством проповеди»? Слово «юродство» встречается три раза в Священном Писании. Я перебрал все словари – толкования никакого не даётся. Но переводы в других языках показывают: перевод один – дурость, глупость, неразумие, все слова означают юродство. Потом слово «юродство» приложили к понятию «блаженный». Сейчас читали: «блаженны нищие духом». Сам по себе праздник вполне можно назвать юродивым – праздник для юродивых. Никакого отношения он не имеет к празднику, в первую очередь, праздник есть только, чтобы не работать, руки сложить, быть праздным, незанятым.
Иисус Христос день Своего распятия назвал днём печали. Воздвижение Креста связано с крестом – страдания: «кресту Твоему покланяемся». Это только юродивые могут понимать так, что мы кланяемся дереву, хотя дерево сие благословенно. Речь идёт именно о страданиях Христа. Когда говорится «крест», то имеются в виду раны Христа, мучения Его, любовь Его, а не дерево-крест. Крестов было тысячи и сотни тысяч. Это потом уже как символ – спасение, на «скорой помощи», на теле, на могиле, на храме, на священнике, на ризах – это потом! Праздник, который сегодня отмечает церковь, он не в честь даже креста, я вам уже объяснял, а найдено было место, где распят был Христос, где нашли крест, потом Елена-царица, мать Константина I, который ввёл христианство как государственную религию, построила храм, а спустя больше десяти лет освятили. Сегодня передают, что начало сего празднования обнаружено только в шестом веке. Откуда они взяли? Не в шестом, а в четвёртом веке. Строгий пост... А раз пост, значит празднование и пост несовместимы. Когда праздник, тогда торжественная трапеза – это всегда, во всей Библии об этом говорится. 2Цар.6:19 – «и роздал всему народу, всему множеству Израильтян, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепёшке каждому. И пошёл весь народ, каждый в дом свой». А тут праздник – и сразу строгий пост. Видите, у нас всё перемешалось, как будто юродивые составляли. А юродство потом возвели в принцип высшего подвига христианина.
Что означает юродство? Человек притворяется. Только один раз в Библии показано, как ведут себя юродивые. Когда Саул стал наступать на пятки Давиду, тому пришлось бежать, и прибежал он в соседнюю страну к царю Анхусу (1Цар.21:10). А царю сказали: «Не это ли Давид? Похожий на него? А он воинственный, ему когда-то даже песни пели, что «Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч». Если такой человек на нашей территории, значит жди смуты, какую-то революцию поднимет». И Давид страшно испугался: бежать некуда, он сам попал в ловушку. И он ничего лучше не придумал, как прикинуться дураком: 1Цар.21:13 – «И изменил лицо своё пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей». А царю Анхусу доложили, и он говорит: «И это Давид? вы хотите, чтоб перед лицо моё привести его? У меня своих дураков хватает. Пошёл вон отсюда!» И Давид этим спасся. Когда отступили от него все, он тогда убежал. Он был нормальный, но прикидывается юродивым. Юродивых всегда жалели, не отвращались от них. Но никогда юродство не ставилось эталоном подражания. Как можно дураку подражать – глупому, неразумному? Его можно только учить. А если он сумасшедший? А он прикинулся сумасшедшим. Тогда считалось это болезнью. Дальше мы пояснение получаем из Евангелия: сумасшествие – это беснование. Ненормальные люди падают, испускают пену – Христос исцелял такого, в новолуние бесновались. Чего же ради стали юродивых почитать? Специально книга выпущена: юродивый Василий, юродивый Андрей, юродивый Симеон – юродивые Христа ради. Полное безумие составителей и канонизаторов! Ни одного намёка в Библии нет о том, что Бог прославляет безумных, а написано, что Богу угодна только мудрость. – Он мудрый. Прем.Сол.7:28 – «ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью». И наконец поняли, что дураками полна вся Россия: составили сказку про Иванушку-Дурачка, что все вопросы он разрешает, на печи ездит, не слазит с неё. Сама нация стала дурной, юродивой! И это юродство зародилось не в России, потому что веру мы приняли из Греции, а Греция захватила от иудеев. Там, в пустынях, монахи придумали: учиться неохота, ничего не надо знать – вот под дурака играют, иногда совершенно бесноватые, что попало делают! И назвали сие высшим подвигом в христианстве.
И наконец дошло, как же безумие мы прославляем? Человек не может ничего пересказать – его надо учить! А он бесноватый! И ему ничего нельзя сделать? Тогда церковь выносит канон. Шест вселен. Собор, правило 60 – «Так как Апостол вопиет, что соединяющийся с Господом, един дух есть с Господом: то явно есть, что и противнику себя усвояющий бывает едино с ним, по общению. Посему рассуждено: лицемерно беснующихся, и таковой образ действий, по злости нравов, притворно на себя приемлющих, наказывать всяким образом, и подвергать их таким же суровостям и трудам, каковым подлинно беснуемые, ради освобождения от демонского действия, праведно подвергаются». Наконец дошло! И в России много таких было, потому что священники проповедовали эту дурость, народ не учили: а вот такие дурные будьте. Одна женщина рассказывает: «Взяли у меня мужа, я осталась одна с ребятишками, он в армии, как жить? Я стала юродствовать, кликушествовать». Когда Евангелие выносят – давай кричать, потом стала падать. Вышла, народ сразу начал ей подавать. Она пришла домой и подруге рассказывает: смотри, сегодня насобирала, я за месяц столько не зарабатывала. И подруга тоже стала кричать. Священник видит: беда какая! И он сторожей всех призвал: как только какая падает, заранее стойте с палкой, начинайте молотить и палками выбивайте из храма. А юродивых, пока священник додумался, уже десять в одной деревне – десять-то дураков для одной деревни многовато! За один день всех вылечил, не стало юродивых. Черешком лопаты вылечил. Перекрестил их всех. Как Иоанн Кронштадтский ложкой по лбу перед причастием брякнул бесноватую и говорит: «Открой рот!» Перестала орать, и сразу бес из неё вышел. Больше ничего и не надо – крестом и железобетонной ложкой..
Слово Божие прославляет людей, которые любят Христа, которые познают Священное Писание. А глупость всегда отвергалась, поносилась: неразвитость, что нет ни к чему никакого интереса, что лицо не искажено признаками интеллекта. У неё лица-то нет человеческого, а, может быть, свиное рыло осталось. Почему когда пришли к Господу люди, он увидел свиней, псов? Мф.7:6 – «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». А где люди? Златоуст говорит: полный храм лошадей, я не вижу людей. Конское стадо набрело сюда: топчутся с места на место, разговоры ведут... А разговоры-то – конский навоз изо рта вываливается. Стал смотреть по Слову Божию и нашёл, что Давид, прикидываясь бесноватым, имел оправдание – по-другому он не мог спастись (1Цар.25:22). Когда был арестован друг Ленина Камо, убивший шесть казаков, когда они ограбили банк, то он прикинулся сумасшедшим, то определили, что он симулировал только по тому, то зрачки глаз его расширились, когда спину ему жгли раскалённым железом.
Но нам указывается другой путь: наши страдания за Христа мы должны принимать в здравом уме. Христос отказался от уксуса, чтобы принять страдания осмысленно. Мф.27:34 – «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить». Мы пошли за Господом. И когда говорится «юродство проповеди», то не уродством спасаются, а юродством проповеди. Что, священники этого не знали, не читали? Ведь современник Пушкина, а Пушкин убит в 1837 году, был Серафим Саровский, и он слышал, что в России делается. Он тоже подъюродствовал: прятался от ребятишек, в окно выскакивал, в траве лежал: ляжет, лежит, детские голоса услышит, тогда выйдет, а так его не разыщешь. Серафим Саровский будто сказал, что на тысячу юродствующих только один действительный. Выходит, что остальные на самом деле дураки, их бить надо. Если один на тысячу, а 999 обречены на погибель, то зачем культивировать юродство? И не просто юродство Павел упоминает, а юродство проповеди... Для неверующих таким кажется наше благовестие. Язычники считали безумием то, что христиане проповедуют. «Говорите, что распятый, убитый Пилатом плотник есть Бог? Безумие какое-то! Другое дело, Венера-красавица, Юпитер, Аполлон». Интересные похождения у греческих божеств. Иудеи ищут чудес – это православные, это наше жидовство русское. А Еллины ищут мудрости, мудро составленные биографии. А в биографии, в житии Иисуса Христа ничего такого и нет. Родился от Девы Марии, принял плоть на Себя, не мог Себя защитить, был распят и вдруг воскрес. А кто Его видел воскресшим? Никто не видел из тех, кто проповедовал. Безумие какое-то! И ходят, проповедуют. Эти бродячие проповедники, осколки рыбаков Галилейских. Деян.4:13 – «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом». Вот почему юродство-то проповеди! Но для нас-то, спасаемых, - это сила Божия. А от юродивых какая проповедь была? В фильме юродивый Василий обличает Ивана Грозного: «Ивашка, ты скольких людей погубил? Мясом живым питаешься». Стараются оправдать юродство, что нельзя было этого благочестивого царя прямо обличить, а только под видом юродства. Хороши же благочестивые цари были! Благочестивые православные. И только под видом дурости можно было к ним подойти, да и за то ещё царь Иван Грозный копьё бросил в него.
Итак, заблудились мы, отступив от Евангелия. Истина только в Слове Божьем. Слово о кресте для погибающих юродство есть, они считают это безумием и поэтому в безумии сами и остаются. А для нас сила Божия, мы прибегаем к кресту с распятым Христом и питаемся от Источника силы: «Кресту Твоему поклоняемся...» Не воображай, что этот крест просто крест. Но зри, что на нём Христос распятый. И поэтому сегодняшнее утреннее празднество я отмечаю только потому, что я православный. А на самом деле это никакой и не праздник, а это день печали, день скорби: Мф.9:15 – «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься», – Христос говорит. Матерь падает без сознания на руки ученика, как описывают в песнопениях. Какой же это праздник? Праздник для тех, кто распял: они скакали, радовались, обнимались – фарисеи, саддукеи, иродиане, коммунисты, фашисты, – все радовались. Но для нас сие событие –распятие, предвосхищающее праздник Воскресения – праздник, потому что мы знаем, где явлена была высшая любовь – на вершине Голгофского Креста. Иоан.15:13 – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Мы знаем, что пройдёт три дня, и Он воскреснет – вот почему праздник. В историю мира Крест вошёл как символ разрушения всего языческого мира, как символ любви к падшему человеку. Бог явил любовь в том, что отдал Сына Своего Единородного, Который умер на Кресте. Мы спасаемся кровью Христа, а кровь пролита на Кресте. Кол.1:20 – «и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное». Рим.5:8 – «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками».
Слово «глупость» в Священном Писании встречается 157 раз и всегда только в отрицательном смысле – это о глупых. И непосредственно сама глупость как явление 32 раза обсуждается в Священном Писании. Чего же ради монахи решили прославлять глупость? Почему глупость не прославляется официально нигде, даже в современном правительстве, даже в современных университетах? Пытаются якобы насаждать мудрость, стараются искать мудрость. Пр.12:23 - «сердце глупых высказывает глупость». И поэтому юродство не только не должно почитаться, а должно быть под отвращением. Слово Божие не под видом кривляний и свиней проповедуется, а ясно и чётко: «Христос умер за нас», – вот Филипп проповедует и евнух сразу уверовал в Иисуса. Павел обратился и на другой день слушают его проповедь. Живая ясная проповедь о том, что мир языческий ушёл от Бога, а они того и не знают. Деян.14:16 – «Бог в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши». Бог даёт дожди, даёт зиму, лето, а они не знают, от Кого сие. Это Бог Иегова даёт! Слово Божие впервые попало в языческий мир, задыхающийся в пороках. Нужно было, чтоб этот глас: «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» охватил этот мир, чтобы он вздрогнул: это и есть величайшая мудрость.
Пр.13:17 – «Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость». Несколько мест прочитаю, чтобы увидеть, какое отрицательное отношение Бога к глупости. И никто так не выставлял глупость, как юродивые. Я видел юродивых, так называемых якобы, но они совершенно безумные люди. И вот сейчас Московскую дурость канонизируют. А что она делала? Нецензурно ругалась. Делала что попало – и всё это пытаются оправдать. Двое юродивых между собой дерутся: «о, это они предсказывали, что будет война». Что бы юродивый ни сделал, в том ищут мудрость, иносказание, аллегорию божественной мудрости. А он не знает ничего, почерпнул испражнения человеческие и вымазал ручки у машины. Священники выходят, берутся – на руках кал: «о, это мудро сделано, это означает, несправедливо нажитые машины». Может быть, и так, но ведь не так же! Пр.14:18 – «Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием». Невежды те, кто не учатся. Невежды, которые не хотят подвигаться вперёд. Научитесь пересказывать: посмотрел ли фильм какой-то божественный – перескажи; что ты читал – перескажи. Сегодня у нас в храме нет братьев, обычно читающих, и Евангелие читать некому. Слава Богу, нашёлся один брат, прочитал, а второй только руками развёл. Да ты бы схватил сразу Евангелие: «дай, я прочитаю!» Ведь грамота-то есть три класса хотя бы? Есть. Ну а в чём дело, чего юродствовать-то? У меня своё: я не слышу, я голос свой не слышу. И поэтому что мне покажут, не сразу догадаюсь, что читать – одно только смущение наводить. Поэтому я знаю своё дело, что приготовленное – прочту. Пр.15:2 – «Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость» , выблёвывают глупость – и эту глупость прославляли в России тысячу лет. Пр.15:21 – «Глупость - радость для малоумного», то есть полоумному она в радость. В этой полоумной, малоумной радости мы тысячи лет шли, купались и водительствовались. В России почитали блаженных, а блаженными стали называть придурков. Глупый и блаженный – это одно и то же сегодня. Совершенное безумие! И не святая, как её называли, а юродивая Русь. И она наконец прибрела к своему финалу – к кладбищу мертвецов.
Пр.19:13 – «Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба». Человек избирает путь свой, а сердце его, наполненное глупостью, извращает этот путь. Пр.26:11 – «Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою». И они одно и то же слово повторяют. Значит, пользовались чем, питались чем все эти годы юродивые? Блевотиной – так говорит Соломон, и непрерывно повторяли: «А вот такая-то юродивая сказала». Я видел такого, сидит он перед церковью, бьёт стекла на камушке и мычит, а бабки благоговеют: «О-о-о, это юродивый! Он показывает, что надо разбить все бутылки, чтобы наши дети не запивались». Такое к ним почтение, домой к себе завлекут. А он и дома точно так же себя ведет. Толкуют о нём: «Это юродивый, он же ради Христа юродивый!» Да, он юродивый, безумный, ну а тот, который почитает его, нисколько не выше. Это совершенно больной человек, может быть, одержимый демонами с самого дня рождения. Пр.27:22 – «Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его». Значит и юродство от России не отойдёт, никаких признаков этого нет, по-прежнему прославляют и вновь канонизируют юродивых. А юродивыми прославляются и женщины, и мужчины, но почему-то мужчин больше – приоритет захватили даже здесь, потому что и в жизни так оно и есть.
Еккл.2:13 – «И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою». Спрашивается: Евангелие держали в руках Апостолы, писали его, почему же они не стали придуряться нигде? За каждое слово отвечали: да-да, нет-нет. У юродивого ни «да», ни «нет» нету, а значит, всё от лукавого. Что, разве трудно было до этого додуматься, когда открытым текстом всё это в Библии написано. Присылают из зарубежной церкви книгу, она специально написана о юродивых в России – целая книга! О том, как они босиком ходят по снегу, как стал бегать с собаками. Вот читаю про Симеона юродивого, как он решил мир спасать. С чего начать, не знает, но вышел: что делать? К городу подходит, а ещё программу своих действий не знает. Юродствовать охота, а не знает – это уже святой! Смотрит, дохлая собака лежит: о! указание – перст Божий. Сразу за хвост привязал верёвку и по городу потащил. И ребятишки за ним: «Юрод, юрод!» Урод! И всё началось. И другой не знает с чего начать путь дурнины – собаки дохлой не нашёл, подошёл к колодцу: «Что же делать? А я спрыгну в колодец. На мне одежда». Взял ножницы и всю исстриг. Получится ещё один столпник. Вот к чему нас призывали! И это всё написано в Житиях святых. Я их двенадцать раз прочитал. Выход один только: забыть всё, попросить у Бога прощения и начать сегодня вникать вот в эту книгу, лежащую на аналое, – Слово Божие. Иначе мы вместе с юродивыми будем связаны и уже безвыходно придётся находиться в другом месте.
Еккл.7:25 – «Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия». В Притчах Екклесиаст отвергает глупость 28 раз, презирает её, ненавидит, поносит всячески – и всё это мимо нас? Закрылись, как будто не читали, а толкём своё: «Мы прославляем глупость». Более глупого народа, чем русский, наверное, на земле никогда не было, я прихожу к такому выводу. И если сегодня читается это место про юродство проповеди, то я из этого чтения Евангельского беру только одно – извращение слова «юродство». Павел применяет его в отношении язычников, которые не понимают силы проповеди. Я скажу, что в отношении себя не раз слышал: «Грамотный человек и такой дуростью занимаетесь, проповедуете какого-то Христа; вот Бог» – и показывают на мавзолей. Я слышал сам, что язычники, безбожники-коммунисты считают проповедь о Христе дуростью: «и что ты мозги пудришь людям? чем ты занимаешься, дуростью какой, а ведь ещё диплом имеешь. Тебя учили в школе, государство на тебя деньги тратило, а ты чем занимаешься? Да ты бы какую пользу государству принёс». Вот какой смысл закладывают в это слово язычники – в проповедь о Христе. Мы знаем, что Христос умер за нас. И церковь назначила этот день совершенно произвольно, никак это не относится к пятнице, ибо сегодня вторник, одновременно называют праздником и строгим постом – всё перепуталось! Я отношу это только к юродству Синода, к юродству епископов – к потере ориентации. Но мы извлечём из праздника полезное. Нам напоминается о страданиях Христа, о Его любви. И слово о кресте, то есть о Христе, – Павел говорит, – это наша сила. И мы отсюда должны выйти другими – радостными; что любовь Христа напоминается нам даже через юродство прошедших перед нами священников и епископов. Аминь.

Что бы муж ни сказал, поперечит жена,
Всё напротив и явно ему вопреки,
В этом вареве к бездне скатилась страна,
И смирились с проказою той мужики.
Неуютно в семье, где не главный отец,
Где жена гнёт и давит под тушу свою;
Муж состарится быстро, попавши под пресс,
С Салтычихой советской воюй, не воюй.
Атаманит жена бессоветьем привычным
И при детях хозяина тяжко унизит,
Пораскинет умом своим бабьим, не птичьим,
И к инфаркту готов голубок её сизый.
Словно коршун и ястреб над ним нависает,
Из попрёков её лексикон и жаргон,
Не страшится ни Бога она, ни Писанья,
В каждой бочке затычка, кровавый тампон.
В мусульманстве сумели её обуздать,
Под чадрою в мешке для себя сохранить;
Возле каждой горланит её мелюзга,
Ей Коран заменил наше множество книг.
Но возвысил наш Бог Иегова и жён
В Палестине далёкой по ранней весне,
Утром чудным в потёмках их Ангел нашёл,
Это было давно, наяву, не во сне.
Благовестницы первые, там Магдалина –
У их ног не зазорно Апостолам сесть;
Золотые их ноги, хотя и из глины,
Обесчещены были, а ныне им честь.
Как бежали они, как спешили успеть,
Телетайпы их рук барабанят ту весть,
Что гробница пуста, даже стражников нет,
Прочь отвален и камень, Раввуни воскрес.
Где Христос, там покорность законному мужу,
Целомудренный взгляд и почтенье в молчанье;
Вседозволенность схлынет, и путь станет уже,
После Бога ей муж будет главный начальник. 3.1.06. ИгЛа

Список всех проповедей

280

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: