размер шрифта

Поиск по сайту




Огорчение

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 15

Указатель: Мф.18:24

4 сентября 2005 г. Мф.18:24 – «Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов». В мире всё надвое: есть радость и есть огорчение. Сир.34:14 – «Как напротив зла — добро и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого». Сир.43:25 – «Все они — вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным». Сегодняшнее чтение касается этой темы. Человек должен десять тысяч талантов. Речь идёт о плате, какую он должен вернуть, – и никогда ему долг не вернуть. Один талант, если верить исследованиям, это 26 с лишним килограммов золота, а в аттической мере – даже 44. Даже один килограмм золота когда ты заплатишь? Сумел же в такие долги влезть. Беда тому, кто должен и нечем ему заплатить, – пропал совсем человек, лишился свободы, посадят в долговую яму, будут бить на правёже, как во времена Алексея Михайловича. Пр.22:7 – «Богатый господствует над бедным, и должник [делается] рабом заимодавца». И должник нашёл выход в том, чтобы умильно припасть, кланяться, зная, что тот богат, может простить, ущерба большого ему не будет. «Прости!» И просил очень хорошо, и тот поверил. Вот если бы на этом притча закончилась, как было бы хорошо: прощение, прощение, прощение... Дальше случается следующее. Ему простили, и внутренность его мы узнаем из последующего события. Ему встречается должник его, должный сто динариев. Динарий - серебряная римская монета, имевшая широкое хождение в Палестине во времена Христа. По стоимости динарий был равен 1/4 сикля серебра или одной драхме (видимо, и по весу также соответствовал 1/4 сикля, то есть около 3 г.) и являлся дневной платой солдату и подённому рабочему. За динарий можно было купить небольшую овцу. Вполне можно было заплатить, хоть и со временем. И вот здесь он показывает своё истинное нутро: просить умеет, а прощать не умеет. И я думаю: о чём речь идёт здесь? Кто больше всего виноват перед Богом? Священное Писание говорит: самые виновные на земле люди перед Богом те, которые имеют доступ к душам людей, - это священники и учителя. «Если одна душа по твоей небрежности погибнет, – говорит Златоуст о священниках, – всей жизни тебе, священник, не хватит рассчитаться». А их миллионы гибнет! И вот товарищи, видя, как он поступил, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. И теперь даётся истинная характеристика должника. Едва только встретив его, хозяин сразу называет его злым рабом. Вот и исполнилась повторяемая часто молитва: «прости нам долги наши» «Злой раб, почему ты не прощаешь?» В отношении меня многие священники настроены, как этот злой раб. Я говорю о тех упущениях, какие они сделали, которые им никогда не заплатить – они тысячи талантов задолжали русскому народу: они не проповедовали, они погубили Россию, они в гибели миллионов душ виноваты.
Они построили идола и этому идолу кадят день и ночь. Что такое идол? Это церковная структура. Митрополит Сергий всё сделал для того, чтобы сохранить, как патриарх Алексий II говорит, церковную структуру, чтобы было чем народ окормлять. Ни одного слова церковного нет, ни одного слова божественного в их речах. Что значит «окормлять»? Смысл же слова означает «перекормить». Они же вкладывают смысл «причащать». Несчастный коллаборационист Сергий (Страгородский) пошёл на это предательство Церкви, как невесты Христовой, на соединение с властью, чтобы сохранить церковную структуру. Этому идолу усиленно кадят продажные люди в рясах! Нам на их «канонической территории» нельзя проповедовать, мы же «зарубежники», а земля и воздух им принадлежат. Подобные утверждения их есть полное безумие! Их долг перед Богом и народом неизмерим. Я им сказал только одно - что они превратили храмы в скотомогильники – валяется в храмах дохлый скот. Пс.72:22 – «тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою». Мёртвый скот. Лук.15:24 – «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Они ни одного слова мне простить не могут. За слово цепляются, а сами виновны сколько! Когда бы ни дошёл до этой притчи, вижу, что это по отношению ко мне и по отношению к священникам, практически почти ко всем.
И мне хотелось немного раскрыть сию картину. Иногда даже у нас здесь люди нарушают устав, кто-то подсказал, так на него сразу виновный вешает бирку: «сексотничает, заложил меня». Подобное отношение говорит, что ты мертвец. А я слышу постоянно от этих людей такие слова в отношении тех, кто ревнует о соблюдении устава и наблюдают за порядком в храме. И всё время они сумрачные; но как только неверующие приедут, перед ними они бегают весёлые и радостные. 2Тим.4:3 – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». Ты показываешь своим поведением, кто ты. Писание говорит: «Обличай!» Мы сегодня слышали послание Апостола Павла к Ефесянам: Еф.5:13 – «Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть». Ты свет хочешь? Почему же ты прячешься, тушишь свет, когда поступил беззаконно против брата своего, нарушил устав и сам ни разу не пришёл, не сказал: «Да, это я. Я захламляю лес, я пилю деревья крайне небрежно». Почему вы, огорчая другого, не замечаете, что огорчаете? Конкретно вам говорю: «Не выходите на средину храма. Стоят здоровые фигуры, детей закрывают». Я за детей кричу: «Дайте им свободу, пусть они посредине стоят, ещё по росту поставьте!» Пусть они запоминают то, что делается в алтаре, пусть священные действия священника коснутся их. Они ничего, кроме ваших широких спин, не видят. Стоят здоровые, приходится за руку отводить в сторону. Почему ты ничего не видишь, не слышишь? Я хочу разобраться с огорчением, кто кого огорчает по какой причине. Бывает, не надо бояться нанести огорчение. Павел говорит: 2Кор.2:2 – «Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчён мною?» Я огорчил вас тем, что сделал замечание для того, чтобы ты и вправду изменился. «Что, я крайний?» - такие слова говоришь. Ты мертвец духовный. Златоуст говорит, что если даже несправедливо тебя обличили, и тогда поцелуй за намерение – он хотел как лучше. Надо обнаруживать то, что греховно.
Лк.8:17 – «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». 1Кор.1:11 – «Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры». Значит, кто-то заложил из Хлоинова дома. Хлоя, видимо, хозяин, рабовладелец. Почему Павел не упрекает того, кто доложил, «насексотничал», а говорит: «сделалось известным»? Он строит послание на том, что сделалось ему известным. И мы узнали благодаря тому, кто пришёл и Павлу доложил о непорядках. «Почему не сказать, что сексотничаете?» Деян.19:6-17 – говорится о том, как сыновья священника Скевы решили тоже изгонять демонов, а этот злой дух напал так на них, что избил их, они голые выскочили. Это сделалось известно всем, находящимся в Ефесе. Значит, неплохо, что сделалось известно, хотя их авторитет и подмочен был. Сделал известным всем, сумел так молву распространять о том, что зачем ты берёшься за дело Божие, когда духовно не рождён? Ты мёртвый, ничего у тебя не получится, сатана разденет тебя. И напал страх на всех. Вот результат-то какой, когда сделается явным.
Теперь поясним слово «товарищ». Мф.18:31 – «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее». Безбожники взяли слово «товарищ», как официальное обращение в документах и везде: «товарищ...» и дальше имя его. Слово «товарищ» – евангельское слово. 2Кор.8:23 – «Что касается до Тита, это - мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это - посланники церквей, слава Христова». Тит был товарищ Апостола Павла. А мы товарищи Апостолу? Если дальше брать, то Апостол Павел был товарищ Самому Христу. Это наше христианское обращение – товарищ. Еккл.4:10 – «ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его». Тот человек пал, и поднять его уже было невозможно. Он нанёс огорчение не тому только, кого посадил, а огорчение тому, кто простил его. Я решил слово «огорчение» рассмотреть, в каком смысле оно встречается. Впервые слово это встречается у недоброго человека, который обозлился на доброго. Быт.4:5 – «а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его». Господь увидел и желает узнать, отчего тот огорчился? «Ты пренебрёг мной, у тебя любимчики есть». «Авель любимчик Его? Так я любимчика убью. Бог есть любовь, и Он обязательно должен кого-то любить, а любить больше некого, остался я один, и потому Он любить меня будет», – видимо, такое у него рассуждение было.
Слово «огорчение» встречается 68 раз в Библии. Есть огорчение полезное. Возьмём это для себя и научимся. Запомним, что сегодняшняя проповедь была об огорчении: товарищи сильно огорчились. Когда человек поступает жестоко по отношению к ближнему, то этим мы должны огорчаться. Товарищей-то он не тронул никого, но они огорчились, что он так немилосердно поступает. Сир.4:12 – «Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его». Родителей огорчают дети. Писание говорит: «Не огорчай!» Ты будешь эту горечь хлебать в своих детях. Сейчас ты обманул – придёт к тебе. Иаков обманул Исаака, теперь дети его обманывают. Сына его Иосифа продали, а одежду принесли, ягнячьей кровью вымазанную. Сам он тоже шкуркой ягнёнка обложил себе руки и обманул отца. Полностью всё сходится. Что мы сейчас получаем, вспомним, против своих родителей так поступали ли? А теперь подобное выплывает в детях. Ты попроси прощенье, хотя бы и у мёртвого. Надо просить прощение у мёртвых. 3Цар.13:30 – «И положил тело его в своей гробнице и плакал по нём: увы, брат мойСир.4:2 – «ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями». Не огорчай человека в скудости его. Ему трудно, и если можешь, помоги, но не огорчай его. Огорчить всем можно: и упрёками – «почему у тебя нет?». Он в скудости, не потому, что ленивый, но обстоятельства так сложились: или погорелец, или ещё что-то, бежал с того места, где ему невозможно было жить. Сир.22:27 – «невежество человека — подслушивать у дверей, благоразумный же огорчится таким бесстыдством». Вот этого нужно бояться. Невежество человека – подслушивать у дверей, подсматривать в замочную скважину, из-за шторки подсмотреть, кто пошёл с кем. Невежество! Благовидный человек огорчится таким бесстыдством, даже слыша это, начинает огорчаться. Меня спрашивают: «А ты что, за другими не подсматриваешь?» Понятия не имею. Вообще никого не вижу. Иногда пройду, даже не поздороваюсь. Я его не видел, реально не видел. Здесь же за тобой все видят: куда шагнул, с кем пошёл, где был, что ел, и особенно любят смотреть, как спал. Расследуют до тайной жизни. Пс.63:7 – «Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца». Почему? Заниматься им больше нечем.
Сир.30:4 – «Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им». Взаймы взял, а назад не отдаёт десять лет уже! Какое огорчение. Ты узнал об этом, никогда так не делай: где бы что ни был должен, взял какую-то вещь, – немедленно постарайся вернуть её. Этим огорчать ближнего не буду. Сир.31:13 – «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его». Не просто с ним трудиться, он помогаем тебе, но над ним трудись. Работаете, выбери время, остановись, помолись и скажи: «Сынок, ты такой счастливый, в такой семье растёшь, где Бога знают и ищут Его благословения» Меняй ритуал, не просто так, что сын вырос, ты запряг его и «пахай, не распрягай». Надо менять репертуарчик в воспитании детей. Станиславский так попу говорил: репертуарчик-то, батюшка, менять надо, у тебя храм пустой, а у театра, смотри, народ толпится. Так и здесь. Ты хочешь узнать, духовный ты или нет? Молись пока по акафисту «Слава Богу за всё». Какие чувства у тебя вызовет этот акафист – это и будет лакмусовой бумажкой духовного человека. Плотской человек не может написать ни одного икоса, ни одного кондака подобного – он красоты Божьей не видит. Кто может хотя вообразить, что старообрядец может написать подобный хвалебный гимн Творцу? Духовный всё видит, во всём красоту замечает и гениальность художника в мысли, и в росинке, и в растении.
О чём сейчас читали? И зимой, и летом верующий во всём видит Бога: Бог Иегова всё сделал – и я благодарен Ему, как чуду. Он и в мёртвом видит благодать Божию. И написал человек в сталинском лагере за несколько дней до расстрела. Какой же это был человек – священник Григорий Петров! Как мы должны радоваться, что он, при его духовности, достиг нас сегодня в нашем храме в Потеряевке, 4 сентября 2005 года. Мы рады, что не все, умирая, хватались за свою жизнёжку. Чис.16:15 –«Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них». Моисей видел претендентов на своё место. Я думаю, что любой священник может так молиться, говоря о сектантах: «Господи, не обращай внимания на их приношение. Они еретики, они пытаются делать то, что надлежит священнику». Я не говорю о проповеди, которую они говорят, но о том, что пытаются совершать крещение, вечерю, таинства. 1Цар.1:6-7 – «Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела». «У меня вот дети есть, я качаю ребёнка, а ты бесплодная». Иная упрекает иначе: «Ты замуж не вышла, у тебя никого нет, у тебя наследника нет». И она постоянно огорчала её, побуждала к ропоту на Бога. Нет ли этого у нас? Не считаем ли, что мы чем-то выше других? Не побуждаем ли людей к ропоту? Неем.4:5 – «и не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится пред лицом Твоим, потому что они огорчили строящих!» Окружающие враги приступали к израильтянам, строящим храм, препятствовали им, и сильно огорчали их этим. Меня огорчает то, что люди нарушают устав. Притом устав весь направлен на то, чтобы всё приводило нас к сплочённости, к радости. Чтобы не бродила скотина по деревне, даже собаки, и всё это в уставе обдумано. Предположим, что ты тут главный, то сам ты устав составишь такой? Меня просили составлять: да, я трудился над этим уставом, но принимали все вместе. Смотришь, опять огорчает. Сейчас у нас начали серьезно заниматься детьми. Прошу не упустить момент. Здесь стоят ваши сыновья и дочери, заботьтесь о них.
Мне стало известно, что ваши дети в деревне учатся в школе с детьми с разъезда и с дурным нравом дети есть. Почему же приняли их сюда? Взрослая, но несовершеннолетняя девчонка, вроде бы ведёт себя неподобающе. Чтобы она ваших детей не развратила, поставьте преграду, строгий контроль и немедленно избавьтесь. Если она уже пошла не туда, то её не задержишь. Не огорчайте дух учителей. Учительница сделала замечание, тут же в ответ: «Моя дочь не такая!» А ты добавь ей ещё, даже увидишь, что не так. Строго держи в руках – никогда не пожалеешь! Не заступайтесь зря за своего ребёнка, возьмите принцип японских воспитателей: «Я ему ещё добавлю». Строгость никогда не помешает. Не стыдись: Сир.43:5 – «беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и — окровавить ребро худому рабу».
Есф.1:18 – «Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут [то же] говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно». Говорится о том, как царица не послушала царя, и царь растерялся. Все слушаются во всей империи до Индии, а она не слушается. Что делать? Собрал всех советников, вынес решение на государственный уровень: «Дума, что мне делать с женой, она вообще меня не слушается. Я позвал её, чтобы показать, какая она красавица, умница, а она не пошла!» И князья посоветовали отстранить её от царства! Если сейчас об этом услышат в государстве, то жёны губернаторов слушаться не будут, жёны глав администраций, районов тоже не будут мужей признавать. Про сельсоветы и говорить не надо – и огорчение будет во всем государстве. Вот где огорчение! Огорчение, когда нарушается установленный порядок. Жёны, возьмите это себе. Войдите в полное послушание мужьям своим – вы постоянно огорчаете их. Не забывайте, что женщина живет минимум на восемь лет дольше мужчины. Ты потенциальная вдова; да кроме того, он старше тебя, как правило. Ну и что? Ещё раз вспомнишь, что слушаться будет некого, вернула бы время это назад, но своим непослушанием позволила пораньше ему соскользнуть в яму.
Пс.77:56 – «Но они ещё искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли». Люди искушают Бога и добавляют огорчения Богу. Пс.105:33 – «ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими». Непокорные огорчили дух Моисея, человека, названного другом Божьим, и он ради этого огорчения погрешил устами своими. Они подвигли его к этому, и Бог говорит: ты не войдёшь в обетованную землю. Втор.32:52 – «пред [собою] ты увидишь землю, а не войдёшь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым». Вот как страшно огорчать Бога. А было бы послушание, Моисей вошёл бы в Обетованную Землю и, может быть, ещё пять книг написал. Когда задумаешься об этом, то что это за огорчение - от слова «горечь». Екклесиаст говорит о людях, которые раздражительные, гневливые. У них радости никогда не бывает, они не видят ни восхода, ни заката, ничего. Энергия зла, гнева буквально источается из них – бойтесь этого! Такой человек во все дни «ест впотьмах». Скажешь, что у него есть электрический свет? Еккл.5:16 – «А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде». Всё должно быть с радостью. Нечищеную картошку сварили – а как ароматно пахнет! Смотри, посадила одну, а выросло десять. Найди добрые слова и скажи: «Не огорчайся на каждом шагу, что-то там не так, но вреда другим не несёт».
Ис.63:10 – «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них». Даже немыслимо: как, Бог может огорчаться? Бог весьма огорчается. Весьма! Иерем.7:19 – «Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?» Когда нарушают заповеди, то огорчают Бога; а пророк говорит, что не Бога, ибо Бог не доступен нашим грехам, но не самих ли себя? Деян.15:39 – «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом». Бывает, что огорчение люди верующие могут нанести друг другу. Апостол Павел всё время ходил со своим земляком Варнавой, но однажды у них не сошлось, Павел по совести настаивал, что так как Марк не пошёл с ними, отступил от них (половину путешествия прошёл, а потом вернулся к маме), не брать его больше! А Варнава говорит: «Списать на молодость, но взять надо, посмотри, как он ревнует». И между ними произошло огорчение такое, что они разделились. И думают, что польза двойная здесь, и всё-таки огорчение. Я бы на стороне Павла был: пусть бы Марк с другими шёл, почему я должен его брать? А мы уже с тобой сработались один к одному, и Варнава неплохо сделал, но всё-таки Павел лучше.
Рим.14:15 – «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер». Говорится о том, что мы должны многое перенести, и даже того устраниться, что нам нравится, что не по-нашему, чтобы только кого-то не огорчить. В незначительном уступи. Ты видишь, брат огорчается, говорит: а почему вы едите неположенное? Тогда нельзя было есть свинину. А ты не ешь мясо вообще. Павел говорит: 1Кор.8:13 – «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Я всем говорю: «Введите сухой закон, чтобы вина нигде не было. Нигде!» Я стал говорить, а мне в ответ: «А у батюшки на столе вино бывает, когда приезжали священники». Я говорю: «Батюшка, больше не ставь им на стол, да не помрут же они, не надо». Меня это сильно огорчает. Батюшка-то добра хотел, не запрещено у православных – оказать честь. А люди уже взяли: «У батюшки есть, а почему мне нельзя сделать? Ну, жена бражку делает, с устатку». Отставьте это всё! Я искренне говорю вам: «Меня это сильно огорчает!» Я не раз уже говорил: «Сидите правильно за столом». Будет общая трапеза, склоняются, в тарелку ложатся, локти кладут на стол. Меня это огорчает. Я много раз говорил, и вы как будто этого не слышите. Сир.42:24 – «стыдитесь сего и пред истиною Бога и завета Его. Стыдись и облокачивания на стол, обмана при займе и отдаче». Ты бесстыдный, так Писание добавляет. Бесстыдство заключается в том, что ты сидишь за столом неправильно.
2Кор.2:2 – «Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?» Если вы исправитесь, вы утешите меня. И моё огорчение, которое я вам принёс, послужит к славе. Я один из тех, которые многих людей огорчали. Прикидываю примерно, что будет на моих похоронах, как будут некоторые радоваться, что больше их никто не огорчит. Но будет время, когда люди пожелают, чтобы кто-то их огорчил, наставил на путь истинный. 2Кор.6:10 – «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Апостол показывает образец, как нужно реагировать на огорчения: нас огорчают, а мы всегда радуемся. Мы не держим за пазухой камень. Нас огорчают, действительно очень крепко огорчают, поносят, а нужно радоваться. 2Кор.9:7 – «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». Когда делают сбор, как вчера объявили, что в больнице Корчино есть нечего вроде бы. Помоги, только не с огорчением, не с принуждением, а доброхотно.
Значит, огорчение, с которым пришли те товарищи, это не было каким-то доносом, а сие необходимо было сказать. Теперь нам понятно, кто не прощает, как это злой раб, который вспоминает старое. Да великое ли дело, то огорчение, какое я наношу, ты-то мне в десять раз большее огорчение нанёс, ты нарушаешь устав, а не я. Ты нарушаешь – ты режешь меня этим, ты разрушаешь деревню. Я сделал замечание, чтобы не нарушал... - «Я огорчён». Сам подумай, кто кого больше огорчил? Итак, в каждом Евангельском чтении мы находим великое поучение для нас, живущих здесь. Аминь.

Отец и мать стращают малыша,
Капризы отрока знакомят с нужной розгой;
Его «своё» чтоб не могло мешать –
Для многих то лекарство слишком поздно.
Дрейфует по ветру изломанный корабль,
Потеря главная – нет управленья ходом.
Так своеволием противник обокрал,
Засело и крепчает с каждым годом.
Конечно, отроку не нравится ремень,
И без еды остаться страшновато,
Но это детище твоё, к себе примерь,
Когда твой отпрыск хилый и горбатый.
Без наказания его не воспитать,
На двойках неуч, лодырь стал лентяем,
Товарищей завёл себе под стать,
Теперь к наркотикам и к выпивке потянет.
Бог в страхе держит целый шар земной,
Не только пятачок –страну Израиль,
Засуха летом и мороз зимой,
Стращает адом, привлекает раем.
Учитель Иегова знает наперёд,
Кому какое выписать лекарство;
Земля исхлёстана и вдоль и поперёк –
Господь не любит с непокорным цацкать.
Дымится обгорелое подворье,
Враг рыщет в закромах, хватает в плен,
Метёт метлой, страну считая сором,
Свербит и стонет в теле каждый член.
Владыка ждал покорности, смиренья
И не дождавшись, попустил бичи,
Враг-исполнитель начеку, не дремлет,
С издевкой грабит, матерно кричит.
Без наказания и пса не воспитать –
Елей, вино по мере выдавайте;
Учитесь Библию с молитвою читать,
Примеры нужные и нас в полон захватят. 11.12.05. ИгЛа

Список всех проповедей

494

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: