размер шрифта

Поиск по сайту




Слава в вышних

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Лук.2:14

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» – Лук.2:14

Две тысячи лет эта песнь раздается на земле и сколько уже проповедей сказано на эту тему! Почему она такая трехступенчатая эта, песнь? Пропели ее впервые Ангелы, приняли люди, а к выполнению приступить не Ангелам нужно, а только людям. Человек как бы из этого звена выдвигается, чтобы приблизиться к Ангелам: Слава в вышних Богу; а мы на земле говорим: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Почему в вышних? Потому что в этот день было начало поражения дьявола. Когда-то на небе возносились стройные песнопения и слава Пресвятой Троицы была единодушная. Потом на небе возникло зло. Это тайна, которую не мог объяснить ни один из святых отцов. Как оно возникло? Отчего один из самых чистых, светлых, прекрасных херувимов поднялся и возмечтал быть Богом?

Откр.12:7-12 – «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них; но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени».

И слава в вышних осталась только там, а на земле поселилось зло. Считают, что Бог сотворил человека для того, чтобы человек занял те обители, откуда ниспали падшие ангелы и, когда заполнятся эти обители, тогда дверь неба будет закрыта. Есть такое предположение.

И когда Ангелы пропели «Слава в вышних Богу» – на человека это не наложило никакой обязанности. Слава не на небе, а в вышних. В вышних – это когда мы помышляем о горнем, а не о земном. Слово СЛАВА – о, как оно часто встречается, особенно у нас. Всякие есть названия верующих: католики, православные, баптисты..., мы ПРАВО-СЛАВНЫЕ, мы попадаем в первую часть ангельского славословия. Правильно славить Господа: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. У людей это выражается в желании назвать детей – Вячеслав, Станислав, Бронислав; и каких только нет –слав , а когда отошла слава от Израиля,

1Цар.4:21 – «И назвала младенца: Ихавод, сказав: «отошла слава от Израиля» — со взятием ковчега Божия и [со смертью] свекра ее и мужа ее».

Бесчестие и бесславие. В стране какая слава была – на каждом углу писали – «Слава КПСС». И какая слава – убийство друг друга. Тройная психология у них была: одно думают, второе говорят, третье делают. Слава же заключается только в том, когда человек смотрит на вторую ступень; а здесь уже надо понять, что эта ступень ниже, в обратном порядке эти ступени идут.

И на земле мир – этот мир нужно было принести. Мир существует в трех видах, как бы в трех отделениях. Самое главное – это мир с Богом, который был нарушен, когда Адам послушал того, кто спал сам с неба. У него не было мира, он нарушил, поднял войну против Бога и эту войну он перенес на землю и на человека, который был в полном согласии с Богом, но точно также потерял рай. И вот Сын Божий сошел на землю, чтобы примирить человека с Богом.

Но Бог настолько справедлив, что грех наказывает только смертью.

Рим.6:23 – «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

Не так, как людей приучили батюшки: лишь бы грешник пришел, исповедался, причастился, и Бог простит. Это когда ты уже был примирен и это на те грехи, которые между причастием встречаются. Но вначале человеку, который родился от плотских родителей, необходимо уверовать во Христа, жить по Его заповедям, принять Святое Крещение и омыться, омыться в воде, а на самом деле незримо кровью Святою Христа.

Евр.9:22 – «Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».

Вот здесь происходит примирение с Богом и Апостол Павел говорит:

2Кор.5:20 – «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».

1Иоан.1:7 – «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Первые слова Христа воскресшего – мир вам!

Иоан.20:19 – «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!»

Посылая учеников, Христос учит:

Лк.10:5 – «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему».

Не «Здорово живите» по-старообрядчески.

1Цар.25:6 – «и скажите так: «[здравствуй,] мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему».

Что мы желаем иметь больше всего, как не мир с Богом! И друг с другом. Мир между собой, мир этому дому, в котором живут. Мир состоит из мужа, жены и детей. И мира нет, и семьи разваливаются, только одна пыль идет. Мир, а где мир?

Ис.57:21 – «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой».

Иер.6:14 – «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет».

Если бы жена поступала по заповеди Божией, был бы мир с мужем; если бы муж знал, что ему за всё отвечать перед Богом, наверное, не отрубал бы жене голову; и если бы дети знали, что им отвечать за всё, что они делают против воли родителей, а закон еврейский карал смертью за непослушание родителям, уже был бы мир, если бы они поступали по заповеди.

И поэтому, входя в дома, говорите: «Мир дому сему», – и если не примут вас,

Мф.10:13 – «и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится».

А когда Сам Бог, входя в мир, говорит: «Мир вам» – это примирение с Богом. «Я за вас умер – воскресший Христос говорит, – посмотрите раны Мои, за тебя, Фома, я умер, ощути это; вот вещественный залог, тебе умирать надо было, твой грех Я взял на Себя, и дарую мир на земле», – на небе теперь всегда полный мир, дьявол туда доступа не имеет, его сбросили, и теперь: да будет мир на земле.

Мир не в преисподней – туда Господь спустится и силой возьмёт ожидавших Его.

Еф.4:8 – «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам».

Пс.106:16 – «Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил».

Примирения нет с враждующими, мир только там, где добровольно соглашаются принять Христа, и подтверждение этого мира будет в день Пятидесятницы, когда Иисус Христос вознесётся, и как бы десять дней Он беседует с Отцом (образно надо понимать), и скажет: «Отец мой, люди каются, а Я их грехи взял на себя, Твоя справедливость удовлетворена, Божий закон не нарушен, Ты предал Меня смерти, Я умер за них; пошли им дары Твои». И третье Лицо Троицы сходит и умиротворяет сердца. Мир на земле, мир между людьми, и теперь мир у человека с самим собой. Этот странный, дивный мир достигается только тогда, когда сойдет третье Лицо Троицы; и Христос с Отцом придут, и обитель у верующего сотворят.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» – Откр 3:20.

Вот представьте, что кто-то стучит. «Кто там?», – мы десятки раз расспрашиваем – как бы чужого не запустить. Он тоже стучит в совесть нашу голосом Духа Святого через Священное Писание – Его надо только услышать. И нужно Бога прославить. Как? Написано –

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» – 1Фесс.5:18.

Благодарение есть Слава. Вообразите, что не по-нашему многое делается, я молился, а всё по-другому. В этом-то и смысл, что надо подняться выше земного, а ты по земному судишь.
В день брака сын погибает. Это книга Ездры рассказывает об одном случае. Я одна воспитала, без мужа осталась, все силы положила, что бы вырастить, и когда гости собрались, мой сын внезапно упал и умер.

3Ездр.10:2 – «И опрокинули все мы светильники, и все сограждане мои поднялись утешать меня, и я почила до ночи другого дня».

На земле нет мира, Господь приносит мир и говорит:

Мф.10:34 – «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч».

Почему? Слава в вышних Богу, когда мы вышним умом действуем. Умер у тебя сын, ты же скажи: «Слава Тебе, Господи, я не знаю что бы дальше было, какие муки он претерпел бы». Вспомните письмо Рылеевой, как ей показана была вся жизнь сына от четырехлетнего возраста до висящего в петле, но она сказала: «да будет по слову моему, хочу, чтобы он был жив». И что из этого получилось? Сказала: «Да будет воля моя», а мы говорим:

«да будет воля Твоя» – Лк. 11:2

Я соглашаюсь, что меня посадили. А ты скажи: «Задыхаюсь, когда удавка стягивает горло – Слава Богу за всё». Почему? Что на земле мы терпим, за это великая награда будет на небе в вечности после Суда. А на земле мир, когда мы примиряемся с Богом во Христе. Сегодня нет мира.

Ис.57:20 – «А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь».

Бог нам не обещал, что войны не будет, что разводов не будет, что не будут младенцев убивать в утробе. Он этого не говорил. А где мир? – Во Христе, когда человек примиряется с Богом; вот тогда слава в вышних. За всё, что со мной случилось, я благодарен и размышляю о сем по-вышнему, по-небесному, не своекорыстно; там с высшим разумением: благодарю Тебя, Славлю Тебя.

Раньше люди славили по земному, по-иному: «Ты Агава убил, Ты Ниневию опрокинул; око за око – всех убьешь. Благодарю Тебя». А Господь говорит:

«молитесь за врагов... благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» – Лк.6:28

Вы вышним миром здесь всё на земле покройте. Молитесь за обижающих вас. Молитесь за врагов. Почему? В вопросе вечности ничего не значат все эти обиды. Что из того, что кто-то расстрелял царя, скальпировали Веру, Надежду, Любовь – всё равно они бы умерли. Это всё в вечности, и с этой позиции – какие же они счастливые: Варвара, Екатерина; ах, как они блажены. Они поняли это, они говорили: «Ты нас терзаешь, а мы получим от Бога все эти члены» – они мыслили не по-земному. Они знали, что от этого вышнего зависит их преданность. Слава Тебе, Ты обо мне позаботился, Господи. Хорошо, что я не красивый, иначе где бы я прошел; хорошо, что я не богатый, а то туда бы залез, откуда никто сегодня не выбрался. А вот теперь у нас есть этот мир – примирившись с Богом, мы стали чадами Его, Бог собрал нас воедино. И где бы ни был верующий человек, на любом конце земного шара, мы примирены; а за враждующих мы молимся.

В человеках благоволение. Даже если ты не выходишь никуда, сидишь дома – благоволение, т.е. благое желание, благая воля должны быть на первом месте; и что бы понять всё это... тебе никогда не понять самому. Нужно всё время просить:

«Царь небесный, Утешитель, Дух истинный, приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, души наши».

И когда Господь посещает сердце человека благодатью Своей, человек понимает, что есть добро и что есть зло.

Втор.30:15,19 – «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

Я предложил ад и рай. Неразумные, изберите то, где будете Бога славить, жизнь.

Иоан.14:6 – «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

И вот в этой чудной ангельской песне мы увидели восстановление того начала, с чего произошло падение с неба, крушение в раю; продвижение через всю историю человечества; как славится Бог и одерживается победа над злом над грехом, как наконец люди полностью пропитаются волей Божьей, «да будет воля Твоя и на земле, как на небе»; и тогда солнце любви охватит всё; это возможно будет только в вечности. Но эти слова по отдельности встречаются и в Ветхом Завете.

Слава в вышних Богу – сколько раз святые пророки славили Бога за всё; они Его благодарили – эта часть оттуда взята, они славили Бога. 741 раз встречам это корневое слово в Ветхом Завете.

И на земле мир – они стремились к миру, они радовались, называли сынов Соломоном, дочь – Суламитой. «Соломон» в переводе на русский – мир, мирный. Суламита – мирная; это как Валентин и Валентина, Александр и Александра. Ветхозаветные праведники стремились к миру.

1Пар.22:9 – «Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его».

И в человеках благоволение. Это разработали в деталях святые отцы, углублялись сами в себя, и Бог показал им такие высоты, которых никто не достигнет без Христа. Такие книги как Добротолюбие описывают, как можно познавать волю Божию и исполнять ее; мы никогда такими не будем. Их называли ангелы во плоти, но человек на небе. Уж и не знали, как их назвать. Вроде живет на земле Антоний, а мыслит всё по-небесному. Симеон Новый Богослов так написал о вышнем и о том, как жить, как причащаться, что даже Феофан Затворник, переводчик, знающий греческий язык, не решился перевести, так как, если перевести, русские люди могут растеряться и уйти: да мы даже и не начинали верить! Даже надежды никакой не остается. Или Исаак Сирин. Я только двоих таких встретил.
Поэтому рождественская песнь повторяется в течении всего года.

Слава в вышних Богу, – и сразу вспоминайте: мы стремимся к этому, чтобы соединится с Ангелами – перегородок в небе между людьми и Ангелами не будет. И там, уже освобожденные от бренного, грешного, больного тела, едиными устами с херувимами будем славить.

На земле мир. Это мы должны установить с Богом, с собой иметь мир, мирный характер – прощать друг другу, и в человеках благоволение; да будет воля Божия в нас святая и чистая. Аминь.

Список всех проповедей

457

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: