размер шрифта

Поиск по сайту




Остаток хлебов

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Мф.15:37

28.08.05. В храмах читалось Матфея 15:32-39. Когда Господь сотворил чудо с семью хлебами и набрали оставшихся кусков семь коробов полных, а евших было 4 тысячи, не считая женщин и детей. Я беру только один стих: Мф.15:37 – «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных». Вот я хотел бы узнать, что было дальше с кусками этими. Конечно, не надкусанные куски, а имеется в виду переломленная лепёшка. И это не случайно. Это большие корзины. Мало того, корзины, как рисуют, не знаем, правильно или нет рисуют, за две ручки два человека несут, большие корзины. Что же с ними было? Они умножались или не умножались, эти остатки? Конец-то где-то наступил, где-то подмели, съели крошки все. Хотели бы мы быть участниками вот этой необычной, дивной трапезы Господней, где Он умножил хлебы? Второй вопрос: а хотели ли быть сами творцами такими же, умножать, и чтобы у нас оставалось, когда всех накормим? Важно быть там, где Господь. Он говорит так: Откр.3:20 – «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Такого обеда нет, чтобы ничего не осталось. У нас на столах в лагере ничего не остаётся, но в котлах всё равно остаётся. Кто придёт – накормим. А как правило, у нас бывают общие трапезы, когда всё соберут, остаётся, и которые живут у нас при храме, ещё целую неделю питаются коврижками. Это всегда так. Конечно, здесь смысл более глубокий. Господь говорит: заботьтесь не о хлебе телесном, насущном, а заботьтесь о духовном. Иоан.6:27 – «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог».
Вот что я нашёл: 2Кор.8:14 – «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность». Апостол Павел заботился о бедных городах - об Иерусалиме и во всей Иудее. Он говорит: они голодают. Сегодня ваш избыток покроет их недостаток. Но будет время, и у вас будет голод, неурожай. Тогда их избыток будет для вашего недостатка. Вот теперь наш остаток, что мы не употребили, мы можем тоже употребить, кого-то накормить, кому-то помочь. Это и есть третья десятина. 2Кор.9:6 – «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт». Десятина в храм – это определённо, до рубля точно. Сто рублей получил – десятка не твоя. А если не отдал? Тогда ты вор. Только вор у Бога. Самый настоящий вор. И поэтому по всей строгости наказания вора ты будешь наказан. Только это ещё и святотатством называется – более серьёзно, – ты украл у Бога. Мал.3:8-9 – «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня». Мы, Господи, в храме Тебя не видели, тут одни попы да дьяконы. Конечно, с царского стола много падает крошек, как написано у Луки 16:21. Со стола богача ничего может и не попасть нищему. Еккл.11:1-2 – «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле». Что Бог заповедал, ты старайся выше того взять. Апостол Павел говорит: 1Кор.9:14-15 – «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою». Я обязан жить от ваших прибытков, потому что я тружусь, забочусь. Но я своими руками себе сам заработаю и всё делаю бесплатно.
Еф.4:28 – «Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Павел призывает всех, кто работает художником, компьютерщиком, кто не лесорубом работает. Говорит, что желает, чтобы все трудились своими руками. Конечно, и мозгами. Дабы было из чего уделять нуждающимся. Что будешь уделять, если у тебя мало? Значит, надо хорошо зарабатывать. Некоторые понимают так, что если человек христианин, то он должен быть бедный. Сами посмотрите, когда кто бы гости ни приехали к нам в Потеряевку, к кому они всегда заезжают? Вы же сами видите. К кому-то никто не заезжает. Почему? «Я беден». Всё время ссылается на бедность. Брат, раскрой глаза, раскрой сердце. Когда приезжают гости, ты старайся заманить их к себе. Тем более Бог увеличит твоё состояние, потому что ты можешь принять Ангела – это благословение Господне. У тебя скотина не будет выкидывать, у тебя корова будет по два телёнка, может быть, приносить.
Тов.4:7-11 – «Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним». Всё, что у тебя есть, всё время примеряй: а как я могу кому-то помочь. Когда меня арестовали, то спросили сотрудники КГБ: «Скажите, а зачем у вас Новых Заветов 104?» Я только руками развёл. Я же говорил: «Братья, покупайте себе книги». Ну что ты один экземпляр взял. Приобрети 10 экземпляров. У тебя духовные дети будут когда–то или нет? У меня спрашивают: почему у тебя столько крестиков? А я их купил дарить новокрещаемым. Иду к заключённым, кому-то даю, кто расположен. Почему мне надо, а тебе не надо? Ты имей хотя бы несколько, чтобы этими остатками других накормить, не считая женщин и детей. Пр.3:9-10 – «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином». Двери не будут запираться, двери будут выдавливать. А всё зависит от того, как расширишь своё сердце. Поэтому пророк Малахия 3:10 и просит приносить десятину в хранилища, чтобы Господь открыл отверстия неба.
Мрк.12:44 – «ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.». От избытка разрешается, а от скудости положить нечего. Значит, она сократила сегодняшнюю порцию своего меню, сколько обычно съедала. Она положила пропитание своё. Вот что у ней оставалось. То есть та сила, которая заложена была в разум, перешла на сердце, дала толчок рукам и руки опустили в сокровищницу Господню, чтобы напитать алчущих. Втор.30:9 – «с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь [Бог твой] о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих». Вот тогда будет избыток, тогда будет остаток, будет из чего уделять. Ис.66:11 – «чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его».
Какие сосцы Бог обещает – это показано в Песни Песней. Святые растолковывают, что это два Завета: Ветхий и Новый Заветы. Как ребёнок питается двумя сосцами, так душа питается Ветхим и Новым Заветом, то есть Библией. И тогда, когда ты будешь их знать, у тебя всё время будет течь из уст река живой воды. Я готовлюсь, чтобы сказать вам, попытаться раскрыть Слово Божие, и выкладываюсь весь, про запас ничего не оставляю. Иногда говорят: «Ты что-то затянул проповедь». Но мне так хочется всё сказать. Думаю, что на следующий год ведь опять этот праздник Преображения будет и ничего у меня не осталось, никакого кусочка. Следующий год прошу, подбираю, крошки где-то падали. Только скажу, отойду, встану и думаю: «Вот ещё это надо было сказать». И сразу новое место Писания на ум приходит. А Господь показывает: «Это остаток». И оставшихся кусков набрали семь коробов – ещё хватит на семь десятков лет. Каждый год говорю на Пасху, на Рождество, кажется, всех святых отцов перечитал на эти праздники, и каждый раз Бог даёт новое. И все спрашивают: «Где ты это всё берёшь?» В житнице Господней. Каждый раз, когда напишу стихотворение, понимаю: тема исчерпана. Исчерпана, значит, пуля в лоб, как у Маяковского и у других. Они уже исчерпали себя. Встаю утром, помолился, Бог опять открывает совершенно новое. Почему? Остаток. Остаток в закромах у Господа. Это Господь даёт. Я побуждаю каждого быть щедрым, надеяться на Господа, и Он будет умножать талант. Только не зарывай его. Ты даже не знаешь, какой ты добрый. Ты просто примени это всё на деле. Ты не знаешь себя до конца и свою доброту. Ты нигде не встречался ни с кем? Чаще встречайся с людьми. Не пропускай ни одной духовной беседы. Потом думай о том, а как бы ты сказал? Я вам рассказывал, как о. Владимир приезжал из Шадринска. Я начитываю, отвечаю на вопросы, которых у меня 3.000 с лишним накопилось, в университете задавали мне, а он залез ко мне с ногами на кровать, среди вопросов, среди этих бумажек блаженствует.
Но какие вопросы будете отвечать? Я показываю. А он сидит и думает. После говорит: «Я думаю, что бы я ответил на этот вопрос?» Когда я отвечу, он говорит: «Совсем не так бы на него ответил». «Отец, надо больше времени проводить за Библией. Больше времени в молитве». Не бойся, когда тебя будут поносить за проповедь. Лишнее от нас отобьют искусные проповедники. Мы, может, негодные вовсе. В «Пастыре» Ермы показана стройка - хорошие кирпичи укладывают в стены, а потом такие с трещинами, угловатые, хотя вначале их в сторону отбросили. На стройку материала уже не хватает, и их начинают подбирать и обтёсывать. А другие грязные, лопнувшие. Их далеко отбросили. Снова не хватает. Тогда и их подгребать стали строители, давай очищать, заливать цементом. Пошла работа. Ты сегодня не годен, ты убежал, как раб Онисим от своего хозяина Филимона, обокрал его. Но вот натолкнулся на одного узника. Он напитал тебя, ты обратился. И теперь Павел пишет к Филимону: Флм.1:11 – «он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его». Мы не знаем до конца, какой в нас талант. Я только подозреваю, что во мне есть, а может, это и не самый главный талант, а я столь упорно и тщательно его разрабатываю. У нас столы всегда должны быть чистые, и ничего нечистого не должно быть. Пс.16:14 – «сыновья их сыты и оставят остаток детям своим». Позаботьтесь о своих детях, у кого есть дети, духовные дети. Что вы им оставите? Какие наказы? Есть такая книга «Домострой». Её приписывают священнику Сильвестру. Это он наказывал, как хранить хозяйке барахлишко, как выносить и проветривать. Про всё-всё домашнее хозяйство. И Апостол Павел оставил нам 14 посланий. И то и другое нужно. Но это остаток, и чтобы этим остатком мы могли напитаться. Благословен Господь, что даровал нам Апостола Павла, что дал нам его, и столько он нам сказал. Сегодня мы получаем ответ. Верующий в Меня, - говорит Господь Христос, Евангелие от Иоан.14:12 – «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Потому что Я иду к Отцу Моему. Когда задумаешься: причём тут «Ты идёшь?» И Я с вами. Вы остаётесь такие же немощные. Но Я иду к Отцу Иегове. Иоан.14:16 – «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Я дам силу Духа Святого. Сойдёт благодать Духа Святого и она будет побуждать тебя. Если мы верим во Святую Нераздельную Единосущную Троицу, то мы должны знать: Третье Лицо Святой Троицы незримо пребывает в храме, незримо наполняет нашу храмину-тело, сердце, разум и побуждает к добродетели. И нужно всё делать с избытком, чтобы оставался остаток.
Когда-то нас не будет, и я понимаю, что кто-то будет в моей комнате, на моих полках. И все сейчас горелые книги перебирают и говорят: «А зачем у вас вот это в двадцати экземплярах?» Уже посчитали книги. Я не считаю, какие я издавал – они в тысячах экземплярах. А остальные-то зачем? У меня есть дети духовные. Я составил много библиотек людям. В Потеряевке чуть не в каждом доме тогда закупил книг, чтобы у каждого была библиотека. Вы старайтесь найти применение этим словам. Мф.15:37 – «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных». Господи, Ты умножил и я хочу умножать. У Тебя насытились и остался остаток, и я хочу, чтоб у каждого из вас остался остаток и детям ещё. Вот у баптистов, у них у каждого ребёнка Библия. У них день рождения, – они дарят Библию. Свадьба – они дарят Библию. Они, конечно, против нас-то бедные. У них нет толкования, у них нет святых отцов, канонов, соборов, нет богослужебных книг. Но Библия у них есть, поэтому мы можем у них кое-что взять. Я нашёл одно интересное место. Лев.5:13 – «и так очистит его священник от греха его, которым он согрешил в котором-нибудь из оных случаев, и прощено будет ему; [остаток] же принадлежит священнику, как приношение хлебное». Я в этом нашёл большой, глубокий смысл. Я молился: «Господи, дай мне уразуметь». Только одно это место в Библии, только сегодня я его нашёл. Почему остаток принадлежит священнику? Потому что вот эта, простите за выражение, рутинная работа, что священники так говорят: знаете, привыкаешь ко всему. Вот я захожу, одеваюсь у Алтаря, облачаюсь – это так машинально, механически. И ко всему привыкаешь. Шумят в храме, идёт торговля – где храм, там и магазин. Это страшно. Поэтому у священника всегда должен быть остаток святыни. Вот он отслужил, чтобы желание у него было снова служить, как было у Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Он сказал проповедь и чтобы в остатке ещё было. А что будет завтра? Я подготавливаюсь всегда к завтрашнему дню. А вы подумайте о том, что бы вы сегодня на эти слова, на сии Библейские стихи сказали? Чтобы сам услышал, напитался и остаток повези в Барнаул и тем расскажи. А я знаю, что насытил Господь нас, чудо сотворил, и мы можем быть участниками и, мало того, творцами умножения Божественных духовных хлебов. Аминь.

Так почему же жёлтые китайцы,
Глаза их недоспавшие, спросонья.
Вот негр с чугунным ликом, млеет в танце –
Разнообразных наций не сотни даже, сонмы.
Кто этот паспорт выжег, как тавро –
На лбу и на руках разнообразье,
Не переделать маску топором,
Уж только смерть на то посмеет разве.
Единство сгинуло при башне Вавилонской,
Добавило различия праправнукам от Ноя,
Одни носатые, другие с носом плоским
Из ателье нездешнего покроя.
По роду и подобию плодиться...
И только во Христе преображенье;
В одной программе преобразятся лица,
И там, где всем отмерят по сажени.
Внутри же всё как к одному один -
Кровь, резусы, костяк, натянутые жилы;
Мы жар взаимностью совместной укротим –
Страх перед смертью – как бы и не жили.
И в этом приговоре общая печать,
Смерть разблокировать возможно лишь в крещенье,
В единомыслии чтоб новый путь начать,
С Евангельскою верой и ученьем.
Мы – братья, все историю творим,
В единой Церкви собраны Иисусом;
Всё прежнее смывается как грим,
Освобождаемся наследственного груза.
Пусть ахают, что мы стоим обнявшись,
Такие разные по виду и обличью,
Я как бы русский, негр, вокруг китайцы,
Мы без претензии к еде, с одною пищей.
Теперь мы вместе славим Иегову,
Сокрылись в Библии, подобье Красной книги;
С Иисусом сыты мы и не грозит нам голод,
Из рук Христа нас не захватит гибель. 24.11.05. ИгЛа

Список всех проповедей

215

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: