размер шрифта

Поиск по сайту




Насыщение хлебами

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Мф.14:19

14-е августа 2005 год. Начало Успенского поста. Сегодня читается Мф.14:14-22 о том, как Господь выслушал просьбу учеников, их заботу о том, что люди могут ослабеть, их нужно отпустить. И далее они знают, что если есть деньги, нужно зайти в магазин, купить хлеба, как и мы обычно делаем, и всё будет хорошо. Но, оказывается, можно сделать и по-другому. И Господь делает то чудо, которое никто не ожидал, но к которому стремится вся вселенная. Кто накормит, за тем и пойдут. Как и Великий Инквизитор у Достоевского говорит: ты накорми сначала и тогда спрашивай. Лозунг римской черни был: «Хлеба и зрелищ!». С этим и сатана подходит ко Христу: Мф.4:3 – «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Наступило время, когда Господь не из камней, потому что и камни не всегда под рукой бывают, а просто из ничего, сказал, и вдруг появляются хлебы. Хлебы умножаются. Хлебы остались теми же, но остальные откуда взялись? Если отломил один ломоть, а появляются не ломти, а целые хлебы, то это было чудо невиданное, но к нему стремится каждый правитель мира – накормить своих подопечных, чтобы они его почитали за царя. Это означает – удовлетворить главную потребность жизни человека, о чём мы каждый день молимся: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день».
Я хотел остановить внимание наше на том, что Господь не Сам раздаёт, но сначала говорит: Ст.16 – «вы дайте им есть»; ст.19 – «дал хлебы ученикам, а ученики народу». Вы накормите их, потом раздайте, и следующий этап – соберите, что осталось, чтобы ничего не пропало. Почему не Сам, почему через посредников? Иногда люди говорят: «А зачем попы, зачем церковь. Я верую в Бога, я не ворую, живу честно, а попов не люблю». Я не раз это слышал. Рассуждать не нужно, это Божие постановление. Без этих священных рук, без священника ни один не спасётся. Вот какое указание Бог дал на земле людям, чтобы они это помнили. Без сих священных рук нет человеку доступа к Таинствам, без которых нет и спасения. Сектанты все до единого лишили себя Таинства, у них нет истинного рукоположения. Хотя по внешней форме подражания они чище, лучше относятся внешне к Евангелию, чем мы. У нас столько всего принято, как например начинающийся сегодня пост. Успенский пост, назови его Покровский пост, Богородичный. Как будто бы оторван он от Великого поста, так объясняют, такой же строгий, как и Великий пост. Чего ради? Где-то в 9-м веке придумали его монахи. Я считаю, что на этот день попадает это чтение, “раздайте”, чудесно обличает наше состояние. Опыт православия есть прямо антиевангельский опыт тысячелетий. Не «спрячься и сиди на корешках», но проси хлеба и раздай хлеб. В каждом евангельском событии есть сокровенный духовный смысл, говорит Иоанн Златоуст. Хлеб - это не просто из пшеницы, замесили, добавили закваску, но в духовном плане есть растворённое верою слышание Слова Божия. Вот какой хлеб человек должен искать и вкушать. Хлеб небесный, сошедший с небес. Священное Писание подводит человека постепенно к этому хлебу.
Я попытался путём исследования найти ступени, которые от времени бывают занесёнными пылью вековой практики. История не всё сохраняет. Как Господь вёл человечество к этому дню милосердия, умножения хлебов? В начале человек много заботился о теле, лишь бы набить утробу, не смотрел, что там на столе, лишь бы наесться. Быт.25:30 – «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал». Когда голодный Исав возвратился без добычи, увидел, как Иаков варит чечевичную похлёбку, а жил с братом в одном доме, может быть, и не знал, как назвать чечевицу: дай мне этого, этого красного. Даже название не знает. Иаков дал ему. Вы думаете, что чечевица, похлёбка - и всё? Придёт время, Апостол Павел обратится к этой похлёбке: Евр.12:16 – «чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». Вот куда уводит, даёт растолкование. Чечевица – это все мирские блага. Сегодня говорят, что национальная идея, объединяющая всех, может быть только комфорт, т.е. самое разъединяющее, а народ обезумел. Чтобы были все условия, блага, и дальше перечисляет, что сегодня: евроремонт сделать или построить дачу, коттеджи, машины. А это ничего не даёт, ты всё это оставишь. Господь не призвал нас к комфортной жизни, а сказал: просите хлеба. И не говорил что-то дальше ещё просить. На этом можно было удовлетвориться, хотя Он не запрещает иметь и что-то ещё. Мясо завернуть тестом и сделать ещё более вкусное. Чревоугодники противны Богу: Рим.9:13 – «как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». В книге Чисел 11:13 говорится о людях, которые стали роптать, потому что нашлись смутьяны, которые нашли причину: виноват Моисей, вывел в эту пустынную землю, есть здесь нечего, статус не дают здесь, ни каких пособий не получаем, что мы есть будем? И написано, что Моисей и сам не знал, откуда взять. «Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса». Тут-то хоть магазин, в соседней деревне можно купить, а в пустыне вообще ничего нет. Но вот Бог совершает чудо. Это прелюдия к тому событию, которое совершится в Израиле. «Завтра дам досыта вам мяса». Я думаю, что если это было объявлено вслух, то противники Моисея смеялись над ним: «В пустыне возьмёт мясо?! Что нам, весь скот перерезать, до единой овечки заколоть, чтобы накормить?». «Не знаю, Бог сказал, Бог милостивый, Он милосердный». И Бог сделал так: навёл южный ветер и нагнал столько перепёлок, что на два локтя от земли всё шевелилось, кусты все были в перепёлках. Чис.11:31 – «И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли». И ели, а Бога не прославили. Ещё мясо было в ноздрях их, вот как наелись, выше рта, и Господь убил тучных юношей, самых сильных.
Богу нельзя ставить условия, что и как давать, а нужно просто смиренно говорить: «Господи, да будет воля Твоя святая, хлеб наш насущный подай нам на сей день». А если не подаст, то на следующий день повторяй ту же молитву: «Да будет Его святая воля». Авраам (Бытие 18:7) расположил сердце своё принять как близких родственников странников, которых увидел в полдень. Как говорит Иоанн Златоуст, и слугам своим не доверял в это время наблюдать за дорогой. И пригласил их, замесил хлебы. Подобно ему поступает и племянник его Лот (Быт19:3). Странники спасают его, уводят Лота за его гостеприимство. Они дают Аврааму великое обетование о рождении Спасителя мира, т.е. Исаака, а далее в нём благословятся все народы, еврейский народ размножится, как звёзды небесные. Вот что такое умножение хлебов. Еккл.11:1-3 – «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт». Раздавай, что у тебя лишнее есть. Каждый раз подсчитывай, какие у тебя лишние доходы. Не так, что ты хороший экономист и знаешь, что можно из этого что-то сделать. Этому конца не будет. Удвоенное богатство хочется ещё раз удвоить и дважды удвоенное ещё раз удвоить, - говорит Иоанн Златоуст, - доколе смерть не положит предел этому бесполезному занятию. Цифра 7 – полнота, 8 – новое начало, т.е. переполни. Даже то, что повелевает закон, перейди, сделай то, к чему побуждает совесть, перешагни узаконенную малость. Жертвуй больше, и получишь по прошествии многих дней, т.е. когда умрёшь, когда кончится время, Суд Божий настанет и ты опять получишь всё. Лук.16:9 – «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Это всё наши ходатаи будут. Умер человек, кто как его вспоминает; вспоминают ли добром? Мне помог нынче главный банкир Алтайского края. Имя его Владимир. О нём везде пишут, в то числе ветераны войны, сколько я ни читал в газетах, везде пишут, что он очень добрый. Он выслушал меня и сразу же поговорил по телефону, и тут же привезли мне лес, для колодца бетонные кольца, это всё он ходатайствовал. А я ему никто. Мне говорят, что он еврей. Откуда мне это знать? Он в буквальном смысле пустил эти кольца по воде. Я и забыть бы мог про них, но как вспомню, что мне никогда не купить, не сделать, не достать. Откуда он этому научился? А какой это пример нам. Мы говорим, что там прославился добродетелью Авраам. Есть люди, которые ближе к нам, которые умножают доброе дело. Иногда не мешает обратиться взором к тем, которые и не христиане, потому что царица Савская на Суд придёт и она многих неверующих осудит. А она не была иудейкой. Отрадней Тиру и Сиддону будет, чем тем людям, которые живут в Израиле. Потому что Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнется. Может, это как раз о нас и говорится, чтобы зря умом не возносились, а славили Бога, умели хлебы раздавать, умножая то, что нам Бог даёт духовное.
Есть интересная история в Священном Писании, притом история, оставленная для нас, как древние люди умели творить добро. Они заботились о том. Притом, делали дела необычные, которые до них никто не делал. 2Пар.28:15 – «И встали мужи, упомянутые по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, — и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию». Говорится о том, как Израиль разбогател, утучнел и забыл Бога. Господь посылает на них сириян. Сирияне их побили, государство ослабленное, и в это время свои же евреи нападают на них. И в один день было убито 120.000 человек. Евреи евреев убили. Мало того, они захватили в плен 200.000. Учитывая, что их не больше 2-х миллионов было, то это была катастрофа! И повели в плен мужей, жён и детей. Завоеватели довольны, особенно начальники. У каждого сколько работников дармовых появится. И вдруг навстречу выходит один человек, пророк Одед. Когда расскажешь про него, то никто и не знает такого, а это святой пророк. Он остановил их и повелел: вы что делаете, вы что, без греха, вы не думаете никогда поражения терпеть? Ещё мало грехов, что вы хотите своих порабощать; вы подумайте, что вы делаете? Сразу же нашлось у него около 10-и человек помощников, и к утру уже принято решение: накормить пленных, напоить, помазать елеем раны, посадить их на ослов и домой их отправить. Один человек буквально повернул историю Израиля вспять. О нём ничего мы не знаем. Одед. Значит, он умножил данное ему понятие о хлебах сначала на малое число людей, а потом на других.
Тебе Бог открыл истину, так не молчи же, свидетельствуй другим. Куда бы мы ни поехали, где бы мы ни были, пускайте хлеб по водам. Еккл.11:2 - «Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле». Мы читаем так же в притче в Ев. от Луки 10:35, как самарянин нашёл израненного разбойниками, привёз его в гостиницу, отдал на излечение. Гостиница - это Церковь, говорит блаженный Феофилакт, 2 динария это Ветхий и Новый Заветы. Не просто 2 рубля или 2 доллара. «И что сверх того истратишь, я вернусь, заплачу». Означает, что сверх того потрудишься, растолкуешь, приблизишь к жизни, стараться будешь размножить врученный тебе талант. Я после многих дней вернусь и заплачу тебе, - говорит Великий Самарянин, наш Господь. И когда вернулся блудный сын (Лука 15:32), то отец устраивает пир по любви своей. Это доказательство того, что кто идёт ко Христу, и хотя ничего ещё не сделал, но его ожидает торжество и радость Ангелов на небе. Вы это людям тоже говорите. Потому что с кем встречаешься, всё у них есть, но у них нет мира, любви, они не знают Бога. Вы знаете, что в прошлое воскресение, хороший наш знакомый приезжал из соседней деревни, торговал мёдом. Трёхлитровая банка мёда стоит у него 450 рублей. Меня спрашивают: «Почему не берёшь?» Я говорю: «Да не на что брать, пенсия 1000 рублей у меня и три рубля». Но у меня есть Новый Завет с толкованием – 450 рублей 3 тома. Я думаю, что он сейчас с радостью ухватится, а он говорит: «Да я ничего в нём не понимаю». Как ты можешь понимать, если ты никогда не вкушал. Вкушать надо, и ты будешь понимать. Мёд твой я съем за три месяца, а это тебе останется на три поколения и дальше. Он больше ни слова не сказал. Я думал, придёт, спросит, и наши люди рядом с ним стояли и не побудили его к этому. Я без мёда не умру, но без Священного Писания душа его умрёт. Вы к этой теме, что я говорю, как-нибудь вернитесь, побудите его. Но теперь меня просить надо, чтобы жажда была воззжена. Т.е мы не подготовили почву в его сердце. Я стоял с хлебами, уже пустить готов был по водам, но мимо прошло. А он человек добрый, хороший. Позаботьтесь о нём. В Ев. от Матфея говорится о тех, которые накормят, напоят, умножат хлебы, которые есть у них (Матфея 25 гл.) Что это речь идёт не о хлебе насущном, который мы едим, а о духовном, то нам поясняет пророк Амос 8:11-12 – «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его». Покажите ему, как это важно, и скажите ему, что в дни скорби, беды, тьмы, которая найдёт на него, руки его потянутся к хлебам и он будет жив. Если у людей сегодня есть неразрешимый вопрос, то они идут к чёрным силам или накладывают на себя руки. Евангелие в доме делает дом недоступным для демонов, говорит Иоанн Златоуст.
От чего же ты отказался?! Временный мёд мне нужен, чтобы не болеть, и он мне объясняет, что по 50 граммов мёда есть каждый день. «Покушайте мёд», - он угощает меня. «А я и так знаю, что он горький». «Как он горький?» Писание говорит: излишки всегда горьки. Пр.25:16 – «Нашёл ты мёд, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его». Моего хлеба вкушать не 50 граммов будешь. Твой-то куплю и съем, и ещё нужно будет искать, а моё-то тебе навсегда хватит. Иоан.4:14 – «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Так и просилось всё это ему сказать, но мне больше нельзя было, потому что я как бы навяливаю слово Божие, в неудобной позиции был. Свои рядом стояли и никто не поддержал, а рядом же стояли. Я вижу, что вы не работники, ибо уже подготовлено было основание, чтобы умножить чудные хлебы, раздать. У вас нет навыка. Стояли рядом свои, деревенские. Я отошёл, думал, продолжат разговор или нет? Ни один. Уткнулись в свои банки, увязли, как оса в мёде. В Евангелии от Матфея 5:6 мы читаем: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Жаждать и алкать правды – это значит жаждать Христа. Люди очень падки на прибыль, и об ином человеке так и хочется сказать: «своя выгода», «своя прибыль». Когда их накормил Христос даром, вот тут они и поняли, что Это Тот Самый, Который должен править Израилем. Пришли, чтобы воцарить Христа, потому что даром накормил. Как раз после этого события Евангелист Иоанн пишет 6:27 – «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог». Они пришли сделать Христа царём, а Христос говорит: «Вы ищете Меня не потому, что поняли, что Я пришёл с неба, но потому, что насытились. Творите дело Божие». Иоан.6:29 – «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Не о пище тленной заботьтесь только. Мы можем здесь всё забыть и остаться ни с чем. Еф.4:19 – «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью». У людей жажда извращённая на плохое, и то людям нужно показать. Жажду нужно возжечь. Я зашёл в магазин, где продаются наши книги. Спрашиваю: «Как книги продаются?» «Никто даже и не спрашивает. У людей денег мало».
Я встал около своих книг, гляжу, один роется в других книгах. Видно, что совсем ничего не знает. Я говорю: вот такие книги. Он не знает, кто я, что я автор этих книг. Первая была девчонка, студентка. Что уж она искала, не знаю. Я стал разговаривать, она сразу же купила книгу, но больше у неё денег нет. Я стою, следующий покупатель заходит, я опять начинаю говорить: «Это о жизни вечной, это ответы на вопросы». Оказался батюшка, у него сколько было денег, он на все купил наших книг. Человеку нужно дать понятие, что это такое. Сами мысленно проиграйте ситуацию, что у нас было здесь в деревне в прошлое воскресение, как человек привёз хорошее для тела, а у нас есть хорошее для души. Мы не смогли сделать этот бартер, притом цена один на один сходится до рубля – 450 рублей. Это вы для себя возьмите. Фил.4:12 – «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке». Нужно взять на себя обязательство – быть довольным всегда и не роптать. 1Тим.6:6 – «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Не много денег на счету, а быть довольным. Продолжай дальше работать, но не погружайся в суету бесконечно. Кол.2:23 – «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Вам трудно будет запомнить, но запомните, что это самый кричащий, антимонашеский стих, полностью разбивает мнение людей, которые думали, что спастись можно, спрятавшись в горах, не есть по неделе, по две недели, не спать по три дня. Это как раз то, чем занимались люди, покинувшие мир. А Христос посылает людей в мир: Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Несите голодным этот хлеб, умножайте его. Сир.2:16 – «Боящиеся Господа будут искать благоволения Его, и любящие Его насытятся законом». Любящие Бога, сразу к себе обращайтесь: «Люблю ли я Его?» Только тогда насытятся законом, Библией. Библия будет у них как хлеб на столе. Поставь правило: не завтракать, пока не почитаешь Библию. Поставьте такое правило, чтобы слово Библия не было чужим. И каждый раз говорите: «Послушаем, дети, что нам скажет наш Бог Иегова – Сущий, Господь Саваоф, начальник воинства». Сир.24:21,27 – «Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими. Он насыщает мудростью». Вы думаете, Кто так призывает? Христос, премудрость Божия. Сир.32:15,17 – «И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами. Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнется в нем».
Закон Божий назовём словом: Евангелие, Новый Завет, Библия, и этот человек будет насыщен. Апостолы пустили эти хлебы, они их размножили. Сегодня размножают через печатание Божественных книг, через компьютер, через Интернет. Если тебе Бог дал мудрость, не молчи. Какая бы ни была у тебя специальность, ты заботься о том, чтобы умножить нетленные хлебы. Господь поставил посредников: «Вы раздавайте». Он Сам преломил хлебы перед людьми, а они раздавали. Теперь остатки соберите, чтобы порченые, полусожжёные книги, чтобы ни один листик не пропадал. Я этим занимаюсь после пожара. Зимой у меня дом сгорел. Если даже несколько листиков помятых, давленных, облитых водой нахожу, я стараюсь оставить их. Для кого-то это может послужить началом нового пути. Итак, чудо с умножением хлебов живо и действенно на сегодняшний день и призывает нас к подражанию Христу и святым Апостолам. Аминь.

«По-честному нынче никак не прожить»,
Всё чаще толкуют о том на трибунах, –
Прозрачных доходов без паранджи?
Скажите на милость, сыскался же умник».
Где душу забыли, совсем отрицают,
Живут и плодятся по-скотски, как свиньи,
Сыр нежится в масле и жарится в сале,
Но нищим и крошку, скупясь, не откинет.
По-честному, значит, по совести надо,
А совесть задушена, совесть распята;
Лживые губы мусолят помадой,
Умишко стал лишним – не то, чтоб палата.
Мертвей мертвеца, что лежит в мавзолее,
Приспешники, выкормыши Ильича,
При жизни беспутной смертельно сотлели,
Духовно – в реанимации от паралича.
И это не видят слепцы-мародёры,
Паханы и урки кричат в депутатах;
Младенцы «осанной» им рыло утёрли,
Народным избранникам – лодырям, татям.
Честность и честь эталоном не стали,
И всё от того, что забыли о Боге.
В безбожестве тешились Ленин и Сталин,
Задушат и мать, даже мускул не дрогнет.
Отмерено каждому семьдесят лет,
Кому-то чуть больше, обычно же меньше.
А дальше зловоние, смрадный скелет,
И в вечности кто их водою утешит?
По-честному честь не прославлена здесь,
Что есть она – многие не подозревают,
В усладу напиться, и лучше поесть, –
Куда же их выведет эта кривая.
По-честному, значит, с Писаньем сверяться,
Готовиться к Судному Дню после смерти;
И только тогда ты прожил не напрасно,
Там честным откроются райские двери. 23.11.03. ИгЛа

Список всех проповедей

211

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: