размер шрифта

Поиск по сайту




Начальник и усердие

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Рим.12:8

31 июля 2005 г. Сегодняшнее воскресное апостольское чтение - Рим.12:6-14. Апостол Павел даёт программу всем, кто находится в храме, всем, кто больной: в каком бы положении ты ни был – определи свой талант. Мы об этом постоянно говорим. Если спросили: “Какой талант?”, ты сразу назови два-три; а если один – это почти наверняка забытый, – так притча говорит. Если один, ты все силы должен бросить на него. Поэтому советую в сельском хозяйстве заниматься несколькими видами хозяйства, чтобы у тебя были птицы, животные, пчёлы... Одно не удастся, другое будет. Если занимается человек фермерством, то он садит разное: один год на одно урожай, на другой – другое, чтобы стопроцентного проигрыша не было. Вот на это даётся намёк и здесь. И Апостол Павел говорит: Рим.12:8 – “начальник ли, начальствуй с усердием”. Я беру только эти два слова. Что такое начальник? Происхождение слова означает «крайний», от начала идёт. А у нас: “Что, я крайний?” Крайний. И я крайний, и ты крайний. Есть такая поговорка в мире: “А если не я, так кто же?”, - очень хорошая. Считай, что если бы тебя не было, дело стояло; а если ты здесь, то дело движется. “И начальствовать нужно с усердием”. А над чем ты начальник? Епископ вызывает одного монаха, видит его поведение подходящее, слышал, как он рассуждает, и хотел поставить епископом. А он говорит: “А я уже епископ”. Над кем ты, где епископ? Говорит: “Над чревом своим. Я постоянно руковожу, в поварне работаю, что ни попробую, хочется не одну ложку, а три попробовать, а я говорю себе: “Нет, я начальник, епископ над своим чревом”. Как будто шутейно, а на самом деле-то ведь так. Отчего это излишний вес у нас появляется? Не сумели чревом руководить. Язык потребовал большее, а разум отказался, пошли на поводу. Понимаем, надо встать утром. “Может, маленько ещё полежу, вроде не рассветало...” Ты начальник над каждым делом должен быть. Конечно, самый большой начальник – это в государстве президент, над церковью – патриарх, касается это их. Но ведь начальников пруд пруди.
Начальники должны быть щедрыми. Щедрость оставляет и в потомках удивление. 2Пар.35:8 – “И князья его по усердию давали в дар народу, священникам и левитам: Хелкия и Захария и Иехиил, начальствующие в доме Божием, дали священникам для жертвы пасхальной две тысячи шестьсот [овец, агнцев и козлов] и триста волов”. Пр.28:2 – “Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна”. Премудрый Соломон говорит так, что когда нечестивые не знают Бога, то начальников много в народе – это вот сегодняшнее время. Я помню, при начале перестройки приходил в иной кабинет, стояло там два стола – за одним начальник и за вторым заместитель – заметать его проказы; сегодня захожу – семь столов. Повернуться негде между столами, как лабиринты, и все пристроены, сидят разговаривают, какие-то рассказывают интересные истории, никто не работает, а средства все получают. И в данном случае нужно сразу сказать: “Вор”; а не так что: я законно хожу, расписываюсь и получаю. А отдачи-то никакой нет! Так и сказать: “Я ворую законно” – только и всего. Потому что, если ты ушёл с работы, тебя нет, то что изменилось? Да ничего не изменилось. Посмотрим: если я исчезаю из своей семьи, исчезаю из деревни, что изменится? Мы это уже проходили. Уходит – только с облегчением люди вздохнут: наконец-то избавились, этой смуты не будет. А ты должен быть начальником. Рассыпался Союз. Рассыпается Россия. Значит, нет мужа разумного и знающего, и поэтому страна недолговечна. Нет мужа-руководителя в семье, а Господь поставил мужчину главою в семье, – и нет долговечной семьи. Разводы уже до 80 процентов из всех, кто женится, официально доходят.
Пр.8:16 – “мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли”. Если начальник нечестивый, тогда и весь народ развращается. Строгости никакой нет, и он не спрашивает. Начальник милиции, он только фиксирует, сколько преступлений было в прошлом году, сколько нынче, увеличилось на 4-5 процентов; и каждый раз только это и говорят. Апостол Павел даёт закон не для всего мира, а только для христиан: “Начальствуй с усердием”. Иоанн Златоуст говорит так: в колесницу запряжены два коня – бессоветие и непослушание. И возница тоже двойной: это тело или душа. Кто господин? Если тело, значит по прихоти тела ты будешь поступать. Выгода, везде выгода. Если выгоды нет, так и отойдите от меня, какие-то общественные дела и прочее, зачем мне это нужно? А если душа на первом месте, то она сразу тебя покорит: я делаю это для Господа, это необходимо, я сделаю прогляд в будущее. Кол.3:17,23 – “И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков”. А если душа главная, значит тело должны усмирять. Пришли в храм, мы приносим то, что за неделю заработали: благодарность, знания, жажду, как трудились над своей душой, над ближними, над детьми. Простое дело – совершить крестное знамение. Но и его надобно творить с усердием. Усердно приложить к телу, сложи пальцы, как слагаешь их: два перста или три, или пять, или один перст. Как твоя душа принимает, как ты научен. У нас, в нашей общине, мы не настаиваем, как у старообрядцев, “только так”; а дальше всё одинаково: крестное знамение должно быть неломанное, не просто по воздуху кулаком махнуть, а нужно коснуться перстами чела, начертываем на теле своём животворящий крест, не на воздухе, а на теле. Точно на чрево, а не на грудь. На правое плечо, не к шее, как приучили детей; и на левое плечо – не ниже. А у них, как правило, ниже, как нищие возле церкви, и в кино показывают, как крестятся. Усердия, конечно, нет. А были какие-нибудь знамения? Были. Когда руку не подносят, лукавый сидит, ноги свесил и строит рожи, рогатый, с копытами и с хвостом. Даже видения были: как ты до плеча левого донёс, то он сразу опрокинулся, упал. Ты скажешь: да это видение. А ты с усердием сделай один раз – и почувствуешь облегчение. Чтоб тело чувствовало. Совершил крестное знамение в поклоне – тоже усердие: я смиряю тело. Павел говорит: 1Кор.9:27 – “но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным”. Кланяются как попало. Я не могу кланяться после операции на позвоночнике, на меня не смотрите, до операции, все знают, как я кланялся. Поклониться так, не сгибая колен, чтобы рука могла пол достать. Если меньше наклон тела, то поклон неполный, неусердно делаем, а что неусердно, Богом не принимается; и сразу надо сказать: просто я стою, место занимаю. Богу не нужно 99 процентов, а только все сто процентов.
Слово “весь” в одном стихе четыре раза повторяется разве зря? Мрк.12:30 – “и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!” Вся душа должна быть вложена: весь, вся, всё – и меньше никак. “Всем имением моим”. Иис.Нав.24:15 – “я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]”.Я – это что? Если нет одного пальца, то не весь я. И вот что мы находим по слову Божию. Я нашел, что слова “усердие” и “начальство” тоже имеют определённое число. Слово “начальник” встречается в Библии 571 раз. Я перебрал вчера все указаныне места и увидел, что больше всего это слово относится к военным; но речь идёт и о каждом человеке, редко-редко встречается, а для нас это самое главное, мы же не военные люди. И слово “усердие” встречается 63 раза и только один раз заменяется словом “прилежно” в отрицательном смысле. Это я нашёл у пророка Сафонии: Соф.3:7 – “Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия”. Не просто люди делают грех, не просто пропускают службу, а прилежно старались искать причины под разными видами. Оказывается, диавол тоже любит усердных служителей. Не надо думать, что если кто-то решил заняться колдовством, то тайна бесовская сразу ему открылось. Киприан Карфагенский познал индийскую мудрость, египетскую и в общей сложности учился, может быть, не меньше двадцати лет. Там тоже большие труды надо прилагать. Чтобы гулянку дома устроить, сколько надо работать: надо продукты закупать, приготовить, пригласить гостей, а после этого ещё уборка у тебя насколько затянется, побитую посуду будешь убирать. Грех тоже требует усердных себе служителей. Рим.6:13,19 – “и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые”. Поэтому, если Апостол Павел говорит: “Если ты - раздаватель, раздавай”, - тебе доверили, собрали деньги, то ты определи, кто больше нуждается. Вопрошай: какое я могу оказать здесь усердие? В первую очередь, не опаздывать, встать в храме и с места на место не ходить – это моё усердие. Оказывается, ни одного места, ни одного шага нет, где бы усердие не пренебрегалось.
1Пар.28:21 – “И у тебя есть для всякого дела усердные люди, искусные для всякой работы, и начальники и весь народ готовы на все твои приказания”. Начальником быть очень трудно. Со всей России пишут, что хорошее у нас место и жить можно, и земли достаточно, но помогите нам найти хороших, ревностных людей. Москва отвечает, как сейчас помню, поэт отвечал: а у нас на полочках в Москве башковитые-то мужики не лежат, они все при деле. Так, чтобы были мы усердные и чтобы были востребованы, сейчас надо с детьми заниматься. Это главное, может быть, чем мы занимаемся в лагере. Дети ленивые и лживые, с великим трудом можно их поднимать, а иногда вообще нельзя поднять: как угодно его кидай, переворачивай, поднять вообще полностью невозможно. Я раньше даже не видел, даже не знал, что такие дети будут. Родители разве этого не знают? Какое же это усердие? Явно, что ни одной ночной молитвы у ребёнка нет. А дальше ждать... чего ждать? Иоанн Златоуст настаивает: подними ребёнка каждую ночь на одну-две молитвы. Если не сейчас, то когда же? От младых ногтей начни учить, и если сейчас ничего не будет, то вместо ногтей вырастут копыта. Тебе дал Господь детей – покажи великое усердие. Жена: 1Тим.2:15 – “спасется через чадородие (запятая), если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием”. Если... пребудет в вере и детей приведёт на небо. А если дети рождаются и идут по тюрьмам, в наркоманы, так тебе не награду надо, а бить тебя крепко надо, потому что ты наполнила мир страданием, людям принесла горечь, не было никакого усердия, усердие было только в зачатии, в грехе, в невоздержании.
Иер.13:21 – “Что скажешь, дочь Сиона, когда Он посетит тебя? Ты сама приучила их начальствовать над тобою; не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину?” Что скажем мы? А отчёт придётся давать в нашем начальствовании от юности, в котором пришлось каяться в крещение некоторым, а кто с детства крещённый, в этом даже настоящего покаяния не будет. И что мы скажем? А мы как раз тот небесный Сион, к которому Господь обращается. Довольно странно и больше я нигде не встречал, чтобы добровольно мы сами на шею посадили себе дармоедов. А ведь это в России случилось! Вот это сСергианство и есть – добровольно (хотя, конечно, его прижимали), митрополит Сергий позволил в церкви начальствовать над собой самым лютым людоедам-большевикам; а сегодня-то никто и не заставляет; власть советсткая сменилась, а всё точно так же делают, как научены были теми, - покаяние не принесено. Вот это главное, что настораживает нас в этом объединении. Наши вожди как будто этого не видят, наши митрополиты, епископы... Как соединяться, когда не то что ревности нет, а усердно старались портить все свои дела. Бог призывает к полной отдаче. Почему в Деяниях Апостолов говорится о совершенно необычном явлении, что имеющие дома, хозяйства, продавали их добровольно и отдавали на дело служения Господу Христу. Деян.4:37 – “у которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам Апостолов”. Больше мы нигде про такое не читаем. В средних веках это очень редко встречается. А здесь перечисляет во множественном числе. Деян.4:35 – “и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду”. Да, это было усердие, это был как всполох, вспышка, исполнение, что обещанный Дух Святой каждую душу возжжёт огнём и не будет нужды, чтобы кто учил другого, ибо все научены будут Духом Святым. Иоан.6:45 – “У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне”. То, что я говорю, это только потому, быть может, что другие не хотят заниматься этими вопросами, нет усердия. А если бы каждый занимался, сколько бы у вас было вопросов. Вопросов-то никаких нет. А задашь вопрос – стоит, не знает, что ответить. Значит, ты даже не знаешь, чего ты не знаешь, даже до этого ты ещё не дошёл. Я уже приготовил проповедь, вечером ещё раз проверил, ещё нашёл что-то. С утра сегодня больше часа потратил на эту проповедь – и опять нашёл, что ещё вот это надо бы сказать. Сказать не просто, а для нас, живущих в Потеряевке. Усердия в деле Господнем надо только желать и молиться об этом. А где мы, начальники? Ты поставлен старостой церковным, ты и посмотри, всё ли у тебя так по храму, все ли приходят, почему сегодня опаздывают? Написано, чтобы за семь минут все в храме уже встали на молитву; если не пришёл, на молитве нет, то три таких опоздания считается за полное отсутствие. И написано: каждый должен в письменном виде дать ответ, почему он опаздывал. Последняя объяснительная когда была? Значит, усердие твоё отсутствует. Ты должен соблюдать устав. А что это даст? Даст, что следующий раз человек уже поджимается, он понимает, сегодня его попросили написать, да завтра. Ты обязан это сделать – это принятое уже решение. Значит, усердие не сказалось. Ты ещё раз перечитай свои обязанности! У вас должен дежурный быть обязательно во время Богослужения, один дежурный по деревне. Сколько раз спрашивал: а кто дежурит, кто? Да нет никого. На том конце дом загорелся, его потушить очень легко, только дымиться начал – но никого нигде нет. А пока помолимся, придём - скотина, дом, всё сгорело. Да у вас в уставе записано, за этим кто должен смотреть? Староста деревни? Какое же это усердие-то? Прошлый раз не было дежурного, ещё богослужение было, спрашиваю – вообще никого нет. Подошёл к батюшке, и батюшка так тянет: «Полдеревни по домам». Те, которые дома занимаются или на поле, они никакого отношения не имеют к охране деревни, они далеко за деревней работают. Ты по маленьким делам определи, начальствуешь с усердием или нет? Мы прочитаем сегодня это место. А как оно будет выглядеть?
Деян.14:12 – “И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове”. Говорится о том, как люди определяют, начальники мы или нет. Поставь себе вопрос: а меня здесь, в деревне, считают начальником или нет? Меня считают начальником: “Ну вы с батюшкой...” А я какой начальник? Я вообще житель городской. Я приезжаю только с лагерем, я совершенно никакой для вас и не начальник, а все считают начальником. Я сидел в камере, все: “святой отец”, “там у нас батюшка...” - только так и называли. Я говорю: “Я не священник”. “Ну, попа и в рогожке видать”. Поп сидит рядом, в камере, его никто не называет “отец Зосима”, а его зовут Мишка, это у него новое имя-то: “Мишка, иди, к тебе пришли”. Он – Мишка здесь, он играет в шахматы вместе с ними, не в карты, а в шахматы, и он никто. А меня они видели только на молитве, – на молитве и во время проповеди. И так молва до конца и шла: я - священник, просто не говорю и всё. По делам нашим будут определять.
Священнодействие словом. Здесь говорится, что когда Апостол Павел совершил чудо исцеления, то народ провозгласил Варнаву и Павла богами. Варнаву посчитали за Зевса, это я не знаю, почему. Читал Жития Святой Екатерины, там написано, кто такой Зевс, божество, приходится иногда в мифологию входить. А Павла посчитали Ермием, потому что он начальствовал в слове. А у них, у учителей, был особый покровитель, как у русских считается, тот-то покровитель над этим. Вот если жениться желаешь, надо к такому-то обратиться, к Алексею, Божиему человеку. Вообще непонятно у русских, обращаются к тому, который ночью сбежал от жены. Ну какой уж он-то покровитель? А католики сейчас придумали двух покровителей над компьютерной сетью и над Интернетом. Русские придумали, патриарх Алексий с министром Грачёвым: покровитель всех ракетных шахт и ракет “Сатана” – девица римлянка Варвара. А почему? Кого ни спросил, никто не знает. Да потому, что она бежала от смертельной опасности и перед ней, когда гнался отец, открылась гора. Она зашла, гора закрыла её. А ракеты в шахтах стоят и ракеты закрытые – только поэтому подогнали под подобное.
Кто у нас определитель того, что мы начальствующие в слове? Мы где бы ни были, сказали только одно слово – и всё будет на месте; одно единственное слово – и покажет, кто ты такой. Даже вот одно слово ты скажешь, и сразу определят: это православный, это христианин, и люди сразу же обратят внимание. Нужно начальствовать в слове не многословием, а Священным Писанием. Псалмопевец Давид повторяет в псалмах 52 раза слово “начальник”, и всегда в начале псалмов и везде – “начальнику хора”. Знал, читал, но что именно вот эта статистика покажет, не знал. Оказывается, разные были начальники хоров, и теперь никого нет, три тысячи лет назад жили они, а мы так и читаем, какой был начальник хора. Так то, что мы являемся начальниками над чем­-то, это уйдёт в вечность, будет известно – я сделал для себя вывод. Тогда ценилась очень бумага, пергамент. Если Библия писалась, то нигде не было разрыва между словами, никаких знаков препинания не было – чтобы буквы сжать, побольше вошло. А однако он выбирал время, место написать: “Начальнику хора”, и перечисляет, какие были начальники. Если ты начальник хора здесь, то начальствуй с усердием, научи всех петь, до единого, чтобы все знали. У меня стоит задача, чтобы вы все знали Библию, все знали Толкования, знали каноны. Меня никто на это не ставил. Да, епископ благословил, специально рукоположили меня во чтеца для того, чтобы в храме можно было проповедывать. До этого без рукоположения приходилось говорить. Усердие исходит не от головы. Я думаю, что корневое слово “сердце”, видимо, здесь какую-то роль играет. Если ты это дело любишь, тебе не надо говорить. Отбарабанила свои часы как учитель и убежала. Пока ты детей не научишь разговаривать по-английски, ты совсем и не учитель английского языка, ты зря деньги получаешь. Если дети твои пишут с такими ошибками, какой же ты учитель? После окончания работы иди на дом к ученику, призывай, начальствуй с усердием.
Пр.6:4 – “не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим”. Почему? Да потому что Господь показывает, трудолюбивого человека очень трудно застать: как сатана ни придёт, он всё время в труде. Это есть такие Жития Святых, в которых сказано, что он сколько раз ни подойдёт, а тот всё время трудится; не может никак застать его лежащим. Поставьте задачу: лишний раз никогда не ложиться. Вот почему в Пр.6:6 – “Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым”. Какой у нас должен быть начальник, если мы идём к Небу? Апостол Павел говорит: Евр.12:2 –взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия”. Если Он - наш Начальник, мы - Его подчинённые, а подчинённые, как правило, учатся от начальника. Приходится читать о том, как отправляют кого-то на пенсию: “Смотрите, какие кадры, замену себе оставил, чтобы мы, глядя на него, научились по-настоящему работать, чтобы многие к нам в командировку приезжали”. А нам никуда не надо ехать, встали на молитву: “Господи, научи, Ты мне – Начальник” Как я начальствую над глазами, куда смотрю? И в храме как стою, половину времени в окна смотрю? Как слушаю?” Как проповедь началась, так упали, уснули. “Господи, научи меня начальствовать. Ты – единый наш Начальник”. Он говорит: «Я – Пастырь, Пастыреначальник». 1Пет.5:4 – “и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы”. Иоан.15:16 – “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам”. Деян.20:28 – “Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею”. Премудрый Екклезиаст, то есть Соломон, предупреждает: 10:4 – “Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки”. Что-нибудь только сказал такому беглецу, он мгновенно в ответ: “Всё, я больше не приду, я уеду...”, - замкнулся. Не делай этого! Если гнев начальника вспыхнет даже несправедливо (тут не говорится как), а что можно сделать? Больше покажи кротости. Пройдёт время, и это будет оценено. “Да меня несправедливо преследуете, я всю жизнь борюсь за справедливость...” Какую ты справедливость мог знать, когда ты совершенно неверующий был? Ты знал только одно – давал место своему гневу: что не по тебе, рвал, ломал, тащил... А теперь скажи: “Я познал Господа. Господь кроток и смирен сердцем, Он научает меня. Я господствую над гневом своим, над телом своим, над прихотями”. В начальники нужно пробираться законным путём, а не на вожделении, “так хочу”. 2Пар.13:9 – “Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лжебогов”.
Неем.4:6, 13 говорит об усердии. И словом “усердие” в Библии в основном указано на жертвенность. И обращались: “если кто имеет усердие, помогите делу Божию, покажите ваше усердие в этом деле”. Вот я говорил, строится что-то, сейчас готовится к зиме школа, покажи своё усердие. “А когда? Мне некогда”. Луна светит, приди ночью, поработай. Я помню, мы косили с матерью только ночью, при луне, днём абсолютно некогда, в колхозе не давали на себя работать. Луна взошла – мы пошли косить. Вот как работали! Это сегодня такое расхолождение. И слово “усердие” в основном показывает жертвенность. Когда начинаешь смотреть по Библии, то оказывается, что и в тайном нужно стараться. Неем.13:14 – “Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нём!”. Пс.53:8 –“Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо”. Не просто отстоять, а молитва должна быть такая напряжённая, такая, как у святого была, когда молился, то рядом земля превращалась в грязь... от пота его. Вот как молились. Христос молился так, что капли пота падали, как капли крови. Усердие покажите! В молитве усердие. Иудиф.4:9-13 - «И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием: они и жены их, и дети их, и скот их; и всякий пришлец, и наемник, и купленный за серебро наложили вретища на чресла свои. И всякий муж Израильский и всякая жена, и дети, и жители Иерусалима пали пред храмом, посыпали пеплом свои головы, разостлали пред Господом свои вретища, облекли жертвенник во вретище и прилежно и единодушно взывали к Богу Израилеву, чтобы Он, на радость язычникам, не предал детей их на расхищение, жен их в добычу, городов наследия их на разорение, святынь их на осквернение и поругание. И Господь услышал голос их и призрел на скорбь их; и во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя».
И Апостол Павел говорит: 2Кор.8:22 – “Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне ещё усерднее по великой уверенности в вас”. А имени не указывает, но все знают – это Лука. Усердный в благовествовании, он написал Евангелие. И далее, слово “усердие” относится к тому, к чему сам бы и не отнёс. Здоровается, даст человек руку – какую-то вату в руке держишь. С таким поздороваться приятно, чувствуешь, что это настоящая мужская сила.
И Апостол Павел говорит: 1Кор.16:19 – “приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью”. Я раньше не замечал, но стал смотреть, и оказывается, что можно приветствовать усердно: ты не забудь, от меня привет передай. Уезжает, наказваешь, а потом несколько раз приходит: “Я забыл”. Посылают вещи, с вокзала принесли, в кусты положили и не вспомнили, а разъездовские нашли и привезли нам наш ящик. Вот мы какие молодцы! Да разве это усердие? Тебе доверили, ты несколько раз перебери: это сделаю так, то так, а то могу кому-то ещё помочь, а этот может тут помочь. Перебери десятки вариантов. Ну а если неусердно, значит ничего нет. Если вам приходилось видеть, как тренеруются в большом спорте люди, это что-то ужасное. Я вспоминаю, как один норвежец завоевал на одном только соревновании четыре золотых медали, а советские все вместе ни одной. Их стали перобирать, они причины разные приводят: коньки не такие; дальше, погода не такая была, лёд не такой, ветер не в ту сторону дул. Но этот-то, норвежец, он по этому же льду бежал. А ему, говорит, хоть по наждачной бумаге, он всё равно был бы первым. Почему? Он 18 часов с коньков не слазит, тренеруется. Вот в чём дело. Первый астронавт американский, коснувшийся Луны своими ногами, Нэйл Армстронг был кандидатом 25-м, а стал первым. Почему? Усердие. Кончились 8 часов, все разошлись, вторая смена закончилась, а он всё ещё продолжает работать. Он довёл до автоматизма движения, и это спасло первый модуль, который садился на Луну, потому что всё пошло не по программе. А он разработал новые варианты. Я взял для себя – вот так мы должны трудиться. Если я скажу так, а он скажет так, что лучше – промолчать или сказать? А здесь ничего нет, он даже минуты не думает, хоть батюшка, хоть кто: “Что, я? Крайнего нашли, меня обвиняете...” Ну ты обдумай, надо ли эти слова говорить? У начальства над языком какая-то красная тряпочка, а ей даны ещё две преграды – и губы, и зубы. Ну удержи, не пожалеешь! “А я ему скажу, он будет меня помнить!” Да он-то будет помнить, но перед Богом-то как записано: и диавол будет помнить, и на мытарстве – особое мытарство за язык, там припомнится, что мы наговорилил за земную жизнь. И будем отвечать за это.
Итак, Сир.36:11 – “сокруши головы начальников вражеских, которые говорят: «никого нет, кроме нас!”. Научиться нужно молиться. Когда говорится о сокрушении врагов, это говорится о диаволе; диавол, который всё строит по своим планам. И мы должны молиться об этом: “избавь нас от лукавого и сокруши его вскоре под ноги ваши”. Израильтяне молились о буквальных врагах. Какие враги? Нужно это всё перебрать, найти истинных врагов и однажды в письменном виде себе отметить: у меня враг тот-то. Но заранее поставь задачу – среди людей врагов нет. На первом месте у нас три врага, как правило, – это диавол, наша плоть и вот эти вожделения в мире. Приучите детей к этому. Чуть где что увидели мирское, они сразу это к себе цепляют. Приходят в храм, сидят, даже в храме прошлый раз батюшка их отсюда изгнал: сидят, балагурят, разговаривают, смеются. Ну какое же это усердие? Явно, что дома-то минуты этим не занимались. Нам в лагерь поступает товар совершенно негодный, мы его никогда раньше не видели, этих детей-то, но ведь они себя так как деревенские не ведут. “Да у нас ребёнок бестолковый...” Бестолковые мы, которые не научили его! Сир.41:21 – “Стыдитесь пред отцом и матерью блуда, пред начальником и властелином — лжи”. Это значит, статистика сегодня вся лживая, вышестоящим дают всё в обман. Если пришли с жалобой, что обокрали, милиция старается не фиксировать, чтобы не портить баланс, иначе им премиальных не будет. И везде так. А Писание приучает: “Усердствуй, если ты начальствующий”. Где бы ты ни был – будет нравиться кому-то, не будет, будет ущерб, нет – говори только правду, ничего, кроме правды, и единственно правду.
В Новом Завете слово “начальник” встречается 70 раз и вот в таком смысле, о котором говорит Апостол Павел, очень мало, я с трудом мог пробраться только через Ветхозаветнее, там “тысяченачальники” и прочее. Он говорит: 1Пет.5:4 – “и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы”. Значит наш Пастырь – Начальник, призывает к подражанию Ему. Он говорит: Мф.11:29 – “возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим”. Если на тебя возник даже гнев несправедливый, то кротостью покрываются многие проступки.
Рим.13:4 – “Ибо начальник есть Божий слуга”. У нас у многих нет этого понятия совершенно. “Ну, подумаешь, он там начальник...” Он – начальник, глава администрации района. Начальник! Глава сельсовета – начальник. Если они для нас начальники, не тем ли более начальник – священник? С каким благоговением надо слышать слово его, которое он говорит нам? Начальник – Божий слуга, и не напрасно носит меч, начальствует через наказание. У него, говорит, в руках кнут, пряник редко бывает, и с этим надо согласиться.
2Тим.2:4 – “какой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику”. О чем я говорил сейчас? О школе. Если мы думаем, что мы – дети Божии, что Пастыреначальник наш – Христос, Он – Военачальник Саваоф, так теперь не ссылайся, если ты осеменился и столько всего лишнего у тебя есть – на дело Божие стремительным нужно быть. Я вспоминаю Александра Ивановича Устинова, у него десять детей – не пять, не семь, и жил за пятьдесят километров от храма в Искитиме, но ни одного богослужения не пропустил. А уезжать надо с ночовкой, и он ни разу не проедет, чтобы без благовестия было, ни разу не опоздает на богослужение. Десять детей! И какое бы доброе дело где ни было начато – он первый; сбор денег делается – он первый вклад сделает. Я приехал прописаться. Ну какая бы ни была большая у него комната, но ведь у него своих 10 детей. Он первый предложил мне прописаться у него. Я пришёл, посмотрел – места свободного нет, и говорю: “А где же я буду спать?” Он показывает на кровать. “А кто сейчас на ней спит?” – “Я”. “А ты где будешь?” – “Ну я возле кровати лягу”. Это у него на полном серьёзе. Вот что значит начальствовать над самим собою. Что значит быть кротким. Боксёр, обладающий великой силой, и при мне за бороду его таскает пьяница, и он рукой не пошевелил, сидит только голову поворачивает и благодарит Бога. Этот человек научился быть начальником над самим собою.
2Мак.8:27 – “усердно благодаря и прославляя Господа, спасшего их в тот день“. Забывая заднее, что мы делали дл будущего? А не так: “А я весной помог школе, а я там-то сделал...” Это сделал и тут же надо забыть. Почему? Да не по-старому будет, и горе, если мы будем на старом жиру держаться. Евр.3:6,14 – “а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца”. Можно сказать: да, 70 лет позади, я имею право уже днём отдохнуть... Нужно этого избегать, потому что 70-летних очень много, и 70-летние ставятся точно так же на ринге и точно так же надо бежать. 1Кор.9:24 – “Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.” Итак, слово Апостола Павла, сказанное им к Римлянам, чтобы начальствующие начальствовали с усердием, касается и нас, живущих в Потеряевке. И исполнить это поручение мы сможем тогда, когда с усердием будем стоять в храме, с усердием спешить на занятия, с усердием слушать, что нам говорит Господь Бог, с усердием претворять в жизнь веления Духа Святого, изреченные Им в святой Библии. Богу нашему слава во веки. Аминь.

Советники у тех, кто скудоумен, -
Мальчишки, желторотые юнцы,
Фанфары любят и туземный бубен,
Стращать людей и отдавать концы.
Такие некогда у сына Соломона
Отшибли ум и совесть засорили;
Умней друг друга, сорочиный гомон,
Ум не палата, а очко сортира.
А на таких у Бога есть дубина,
Шестую часть их внукам на закуску;
Совет не с теми, где живут, как свиньи,
Дают советы по-еврейски шустро.
Советника нам вымолить не просто,
С постом прося Владыку Иегову,
Дабы от мудрости не получить лишь хвостик
И в бессоветие не рухнуть, словно в прорву.
Того, кто в слове Божием плывёт,
Воздержен и смиряется сердечно,
Он мысли от святых суммирует, как мёд,
Конечно, сам открыт, а не сверчок запечный.
Кто мало видел – опыта ничуть,
Кто не вникал в Библейские сказанья,
Исследывать не может, камлает, словно шут,
Какой же он советник, догадайтесь сами.
На просветлённые и чистые глаза
Вниманье обратите и на сердце;
Быть может, не пчела, а шершень и оса,
Его совет – гнильё и ввергнет в тяжкий сепсис?
Советуйтесь в молитве с Иисусом –
Его совет нетленный, пренебесный.
Благословив, хромым Он не отпустит –
Советы на ухо переложи на песни.
Когда и кто стучится за советом,
Топтал порог у хижины душистой,
Узнайте, сам советник Иисуса встретил,
Проплыл ли с Ним Библейские страницы? 19.9.05. ИгЛа

Список всех проповедей

383

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: