размер шрифта

Поиск по сайту




Помните узников

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 13

Указатель: Евр.13:3

22.04.05 г. Евр.13:3 – “Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле”. То есть, чужое ярмо примерь на себя и тогда поймёшь, и будешь сочувствовать. Не так, что дети при мне, ноги вымыла, легла спать, нужда меня не касается. А вот Апостол Павел убеждает в послании к Евреям, закончив догматическую часть доказательства, что Иисус есть истинный Первосвященник. Говорит, что нужно помнить узников. Пишет он христианам. А зачем их помнить? Затем, что ты не знаешь, что завтра будет. От тюрьмы да от сумы не зарекайся, ты не знаешь, что будет. Пр.27:1 – “Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что родит тот день”. Репчь не о бандитах, а о тех, которые сидят за Слово Божие. Да и те, которые сюда попали, если их не расстреляли, они нуждаются в преобразовании ума. Мы ходим в тюрьму. Какая уж там польза – в вечности обнаружится, но мы больше ничего не можем сделать.
Кто попадал в тюрьму? Попадали не только преступники. Вспомним прекрасного Иосифа, обвинённого по статье нехорошей – попытка изнасилования госпожи. Раб посягнул на свою владычицу. Благо, что его не убили. Златоуст говорит, что его хозяин спрятал от неё, от змеи, чтобы она его не убила. А в тюрьму она не могла уже пролезть. Вот для чего спрятал.
Сегодня некоторые авторитеты специально просятся в тюрьму, чтобы здесь их не захлестали. На него уже заказ поступил и его убьют. А там его охраняют день и ночь. Туда попасть очень трудно. Если только отравят. Иосиф сидел в тюрьме. Быт.39:20-21 – “И был он там в темнице. И Господь был с Иосифом”. Надо позаботиться и решить, я сейчас с Богом или нет. Но если Бог допустит испытания, то чтоб со мной был Бог. Я имел некий опыт и очень благодарен Александру Солженицыну за “Архипелаг ГУЛаг”. Он подготовил меня. Он там всё рассказал. У нас есть книга “Для Слова Божия нет уз”. Я делюсь своими воспоминаниями. Это большую помощь оказывает. Он вообще описывал о заключённом, а я описываю психологию верующего человека. Такого описания не делают ни Глеб Якунин, ни Зоя Крахмальникова. У меня удивительный был путь, когда Бог по молитве располагал сердца начальствующих. С этой стороны жена старалась установить связи, передать литературу. Со мной была Библия, непрерывная молитва. И перед самым арестом я всё время просил: Господи, что будет, не знаю, но только чтобы дух молитвы был. И люди спрашивали: а что такое дух молитвы? Не умрёшь, узнаешь; посадят, увидишь. Это – всё время желание быть с Богом, молиться. Дома этого нет, дома другие дела появляются. Там ничего нет, и я понял, что я монах самый настоящий, оторванный ото всего, никого рядом нет, вот теперь буду по-настоящему учиться молиться. И Бог маленько научил.
Тут священник к нам приходил, тоже сидел он, отец Владимир, и он говорит: я впервые научился молиться там, когда сидел. Надо помнить узников, таких, как Иосиф. И Бог расположил к нему сердце начальника, отдал ему в подчинение тюрьму. Он на пайке сухом не сидел, у него всё было. Да мало того, это помогло ему разгадать, по повелению Божию, сон виночерпия. Это было ниточкой к тому, что виночерпий замолвит слово перед фараоном – у Бога события так складываются. И, наконец, он выходит из тюрьмы и делается правой рукой фараона, премьер-министром в стране. Вот что такое тюрьма. Тюрьма – это сосуд, в который Бог переливает человека, когда приготовляет вино, чтобы лишний осадок выпал из него, ненужное отошло. У заключённых в тюрьме, в КПЗ, всюду и везде пишут: “такой-то” и колючую проволоку умеют рисовать и пишут: “свободу оценит только тот, кто потерял её”. Случилось где-то несчастье, мы должны думать, что я точно такой же. Вы не думайте, что вы лучше тех 18 человек, которые выпивали, сидя под башней, и на них она вдруг обрушилась. Не покаетесь, все также погибнете. Россия прошла страшные испытания, страна сделалась вся тюрьмой, об этом Иоанн Кронштадтский говорил: страна сделается огромной, страшной тюрьмой, люди будут по черепам друг друга карабкаться к власти. Люди никак не отреагировали на смерть, расстрел царя и царского семейства, на раскулачивание. А вот теперь год 37 пришёл. Вот это хорошо Владимир Солоухин описывает. Когда в чужое бельё лезли, мы не думали, что через 20 лет после 17 в 37-м меч опустится на нашу шею и придётся уже в смертный саван одеваться. Мы должны были помнить тех, тогда не постигло бы нас и это. Помните узников. Почему? Потому что вы можете попасть туда. Накопите в себе этот опыт. И страждущих, – это, конечно, в тюрьмах страдают. Потому что вы сами находитесь в теле. Мы же ещё в теле. И ты не знаешь, что будет. «А со мной не будет». Сейчас нечаянно на машине попятишься, ребёнка задавишь и года два лагерей тебе обеспечено за неумышленную смерть. Ты даже не знаешь где. Выскочил из-за машины человек, да мало, в остановку влетел. Меня, говорит, подсекли. Позавчера мне один фронтовик рассказывал: на фронте такой беды не видал. А тут машину подсекли и прямо на остановку въехал. Помните тех, кто томится в тюрьмах в Китае, в других странах христиане.
Мы читаем пророка Иеремию 38 гл. 6 ст., 37:15, когда князья восстали против пророка и сказали: он повинен смерти. И заключили его в темницу, и многие дни он был там, потом в яму его бросили. А тогда так: в яму посадили, выхода никакого нет. А в других странах так и делают: яма, а сверху решётка и всё, больше ничего нет. Тюрьмы очень легко готовить. Помни это. То, что ты в себе накопил: опыт, силы, мускулы, связи, любовь – всё обрывается одним взмахом и ничего нет. Я начинаю руку разминать, а охранник кричит: сядь, опусти руки. Каждый твой шаг всё время под контролем, за тобой наблюдают. Тоска смертная. Говорят: а сколько надо, чтобы человек вразумился, когдапопадёт в тюрьму? Три дня тебе по за глаза хватит. С тобой твоих детей не будет, но ты будешь слышать их крик. Они специально так сделают, может быть, твоих детей запишут на магнитофон и прокручивают; и жена твоя кричит от боли, а арестованный разрывается от страха. Сам по себе он готов перенести не одну смерть, лишь бы этого не было. Заранее приготовиться надо – всё отрезать от себя. Жалости ни к чему нет. Каждый отвечает за себя. Ни за детей не надо страдать, ни за жену. Смерть - значит смерть, я пошёл за Христом. Ты никого не спасёшь. И вот Солженицын сказал: ты всё равно умрёшь. Не цепляйся ни за что, чтобы какими- то путями облегчить участь свою и выйти. Ты умрёшь. Если цепляться не будешь, умрёшь человеком, умрёшь христианином. Цепляться будешь – станешь подлецом, негодяем, предателем, иудой, и не выйдешь, всё равно помрёшь. Сразу прими такую установку. И я как только шагнул через порог тюрьмы, перекрестился и сказал: я пришёл умереть. Уже никакие допросы, никакие пытки, никакие угрозы ничего не могут сделать. Почему? А чем ты грозишь? Я для этого и пришёл – умереть. Следователь будет убеждать, что ты молодой, что ты ещё принесёшь пользу. Мне не надо пользы, я хочу умереть. Всё, враг отступил. Приезжает из КГБ подполковник: “Посмотрите, на улице сколько людей Вас услышат, проповедовать будете, а здесь эта мразь, кому они нужны?” Они меня уговаривают, разъясняют, как хороша свобода. Я отрекаюсь: не хочу. Рву все заявления. Разговор уже идёт на другой ноте. Если я выйду, то только для того, чтобы людям засвидетельствовать о Христе.
Мы помним, как был арестован Иоанн Креститель. А ведь он имел политическую статью. Его арестовали не за что-то, а за то, что шла подготовка народного восстания, народ туда шёл. А его за что было арестовывать? На имущество он не претендовал, никакие шайки не сколачивал. А его арестовали. Почему? Как Каиафа сказал о Христе, что весь народ пойдёт за Ним, придут римляне, сочтут это за смуту, за подготовку к восстанию и все наши настоящие приготовления к восстанию будут разоблачены. Вот они о чём думали. Иоан.11:48-50 – “Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб”.
В Евангелии от Матфея 5 гл. 25 ст. написано, чтобы мы мирились друг с другом, с соперником. “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу”. Иначе будет суд, и ты будешь признан виновным и тебя посадят в темницу, и ты не выйдешь, пока не заплатишь до последней копейки, полушки, кодранта. Смысл же такой, что темницей называется ад, узилище, вечная темница. Если мы здесь не примиримся, то ждёт та темница. Мирись здесь, иначе Бог молитву не услышит. Ты не просто пришёл сюда, но очищенным должен прийти. И, стоя на молитве, если вспомнишь, что на тебя кто имеет, положи жертву, пойди примирись, а иначе темница ждёт. Родственники наши, близкие, священники, патриархи, если они не спасли душу, жили не по Евангельским заповедям, они все в темнице сидят. А срок там бесконечен, амнистии никакой нет. Люди ждут амнистию, как второго пришествия Христа. Вот сейчас амнистия опять к празднованию... А кому амнистия? Инвалидам войны, в том числе афганской. Ну много ли нашлось? 400 человек на всю страну. Ну остальные-то сидите дальше. Ну хорошо хоть напомнили, вы в чём-то заслугу перед родиной имеете. Но там-то какая заслуга, если Суд уже определился? Какая родина? Отечество небесное. Для Бога не трудился, ничего не получил.
Итак, помните узников – это означает помните тех, которые не спаслись и сидят. Поминальники, какие люди тысячами подают священникам – это обман один. Каждый получит то, что заслужил. Иоан.3:36 – “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём”. Церковь, как любящая мать, поминает тех, которые при жизни примирились со Христом. И она только говорит: помяни раба Твоего. Раба. За них подают милостыню, имеющую великую силу, говорит Иоанн Златоуст. Милостыню подавать не проходимцам, а в первую очередь найди нуждающихся среди своих братьев и сестёр, в первую очередь среди них. 2Пет.1:5 – “то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность”. 1Тим.5:8 – “Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного”.
В Евангелии от Матфея 25:36 Христос говорит: “Я был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”. В темнице. Давайте более расширенное понятие темницы возьмём. Это состояние несвободы. А в этой несвободе находятся люди, не примирившиеся со Христом – пленники греха. Прем.Сол.17:2 – “Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла”. И вы пришли к ним, не сидели дома, пошли в квартиры, зашли к соседу, к ближнему, поговорили. Душа человека в оковах, в которые заковал его дьявол, он влечёт его на цепи. Сила греха имеет притяжение в ад. Рим.7:21 – “Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое”. И ты посетил этого человека не только в этой темнице. В этой темнице сегодня как ты посетишь, если родственника нет, да и до родственника тебя не сразу допустят. А мы помнить будем о тех, которые ослеплены грехом, которые связаны по рукам, то есть не умеют доброго дела делать, связанные по ногам – никогда не шли на добрые дела, а ноги были быстры на пролитие крови. Их надо посетить. Слово “темница” в Библии встречается 82 раза. “Темница”, а слово “тюрьма” - ни разу, “Сизо – следственный изолятор” ни разу. Значит, слово “темница” включает в себя всё, что касается заключения. Слова “узники, заключённые, арестованные” – 40 раз. Эти все места нужно открыть и посмотреть: одни вели себя там так, другие иначе. Следствие началось, арест на 3 месяца. Не успели расследывать – продлят ещё, может, и на год. А Апостол Павел четыре с половиной года ждал суда; 2 года ждал только этап, да ещё в Риме будет два с половиной года - вот какой длинный ящик этот был.
К слову сказать, кто не знает значение слова “длинный ящик”, поясняю. Это имеет отношение и к нам. При Иване Грозном было так: был выставлен на площади специальный длинный ящик, кажется, 5 метров был, то люди, приходя, вкладывали свою жалобу с торца. И вот, следующий положит, замнёт и на толщину конверта в ящике продвигается. И когда выпадет твоё письмо с другого конца, пришла очередь рассматривать твою жалобу. Через 5 метров, это иногда через 10 лет, иногда через 50 лет. Так вот у нас-то длинный ящик очень короткий. Исх.22:23 – “если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их”. Пс.90:15 – “Воззовёт ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его”. Ис.65:24 – “И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу”. Какие же мы счастливые! Люди ещё не рассмотрят, суды неправедные, судьи – это как вечерние волки, не оставляющие кости до утра. Ну что спрашивать с судьи, когда человек лба не перекрестит, какое там может быть правильное решение? Только по молитве если. Но мы-то идём к кому? Мы надеемся на какое решение суда? От Всевышнего. Только бы нам жить свято, а иначе Бог обещает отвернуться от наших прошений. Иер.7:16 – “Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя”. Иер.11:11 – “Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их”. Иер.14:12 – “Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их”. Мы знаем, что был великий узник в Римской империи – Апостол Павел. Мы читаем об его аресте в Деяниях Апостолов в главе 16:23. Вся глава 19 посвящена его заключению. И он там не в шахматы играл, не в домино, а среди ночи, говорится, воспевал Бога. Что воспевал? Гимны, понятные для узников, тем более, он знал все языки всей империи. 1Кор.14:18 – “Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками”. И такая была сила у них с Силой, что землетрясение произошло. Не просто землетрясение, а Ангел потряс. И дальше было так, что узники обращаются к Господу. Начальник стражи. Притом мы это читаем в “Житиях святых” такое не один раз, когда темница – это узилище, превращалась в храм. Приходили туда и крестились, и не один, не два человека, а сотни. Начальник приглашал к себе, и всю тюрьму приводили и крестили. И двери были открыты, и ни один заключённый не уходил. Помните таких узников. Мы не знаем, что дальше с нами будет. Но события развиваются очень быстро. Демократия, конституция в один день могут быть убраны, в один час после переворота какого-то.
Праведный многострадальный Иов 3 гл. 18 ст. говорит об узниках, которые наслаждаются покоем. Где же это такие узники? Он говорит, что когда я умру, то заключённые там наслаждаются покоем. Некоторые жаждут смерти. Но он говорит только о теле. Люди говорят: не умрёшь – горя хватишь. А мы скажем: умрёшь – горя схватишь. У нас наоборот. На земле-то ещё выправить что-то можно. Там же узники не наслаждаются покоем. Лук.16:23 – “И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его”. Вот подлинное состояние узников тьмы, которые при жизни не примирились с воскресшим Христом. Говорится, как был арестован, взят в плен самый сильный человек Самсон (Суд. 16:21), как ему выкололи глаза. Представьте: красота, свобода, сила – и ничего этого нет. И день и ночь надо было работать – молоть. Сколько людей сегодня мелят и мелят, в рабстве находятся, перемалывают грех. А сколько сидит людей знатных. Такой вспоминает, как было, какие наслаждения. Вспомни, что ты имел доброе в жизни своей. Если нам Бог допустит лишение свободы, чтобы мы вспомнили церковь, как мы ходили, мололи здесь, свидетельствовали, говорили, читали, были близкие друг другу. И добейся только одного, чтоб за тебя люди молились. Мне Бог дал это счастье. За меня и ООН ходатайствовало, даже из Японии было послание, и из Франции, и из других стран. Начальник в лагере показывает (на отдельном столике в его кабинете) – это за Вас письма. Но ни одного мне не отдал – не положено, а дал прочитать. А которые местные, советские – эти отдавал. Ходатайства были. Я потом узнал, что в Синоде молились, а они меня не знали за границей. Это милость Божия, когда такие ходатаи есть. Они помнили узников, они очень любили их. И меня пригласили туда, потому что я – бывший узник. Последствия того, что ты страдаешь за Господа, они бывают сладостные. Но, значит, я награду получил на земле. Но другие ничего не получили, были расстреляны, замучены, они получат только в вечности. Но я этой наградой постарался воспользоваться для славы Божией. Нигде не облегчил участь свою. Не купил ни машины, ничего. За всё время пребывания в Америке ни одного мороженого там не съел. Всё направил на то, чтобы засвидетельствовать о Господе, старался не изменить ритм свой жизни, чтобы не быть виновным перед Богом, что я на страдании капитал зарабатываю. Место, где молимся ныне на Ползунова 6 – это за мои страдания, за мой труд. Но опять же здесь мне лично какая от того польза, кроме того, что мы молимся, славим Бога?
Пётр сидел не однажды, и Ангел выводил его оттуда. Псалмопевец Давид 67 гл. 7 ст. говорит: “Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне”. Поэтому вышедший указ о помиловании 15 марта 1987 года был не только от Горбачёва, а его рукой сделал это Господь. Тогда осужденных 210 человек по политической статье освободили. Псалмопевец Давид 68 псалом 3-4 ст. говорит так: “Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]”. И поэтому, хотя бы ты содрогался оттого, что лишился всего, но помни, что ты под особым пристальным присмотром Самого Господа и детей Божьих. 78 гл. 11 ст. говорит так: “Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть”. Здесь доходят молитвы или нет, а там Бог находящихся в узах обещает услышать. Бог называется Богом сирот и вдов. У сироты Бог хозяин. Ты вдова – у тебя Защитник Бог, Он Себя так назвал. Для меня Он другой, но находящимся в узах Он обещал: Я услышу. Меня Он сегодня услышит или нет, я не знаю. А узнику дал твёрдое обещание услышать. Значит там что-то другое открывается в ином свете. Пс.101:21 – “чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти”. У заключённого не просто слова, а стон. Человек, который там находится, что самое неприятное, не имеет рядом ни одного друга, брата. Не с кем парой слов перемолвиться. И поэтому то, что я трачу на вас здесь, там никуда не ушло, кроме того, где разрешено было свидетельствовать. Поэтому всё это время моё скапливалось в молитве, на друзей направляю, мысленно разговариваю с ними, знаю их нужды. Конечно обстоятельства у них изменились, но я по-старому прошу: выведи их во свет, кто не знает и не понимает ещё Истину. Христос пришёл для того, Ис.42:7 – “чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы”.
Ис.61:1 – “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы”. Глубокий смысл в том, что люди, не знающие правильного пути, не имеющие правильной веры, они в темнице и Христос пришёл на землю, чтобы Духом Святым открыть понятие об истинной свободе, вывести во свет, в свободу Духа Божия, чтобы жили по заповедям Божьим. Нас Бог омыл Кровью Своей, и отныне всё, что мы делаем, это знак благодарности Иисусу, во Имя Иисуса Христа, что Он спас нас, вывел из кромешной тьмы. Вспомните свою жизнь, когда мы не знали, что существует загробная жизнь. Египетская тьма в этой жизни. Какие рассуждения были? Что бы ни слышал, ни видел человек, он ничего не понимает, как в темнице находится. Говорят, правители один раз так, другой так, и не поймёшь, где правда. Говорят: “Я запутался полностью, когда так много партий, я не знаю за кого быть - за красных, за белых или за зелёных”. А верующий знает: “Я за Иисуса. Он вывел меня из тьмы». Иоан.9:25 – “одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу”. 1Пет.3:19 – “сошёл в преисподние места земли”, чтобы благовествовать находящимся в темнице. Вот она, тюрьма, где. Чтобы не получить туда направление, срок, мы от этого избавляемся сегодня, верой принявши Иисуса Христа. Вера эта запечатлевает, что мы дети Царя Небесного. И если Господь здесь, на земле, допускает узы, то написано, что это для славы Своей, для славы Иисуса Христа. Откр.2:10 – “Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни”. Да какая же это скорбь? 10 дней – это вся жизнь твоя, 100 лет – это 10 дней, она такая коротенькая. Не бойся. Этим заканчивается последняя книга Священного Писания, чтобы мы тюрьмы не боялись, чтобы нам никто не пытался навязать свои мысли через угрозу: “Тебя арестуют, у тебя отнимут, ты всего будешь лишён”. Ну и что?! Если Господь позволит, то через две недели выйдет у меня 12 том и там будет запись моя, я на магнитофон записывал свидетельства бывших арестованных. Они вышли живые через 10 лет. Другие в ссылке были – я всего только два свидетельства для книги взял. У меня их много было. И я за это судим был. Но Бог позволил сохранить их, потому что я тиражировал, и один экземпляр сохранился. На плёнке записаны живые голоса людей, ушедших в вечность.
Итак, будем помнить узников, которые были здесь, которые передали нам опыт. Да воздаст им Господь милостями Своими. Господу нашему слава во веки веков. Аминь.

Жестокосердие не скрыть под лицемерством,
Оно проявится в дому и на дворе;
Едва рукой заденешь против шерсти,
И вспыхнет шапка на любом воре.
Как обращаются по-скотски со скотиной,
На зуботычины подковы не жалея,
Не будьте тупы – жирный сродни свиньям, –
На речи тяжкие не напасёшься клея.
Жестоко око, плотояден ум,
Не размягчёна Духом сердцевина,
Ремнями колесничными тянуть
Придётся то, что сатана подкинул.
Жестоковыйность в противленье Слову
И Самому Христу, отвергнутому знатью.
Грех афишируют и повторяют снова –
В стране-котле такие, словно накипь.
Как можно о любви трепаться в храме,
В монастырях трещать о милосердье,
Не благовествуя до самых до окраин,
Не призывать в Христа тотчас поверить!
Жестокосердие у всех, кто не даёт
Напиться жаждущему, алчущих отбросит,
Пчелу застрявшую среди густых тенёт
Не вытащат сто лет спустя и после.
Историков подкупленная свора
Переиначивает бывшие уроки.
Народ не ведает, где Истине опора,
А от стоянья в храме мало проку.
Жестоко бьют некормленых овец,
Стригут безгласных, поснимали шкуры;
Отцами их зовут... какой же он отец, –
В вертеп разбойничий храм превратили сдуру.
Жестокосердие – вот главная черта
В характере епископов в Синоде.
Суд инквизиции от имени Христа,
Во благо мёртвого безродного народа. 13.9.05. ИгЛа

Список всех проповедей

294

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: