размер шрифта

Поиск по сайту




Воздвижение 2003 г.

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Иоан.19:30

Иоан.19:30 – «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».

Слова, которые раздались с креста. Исследователи находят, что Христос сказал семь слов на кресте. «Свершилось» мы говорим там, где было много ожидания. Допустим, казнили нацистских преступников, и как только в газетах опубликовали, что самые главные преступники войны повешены, люди сказали: правосудие свершилось. Когда уберут главного преступника из мавзолея, многие скажут: свершилось! Земля даст урожай, сегодня многие понимают это. Так что же свершилось там? И почему это касается сегодняшнего дня?

День Крестовоздвижения является престольным для нашей Барнаульской общины. Праздник этот называется двунадесятым, т.е. в числе двенадцати самых великих. Так принято, и все так признают, и я так признаю. Но следует объяснить, что это не праздник. Тем более не Господский праздник, как его называют. Это так мы, чарами какими-то обуянные, повторяем и никогда не задумываемся.

Заметьте: Сретение, Рождество, Въезд Господень в Иерусалим – всё касается Господа. Здесь же ничего не касается. Это событие произошло через три столетия позже, т.е. жизни Спасителя не касается. Другие двунадесятые: Рождество Богородицы, Введение во храм, Успение, Благовещение касаются Божией Матери. Двенадцать праздников касаются конкретно жизни Спасителя и Божией Матери, а этот праздник – это всего лишь памятная дата и притом совершенно неправильно объяснённая.

В третьем томе «...Открытым оком» на 580 странице всё разъяснено. Люди говорят, что впервые они коснулись умом этого праздника. Вот поклоняются, да мы это знаем. Христа заменили Крестом, а крест – это римская казнь; он ничего вообще не значил до Христа. Здесь очень глубокая тайна. Первые христиане полагали жизнь за Христа с такою лёгкостью, что одного казнили, а шестеро выбегали и становились на костёр, так что специальные энциклики епископы писали: не делать этого! Ты должен устраниться бежать:

Мф.10:23 – «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий».

А если схватят, тогда проси Господа удержаться. Но чтобы сам вылазил и кидался, этого не должно быть. Такое распространилось мнение: лишь бы сегодня поскорей на небо; вот такая крепкая была вера. Но далее вера начала ослабевать, когда в 313 году от Р.Х. Константин император разгромил всех своих противников и восточную и западную империю положил себе под ноги. Последние это были – Максенсий и зять Константина Ликиний, который бежал от него и утонул в Тибре.

313 год, никто не знает никакого Крестовоздвижения. Наступила Христианская эра, как принято называть. Возникли ереси. В 325 году первый Вселенский собор; никто еще не слышал и не знал этого праздника. В 326 году уже престарелая мать Константина Елена вздумала предпринять археологическую экспедицию. Ей пришло на мысль: а, может, можно найти крест Христов? И дальше ничего историки не пишут; тем более, в разных летописях совершенно по-разному сообщают.

Очень многое стилизовалось, переделывалось, переписывалось. Доказательств обретения креста почти никаких нет, что нашли именно тот самый крест, на котором был распят Иисус из Назарета. Есть всего лишь только слухи; и поэтому стали испытывать на больном. Больной и мёртвый – это же большая разница. Она предприняла экспедицию. Где искать? На Голгофе. Зачем? Никто не знает. Ясно, что вера во Христа едва теплилась у неё. А дай-ка я её подогрею чем-то, смысл-то вот какой был. Поэтому истинно верующие люди задыхаются в этой мирской обстановке. Бежали в пустыни. Возникновение монашества как раз к этому времени и относится. Антонии, Макарии бежали от обмирщённой церкви. В церковь зайти нельзя. Табакуры стоят, коммунисты рядом стоят, кланяются, все со свечками, и тут же обирают и грабят народ.

Принадлежнасть к христианству стала сулить явную выгоду, как быть коммунистом. Коммунист – значит обязательно с портфелем, тебе дадут какую то должность. Вот это называется номинальное христианство. Мутным потоком мир хлынул в церковь. Денег у Елены хватало. И дальше начинаются, как басни какие-то. Нашли какого-то еврея. Да 300 лет прошло, какие такие свидетельские показания? Кого можно было найти? Ну спросите в Потеряевке о годах советской власти; и то мы не можем толком разузнать, свидетелей раскулачивания найти, чтобы компенсацию тёте Дусе Потеряевой раскулаченной получить. Есть живые свидетели? разночтения разные – 300 лет история прошагала. Вы понимаете, что значит 300 лет! Это смена поколений. Тем более, люди тогда жили, читаем, 50-60 лет, редко кто 70 лет. Жизнь такая короткая. Думаешь, почему так мало жили, а вот было такое время. Значит, это целая плеяда поколений. Ничего нельзя было узнать. И вдруг летописцы и житописатели сообщают, какой то дед, тем более Еврей-Иуда... всё это похоже на басню и легенду, но нас это не касается.

Самое главное, начинаются раскопки – это называется археология. Хорошо бы этот день провозгласить днём археологов. Далее находят якобы три креста. Ну что такое сохранить спиленное дерево в земле 300 лет? Мы ставили сарай, и он только на стенах стоит, а столбы и всё сгнило, совершенно ничего нет, а всего десять лет прошло. 300 лет в жарком климате, где регулярно идут дожди. Немного задумаемся, что это такое. Допустим, нашли какие то обрубки, но крест ведь не разового пользования был. На кресте, как на виселице, подряд вешали и вешали. На одном и том же кресте могут быть сотни казнённых. Сегодня одного, завтра кого-то другого, да где напасёшься виселиц, если на каждого преступника свою виселицу строить? Чурка, на которой рубят головы, там десятки тысяч Иван Грозный убил на одной и той же чурке. Но мы задумаемся, что это было. Это было время поиска.

И вот в 326 году, уже после Первого Вселенского собора, царица Елена делает эту экспедицию и якобы находит тот самый крест. Я православный, и я принимаю. Нашли якобы три креста; да там не три, их там по пятьдесят, по семьдесят крестов было. От Капуи до Рима вся дорога была в крестах. 73-74 год до Р.Х. восстание Спартака. Крест был в виде Т. Говорят, «тау» – это первая буква в слове «бык». Это указание на вола, на тельца; в этом тоже что-то видят. Якобы нашли, а узнать-то никак нельзя, надписи-то нет, как обретение мощей Серафима Саровского, это мистификация, это мифотворчество. Советская власть, она бы хранила где-то; но нужен всё время тот подогрев, крестные ходы вокруг границ сейчас делают, где-то мощи обретают – это всё было.

Праздник это – празднование. Вы откройте любой праздник, это – послабление в пище; а сегодня наоборот стрелка вниз, пища есть, но есть нельзя и пост строгий. Таких не бывает праздников. Читайте Священное Писание, там написано, что был праздник, каждому по куску мяса дали и по лепёшке и пр.

2Цар.6:19 – «и роздал всему народу, всему множеству Израильтян [от Дана даже до Вирсавии], как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому. И пошел весь народ, каждый в дом свой».

Кто Библию читал, знает, что всегда так было; даже обновление храма праздновали когда, возвращение из плена, закончили строительство стены – всегда праздник и пиршество, воцарение царя и пиршество. Пиршества разные бывают. При Артаксерксе шесть месяцев гуляли.

Есф.2:18 – «И сделал царь большой пир для всех князей своих и для служащих при нем, — пир ради Есфири, и сделал льготу областям и роздал дары с царственною щедростью».

Есф.1:4 – «блеск величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней».

Обычно это день, два, и даже семь дней пасхальные дни народ торжествовал, пел украшал; здесь же наоборот: пост и вретище. Какой же это праздник? Слово «праздник» к сегодняшнему дню не относится: но я православный, меня зажимают, и я говорю: праздник. Праздника же нет. А что же тогда есть? Есть памятная дата. Тем более, когда она обрела и якобы возложили на мёртвого, в других списках написано, что на больного, сначала один, затем другой, третий и, якобы, тот встал. Допустим, так, ну и что же из этого? Какое отношение это имеет событие ко Христу? Сколько людей вставало от вериг, от тени Петра; так что давайте праздновать, сколько их было? Тем более, если праздновать, то в честь Елены, в честь обретения. Но праздновать тогда не стали.

Далее предпринимается следующее: построить на этом месте храм. Ну а почему не построить-то там, где расстреляли царя Николая? Вот теперь там и стоит третий храм на крови в Екатеринбурге. Так вот, строительство этого храма было закончено в 335 году, через девять лет после обретения этого креста. И в этот момент объявляют празднование. Ни в честь обретения, а в честь обновления, освящения, открытия храма. Это так и написано в настольной книге священнослужителя.

Давайте мы из этого праздника попробуем выжать полезное. Что же в нём главное? Это – поклонение Кресту. Повторяю, мы кланяемся не кресту, мы не древопоклонники, не идолопоклонники. Мы кланяемся Христу, Который распят на кресте. Нигде в Священном Писании нет призыва, нет указания, нет намёка поклонения кресту, просто кресту. На крестах и разбойники были распинаемы.

Мы кланяемся Кресту Христову, а Крест Христов это – Христос, распятый на нём. Павел говорит:

1Кор.2:2 – «ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого».

Главное событие мира после грехопадения, после третей главы книги Бытие, где человек пал – третья глава Евангелия от Иоанна. Свершилось, сын Божий умер за грехи людей, Он пролил Пречистую кровь.

В году 365 дней, високосный год 366, это 52 недели. 52 раза слово воскресенье; суббота, потом Воскресенье. Это в русском языке слово Воскресенье, в других христианских странах везде, во всём мире этот день называется день солнца. Ну изучали английский Сандей , немецкий изучали Sonntag, это солнце-день, это языческий день. Но у нас Христос Солнце, т.е. мы легко переводим на своё.

Пс.83:12 – «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ».

Благословен человек, который назвал этот день так, отдавая предпочтение Воскресению Христову. Вот и слову «крещение» в русском языке предпочтение отдаётся духовному. Допустим, крещение везде называется «погружением», везде погружение, и нет слова крещение, тауфен, баптизмес, а у нас отдаётся предпочтение слову «крест», т.е. страдания, нести подвиг. Это в славянском и в русском языке, больше нигде этого нет. На всех языках мира и даже в Греции, от которых мы приняли веру христианскую, очень повреждённую приняли веру, везде предпочтение отдаётся погружению, а у нас Крещение.

Так и здесь, у нас слово «Воскресение» 52 раза напоминает о воскресении Иисуса Христа. Воскресение Христа нас не спасает, хотя и говорится в контексте, что спасает. В данном случае Петр объединяет оба события в одно, отдавая предпочтение радостной стороне.

1Пет.1:3 – «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому».

1Пет.3:21 – «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

Воскресение Христа – это завершающий акт, потому что смерть не могла удержать Его, Он – безгрешен.

1Кор.15:55 – «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?».

Все до единого пророчества о спасении человека говорили о смерти Агнца, о Крови Его, о Жертве Голгофской, о Его страданиях, о казни неповинного, который взял на Себя немощи и грехи наши. Где взял, когда? Где и когда страдания и кровь? В воскресении или на Голгофе? Воскресение нас спасает самим фактом, свидетельствующим, что Он Победитель, что искупление совершилось и ад не удержал Его.

Нас касается то, что мы грешники, мы погибли, мы не просто повреждённые, мы мёртвые.

Лук.15:24 – «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

И начали веселиться.

Мы все мертвецы.

Быт.2:17 – «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».

Поэтому люди , умирающие до Христа, все шли в преисподнюю. Сегодня после смерти путь открыт на небо. Почему? Потому что наши грехи взял на Себя Сын Божий. Но почему мы пятницу не празднуем? Почему мы в эти часы не останавливаемся? Предпочтение отдали печальной стороне – страданиям Сына Божия; а это было торжество.

Торжество и победа: будет поражать семя жены в голову змея. Где это случилось? На Голгофе. Ключ получили от неба где? Златоуст говорит: на Голгофе. Где мы познали Любовь, превосходящую разумение?

Еф.3:18 – «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота».

На Голгофе. Это Крест, это лестница, ведущая в небо. Как умно сделали святые отцы, что назначили этот день поклонения Кресту, чтобы ещё раз напомнить об искуплении нашем. Не знаю, какая причина, потому сам дохожу до этого – настолько ослабела уже вера, вот как сегодняшнее состояние православных, что исповедуйся, причащайся, храм, священник, причастие. И в этом всё – Христа никакого нет.

Вот, видимо, в этом-то состоянии и дошли до необходимости подновить этим необычным напоминаем о Жертве Христа, о Его страданиях. Таким археологическим экскурсом в прошлое, потому что даже архиереи перестали верить в Воскресение мёртвых. Это ужас. Память семи отроков Ефесских прямо так и говорит. Православные архиереи потеряли веру в воскресение из мёртвых. Бог сделал так, что семеро умерли, т.е. заснули, через 130 лет воскресли, потом они явились этим архиереям и свидетельствовали, что есть Воскресение из мёртвых. Вот какое было состояние в православной церкви.

И не поэтому ли Господь позволил, чтобы этот день Крестовоздвиженья был установлен, чтобы умом мы возвратились к самому страшному моменту в истории человечества, к распятию Иисуса Христа. Поэтому этот праздник, называемый праздником, хотя он и не праздник – это поворот нашей головы на Голгофу, к страшной Пятнице, к дню нашего искупления, когда погасло Солнце любви. Этот день должен бы праздноваться каждую неделю, но этого нет. Не могли совместить никак; потому пятница – день постный, а этот день есть напоминание о пятнице. При чём здесь тогда Елена, при чём царство это, можем об этом и забыть, но этот день – напоминание о Спасителе, когда Он сказал: совершилось!

Этот день заставляет задуматься, какую жуткую цену заплатил за меня Спаситель, и каждый приложи к себе. Поэтому он в числе двунадесятых никак не мог быть; но поставлен, так и будет; но он как бы тенью нависает над всеми праздниками. Что было в жизни Божией Матери, в жизни Христа, это всё имеет на себе тень Голгофы. Без Голгофы, без Спасителя, без смерти Его нет спасения. Нас спасает смерть Иисуса Христа. Все агнцы, все овны, все козлы, тельцы, которых резали, приносили в жертву, указывали на Голгофу, на Сына Божия. И вот наконец вся эта теневая сторона свершилась. Свершилось искупление меня, тебя. Ты повторяй: этот день напоминает нам, как дорого Он нам спасенье купил. Падём перед Ним! Аминь.

Список всех проповедей

401

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: