размер шрифта

Поиск по сайту




Премудрость

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 13

Указатель: Пр.9:1

6 апреля 2005 г. Третье место из Ветхого Завета, которое читается на Богородичные праздники, это Пр.9:1 – “Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его”. Толкование дают такое, что семь столпов – это семь Таинств, на которых зиждется Церковь. Это тоже искусственно, потому что только два таинства знала Первоапостольская церковь – Крещение и Причащение. Потом соборование сделали, венчание – и к семи подогнали. Как, на скольких просфорах служить? Служат на пяти, а старообрядцы – на семи. Почему? Христос сделал чудо над пятью хлебами и над семью. Ну, а какое отношение к причастию это имеет? Это даже не искусственно, а совершенно не соответствует действительности. Христос совершил вечерю над одним хлебом. Мф.26:26 – “И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё”. Мрк.6:41 -Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех”. Так и надо сказать, что у нас вот так принято; эти недоговорки вызывают недоверие к нам.
Что означает этот “дом”, который создала Премудрость. И говорится о премудрости, как о личности, имеющей свойства, и возникло учение о премудрости – софианство. “Софией”, учением сим увлечены были Бердяев, Павел Флоренский, которые почитали Премудрость чуть ли не как четвёртое лицо Троицы. Этих людей объявили бы еретиками, если бы не произошла не революция. Это ересь самая настоящая. Премудрость – это свойство Божие, никакое это ни лицо. Бог премудр, Он создал церковь - Дом Божий. Пс.15:11 – “Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек”. Ни о каких таинствах речи нет. Ну, а таинства – не милость? Милость Божия, но не надо искусственно придумывать. Но мы принимаем. Мы все таинства принимаем, как положено, все, но толкование это пришло около десятого века, а до этого как будто не было семи столбов? Мы можем найти, что означает каждый столб. Если бы это толкование давал Иоанн Лествичник, он бы написал на каждый столб три слова. Как у него 33 ступени – по годам жизни Христа описано, какие качества. Даже 153 рыбы объясняет. Мы посмотрим, что главное мы можем взять из этого, потому что я уже сказал, к празднику это совершенно как будто не относится. Но когда мы глубже вникнем в эти слова, мы заметим, что нить тянется к первым двум местам, которые смотрели: Бытие, Иезекииля, и заканчивается здесь. Премудрость Пр.9:3 – “послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских”. Кто такие слуги? Это те, которые подчиняются хозяину. Что значит “послать”? Давать кому-то наказ, когда есть кто-то выше, и послушный идёт, выполняет. Слово “послать” во всех вариациях в Библии встречается 927 раз. Каждого из нас премудрость Божия 927 раз посылает в мир. Зачем? В мир, повторяю, в мир, чтобы провозгласить с возвышенного места в городе – вот где. Не в пустыне, не в горах, куда монахи пошли. 927 раз Господь призывает, а сердце монашеское не слышит ничего. Придумали монахов - верующих людей забрать и запечатать их в горах. Призываний 927 прошли мимо, а нуль дал человек – услышали. Авва сказал – это приняли; а ведь этим отцам-отшельникам ещё отвечать придётся перед Богом. Все признают премудрость, а саму Премудрость не желают слушать. Если мы признали, что Бог премудр, то эта премудрость должна войти в нас через послушание Богу и слову Его. Только через послушание. Послушание человек должен показать и тогда, когда ему кажется, что он недостоин.
В Исх. 4:13 говорится о том, как Бог посылал к народу израильскому Моисея, раба Своего, а Моисей сказал: “Господи! пошли другого, кого можешь послать”. Моисей имеет веские причины уклониться от посланничества: ст.10 –И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен”. Когда Бог повелевает безногому бежать, то и надо бежать. Бог повелевает тебе в это время петь – пой. А у меня голоса нет. Пой! Что-то получится. Повелел идти и провозгласить... Слово “возглашение”означает возвышенный голос, встречается 57 раз в Библии. 57 раз Бог призывает нас усилить голос свой с возвышенного места в городе, чтобы нас услышали. Вот тогда созиждется церковь. А если ни одного слуги не пошло и никто голос не возвысил, то чего ж вы сегодня в церкви читаете: “Премудрость создала себе дом”? Вы скажете, что она создала, но не через нас; она создала, а мы не признали и разрушили. Не может быть дом создан, если не будет посланных. А посланные не пошли, они засели в монастырях, они засели в епархиях, они не идут – там всегда людей много праздных. Ис.62:6-7 –На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днём, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, — не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле”.
Сторожа должны были подавать голос и соседний сторож знает, что пост соседний не заснул. “Как дела?!” Тот кричит: “Хорошо!” И перекликаются, потому что если заставали сонного стража, то его убивали. Сразу суд и днём убивали. Это не по-нашему, когда студенты нанимаются сторожить, его украдут, а он и не знает, где проснулся, в каком холодильнике сидит. К кому это относится? Мы хотим быть с премудростью? Значит не надо умолкать. Не просто кричать: “Сторож, скажи, сколько ночи и скоро ли хозяин придёт?” Но чтобы напоминающие о Господе не умолкали. Не о праздниках трубящие, не о православной вере, не о монастырях, не о монархических устроениях, не о воцарении императора, но “вы, напоминающие о Господе”. Возвещать о том, как Бог нас возлюбил, как пришёл, как дарует рождение свыше, новую жизнь, как воскрес из мёртвых. О Господе. Он – центральная фигура нашей речи, Он – хозяин, а мы – Его рабы, напоминающие о Господе. Не умолкайте! Ис.64:10 – “Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошён”. Если мы будем молчать, то Иерусалим не будет созидаться – Слово Божие о том прямо говорит. А как будет созидаться? Никого нигде нет, старьё вымирает. В одном слове сколько мы находим укоров себе, что мы не таковые. Пр.9:3 –Послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских”” – вот что сегодня читается в этой паримии. Значит, возвышенность не одна, а их много. Но с возвышенности возвещается часто даже и плохое; но мы должны возвещать о Господе. Сколько разных возвышенностей есть? Не так и много, фактически только два рода – чистые и нечистые.
Во 2Цар.11:2 говорится, что однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался по кровле и увидел в соседнем бассейне нагую женщину Вирсавию. И дальше - какая будет у него беда, как он всё доброе разрушит. А если бы он, как муэдзин у мусульман, поднялся и призвал на молитву, ведь этого не было бы. Значит, возвышенность нужна, но для чего? Чтобы возвещать о Господе, чтобы привлечь Его внимание своей верностью.
Лк.12:3 3 – “Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях”. Когда мы услышали слово евангельское и оно вошло в нас, а может, мы где-то тайно услышали, потому что открытой проповеди нет, то теперь её мы с кровли должны возвещать. С кровли – через публикации, через книги, через эфир, через Интернет, подняли через космос: Интернет идёт только через космические корабли. То есть мы зашли на очень высокое место и возвещаем о Господе. И далее говорит: “Дай наставление мудрому”. А как ему дашь наставление и какое? Опять надо исследовать: какое наставление? Как держаться Господа. Кому сказать это? Рабам Господним. Слово “раб” встречается 860 раз в Библии и слово “слуга” 245, итого 1105 раз мы должны сознаться, что мы – покорные создания, что мы любим Создателя, что наклоняем голову, что мы слышим, что мы пойдем на возвышенные места – не в горы, а в города! Неужели ни один монах это не читал? Неужели Пахомий не знал? 11 тысяч монахов он один законопатил. Неужели Василий Великий это не читал? Для меня это страшная тайна. Ведь открытым текстом говорится: “Вы, напоминающие о Господе, не умолкайте”. Монахам запрещали друг с другом разговаривать даже когда идут из столовой внутри монастыря. И глаза должны быть опущены: ни один никого не видел – уставы такие написаны. Не то что евангельские, а сверхантиевангельские были уставы. Устав должен быть только и единственно один – Святая вечная Библия. А Она нам передаёт голос Духа Святого, призывающий к созиданию Иерусалима. “Вы, напоминающие о Господе, не умолкайте”. Ты можешь о себе сказать, что ты – раб Господень, что ты слуга Божий? В эти 1105 напоминаний ты входишь или нет? Значит, это слово на каждом шагу. Так было в Ветхом Завете, а в Новом? Павел подписывается: “Раб Иисуса Христа”. И мы – рабы Его. А, может быть, лжём? Раб исполняет волю господина своего, а не чужого. И прямое повеление на сегодняшнее ветхозаветное чтение – притчи Соломона: идти и встать на возвышенном месте. Пр.9:9 – “Дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание”.
В Чис.23:3 говорится о Валааме, который с возвышенного места стал возвещать, что видит звезду. Самое возвышенное место, с которого возвещено было нам, - это гора Голгофа, и на ней ещё выше – крест, и ещё выше, у верхнего конца– голова нашего Спасителя, рождённого Девой Марией, возвещает: “Совершилось!” Совершилось наше спасение. Господь призывает возвещать с высокого места. Но Он возвестил за городом, потому что казнь происходила на том месте. А нас Он призывает возвещать в городе, с возвышенных мест. Тогда нам хорошо, когда мы несём крест Господень, как Господь, когда трудности, болезни не препятствие для проповеди. 4Цар.23:3 – “ Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицом Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет”. Таков царь Иосия, воцарившийся в возрасте 8 лет, - один из самых добрых царей Израиля. Восемнадцать лет царствует, и во всей стране ни одной Библии нет, ни одного Закона Божия никто не знает. Деньги собирают, десятину платят и, наконец, дают указание выбрать пожертвования: идите, деньги выберите... А ящики большие, копать стали, там ещё блестит, ещё ниже... И наконец там где-то в мусоре нашли свиток. И когда прочитали, в ужас пришли: в каждой строчке говорится, что они закон нарушали. Пришли к царю, царь перепугался: так мы куда шли? 18 лет при нём только без закона жили, а потеряли-то намного раньше! В России тысячу лет, как под сусальным золотом храмов, под куполами зарыли Слово Божие. Почему никак его не разыщут? почему с возвышенного места патриарх не встанет и не возвестит, как царь Иосия: “Заключим Новый Завет с Богом, мы его нарушали на каждом шагу, мы страшные преступники перед Богом”. Ни о каком помиловании от Бога речи не будет, пока мы не будем исполнять заповеди Божьи, пока не примем Христа, как Спасителя не только всего мира, но лично каждый, добровольно и сознательно изберёт Иисуса Своим Искупителем. Смотрите, как высоко мы подняли Слово Божие у нас, даже выше икон, выписки из Священного Писания. Мы раскопали это Слово Божие, подняли его. Теперь всё зависит только от нас, чтобы Завет, заключённый с Господом, выполнить, служить доброй совестью. А что значит возвышенное место? Помост. И царь говорил с него, и все его видели.
Неем.9:4 – “И стали на возвышенное место, и громко взывали к Господу Богу своему”. Говорится, что когда они поправили положение, народ встрепенулся, и Неемия с возвышенного места (помост сделали) взывал к Господу Богу. Для архиерея делают особое возвышение в храме, но внутри храма. Но мы-то должны понимать, что речь идёт о каждом из нас: возвышение – это и возвышенные чувства наши, патетика. Не за государство Россию, не за государство Израиль ратовать или за восстановление прежних границ Советского Союза, а за восстановление правды Евангельской, попранной, чтобы мы жили по Евангелию.
“Премудрость Пр.8:2 – “становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях”. Господь посылает и говорит: Мф.22:9 – “итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир”. Один к одному, слова те же самые. И сегодня это читается, но никому не разъясняется. Наклонят прихожане голову, набычатся, стоя спать будут, что-то там дьякон будет кричать. Что кричать-то? На дороги и на распутия идти надо, и в Законодательное собрание, и в Совет народных депутатов, в администрацию, прокуратуру, на все те распутья, где мысли человеческие властвуют – возвещай, где только можешь.
Деян.12:21 – “В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним”. Однажды царь Ирод поднялся на возвышенное место, стал говорить, а люди его прославили, а он не воздал славу Богу, а залез мыслями ещё выше, и Ангел Господень поразил его, и черви съели его. На возвышенное место опасно подниматься, если человек грешен. Не просто говорит “идите”, а освободитесь от ненужного, чтобы никто не сказал: “Что ты говоришь о Христе, а сам-то как живёшь, какое твоё поведение”. Кого соседи да близкие знают, то не скажут ли: ваши, смотри, что делают-то? Смотри, как они безобразно себя ведут? Иер.49:16 – “Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь”. Хотя бы ты был патриархом, епископом, президентом, для Бога это ничего не значит, всё это - человеческое. Люди сегодня говорят: папа уже на небе, он там видит... Никто не знает, может быть, душа его сегодня с нечистой силой с грохотом, с шумом идёт в преисподнюю. Ис.14:11 – “В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой”.
Пр.9:13-17 – “Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она: «воды краденые сладки, и утаённый хлеб приятен”. Сектанты тоже с возвышенности возвещают – нужно смотреть, кто говорит. Когда берёте книгу, смотрите, есть ли там какое благословение. Это ещё не панацея от заблуждения, но всё-таки сектантского разрушения может в этой книге не быть. Итак, премудрость создала себе дом, и Господь создал Церковь. Мы скажем, что нашу церковь, православную, с возвышенностей городских посылает возвещать. А какое отношение это имеет к празднику? Да такое, что посылает наш Господь Иисус Христос, а Он родился от преблагословенной Девы Марии. Он говорит: “Я сохраню, где бы ты ни был. Я благословлю и буду милостив к тебе тогда, когда мы с возвышенности будем возвещать о имени Господнем”. Потому что нет больше любви, как положить душу за ближних своих. И хотя бы нас гнали, а мы желаем спасти их, показать любовь к тем, которые не знают о Христе, и чтобы наша церковь воистину как Апостольская была. Благословен Господь, даровавший нам чудный праздник – Благовещенье Приснодевы Марии. Аминь.

Исследывать себя, свои дела,
Деяния сызмальства до седин,
Пока свеча не догорит дотла, –
Покинув мир, на Суд пойдёшь один.
Испепеляющие муки раскаянья
В реанимацию не каждого затащат;
Мешают должности, достаток или званья,
Банк заграничный к незахудалой даче.
А надо бы по прошлому пройтись
Безжалостно к своим делам, делишкам,
Стать беспристрастным – всё же это жизнь,
Попробовать отсечь, что стало лишним.
И оголится остов голытьбы
Без жертвенных лохмотьев удовольствий;
Сумей высокомерность сходу сбить,
Пересчитать на срезах годы-кольца.
Возненавидеть пенисный бокал,
Добытый шёпот грешных удовольствий,
Увидишь не улыбки, а оскал,
Дробь барабана: деньги, деньги, деньги.
Ненужное, оно не на слуху,
Но теневым и числится подспудно,
Подспорье главному, где морда вся в пуху,
Чему фанфары тайные и бубны.
И росчерк синусоиды к инфаркту,
К беспокаянному рывку в любом несчастье,
Где в урну сброшены тузы краплёной карты,
Порушенный Союз в отвал на части.
Исследыватель каждый для себя
Во свете Библии лишь результат получит,
Стихи Евангелия и гранит дробят,
Зацементированные из упорства кучи.
Блаженны ли окажемся к закату,
Осанну ли потянет нас пропеть,
Успеем ли переменить свой статус,
И виноградом станет ли репей? 18.7.05. ИгЛа

Список всех проповедей

244

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: