размер шрифта

Поиск по сайту




Двунадесятые праздники

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 13

Указатель: Лук.1:26-33

6 апреля 2005 г. Есть определённое количество праздников в Православии, есть большие, средние, малые и есть двунадесятые. “Двунадесять” – это “двенадцать” в переводе со славянского; из них четыре Богородичные – в честь Богородицы, семь – в честь Христа и один праздник - Крестовоздвижение - напоминание о страданиях Христа. Итого двенадцать. А Пасха – это праздник праздников, она отдельно. И вот сегодня канун Благовещенья, одного из четырёх Богородичных праздников: первый праздник – это Рождество Богородицы; второй – трёхлетней Её вводят в храм – Введение; третий – Благовещенье. Когда Ей было 14 лет, явился Ей Архангел Гавриил и благовествовал, что Она будет Матерью Иисуса; и четвёртый – Успенье. Церковь установила на каждый праздник читать определённые места Священного Писания, а не так, что вздумал каждый священник и читал бы, что ему кажется справедливым. Инициатива священника полностью устранена, связана жёстко. Определённые места читаются из Ветхого Завета, называются “паримиями” или “паремиями”. Значит, нужно было что-то найти в Ветхом Завете, что относится непосредственно к празднику, и найти подобное в Новом Завете. Так вот, о трёх праздниках Богородичных ни слова нет ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Задача стояла изначально невыполнимая перед теми, кто составлял чин богослужения, тем более что традиция отмечать Богородичные праздники пришла в четвёртом веке, а иных и до девятого века не было. Нам очень странно, что Рождество Христово начало праздноваться только в четвёртом веке. Вообще оно соединено было с Крещением. О Богородичных никто и не знал, не считая Благовещенья.
Какие же места можно читать в Ветхом Завете о Богородице на все четыре праздника, посвященные Ей? Ни одного. Но, видимо, задача была поставлена, и что-то надо было найти. И во всех храмах будет читаться Быт.28:10-17, как Иаков убегал от гнева брата Исава, дорогой остановился на ночлег в степи и под голову подложил камень. Великое ли дело, да всё здесь и понятно. Евреи как понимали, что что-то в этом пророческое есть, пророческое для Иакова. Когда он уснул, то во сне вдруг видит – лестница до неба, и Ангелы восходят и нисходят. И он проснулся, испугался Быт.28:17 – “И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные”. И дал Богу обещание, что если возвратится, то: ст.20-22 – “Если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть”. Когда читаешь, до того странно это: десятину он отдаст, а это ещё до Моисея. Ему дедушка Авраам это уже рассказал, сказал о десятине, ему Исаак-отец передал. Значит, не платили, а только по Обетованию – прямой смысл здесь показывается. Он говорит: если я возвращусь целым, меня там не повредят, домой вернусь, всё при мне будет – “Тогда, Господи, дам Тебе”. А дальше вопрос: а если не по-твоему будет, и тебя там зажмут и не выпустят, значит, ты Богу вообще ничего не дашь? Не годится! Десятина принадлежит Богу даже от нищего, который у церкви собирает - все обязаны отдать. Дальше: я что-то сделаю, назову “дом Божий”... А потом и наши русские тому научились: если, Господи, мы войну выиграем, то построим Казанский собор. Если с Наполеоном войну выиграем, то мы поставим собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя – на каждое какое-то событие – храм. Но всему тому обоснование может быть у этого камня Иакова, – не отсюда ли взято? А никакого основания на строительство храмов здесь нет. Нужно сказать, что было дело так: если Ты меня оставишь в живых, я вернусь благополучно, Господи, остаток дней моих весь будет посвящён Тебе, а не моему животолюбию, не этой временной жизни.
Что можно было из этого события взять? Придумали монахи, что лестница – это Божия Матерь. Нигде я не могу найти, ни у кого из церковных историков авторства, кто придумал эти искусственные чтения на Богородичные и иные не библейские праздники. Вообще никто? Самые знаменитые профессора, как Скабаллинович, преподаватели духовных академий не знают, вообще неизвестно. Почему? Неемия составил – и написано; Ездра составил и говорит: это я, Ездра, собрал, как в книге указано. Неем.8:9 – “Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона”. 2Макк.2:13 – “Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях”. Иер.8:8 – “Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь”. Если бы было сказано, кто настаивает на этих придуманных праздниках читать именно эти места про лестницы, то я бы к нему сегодня апеллировал. Почему ты решил, что лестница – это Божья Матерь? “Лестница – это крест Христов”, - как Златоуст говорит. Чётко и ясно. Еф.3:19 – “И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Кто-то надумал читать эти именно паримии совершенно как будто ни к месту. Будьте внимательны! Я очень тщательно исследовал, прочитав всю религиозную литературу, какая в руках моих была: полностью Златоуста – и ответа нигде не нашёл. Пересмотрел все места Писания – ответа нигде нет. Единственное, что я скажу, что я только в молитве Его прошу: от Бога это или нет, а вы сами решите.
Второе место читается (три места читается на Богородичные праздники) – это: Иез.44:1-2 – “И привёл он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошёл ими, и они будут затворены”. Говорится о каких-то вратах. Применили (это монах только мог придумать такое), что это означает: Божья Матерь родит, останется Девой, воротами названо место, откуда ребёнок выйдет, и больше никто не родится у Неё. Это настолько искусственно. А дальше-то в предложении говорится: ст.3 – “Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдёт путём притвора этих ворот, и тем же путём выйдет”. Вообще ничего нельзя из этого места взять. Но положено читать, и его будут читать. Повторяю, во всех тысячах храмов католиков, православных это место будут читать. Но надо же объяснить, почему читаете? Всегда читаются одни и те же места и на Рождество Богородицы, и на смерть Её, и на Благовещенье. На Христовы-то праздники читают разное. Почему? Потому что об этом что-то сказано. И третье место – Притча Соломона 9:1-11, как Премудрость высекла себе семь столпов и на них всё основано. Совершенно не относится ни к кому, там хотя бы надуманная лестница – Богородица. Она как бы ворота –Богородица родила; а это место вообще никак не относится к событиям из жизни Богоматери. Положено читать. Я поставил тоже перед собой задачу – проникнуть в таинственный смысл того составителя-автора: почему он это сделал. И я кое-как, с большим трудом нашёл связующую нить: монах-то монах, а, видимо, сердце у него скорбело – тут уж я со своей стороны, со своей колокольни смотрю. Есть центровые, центральные, золотые стихи во всех трёх выдержках этих, которые связаны между собою, и они все говорят о великой милости Божией, о заботе Бога о нас и о проповеди-благовестии. То есть получается, что если бы Иаков понимал, он бы сказал: “Господи, ну уж если я останусь живой, (а то с мёртвого какие взятки?), если останусь... то в мои уста, губы никогда ложь не войдёт, я буду всем возвещать, какой Бог Иегова чудный, как Он меня спас, как Он меня наградил. То есть я всем, всем буду возвещать, залезу на этот камень, повыше взойду, и с камня этого начну всем говорить». Это я прочитываю в третьем отрывке.
Господь отвечает Иакову во сне: Быт.28:15 – “И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе”. Господне обещание было выполнено. Ну а какой нам прок стоять и молиться, если мы сторонние наблюдатели? А мы каждый войдём сюда и скажем: “Господи, я тоже хочу не во сне, а наяву услышать эти слова”. И в других местах Библии мы находим, что Господь говорит это не Иакову только, а каждому из нас. Откр.3:10 – “И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле”. И Он сохранит нас, и выведет, и доведёт до Царства Небесного через Христа, которого родила Богородица. Здесь надо намного глубже смотреть, чем видится внешне, а связано так: раз Христос обещает придти на землю, то Он родился от Богородицы, а Она бы не родила, если бы не было Благовещенья. Благовещенье – это момент зачатия Христа. Вот какую связь можно увидеть, и притом натяжки тут никакой нет.
К Притче Соломона мы вернемся ещё. Где и как говорится об этом, что это дом Божий, все места Писания посмотрим, что Господь говорит “сохраню” - Бог обещает в Библии 169 раз, и притом при определенных условиях: Я разбомблю тебя, Я сожгу тебя, испепелю, если ты отступишь от Моих законов, от Моих заповедей. “Я сохраню тебя, если ты будешь Мне верен” - Бог не безусловно даёт обещание, а условно, под определённым условием: если Я дал тебе обещание, благословил, закрепил, выдал тебе верительную грамоту, то ты получишь обещанное; но если ты нарушишь... Бог говорит: отбираю, не вспомяну. Иез.3:20 – “И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрёт, то, если ты не вразумлял его, он умрёт за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих”. Иез.18:22 – “Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет”. Первое Я отменяю и благословение тебе дарую. У Бога не безусловно, Бог не даёт ренту на какие-то вольности, грехи, что мы спасённые, как сектанты, которые вышли из купели в крещении и считают, что теперь с ними ничего не будет. Не так! Господь говорит: “Я сохраню тебя”. Это самое Он обещал и Давиду: Пс.88:29 – “Вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен”. Я нашёл это в нескольких местах Он говорит: “Сохраню тебя, помилую... Везде, куда бы ты ни пошёл”.
Откр.3:10 – “И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле” . Бог призывает к великому терпению, Он призывает через Библию. Все будут гнать тебя, из рук Священное Писание вырывать, и если ты сохранил слова Его в терпении, то и Он сохранит тебя. Если... то! Евр.12:1 – “Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще”, то и нас Он сохранит, как Иакова. Иакова Он сохранил от гнева брата и затем сердце Исава расположил к нему. На него сильно гневен был его тесть Лаван, гнался за Иаковом со своими отрядами, но Господь ему сказал: ни хорошего, ни плохого не говори. Быт.31:29 – “Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого”. Иногда говорят: “Почему хорошего сказать нельзя?” С хорошего начинаем, а смотришь, такие слова пойдут... Лучше молчи, закрой уста и молчи.
Господь говорит о великих потрясениях, которые постигнут мир: изменятся стихии, будут войны, голод, мор... И, обращаясь к ученикам, говорит: Лк.21:18 – “Но и волос с головы вашей не пропадёт”. Да как волос не пропадёт, когда головы отсекли, казнили Апостолов? Волос не пропадёт! Я обещаю вам, и вы всё обратно получите после воскресения из мёртвых; вы будете в Царстве Небесном и получите награду, в тысячу раз большую. Не надо понимать буквально о волосах, но здесь речь идёт о духовной, вечной награде. Иер.32:40 – “И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня”. Это обещание Божие неотменно и оно на всех. Это сказано было, конечно, Ветхому Израилю. Ветхий Израиль передаёт как эстафету Новому Израилю. Мы рождены от Сарры, а Сарра – это Церковь, как Апостол Павел в Послании к Галатам всё это разъясняет: Гал.4:24 - “В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь”. Когда страх Божий в нас будет, тогда мы не отступаем от Бога, тогда Его обещания, что “Я с тобой и сохраню тебя, куда бы ты ни пошёл”, полностью принадлежит нам, мы усваиваем его, как просит нас Златоуст. Втор.30:17 – “Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им”. Значит, сердце своё надо наклонить к Богу и всё время говорить: “Нет равных нашему Богу истинному!” Хороший напев: “Яко с нами Бог”, “яко с нами” означает “потому что с нами Бог”. Но впереди-то что говорится? Что если мы верны Тебе, тогда с нами Бог. Покоряйтесь, язычники! Когда мы благовествуем слово, которому сами верны, ибо с нами Бог. Не просто “яко с нами Бог”,. как хор поёт и не думает. Хористы часто такие, что выйдут, закурили, а иногда там, на хорах,. курят. Когда мы Ему верны, когда Слово Божие является нашей жизнью, когда вся наша жизнь – это живая литургия, тогда с нами Бог. Ис.5:25 – “За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помёт на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его ещё будет простёрта”. Мы должны греха бояться, как лютого змея: грех языка, грех мысли, слова, дел. Промолчи! Встань на молитву сразу, если что-то не вмещается.
Зах.11:8 –И истреблю трёх из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня”. Мы даже так привыкли, что к нам священник в субботу приезжает за 150 км, да степью, в пургу, в мороз добирается до разъезда - легко ли. Я даже вообразить не могу, какой это труд; я один раз съездил бы и уже залёг бы и не встал. Когда родители отняты от детей, что дети чувствуют? За милость Господь оставляет священника, который заботится о своей пастве. С нами епископ. Данное место у пророка поясняет, что если наша душа отвратится от Христа, то Бог всё это отнимет – не будет ни священника, ни епископа. Мы это тоже усваиваем и приходим в трепет: не приведи, Господь! Мне приходится иногда удерживать своих ревнителей, которые пытаются пройти дальше, чем я прошёл. У нас на русском языке надписи из Священного Писания по храму развешены, Библейское на русском языке. Остановиться, дальше ничего нельзя сделать. Рассудите: мы идём по минному полю, нам удалось разминировать одну тропинку; мы же хотим широкой тропы. Мы не можем разминировать, тут такие ловушки стоят, мы потеряем епископа. Вы ещё не понимаете, что такое потерять епископа. Нам Бог чудо величайшее дал, что епископ с нами, он по-хорошему приезжает и уезжает, и мы не лицемерим, не прогибаемся перед ним. Он – наш брат, со священником мы запросто разговариваем. Пойди в любой храм, посмотри, подойди. Про епископа я и говорить не буду, со священником-то задушевного разговора там нет. А Господь говорит: “За грехи я отниму пастыря от вас”. Так значит тогда благословения нет, и не сохранимся... И не будет ни того, ни другого. Это мы берём из первых двух мест Ветхого Завета, где как будто к Богородице и не относится, а впрямую - относится, потому что Она Его родила. А мы обращаемся к нашему Спасителю.
2Мак.1:5 – “Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия!” Пусть эта молитва будет звучать всегда в алтаре из уст пастыря. Иез.43:27 –Священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог”. Мы молимся в храме, а священник непосредственно у алтаря, у чаши Господней возносит моления, пророк говорит: “Да услышит Господь, чтобы не отнял пастырей, ибо через них моления, всесожжения, воздыхания, молитвы Иегова там возьмёт”. “И Я буду милостив к вам”, - говорит Господь Бог.
Итак, мы нашли связь между двумя паримиями, которые прямо обещают нам сохранение милости Господней. Слово “милость” встречается в Библии 554 раза. Мы можем лишиться полтысячи благословений, если будем грешить, не будет между нами мира. И все 554 благословения мы получим, когда вместе с нами пастырь, когда с нами епископ, когда в алтаре молитва идёт легко – священник всё это ощущает (я разговаривал с ним). Когда мы просто так стоим, не молимся, то священник и это ощущает; это же каждый день у него одно и то же, рутинно, привыкает он. Но когда вы стоите эти семь минут до начала богослужения, молитесь, а не просто стоите так, то душа ликует, хочется совершать ему, что положено, и он всё это делает с великой радостью и вдохновением. Благословен Господь, даровавший нам этот чудный праздник – Благовещение и эти дивные паримии, которые воздымают разум наш к Престолу Благодати Божией. Аминь.

Мы подобны Создателю и создаём
Измышленьем себе и другим напоказ,
По подобию мира и угол, и дом,
И вулканом дымим, и утробный есть газ.
Нам свобода дана разобраться, где зло,
Несусветная ложь, пустота из газет;
Завтра вновь перестройка и пустим на слом,
Дуриком за цепочку и спустим в клозет.
Мы подобны Творцу и бессмертьем души,
Ей возвыситься можно в святых чувствованьях.
Или мелко прожить, ещё мельче крошить,
В самом смысле труда не иметь основанья.
Бог свободой меня наградил, не скупясь,
Её больше, чем мог понести, растранжирить,
Лев рыкающий слева, раззявлена пасть,
Гнев пульсирует в градусах сочно по жилам.
Левизну-новизну апробирует разум,
Словом Божьим дано оскопить похотенья;
Не сродниться с поветрием, с общей проказой.
Не гоняться за счастья поруганной тенью.
Нет, не справиться даже и с малой преградой...
Поднырнуть, перепрыгнуть ли – всюду сомненья.
Что ни шаг – эфиопы проклятые грабят,
И по-чёрному к вечеру буду осмеян.
Забегая вперёд, о себе расскажу,
Как метался, учился ненужному хламу,
То под лёд уходил, мол, подобен моржу,
То буддизм восхвалял, быв обрезан исламом.
Бог мне был Поводырь... Спотыкался не раз,
Тешил волю свою, умирал в своеволье,
Чад и дым расплодила преступная страсть,
Очень тайное часто и в частном подполье.
Дух Святой озарил покаянною вспышкой –
Слово Божие, Библия стало мерилом.
На коленях, в смирении смог лишь услышать,
Что Иисус на Голгофе мне дарует крылья. 30.6.05. ИгЛа

Список всех проповедей

349

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: