размер шрифта

Поиск по сайту




Храм

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 13

Указатель: Лук.24:29

2 апреля 2005. Лук.24:29 - “Они удерживали Его, говоря: останься с нами. И Он вошёл к ним и остался с ними”. Вот такого Гостя к себе как-то пригласить бы и чтобы Он согласился войти в наш дом. В Священном Писании мы находим, что нет ничего более благоприятного, и нет счастливее человека, который с Богом находится, к кому Бог благоволит, с кем пребывает. Иаков ухватился за Бога и не отпускал Его от себя. Быт.32:26 – «И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Какие бы мы ни были, мы можем сказать: «Господи, а с Тобой нам хорошо. Если падать буду, ухвачусь за ризу, волоком буду тащиться, но не отпущусь». Как только Симон Пётр потерял Господа из виду, сразу стал тонуть. Мф.14:30 – «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня». Чтобы Господь к нам благословил, мы чем-то должны Ему понравиться, чем-то расположить Его. Всю церковь и каждую душу Бог называет своей Невестою. Откр.21:9 – «И пришёл ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца». И если Невесте действительно по-­настоящему нравится Жених, то что она ни сделает для Него. Как образец, показано в Песне песней, как она восхваляет Его. Он в ней находит семь качеств, описывает то, что привлекательно для мужчины: и полный ворох пшеницы, и бёдра, и живот, и губы. А она в Нём находит десять качеств; полагают так, что эта полнота распространяется на Святую Троицу – семь и три. Она ищет Его; её спрашивают, кто же Он. Она хвалится и не находит покоя, пока не найдёт Его. Бывает, что иногда Господь оставляет на время человека, и теряет Его из виду человек. Если он имел близкое общение с Богом, то он сразу это замечает: что-то не то, на душе какая-то тоска, чего-то не хватает, он налево и направо мечется. И не сразу находит утешение, но как Давид говорит: Пс.83:11 – «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». И если всё там есть, а Бога нет, то там тоска, там пустота. А где Господь, там и пустыня расцветает раем. Мы читаем о бездетной семье Маноя, где родится самый сильный на земле человек - Самсон. И является Ангел, который возвещает, что родится сын. Маной пожелал принести Богу жертву и удерживает Ангела, который говорит: Суд.13:16 – «Ангел Господень сказал Маною: хотя бы ты и удержал меня, но я не буду есть хлеба твоего; если же хочешь совершить всесожжение Господу, то вознеси его. Маной же не знал, что это Ангел Господень». Господь же ел и пил с учениками. Скажем себе: когда мы в последний раз сидели за нашим столом и ощущали, что с нами есть Господь? Раньше было так, что когда в Афганистане гибли люди, то в газетах писали, что там, где он служил, тумбочка его стоит, кровать заправленная, и всё время как будто он там присутствует. Говорят, что там, где большое почтение к монастырскому авве, точно так же на столе место его не занято по сегодняшний день - а проходят столетия, и никто на это место не садится, как бы мысленно он здесь присутствует.
Монахи в это верят. Мы должны верить, что с нами Господь, притом Господь в каждом верующем человеке. Если человек, рождён свыше, он в себе являет обитель - храм Божий, и Господь говорит: Иоан.14:23 – «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. В каждом из нас, кто принял святое крещение, кто примирился со Христом, и не где-то там, в первом веке, а сегодня, в находящихся здесь. Потому, когда наступит Страшный Суд, Господь скажет не к живущим только в первом веке или во втором, в пятнадцатом, но и к жившим в двадцать первом: Мф.25:35 – «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня». Все люди, с первого до последнего века, в недоумении: «Мы накормили Тебя? А где Ты с нами за одним столом сидел?» Иоанн Милостивый выходил, будучи патриархом, садился у ворот монастыря и хватал, как Авраам, проходящих странников; и если у него за столом было мало людей (а мало - это меньше тридцати, ибо у него до трёхсот гостей иногда было), то он был печален; а если никого не было, то он опускал голову и горько плакал: «Господь мимо меня прошёл». А не так, как я прихожу к знакомым, а дедушка обедает; у него в деревне пасека, а у меня ничего нет; в окно вижу, что он мёд ест сотовый. Пока я в дверь заходил, через сенки прошёл, захожу, а у него уже на столе чисто - ничего нигде нет. Заранее уже он тренировался, как спрятать всё?
Конечно, я и без меда бы прожил, а в памяти это всё осталось. А нас мать учила так, и мы на практике видели: она держала всегда пчёл и первую качку (а её так её отец научил) нужно кому-то скормить. Мёду-то много не съешь, если не будет хлеба. И мать выходила на дорогу, помню, и звала, когда идут куда-то женщины: “Бабоньки, заходите, у нас сегодня качка мёда”. А мало того, когда они идут на работу, у нас огород большой, то она скажет им: «Каждая подхватите по рядку». До вечера сколько накачает – а это ведра два-три - всё скормит. Мы должны в каждом человеке, верующем во Христа, видеть образ Его. Великое ли дело подать в жажду стакан холодной воды? Ну великое ли дело посетить больного? Господь говорит: “Меня посетил». Того, Которого не может ни Земля, ни галактики вместить. «Посетили Меня». Это надо всё время подновлять. Просили ученики, идущие в Эммаус, зайти к ним. И Он зашёл к ним, и остался с ними.
Когда ученики, избранники Господни, были на горе Фавор, (так предполагают, что это Фавор-гора, хотя и недоказуемо), им настолько было хорошо, что они забыли и семьи свои, забыли про народ, к которому Бог их посылает, забыли миссию Христа... Мф.17:4 – «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Стройтрест сюда затащить и начать что-то строить, а вниз туда мы не пойдём. Когда Господь с человеком, то душа находится в таком состоянии, что ей хочется постоянства. Нам настолько хорошо с Господом! Можем ли мы сказать, что, когда приходим в храм, то нам хорошо здесь, потому что мы увидели детей Божьих. Давид говорит: Пс.15:3 – «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё». А не так, что иногда сюда звонят: “А батюшка приедет?” Выходит, что только батюшка дивный, святой, а мы не святые (как бы с иронией говорю)? Разве вы не желаете, чтобы мы все вместе объединились? Смотришь, как мало людей на богослужении вечером в субботу, и не потому, что все на работе сегодня. Они лишаются той трапезы, за которой мы сейчас сидим. Трапезы бывает не для желудка только, но и для души. Мы мысленно переносимся в этом Эммаус, сидим рядом с Господом, с Лукой и Клеопой и потом сможем сказать: “Мне приходилось обедать с Богом”. Понимаете, что когда по-простому так скажешь, то страшно делается. А это действительно так. Когда из того, что имеешь, уделяешь нуждающимся, и не только здесь, а куда-то посылаешь тому, где кто имеет в этом нужду, то мы участвуем со всеми святыми в принятии нашего Господа.
Когда самарянка побежала в город и рассказала, что она нашла Того, о ком говорили пророки, и не Он ли Христос, Который всё ей рассказал (Ин.4:40), то весь город пришёл, и они просили побыть у них. И Он пошёл и пробыл два дня – не у первосвященника, не у царя, ибо город Сихарь - языческий город, в котором живут Самаряне, и пробыл там два дня. Что же Он там делал? Тайна. Конечно, люди приглашали Его к себе. Если какой-то желанный гость есть, то он к кому сегодня идёт? “Можно, я к себе приглашу?” По милости Божией я удостоился такого положения, когда приезжаешь, и ты нарасхват – каждый тянет к себе. Конечно, везде не можешь побыть, и у кого остановиться, я не выбираю никогда. «От него сразу ко мне, ты сильно тут не наедайся, у нас там тоже приготовлено». Как будто один длинный стол по всему городу протянули и везде новые люди – вот это чувство любви, в котором плывёт человек, который соединился с Господом. Если мы в жизни своей встречали людей Божьих, то видели, как они приветливы; в каждом верующем они видят Иисуса Христа.
Мы счастливые люди, потому что мы удостоились такого счастья, которого мир дать никогда не может. Они не могут понять, что самое близкое наше общение друг с другом – оно не из-за того, что мы поняли до конца друг друга, или учились вместе, однокашники, служили в армии, нет, но нас сроднила кровь Иисуса Христа и мы дети Божьи. Бог Иегова говорит: 3Ездр.1:30 – «Я собрал вас, как курица птенцов своих под крылья свои». Мы, как ягодки на одной виноградной кисти, мы совершенно одинаковые, хотя внешне мы разные; а внутренне мы одинаковы: мы одно любим и одно и то же ненавидим: Сир.2:15 – «Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие Его сохранят пути Его». Тов.14:7 – «И все народы будут благословлять Господа. И Его народ будет прославлять Бога, и Господь вознесет народ Свой; и все, истинно и праведно любящие Господа Бога, будут радоваться, оказывая милость братьям нашим». Если люди имеют в себе Духа Божия, то у них одинаковые чувствования.
Когда случилась недавно трагедия - цунами близ Филиппин и Индонезии, то точное количество жертв даже до сегодня не знают; до ста пятидесяти тысяч насчитали погибших от Место там страшное – это Содом; сейчас начали писать про то в газетах, а до того никогда не писали, что туристы из Скандинавских стран особенно туда стремились и, оплачивая билеты, они сразу же оплачивали секс-услуги от малолетних. Даже митрополит Кирилл об этом говорит, что если мы признаем, что потоп Ноев был как кара Божия, то почему мы сейчас списываем на какие-то разломы на дне океана? Это место Бог смёл, вода поднялась, как огромный язык, и слизнул это всё в океан, чтобы другие не были похотливы на зло. Лук.13:3 – «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Сегодня это начинает кое-кто понимать, с трибун съездов, конгрессов говорят, чем мьюзиклы «Норд-ост» заканчиваются? Обрушился аквапарк. Чем занимались? Это только сегодня мы отчасти знаем. Показывают бегущих мужчин, и в каком виде они? Это всё не случайно. Ис.51:5 – «Правда Моя близка; спасение Моё восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою». Лук.12:37-38 – «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те». Но если застанет на таком месте, где нет Его, и при деле, противном Ему, тогда горе нам и лучше бы не родиться. Ученики звали Его, и Он пришёл в скудное их жилище. Я думаю, что более пышного торжества они никогда не имели, и, быть может, они вспоминали не раз: «Вот на этом месте Он сидел, а хлеб лежал с этой стороны и Он взял его. Ты помнишь, как Он как его преломил? Как преломил, так я и узнал Его». Думаю, что они тогда сразу упали. Упали на колени, протянули руки к тому месту, но уже никого нигде не было. Мы должны видеть Господа, всё время ощущать Его присутствие.
Когда Апостол Павел в Духе и силе сказал слово, то дрогнуло сердце женщины, торгующей багряницей, по-нашему сказать, киоскёрши Лидии (Деян.16:15). И что она? Первым делом решила Павла к себе пригласить. Деян.16:15 – «Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас», - вот что она сделала. У кого он в той местности был, неизвестно, но у Лидии он был, и мы это абсолютно точно знаем. Почему именно к ней вошёл Господь в лице Павла? Потому что её сердце приняло Господа. Апостол Павел всегда стремился туда, где Господь. Он говорит: Фил.1:21 – «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». Павел не мог не пойти к Лидии, потому что он разделил трапезу не с Лидией только, но со своим любимым Иисусом.
Иоан.14:23 – «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим». Что такое обитель? Обитель – это, по-нашему сказать, красочные, царские палаты. И где? В нашем теле. “Придём и сотворим...” А если не сотворят? Тогда мы не Его. Как это ни страшно сказать, но мы – храм Божий, и мы на молитве Его призываем, и Он обязательно сотворит, и эту радость ты почувствуешь в душе.
В Мф.8:8 говорится о скромном сотнике, понимающим разницу между ним и Господом, хотя он Его за Бога и не признавал: «Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И Господь похвалил не за то, что он Его не принял, а за то, что признал Христа не простым врачом, а признал Его выше простых смертных людей. Достаточно Господу одно слово сказать, чтобы болезнь из человека вышла. В Мф.8:34 говорится о единственном случае, когда Господь исцелил бесноватого, и вышел весь город навстречу Христу, и стали просить Его, чтобы Он удалился от них. Да разве же может быть такое? Не может, но однако так написано в Евангелии. Обычно весь город выходит встречать важного начальника - а иначе зачем выходить? Чтобы кого-то умилостивить. Здесь же вышли просить: «Ты к нам не подходи». Говорят, что была когда-то где-то страна “Святая Русь”. Я специально занимался этим вопросом. На Русь принесли не Евангельскую проповедь с князем Владимиром, а принесли богослужение. Красочное богослужение, ризы, мощи, ладан – всё это принесли. А Господу как будто сказали: «Отойди от нас, Ты нам не нужен». Я прихожу к страшным выводам, ибо занимаюсь буквально день и ночь этим вопросом, и не могу найти ни одного места на Руси, где приняли бы веру по Евангелию. Принесли одно богослужение, то, что знали в Византии, то, что знали на Афоне – они принесли нам монастыри. Живой Евангельской проповеди не было и она была, выходит, не нужна. Поэтому так яростно сегодня лютуют попы против Евангельской проповеди. Живую проповедь, благовестие живое отрицают.
Мы на неделе будем отмечать праздник Благовещения. Благовещение – благая весть, спасительная весть, которую сказал Ангел. Это благая весть входит в проповедь о Христе. Проповедь о том, что Он родился, что Он умер, воскрес – это всё благая весть, и всё более проясняющаяся. И далее благая весть в том, что Он любит нас, Он зовёт нас. Будет праздник Благовещения и снова в храмах ни слова о благовестии. Вы поверьте, что это именно так. Хотите убедиться? Пойдите в любой храм: о Благовестии слова не будет. Благовещенье празднуем, а Благовещения нет. Всё одни слова, слова о благовести и Деве Марии. Ну как можно умолчать о том, что это начало праздника, называется главизна – голова всем праздникам. Зачатие Христа, а потом через десять месяцев Он рождается; и как из этого не выйти дальше, не говорить о том, что Он живёт, Он берёт грехи мира на себя, Он страдает, распинается за нас - это Благовестие – благая весть в том, что Он любит нас. Это самая радостная весть, вот что содержит в себе Благовещение Пресвятой Богородице.
Когда Господь исцелил слепорождённого, то исцеленный Его не знал, а потом только встретил Иисуса. Иоан.9:36 – «Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Бывший слепец благовествует ханжам-богомолам. Ст.34 – «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон». Почему же ревнители храма прогнали его? Потому что с ним уже был Господь. Фарисей признали его учеником Христа. К нам многие из патриархийных и других отростков относятся плохо. Причина-то не в чём-то, мы же себя не хуже ведём, чем они. Может, они докажут, что мы больше воруем или пьянствуем. Нет. Но потому, что мы говорим о Господе, потому что мы имеем наши книги, наши разговоры и наше благовестие о Христе, чего в православии не принято иметь. Наша жизнь, наше поведение - оно является самым сильным обличением, даже беззвучным обличением гонителям, хотя мы о них даже упоминать не будем – ни об епархии, ни о ком – слишком контрастно. Ни одной проповеди прямо с призывом покаяния у них нет, а ведь проповедь есть путь к началу спасения; ни одной проповеди о рождении свыше. Что может быть большим упрёком для тёмных людей, как то, что мы именно об этом говорим?
Кто наши гости? Иногда под Новый Год и в другие мирские праздники ко мне кто-то обращается: “У есть меня старые знакомые, можно с ними попраздновать?” Ты подумай, принял ли ты Господа? Евангелист Лука говорит: “Они удерживали Его”. Он делал вид, что хочет идти. Ясно, что Он не хотел уйти, но вид делал такой: «Вы, ребята, туда идёте, а мне прямо, моё село дальше». Делал вид, а они удерживали Его, и чем они могли Его убедить изменить Свои планы и остаться с ними? Может, говорили, что время позднее, и: «Куда Ты пойдёшь?» И мы иногда тоже говорим: «Да останься, ночуй, что ты пойдёшь по городу, такая опасность». Мы можем сказать и людям, которые не знают Господа: «Посмотри, как опасно везде, столько зверья. Останься!» Если мы свидетельствуем о Господе, если мы беседуем о Нём, то постараемся задержать их, а они пожелают остаться с нами. Приезжают иногда к нам гости, их мгновенно всех расхватывают. Батюшка предупреждает: «На праздники не забывайте про гостей. Но никто так не приготавливался, как наш детский лагерь. Мы всегда приготавливали места хотя бы и на 90 человек – матрасы, подушки, одеяла, всё заправлено – летом, конечно; зимой там ничего нет, но по-другому мы и не можем. Мы желаем всех захватить.
У нас там беседы о Господе – кому-то понравится, кто-то принял, кто-то ожесточился и отошёл. Не смотря ни на что, не подделываясь ни к кому, мы должны быть верными. Лук.24:29 – «Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними». Надо не просто, чтобы пришел, вошёл, но и остался с нами Господь. Мы приняли Господа, приняли верою, и нужно, чтобы Он с нами остался навсегда; не просто только вычитать правило молитвенное – вот положено вычитать, я это вычитаю; но это может ничего и не дать, а быть только в обвинение нам, что такая напрасная трата времени была – нужно Господа ощущать. Стал молиться и сразу представляй, что ты стоишь перед Самим Господом, “я разговариваю с моим Богом. Остановись, когда уже поклонов несколько сделал - и опять прислушайся; прочитал одну молитву – и опять остановись: что скажет Господь? Надо научиться чувствовать сердцем. Другие народы в своих верах знают медитации разные, задумываются, смотрят на свой пупок. Это не случайно - человек старается войти внутрь своего сердца. Так исихаты Иисусовой молитвой занимаются. Мы должны знать, с нами Господь или нет. Иов.4:15 – «И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне». Не просто отбарабанил и пошёл. Прочитал молитву – и опять прислушайся, что делает с нами Господь. Ис.7:12 – «И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа». Сир.18:23 – «Прежде, нежели начнёшь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа». Умиления может и не быть, слёз может и не быть, но умиротворение должно быть, смута должна исчезнуть, потому что Он там, где тихое веяние ветра. Сегодняшнее евангельское чтение о том, что нужно научиться уговаривать Господа: “Войди под кров души моей”, “Я зову Тебя, Господь, потому что без Тебя вообще ничего нет”, “Без Тебя мы жили, и какие у нас были гости, кто к нам приходил?” Не надо думать, что когда безбожники приглашают к себе гостей, то им так это легко даётся. Им надо заработать, надо подготовиться, настряпать, а потом убирать-то сколько, да бывает, там все переблюют, переколотят посуду... А у верующих не так: даже если где-то были в гостях, то какие там беседы, все насытятся, да ещё останется столько - двенадцать коробов можно набрать; вы уйдёте после общей трапезы у нас, а мы ещё целую неделю питаемся. Вспомнить и своих старых друзей, всегда сравнить с теми, что есть, дал Господь – и за это возблагодарить Бога. За то, что дал тебе Господь друзей таких; а в каждом друге сам Господь у тебя здесь пребывает. Научитесь видеть Его, ощущать Его. Благословен Господь, даровавший нам этот святое Евангелие и приближающийся к нам через эти святые строки. Аминь.

Терпение – оно не посрамит –
Держаться за надежду, что не посрамляет,
Хотя клубятся тучи, гром гремит,
Разверзлись хляби и непролазна слякоть.
На пятачке сухом, под зонтиком из листьев
Молитвой сушим сверхпромозглый воздух,
Дождь моросит всё мельче и прекращает литься –
Оказывается, и идти совсем не поздно.
В терпенье ждать ответ и отсидеться
За каменной стеной покоя и уюта,
Пусть не сегодняшнего, но при нас и дети,
Но только б не отчаяться на ни одну минуту.
После пожара разбираю книги
И рукописи – чудом уцелели;
Сгорели корешки, у переплёта нитки –
От жара мало что осталось целым.
В терпении счищаю пепел, сажу
И вглядываюсь в мокрые, читаемые строки.
Сгорели мощи и рукописи даже,
Два уголька с крестом, где были корки.
Чем больше копий вовремя раздал,
Тем больше шанс спасти и сохранить,
Нетленный, внутренний умножить капитал,
Водоворот осилить, минуя край стремнин.
Терпение и время расставят по местам,
Страшилище скукожится в щепотку;
Не грудь в крестах и голова в кустах,
Где поминальник заливают водкой.
Но благодарность наяву, во сне
Смиряющему бури и землетрясенья.
Пожарище зальёт Он, беда уйдёт под снег,
Надеждой на Христа всю черноту засеет.
Ждёт земледелец позднего дождя,
В сочувствии друзей успев омыться.
Со страхом поджигатели на горизонт глядят...
Не дай им, Господи, единства в деле, в мыслях. 26.4.05. ИгЛа

Список всех проповедей

431

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: