размер шрифта

Поиск по сайту




На псалом 102. Как поклоняться Богу живому?

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Пс.102

«Благослови, душа моя, Господа».

Часто мы слышим эти слова, и на каждом богослужении в субботу вечером. А если попросить дать разъяснение этих слов, то далеко не каждый может дать точное разъяснение их.

Слово «благослови». И моя душа может благословить Господа, и Бог меня благословляет. Что Бог меня благословляет, а мы просим у батюшки благословения – это понятно. Апостол Павел говорит:

Евр.7:7 – «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим».

Ко мне батюшка не подойдёт и не скажет: «благослови меня». Подхожу только я к нему. И епископ к батюшке не подойдёт, а батюшка к нему идёт под благословение. И патриарх не подойдёт к епископу, а уже епископ к патриарху. А здесь так – я должен благословить Господа. Как будто Господь уже делается ниже. Значит, другой смысл этого слова. Далее, слово «душа». Исследователи находят, что в Библии имеется 28 значений слова «душа». Что оно означает? Настолько широкий охват имеет это слово. Хотим знать: Бог когда душу сотворил? Ни один богослов не может ответить. Когда у человека душа появляется? Никто никогда не может сказать. Потому что одни считают так, другие иначе. В первой книге Библии Бытие говорится:

Быт.2:7 – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Вот это считается душа, но душой здесь она не называется. Вдунул дыхание жизни. Человек состоит из тела и души – дуалистичен. В начале Бог сотворил человека как статую, из праха земного слепил, а потом вдунул в неё душу – дыхание. Человек стал душою живою. Бог в данном случае отдаёт предпочтение высшему. То от нижних, а душа, дыхание – это от вышних.

Исх.1:5 – «Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте».

Что там, души сидели на верблюдах? Нет, но весь человек называется душою. Мы это выражение то же используем в нашем лексиконе.

Быт.34:3 – «И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы».

У Сихема разве душа вышла и к ней приклеилась? Это обозначает чувство любви.
Так и здесь говорится: «благослови, душа моя, Господа», имеется в виду то высшее, что в нас сродственно Богу.

Есть очень хорошее выражение Григорий Нисского из города Ниссы. Это родной брат Василия Великого. Он менее известный, но у него есть одно такое выражение. Он говорит, что Бог имеет общение только с тем, что сродственно Ему. Если это не сродственно внутренне, то Бог к этому никакого отношения не имеет. Мы можем десять раз окунаться в воду, даже и не три раза во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но если человек не верит искренно в Иисуса Христа, в Его искупительную Жертву, то это ничего не дает. Надо, чтобы душа сроднилась с Богом. И тогда Бог благословит погружение в воду, снимет ему грехи, даст ему кольцо на палец – усыновление. Должно быть общение, то есть родство с Богом, как у первого человека, когда он был в раю. Говорил ли до согрешения Адам: «благослови, душа моя, Господа?» Внимательно вдумайтесь. В третьей книге Ездры говориться о каком-то орле.

3Ездр.11:1-8 – «И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы... не бодрствуйте все вместе; спите каждое на своем месте, и бодрствуйте поочередно».

И говорит голове одной: бодрствуй. Как в сказке Змей-Горыныч, одна голова бодрствует, а шесть спят. И здесь, как бы хочу показать подобие. То есть мы как бы сами заснули, потом, проснувшись, и говорим «Душа, а ты благослови Господа. Я уже не могу, а ты благослови». то есть нижнее как бы побуждает вышнее. Душа – мы договорились – это то в нас, что выше, ценнее, возвышеннее. Почему? Потому что она от Бога вдунута.

Люди тысячелетия жили и не могли до этой мысли дойти: как до Бога добраться? Непрерывно спорили: одни считали, что нужно вот так-то, принести то-то в жертву, барана заколоть. Когда Соломон освящал храм, то ведь речь шла ни много ни мало – 120 000 баранов заколол. Тысяч! У нас их сегодня на Алтайский край не набрать столько. Это сколько же на маленькую страну было овец, чтобы 120 000 сразу зарезать и Богу сжечь? Это всё указывало на духовное, когда люди поймут, что такое Бог.

Адам не говорил «Благослови, душа моя, Господа». Он просто разговаривал с Богом. Ему не надо было себя тревожить и побуждать, он не сонный был. Нам это необходимо. Душа моя, пробудись! Душа моя! Люди поняли так, что Бог нас слышит, когда мы приходим в храм. Это верно. Когда строил Соломон храм, он говорил:

Ис.65:24 – «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу».

Иер.11:11 – «Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их».

3Цар.8:10-11 – «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень».

Какая радость была вышедшим из Египта и сразу же полюбившим нового Бога, новую религию, ее обряд новый, так отличный от того, что они видели столько лет в Египте. Теперь, через шестьсот лет новые люди уже не знали тех страшных и жестоких богов Египта, и потому так дерзновенны были молитвы Соломона к щедрому и милостивому Иегове, хранящему Израиля и каждую душу. И благословил Соломон народ и священники благословили. И это всё от имени и во имя Бога чудного, крепкого, Которому и мы с вами имеем счастье сегодня поклоняться и изливать пред Ним свои молитвы и свою душу побуждать, чтобы она в нас не умерла во грехах, но благодарила, благословляла Бога. Соломон торжественно брал в должники Бога, договаривался, как бы заранее обговаривал свое место пред Лицом Божиим, не надеясь на свою святость, а только на милость Всемилостивого и всещедрого Создателя.

3Цар.8: 38-43 – «при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих: чтобы они боялись Тебя во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим. Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, — ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил».

«Господи, если будет нужда, будет неприятель, будут черви, колорадский жук будет заедать – услышь! И вот этот евнух ехал из какой дали, чтобы Бог его тут услышал. Это Бог так сделал, чтобы заблуждения не расплывались где-то, а в одном месте как-то чему-то учили. Заочное и очное обучение – это очень большая разница. Некоторые говорят, «Я заочно закончил» Это суррогат, это очень и очень мало знает. Заочно где-то можно кончить, а хирургия этого не допускает. Такого нигде нет. И поэтому заочно человек может учиться там, где касается дерева, еще чего-то; а всё, что касается души – заочно нельзя научить человека, как психологу работать с людьми. Ты должен себя лично натаскивать в беседах с людьми. Заочно нельзя научиться молиться, ты должен приходить в храм.

Мы сегодня постараемся проникнуть в эти таинственные слова. Что такое душа моя? И как благословить Господа, и чтобы Бог услышал? И как в течении 3600 лет, то есть со времени, когда Бог дал Моисею закон, люди учились славить Бога? Не случайно святые отцы поставили этот псалом сюда. И при том «Благослови, душа моя, Господа». Пять псалмов содержат эти слова. Почему? Потому что всё, что человек потерял, он должен получить через пробуждение своей души. Сегодня как раз этому мы постараемся научить нашу душу. Как люди искали это, и как Бог ответил и запечатлел на страницах Священного Писания. Это исключительно важная тема, которой болела вся земля. Спорили люди, враждовали и каждый считал «Я ближе к Богу».

Когда встретилась Самарянка со Христом, она говорит:

Иоан.4:20 – «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».

Знаете этот разговор с самарянкой. Это практически центральное место, которое впервые вскрывает внутренность отношений с Богом. Христос от многих скрывал Себя, что Он – Бог, Он – Христос.

Иоан.4:25-26 – «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою».

Тысячи людей спрашивали: «Скажи не Ты ли Христос?», и Он им прямо не отвечал. А этой самарянке, когда она даже не спрашивала Его, Он открылся. Почему? Он видел, что внутри ее души есть место, в которое может пролиться этот поток света и открыть ей, Кто есть Бог, как Ему поклоняться.

Ин.4:24 – «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Об этом мы сегодня будем говорить. Аминь.

Список всех проповедей

328

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: