размер шрифта

Поиск по сайту




Отчего мы печальны?

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Лук.24:17

Лук.24:17 – «Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?». И далее Господь спрашивает, но глаза их были удержаны и они не узнали Его. «Отчего вы печальны?» Господь всё знает прежде нашего рождения. Быт.3:9 – «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?» Это вызов на покаяние, чтобы Адам сам вышел. «Отчего вы печальны?» Если бы мёртвый мог выказать свою печаль, он бы встал и сказал: «Гроб не такой, не в том месте могила». Но нельзя эту печаль высказать, теперь о нём уже от живых печаль идёт. Господь каждого из нас спрашивает: «Отчего вы печальны?» Люди говорят: «Горе у меня!» Запомните, что есть одно настоящее горе – когда люди Христа не знают. А когда Господа знаешь, ты с Богом, да какое же горе? Верующему хорошо, он в полном достатке, но как только поступает известие, что верующие притесняемы, что разрушен храм, он начинает печалиться. Подобная ситуация была с одним царским советником, очень благородных кровей, Неемией. Он достиг очень высокого положения – был виночерпием у царя всемирной державы. А через виночерпия совершались перевороты, отравления – это был исключительно доверенный человек, приближённый. Но ему сказали: «Иерусалим в развалинах, храм весь разрушен, страна пуста». Он дома плакал, а, пойдя на работу он приободрился, лицо умыл, не показался постящимся, но царь заметил. Неем. 2:2 – «Но царь сказал мне: отчего лицо у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался». Это утреннее переживание. Когда Сталин с кем-то разговаривал и говорил: «У тебя глаза что-то бегают», - всё, человек сгинул в ГУЛаге вместе с семьёй. Разговаривайте открыто.
Я вспоминаю людей, которые были у нас и потом уходили. Или был дерзкий взгляд, или блуждающий. Вот так, чтобы открыто разговаривать, в глаза смотреть – ни одного не было.
И у Неемии этого не было, чтобы взгляд куда-то в сторону, блуждающий и попытки настоять на своём. Он сильно испугался, потому что он будет повинен смерти, если подозрение падёт, что он что-то против царя замыслил. Помолился Богу и сказал о великой печали своей. Кто из нас печалится о положении в церкви? Создали новую религию вместо святого православия – одна сплошная канонизация. На самом полном серьёзе говорят о канонизации Сталина, Жукова. Ещё немного и, кажется, сатану будут канонизировать. Совершенно Бог отнял разум и совесть у канонизаторов. Сталин - человек, которому в аду места мало. Недавно умер некогда близкий мне священник и он вроде бы говорил: «Не дождусь момента, когда будут молиться: Святой Иосифе, моли Бога о нас», - о Сталине. Десятки миллионов жертв на человеке. Это не игра. Адмирала Ушакова канонизировали, сейчас готовят на полном серьёзе Суворова, всю жизнь проведшего в воинах. Что делают с мощами? Щиплют, продают, фаршируют. Сплошное безумие – религия тленной мертвечины. А мы уверовали во Христа распятого и воскресшего. Вера православная – это вера воскресения, вера в духе, в чистоте. Всё остальное нам понанесли, это не наше. Мы должны печалиться о том; мы должны радоваться, что с нами епископ. Это чудо великое, что с нами священник единомысленный, у нас Библия на аналое на русском языке, что у нас надписи библейские среди икон. Мы ни в чём не отступили от истинного православия, а постарались ещё более явить миру его красоту, его величие. И мы три года молились о русском языке и когда получили через три года, то как радовались этому. Отчего мы были печальны? Мы боялись, что нам не разрешат, боялись, что придётся идти на конфликт. Отчего вы печальны – Господь спрашивает? Господи, нам так охота, чтобы за богослужением Библию на русском языке читали – наконец мы это получили. Сегодня смотрю, Евангелие читается опять спиной к народу. Дьякон помешал, потому что священник не сам уже Евангелие держал в своих вдруг ослабевших руках, а ему Евангелие раскрыл и поднёс диакон – украсил наше богослужение таким образом? Значит, дьякона будем просить на этот момент заболеть, закашлять и уйти. Чтение Евангелия лицом к народу - это уже у нас достигнуто, это четвёртая печать на Евангелии и снова попятились назад? Я печалюсь об этом.
Самое маленькое отступление от достигнутого уже у нас – 50-ый псалом стали читать вдруг снова по-славянски, и я уже опечалился – это откат назад. Мы просили только библейское, больше мы не просим и мы на этом закрепились; радуйтесь, благодарите Бога, не перелазьте рубеж никогда. Мария опечалилась, что унесли Господа. Она печалилась о мёртвом, что Его тела нет. Какое горе, когда человек в душе теряет живого Господа, общение в Духе Святом. Мы должны всё время спрашивать: «Господи, а я по-настоящему родился свыше? Имею Духа Святого? Я ощущаю, что Ты мне говоришь?» Рим.8:9 – «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Помните всё время эти слова; от нас требуется не просто хождение в храм. Ты, Господи, дал нам чистоту и порядок; Господи, дай, чтобы порядок был у меня в душе, чтобы я была смиренная в семье, слушалась мужа, чтобы дети слушались нас. На каждый шаг должна быть мудрость. Разве родителям не печаль, когда дети – наркоманы, идут по тюрьмам, не слушаются. Горе родителей неописуемое, но вы найдите в этом утешение, что тебя Бог нашёл, что ты при жизни это испытала, полынную чашу пьёшь. Господу неугодно, чтобы ты умерла без покаяния, и в этом Его Любовь. Мы должны везде и всюду видеть чудную, благодеющую руку Господа, пронзённую. Нас грех разделяет с Господом. Он сказал: когда будет взят жених, тогда вы будете печальны. Мф.9:15 – «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».
Наступают дни подготовки к великой пятнице страстной недели; это церковь так установила. О Великом Посте сказано в апостольском правиле, но это не апостольское установление – при Апостолах сорокадневного поста не было. Не было, но оно вводится, есть в апостольских правилах. Я за то, чтобы его оставили. Даже если будут какие-то реформы, то чтобы Великий пост неприкасаемый был. Среда и пятница пусть так будет, это к первому, - началу второму века восходит где-то. Все остальные посты в 4- 8 веке придумали, а этот пост - почти при колыбели христианства, да и это нам необходимо. Как-то ждёшь, и настроение другое, а завтра вы уже придёте в тёмном облачении, священники тёмное надевают, печальные песнопения будут. Мы пойдём в храм Покровский опять; мы не забываем, где мы молились, когда нам негде было молиться. Сейчас речь идёт об объединении, одни против, другие «за». Убеждают, что в патриаршие храмы заходить нельзя. А мы давно всё это делали и не объединялись. Золотую середину мы избрали тогда, и нас за это поносили, а сегодня спрашивают: «Вы уже тогда были за объединение?» – Нет.- А почему? – А мы благодати не отрицали, мы всюду видели Господа, мы находили там радость, утешение под покровом Покровского собора и мы снова пойдём туда поблагодарить нашего Иисуса.
Иоан.16:20 – «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет», - когда мы встретим Его. Конечно, печально время поста и поесть охота, чего уж тут греха таить; но зато как радостно на Пасху – как у православных всё это продумано. И печаль ваша превратится в радость. Мы будем считать время по неделям, какие молитвы; Бог даст голос мне, и я опять буду говорить вам проповеди на те воскресные богослужения, какие установили нам святые отцы, чтобы душу нашу растрепать, подготовить её, чтобы она размякла, умягчилась, чтобы семя божественное упало на плодородную, на взрыхлённую, политую слезами почву.
Быт.24:67 – «И ввёл её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей». Бог подаёт утешение через привычное для нас. Чем его утешить? Нашлась невеста, и тут же утешился ею – мама появилась. У нас сколько бывает в жизни таких утешений. Какие-то радости, какие-то сообщения, рождение ребёнка, сдаётся успешно экзамен. Бог даёт надежду на лучшее, и мы должны за это тоже благодарить Господа.
Быт.37: 35 – «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его». Плачет Иаков от страшного удара, который постиг его, когда потерялся сын. Какие потери люди терпят, катаклизмы природные, войны локальные, мировые. У нас тут ничего такого пока нет, а сколько получают гробов из Чечни. И Бог даёт утешение. Где? В церкви, в храме Божьем. Это место, не скажем, что абсолютно обитание Божье, но мы так думаем, что всё-таки нас здесь несколько человек, за нас молится священник, дьякон, хор поёт и как-то душа более размягчается и Бог подаёт утешение в наших скорбях. Когда скорбь уж очень сильная, то мы больше ждём субботний день, ждём воскресный день, чтобы припасть в храме к Господу. Люди, которые имеют глубокое, охватное мышление о государственных делах, они печалятся о безобразиях, что такие воры-депутаты, такие законы издают грабительские, чтобы можно было грабить людей, законы о телефонах, в БТИ и прочее. Это грабёж идёт. Самуил поставил доброго царя Саула. Но Саул почти сразу же повернул руль в другую сторону и Самуил печалился о нём во все дни жизни.
Можем ли мы печалиться сегодня о нашем президенте? О главе Алтайской администрации по-настоящему? Сказали, да и видно, что артист он, говорят в печати, что вытворяет что попало. А вот по-настоящему, если бы мы были государственные мужи, имели высокий ум, мы бы особые часы ему посвятили, установили бы особые молитвенные комитеты и начали о нём молиться: «Господи, печально, что русские люди и русских людей грабят, о стариках, о ветеранах не заботятся». Ведь беда самая настоящая, что уничтожение нации идёт. Чтобы мы вопияли к Богу, как Самуил вопиял о Сауле, и Господь нашу печаль утешал бы – дал бы другого или совесть этого пробудил, или ещё что-то было бы.
Случился однажды непонятный случай: Давид был растерян, он хотел добро, а получилась скорбь. Ковчег Божий перевозил на то место, более было более подобающее. Везли ковчег на телеге, и она наклонилась. Ковчег - это главная святыня – ящик двухметровый, и Оза, который сопровождал, решил накренившийся ковчег поддержать и Бог сразу его убил. Как будто ток высокого напряжения был в том ящике. Конечно, Давид подобрал людей высоконравственных для такого важного мероприятия. И Давид опечалился, и остановился, и дальше не смел везти. Завёз рядом на гумно и оставил его там. Как я повезу? Оза не виноват. Я не верю, что Оза погиб. Бог показал, что человеческими силами дело Божие не выправляется, как сектанты, баптисты начинают выправлять: а мы отделимся, а мы вот так сейчас сделаем. Так не выправляется. Мне недавно один из наших отступников говорил: «Вам ничего не сделать, церковь - эта такая система, ничего не поломаешь, тут монашество, Византия». Я говорю: «Саша, ты бы этого и не знал, если бы я не говорил - это во-первых, а во-вторых, я знаю, что вне церкви нет спасения, а ты этого не понимаешь, ты пошёл к сектантам. Я в церкви сделаю самый маленький шажок к исправлению – корабль Божий исправляется. А ты, сколько бы там ни делал, на песке нарисовал корабль и сидишь около него и говоришь: «А у меня окошки красивые, у меня длинный корабль». Это на песке, на воде нарисованное. Работать надо в церкви и не человеческими силами, а божественными. Мы не отсекаем ни епископа, не воюем против священника, мы не искажаем Библию, не переводим её заново, мы хотим только, чтоб было понятно, чтобы во славу Божию всё совершалось. 1Ездр.9:3 – «Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный». Рассказано о Ездре, когда он заметил, внезапно узнал о полном поражении своей страны через смешанные браки. Евреи были женаты на язычницах. Потом стал бить виновных. И наконец объявили всеобщий развод во всей стране. День развода установили. Наградили, дали алименты, быть может, за восемнадцать лет вперёд и отпустили их. И страна очистилась, нация освободилась от заразы, потому что это был великий грех.
Понимаем ли мы это или нет? Сейчас попы спрашивают: венчаны или не венчаны. Да не в этом дело, грех нельзя узаконить венчанием, надо чтобы человек познал Христа, родился свыше. А тогда Бог тебе пошлёт, если ты предназначена для семейной жизни, спутника жизни. А если нет, то своими силами не ищи. «Я теперь серёжки надену, брюки». У нас и такая была, теперь она ринулась в мир искать женихов, видимо. Ничего не найдёшь путного, просто ты лёгкая добыча для сатаны. Пр.10:22 – «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит». Мы должны искать богатство, благословение Господне не только такое: «Батюшка, благослови!» Но если мы беззаконники, то батюшкино благословение не может закрепить на добре; мы должны искать добра по слову Божьему, читая Слово Божие, и всё время ахать: «Ах, я опять не так здесь сделала, здесь не знала, а вот как надо».
У нас каждый день должны быть откровения. Я повторяю, что я не толкую Писание, я хочу вам его приблизить, чтобы Дух Святой заговорил с нами, чтобы мы почувствовали, что Иегова нас любит как вчера, так и сегодня, и завтра. Пр.25:20 – «Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. [Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека]». Так бывает, что печаль вредит человеку, как моль изъедает материю, а ржавчина железо. Ненужная печаль. У иных как старые кофейники лица, всё время печальные, нос крючком, голова тяпкой. Смотрите выше! Вы внутренне радуйтесь, что мы искупленные чада Божии, что мы названы святыми Божьими, избранные, мы дети Божии, мы всех счастливее на всей земле. Нам нельзя печалиться без меры. Печаль о грехах и тут же сразу на исповеди священник будет спрашивать: «Не входил ли в отчаяние?» О грехах, что нет спасения – такую печаль допускать до себя нельзя. Зря надеяться нельзя – «Греши, Бог не будет наказывать». Но и в отчаяние не надо впадать, надо держать золотую середину. Господь предсказал, что наша печаль будет в радость – Мф.19:22. Иаков об этом говорит 4:9, что смех у многих людей обратится в плач, а радость в печаль. Бывает достигнут радости мирской, но смотришь – уже всё сгорело, застрелили, потеряли, утонуло – ничего нет.
2 Кор.7:10 – «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Есть два рода печали: мирская, когда что-то потеряли; другая, что я не такой стал, потерял связь с Господом, опять нарушил заповедь Божию, снова пропустил богослужение – это духовная, и печаль такая приносит жизнь. О мирском хоть день и ночь печалься, печали всей никогда не избыть: там не додали, тут не дохвалили, тут не допоняли. Всё время ко всем будешь цепляться. Это – мирская печаль. Отбрось всё подобное, потому что если я сегодня умер, то уже ничего из того не надо будет. Люди будут смотреть и думать: «Хватал и всё не хватало». А ты благодари Бога за то, что у тебя есть. Когда я сам в трудных обстоятельствах нахожусь и узнаю о моём близком человеке, что тот в печали - тогда мне печаль к печали. У Павла был близкий друг Епафродит и он был арестован, был близок к смерти, но Павел говорит: Бог оставил его в живых, чтобы я не получил печаль к печали моей. Когда человек сидит в тюрьме, посылайте ему более радостные вести. Ты за себя в узах страдаешь, ты помнишь и о тех, кто лишился тебя, и вдруг получаешь такое печальнейшее известие и душа разрывается. Фил.2:27 – «Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали». Евр.12:11 – «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
Я снова останавливаюсь на этом. Сегодняшнее событие снова нужно рассматривать во свете Библии и во свете Вечности. А как оттуда это будет смотреться? Тут простое дело, вот моя биография, смотрите. Если бы меня не арестовали, нам бы молиться негде было, - как батюшка говорит. Хорошо, что брата моего арестовали. А тогда мне было печально так, что высказать невозможно. Бог так допускает. Нам в печаль ныне, что наши люди, бывшие с нами, такое безобразие делают. Это всё будет потом в радость; мы не должны печалиться, а должны усилить молитву о них, чтобы души их не погибли, ибо дьявол похитил эти души. Они ничем не хуже нас, эти люди, но Бог на их примере нас вразумляет. И не допустите такую мысль: «Он-то злодей, а я не такой». Не так совсем дело обстоит. Господь говорит: Лук.13:3 – «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». На них упала эта башня гордыни; смотрите, чтобы и нас она не задавила. Будьте смиренны, будьте веселы в Господе. Ему слава во веки. Аминь.

Список всех проповедей

207

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: