размер шрифта

Поиск по сайту




Глаза удержаны

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Лук.24:16

Лук.24:16 – «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Вот одно предложение. Шли с Господом, Которого любили, ждали, смотрели на Него, к Нему можно было прикоснуться, и они Его не узнали. Ведь это очень странно. Когда человек обращается к Богу, он начинает вспоминать прошлую жизнь и говорит: «Тогда-то мне говорили, не послушался; а вот там-то меня Бог спас, оказывается, а я не заметил». Сколько раз нас Господь касается, разговаривает с нами, притом в разных видах, а мы того и не замечаем. Потом вдруг глаза открываются, и оказывается, что Он нёс нас на руках, Он беседовал с нами, подкладывал пищу нам самую лучшую. Ос.11:4 – «Узами человеческими влёк Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им». Если мы посмотрим по Священному Писанию, а написано, что всё Писание богодухновенно и полезно для научения, то мы из прошлых примеров, оставленных нам для назидания, найдём для себя очень великую пользу. Авраам был добродетельный. Скажут нам: «Ну и что?» Дело в том, что добродетель его перехлёстывала через край. Когда особенно человек расслабляется, в южных странах? Во время жары, когда все под палатками, все под тенёчек лезут. Авраам же, как говорит Златоуст, никому не доверял. Быт.18:1-2 – «Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр [свой] и поклонился до земли». Авраам ещё и не знает, кто это, он думал, что это идут странники. Может, народы совсем не арамейские, не евреи, может, идут какие-нибудь арабы. Он бежал-то не к своим родным, а просто к человекам, у которых две ноги, движутся, и главное, что есть шанс напоить и накормить. Он высчитал, что эту награду схватит и как бы кричит: «Никому не отдам, моя!» И потащил их к своему дубу. Этот дуб никто не знал, а теперь добродетелью он освятил его. Мамрийский дуб, за него будут сражаться арабы, евреи, христиане, мусульмане. Всем охота прикоснуться к той добродетели. Касаться надо, прикасаясь к Тому, Кого пригласил Авраам. А оказалось, что Это был Господь Бог и два Ангела. Чтобы узнать Господа, нужно творить добро. Многие, говорит, Мне скажут в тот Судный День: «Господи, а где мы Тебя видели, что накормили, а где мы Тебя видели, что напоили?» Они не узнали Его и только в Судный День откроется, что и это был Господь, как в рассказе у Толстого. Предупредил Господь одну женщину во сне, что сегодня придёт. И вот она целый день наводит порядок, блины печёт, подбеливает печку, и кто бы ни пришёл, она ему: «Извини, мне некогда, я сегодня жду дорогого Гостя». До самого вечера то хромоногий инвалид к ней зашёл – «Некогда»; пацанёнок забежал, брошенный бомжишка – «Извини, я подала бы, но сегодня некогда, я самого дорогого Гостя жду». И, оказалось, что не дождалась, а когда задремала, то Господь показал ей: «Сколько раз Я к тебе приходил, и вот в этой женщине – вдове, и в этом солдате безногом, и в этом бомжижке. Что ж ты, Маня, Меня не приняла? Я же к тебе приходил». Вот оно, горе, что не узнала.
И здесь говорится: «Глаза их были удержаны». Горе нашим глазам, когда они удержаны от Господа. Они должны быть удержаны от греха, от соблазна. А то: «Я соблазняюсь». Кто так говорит, того уже среди нас нет. Ты же наоборот, даже если увидишь недостойно поступающего, то даже и виду не подай, опусти глаза, как будто ничего не было, покажи величие души, потому что не верь даже глазам. Лук.16:23 – «Он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его». Означает лоно милосердия – когда ты видишь нуждающегося, простираешь к нему руку, спешишь на помощь. Что важно? Моисею было 80 лет, когда человек имеет за плечами огромный опыт жизненный, он знает, как руководить государством, ибо это большой политический деятель, сын дочери фараоновой, владыка всемирной державы. Он приобретает новый опыт в сельском хозяйстве, как пасти баранов, овечек, козлят. Ну он ли не видал, как бывают пожары в степи, в пустыне, и, вдруг видит, что куст горит и не сгорает. Он не узнал Господа. И заговорил Господь с ним, и он не узнал Его: «Кто Ты?» Исх.3:6 – «И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на Бога». Нашего опыта совершенно недостаточно, чтобы познать Господа. Господь познаётся духом, когда этот дух сродственнен Ему, когда он близок Ему. А как этого достичь? Смирением, послушанием, нахождением в Церкви Христовой, исповедью, причащением, когда душа очищается от скверны, когда с глаз уходит духовная катаракта. И человек находит Господа, тогда он и в ближнем своём найдёт Его и скажет: «Мне Господь через него помог сегодня». А как нам даже неверующий мэр города помог, и мы находимся в этом здании, да воздастся ему добром. И у меня ничего не получилось бы, если бы прокурор края не пришёл на помощь. А что, и здесь Бог? Бог, я Его узнал, Он прошёл мимо и я ощутил Его прикосновение, это мой Бог посылает мне помощь. Бог сильный и в буре, Бог сильный и в пламени, Он опрокидывает горы, Он и в тихом веянии ветра. Пс.103:32 – «Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся». Бог может в любом виде явиться. И.Нав.5:15 – «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал». Мог ли он Его узнать до этого вопроса? Не мог, потому что дух у него был крайне насторожен к каждому. Чтобы узнать Господа, нужно иметь открытую душу, молиться и ждать, молиться и ощущать. Мы установили семь минут стоять в молчании перед началом каждого богослужения, чтобы подготовить душу ко встрече с Господом общей молитвой. Дома продлите эту молитву, когда приходите, хоть немножко, послушайте, что скажет Господь, выберете несколько минут после молитвы, чтобы спокойно послушать, что скажет Господь. И Господь внезапно положит на сердце. Такое озарение, мысль, которой у тебя не было, и ты сразу почувствуешь, что это Он Тот, Которому я молюсь.
Иаков, покинув родительский дом, делает первую стоянку в глухой степи и во сне видит лестницу, восходящую на небо. Как он испугался, он увидел Ангелов восходящих и нисходящих: Быт.28:17 – «И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». Иногда во сне нам Господь показывает, что то, где мы находимся, это врата Божии. В Судный День пусть будет сказано о нашей общине, что это были врата Божии, что это действительно Дом Божий был. Не просто собрание людей, любящих друг друга, которым хорошо, приятно, тепло. Но чтобы это были врата в вечность, в соедининение с Господом. Иов многострадальный много об этом размышлял: Иов.4:15 – «И дух прошёл надо мною; дыбом стали волосы на мне». Было не так, как было минуту назад. Псалом 18 начинается тем, что воспеваются небеса, ибо они проповедуют Славу Божию и о делах рук Его вещает твердь. Человек слепой, безбожник, атеист ничего этого не видит, для него берёза, даже вызывающая поэтическое воображение, всего лишь дрова, а мы видим – это творение Божие, творение рук Иеговы, это Он так сделал. Он сделал так, что сок берёзовый лечит почки, такая кора, из которой выгоняют дёготь, который уничтожает негодное, гнилостное. Но из берёзы даже и веник хороший. Господи, как хорошо. Куда бы ты ни глянул, к чему бы ни прикоснулся, о чём бы ни услышал, ты во всём должен увидеть могучую, созидательную и зиждительную руку Божию. Зиждительную, то есть сохраняющую. Тварь продолжает размножаться, остаётся этот вид или подвид насекомых, хотя и говорят, что много исчезает с земли. Но это только говорят, но, по всей вероятности, где-то хоть один мураш остаётся, чтобы не исчезло ничего.
Господа можно узнать тогда, когда беды минуют. Лежал однажды один человек, еврей, он из Иерусалима шёл в Иерихон. Конечно, он знал храм, ходил, целовал руку батюшке, ему приятно было, когда дьякон идёт и кадит на него ладаном. И он во всём этом видел Бога и более всего противны были ему соседи – самаряне. Христа они обзывали этим словом: Иоан.8:48 – «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» Это равнозначно бесноватому. И вот наступил день испытания, когда еврей был изранен, может быть, своими же родными евреями, потому где-то на дороге из Иерусалима дело было. Напали разбойники, и никто не позаботился о его душе, а тот, кого он зазирал, подошёл и помог. Называется милосердным самарянином. И мы знаем, что в этом лице не просто самарянин, это наш Иисус Христос, Его пронзённые длани подняли его, они положили его на осла, они привезли его в гостиницу. И он может теперь сказать: «Он меня нашёл». «Так это же не православный!» Меня такой самарянин нашёл у пятидесятников-баптистов, я там впервые услышал слово Божие, живое, на русском языке. От нас люди ушли, и они теперь поносят нас. А я вспоминаю с величайшей благодарностью тот день, 27 сентября 1962 года, в пять часов вечера Господь коснулся Духом Святым моего сердца, не среди православных. Я долго искал толкование Откровения, и Бог дал мне это среди старообрядцев. Я благодарен Богу, что мне открылась одна истина через лютеран. Я очень многое получил через баптистов. Это мой Бог так сделал. И я никогда, ни одного слова не скажу против тех людей. Почему? Потому что там касался меня Бог и глаза мои не были удержаны. Люди, которые ушли, поносят всё, что они здесь получили, глаза их по сегодняшний день удержаны, они творят зло – помолитесь за них, у них страшное состояние, они в буквальном смысле сгорают во зле. Задачу поставили только зло сделать, при том никакой пользы им не приносящей. Даже те, среди кого они находятся, и те люди в смущении сегодня от них. Они соединяются с пьяницами, с блудниками, с еретиками, с безбожниками, чтобы только причинить нам зло. А мы должны видеть во всём Бога, и когда бьёт нас Господь, то это Его рука, Он любит меня. Пр.3:12 – «Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Мрк.4:12 – «Так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». Иоан.14:23 – «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим», - соделают храмом. Горе человеку, который закрывает глаза и не просит, чтобы они открыты были. Господь посещает, бьёт болезнью, страданием, испытанием, а человек не видит. Лук.19:44 – «И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». «Горе тебе, Иерусалим, Я посетил тебя, был с тобой, облагодетельствовал тебя, и ты этого не понял. Следующее посещение будет такое, что Я камня на камне не оставлю, истреблю всё». Если мы искренне желаем быть с Ним, то Господь открывает Себя. Мы можем прямо молиться: «Господи, я хочу не ошибиться, хочу ощущать Тебя, чтобы я в полноте познал Тебя».
Иоан.9:37 – «Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою». Тебе не надо никуда идти, открой глаза, а глаза удержаны. Кто тебя исцелил? Господь. А где Он, Господи? Да вот же Я, перед тобой. Василий, неужели ты не видишь? Иван, открой глаза, это же Я, Твой Создатель. Я глаза сделал, а ты их закрыл. Но Мария не узнала Его. И она снова начала искать Господа, и Господь сразу же ей открылся. Когда ученики рыбачили на лодке, то Господь явился на берегу. Иоан.22:7 – созерцательный Иоанн узнал его и говорит: «Пётр, это Господь! Никто так не может разговаривать». Пётр тянет сеть, рыбы много, может, уже подсчитывает барыш, и вдруг – да это же Господь! И про рыбу забыл, и про сеть, только успел рубахой подпоясаться, и поплыл. Это Господь! Когда наша душа скажет нам, что это Господь, тогда пелена с глаз снимается, мы узнаём Господа и понимаем, что ничего дороже нет. Всё остальное бросаем. Ни вода, ни горы не удержат, душа устремится к любимому.
Сейчас перед нами пост. На пост привыкли смотреть как на некую тягость, а на него надо смотреть по-другому. Господь желает лишний жир с нас убрать, беспечность, телевизоры в другую сторону отвернуть, чтобы мы семь недель приближались к Господу. И чтобы в пасхальный день мы Его узнали не в куличах, не в яйцах, а воскресшего Иисуса, когда раздастся глас священника: «Христос воскресе!» Чтобы душа возликовала без всякого сомнения: «Действительно, Он воистину воскрес!» Завтра да даст Бог не лицемерно просить друг у друга прощения. Там, где нет прощения, там нет и Господа, вот что надо помнить. Когда люди озлоблены, они никогда Господа не узнают.
Однажды Савл шёл в Дамаск; он всю жизнь посвятил изучению Священно Писания, учился, как узнавать Господа, когда Он заговорит. Но когда встретился, то не узнал. Деян.9:5 – «Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь». Да я Тебя никогда не видел. Зах.2:8 – «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его». И когда человек, противящийся Богу, признаёт Его, у него только один вопрос должен быть: «Что повелишь делать?» Вот если бы сейчас противники, ушедшие от нас, бывшие братья, услышали глас Господа, окамененье сбросили с себя, и задали бы такой вопрос, то что бы им Господь сказал? Я думаю, Он ничего бы другого не сказал, как: «Попросите прощения, кого вы обижаете, встаньте на колени, примиритесь, сбросьте это сатанинское наваждение с себя». Евр.1:1 – «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках». Мы должны изучать Священное Писание и понимать: там Он в кусте, здесь явился в странниках, здесь в военачальнике. О, когда всё перечитаешь, то приходится сказать: «Везде и всюду». Многократно, многообразно, иногда устами ребёнка говорит истина. Ребёнок иногда скажет: «Амвросий должен быть епископом». Мы сегодня ближе всего приближаемся к Господу, когда находимся на молитве и особенно близко, когда причащаемся Святых Христовых животворящих Тайн. 1Кор.11:27 – «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». В каноне Андрея Критского всё абсолютно берётся из Священного Писания и притягивается к покаянию. И я как тот хананей, и я как тот-то – то есть я везде. И как та блудница припадающая, и как разбойник на кресте. Чтобы глаза наши не были удержаны, когда мы читаем Священное Писание. А может, ухо замкнуто, я не слушаю закон, может, за всю неделю ни разу в руки Библию не взял? Тогда горе мне. Когда мы открываем Библию, мы в каждой строчке должны видеть Господа, Который говорит со мной: «Слово Божие живо и действенно». Благословен наш Господь, позволивший нам сегодня задуматься о себе, о том, как видят глаза наши. Аминь.

Вообразим, что как-то в Православии
Епископы, священство возродились,
Что к нам из Византии ещё мощей не сплавили,
Писание в монашестве ещё не извратили.
Вообразим, что так вот и дошли
До наших дней с Апостольскою верой,
И все на проповеди надрывают жилы,
На благовестие исстрачивают нервы.
Воображения не хватит, Боже мой! –
Повсюду шум шагов Евангельских героев.
На сеновале спит наш патриарх с женой –
Женился он на дочери Петровой.
Воображение с испугу оживает,
Заглядываю в мысли всех Евангелистов,
Как церковь проповедников рождает,
По-русски стали петь, Христу молиться.
Вообразим – разгрузка началась
От прошлых, нынешних и всех канонизаций.
Тоталитарная в монастырях сменилась власть:
«Евангельские строки порчей не касаться!»
Воображенье, образ первозданный,
Творит который Отче Иегова,
Зашевелится, с Лазарем восстанет,
Провозгласит запрет: «Отнюдь не жить во гробе!»
Воображения не хватит, помолюсь –
Иное государство, всё иное:
Не народилась юродивая лжесвятая Русь,
А на болотах ни один Роман не ноет.
Вообразите... всё на мелком сите
Просеивает Библия, не Иоанн Кронштадтский.
И тело-храм – не корм монашеским москитам,
Синод в командировке с Евангелием, в штатском.
Воображенье кончилось... Картина наяву,
Лишь храмоздательство пустое и во вред.
Разлив греха и трупы вниз плывут,
И вместо благовестия обрядоверья бред. 18.3.05. ИгЛа

Список всех проповедей

460