размер шрифта

Поиск по сайту




Спешите делать добро

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Мф.28:6-8

29-30 января 2005. Мф.28:6-8 - “ Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его”.
В Потеряевке я провёл занятия тематические в лагере, сохранилось 123 занятия, они в книги вошли, и одно из них было “Транспорт и путешествие – о том, как мы должны всё время спешить; есть такое выражение “спешите делать добро”, сказал это якобы Серафим Саровский. До Серафима ещё в четвёртом веке упоминается это выражение у блаженного Августина; это же мы находим и в Ветхом Завете. Когда приписывают какому-то человеку общеизвестное изречение, то это говорит, что какой-то существовал промежуток, когда эти слова были забыты, а теперь они как бы заново рождаются. Иоанн Златоуст давно издан – до революции, 12 томов, но мне пришлось его начитать, и он как бы заново воскрес. Стали слушать люди и говорят: «Никогда не думали об этом, а оказывается, так изъяснено всё просто». Я ничего нового не открыл, а просто давно забытое показал. Давно забытое люди воскрешают заново, и получается, что мы оказываемся как бы в роли изобретателей, пророков. В этом нам помогают те ленивые, которые впереди нас жили. Если бы все старались, стремились, ревновали, то наше дело даже и незаметно было, даже и ниже бы того, что эти другие люди делали. А на ленивом фоне кажется, что будто бы мы такой необычный подвиг сделали. Так видится на фоне общего безразличия.
Так вот, Ангелы посылают женщин и говорят: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его». Почему скорее? Я стал смотреть и нашёл, что в Библии встречается слово “скорее”, “скоро” 166 раз. В каких же случаях нужно торопиться? Апостол Иаков говорит: “ Иак.1:19 – «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев». И в то же время нужно спешить делать добро. В нашем государстве было бы ещё больше беспорядков, ещё больше беды, бедности, если бы люди быстро выполняли указания Кремля. Уже северные реки повернули бы вниз – планы-то какие были! Уже половину рек Сибири перегородили бы на двадцать раз, заболоченность была бы не только возле Новосибирска, но и возле Барнаула, и сейчас говорят, что это благодаря только неповоротливости бюрократической машины мы уцелели: пока проворачивали головы за бумагами - 12 лет и прошло; каналы, которые копали, обсыпались, а тут и власть сменилась. И говорят, хорошо, что мы не торопились. Надо очень хорошо думать, прежде чем торопиться. Нужно спешить возвещать о воскресении Христа – как здесь прямо и говорится. И кому? Тем, которые потеряли Христа, потом тем, которые не знают Его, потому что Христа многие не ищут, потому что Его не знают. А когда расскажешь, то люди сразу ахают: «Так вот оно что, душа-то моя жаждала этого». И врагом истине бывает человек не потому, что он враг, а он не знал, но в душе у человека отклик на слово истины всё-таки есть.
Есть один псалом у Давида среди 150 псалмов, по счёту второй, написан он был тогда, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Случилось однажды, что Давид согрешил, пал и перед Богом: два уголовных преступления – отнял чужую жену, а мужа её убил; и пророк Нафан Давиду-царю сказал: “Возмездие Божие грядёт по пятам”. Ему не хватило десяти жён, и Господь сделал так, что родной сын всех десять жён отнял у него. Ему пришлось бежать, он сильно торопился. Давид выигрывал сражения за счёт скорости, он всегда был очень проворен, когда угрожала его жизни опасность. Он мгновенно скрывался, и когда следом шли, приходили, то его не находили - только сейчас был, до чего же он хитрый, это даже его тесть признал. 1Цар.19:15-16 – «И послал Саул слуг, чтобы осмотреть Давида, говоря: принесите его ко мне на постели, чтоб убить его. И пришли слуги, и вот, на постели статуя, а в изголовье её козья кожа».
Опасность была страшная, но благодаря только своему советнику Хусию в эту ночь сын не двинулся за ним, и он остался живой, успел быстро перейти поток. 2Цар.17:7 – «И сказал Хусий Авессалому: нехорош на этот раз совет, который дал Ахитофел». Но Господь так сделал, что хотя эта опасность и миновала, но в памяти народной осталось, а затем и сын восстал на отца. Но мало кто знает, как события развивались дальше. Давид возвращается после победы над сыном домой, к нему навстречу идут два колена –Иудино, Вениаминово, его желают заново воцарить; а десять колен дальше находятся, и когда они пришли, то эти два колена уже перевели царя через поток-границу. Даже не придумаешь, из-за чего раздор иногда бывает. Опоздавшие стали крепко роптать: «Почему вы без нас перевели царя? Нас десять колен, а вас только два колена, вы нас унизили!» «Чем мы вас унизили? Что, мы у царя обедали, подарки нам какие дали, может, он от налогов нас освободил? Какую царь честь оказал нам? Мы рядом, он из колена Иудина, и мы только поэтому и воцаряем его».
И в это время оказался среди тех, кто был недоволен, Савей, сын Бихри, негодный человек, он сразу затрубил военной трубой и говорит: по шатрам, Израиль! Нам нет части в сыне Иессеевом. Давид сразу посылает военачальника и говорит: собери ко мне израильтян в три дня. Он пошёл, но замедлил. И Давид говорит: вот теперь нам этот Савей, сын Бихри, наделает столько зла, побольше, чем Авессалом. Тут придётся не один псалом писать, а пятьдесят. Ну кто знает дальше историю, как Иоав, военачальник, устремился с большой скоростью за этим смутьяном, а тот засел в одном городе Авеле, и к нему туда собираются все люди негодные. И Иоав приступил уничтожить город! И одна мудрая женщина, заметьте, не мужчина, а женщина – это вам пример, она вышла на стену города и Иоаву говорит: скажи, какая причина, что приходите разрушить город? 2Цар.20:19 – «Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать [городов] в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?» Как Киев для Руси, так этот город считался матерью еврейским городам. «У вас Савей находится, выдайте его нам». И она немедленно бросила клич со стороны города: хватайте его, иначе мы все из-за него погибнем. Только что сейчас во главе войска красовался, но его схватили, тут же голову и отрезали ему. И она эту голову со стены бросила – Иоав отступил и ушёл.
Так быстро надо принимать решения; иногда кое-кем надо пожертвовать. Иногда бывает нужно Иону бросить в море - и буря утихла. Когда начинается какая-то смута, как у нас уже не раз подобное было в общине, вот такой Савей, сын Бихри появляется, и он начинает мутить, подбирает отставших, негодных людей – нужно стремительно прекратить эту смуту. По милости Божией нам каждый раз это удаётся. Мы незамедлительно сразу же прочитали, рассказали, показали, пошли к этим людям сёстры – этих Савеев окружили, 16 февраля в час дня будет суд с ними. Так что об этом надо молиться. Нашлась мудрая женщина, которая подсказала: лучше одна голова пусть будет отрублена, нежели погибнет весь Израиль. Так что не надо сомневаться: «Нужен этот суд или не нужен? Нужно ли было в Авеле окружать или не нужно?» Наделает он нам зла побольше, чем в этом псалме. Вы берите примеры, когда нужно тихо вести себя, а когда нужно стремительно хвататься за оружие и настигать врага.
Кажется, небольшое слово прочитали из Евангелия, где говорится: пойдите скорее. Представим, что мы находимся на месте тех людей. Получается, что и нам говорится: «Идите скорее!»» Мы скорее сюда, ко гробу Иисуса спешили, а теперь куда вы нас посылаете? Если бы сегодня всем паломникам, которые идут в пещеры, в Иерусалим, и вдруг Ангелы сказали: «Что вы делаете? Да бегите скорее в Россию; ну что вы у гроба пустого стоите? Идите, возвестите: «Христос воскрес! Проповедуйте о Воскресшем». Люди же едут в Почаево, а их бы Ангел сегодня встретил и сказал: «Его нет здесь, Христа. Вы пришли кого искать, Иова Почаевского?» Апостолы никогда не искали мощей друг друга, но повидались и опять на проповедь. Тут же искали Христа и притом мёртвого. Он воскрес. И не говорилось им: «Скорее ко гробу Хритсову бегите!», - а скорее оттуда, бегите и всем возвестите. Давайте возьмём эти слова для себя как пример. Аналогия на сегодняшний день. Значит, Ангел, однажды сделав подобное, показывает пример на все времена всем, кто любит ходить, кого называют паломниками. По всей России ходили толпы паломников, даже специальный журнал паломников выпускали. Жёнам-мироносицам необходимо было встретиться с Ангелом; в лице Ангела–вестника должны увидеть и себя, потому что мы тоже вестники, мы можем выполнить роль Ангела и сказать людям: «Его здесь нет». Может, надо послать людей от нас в Киево-Печерские лавры и сказать: «Его здесь нет, спешите домой, на Украину, чтоб люди не разделялись, ибо Христос воскрес. Найдите воскресшего Христа».
Быт.18:6 – «И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы». Мы видим, как Авраама постигла большая беда – нет наследника. И вдруг он встречает странников. Он ещё не знает, какое получит от них благословение, но любовь принимать людей, помогать, кормить, поить настолько стремительной у него была, что он, как юноша молодой, а был уже почти столетний, бежит навстречу странникам, которые мимо проходят, и не то, чтобы подошли, в окна стучали и их бы не приняли; и Сарре говорит: Сарра, поспеши скорее замесить муки. Поспеши – вот это и есть спешите делать добро. Сказано – и немедленно было выполнено, притом своими руками. Ст.7 – «И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его». Устраивает обед и получает великое благословение – обещание, что родится сын Исаак, затем от Исаака Иаков, и наконец - Христос. Он бежал не куда-то, а на исполнение обетования, что от Иудеев родится Спаситель мира – Христос. Давайте это пространство быстрым взглядом пробежим и увидим: он спешил за благословением для нас, ибо во Христе мы получили жизнь вечную. Какой же ты блаженный, Авраам, и какой ты пример нам оставил! А если бы он замедлил, то мы не знаем, какие были бы результаты. Он думал о том, чтобы кто у него кто не восхитил награду: если не я, то кто? Если я опоздаю, то другой придёт. Сейчас печатают про какую-то барнаульскую женщину-учительницу, как их отбирали в Америку по конкурсу, и она два раза проиграла этот конкурс. Другой бы на её месте опустил руки, а она – нет. Она вынесла себе приговор: «Работаю плохо с учениками». А у нас как? «У меня стаж небольшой». Что стаж? Ты смотри на результаты. И она многое изменила в своей работе, и на конкурсе заняла уже первое место, и теперь вернулась из Америки. Это в нашей жизни, не где-то, а в Барнауле. Можно взять пример - она поспешила, как Сарра, чтобы что-то в себе изменить. Она приговор сама себе вынесла: я работаю плохо, не потому, что у меня блата нет, а потому что я так неуклюже работаю, надо многое ещё изменить, репертуар поменять. Если у нас нет прибыли, то что-то где-то надо поменять.
Быт.45:9 – «Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли». Говорится о том, как Иосиф открывается своим братьям. Мы видим, что он с ними беседует, уважительно относится ко всем, но более всего к родному по матери Вениамину. А что у него на уме? И вдруг он говорит: скорее. Сразу не догадаешься, что нужно делать скорее: обниматься, за стол садиться? Он говорит: «Скорее возвращайтесь домой, скорее; скорее скажите отцу радостную весть - жив Иосиф, скажите, какой я пост занимаю, я премьер-министром великой державы стал. Спешите скорее, а потом скорее привезите мне отца!» Спешить иногда надо, пока живые родители, а потом бы рад их обнять, да нет их; а когда мать живая была, то как я плохо к ней относился. А пока живые, почему не думали? Спешите обнять друг друга, спешите хоть травинку, хоть веточку, хоть листик подарить живому человеку, а не охапками цветов заваливать могилы, когда человека уже нет. “Не забуду мать родную”, а сами в тюрьмах скитаются. Ты забыл наказ матери – жить по совести? Если каждому-то это сказать! Поспешите сказать, что Иосиф говорит Иакову, да привезите его. Ведь смерть-то, она по пятам бьёт каждого из нас – и потому надо спешить! Спешить делать добро! Это всё уйдёт в вечность. Притом в вечности будут мучения, и в вечности будет радость. Но пострадать за Христа, повторяю, можно только здесь, на земле. Спешите пострадать за Христа! В чём-то себя ущеми. Ты услышал, что какое-то дело нужно сделать, ты заяви первый, первый поспеши! А то: «Я не успел, я хотел, а там уже другой перехватил». Замечаю уже не один раз, что почти одни и те же люди где-то успевают. Спешите! Завтра поищете, а этого уже не будет.
Об этом же мы читаем и в Чис.16:46, у Иисуса Нав.10:6. Об этой истории хочется сказать поподробнее. Вы слышали, что однажды в Израиле случилось чудо: был один день, день один неповторимый, когда они воевали, но битва была не окончена, а ночью враг успевает скрыться, и он стал молиться:“Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!” И был один день, как два дня, потому что надо было закончить битву. А чем эта битва была вызвана? Тем, что когда Израиль входил в обетованную, дарованную от Бога землю, земля была не пустая, там жили разные народности, и Бог сказал, что они столь много нагрешили, что их исправить уже нельзя, их нужно только уничтожать. И уничтожали, конечно, всех, не оставляли ничего дышащего. И вот однажды к ним приходят люди и говорят: «Мы живём далеко от вас, но мы услышали (не говорят, что вы жестокие, всех убиваете), но мы услышали, как вас Бог любит, и мы хотим быть вместе с вами. Мы пошли из дома, взяли новые мешки, хлеба напекли, булки взяли, а пока дошли, уже и хлеб заплесневел, мешки продрались». «Ну что ж, заключим союз, нам соседи-то добрые нужны». Почему нам с Китаем мирно не жить? Почему бы с Чечнёй мир не установить? Заключили союз. Иис.Нав.9:14 – «Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили». На завтра пошли с соседями дальше завоёвывать. А они тут же вышли к ним навстречу, оказалось, что они теперь их соседи, рядом живут. «Так вы что же нас обманули-то?» А это Гаваонитяне, и с ними был заключен мир. Но так как союз был уже заключён, хотя они и не вопросили Бога, но Израиль был бы виновен, если бы они решили после этого погубить гаваонитян. Ст.27 – «И определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для [всего] общества и для жертвенника Господня; [посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия] даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь]».
И когда соседние цари узнали, что гаваонитяне заключили мир с Израилем, то пять царей объединились, чтобы уничтожить их как предателей: нам надо силы концентрировать, бороться с Израилем. И гаваонитяне тогда посылают послов к Иисусу Навину и говорят: поспеши скорее, за то, что мы с вами вошли в общение, нас убивают, они уничтожают нас. И далее говорится о том, с какой скоростью они напали на этих пятерых царей, которые окружили их столичный город. Враги были разбиты наголову. Поэтому в вопросе битвы, в деле проповеди, нужно очень стремительно поступать. Об этом говорится в трёх неканонических книгах Маккавейских.
Когда мы доходим до этого места – до Евангелия от Матфея, то видим, что спешащие жёны находят Апостолов и возвещают им путь спасения. Что мы для себя отсюда берём? В первую очередь то, что люди, которые находятся в неопределенности, они кого-то ждут. Сегодня в неопределенности в первую очередь находятся православные; я никого не знаю, кто в более неопределённом состоянии находится. У всех определенная цель, а у этих нет, а всё только о том забота - куда-то сходить, какой-то хадж совершить, и обязательно куда-то надо ехать. Когда спрашиваешь, ну зачем тебе ехать к Серафиму, к Митрофану, ко Ксении Петербуржской на могилку – так вся страна и шатается. А что было перед революцией! Наша задача – выполнить ту роль, которая была Богом поручена Ангелам: «Идите, возвестите и поспешите!» Кого мы увидим или услышим, когда собираются на крестные ходы, чтобы куда-то идти? Скажем паломникам эти слова: «Не толпитесь, не ходите!» Медленно идут вокруг страны, совершают крестный ход в Коробейниково, и везде так шатаются; а нужно одно: «Идите и возвестите ученикам!» И они пошли и возвестили, и те обрели желаемое. Если мы, доходя до этого места в Евангелии, себя на роль этих женщин поставим, тогда мы всюду будем слышать: «Немедленно, сегодня же, сейчас же поспешите возвестить Благую весть о Христе!»
Где не надо торопиться? Медлен будь на зло, десятки раз нужно вымерять. Желаешь какое-то дело сделать, переезд ли совершить, поменять ли место работы, поступайте так, как я вас учил, четыре вопроса ставьте: для Бога или не для Бога; что скажет о том Библия; что говорит моя совесть и не будет ли это соблазном. В вопросе проповеди ни одного вопроса не надо ставить. И ты должен стремительно устремляться, как написано в Библии 166 раз “скоро”, и ты 166 раз в течение года, или в течение месяца или в течение дня мысленно устремляйся. С какой скоростью Господь позволил нам издать наши книги - за три года уже 18 книг. А теперь, пожалуйста, сразу выставили в Интернет, люди получают, слышат, открываются вопросы.
А если бы мы с изданием растянули, как мне некоторые «доброхоты» советовали: «Да куда ты торопишься; да ты заболеешь; да глаза выжжешь компьютером». А теперь уже всё позади. Самое главное то, что Слово Божие стало людям более известно. Самое главное, что мы боролись против застоя в церкви, как и против непогружательного крещения, и знали, что рано или поздно, а результат будет. Мы сделали, что могли, а уж дальше Господь Сам да устроит благое дело. Благословен Господь, даровавший нам Евангелие и благословивший нас прочитать сие. Да будем скоры на проповедь. Аминь.

Список всех проповедей

399

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: