размер шрифта

Поиск по сайту




Мария плакала

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Иоан.20:11

22-23 января 2005. Иоан.20:11 – «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб». Рассмотрим, почему Мария плакала, и какую пользу мы можем извлечь из слёз Марии? Почему она плакала? Потеряла любимого Учителя, живого потеряла. А вслед за этим новый удар – потеряла и мёртвого. Когда мы что-то теряем, а более всего, близких, дорогих людей, то как сжимается сердце: каждая вещь напоминает о любимом, вот здесь он сидел, вот здесь разговаривал, а сегодня ещё больший раздражитель остаётся – напоминание в записи, да мало того, в видео, где мы рядом с этим человеком, и всё вспоминаем; вещи его иногда выставляют, на портрет показывают. Деян.9:39 – «Пётр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними». Они рубашки стали показывать: вот она шила распашоночки, её рученьки всего касались, и Петру показывают, и плачут. И так его разжалобили, что он припал к Богу и: «Прежде всеобщего Воскресения, прошу ради слёз вот этих сестёр воскреси быстроногую Серну». И Бог явил чудо – она воскресла.
Потерь в нашей жизни очень много: потеря вещей, потеря имущества, специальности, Родины, животных, ну и главное – это наши близкие - жена, дети. «А Мария стояла у гроба и плакала». Что является гробом? Это разбитые наши надежды. Весь мир плачет. Мрк.16:10 – «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим». Возвестите им, что Я воскрес. Их ничто не может утешить, пока они с Ним не встретятся. Мы знаем, эта Мария плакала, а потом наклонилась, увидела Ангелов, заговорила с ними, и как будто так всё обычно, и вдруг обернулась назад. Блаженный Феофилакт говорит, почему она обернулась: два Ангела перед нею – это чудо не каждый день, а чего бы ей было от них отворачиваться. Ясно, что Ангелы выразили какое-то движение, беспокойство, может быть, привстали, потому что они увидели Господа. Они всего лишь как бы сержанты и вдруг увидели сзади генерала, - так выразимся. И она сразу обернулась, чтобы узнать, что же вызвало их беспокойство. И увидела Господа. А дальше картина разворачивается так, что на её поведение Эрнест Ренан будет ссылаться, как на поведение экзальтированной женщины, которая смутила даже сердца Апостолов. Ничего, дескать, она не видела, ей показалось от воображения, от переживания, то, что она ночь не спала. Допустим так, но Апостолы - это дети природы, и не просто дети природы, а дети моря. Пасти коров можно так, что по полю ходишь, прилёг. Но ты вот на волнах покачайся да в бурю поборись... Это люди, связанные всеми фибрами тела с природой, их так просто не проведёшь, должно быть настоящее видение, они за видение приняли Самого Христа. Только самое настоящее чудо они могли принять за чудо, а чтобы слова Марии так перевернули их сознание, что они приготовились умереть за то чудо, которое сами не видели, - извините, так не бывает. У них же были свои убеждения, ибо они твёрдо были убеждены в чём-то, стояли, спорили, предлагали; но надо было переменить своё настроение, пойти против общего течения в стране, пойти на явную смерть, что в действительности и случилось. И вот эта радость, была ли она известна прежде и в чём она раньше у людей заключалась? Пс.2:11 – «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом». Закон Моисеев и псалмы приучали людей радоваться перед Богом, но радость была временная, а потом она кончалась печалью, смертной тоской, человек заканчивал жизнь и уходил. Какой бы ни был весёлый человек, и что бы ни рассказывал, какой бы душою общества он ни был, но рано или поздно он сделается причиной скорби и печали, и тем большей печали, чем больший авторитет имел, чем большее число людей привязал к себе. И это так. Другой незначительный человек умрёт, никто и не заметит. А случилась трагедия, любимый мэр в городе внезапно погиб – весь город буквально стёкся на похороны. И я ходил, чтобы сказать людям ещё раз о Боге, о скоротечности этой жизни. «А Мария стояла у гроба и плакала», потому что нет Христа. Где нет Христа, там стон и слёзы. Даже мёртвого нет; а Его мёртвого искать не надо. Что вы ищете живого среди мёртвых? Мы должны искать встречи и утешения со Христом у ног Его. Сколько у нас было скорбей, печалей, и особенно когда заболевали тяжко, кажется всё, некуда обратиться. Господи, помоги! Ведь как легко Иона нарушил прямое повеление Бога плыть в Ниневию, купил билет в другую сторону, поплыл. Ему говорят: плыви в Марсель, а он взял билет во Владивосток. И теперь его молитва, когда голова опутана была не чалмою, не повязкой, а тиной, услышана Богом: Ион.2:3 – «И сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой». Преисподней назвал чрево и глубину, на какую кит опускается, а он больше километра уходит, хотя подводные лодки глубже 200 метров стараются не плавать, уже опасно, а 500 – это уже все заклепки выдерет.
Слово “радость” встречается в Новом Завете 97 раз. Я специально даю такую статистику, руками это не пересчитаешь. Если бы мы эти 97 раз имели у себя в запасе, в арсенале, когда у нас печаль, потери, то только открыл Библию - и вот, пожалуйста. Но ведь 97 видов потерь у нас не набирается на день! Выходит, на каждую нашу потерю минимум несколько указанных мест Писания, которые говорят “радуйся”, и все эти места указывают на Господа. Вот почему Апостол Павел, находясь в тюрьме, писал к Филиппийцам: Фил.4:4 – «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь». А в другом месте говорит: 1Фесс.5:16 – «Всегда радуйтесь». В этом послании Апостол касается 11 раз слова “радуйтесь”, пишет из тюрьмы послание. Акафист “Слава Богу за все” пишет священник Григорий Петров за несколько дней до смерти в сталинском ГУЛАГе. Сколько же в нём было радости”! Благодарение Богу за встречи с Богом, с умершими - он как будто всё воплотил в себе и готовился в этот же день отойти. Вот такой настрой нам даёт Господь через Своё Слово.
Деян.5:41 – «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие». Апостолы радовались не от того, что они много рыбы поймали. Были у них и домашние радости - как женились, как первый ребёнок родился, прибежал вестник и говорит: “У тебя сын родился!” И до беспамятства обрадовал меня. Бывает и такая радость, которая в потерю превращается. У одной матери сын умер, и она, от горя страшно расстроенная, пришла к святому. Он воскресил её ребенка, а она от радости тут же умерла. А её он уже не воскресил. И воскресший ребёнок оказался сиротой. Поэтому радость, даруемая Господом, должна входить в новое, обновлённое тело, в новую душу, просвящённую Господом, чтобы древний сосуд наш не треснул, не лопнул, выдержал эту радость воскресения. Мы не просто радостные, а мы имеем бесконечную, вечную, нескончаемую радость, что Он избавил нас от смерти – от главного врага: смерти нет, а есть переход; ты совсем не такая будешь, когда воскреснешь. Мы даже не представляем, какие мы будем, какие Он даст нам тела, когда ни скорби, ни печали, ни смерти, ни воздыхания - ничего этого уже не будет. И написано: “Апостолы радовались, что за имя Господа были биты”. Вот наступила истинная радость. Когда бьют, то как человек стонет: «Он ударил меня вот здесь, я на него в суд подам, да он мне синяк посадил, да он меня обезобразил, надо скорее на экспертизу идти, чтобы врачи это зафиксировали». Апостолы же шли и показывали друг другу: «Меня вот здесь ударил; а тебя сколько раз ударили?» В житии святого у учителя Вавилы было четыре ученика; их не нужно было допрашивать, а они сами сознались, вышли и кричат: «Мы его ученики». «Сколько тебе лет?» «Пять». Другому - семь, а иному - девять – и каждому дали по количеству лет столько же ударов, и они, говорится, очень скорбели, что малый был у них возраст, что не могли больше получить ударов. Потому что начисление шло по паспорту, сколько есть. И радовались. Вот это истинная радость за проповедь, и человек получит награду за всё, вспомните жития Андриана и Натальи, как она подтаскивала его за руку к наковальне - на наковальне рубили. Андриан, не теряй сознание, ногу подставь – ты и за ногу, Андрианушка, получишь ещё награду.
Мария стояла у гроба и плакала... И вот эта радость осветила все события её будущей жизни и наполнила иным светом – радость за моего Господа. Это что? Подтверждение любви: «Я это принял от Бога, это Бог посылает, а я перенесу. Он мне посылает пожар, а я Его славлю». Теряю ещё что-то – я становлюсь на колени, благодарю: Господи, дай мне поскорее осмыслить, для чего Ты меня так освобождаешь, мой стан распрямляешь, отягощённый многим имуществом, привязанностями. Господи, я как какой-то дирижабль, привязанный к земле, и Ты освобождаешь, отрываешь узы», - верёвки рубит, к полёту готовит. Благословен Господь. Откр.14:13 – «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Отныне не несчастные, а блаженные, счастливы те люди, которые умирают в Господе. Какие вы счастливые, что сегодня умираете, – представьте, как поздравляли этих людей. Представьте, что мы сегодня идём на казнь – 13 дек. Житие св. Мардария. Может, у него были планы здесь, на земле, нормально встретить зиму - он кроет крышу, достал материал, шиферину к шиферине прикладывает, в доме семья, дети.
«Между прочим но дороге к Аравраку жил некто Мардарий, человек незнатного происхождения и небогаты, но вполне довольный своим положением. Когда проводили Евстратия и других христиан, он занят был устройством крыши на своём новом доме. Взглянув на проводимых мимо святых узников, он узрел между ними, как бы светлую звезду, святого Евстратия и, немедленно слезши с крыши вниз, сказал своей жене по армянски:
— «Видишь ли, жена, одного из начальников этой страны, известного своим родом и богатством и удостоенного почестей за воинскую службу? Видишь ли, как он пренебрёг всем и идёт, чтобы быть жертвою, угодною Богу? Блажен тот, кто и в сейжизни был славен, и у Владыки нашего Христа получит великую награду и будет удостоен неизреченного блаженства вместе с Ангелами». Благочестивая женщина отвечала мужу: «Возлюбленный супруг мой! Что препятствует и тебе идти тем же путём, каким идёт, он и вместе с ним сподобиться святой кончины, чтобы быть заступником на небесах мне и нашим малым детям и всему твоему роду?» Мардарий сказал ей: «Дай мне обувь и я пойду в вожделенный путь». Она с радостью исполнила его просьбу. Мардарий, обувшись, одевшись и опоясавшись, обнял двух своих сыновей младенцев и, став лицом к востоку, начал молиться. «Владыка Боже Отче Вседержитель, Господи Иисусе Христе и Святый Дух, — говорил он, — Едино Божество и Едина Сила! Помилуй меня, грешного, умилосердись и будь хранителем сей рабе Твоей и обоим младенцам сим, — Ты, Заступник вдов и хранитель сирот! И я, Владыка, с великою радостью и сердечным желанием иду к Тебе». Затем он поцеловал детей и сказал:
«Будь здрава, жена, и не скорби, не плачь, а радуйся и веселись, ибо тебя и детей наших и душу мою я вручаю Всемогущему и Всеблагому Богу нашему».
С этими словами он поспешно вышел из дому, а жена провожала его с радостью. Мардарий направился к одному именитому авракинскому гражданину Мукарору, человеку богатому и знатному, приветствовал его и сказал: «Вот я иду к твоему другу и родственнику Кирисику и, если Богу угодно будет, буду ему спутником и вместе с ним понесу подвиг мученический. Будь, после Бога, заступником моей жене и моим детям в этой жизни, а я, если найду милость у Бога, помогу тебе в тот день, когда все мы предстанем пред Ним, и ты получишь себе награду».
«Иди с миром, сын мой, — отвечал ему благочестивый Мукарор, — окончи добрый путь и не беспокойся ни о чем: я буду отцом твоей жене и твоим младенцам». Тогда Мардарий простился с Мукарором, пошел и нагнал святых уже около самого города. Громко воззвал он к Евстратию: «Господин Кирисик! Как овца приходит к своему пастырю, так и я пришел к тебе, желая сопутствовать всем вам. Прими же меня и причисли к своей святой дружине и приведи меня, хотя и недостоин я того, к подвигу мученическому, чтобы сделаться мне исповедником Господа Иисуса Христа». Затем еще громче он воскликнул: «Слушайте, слуги диавола, слушайте! И я — христианин, как и господин мой Евстратий». Тотчас-же воины схватили его и, связав, вместе с остальными христианами бросили в темницу, о чём и известили Лизия, который тотчас же открыл суд».
Что с людьми сделалось? Церковь дала специальные каноны, чтобы не делать этого, ждать, когда возьмут, но люди перешагивали даже через это, любовь била из них ключом, они хотели самое радостное оставить здесь, на земле. Оставить эту могилу со слезами, где склонилась Мария. Они хотели видеть Христа, не обернувшись куда-то, а устремившись вперёд, в Небо, к воскресшему Христу, чтобы никогда не разделяться с Ним.
И, конечно же, они получили обещанное. Быт.37:35 говорит о страхе, о печали, какую испытывал Иаков в скорби о своём сыне, якобы погибшем Иосифе. И написано: утешали его и не могли утешить. Он склонился, смотрел на эту одежду, как во гроб Мария, и плакал. Если бы кто-то подошёл и сказал: «Дядя Яков Исаакович, не плачь, Иосиф жив!». Но что жить, ведь всё равно я умру или он умрёт. Но кто-то бы сказал ему: «Ты, внук Авраама, не плачь, ещё немного и будет воскресение из мёртвых, и ты в вечности будешь с Господом и с Иосифом». Вот этих слов никто не мог сказать тогда - их не было. Святые, пророки желали проникнуть в эту тайну, но не дано было; а мы слышим, видим и соприкасаемся. Пс.138:8 - “Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты”. Так нужно любить Господа, чтобы всюду и везде, за каждой слезинкой, за потерей видеть руку Господа – это Он даёт, это Он меня испытывает и дарованное забирает: у меня могло и не быть этого, что у меня было. А Он видит, что я к этому привязался, Он отнимает, Он с другой стороны пошлёт ещё больше, Господь-то, Он благословенный во веки.
Ис.5:14 – «За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдёт туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их». Когда люди грешат и, однако, надеются на светлое будущее здесь, на земле, и внезапно их замыслы рушатся, ничего не исполнится. Сколько и чего было – и как будто никогда не было, всё рухнуло. Многое ещё стоит, как небоскрёбы, торговый мировой центр, но всё рухнет, вся слава, всё веселье, всё уйдет. А мы знаем, что победитель смерти – Господь. Придёт время, как написано, смерть и ад будут брошены в озеро огненное. Почему и сказано: Мф.5:12 – «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». Ис.25:8 – «Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь ”. Это пророчество исполнилось во встрече Марии с Господом. Отрёт Бог каждую слезу. И поглощена будет смерть навеки. “Мария склонилась и плакала”. И когда мы дойдём до этого места, вспомним, сколько раз мы склонялись к земле в печали, сколько людей не выдержали этой печали – наложили на себя руки, сошли с ума от великой потери. Когда читаешь на ухоженных кладбищах, какие надписи, то невозможно вместить всю скорбь, выраженную на них: не просто “навеки никогда не забудем”, “и да будет тебе земля пухом” - это простые слова, но “навсегда ты в наших сердцах” - это привычно. Столько скорби, столько печали. Рисуют то Ангела склонившегося, будто он плачет, - передают скорбь невыразимую, как будто и Ангел пал откуда-то, крылья переломанные его изображают. На человека надеялись, что он вырастет, будет помощником, докормит-допоит, и вдруг он падает.
И вот вспомните тот пример, когда из Наина выходила подобная процессия, сколько там было слёз, и как Господь этого юношу умершего, единственного сына вдовы, воскресил. Высохли её слёзы. Но если бы только всё нормально было, то юноше пришлось бы плакать уже о смерти матери, когда пришло время ей уйти. Мы же говорим о вечном воскресении, которое дарует Господь всем верующим в Него. И не потому, что мы добились этого, а потому, что мы поверили. Мы отвергли все ложные призывы врага, все системы, всё, что он придумал, - мы всё это отметаем, мы ставим это ни во что. В то время люди тоже делали карьеру, в том числе и те воины, которые стояли у гроба. Кто-то зарабатывал, высекал гроб – в скале не так просто такую пещеру было сделать; кто-то ткал ткани, умерших заворачивали в них; кто-то миро выпускал - это тоже был своего рода бизнес. Но оказалось, что всё это для смерти. Радость – вот в этом повороте Марии, когда она устремила взор на Иисуса Христа и встретилась с Ним. Дочитав до этого места, мы каждый раз можем сказать: Мария, дай мне увидеть Господа в дни и часы моей печали, и чтобы слёзы мои Он отёр Своею рукою, благословенный во веки Господь наш. Ему слава за всё. Аминь

Список всех проповедей

252

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: