размер шрифта

Поиск по сайту




На псалом 102 (вторая часть)

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Пс.102

Пс.102:2 – «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его».

Мы говорили о месте, где душа прославляет Господа. Не всегда же мы на Гаризиме находимся, иногда обстоятельства заталкивают на Гевал, там, где имя Божие хулится. Иногда допрашивают нас, мы находимся среди сквернословов. Вот и нужно заранее ко всему этому готовиться. Господь говорит, что

Мф.10:18 – «поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками».

Лук.12:11-12 – «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить».

На конкретно какие-то вопросы мы будем знать ответы заранее, но когда начнётся судебный процесс, многие вопросы будут поставлены не так и ты ответишь. Скажешь: «Сам даже не знаю, как так ответил»; ибо Дух Святой положит на сердце, что вам отвечать. Сегодня надо сделать так, чтобы слово Божие было живо и действенно.

Мы говорим: благослови, душа моя, Господа. Что вокруг тебя есть – всё наполняет Господь. Вот вверху прибиты у потолка здесь рога, бык был. И ты сразу остановись, задумайся.

1Цар.2:1 – «И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем».

Рог спасения моего. Рогом называется сам Господь.

2Цар.22:3 – «Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!» 

Ты не просто увидел рог, а сразу соединился с псалмопевцем Давидом, который говорит: благослови, душа моя, Господа, Который является рогом спасения моего. Евреи знали силу рога, и знали силу эту, как проявляющуюся на врагах. Они это слово смело употребляли во время молитвы. Да разве можно вообразить, чтобы уж не бабушка православная, а даже наш архиерей молился такими словами вслух в храме, стоя на коленях, молитвой просвещая народ свой, оповещая окрестность, что вот Иегова, наконец-то, воздвиг рог в нашей общине, что человек борется с еретиками и побеждает их. Нет-нет! Нужно только по бумажке, по молитвослову: «Богородица, Дева радуйся,.. честнейшая херувим». Шаг в сторону, шаг влево, шаг вправо от засохшей формы общения с живым Богом, тут тебе и рога сшибут свои же православные, просмолённые в копоти нечистых свечей.

Тебе ждать не нужно врагов. Нужно молиться, чтобы этот рог слепого фанатизма монашеского, эту черноту Бог сломил и воздвиг на земле благовестников веры евангельской.

Фил.1:27 – «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую».

Лук.1:69 – «и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».

А когда рог крепкий, то против него не устоишь. Люди-то все немощны. А рядом бараньи рога – мы молимся сегодня в нашем лагерном музее и всё это видим на нашем богослужении – это живая проповедь нам. Из бараньего рога, а он пустой, трубили в новомесячие трубою – рогом.

Пс.97:6 – «при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом».

Ты взглянул и вспомнил, что это повеление Господне, чтобы люди трубили.

Ос.5:8 – «Вострубите рогом!»

Мы не в храме сегодня молимся, где одни только иконы, а столько полезного для души, и для размышления берём, находясь на этом «скворечнике».

Всякая деталь, всякая вещь – всё, что есть вокруг – должны тебе напоминать о дивном Создателе, Которого душа твоя благодарит. Благослови душа моя Господа, я этим так пропитан, что вся моя внутренность не может дождаться, когда же быть с Господом. Мы заболели, а так охота пожить, да и это Павел понимал; но он говорит: я желаю умереть.

Фил.1:23 – «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

Там, в Царстве небесном, нет болезни, нет печали.

Откр.21:4 – «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

Для вас важнее, чтобы я ещё пожил, еще что-то ответил, рассказал. Мы не знаем свою стоимость.

Фил.1:24-25 – «а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере».

Представьте, что кого-то из нас нет, а мы занимаем определённую ячейку. Тебя не будет и вот это уже не сделать. Всё время развивая таланты, мы будем знать, кто и в чём в нас нуждается. И для развития талантов благослови, душа моя, Господа. Тебе дано одно, другому музыкальное, третьему издать, четвёртому утешить тебя, пятому – уметь разделить, распространить.

1Кор.10:31 – «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию».

Здесь решается внутренней частью человека, наиболее ценной перед Богом – душою, вся внутренность моя, за всё благодарите что нас окружает. Иов говорит жене, когда постигла беда его:

Иов.2:10 – «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».

Благослови, душа моя, Господа! Это должно звучать с понедельника и до субботы. Главное, чтобы ты не вылез за рамки, которые Господь показал: вот это относится к Гаризиму в благословении, а вот это уже Гевал.

Мф.7:1-2 – «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Крепко обличить можно, выговорить можно.

1Тим.5:20 – «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели».

Но не выноси суждение: «всё, он погиб, ему не раскаяться». Бог его знает, как обстоятельства повернут. Получится так, что о ком не думали, а он сделался правителем, а княжеский сын сделался бомжем, вот как может быть в жизни.

Сир.10:28 – «Рабу мудрому будут служить свободные, и разумный человек, будучи наставляем им, не будет роптать».

Итак, что в моей жизни было, я уже на склоне лет просматриваю ко благу моему. О дивный Господь! Спрашивают, как ты мог так спланировать, чтобы столько людей тут могли находиться. Снаружи-то домик – «скворечник» смотреть нечего, а шестьдесят человек только за столами умещается. Я ничего не могу ответить никому. Господь так устроил, дал материал, помощь в братьях и желание людей верующих приходить сюда на торжества, свадьбы, встречи, на моления.

Я знаю, что Бог есть дух, т.е. Он невидим и Бога нельзя никак представить. Вот мы сейчас поём. А как лучше: петь или не петь? Лучше – не петь. А почему?

1Кор.14:15 – «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».

Если ты только голосовые связки напрягаешь, а внутренним состоянием не поёшь, то это ничего не даст. Как лучше, когда дома молишься, то вслух дома читать или про себя, умом? Не вслух. Но т.к. мы ничего не можем сообразить, легко отвлекаемся, то лучше читай вслух. Святые говорят, как Серафим Саровский, когда молишься, то закрой глаза. Ничего себе, мы и так закрыли глаза, да и спим стоя. А если сон подойдёт к тебе, тогда открой глаза. А у нас наоборот, сон подойдёт, мы закрыли.

Понимаете, как мы далеки от совершенства. Но мы говорим: ладно, хотя бы по второму сорту будем молиться. Поэтому, что у нас перед глазами есть – мы не должны этого видеть. Мы не должны рассматривать икон, не должны храм рассматривать.

Иоанн Златоуст говорит, чтобы не обращали никакого внимания на тех, кто зажигает светильники. А у нас как кто вперёд вышел, так он ещё повернется к благочестивому народу, да так низко на все стороны поклонится, что вся церковь зашевелится, как на волнах в бурю закачается.

Эти семь минут до начала любого богослужения, если ты опоздал, то стой в притворе, а после, как только батюшка открывает алтарь или первые слова начал читать, тогда только тихо войди и стой, не шелохнувшись. И ногами зря не перебирай. Свечу поставит староста или чтец; придите пораньше, чтобы на вас никто не смотрел. Мы должны сосредоточиться на молитву. Но начинают ходить, прикладываться, даже ребятишки. Семь минут перед началом каждого богослужения нам уже не принадлежат, мы встали перед Богом.

Во время богослужения у нас, слава Богу, совершенно нет уже никакого движения; ни одна душа с места не сдвинется; если только уж ребёночек запищит, его вынесли в «мамкину комнату». Запомните, что это мы специально ввели эти семь минут духовного размышления, настроя на молитву, чтобы чувства утишились, волнение суетности мирской улеглось и мы захватили первые слова богослужения уже в благоговении. Это – большое дело. Благослови, душа моя, Господа! И мы на эту волну сейчас настраиваемся. Благослови!

Я как бы сам себя начинаю уговаривать, убеждать, делаю своей душе настрой. Всю внутренность я собираю в одно – к Богу устремись, душенька моя осуетившаяся. Внешне можно научиться правильно кланяться, персты слагать – это всё можно. Но надобно внутренне собраться и перед Богом так сказать: душа моя, наступил момент, когда я хочу соприкоснуться с моим Создателем. Благослови, Господи! Не возропщи.

Женщина мне говорит в больнице: «Я верила. Когда единственный мой ребёнок без присмотра вышел на улицу, а осталась я без мужа, муж погиб внезапно, ребёнок мой семилетний и вышел на улицу; и по сегодняшний день нигде нет его. Я верила в Бога, всё что могла, сделала, чтобы найти; и не знаю, живой он или мёртвый. Да где Он, Бог этот?» Я не мог ей ничего сказать больше этого. «Ты веришь во Христа?» «Не верю!» Она ни во что не верит. «Верила, а сейчас я не верю. Почему Бог это допустил? Я одна, сын был притом послушный. Я мужа любила, он на мужа похожий был, для меня какой это был удар. Он только что вышел, я выскочила почти следом за ним; но уже нигде никого нет». Благослови, душа моя, Господа. Бог дал, Бог и взял. Это утешать хорошо.

Как один проповедник говорит: «Я много лет был проповедником, но вот дочь моя, как раз восемнадцатого июня шла из школы и её красавицу, задавила машина. Она шла с соседкой девчонкой, которая до того противная, конопатая. И не ее задел пьяный шофёр, а её захватил – на той стороне шла. Почему не эта? Она на олимпиадах получала всегда премии; ну почему именно она? Где Он Бог, да и есть ли Он после этого?

И в этом случае мы должны сказать: ты утешал других, да пошлёт тебе Бог утешителей.

Прит.24:10 – «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя».

Иер.17:17 – «Не будь страшен для меня, Ты — надежда моя в день бедствия».

Авв.3:16 – «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия».

Он говорит: я перестал проповедовать. Я два месяца не мог ничего сказать, ни на письма ответить. Это моя самая любимая младшая дочь была. Но почему? И теперь я уже на опыте знаю, почему, и вот теперь я говорю: мера превысила всё это. Как ударил меня Господь. Я проповедник был всю жизнь. Ладно, люди не знают Бога; но я – проповедник. Будь с кем-то такая страшная и непоправимая беда, я мог бы утешить, мне дан дар слова от Господа, и это все знали.

Иов.16:4-8 – «И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею; подкреплял бы вас языком моим и движением губ утешал бы. Говорю ли я, не утоляется скорбь моя; перестаю ли, что отходит от меня? Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою. Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня; восстает на меня изможденность моя, в лицо укоряет меня».

Вдруг такая потеря и люди приходят и утешают. Это Бог дал для того, чтобы я ощутил нужду в людях, в друзьях. Я понял, как много у нас друзей. Нераспечатанные письма лежат коробками, некогда даже читать. За нас все молятся. Люди приходят и утешают, и мы целыми днями молимся, плачем, благодарим Бога. Только через два месяца я вышел на проповедь. Я сказал в обновлённом духе: благослови, душа моя, Господа. Уча других как переносить огненное испытание, я, оказывается, не перенёс его. Всё было, а такого ещё не было. Дивный мой Бог.

Мы говорим о месте. Во всяком месте где бы ты ни был; завтра мы будем в храме Божием, потому что воскресенье, и там прославим Господа Саваофа за такое убранство в храме, за такую красоту. Некоторых икон у нас нет. Был тогда такой митрополит Григорий Санкт-Петербургский, до революции; тогда патриаршества уже не было. Маленькая брошюрка, но она очень популярна. Она называется «Один день святой жизни». И вот он описывает, что что бы ты ни делал, куда бы ни повернулся, во всём должен увидеть Бога. Тебя оставили водиться с ребятишками, я сам был когда то ребёнком. «Господи, как Ты меня хранил, а ведь я был такой немощный. Благодарю Тебя, мой Создатель! Господи, и Ты был когда-то на руках Пречистой, Преблагословенной Матери и Ты знаешь, как сохранить наше детище, благодарю Тебя».

Подметаешь комнату и скажи: «Господи, душа моя так замусорена, вымети её чисто, быть может, утерянная драхма какая найдётся, какой талант не развил». Ты стряпаешь, так вспомни что-то и скажи: «Израиль вышел с квашнёй с такой поспешностью, даже не успели ничего приготовить. А ведь пшеничинки разные были, теперь же все вместе они; и из этого Тело Твоё на причастие готовится». И ты это готовишь, и всё время благодари Бога. Ты доишь корову и скажи: это молоко, какое оно вкусное, какое хорошее, и Ты сказал: тебе дам землю, текущую молоком и мёдом. Благослови, душа моя, Господа».

Ни одна фабрика, ни один завод даже в Швеции, где сепаратор изобретён, не могут сделать искусственного молока. Травы нарвать, водой развести – корова больше ничего и не берёт, соли немного добавить. Но ничего не могут сделать – зелёное получается и не могут сделать белым. Кормят этим искусственным «молоком» кошку, она недели через две и издыхает. Машины нет такой, чтобы самим из сена выжимать молоко, сметану или масло сливочное. Благослови, душа моя Господа. Мы каждый день соприкасаемся с этим выменем.

Дивен Ты, мой Господь. Научиться Бога славить не просто. Псалтырь читать оживить, в себе это всё, чтобы всюду и везде дыхание любящего Бога было видимо нами и ощутимо, реально. Аминь.

Список всех проповедей

234

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: