размер шрифта

Поиск по сайту




Не чужд закона

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Гал.4:4-7

Рождественское апостольское чтение сегодня из Послания Апостола Павла Гал.4:4-7, Ефес.2:10-13. Говорится о том времени, когда надлежало прийти Сыну Божию, сойти с неба. Мы слышим, как часто поётся “в лепоту облечеся”. Можете спрашивать у людей, и, думаю, из ста человек, которые выйдут из храма, ни один не ответит, что же за смысл заложен в этом песнопении. Лишь бы язык лопотал: лепота, лепота... Лепота – означает красота, великолепие. Христос, сойдя с Неба в Духе Святом через Деву Марию принял плоть. Не зря был такой подъём искусства в изображении человеческого голого тела в эпоху возрождения, как будто люди только что очнулись. До этого всё гноили по монастырям, задавливали, по сорок одёжек надевали и вдруг узнали, что тело человеческое красиво. Да и тогда знали, что оно красиво, но оно вызывало недобрые чувства, соблазн, похоть. Но красота оставалась красотой. Василий Великий в «Шестодневе» подробно описывает устройство человеческого тела. Есть такая книга Рогозина, он протестант, “Существует ли загробная жизнь”, он подробно рассматривает, насколько в то время было известно в медицине, что есть в человеке: как работают печень, почки. Это страшно сказать, какая тайна, притом высшая тайна для разума человеческого. Обычно в институте учатся пять лет, а сегодня обучение в медицинском институте уже до семи лет доходит, и когда выходят, то ещё ничего толком не знают; заканчивает жизнь, уже доктор медицинских наук, и по секрету мне говорит: «Знаешь, ощупью всё делаю, мне только кажется, что я что-то узнал». Он на опыте другого, что вот у того так было, догадывается, обобщает, что, может, эта болячка у этого такая же, а оно колет совсем в другом месте. Человеческое тело – это сложнейший механизм. Раньше не было компьютеров, а были микросхемы, были электронные лампы. Так вот, десять клеток нервных наших окончаний выполняют ту же работу, что и четырехэтажное здание, наполненное электроникой - а их едва ли видно в микроскоп, эти десять клеток. А сколько у нас нервов? У нас столько нервов протянуто, что это, примерно, в три или четыре раза больше, чем все телефонные кабеля всего мира. Чтобы мы болевые точки чувствовали. Их даже найти нельзя, но какая красота – глаза наверху, на самой вершине, чтоб всё видеть, жить не как корова, когда она идёт, спина высоко, а глаза-то у неё где-то внизу, когда ест траву. А человек хотя бы и ел, хотя бы разговаривал, глаза его всегда стоят на вершине. А как они ограждены, в какой-то ямке находятся, со всех сторон реснички охраняют, сразу закрывают – чуть пылинка, сразу начинает работать очиститель, как у машины, воды вбрызгивать – слёзы. А сзади сердце лопатками-щитами закрыто. Лёгкие находятся ниже сердца, и раньше объясняли так, что когда сердце разволнуется, чтобы ему мягко прыгать было. И брови плотные, как козырёк над окном, для того, чтобы, когда пот течёт, мимо стекал, не выедал глаза. Удивительная красота! И Он, Христос, невидимый Бог, облёкся в эту красоту и лежал, как Младенец, в яслях, повитый пеленами Приснодевы Марии. К слову сказать, слово “Дева” Апостол Павел и не упоминает, а называет ее Женой. Гал.4:4 – «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону». Какой соблазн для православных в этих словах, они, наверное, могут даже подумать, что Павел протестант был! У нас сказать, что Богородица – Жена, - да сохрани Бог: «Ты - еретик!» Тебе сразу два пальца вперёд – так и сунут кукишем или двуперстно: «Еретик!» Мы сейчас слышали, как Апостол Павел говорит: “Он родился от жены” - это женский род так называется. Значит, человек смотрит на Христа прекрасного, Он оделся в наше тело. И вдруг сегодня слышим: Гал.3:27 – «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Он облёкся в наше тело, а мы в Его невидимое, божественное облекаемся во время крещения. Соедините эти слова! Когда задумаешься, то воскликнешь: «Господи, как всё переплетено, какая красота!»
Что мы узнаём из сегодняшнего маленького отрывка? О том, что Христос, как Апостол Павел говорит, был послушен Отцу небесному. Когда Отец вопрошает, кто спасёт человека, то: Евр.10:5-7 – «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Когда уготовал? Сегодня Он родился. Он готовил его девять месяцев в утробе Девы, девушки Марии - Ей неполных пятнадцать лет было, когда Она родила Иисуса. Сегодня разные «честноховские» иконы придумали, показывают такую старуху страшную, что как на базаре старую цыганку увидишь, то не так испугаешься, как эту икону. Какой-то ужас! Избрали пьяного какого-то художника и говорят: «Эта икона - святыня, не смей что-то против сказать!» Пятнадцатилетнюю вообразите; неужели Бог избрал уродину какую-то – пять с половиной тысяч лет готовил Сей избранный Сосуд. И я верю, что Она блистала красотой, но особой красотой, Она светилась духовно, послушанием Богу.
Когда люди искренно верующие, тогда на них особый отпечаток света. Вы помните, как ректор пришёл на наши занятия, и когда он вышел, а у него студентов четырнадцати тысяч, а сейчас около двадцати, то говорит: «Какие лица у ваших людей!» Наш батюшка ездил с фотографиями наших людей по Америке и передаёт, что ему говорили там, рассматривая фото: «Лица светятся у вас». Останавливаются перед фотографиями, где крупным планом изображены лица людей: «Что за глаза у людей!» С чугунком стоят, старший воспитатель с ребятишками, а американцы вглядываются: «Вы замечаете, какие глаза у этих людей?» Мы сегодня должны посмотреть новым взором, одухотворенным на Того, Кто родился и лежит в яслях. У Него было послушание Отцу Небесному, Он говорит: «Ты уготовал Мне тело». Апостол Павел говорит, что Иисус подчинился закону, который уже окончился, чтобы не подать соблазн. Закону, который не приводил ко спасению, а только указывал на пришествие Иисуса Христа. Гал.4:4 – «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону». “Подчинился закону” - я вот на этих словах хочу немного остановиться, чтобы в следующий раз, когда будем читать, мы задумались, что это не просто «Рождество Твое Христе, Боже наш», а это означает послушание Христу рождённому, послушание закону, данному Им, послушание Святой Библии. Вы знаете, что послушание, если оно нарушается кем-то, то это без возмездия не остаётся.
Послушанию учат детей своих родители, но мало добиваются, так скажем, потому что не по Закону Божию учат. В послушании должна быть жена, безмолвная, и даже дорогой у мужа не спрашивает, пока до дому не дойдёт. 1Кор.14:35 – «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви». Мы об этом послушании даже не слышали, сразу же тебя обзовут тоталитарным волком: «Что, она - не человек? Да чем она ниже тебя?» Но Апостол Павел говорит так: 1Тим.2:11 – «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью». Пока мы были чужды законов обетования, были безбожниками, то мы не могли претендовать, приближаться к тому, что Бог приготовил любящим Его. Слово Божие говорит так. Когда Он подчинился воле Бога-Отца, то подчинился и закону, исполнил всё, порученное Ему, доколе наступило время исшествия Иисуса из этого мира. Может быть, на каждом из нас лежит вот эта обязанность, пока мы её не выполним, пока мы не подчинимся Закону Божию. Иногда говорят: «Почему один рано умирает, а другой долго живёт?» Говорят, что за послушание родителям. Но не всегда так. А в Премудрости Соломона написано: Прем.Сол.4:13-15 – «Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его». Взял: в автокатастрофе погиб, умер или на него напали и зарезали – разницы никакой нет, как будет разрушена вот эта храмина, главное, что в юные годы он выполнил всё, что поручено человеку достичь до старости. Он сделал такой рывок, привлёк благодать Божию, стяжал Духа Святого – ему больше здесь делать нечего, он переходит в другой класс, на другой этаж и это означает, что Бог его забирает к Себе. Причина разная. А люди судили, говорит, смотрели и ничего не поняли: «О, какой злодей, он не угоден Богу». Мальчишка, Артемий Веркольский, нёс отцу обедать, тот в лесу работал; и вдруг молния ударила в него и он погиб. И не дали хоронить на кладбище: «Какой он - Богу неугодный; вот, надо же, а послушный вроде был пацан, но смотри, как Бог узнал его – как ударил молнией-то, сжёг, почти ничего и не осталось, значит, наш суд был неправильный, вот теперь правильный!» И в лесу его зарыли. В лесу! С нами, праведниками, нельзя ему лежать на кладбище, как бы нам там хуже не было! Пришло время, кто-то болел, стоял около этого дерева, кору откусил, пожевал, зуб перестал болеть. Другой раз у него в боку закололо, к этому дубу подошёл, опять пожевал – опять перестало болеть. Так здесь же Артемий похоронен! О, мы опять ошиблись, уже во второй раз. Давайте его канонизировать, давай дерево резать, стружки разбирать – на стружки пошёл дуб, на опилки. Что значит суд-то человеческий! А он в раннем возрасте исполнил послушание Богу, Отцу Небесному, и ушёл. Об этом даже протопоп Аввакум пишет, даже злодей-воевода Пашков там лечился.
Слово “подчиниться” в Библии встречается 15 раз. Я хочу показать, где мы должны и кому подчиняться. Это слово встречается у нас: “Ты почему не подчиняешься?” – это любой скажет. Подчинения ищут везде – у скотины и у людей, в хорошем обществе и в преступном - всё на иерархии устроено. В истинном понимании слово это описано только в Библии, почему мы и хотим пройтись по ней, столбы послушания, подчинения увидеть, что означает подчиниться. Подчиниться Богу, закону Его. Сир.4:31:Не подчиняйся человеку глупому и не смотри на сильного ”. Вы не думайте, что глупый человек - это на остановке пьяный шатается, столб обнимает. Самые глупые люди - в храме православном. Ты не подчиняйся глупому попу, не подчиняйся глупому епископу, если они учат не по Слову Божию - это самые глупые люди, вплоть до патриарха, до Папы Римского – столько лет прячут от людей Библию, столько лет строят монастыри и угробляют там людей, когда нужно идти и проповедовать. Проиграли Египет – теперь там мусульмане; проиграли Россию и продолжают дальше ту же проигрышную игру. Не подчиняйтесь глупым людям! Ты сначала определи, мудрый он или нет. А мудрость как определяется? Если человек держит в руках Священное Писание, слышит Голос Божий, с открытым оком живёт, как мы вчера слышали, когда Бог полагает ему мысли, тогда стоит слушать его, что он говорит. Не подчиняйся глупому! А вы же говорили, что жене надо мужу подчиняться? Не подчиняйся глупому мужу там, где он говорит вопреки Священному Писанию. Тогда кафедру занимает жена и делается выше мужа, говорит Иоанн Златоуст. Не подчиняйся глупому отцу, ребёнок, когда отец заставляет нарушать Закон Божий, когда мать старается тебя в пост накормить молосным. Не подчиняйся, но возьми пример с Феодосия Печерского. Те, которые покинули всё ради Христа, пошли не в ту сторону, куда идёт мир. Есть люди, на которых восстали родственники, которые мешали им, и потому верующие оставили дом и получили во сто крат больше – они пошли за Христом.
Если даже ты не имеешь никакого образования, даже в преклонном возрасте, пусть ты даже старушка, ибо мне Бог дал счастье знать таких, и тебя будут слушать, к тебе будут обращаться за советом. Почему говорится так: Суд.5:13 - “ Господь подчинил мне храбрых”? Храбрый никому не подчиняется. Подчиняются, и будут слушать и обращаться туда, где колокол Божий - Слова Божии слышны. В 1Пет.5:5 - “Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать”. Пастырям, но не волкам в овечьей шкуре или в ризах. Те, которые по Слову Божию поступают, овец своих пасут, кормят их. Поэтому таких пастырей не огорчайте; а вы, пастыри, заботьтесь о том, чтобы каждое Слово Божие было ясно, чётко донесено до людей. Я бы попросил сегодня перечитать послание, которое пришло нам от епископа – оно было невнятно читано. Я уже сколько раз говорил: «Проговаривайте ясно слова, отрабатывайте дикцию, не для себя же говорите!» Протопоп Аввакум при открытых дверях говорил проповедь и на другом конце деревни было слышно, а у нас рядом двери, не могу разобрать, я почти ничего не понял. Если бы вот этот брат Игорь читал, я бы понял - значит, работать надо. И чтобы тебе, пастырю, подчинялись люди, значит нужно показать, что действительно кормишь их, поишь, ведёшь, заботишься. Я говорю открыто об этом, потому что уже не раз говорил вам, батюшка, но изменений не вижу. В алтаре чётко и ясно произносятся Вами слова сегодня, и какая нам радость, что мы о Христе сразу больше узнали. Как святые отцы мудро составили богослужение, но оно скрыто за славянским, этим китайско-японским языком, а когда по-русски то прочитали, всё и ясно, что действительно к нам пришёл Господь, а не только в Вифлеем.
Попутно хотелось сказать, что когда явления какие-то есть, но не сразу они ещё всем известны, то всё это происходит ночью. Пасхальная ночь – воскрес Христос и никто не видит; Христово Рождество – ночью. Пастухи пришли поклониться, может быть, и утром уже, как и мы сейчас, но услышали там, у стада, ночью, когда охраняли они стада; а вот Крещение Христово – принародно, при свете, Преображение – при свете. Здесь тоже нужно сделать свой вывод.
“Подчиняйтесь друг другу”. Как подчиняться? Когда чувствуете, что прав человек, и смотрите, кто перед вами, какую роль выполняет этот человек. И подчиняйтесь друг другу. Разговариваешь с сёстрами и сразу видно, что незамужняя, такой властный голос, так ведёт себя круто. Или же муж-подкаблучник у неё – что-то одно из двух. Настолько гордо, несмиренно разговаривают. А если бы ты была христианка, одна или с мужем, у нас такие тоже сестры есть, и они стараются каждое слово сверять по Слову Божию, да и к мужу надо и не надо обращается: «Ты благослови меня». Уж как он скажет, говорит, так я и сделаю. Потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Христос не противился Отцу Небесному, Он сказал: “Вот Я, иду”. И Он уготовал Ему тело. 1Кор.14:34 говорит о том, чтобы в церкви были в подчинении жёны мужьям, не слышно было от них голоса, так и закон велит. Христос не был чужд закону, и нас, чуждых закона, некогда бывших безбожниками, взял в Свою власть, и мы подчинились Его закону. Слово “чуждый” встречается в Библии 20 раз. Чуждый, чужой, отчуждённый. Он привлёк нас, незнавших, Он притянул нас к Своим яслям. Слово “чуждый” впервые встречается у Лев.10:1. У первосвященника Аарона было два сына, тоже священники, Надав и Авиуд. По нашим меркам, это были два митрополита, видимо, по внешнецерковным сношениям в виде Кирилла и Ювеналия. Ясно, что сыновья Аарона, святого человека, они знали закон, они закончили семинарии, какие-то академии и звания имели. И однажды, написано, что они взяли свои кадильницы, положили в них огонь чуждый. Нигде я не нашёл в Толковании, что означает огонь чуждый. Как огонь положить, когда там лежит ладан? Угли чужие или разожжённое от чужого? Склоняются к тому, что подожжённое от чужого. Вот люди иногда курят где-то: дай прикурить, тот свою папиросу даёт. От папиросы нельзя зажигать свечи. Нельзя от чуждого огня пламенеть ревностью – “а я ревностный, я вам не покоряюсь, вы все еретики”. Это чуждый огонь. Сгорели люди на этом. Но люди-то, стоящие в храме, не знали этого, что у них в кадильницах не тот огонь. «Священники, смотри, сколько дыму напускают, какие они слова говорят, как друг друга поносят, сколько злобы выплескивают на тех, которые проповедуют Слово Божие». Это чуждый огонь. Как они поносили лично меня, когда меня арестовали: «Так ему и надо, это закономерный его исход, он мешал, нарушал наше лояльное отношение к дорогой советской власти». Разве это Божественный огонь в их кадильницах был? Люди молятся, кланяются, священник кадилом машет и вдруг - кадильница выпала, поп повалился. И написано: “Бог сжёг их”. С Неба пал огонь Божественный, пожрал этот огонь и их. Подобное было со смутьянами Корея. Чис.16:18 – «И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон». Ст.35-38 – «И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные] кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых».
Когда священник заходит в алтарь, то нужно ему помнить только одно: «Исполни меня благодатью Духа Святого, возжги во мне ревность о спасении моей души, семьи моей, тех, которых Ты мне вверил». Ты, батюшка, служишь не себе, ты только проводник благодати Божией, ты служишь Богу и для того, чтобы и от Бога передать нам Его благословение. Естественно, что тут мы должны бодрствовать, не дремать, не зевать. Втор.32:16 - «Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его». Давид согрешал много, но он всё покрыл одним, что он от Бога не отступал. Поэтому как бы трудно ни было, в какой бы ты грех ни впал, но только ты не измени нашему Богу Иегове, только не покинь церковь православную, ибо здесь даётся епитимья, здесь лечебница, это гостиница. Выйдешь из церкви - отпадёшь и уже никогда тебе не вернуться, всю жизнь будешь служить чуждым богам. 1Кор.9-21 – «Для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона». Я ещё ни разу не встретил ни одного человека в жизни своей, будучи верующим, кто бы эти стихи исполнил. Когда говорю им о том, то люди не понимают; я говорю: «Ты же сейчас читал это!» Пусть кто-нибудь попытается это сделать: для всех я сделался всем: для старообрядцев - как старообрядец, для баптистов - как баптист, для безбожников – как безбожник и как коммунист, быть может, не будучи чужд закона перед Богом, чтобы приобрести коммуниста, приобрести баптиста. А тут так, на тысячу вёрст вперёд видно: «Не подходи ко мне, я старовер, видишь два пальца, а то я тебе ткну, стой, не подходи!» «Да для всех я сделался всем». «Отруби» пальцы, спрячь их в карман. Для всех – всем! Мне приходилось выступать в разных общинах баптистов, мирить их между собою, а их два разных направления, как Московская патриархия у нас и зарубежная церковь, и каждый думал, с той стороны или с этой. И примирялись. Но если бы они узнали, что я православный, они бы в обморок упали. Я уехал, а они по сегодняшний день так и не знают, кто я. Но один из них вышел оттуда – и теперь православный священник, у него много детей, и дочери все сделались жёнами священников православных. А если бы я вперёд бороду выставил и сказал: «Я православный, на колени передо мной и перед нашей истиной!» - они бы дверью передо мною хлопнули, да ещё бы этой дверью по лбу мне попало. Значит слово “чуждый” должно быть обдумано по Слову Божию, и оно может принести пользу.
Кол.1:21-22 – «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» Мы будем чужими Богу и не получим обетования в том случае, если будем расположены к злым делам. Самое злое дело – отступить от Бога. Он сразу сказал нам: Иоан.14:15 – «Если любите Меня,
соблюдите Мои заповеди». Это слово священники спрятали от людей; 99 процентов, примерно, священников прячут живое Слово Божие. Они не устанавливают авторитет Библии, они свой авторитет устанавливают. Храм сгорел, священник стоит на развалинах и, хоть убейся, а он не знает, что делать. На днях у меня был схимонах, храм у него сгорел и он не знает, что делать. Я говорю: «Начинай с людьми вести занятия». «Как занятия?» «Большая там община?» «Человек тридцать». Человека три найди и уже начало будет положено. Открывай Евангелие, исследуй, читай, бери третий том “открытым оком”, бери трёхтомник толкования, в наших книгах всё сказано. Почему вы сделались чужими Закону Божию? 1Тим.6:5 – «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». Может, с ними надо встречаться, ходить, целоваться? Нет, но удаляйся от таких. У нас были такие люди. Они слышали Слово Божие и восстали. Они подавились артосом – пресный он должен быть или квасной? При безбожниках спорят, так что безбожники на работе говорят: «Нам надоели все эти артосы кислые, каждый день одно и то же». Люди с чуждой истиной спорят о вещах, от которых вообще ничего не зависит.
Евр.13:9 – «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Употребляйте яства, от которых душа будет возрастать в Господе. Эти яства мы находим во Святой Библии. Поэтому, приходя домой из храма, ещё раз посмотрите, какие места мы в храме читали; я вам говорю, знаю, что вы это не выполните, тогда друг другу хотя бы напоминайте, о чём речь шла. О том, что Христос сегодня родился и Он был не чужд закона. И мы приходим в храм, да не будем чужды закона Новозаветного. Мы особое попечение положим о священстве, чтобы Бог их пробудил, чтобы они слова говорили для нас понятные - на русском языке, чтобы в России началось пробуждение, чтобы люди шли не просто к яслям и слова песни повторяли, а шли ко Христу в яслях, Который был не чужд закона. А если мы вслед за Ним идём и окажемся чужды закона, то как мы с Ним в вечности соединимся? Если Он облёкся в нашу плоть, родившись, то как мы облечёмся в Него, если мы не примем правильное, с троекратным погружением крещение? Чтобы всё было по Слову Божию, испросим у Бога благословения и с радостью исполним слышанное. Ему слава во веки. Аминь.

Быть животворным ручьём, родником,
Помнить о пашне, засохших деревьях,
Через буераки пройти прямиком,
Точно к Голгофе, не образной - древней.
Выправить вовремя стёжки-дорожки,
Ямы соблазнов заметить, отметить.
Их не забудь с благодарностью, с дрожью,
Кто попадёт в них – за то нам ответить.
Наш виноградник сулит ли надежду,
Бродит ли сок, обещая вино?
Пусть моей жизни горбатые вешки
Будут примером смотрящим в окно.
Первопроходцам трудней и опасней
Первоапостольский труд возродить.
Яркие звёзды столетья не гаснут -
У мореходов они впереди.
Вспомни, сидел ли у ног Иисуса,
Жадно внимая Его откровенью?
Разве душа не сказала, что вкусно,
Слух твой отверзся, открылось и зренье.
Грудь распирала ли радость общенья
С Тем, Кого любишь, на век возлюбил.
Ты Иисусов отныне - не чей-то;
Здесь твой родник из-под плит вдруг забил.
И ты не просто скиталец, а вестник;
Ты не паломник по древним святыням.
Не монастырские мощи и плесень -
Слово живое удел твой отныне.
Сам ты иконой Спасителя станешь,
Всем колокольным набатом вещать,
Житницей хлебной, убогим питаньем
Весь целиком, не какая-то часть.
Ревность о деле Дух Божий подаст,
С плачущим плакать, к себе примеряя,
Радуясь с теми, в ком сгинула страсть,
Это и есть быть достойными рая. 4.1.05. ИгЛа

Список всех проповедей

242

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: