размер шрифта

Поиск по сайту




Тщеславие, зависть

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Лук.11:28, Гал.5:26

Лук.11:28 – «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Новый Завет состоит из 27 книг, и 14 из них принадлежат одному человеку. По количеству книг в Священном Писании Апостол Павел не имеет себе равных. Более половины Нового Завета написано одной рукой - этого вообразить даже нельзя. Было, что 5 книг Моисеевых, написалось о нём очень много, но 14! И притом открыл такие тайны, которые до него ни одному человеку не были открыты. Мы можем поставить вопрос: почему? Потому что слишком от многого он отказался и понял: Фил.3:8 – «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». И церковь установила очень часто читать Послания Апостола Павла. Гал.5:26: - “Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать”. Один стих. Попытаемся проникнуть в состояние общества галатийцев и перенести на сегодняшний день, чтобы Слово Божие заговорило с нами. Повторяю, в первую очередь Павел призывает не тщеславиться. Что такое тщеславие? “Тще” - означает напрасно, пустое, ничего не стоящее. А слава? Это величие, это - возвышение над другим. И очень часто слава оказывается тщеславием и бесславием.
Во 2Пар.25:19 говорится о том, как один царь одержал однажды победу и сразу у него характер изменился. Он понял, что равных ему никого нет. Он с любым может сойтись и побить его. Жил нормально, но одержал маленькую победу здесь, на районном уровне, и: «Я олимпийский чемпион!!» И сделал вызов соседнему царю, который намного сильнее его. А тот и говорит: 2Пар.25:19 – «Ты говоришь: вот я побил Идумеян, — и вознеслось сердце твое до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падёшь ты и Иудея с тобою». «Ещё я кого-то слушать буду!» Проверил войска – всё нормально. Вышел и потерпел поражение. Город был разграблен, сам пошёл в плен, всё рухнуло. На тщеславии очень много играет сатана, это его излюбленный приём. Задевает человека: «А что ты меня учишь? А что ты на меня давишь?» Это тщеславные люди. А христианство проповедует смирение. Страшно не любит сатана это слово: «Я могу и поститься, и могу молиться» – он всё может. «Терпеть не могу, когда говорят слово “смирение”. Святоши тоже нашлись!» И где только ни читаешь про сатану - везде у него гордость. И тщеславие у него необозримое, и это тщеславие его погубило.
Есф.4:17 говорит о человеке, который желал великого блага своему народу, но сам же и подставил этот народ – Мардохей. Из-за чего? Был тогда очень тщеславный человек, близкий царя, правая рука его – Аман. И он дал указание, чтобы все ему кланялись: «Когда я выхожу, чтобы все падали ниц!», как принято по восточному обычаю. Сразу же видно, что опрокинулись, как мусульмане в мечети, а один стоит прямо. А кто это такой? Да это еврей. Еврей? А кто он такой? Разведал, дали все данные. И Аман лучше ничего не придумал, как вместе с Мардохеем уничтожить и весь еврейский народ. И вот теперь Мардохей начинает просить Бога: «Господи, из-за меня вся эта беда пришла». И говорит: ни по гордости и тщеславию я не поклонялся Аману тщеславному, а потому что одному Богу я кланяюсь».
Что я говорю, то не потому, что я не хочу чтить Божью Матерь, не надо выдумывать про меня то, чего нет; но что Её возвели во святая святых и что будто бы она там и жила, как у себя дома. Вы же слышали сегодня, о чём говорится, что во святая святых один раз в год мужчина входил, и не простой мужчина, а из колена Аронова; тысячи левитов и священников, но ни один не входил, а только первосвященник; и не просто, когда захотел, а в определенный день – один раз в году, и не с пустыми руками, а с кровью. И вдруг девчонку во святая святых вводят. Это мы сегодня говорим: «Богородица, Дева радуйся». А тогда она была обыкновенная Маша, девочка, и никто этого ещё не знал.
Сегодняшний день отмечает церковь как Введение. И чего только ни написано, а об этом слове даже полслова во всей Библии нет. В 14 посланиях Павел мог хотя бы одно предложение написать и всё бы разрешилось. Даже одной буквы нет, а всё монахи накрутили. Я не потому так говорю, что тщеславлюсь, так повторяю, вместе с Мардохеем, но потому, что нельзя же возноситься над Священным Писанием, ибо написано: Прит.30:6 – «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом». Мы Божьей Матери нашими выдумками чести не прибавим. Вот как написано у Димитрия Ростовского на этот Праздник: «Соединившись с видимым хором непорочных дев, не­видимый хор бесплотных чинов шёл, совводя Пречистую Деву Марию во Святое Святых и, по повелению Господню, окружая Ее, как избранный сосуд Божий. Ибо они, при входе Ее во Святое Святых на служение Господу, воспевали небесными голосами. Было там пятнадцать ступе­ней на церковном входе, по числу пятнадцати степенных псалмов. Удивились все, увидев трехлетнюю отроковицу, поднявшуюся по этим ступеням так скоро». Если бы Она пришла к нам, то не сказала ли бы: «Я вас люблю, но зачем вы это к Моей биографии всё приписали?» «А мы не писали, нам уже готовое дали, мы только монашеские сказки повторяем». «Но вы разумные люди или не разумные? Когда мой Сын Иисус Христос говорит: Я дал вам Слово - то помните, что и Ему имя - Слово. Почему вы по Слову Его не поступаете?»
Выделили ещё в Её биографии совершенно несуществующее, какая Она сильная, как спортсменка. Трехлетняя, а она одолела 15 ступеней. Да ты пойди сегодня в зал, где сегодня занимаются девочки, маленькие, какие они кульбиты делают, переворачиваются. Сегодняшняя такая девчушка на каждой ступеньке перевернулась бы и залезла, и ничего особенного в том нет. Посвятили Её для Бога, и это не Её заслуга, а родителей. Сегодня некоторые родители продают детей своих, чтобы их размонтировали по частям. Продают детей, насовсем. А эти приходили, Её видели. Если так разобрать события, так ещё более величественных можем найти людей. Так в чём же ещё Её величие? А в том, что сегодня вообще нигде и не хотят об этом слышать. Ведь подражать-то Божией Матери мы не можем – зайти по ступенькам, а какое тут подражание-то? Тогда в чём ёще? Посвятить Её? Не в этом. Величие Её в Её словах, которые Она сказала: “Се раба Господня. Да будет Мне по Слову Твоему”. Вот образец для всех женщин, для всех девушек, для всех мужчин: “Се раба Господня”. Не раба прихотей родителей, не присказулек, которыми наполнена церковь, не раба какой-то игуменьи, где её прихоти она будет исполнять, бегать, как Евпраксия. Она - раба Господня – вот главное, в чём величие Божьей Матери, чем Она и возвеличена перед всеми; и не просто Раба, а Господня. И не просто в послушании ходит, но в послушании Библии. Она знала Бога Иегову и служила Ему. Она никого, кроме Иеговы, не слышала и не видела. Да будет Мне по слову Твоему. Ну а что говорят родители, близкие, священники, первосвященники, если оно сходится, если оно разъясняет Слово Иеговы, тогда так. А если не разъясняет? «Я не знаю ничего, я Богу Саваофу служу, Ему единому, я Его раба». А над чужим рабом чужой господин не властен, он только над своими властвует. Чьи мы рабы? Нам и нужно сейчас посмотреть, а не тщеславиться, что ты епископ, священник, патриарх. Раб ли ты Господень, по Слову ли Божию всё делаешь? Не так, что все на свете для тебя еретики, кроме тебя, а мы-де вот какие хорошие, какие мы святые! «Если вы хорошие, так по Слову Божию почему не поступаете, почему же Слово Божие, хорошие люди, не проповедуете? Почему Слово Божие другим людям не несёте, хорошие?» И остаётся от ваших слов одно тщеславие.
Пс.61:11: - “Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением”. Многие сегодня называют себя знатными, олигархами, а ведь всё у них до копейки награбленное. Не мог же этот человек, который вместе со мной работал одинаково, как и я, столько нажить враз, а я только три грыжи позвоночных нажил на стройке, и у меня ничего нет – тысяча и три рубля пенсия в месяц на 2004 год. А у него каждый год имение увеличивается на два миллиарда долларов, как сейчас сообщают. Но не тщеславься этим - это всё уйдёт. И Господь будет спрашивать не по тому, что ты награбил, а как написано: трудитесь своими руками, дабы было из чего уделять нуждающимся. Не сказано: ограбь ближнего, не давай им пенсии, оставь учителей без зарплаты и этим хвались! Какой-то рубль посвятил или миллион, или дал патриарху 300 миллионов на издание энциклопедии да четыре миллиарда на строительство храма – твоё имя чтобы там было на стене записано. Об этом нет ничего в Писании - это одно великое безразмерное тщеславие. Кто знает, кто строил храм Соломона? Одного человека мы знаем, помогал ему царь Хирам. Вот и всё. Но ни храма и ничего того уже нет. А если люди-то те Богу не угодили? А ведь если они были не рабы Господни, а рабы только Соломона, то, Господи, помилуй, так ведь уже три тысячи лет, как они в аду сидят! Господи, помилуй, так сколько же храмов-то на Руси было, да если люди это не по Слову Божию делали? Страшно сказать, уже целые столетия они в аду сидят, эти люди, в аду. И наши поминальники - они ничего не изменят, здесь поминаются рабы Господни, не забывайте. Это самое слово, как печать, стоит на каждом поминальном богослужении, всюду и везде говорится “раб Господень”.
Ис.10:12 говорит о том, как царь тщеславится и как Бог его ниспровергает. Иез.28:17 – «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Эти слова относятся к дьяволу на Небе, эти слова относят к самому богатому тирскому царю, а мы перенесём их к каждому царю: много награбили, внуки учатся в университетах в других странах, но ведь это всё ничего не значит. Маленькой чёрточкой между датой рождения появится дата смерти. И что тогда ответить? И поэтому ты брошен на землю. Соф.3:11 – «В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей». Ведите себя очень тихо, мы можем хвалиться только немощами нашими, и как в немощи нашей проявился Господь. Павел говорит: 2Кор.11:30 – «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею», чтобы показать, как много Бог сделает в этой немощи. Пс.113:9 – «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». Люди говорят, что завтрашний день я планирую так провести. Но хорошо, если бы так Дух Святой думал: «Пойду завтра, проповедовать буду, говорить». Это богоугодно, если ты добавишь: «Если Богу угодно. Если живы будем». Иак.4:16 – «Вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло». «Я вот туда-то, поеду, большую пенсию заработаю». Никуда ты не поедешь, уже всё вымерено, уже смерть стоит рядом. Не тщеславься, человек, а со смирением поставь вопрос: угодно ли это Богу - и после этого скажи: «Да будет воля Твоя, раб Твой слушает, что скажет Господь мой».
А не так: «Мы сделаем, выполним, перевыполним!» Вся советская власть была устроена на тщеславии: пятилетки, семилетний план - всё заранее знали – сколько курица снесёт, сколько овечка барашков принесёт. Вот такие были когда-то людишки умные. И оказалось, что ничего этого нет - Бог разрушил тщеславие, ибо Богу это не угодно. И мы не знаем, сколько нас здесь будет через год стоять, мы никого к себе не зовём, а желающих прийти к нам помолиться мы ещё останавливаем: «Не торопитесь, присмотритесь к нам, может, мы в самом деле какие-то аферисты, может, мы ошибаемся!» Мы не можем про всех сказать, что они еретики, как о нас говорят старообрядцы, и не можем сказать: «Переходите к нам!» Мы можем сказать, что Библия у нас всё же имеет авторитет, у нас по-русски читается псалтирное чтение, с Евангелием выходит священник прямо к народу и по-русски читает; Библия лежит на аналое, у нас есть места Писания, которые мы можем читать, на стенах развешаны. Вот это мы можем сказать людям, но сказать, что мы исполняем всё это – увы! Нам говорят: «Ну вот, стали читать по-русски, а до этого было по-славянски. Но намного ли вы лучше стали?» Приходится только ниже опустить голову вниз и плакать. Так с нас-то спрос будет, наверное, другой! Ещё и тщеславия у нас сколько: «А у нас...» А вот с нас-то как раз и спрос будет здесь, как мы себя вели. Поэтому к Галатам, как мы сегодня читаем, было такое вещание к народу, чтобы не было тщеславия, тщеславие относится к делам плоти.
В Флп.2:3 это же самое Апостол Павел говорит: “Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя”. Даже ты и не заметишь, как тщеславие подойдёт. Да было бы чем тщеславиться, ну какие мы, да гляньте на себя, и чем мы можем похвалиться-то? Чуть только что скажешь или за руку возьмёшь, и уже дёргается: «Ты меня не трожь!» Какое тщеславие у человека! Маленькое замечание только сделал, и уже прямо аж вспыхнет весь: «Ты меня унизил перед людьми!» Да как же можно унизить, если ты перед Богом возвышен? “Унижающий себя возвышен будет”. Премудрость Соломона 2:16 говорит о том, как для неверующих непонятна жизнь верующего человека. И они, будучи тщеславны до мозга костей, в тщеславии обвиняют нас, как Мардохея. Почему? «Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога». У них отцы: Иван, Василий, а мы говорим: «Мы дети Отца небесного». “Отче наш, сущий на Небесах”. И они считают такие наши слова тщеславием. Я ещё раз говорю: «Все, кто принял крещение, кто уверовал во Христа - они святые». У нас не принято так обращаться, но Апостол Павел обращался к людям, которые грешили, но он обращался ко всем вместе, искупленным кровью Христовой, как к святым, избранным и возлюбленным. Это вы святые, избранные. Так будем же жить достойными этого звания, зная, что оно нам даровано даром. Не то, чтобы подвизались где-то в пещере, в норе сидели, в болоте или в лесу, а даром – по вере нашей Бог даровал нам это.
В Премудрости Сол.5:8 говорится о том, что конечный результат тщеславия будет позор. И какую пользу принесло нам тщеславие, - так люди эти скажут, а рано или поздно они должны это осознать. Сир.20:7: - “Мудрый человек будет молчать до времени, а тщеславный и безрассудный не будет ожидать времени”. Он выскочка – всё знает, а благоразумный молчит, проиграет все варианты: «Если я скажу, то будет так, а если не скажу, будет так». Потеряевские нас опередили, они хотят, чтобы полностью богослужение было на русском языке. Я не знаю, кого можем найти из нас, столько сделавшего для того, чтобы было на русском языке, как лично я. Но я знаю границу, за которую пока не надо переходить. Быть может, батюшка попросит сейчас епископа, что кто желает по-русски, пусть отец Александр служит, так как ему трудно по-славянски, потому что он в самом начале по-русски дома служил, там, где один он был. Я говорю: молитва на славянском “Богородица – Дева, радуйся” по-русски есть, но мне не прочитать её, у меня язык заплетается по-русски её читать, а по-славянски могу без запинки её прочесть. Не потому, что я сторонник церковно-китайского, но вот такая уж у меня привычка. И действительно, я считаю, что это было бы мудрое решение, чтобы, допустим, с 7 часов литургия по-русски, а потом батюшка о.Иоаким проведёт так, как обычно по-славянски. Надо молиться об этом, чтобы это не было тщеславием: «Вот мы какие!» Не надо думать, что это вершина всего. Здесь нужно найти такую грань, чтобы за ней нас не убили, потому что от нас ещё не всё зависит, есть над нами ещё архиереи, благо, священники понимают, а иногда священники в разделении ходят: я не буду на русском, другой: я не буду на славянском. Надо дать человеку свободу и об этом надо помолиться.
Итак, Апостол Павел говорит: “Не будем тщеславиться. Не будем раздражать друг друга”. Я исследовал это слово “раздражать” и нашёл, что если этих слов в Библии 34, то из них более 20 - против Бога: это мы раздражаем Бога. Вот когда с кем-то разговариваешь и голос повысишь, не так скажешь, тебе сразу же: «Что ты на меня кричишь? А что ты на меня ругаешься?» Подходит ко мне и заранее она уже хочет, чтобы я говорил тем голосом, как она запрограммировала меня.
Зачем ты ко мне под язык-то лезешь? А вот каким голосом, какой интонацией - всё высчитывают. Но ты же раздражаешь. Павел говорит: 2Кор.11:29 – «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» Воспламенялся, то есть температуру уже в себе нагнал, под другой температурой тебе говорю. Вар.4:7 – «Ибо раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Богу». «И всюду и везде вы Меня непрерывно раздражали в пустыне. Вы Меня непрерывно раздражали в обетованной земле». Слово “раздражали” чуть не на каждой строке в Священном Писании. Люди раздражают Бога. А у нас считается, что если обвинение, то: так ты невыдержанный, оказывается, тебе слово нельзя сказать. Не раздражайте друг друга. Не нужно создавать такую ситуацию, при которой будет это раздражение. Сир.3:16 - «Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою». Не раздражайте своих матерей, не раздражайте церковь, которая есть матерь нам.
Сегодня Введение Божьей Матери во храм как раз и заставляет задуматься: «Могла ли Она раздражать престарелых Своих родителей – Иоакима и Анну? Как Она вела Себя, приходя в храм, не была ли Она Той, Которой делают замечания, и Она Себя раздражает да и других. Сколько у нас с этими юбками возились – за сантиметр буквально. «А что ты раздражаешься?» Да ты раздражаешь, не можешь никак опустить её, уже старая, уже нечем хвалиться и всё равно продолжаешь тянуть кверху. Не раздражайте друг друга! Сир.28:10 - “Раздражительный человек возжжет ссору и грешник смутит друзей и посеет раздор между живущими в мире”. Значит с раздражением нужно бороться, всячески его гасить. Сир.31-34 - «Горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре».
Разгорячился, да ещё выпил, и это случилось во время пьянки, смотришь, убили друг друга. Чис.14:11 - Сказал Господь: доколе будет раздражать Меня народ сей?” Значит, люди раздражают Бога и не чем-то, а непослушанием, когда вместо Бога слушают кого-то. Поэтому мы для себя возьмём: если у нас Библия имеет какой-то авторитет, то постоянно нужно спрашивать: «Что скажет Господь, дабы не раздражать Его?» Никогда, нигде, в мыслях даже не допускайте, что люди или какие-то священные предания будут мудрее Священного Писания или равные даже! Это всё равно, что человек был бы равен Богу. Господь говорит: Ис.55:8-9 – «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Мысли Мои – это Писание, мысли ваши – это предания, священные или какие; это творения святых отцов, хотя они и под водительством Духа Божьего были, но ни один из них не претендовал быть равным Богу. Это потом сказали, что слова Златоуста – это слова Павловы, а слова Павловы – Слова Христовы. Этих слов тоже в Священном Писании нет, хотя мы так и принимаем.
Иов говорит так: Иов.5:2 – «Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность». Если спокойно выслушал, промолчал бы и не потерял бы свою честь, а раздражился, наговорил глупостей, пришёл домой: «Да что я сказал, что я наделал, а как теперь?» Вот самое опасное – раздражать вышестоящих царей. Прит.20:2 – «Гроза царя — как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя». Притом без причины. Конечно, Иоанн Креститель раздражал, Ирод злился, но он знал, за что боролся, потому что слишком непоказательный пример был в жизни Ирода. А просто так – то помолчи, ничего не убудет. Пс.105:29 - “Раздражили Бога делами своими”. Друг друга не раздражайте. Но можно добавить к словам Павла: «И Бога не раздражайте делами своими». Какими делами? Да с утра и до вечера – вот такие дела. Сколько всего наговорено, сколько среди домашних посеяно недоброго.
Глупый раздражителен и самонадеян. Еккл.5:15-16 - «И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде». Человек раздражительный он не имеет мира с домашними. – “Он ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде”, но умер и нигде ничего нет. Апостол Павел говорит: Живите в радости. «Всегда радуйтесь». Будьте веселы, внутренним светом озаряйтесь. Еф.4:31Всякое раздражение и ярость, и гнев да будут удалены от вас”. Кол.3:2: - “Отцы не раздражайте детей”. Не дети родителей, а отцы детей. Больше нигде про это не написано. В Ветхом Завете ни разу не встречается такое слово. Почему? Потому что власть портит человека. За каждым шагом детей установлен такой контроль; а можно было бы очертить место для ребёнка и не трогать зря его. А то малыш прикоснулся к какому-то шифоньеру, и уже готовы ребенка расшибить. Ты покажи, что можно, а что нельзя делать, и пусть ребёнок свободно играет. Отцы, не раздражайте зря детей, не нависайте над ними, дайте им свободно развиться. Да, можно сделать так, что ребёнок будет слушаться, он будет покорный, но до времени, пока не наберёт силу. Ты его сделай послушным Слову Божьему и через это сделаешь другом себе.
Апостол Павел говорит: друг другу не будем завидовать. Немножко коснусь зависти. Это всё мы разбираем только один стих. Гал.5:26 – «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». В Быт.26:14 говорится, что у Исаака был хороший характер и Бог его обильно благословлял. И урожай на поле у него был во сто крат; а сегодня считается хороший урожай, если вместо одного центнера двадцать собрали. И было у него много мелкого и крупного стада, и филистимляне окрестные завидовали ему. Глаз алчного очень завистлив: что ни увидит - а у нас такого нет! Вот выводят молодую жену, она что ни увидит, всё тащит себе. Крышу увидела хорошую – а у нас такой нет; крыльцо чужое готова перетащить себе. Люди завидуют успеху другого. Священное Писание говорит так: Прем. Сол.2:24 – «Но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его». Дьявол позавидовал Богу, что такое творение, похожее на Него, и ввёл смерть. Быт.30:1 у Иакова было несколько жен и Рахиль позавидовала сестре, что у той дети есть, а у неё нет. Кажется, ей нужны дети, но если их нет, то надо бы только согласиться с этим; а она настолько желала, что в родах и умрёт, а более всего она раздражала и мужа, и завидовала сестре из-за того, что нет у неё детей. Сегодня вопросы задают: «Разрешено ли искусственное зачатие, кто-то кому-то донором будет?» - и прочее; это митрополитам задают такие вопросы на соборах. А почему просто не согласиться: «Если воля Божия на то есть, то будет и в старости ребёнок, будет всё естественно; а если нет, как в житии святого Фомы читаем, он сказал, что если дети будут у молодых, то будут больные, злые, по тюрьмам будут сидеть. Ну а вам нужны такие дети? И они убивать будут, проломят голову за пятёрку. Нужны теперь тебе такие дочь, сын? И успокойся. А только бы сказать: «Да будет воля Твоя». Лук.22:42 - «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».
Пс.105:16 говорит о том, что мы не должны завидовать: “И позавидовали в стане Моисею и Аарону” - и погибли, и живьём сошли в преисподнюю. Сир.24:8; 31:15, Сир.31:15 – «Что из сотворенного завистливее глаза? Потому он плачет о всём, что видит». 37:11 -Не советуйся с завистливым человеком”. Вот о зависти сколько нам Священное Писание говорит, что если человек завистливый, то попытайся сделать его другим, а если не получается, отойди, он тебя заразит, он всё время будет показывать – а у того лучше. Жена пилит и наконец он устраивается на работу, где не выносят силы. Вот вчера я одного такого встретил: «Я ходил к вам на занятия». В такой печали стоит: «Я не успеваю ничего заработать, как они тратят, а я главный инженер». Куда всё девается? Увидит, что у других лучше: «Вот такую надо мне шубу». Совершенно ничего у малого нет, а он один мобильник за шесть тысяч купил. И сын не работает ещё. Так, в долг взял. Не завидуйте, но что есть, тем и будьте довольны. Я ни разу в жизни ни одному человеку не позавидовал – меня Бог спас от этого. В чём другом, как наша мать говорила, каюсь, каюсь, а в этом каяться не буду – я аборты не делала. Вот в этом каяться, говорит, не буду. Так и здесь: «Я ни одному человеку не позавидовал, а если увижу у него талант, то мне ясно, что я никогда так не разовьюсь, как отец Геннадий Фаст, а я только молился: «Благослови его, Господи, чтобы он ещё больше сделал». Тому такие-то силы даны - пение, а у меня и слуха нет: «Господи, благослови его, чтобы он Бога прославил». Я с чистой радостью смотрю на талант того человека. Да, пусть маленькая я свечка, но чтобы она была твоя, не ворованная.
Пр.23:6: - “Не вкушай пищи с человеком завистливым”, придётся всё это изблевать – смотри, с кем знаться должен ты. Люди завидуют даже Богу: Мф.20:15 – «Разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?», что Я поровну даю. Я думаю, самые завистливые глаза сегодня у тех, кто считает себя правильным, а все остальные – еретики, и говорят: “переходите к нам”. Тебе что, у тебя глаз завистливый, если Господь говорит, что и другому хочет дать такой же динарий? Они молятся меньше, по-твоему, они не коринфяне, а ты правильный, но у тебя Слова-то Божьего нет, чего ты завидуешь-то? Ты видишь благословение там? - Да. Для тебя Иоанн Кронштадтский - не святой, Серафим – это никто; то есть полное богохульство уже пошло. Из-за зависти. Потому что там, где так говорят, у них нет таких святых.
Мы не знаем, чтобы люди достигали там такой праведности; мы не знаем, чтобы там были пророческие откровения, такой обличительный глас. Вот почему в Мф.27: 18 говорится о том, что люди завидовали Христу. Я не могу понять по сей день, чему завидовать можно, когда ясно, что у Него всё недосягаемое. Завидовать можно тому, кто примерно чуть повыше - у меня тысяча, а у другого две с половиной. Но если у него пять миллиардов, а у меня одна тысяча рублей пенсия, то как я могу завидовать жиду? Я эти суммы просто не воспринимаю умом, они ко мне не подходят. И Пилат, говорится, знал, что иудеи предали Христа из зависти. Братья продали Иосифа из зависти, как написано в Деян.7:9. Тут понятно, родные братья завидовали, что отец его больше любит, одежду лучшую купил. Но как завидовать Христу? Как завидовать Богу? Это только сатана, истинно сатана, он позавидовал Богу. Вот почему в Деян.13:45 говорится, что иудеи исполнились зависти, слыша проповедь христиан. Нам тоже многие завидуют. Я скажу, что у меня завистников всю жизнь хватало, притом завидовать-то нечему. Ну почему они ненавидят меня? Я узнаю: из-за книг. А до этого было из-за плёнок. Да возьми ты, да начитай, магнитофоны же продаются. Я ещё голосом не начитал Григория Богослова, я полностью не начитал Симеона Нового Богослова; ну возьми, да и начитай; что ты злишься, бумаги на всех хватает. Ищи спонсоров, издавай книги, у меня их 18, а ты 180 издай. Чего ты завидуешь-то? А я знаю, что только по зависти, и никаких других причин нет, чтобы нас гнать и злословить. Поэтому Иаков и говорит 3:14: “Если вы имеете в сердце зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину”. Это как эпиграф и я сегодня бы повесил для патриархийных. Когда мы священникам показываем наши правила, то они говорят, что правила наши все выполнимые. А я и говорю: «Какое можете выполнить?» Они говорят: «Ни одного!» Вот и всё! К нам кто приходит, тот говорит: «Из вашей общины люди уходят, когда с вами поближе познакомятся». Да, уходят, да ещё и со злословием. Но как здешнее можно не полюбить? Как можно не полюбить православную веру, если люди её знают? Злоба их только по зависти. Чтобы не принимать святых отцов, мудрое постановление соборное, то это можно только по зависти; не принимать толкование блаженного Феофилакта - это только по зависти. Какие мы счастливые, что имеем сегодня возможность читать Святую Библию. Из одного стиха мы сегодня извлекли такое поучение, чтобы, уйдя отсюда, мы стали другими. И всё это нам Господь даёт по милости и благоволению Своему к нам. Аминь.

Огорченья по малому и по большому
Нет, не злость, а смущенье, потеря уюта;
Я глухой, не расслышал ползущего шорох,
Мог на искру с поспешностью вовремя плюнуть.
Ах, досада саднит за прожитое зря,
Что совет материнский прослушал вполуха.
Мамы нет, только вспомню, и щёки горят,
Поклонился на холмик, поросший, как пухом.
От смущенья ошибки в уме ворошу:
Почему голос Божий в тот раз не расслышал.
Знал, заранее знал: еретик, словно шут,
Вертит Библию словно бычиное дышло.
Мне спокойствие трудно тогда обрести,
Когда ставятся с Библией вровень каноны, преданья;
Ненаученных Словом спешат покрестить,
Нераздетым вдолбить попытаются: «Вымылся в бане».
Интонация в голосе, словно металл,
Когда рушат нахально святыню Господню.
Илия у Киссона таких разметал,
Доберётся до вас, лиходеи, быть может, сегодня.
Мирный дух осеняет жилище святых,
Веет тихого ветра услада над нами.
Обращусь к Иегове меж двух запятых,
И торнадо не надо, не тронет ударом цунами.
На молитве и прежде неё опускаюсь
С тихим трепетом ниц, усмиряя дрожанье в коленях;
И на лоб, и на чрево, и направо, налево путь пальцам,
Разгребаю завалы и рвусь до небесных селений.
Тишину миротворчества было дано ощутить,
Упиваться усладой, смотря на развалы от ссор;
На том месте расчищенном вам милосердия щит;
Примирённые с Богом, всё злопамятство бросьте в костёр.
Приходите, присядьте - у скамеек высокие спинки,
Не поверите сразу - не от мира сего этот воздух вдохнёшь,
Беснованье неведомо здесь и не надо отчитки,
Только бросьте в огонь, что от Каина, явно хамьё. 22.12. 04.ИгЛа

Список всех проповедей

381

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: