размер шрифта

Поиск по сайту




Се, Дева во чреве

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Мф.1:18

Сегодня читали Евангелие от Матфея, 1 главу. Я вспоминаю тот день, 27 сентября 1962 года, около пяти часов вечера, когда мне впервые в жизни в руки дали Евангелие – Новый Завет; помню как сейчас, был он в чёрном переплёте, как крокодиловая кожа, лежал на столе. Я до этого очень сильно искал, где бы услышать о Боге, и выписывал всё из атеистической литературы, где говорилось о Боге. И сразу начал читать: Авраам родил Исаака. Уж что-то я не знал, но что мужик мужика родить не может – уж это я точно знал. Читаю дальше - конца нет перечислению имён и всё мужские имена. Как только дошёл до 18 стиха – «Рождество Иисуса Христа было так», я скорее начал выписывать; три-четыре стиха выписал, так эта выписка у меня и сохранилась до сегодняшнего дня; дальше вижу – выписывать нечего, подряд идёт всё божественное. Что ж за книга такая? А хозяева в другой комнате были, зашли через какое-то время, а я уже Нагорную проповедь читаю. «Ну и как?» Я говорю: «Книжка очень хорошая». Они поясняют: «Это не книжка, а это Книга книг – Евангелие». Но мне это ничего не говорило, пока не встал на колени. И в этот вечер Господь дал мне то, чего я просил; а просил я веры, осуществления ожидаемого, уверенности в невидимом. «Господи, дай мне веры, что всё написанное в этой книге, в действительности так и есть. У меня нет этой веры, я отношусь к Евангелию, как к простой книге». Как к простой книге я к ней относился не больше, как полчаса в своей жизни. Я её ставил на уровень хорошей книги, лучшей книги, какую я встречал, но авторитета божественного за ней не чувствовал. У многих сегодня вот такое же отношение к Библии – и у священников, и у архиереев: да, есть такая книга, он может целый час говорить, как митрополит Кирилл, и тут же позабыть, что такая книга существует. Если Господь позволит, то в одиннадцатый том книги «...открытым оком» будут ввключены вопросы к митрополиту Кириллу и к патриарху и их ответы. Два-три процента их ответов немножко опираются на Слово Божие, и то не целиком. Чтобы на Слово Божие опираться, его надо полюбить, у Бога надо выпросить этот дар. У кого нет, просите этот дар сегодня же.
Вот это трудное место - родословная, её как-то объясняют, но всё это история. Самое главное, что нам нужно, чтобы Слово Божие заговорило с нами, ибо оно написано к моей душе; я и Бог, это со мной Бог говорит – вот что я узнал. Это Дух Святой непосредственно меня по имени называет и говорит: «Ты, сын Тихона, слушай, что Я тебе говорю!» А что же для меня в этой родословной могло быть полезным?
«Прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». Так как же ко мне, когда я неженатый был, какое отношение это имеет, - я ничего тогда из этого не взял, кроме того, что это было Чудо. Далее начинаю рассматривать и нахожу, что святые отцы останавливались на этом всегда как на чуде. Я стал более молиться, и с годами стало больше открываться. И я нашёл, что это вершина чревоношения мира. Стремились к этому люди, к безгрешному зачатию, и все хотели, чтобы было по-другому, но ничего этого не будет. И в старости были бесплодные, как Сарра, как Ревекка, но чтобы без мужа зачать - такого не случалось, и о том Писание умалчивает. Хотя Писание об этом однажды и говорит: “Се дева во чреве приимет и родит Сына”. Что именно Она Дева, так и не толковали никому, это уже христиане развили в этой области, а евреи так никогда не понимали, у них это пророчество пророка Исаии считалось за ошибку, и читали: молодая женщина примет и родит. И всякий первенец, разверзающий ложесна женщины, посвящался Богу. Исх.13:2 – «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они». Все же знали, кто старший сын, и его надо посвятить Богу. А ведь речь идёт о разверзании ложесн, а их разверзает муж, а не ребёнок. Потом только стало доходить, что Она была Девой. Не девой-то она делается не от ребёнка, а от мужа её ложесна, девственность разверзается, эти двери открываются. “Се Дева во чреве приимет и родит Сына”. Какая же это тайна! А где же низина этой мысли? Низина будет, когда придёт Антихрист, как об этом пишет Лаврентий Черниговский, Ириней Лионский, Ефрем Сирин, что зверь родится от блуда, и не просто от блуда, а от седьмого колена блуда: мать блудница, бабка, прабабка и прапрабабка будут блудницами. И он от них родится, в него войдет сатана, ему даст мудрость сатанинскую. Хотя в Библии не написано, кто такие родители Богородицы, и вообще Её происхождение покрыто тайной в Священном Писании, но мы не можем подумать, что родители Её вели неблагочестивый образ жизни; нельзя даже этого предположить. Даже навстречу рождённому Христу идёт женщина Анна и перечисляется, что ей 84 года, Лук.2:36 – «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет». Понимаете, как все слова говорят о какой-то особенной настроенности того человека, который выходит навстречу ко Христу Младенцу, не говоря уж о том, чтобы от неё родиться. Поэтому, если она Приснодева Мария и 5508 лет Бог готовил этот сосуд, то надо думать, что Она из колена Иудина, так полагают, хотя об этом не написано, но толкователи, как Златоуст, все говорят, что Она из колена Иудина. Далее, если девушка была из священнического рода, то ещё строже смотрели за её благоповедением: если девушка оказалась до замужества не девушкой, то закон гласил, что её нужно побить после брачной ночи, к воротам отца подвести и там её убить. Вот поэтому брачная постель всегда сохранялась. Это сейчас у азербайджанцев есть, если они рассорятся: «А твоя-то там...» - и назовёт её непристойным словом, то родственники расстилали ночное её бельё: «Видите, вот отпечатки все!» Втор.22:17 – «И вот, он взводит [на неё] порочные дела, говоря: «я не нашёл у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города». Ты что сказал? Тебе придётся за эту напраслину отвечать! Для дочери священника Господь назначил суд особый: если у простолюдина дочь-недевственницу нужно просто убить, то если священническая дочь оказалась не девушкой, то её необходимо было сжечь живьём. Лев.21:9 – «Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнём должно сжечь её». Иоанн Златоуст говорит, что так как священник выше простого человека, хотя он и из нашей среды, но он непосредственно предстоит перед Богом, то и спрос с него строже. Вы не думайте так, что вот священник оделся в рясу, поднял руки, то ничем он от нас и не отличается больше. Это особая приближенность, особая харизма, особое благословение даётся ему, и священник требует особой помощи, чтобы ему сохранить себя на этом уровне. Чтобы у него не было, как у нас: устал, с работы, не доспал, вечером позеваю на вечерней службе, утром встаю, позеваю на утренней службе. Священнику в алтаре нельзя зевать. Некоторым святым было открыто, что огонь на престоле находится, как видел Сергий Радонежский, и от огня ничто не cгорает. Как нужно молиться о том, чтобы этот сосуд, который простирает руки за нас, молится за нас, был в чистоте и святости?
Израиль молился всё время о приготовлении этого сосуда. «Се, Дева во чреве примет», - это уже за 700 лет стало известно. Но в начале-то как берегли они девиц, особые светёлки были, их никто не видел. 3Макк.1:15 – «И заключённые в своих покоях девы выбегали с матерями и, посыпая пеплом и прахом головы, оглашали улицы рыданиями и стонами». Южные народы это блюдут, паранджу придумали, как в мешке в каком-то женщина сидит. Вы старайтесь, приходя в храм, всё-таки конфигурацию свою немного скрывать, более ниспадающую одежду надевайте. Церковная одежда – так всегда было, как образец – у старообрядцев, она называется горбач, сарафан, чтобы всё было благочестиво, и мысли ты не осквернила и тебя никто не осквернил. Конечно, это не говорит о высоте духовной жизни нашей, если мы смотрим на тело, потому что тело – это высшая красота на земле, «в лепоту облекся Христос» – вочеловечился, Христос в красоту облёкся. И всё же облечённые в немощи, мы должны себя во время молитвы беречь.
И говорится, что Дева во чреве приимет, и родит Сына. Израиль берёг женский род, блюли его, заботились о нём, и особый закон был, что все девушки обязаны были выйти замуж, обязаны! Пятой, двадцать пятой женой она у кого-то будет, но она должна быть пристроена, замужем, потому что замыслы Иеговы нам неизвестны, а может быть, жребий пал на неё, Промысел избрал её, а она не вышла замуж, от неё не родится Спаситель мира. Видите, как они рассудили. Рассуждение, в общем-то, имеет основание под собой. А вот дева вдруг оказалась в самом неприглядном виде сразу же. Как сатана это не раскрыл, непонятно, как это могло быть от него сокрыто? Особой милостью Божией! Оказалось, что когда нужно было под венец идти, а Она оказалась беременная. Это каково? Смерть сразу захватила Ее и распростёрла над Нею крылья. Мф.1:19 – «Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её». Оказалось, что Она имеет во чреве. А такое было в мире? Было, несмотря на все строгости закона. Это было и у мусульман, это было и у евреев. Были насилия, как мы читаем про Фамарь, когда Амнон изнасиловал её, в Давидовой семье, и ясное дело, что после насилия мог родиться и ребёнок. 2Цар.13:14 – «Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел её, и изнасиловал её, и лежал с нею».
Се Дева во чреве приимет и родит Сына”. Поэтому люди радовались, когда женщина понесла, то есть не праздная, не пустая, а несёт беремя, беременная, как будто что-то несёт перед собой. Слова-то все какие были, поздравляли человека, и радовался отец, и более всего радовался, если родится сын. А если родится сын, да на несчастье, то он начинал молиться: Иер.20:15 – «Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: «у тебя родился сын», и тем очень обрадовал его». Я посмотрел , как это в истории мира случалось. Люди радовались, а радость была печаль. Мы же не знаем, кто родится.
Лук.1:31 – «И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус». Иисус - означает Спаситель. А у простых смертных может быть написано так: «Ты зачала и родится сын», и сразу: «Поздравляем тебя, родился ещё один алкаш!», «Радуйтесь, ещё один матерщинник родился!» Вот мать зачала его: «Радуйтесь, ещё один богохульник родился!» Ну кто думал, что младенец кучерявый, на Волге, в семье Ильи родится, и этот Володя потащит и царя, и всех к расстрелу? Рисуют и октябрятам «звёздочки» лепили, какой он милый и кучерявенький. Но был такой герой веры, как сегодня мы о нём слышали в апостольском чтении - Гедеон, а звали его раньше Иероваал, и он одержал славную победу над мадианитянами, как ему доверили руководить страной, и он царствовал долго, благополучно - у него было много жён, родилось 70 сыновей. И каждый раз его, конечно же, поздравляли. Но никто не знал, чем всё это закончится. Среди них будет один Авимелех, который после смерти отца всех 70 сыновей захватит и обезглавит, на одном камне заколет. Так случилось в жизни Владимира, князя Киевского. Как только он умер, Святополк убил и Глеба, и Бориса. Святополк после этого стал называться Окаянным. Ева ждала избавителя в лице сына, а он оказаля убийцей. Поэтому жена, которая во чрево от мужа примет семя, кого родит, никто не знает, как нужно усиленно об этом молиться! Если Израиль заботился о том, чтобы от чистого сосуда родился Спаситель, хотя они и не знали, что от Духа Святого, но думали, что просто от мужа, так они понимали, но всё-таки об избрании чистого сосуда заботились.
Обо всех деятелях революции трудно сказать, кто особенно был настроен быть Антихристом, но вот о Бухарине известно абсолютно точно, что когда он прочитал, каким будет антихрист и как будет царствовать, то он к матери подходил и спрашивал: «Мама, ты меня законно нажила?» Она говорит: «Да ты что, в уме или нет? Ясно, что ты у меня законный сын». «Подумай хорошо, может, я действительно от блуда, а может, я действительно антихрист?» Так охота ему было стать антихристом – тогда все передо мной поклонятся. Если в нашей природе были люди, которые не красят биографию, то отчаиваться не надо, потому что в биографии Христа есть Раав-блудница, но всё зависит от нас. Если мы обратимся, то грех родителей на нас не отражается. Мы будем просто вопиять к Богу.
Книга Суд. 9 глава говорит об этой смерти братьев от руки такого же сына, рождённого, с рождением которого поздравляли отца – такой еврейский обычай, но оказалось, что всё это было преждевременным. Также написано в книге Царств, как Бог избрал одного человека через пророка Елисея – Ииуя - отомстить за отступление Израиля от Иеговы. И он сразу поразил двух царей и убил Охозию, царя иудейского. Но, казалось бы, когда убили царя, то что дальше, как надо сохранить потомство. И его мать Гофолия истребляет всех внуков, и случайно только одного, самого маленького спрятали и не отдали ей. 4Цар.11:1 – «Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя». Змея мгновенно всех пожрала. Что грозит ребёнку, когда он рождается? Кем он будет, какое имя в дальнейшем ему будет? Мы читаем: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему - Иисус”. Если ты рожаешь, то кем он будет наречён? Сегодня вы уже можете посмотреть, кем вырос сын. Мало какая мать может сказать: «Да, этот сын действительно последователь Иисуса, для многих он стал открывателем истины во Христе, стал благовестником, проповедником». А ведь по большей-то части так: «Кормила, поила!», дальше этого не идёт. Теперь по тюрьмам дети, теперь они замерзают пьяные где-то, теперь терзают родителей, на выпивку просят. И сегодня, когда напоминается нам, какой была Дева Мария, то это всем пример. И вы этот пример, как уже многое пережившие, можете показывать на примере Богородицы своим родным, близким, чтобы в дальнейшем тот, кто родится, он подражал Иисусу. “Се, Дева во чреве примет”, примет от Бога. В житии Семеона Дивногорца говорится, что мать видела, как с неба сошла звезда и опустилась ей во чрево, и дальше – кем он родится. Такое было в жизни Понтия, не Пилата, а святого. Он во чреве матери находится, мать – ревностная идолопоклонница, как бы партийная деятельница или профсоюзная. И он во чреве закричал в их храме против их идола, а это было открыто их жрецу и он сказал: «Растёт убийца, он разрушит храм». Она пришла домой, взяла булыжник и давай по чреву себя бить, ибо тогда не было ещё этих вакуумных насосов, чтобы из неё ребёнка на части рвали, высасывали. И она ничего не могла с ним сделать, и отец затем говорит: «Зачем же ты это делаешь?» Уговаривает её: «Наши боги сильные, и если сын даже и вырастет, как говорит наш жрец, то боги за себя постоят». Мать успокоилась и родила. В действительности он вырос, в дальнейшем сделался великим проповедником и разрушил этот храм идольский. Он поставил задачу – десятками, сотнями идолов истреблял. Если мы читаем “Дева приимет”, то будем просить у Бога, чтобы у родных и близких рождалось семя благословенное.
Вот что, как мне кажется, мы можем извлечь из стиха, который вроде бы нас никак и не касается, а только к Рождеству Христа относится. А на самом деле подготовка эта шла тысячи лет. И к рождению ребёнка тоже не один день готовиться приходится. Надо просить благословения до знакомства, до бракосочетания, во время бракосочетания, до брачной ночи, во время её, после неё, до рождения, во время рождения и чтобы в хорошие бабкины руки попал, чтобы ты как Ноеминь носила его и учила, чтобы от тебя божественное вливалось в ребёнка, и тогда можно будет ожидать благословения Господня. Руф.4:16 - «И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою». Благословен Господь, даровавший нам эти простые и в то же время такие нужные для нас строки, чтобы, принимая во чрево своё и рождая, мы ждали помощи для нашей страны Российской. Пусть рождаются проповедники. Богу нашему слава во веки веков. Аллилуия! Аминь.

Шёл обыск, КГБ в заначках рылось,
Позавчерашнее пытали на зубок.
Просфорки нюхали, в кастрюли лезли рылом,
Просвечивали щупом подмётки у сапог.
А я стоял под бдительной охраной
Майора, подполковника и в штатском.
Натёрли уксусом, втирали соль на ранах
И в подпол лез стажёр вертлявей таксы.
Смотрел, ни слова стае вопреки -
Дверь не моя, жена и та в сторонке;
Вообрази, примерь к себе, прикинь,
Как на тебя штампуют похоронку.
Фотограф расторопный тянет шнур,
Высвечивает вспышкой хлеб духовный.
Мне хорошо! Не коммунист, не урка -
На оба сапога давно подкован.
Прощайте, вещи, книги и кровать!
Вы прослужили мне вполне с отдачей.
Сумеют многое враги себя урвать,
Миллимикроны с боем возвращая сдачи.
Вино переливается в сосудах,
Остаток выплеснул приказ: «Всё уничтожить!»
Потребности урезаны, паёк стал тоще-скудным, -
Над связанным куражатся и строят рожи...
Горел мой дом, моя дымит квартира,
Столб дыма и огня из чудных книг;
Бог допустил, успел враг спичкой чиркнуть,
Надеясь от меня услышать злобный крик.
Но я стою, благодарю Иисуса,
Переливаемый с водой из многих шлангов;
Сгорят и стены, если Бог допустит,
Всё потушить мгновенно может Ангел.
Опять сначала, но к тому ж причалу,
По целине, на обожжённом плуге.
Судьбы и Рока нет, но нас они мочалят,
Дымящий ветер гонит нас по кругу. 30.12.04. ИгЛа

Список всех проповедей

270

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: