размер шрифта

Поиск по сайту




Отнимется сердце

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Лук.10:42

Богородичными называются те праздники, которые отмечают какие-то события из жизни Матери Иисуса Христа, Приснодевы Марии: Благовещенье, Рождество, Введение, Успение. И вот определённые стихи из Евангелия читаются на Богородичные праздники; если Господские праздники, то на каждый праздник разные места читаются, потому что эти события опираются на евангельские описания. А то, что отмечает церковь Введение во храм, то ни один Евангелист никак этого не отметил. Рождество Её тоже не отметили они, это тоже странно очень. О платках женских сказали. И притом иногда описано о том, что никогда больше не встретится, а было в одном месте и один раз. Где-то кто-то встретился, как бесноватые были, свиньи. О свиньях написано, а о Божьей Матери нет! Даже удивительно. Но что-то в этом есть, это всё требует своего исследования. И не сказано ни слова об Её Успении. А когда евангелисты писали? Евангелист Иоанн мог вполне написать, ведь 35 лет спустя после смерти Иисуса Христа Божья Матерь отошла из этой жизни. И тоже ни слова нигде нет. Поэтому церковь постановила читать определенные места, как бы относящиеся к Божьей Матери. Одна женщина воскликнула однажды: Лук.11:27 – «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Она как бы косвенно ублажила Деву Марию, почитая Её истиной Женщиной. И тогда решили монахи: вот это будем читать на Рождество Богородицы, на Введение Богородицы, на Успение Богородицы; и всегда читается одно и то же место – это Евангелия от Луки. Я хотел пояснить один стих из этого чтения, Лук.10:42 – «А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Когда Господь был у Марфы и Марии, Марфа заботилась о большом угощении, а Мария оставила все заботы и села у ног Христа. Какая была ревностная студентка – села и слушает. Той обидно стало, а Господь тогда и сказал эти слова. Вот такая похвала – коротенькая, но Евангелист Лука отметил это, что она избрала благую часть. “Благой” называется только Бог и всё благое - только от Бога. Написано: Иак.1:17 – «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Всякое доброе даяние от Отца Света. Если Мария избрала эту благую часть и Господь похвалил её, то нам понятно, что она избрала – Христа. Не просто слушание, а Самого Христа избрала. А остальное отнимется, говорит.
Что это остальное, мы сегодня и рассмотрим. За чем мы гоняемся и что оказывается очень ненадежным? Женщина, - исследователи говорят, - больше слушает ушами. Поэтому ей столько слов говорят, когда стараются доставить ей приятное или обольстить её. И Змей заговорил с ней, сначала с ушами её познакомился, а уж потом она увидела, какое дерево хорошее. Мужчина, тот глядит глазами, чтобы она понравилась, была красивой, и она это понимает. Мария избирает как раз то, что входит в уши. Вера от слышания. Что ценит женщина? Как пишет Горький, каждая десятилетняя девочка думает только об одном - как выйти замуж. Исследователи находят, как у японцев - это в национальном воспитании. Самая главная задача для неё – выйти замуж официально, а потом удержать мужа и помочь, чтобы он профессионально рос, чтобы в семье был достаток. А мы спросим: ну хорошо, красота, через которую ты достигла это, она постоянная? Красота мимолетна и суетна. Соломон это знал и написал. А муж? Да мужей-то больше всего и отнимает смерть, ревность, войны, болезни, греховная жизнь. Мужчины живут на восемь лет меньше женщин у нас в России – всего 53 года. Я уже 12 лет лишних прожил. А вот у женщин как раз всё это и отнимается. Напрасно полагаешь ты надежду свою в том, что такое ненадёжное. Что женщина ценит в мужчине? Чем она будет обладать? Это его сила, его положение высокое, богатство и красота, статность. И всё это временное, и всё уходит. Сегодня иду дорогой, смотрю – бабушка старенькая, а он ещё того хуже, поскользнулся, да за неё и цепляется. Совсем никудышный вояка-то оказался. А вот благое-то сейчас, если бы избрать, это уже не будет потеряно. Не то, чтобы ты без мужа была, не в этом полагать основу. Не то, чтобы без Марфы обошлись, но не на одну Марфу-то надо надеяться. Эту тысячу рублей пенсии надо нам, мы её любим, я каждый день жду, когда мне её принесут. Ну а всё-таки, это не навсегда, на следующий день опять жду звонка – а кто сегодня придёт? А благая-то часть никогда не отнимется. Вот почему: Сир.34:21 - “ Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца”. Господь говорит: “Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё ”. Ведь слово “отнимется” встречается в Библии 78 раз. Я решил посмотреть: что же отнимается от людей? Только то, что временное: дома или то, к чему мы привязываемся, любовь друг к другу. Женщина ещё полагает основание в детях. Дети оказались неверные, внуки не почитают – и это отнимется. Жизнь – так и жизнь отнимется. Быть может, самое ценное – иметь Священное Писание? Но и его отнимает смерть. А как приобрести то, чтобы оно не отнялось? Положить в сердце. Не на полку, не только на аналой, как у нас лежит Библия, а её нужно читать, её нужно запоминать и знать, где ею воспользоваться. На любое событие в жизни знать, какое место открыть, чтобы тебе открыто было, как поступить.
В Священном Писании говорится: Пс.118:43 – “ Не отнимай совсем от уст моих слова истины”. Значит, и слово может быть выкинуто. Мы знаем, что у нас в общине были люди, которые проповедовали, ходили по другим деревням даже и всё потеряли. Нужно всё время молиться: «Не отними!» И не отнимется эта часть благая, когда она со Христом. Я хочу Царство небесное получить, Царство Божие, мне ничего больше не надо. Мф.21:43 - “ отнимется от вас Царство Божие ”. И Царство Божие, оказывается, отнимается. Это Господь сказал не одному, не двум людям, а целой стране - Израилю: отнимется от вас, евреи, хитромудрые и богатые, спекулянты, отнимется от вас Царство Небесное. Вы ничего там не получите. Монахи – вы тоже ничего не получите, если будете только сидеть и смотреть друг на друга. Господь послал нас в мир исполнять волю Божию – вот это не отнимется. А если Царство Божие со Христом – не отнимется, то где Христос, там и Царство Его, а где Христа нет, там нет Царства.
Мы можем понимать это очень широко, обобщая, когда человек что-то имеет, трудится, но потом прекращает свою деятельность, ослабевает, то от него это отнимается. Мф.13:12 - “А кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет”. Господь после поясняет: “И отнимется от неимеющего” - то есть он не хотел заботиться, оно ему и не нужно. А почему не заботился и Христа потерял? И мы всюду находим, что не отнимется только то, что со Христом. Если ты полагаешь основание на чём-то, то отнимется, и оно не нужно. Благую часть избрала Мария – быть рядом со Христом, держаться за Него, слушать Его слова. И я не поверю, что она молчала о слышанном и потом никому ничего не сказала. Послушала она слова Христа и скорее пошла, постриглась и в монастырь - да никогда не поверю. Она от Христа научилась спасению и она эту благую весть, подобно самарянке, понесла в другие места, как Мария Магдалина. Мы знаем биографию, так называемое житие, святой самарянки Фотинии. Она прошла и проехала тысячи вёрст, благовествуя другим. Она брала благую воду там, у колодца. Она просила и получила, чтобы больше не приходить к этому колодцу. Все источники мира теперь стали её. И кто избирает Господа, тот ничего не теряет, если даже от него отвернутся родные - вместо одной матери тысячи матерей будут, вместо одного дома сотни домов получишь. Господь так обещал. Блажен человек, который избирает благую часть, то есть Самого Христа.
Пр.1:19 – «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им». Неоднократно про это говорится. Даже если бы мы вместо хлеба положим на запас на книжку, то всё это через инфляцию пропадёт. Всё ненадежно: зарыл золото – его украли. Царь-батюшка разве не хотел богатую, могучую Русь иметь? До Дальнего Востока простиралась Русь, входили в неё Польша, Финляндия – это всё была Россия, это они отделились уже во время революции. Думали ли они, что всё это отнимется? Большая семья у него, пятеро детей. Но всё отнимется. И корона будет валяться на земле и подбирать её будет некому. Но если знали Господа, то блаженны эти люди. Поэтому сегодня надо рассмотреть, что мы делали, что имеем, что накопили. И когда придёте домой сегодня, то проведите ревизию хотя бы глазами: эта вещь мне нужна, а эта со мной пойдёт? То, что был в храме, если не дремал, слушал, то ты поймешь, что Мария и Божья Мать избрали благую часть. Не только эта Мария, у которой сестра Марфа. В лице Марии мы можем увидеть себя, свою душу, всю церковь христианскую.
Какую печальную участь заслужила русская церковь! Бросились добывать всё: железные дороги - до Владивостока. Семимильными шагами шла Россия. Строили храмы, а Христа потеряли. Хвалились святостью и покраснела Русь. И не почему другому покраснела, а потому, что красная паства кровью налилась, в крови купалась, почти 200 епископских голов отрубили. Епископских... А уж священников, монахов до 200 тысяч насчитывается. До 100 миллионов человеческих жизней, как исследователи находят, насильственно оборванных жизней. Вот в чём полагали основание и это послужило в погибель. “Блаженна ты, Мария, ты избрала благую часть, которая не отнимется”. А если кто-то в это время где-то свидетельствовал, звал людей ко Христу, он ощущал Христову близость, он молился Ему, а его застрелили, то теперь он не просто ощущает близость, я непосредственно к Нему входит в Царство Небесное. Это никогда не отнимется. И мы должны подобное искать сегодня, притом искать нужно очень тщательно, старательно, не так, что в восемь часов звоню, а эти неподвижники диванные всё еще спят. Мы вышли на ристалище, на поприще. Люди, которые желают добиться больших успехов в спорте, в работе, они очень хорошо трудятся, рано встают, профессиональный опыт повышают. И мы должны изыскивать способы, каким образом научиться делать добро, смиряться, нести слово Господне. Завтра наши братья выходят с книгами на книжный рынок у драмтеатра, туда и идите к одиннадцати часам, идите. Не сиди, не думай, что за тебя кто-то пойдёт. Если ты не выйдешь в этот день, как сказал Мардохей Есфири, то Бог пошлёт помощь с другой стороны. А ты избрала себе около царя сидеть? Тогда ты вместе с царём и погибнешь; ты и дом отца твоего погибните. “Избери, Есфирь, благую часть, заступись за народ, иначе завтра Бог пошлёт с другой стороны помощь избранным Своим». Какую часть мы избрали? Получим ли мы похвалу от Господа? Сами, когда будем умирать, последний вздох из нас будет исходить, можем ли мы тогда сказать: «О, тело, ты избрало благую часть. Благословен Господь!» Когда мы посмотрим на свои руки, сложенные на груди, умирая, то сможем ли мы сказать, как сказал Марк Афинский: «Блаженны вы, руки мои, что вы не сотворили никакого зла». А мы должны добавить, потому что он-то был в горах, он не мог сказать: «Блаженны вы, руки мои, творившие добро - мы искали бедных, мы трудились, зарабатывали, жертвовали. Блаженны ноги мои, что вы не ходили на зло». Хорошая молитва, но она не полная. Иак.4:17 – «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». А мы должны сказать: «Блаженны ноги мои, как прекрасны ноги благовестников, благовествующих мир, благовествующих благое». Идите, не сидите! Берите визиточки о занятиях по изучению слова Божия, раздавайте. Начали мне люди звонить. Какая-то женщина с Украины, православная, очень боится попасть в секту и мне позвонила, набрав не тот номер. Звонила в бюро по трудоустройству, а попала к нам. Я говорю: «Вы хорошо попали, тут тоже устраиваем людей трудиться для Неба». «Что это такое?» «Мы православные».
Можем ли мы сказать в смертный час: «Блаженны глаза мои, они смотрели на эти чудные буковки русской Библии, они читали, они смотрели на изображение Господне; блаженны уста мои, которые ни вина, ничего лишнего не пили, а только причащались, свидетельствовали, возвещали о Господе». Необходимо, чтобы каждый член избрал благую часть.
Ис.3:1 - «Господь Саваоф отнимет и посох и трость». Люди часто полагают надежду свою на высших: за меня заступятся, а вот у нас будет царь-император, вот сейчас такие монархисты называемые, они бьются за это - а тут написано, что ни царя не будет, ни епископа. Вы не думайте, что посох и трость – это палочки на которые опираются; это те, вышестоящие, на кого люди опираются: вчера он мэр, сегодня его уже нет; вчера он губернатор, а сегодня его все жалеют – сын его погиб на неделе. Это посох и трость. И посохом, и тростью называются священник и епископ. Какая на тебя надёжа? Мы надеялись на тебя, а ты теперь идёшь на соединение с нечестивыми сергианами, с предателями и с экуменистами-еретиками вселенскими. Мне вчера только звонили из Америки: «У нас тут такая смута в общине. Люди мутятся, хотят на соединение идти с патриархией, а мы-то знаем, что там есть. Священник наш лезет туда, а народ не хочет, он один желает. У нас разделилась община, такой беды мы никогда не видели». “Блаженны избравшие благую часть”.
Мне нужны деньги, но я не пойду воровать никогда, я буду только молиться. Вчера вечером только помолился, ибо я вслух молюсь при братьях, а стоят рядом отец Павел и Игорь, и я говорю: «Никола-Чудотворец, ты знаешь, как я нуждаюсь в деньгах. Так мне охота передать сокровище это, вы их искать будете, их ещё слишком мало. Сколько я ещё могу вам сказать, а денег-то не хватает на издание книг». Помолились и я сказал: «Молитва пошла». Мне, чтобы согреться под одеялом, когда в комнате 10 градусов, больше часа надо - полтора часа, пока я руки сначала под мышками отогрел, потом руками начал ноги отогревать, чтобы заснуть и вдруг звонок из Нью-Йорка. И там Господь и Никола-Чудотворец, я так понимаю, какую-то душу трогают. У женщины умирает дядя Климентий, ему 86 лет, и он перед смертью крестился, радостный, причастился, стал верующим. «И в это время, - говорит эта жещина, - какая-то бумажка перед глазами, смотрю, там “Климент” написано: Потеряевка, Климент... Так это же... Я же слышала про это... Так вот где Бог молитву услышал. Здесь Климент умер, а у вас церковь во имя Климента». Я говорю: «Нет, у нас во имя Анфима Никомидийского храм. Это лагерь в честь Климента Анкирского». «Мне всё равно. Вчера как только увидела, я поняла: мне надо деньги послать вам». И она послала деньги. Такое есть почтовое отделение «Вестерн юнион» – через четыре часа ты уже получаешь посланное из любой точки мира. Я пошёл, сегодня уже получил. Я ещё под одеялом не согрелся, а Никола мне уже стучит: «Вставай! Я тебе уже узелок с золотцем бросил в окошко. Вставай, иди, получай!»
Когда мы избираем благую часть на дело Божие и молимся, то Господь благословляет. Я удивлён, как быстро Бог отвечает, как Он слышит. Вот что Господь делает. Так это я только вспоминаю один случай, что с молитвы ещё не встанем, а в это время уже звонок. Господи, Милостивый, да какие же мы счастливые, какую благую часть избрали. Он говорит: “Приходящего ко Мне не изгоню вон”. Это абсолютно точно. Библию могут отнять, храмы разрушить, иконы сжечь, но веру в душе никто не отнимет никогда. Мы должны избрать крепкую веру во Христа, веру в то, что Он умер за нас. Умер по любви, Он доказал любовь Свою. Теперь вы приготовьтесь умереть за Христа. Он отдал за нас всю кровь, Он отдал за нас всё, что у Него было, оставил Небо, сошёл на Землю. Какие мы блаженные. Господь сказал: “Блаженны слышащие слова и исполняющие”. Люди ублажили Божью Матерь. Она блаженная, она благословенная, но Господь эти слова как будто не слышит и говорит, что блажен, кто слушает и исполняет. Мрк.3:35 - «Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Не сказал только, что отец. Кто слушает и исполняет. Мы верим, что Божья Матерь всегда слушала Его слова и, написано, слагала их в сердце. В Божьей Матери мы находит образец поведения: кротости, смирения и проповеднической деятельности. Она проповедовала далеко за границей, нам свидетельствует Её житие, Она не сидела, не пряталась. А вы один раз в субботу выйти с братьями не можете. Хорошо это или нет? Блаженная ли часть, когда сидите, и с места не можем вас сдвинуть? Вы окружите брата заботой, звоните, чья-то одна душа через тебя придёт, как вы будете потом радоваться. Хоть один сноп в руках принесёшь к Господу. Как поётся: “Не хотел бы я бесплодным к трону Господа прийти, хоть одну хотел бы душу, сноп один в руках нести”. Если в еврейском народе считалось позорным не иметь детей, что этот человек не угодный Богу, такого даже от жертвы отталкивали, как Иоакима, то каково же будет в вечности, когда душа не соединится с Господом? Посмотрите, какая радостная душа в Песне песней, когда она с женихом - как она обнимает его, какие достоинства у него находит. Песн.5:9 - «Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас?».
Вот так мы должны любить Господа. Мы как на фотокарточку любимой должны смотреть: «Это мой Господь, это слово Его дошло до нас, я пришел молиться здесь, здесь за меня пастырь молится, здесь алтарь, общая молитва, здесь одно “Господи, помилуй” может быть дороже твоей ночной молитвы домашней. Как мы должны сюда стремиться и радоваться, что Господь слышит нас.
Ис.5:5 - «Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем». Нас легче всего уничтожить, всего одна спичка – и всё загорелось, ни деревни не будет, ни нас здесь. А он говорит: “Отниму ограду, если вы не будете ценить, что Я вам дал”. Когда Он не отнимет ограду? Когда Он с нами. Как Он отнимет, когда Он с нами? А когда Его нет, когда люди Его отвергли, Он говорит: “Дом ваш пуст”. Он ушёл. И разрушен был Иерусалим. Высокие крепкие каменные стены не помогли нисколько, они были разрушены, их взяли штурмом, их развалили, нашлись предатели, которые показали слабые места.
Дан.4:13 - «Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное». Что ещё Господь отнимает, так о том страшно сказать, это когда люди не хотят иметь в сердце Бога, мысль о Боге. «Отниму сердце человеческое». И будешь, как бык, ходить на четвереньках. У русского народа как будто отнято всё, и сердце человеческое отнято – такая жестокость, столько преступлений, насилие каждый день и каждую ночь. Нужно молиться о том, чтобы Господь был со священством, чтобы проповедовали Слово Божие. Вы слышали, какие страшные слова передал отец Павел? Священники близ г.Камня-на-Оби отняли подаренный Новый Завет у бабушек, собрались вместе и вынесли решение: «Сжечь Новый Завет!» Богохульники! И нас просят с ними сойтись?! Они ничего не придумали лучше!
Итак, если мы слышим слова Господа, то мы будем их ценить, будем беречь, исполнять, чтобы и о нас было сказано: блаженны, что вы услышали, уверовали, приняли правильное крещение, пришли в храм. Благословен наш Господь, даровавший нам слово Своё. Ему слава во веки веков. Аминь.

Нет, не готов еще к переселенью,
И это высветил вчера ночной пожар,
Я и не знал, как я богат – соленья
На целый воз таскали мал и стар.
Кто выскочить успел в ночном белье,
В отсветах зарева пугающе белели;
Поток из слёз не сразу обмелел,
Тушил он языки над нашей кельей.
Боялся, что жена сойдёт с ума,
Хотя тот ум от сажи почернелый;
Перекосит ей рот, пытаясь вспять поймать,
Которым лишь вчера искусно пела.
Не возропщи... Теперь моя прописка
Не в книге домовой, сгоревшей с дымом,
Ушла фамилия моя в полёт неблизкий -
В холодном зареве её и след остынет.
На пепелище бродим – живы вроде,
Усердно спотыкаясь о былой уют.
Цепляются за нас иные, колобродят
И с радостью презрительно в меня плюют.
Плюют за деточек, что так и не родились,
За грех прабабки, вспыхнувший в ночи.
Благодарю от сердца, запахнувшись в милоть,
Хотя окаменело и молчу.
Не надмевайся, недруг окаянный,
Прелюбодейный отпрыск Ханаана;
Ещё упьёшься, обнажишься пьяный,
Свои кровоточащие осолишь раны.
Мне благо, я смирился, богатея
Не здешним, обгорелым и туманным;
Нет, нет, я воскресаю вместе с Иудеей,
И распрямляюсь облегчённым станом.
Бог даровал, но Он же и забрал...
Перерасчёт, печёного в меню.
Пронёсся угорело Божий шквал,
«Сиюминутно всё!» - дымит в мой нюх. 24.12.04. ИгЛа

Список всех проповедей

411

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: