размер шрифта

Поиск по сайту




На 50-й Псалом (2)

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Пс.50, Пс.50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей.
Более внимательно рассмотрим, как эти слова пришли на язык, на ум, на руку царю и пророку Давиду. Мы так молимся, и желаем быть помилованными, и чтобы и результат этой молитвы был никак не меньше, как у царя Давида.
1Кор. 10: 6,11 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы».
Это было наставление нам; то, что в древности было, мы для этого и читаем, чтобы оттуда события переносились на сегодняшний день. Что получается: праведный, избранный от юности, когда еще мальчишкой был, царь, исполненный благодати и Духа Святого, блестящий полководец (по сегодняшним меркам это генералиссимус), ни одного поражения в жизни – это Давид. Он пишет псалмы, и вдруг совершает два смертных греха, и знает об этом, потому что Вирсавия, чужая жена Урии, понесла, забеременела. И царь поставил задачу: грех замазать; мужа призывает с фронта, чтобы он переночевал дома с женой, чтобы потом сделать вид, будто бы от мужа зачала. Но эта затея кончилась фиаско, муж не пошел к ней, а остался при царском дворце; его напоили до пьяна, но он не пошел спать домой. Давид же тогда поставил задачу: уничтожить мужа. Написал письмо на фронт, его убили, предательски покинув на передовой одного. И после этого спокойно помолился, спокойно ест и пьет. Теперь уже как к убийце и прелюбодею приходит пророк и начинает обличать; и обличает не его, а какого-то человека, у которого единственную овечку богач забрал и для гостя пришедшего зарезал. Давид так вскипятился, что воскликнул: смерти достоин; хотя говорится, что если ты украл овечку, то за овечку 4 овечки надо заплатить, если попался.
Исх.22:1 – «Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу».
Давид должен был сказать: за овечку 4 заплати. А он: «Смерть ему!» Пророк Нафан мгновенно отпарировал: «Это ты!» – «Я?» – «Да, так. К тебе пришел ночной гость – похоть, вожделение к чужой женщине; почему не воспользовался, когда у тебя 10 жен было, почему ты 11-ю подхватил еще, а мужа убил?» И вот тогда Давид говорит: «Согрешил я».

При осознании греха его обличили, а он это обличение не скрыл; обычно, когда обличишь человека, он говорит: пусть между нами будет, а то ты обо мне что-то написал, и теперь все люди знают. А Давид своей рукой написал 50-ый псалом и начинается второй стих так:
Пс.50:2 – «когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии».
Это предисловие к этому псалму; Давид написал его на еврейском языке; и сегодня нет ни одного языка, на котором бы не читали люди об этих страшных грехах Давида. Зачем это всё нужно было? Ну пусть бы хоть один был святой, на которого можно было смотреть, как на маяк, образ писать с него! А он сам написал, и его слуги это не скрыли, и в псалмы это вошло; да мало того – сделали самым популярным из 150 псалмов. Но за этим воспоследствует еще наказание Божие. «Помилуй меня, Боже!» Бог сказал: «Помилую», т.е. дам тебе продолжение жизни, но дитя, родившееся от этого греха, умрёт, а ребёнок этот был очень любезен отцу. Давид, конечно, лучших врачей мог нанять, какой там коклюш у него был, туберкулёз – мы не знаем. Дитя заболело, мы даже имени этого ребёночка не знаем, но Давид постился, слуги уговаривали есть, но он не ел, не пил, в прахе лежал. Но дитя умерло. «Помилуй меня»! «Да, Я помилую, Я обещал тебе, но Я не обещал тебе, что плод греха будет жить». Бог этого ему не обещал. Господь желал этим ударом потрясти его до конца.

Ты сознался: да, я воровал, у меня вот незаконное где то... я прошу, дома сделайте ревизию всего, что у вас есть. Подойдите к дому, к скотине... на всё, на всё посмотри: законны ли ваши дети, законна ли постройка, всё законное? Если Бог это отнимает? Давид не роптал; и вы знаете, что он не роптал. Бог незаконно приобретенное уничтожает, очищая человека; Он ставит его в положение совершенно изнемогшего, совершенно разбитого, как на корабле, когда человек спасается, и в руках у него ничего нет; на берег вышел, то хотя бы было сокровище, были какие грузы, но ты выплыл, и ничего нет. Я тебе дарую жизнь, тебе что, недостаточно этого? Бог дарует жизнь; но вот эту ревизию Давид должен был сам себе произвести.

Мы произнесли: «помилуй меня, Боже». Проверим, всё ли то, что у нас вожделенно, дорогое, близкое принадлежит нам по праву? По совести: вот лежат молотки, инструмент – всё ли я сам заработал или всё-таки где то что-то с выгодой старался сделать, кого то обмануть, как-то приобрести? Если незаконное, вместе с этим Бог будет отнимать и другое; Он подметёт и всё остальное, уберет – у Бога такой закон. В житии св. Иоанна Милостивого говорится: корабли пошли полные, груженные пшеницей и утонули, а он говорит: а не было у тебя в этих кораблях что-нибудь незаконное? Он говорит: да, было. И утонуло всё. А в другой раз он опять занял денег, кредит, купил и опять погибло, он говорит: «трудно понять, почему погибло, а ты сам всё делал, не было ли на корабле чужого груза?» Да я с одним товарищем связался, а товарищ был такой фермер, вороватый; за это, говорит, Бог и погубил?
Пс.49:18 – «когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься».
И Бог подмёл, у них всё снова утонуло. Тогда он в 3-й раз опять кредит взял: теперь ни с кем не буду связываться, где есть подозрение на худое; помолился, чтобы всё чисто было; и выручка была такая, что те корабли все вернулись, и еще был прибыток. Это нам пример, это образы тогдашние были. Одно дело, когда я сказал: «помилуй меня, Боже». А теперь посмотреть нужно тщательно за что помилуй, и добровольно с худым надо расстаться. Когда мы просим у Бога милости, то должны помнить, что есть написано:
Мф.5:7 – «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Милостивые – это т.е. кто даже тех, кто не может рассчитаться, не может ничем воздать, помилует, отпустит их. Это сознание своей вины, осознание, что незаконное нам принадлежит – должно пронизать нас.

И дитя умерло, и слуги стояли и шептались: «Как сказать Давиду?», а он заметил – шепчутся: «Что, дитя умерло?» Да, умерло. Он встал, умылся, попросил хлеба, еды.
2Цар.12:21 – «И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]
«Я молился, хлопотал, стучал головой в землю, потому что надеялся, что, может, дитя Бог помилует». Но Бог дарует нам жизнь, как бы головне, спасенной из огня, когда мы приходим к Нему.

Сегодня мы пришли к Богу. Помилуй меня, Боже – это явка с повинной. Если мы явились с повинной, значит всё закопано, всё, что нами незаконно приобретено – выложить и отдать Богу. Господи, распорядись, как Ты хочешь, я не называю никого, ничего, т.е. это относится к каждому человеку на примере этого дитя. Что дороже дитя может быть, дитя любимого? Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей – этой великой милости хватило на него. Конечно, люди, не знающие истинного Христианского духа, скажут: какая эгоистичная молитва, только о себе молился; а о ребёнке он тогда и не просил.
Мф.16:26 – «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»
В первую очередь мы молимся, бия себя в грудь, как мытарь: Господи, будь милостив ко мне грешному. Так может быть у мытаря жена была, дети; он тоже мог бы сказать: я потом буду молиться за всех, как я могу спасать другого, когда сам еще тону. Поэтому в первую очередь, собравшись сюда, мы позаботимся сами о себе. Свидетельствуя миру о Христе, мы должны всё время помнить, что мы в первую очередь, должны духовно расти, чтобы нам не сказали соседи, окружающие нас: «какие у них дети, смотри, что они вытворяют у них».

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей»; когда у нас полное раскаяние, как у Давида, тогда эти слова можно сказать без упрёка себе. А если бы этого раскаяния не было, когда он сказал: согрешил я? Если этого нет, то эта молитва не имеет никакого смысла. Бог не слышит грешников. Если же ты раскаялся, то хотя еще грех при тебе, т.е. дитя еще здесь, но однако Бог уже на тебя смотрит, как на человека, которого можно миловать. А в дальнейшем Бог возместит тебе: родилось дитя, от той же жены, и будет это – Соломон: Соломон, сладостными притчами которого насладится весь мир; вся вселенная 3000 лет читает его прекрасные притчи. Но царь Давид должен был очистить этот корень и показать его во свете раскаяния. Незаконные дети, они где-то погибают; но ты скажи: Господи, воля твоя да будет, я ничего не знаю, Ты дал, Ты взял, да будет имя Твое благословенно, потому что во всем, что мы делаем, быть может, сами того не осознавая, закладываем что-то нечестное. Да будет воля Твоя, Господи, да откроются мои глаза, чтобы я, прося милости, не был, как искушающий Бога. Искушающий, т.е. встанет, ближнему не простил, а сам просишь.
Сир.18:23 – «Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа».
Как я тебя могу миловать? Поэтому помилуй меня, Боже, у Тебя милости много. И мы, получив прощение во святом крещении, теперь взываем о помиловании родных и близких; особенно трогательна молитва Ездры, когда он рыдал, плакал, в изнеможении лежал на поле, молясь об Израиле. Быть может, у кого из нас душа болит о России, о русском народе погибающем, исчезающем. Великая трагедия, называется демографическая катастрофа, каждый год почти на 2 млн. человек уменьшается, т.е. Россия – сосуд разбитый. И мы в молитвах своих будем говорить не об увеличении количества людей, а об увеличении благодати на людях, пусть их и мало даже будет. Бог смотрит не на множество, один спасающийся дороже, чем 100 млн. неспасающихся, чтобы Бог нашел эти души, чтобы ревностные появились пастыри, ревностные проповедники, чтобы семя благодати Божией коснулось сердец людей. Аминь.

«По великой милости Твоей». Эти слова должны сопровождаться чем-то с нашей стороны. Вот мы смотрим на пример благочестивого царя Езекии. Наступило время, его посетила болезнь. Он мог бы сказать: да там сколько рядом пьянчужек, ворюг, живут и не болеют. Приходит пророк Исаия, один из самых великих пророков. И он говорит: «я молюсь Богу, но мне не легче». Тот говорит: и я молюсь о тебе Богу, но Ис.38:1 «так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь». Совсем бы, кажется, не так нужно. И что он сделал: на кровати лежит, лицом к стенке отвернулся, и заплакал. Вот что надо делать: отречение от мира, от мирской суеты... он понял всё. Эпикриз наступил, Бог заключение дал – не плотской врач подписал. И заплакал царь.
«И отворотился [Езекия] лицом своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным [Тебе] сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно».
Пророк Исаия вынес ему приговор, и пошел своей дорогой. И Господь ему говорит: «Исаия, остановись, Езекия там молится, всю постель слезами измочил, вернись, продляю я ему жизнь; скажи, что еще на 15 лет – я вижу его слезы». И он идет, а у них смоква, как у нас репей, он оторвал какой то пласт, слепил несколько листов, пришел и говорит: «Что ты так ревёшь-то? Даже Бога, вынесшего тебе приговор, ты заставил его отменить; по великой милости Своей Бог отменяет приговор». И взял ему на нарыв (у него какой-то нарыв был) наложил пласт, и он ожил, и еще 15 лет славил Бога: вспомни, Господи, как я ходил, да как помогал.
Тов.4:10 – «ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму».
Тов.12:9 – «ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать».
Ты трудись для доброго дела, милостыни твори, т.е. не так, чтобы мне, лишь бы мне; о других помни, твори щедрую милостыню – она спасает от смерти. Был такой нечестивый царь Ахав, а у него жена – пронырливая, как ведьма, такая страшилище-женщина, что ее пророк Илия боялся, 40 дней без оглядки бежал; Илия, самый грозный пророк.
3Цар.18:45 «Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель».
3Цар.21:29 – «видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его».
Грешный, или праведный плачет – Бог видит эти слёзы. И он раскаялся в этом, что делал? Значит: «помилуй меня, Боже!» Но здесь надо подкрепить еще чем-то, не просто «я сознаю, я преступник», откройте тюрьмы, выпустите узников на свободу. Перемени свою жизнь, что у тебя было налево, переведи направо, т.е. ты совершенно неправильно понимал что-то. И такое мы находим в Священном Писании не раз. Апостол Павел однажды помолился, и Бог не отвечает, он второй раз усилился, милостыню делает, плачет, молится, Бог говорит: ничего ты не получишь, он тогда третий раз опять с той же самой молитвой: Господи, такое жало воткнул в меня сатана, просто невозможно, опухоль. Бог не ответил, а потом говорит: перестань, хватит тебе и того, что Я тебе даю. Я, говорит, трижды молил Господа, чтобы удалил от меня ангела сатаны.
2Кор.12:9 – «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
Иоанн Златоуст говорит, что у Павла было много поносителей, гонителей, по-нашему сказать, на каждом шагу его ругали, враги были, а Бог говорит: довольно для тебя, вот когда тебя гонят, тогда это и проявляется, чтобы не тебе была слава, а то ты мог бы и возгордиться: «Я 14 посланий написал». Но Павла арестовали, а он хотел, чтобы не арестовывали, чтоб он шел, чтоб враги от него, как горох сыпались, а вот его арестовали – он в немощи?

Да мало того, в темницу, так он и там в ШИЗО; да мало того, там еще по-разному содержатся, ноги в колоду заковали. А вот теперь Бог показал силу, потряс всё, стражник едва не погиб, себя чуть не зарезал; и в эту же ночь стражник Стефан, начальник тюрьмы, будет крещен. В немощи проявляется сила, это по милости; он просил милости – и мы не знаем, каким образом Бог пошлет милость. Бог послал такую милость, что сначала его избили, потом арестовали, потом заковали, и вот теперь начинается милость. Землетрясение, узы слетели, и сей стражник обращается к Богу.

И когда мы молимся: Господи, по великой Твоей милости помилуй меня – мы замираем в ожидании: а как Он будет миловать? Святые говорят: если просить наказания, не выдержу; а без наказания не спастись – не знаю, чего просить.

Солженицын хорошо пишет, что сколько раз он убеждался: я, говорит, часто искал какие то должности, когда сидел, а потом понял, ничего этого не надо.

Бог как-то так устроит, что самым лучшим образом будет; мы не знаем ничего, и я не знаю: охота, чтоб дети кончили все университет, а может быть, и не надо этого; я хочу, чтобы дети не попали в армию. Что ты знаешь!? Он в армии, может быть, спасся бы, ума-разума набрался, а дома он таким балбесом и останется; ты ничего не знаешь, ты Богу не ставь условия. Да будет великая милость Твоя, но я, конечно же, хочу так, но помилуй меня по великой милости Твоей. Прошу одного, Господи, чтоб дети мои были в Царствии Небесном, чтобы дети мои прославили Тебя, может, мучениками будут, как мать Климента Анкирского молилась. Вот чего надо просить, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих; а щедроты Божьи такие, что с нашим понятием это не сходится – очень часто щедроты Божьи изливаются в наказании, в уничтожении, в истреблении целых наций, для блага, быть может, всего нескольких человек.

И когда мы доходим до этого псалма и начинаем читать: «по великой милости Твоей», подкрепим их добрыми делами милосердия, исправлением своей жизни, согласием с волей Божьей, что бы Он нам ни послал. Аминь.

Список всех проповедей

387

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: