размер шрифта

Поиск по сайту




Успенье радостное

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Фил.1:23-25

Церковь отмечает сегодня Успение Божьей Матери и благодаря Её кончине на земле возвеличен этот день – 28 августа. Христианство внесло совершенно новый элемент в мир, невиданный и неслыханный никогда, что смерть – это не конец, не трагедия, а радость. Господь сказал: Иоан.16:7 – «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». И Апостол Павел добавляет: Фил.1:23-25 – «Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере». Христос говорит о Своей смерти и это же утверждает Павел. Вот эта коротенькая тленная жизнь дана, как подготовительный этап. Если бы там, где описывается отход души, были показаны небесные силы при этом, то они никогда не печалятся, а всегда радуются. Они с радостью принимают душу праведника, которая окончила поприще. Деян.7:56 – «И сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Лук.16:22 – «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его».
Сразу же здесь видно разграничение: одни плачут, другие радуются. Кто видит кончину земную праведника, те радуются, что скорби окончились, болезни больше не будет. Все переломы, раковые опухоли, пролежни окончились и навсегда. Откр.21:4 – «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Мф.8:17 – «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни». Что значит для нас смерть? Смерть в буквальном смысле будет навсегда побеждена, когда явится во второй раз Христос. Откр.20:14 – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая». Но при нашей жизни здесь мы должны ощутить эту победу Христа над смертью. Евр.2:14 – «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
Вы не раз слышали припев: «Радуйся, Благодатная!» Есть слова «блаженный» и есть ещё «преблаженный». Это не евангельское слово, но и даже оно заменяется на «треблаженный», как будто одного блаженства не хватает. Почему же Спаситель нигде не говорил о преблаженстве и преосвященстве? Такие эпитеты вдалбливаются веками, хотя сами слова «блажен» и «освященный» далеко не всем непонятны, ибо они касается святых. В Библии слово «блажен» упоминается 125 раз и никогда «преблаженный». Ничего выше блаженства нет и на этом бы остановиться, но мудрецы-черноризцы лезли ещё выше, за принятием иночества и монашества ещё и ещё стриглись до схимы и умопомрачительных званий, на земной уровень проецированных, чтобы поразить разум простецов. Во всех акафистах слышится непрерывный припев «радуйся», «радуйся». Переводчики говорят, что перевод сделан не совсем удачно. Святые и так радуются на небе, зачем же нам их просить о том, что у них есть? Обозначает, может быть, «целую тебя», «приветствуем Тебя, Благодатная!» Слово «радость» имеет определённый смысл – мне хорошо. В послании к филиппийцам Апостол Павел слово «радость» повторяет 13 раз. Фил.2:18 – «О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». Фил.3:1 – «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно». Фил.4:4 – «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь». И писал Павел это послание, говорят, когда сидел в тюрьме, оторванный от друзей и от близких, когда не было своего угла, повсюду враги, а на душе у него поётся радостная и торжествующая песнь Победителю смерти Иисусу Христу, Победителю смерти и ада. Так было у священника Григория Петрова в сталинском ГУЛаге, когда он незадолго до смерти пишет чудный акафист «Слава Богу за всё». Эти слова, взятые им эпиграфом, есть слова мучимого Иоанна Златоуста, влачимого на смерть. Рядом стражники, а вы радуйтесь со мной, ибо я восполняю страдания за Церковь. Кол.1:24 – «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». Сорадуйтесь мне, что я со Христом, в узах мне светло и тепло здесь.
Почему же установлен Успенский пост в две недели – этому объяснения никакого и нигде нет ни у одного самого вдумчивого и заумного толкователя, даже у Скабаллиновича. Хотя дни постные, но у нас такое разнотравье на столах, что до двадцати блюд можно приготовить на подножном корме. Да какой же это пост. Так, одно мучительство на словах. Да ещё из города нам навезли халвы и печений. Масло растительное нельзя, оно жидкое. А халву, из которой выжали масло, – это не завиняется, можно. Смешные мы такие и фарисеи отменные. Да тут ещё пасека есть и мёд сотовый со стола не сходит с соком морковным, вот она и заливается румянцем в шестьдесят пять лет. Пост же настоящий тогда, когда человек ни одной капли не выпьет, ни одной крошки в рот не возьмёт. Одна сектантская девушка жаловалась, что была искушена на работе во время поста - когда был отдых, то она нечаянно нащупала в кармане одно семечко подсолнечное и нарушила пост, съев его. Она это понимает, а нам ещё не дорасти до её понимания и сколько времени нужно. Они грузили пшеницу, и она чувствовала запах хлеба и благодарила Бога за дарованный ей пост. Это пятидесятники так сокрушают вожделения плоти, а мы? Искусственно придуманный пост у нас, но пока он есть и доколе мы православные и он не отменён, мы обязаны соблюдать его, чтобы быть послушными чадами Православной Церкви. Есть повеления, которые вышибают нас из колеи печали. 1Фесс.5:16 – «Всегда радуйтесь». Нужно нам научиться иметь эту константу радости, ровную при всех обстоятельствах жизни. - жить не как на качелях, то к верху несёт, то падаем в отчаянии с замиранием сердца вниз. Как колесо, то поднимет настроение, то опустит. Рим.15:17 – «Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу».
Нужно хвалиться тем, что относится к дарованному от Бога и осознать; внимательно присмотритесь, что в нашей жизни относится к Богу, и найти в том радость. Одна нашла радость у ног Христа, другая в том, что ей выпала четь у плиты готовить для Христа обед. Где пообедали утром, нас тянет туда и вечером. Так обычно бывает, когда на празднике отобедаем у батюшки, туда же клонимся и после обеда. Это же касается и духовных радостных переживаний. И приготовить праздничную трапезу не просто. Марфа по делу сказала, что ей не просто жариться у горячих кастрюль. Вдвоём мы намного быстрее сготовили бы и сидели сейчас обе и слушали, и записывали на магнитофон речи Спасителя. Если бы Марфа не прервала беседу Христа, то упрёк вряд ли был для неё на первое блюдо. Господь не сказал, что не надо, но много блюд ни к чему. Иные забирают благую часть и тянут на судьбу Марии. И их на кухне не найдёшь, они уж заострили карандаши и готовы день и ночь слушать, но за обедом уже ложка у них крепче ручки в руках.
В один монастырь пришёл молодой странствующий монах и получив для ночлега келью, сел за книги, найденные там и даже носа не показал, когда его звали на работу. Там все были заняты делом: кто книги переплетает, кто на огороде пашет. Этот же благую часть избрал и так посыльному и ответил. Нужно же заботиться о духовном! Настоятель пояснил, что они работают много, чтобы и поселянам помочь, которые вокруг живут. Но не убедил новоприбывшего гостя, тот твёрдо засел в одиночестве. Послали ученика понаблюдать за гостем, как он трудится над душой. А тот целый день книги монашеские читает . Приходит время ужина, а его не зовут. Он уже книги закрыл и стал прислушиваться, когда позовут его. Но никто не идёт. Не выдержал, пошёл к старшему: «А что, у вас ужина не бывает разве?» «Бывает, только что откушали». «Почему же меня никто не позвал?» «Да зачем же, это нам, грешным и осуетившимся, приходится плоть ублажать, а духовные, они уже как Англы на небесах, им это и не нужно, мы и не тревожим тебя, молись за нас, грешных. Мы духовных не беспокоим, пусть они созерцанием красот неба наслаждаются и дальше, избрав благую часть». Так был преподан хороший урок с плотской стороны. И без Марфы мы засохнем сразу. Мы её будем Марфушей, Марфенькой называть, чтобы горшок с кашей поставила нам на стол.
За Христом ходили, служили, помогали; у Него, может, и пироги, и квас, и всё было. Марфа должна много уметь, и Мария должна была помогать, только в этот момент она не помогла. Похвалу–то Марья получила, потому что за неё две работы делала Марфа. Ведь без Марфы мы никуда ни шагу, но надо поделить эту работу. Избирая благую часть, не забыть про стол.
Напоминаю, что по воскресеньям и в праздники у нас всегда идут в лагере духовные занятия, а некоторые вообще не приходят. Они слишком уж любят роль Марфы. Это другая и не спасительная крайность. Жалеть будете определенно и непоправимо и даже с детьми. Жалеть будете горько и долго, что лишили себя духовной пищи и не пришли на трапезу, где всё было готово, а вы подались на свои поля и торжища. В одном человеке всего быть не может и потому при общении мы научаемся дарами, какими Бог наделил каждого из нас. Евр.13:16 – «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Не только дать милостыню, но жертвовать временем, чтобы посетить друг друга, насладиться духовными дарами. Если ты на машине едешь, а другой хромой на костылях, то для него этот путь иную цену имеет в очах Божьих. Мрк.12:42-44 – «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё».
Тебе может на наших занятиях, беседах столько открыться, что ты себя увидишь иным, и можешь сказать себе, зачем же ты так высокоумствовал о себе. Святых тоже иногда очень заносило и они не хотели слушать друг друга, но Пахомий их осаживал. У них не раз было мнение о себе, что им равных нет на земле. Есть ли такой, кто меня чему-то может научить? Этим высокоумием были поражены Антоний Великий, Ефрем Сирин и другие. И Господь давал им ответ и ставил им учителей, на которых они внимание до этого не обращали. После этого, опустив голову, они только вздыхали и горько рыдали. Благо, осталось это в записи, а сколько ушло в пески без объявления. Почему-то во всех случаях подобных им вразумляли женщины и иногда даже падшие. Антоний нашёл замужних женщин, и они за собой ничего великого не помнили, а Бог о них судил иначе, за их незлобивый характер, который и вывел их в чемпионы над рекордсменами. Они ответили ему, что в эту ночь спали с мужьями. Но у Бога их недевство почему-то по-другому благоухало. В одном доме живут, вышли за двух братьев и ни разу ещё не поссорились. Это же для наших сестёр разве не пример? Ни одна другой голову не разбила поварёшкой. Диавол ничего так не боится, как мирной жизни. Смирения он терпеть не может. Пока не будет послушания, твой путь в христианстве ещё и не начинался. Чистая радость только в Боге, когда она упирается своим концов в вечность. Это я делаю для Бога. Сегодня печальное, но когда жена разродится, то будет и облечение. Иоан.16:21 – «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». Сегодня через благовестие ты рождаешь нового человека и радость твоя будет необычна. Преображенные в свете любви Христовой, мы и на смерть будем смотреть новым зрением.
За детьми в Потеряевке не смотрят совсем и будет, обязательно будет какая-то трагедия, если не измените своё отношение к детям. Возле дома брат поставил навесное тракторное оборудование и дети по нему мартышками снуют. Оно же может опрокинуться. Хотя он убеждает меня, что оно не может упасть. Но для чего же на соломокопнителе устраивать детский сад? Такое высокоумие и самомнение обязательно должно быть наказано и сам себя будешь терзать. Сколько раз уже на работе калечили себя по вопиющей глупости, не соблюдая технику безопасности. У нас брат Андрей пропорол себе ножом живот на работе, потому что не рассчитал и тянул нож на себя, а он соскользнул. Вперёд не думаем, потому будем резать себе вены, будем сами себя ножами и топорами колоть, это уже не раз было и будет ещё. Потом убедил, мать отогнала своих цыплят от железной смерти. Чем дети играют, куда они идут, плавать не умеют, а одни идут купаться. Батюшка же не бьёт тревогу, а ещё подливает им, что нас никто же не охранял, а везде ходили и живы остались. Но и тонули не раз. Бог спас, ожидая покаяния, но нельзя же беспечность возводить в эталон, пренебрегая смертью детей. С берега крутого упадёт эта трёхлетняя, ты её багром будешь вылавливать со дна пруда. И будет это, и нельзя тому не быть. Сбулькает и не будет пацана. Будете панихидные столики объедать. Будут ли дети благословением при такой их самостоятельности?
Итак, наше приветствие, наше целование, которое означает «радуйся» всегда должно быть во Христе. И сегодня благодарим Бога, Который позволил нам приблизиться к Нему. Вошли в радость своего Господина, чтобы познать Её пример для всех женщин, для всех девушек - кротость и смирение Преблагословенной Девы Марии. Возьмите Её во всём себе в пример. Даже если Её неправильно рисуют, но что-то же и правильное было. Что-то и даже многое приписано в Её биографию, но слова Её покорности воле Божией – это-то бесспорно. Лук.1:38 – «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Она слово Господне знала, Она изучала, исследовала его, да и не могло быть иначе. Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Если вы будете подражать Деве Марии, то наша кончина будет также радостной. 2Тим.4:7-8 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Когда человек непримирённый с Богом, он может всю жизнь жить в монастыре, как читаем. И они умирали в панике. Всю жизнь постились, угождали монастырю и настоятельнице и оказалось, что ничего нет в конце, кроме ужаса и неверия в милость Божию. Пимена Великого спрашивали его последователи, где он будет после смерти, и он, ни мало не сомневаясь в том, отвечает, что там же, куда будет брошен и сатана. Или они играли в лжесмирение, или действительно им там и быть. Может, в действительности не было у них встречи со Христом, не было рождения свыше и они так и учили в монастырской игре себя и других, и непримирёнными отходят в неизвестность.
Сегодня же день радости. Дева Мария отошла к Господу. Я думал, почему ни одни Апостол ни разу и нигде не сказал ни словечка о Её воскресении? Значит они об этом тогда не слышали, потому и нет ничего в их посланиях и в Евангелиях. О колдунье-прорицательнице есть, о каких-то Димитриях и Александрах есть, а о чуде воскресения Матери Иисуса ни слова и нигде. Случайно ли это? Не надо только злиться на меня, что такие неудобные вопросы задаю, я здесь вовсе не причём, что вы такие тупые и предвзятые, с плотской, бесовской мудрость побратались. У рождённых свыше и жизнь меняется свыше, и мудрость даётся свыше, и они идут всё выше и выше. Иак.3:15,17 – «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
Пролицемерили две тысячи лет и сегодня ни на один вопрос не могут без злобы ответить прямо и с упованием на Бога. Я требую у них отчета за две тысячи лет, оттуда они все эти повеления на монастыри взяли? И никто не отвечает, а только лопаются от дикой монашеской и епископской злобы. Кто действительно святит Господа в сердце своём, тот может дать кроткий ответ в своём уповании. А если нет этого кроткого ответа на неудобный вопрос, значит и святости не было, и всё под вопрос? 1Пет.3:15 – «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Враги боялись воскресения Христова и всячески старались скрыть факт Его воскресения. Ангелы же возвещали о Его победе над смертью. Наученные опытом первого гонения, когда уже прошли годы, воскресение Её не оставило бы безразличными врагов Христовой веры. Тяга к умершим была очень сильная, как свидетельствуют жития первого века. Если бы известна была Её гробница, то разнесли бы Её тело на части иудеи. Когда святые умирали, то они заклинали Богом не прикасаться к ним, умершим. Это не только Марк Афинский и Симеон Столпник, но и Антоний и Илларион, и многие другие. Даже волосинку на память от умершего не разрешали брать, а не то, чтобы на фарш резать и в коробочках и сундучках развозить по миру. Что ждёт грабителей мощей? Приближаясь к смерти святые боялись за свои тела и заклинали не почитать их. Но языческий дух шаманизма побеждал на каждом шагу невозрождённые души.
Что говорили враги и что говорили друзья, мы не знаем, но судя по отношению других христиан, можем сделать заключение, что безразличными к гробнице с телом Девы Марии они не были бы. Враги бы тоже на Её тело покусились, вполне это вероятно. На тело Моисея враг покушался уже после его смерти. Иуд.1:9 – «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»». Не написано, что спорил о теле фараона или другого вождя, а вот о праведных ему забота. Мы не знаем, где находятся тела очень многих святых, и всегда говорится, что Бог их скрыл. Научитесь на подобные вопросы отвечать: не знаю. Я признаю, что Она воскресла, что взята на небо. Но доказательств нет никаких и потому вполне допускаю также, что Она не воскресала, а скрыта учениками из опасения надругательства от врагов. Так как предание говорит, что одр с Её телом покусился опрокинуть нечестивый и злобный еврей. И находится Она с Господом. Это без сомнения. А в теле ли, кто знает. 2Кор.12:3 – «И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает)». При воскресении Христа не было ни одного свидетеля и не было свидетелей или явлений так же у Божией Матери.
Сегодня целые легенды о Её доме, как он по воздуху был перенесён в Италию, в городишко Толедо и сколько там накручено всего - я уже о том писал. Говорят, что крестоносцы перевезли этот дом, поставив на заранее сделанный фундамент. Подделкам нет числа. Мы твёрдо уверены, что Она является Ходатайцей рода человеческого ныне, что Она любит нас, что Она заботится о нас, слышит наши молитвы. Это мы не знаем, а верим в это. Дальше этого не советую никому идти и вам в той неизвестности не ответить ни на один вопрос. Радуйтесь в Господе и это принесёт после нашей кончины каждому рождённому свыше вечное блаженство. Аминь.

Список всех проповедей

388

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: