размер шрифта

Поиск по сайту




Готовый монах

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Мф.19:16-26

27.08.2004 год

Евангелие от Матфея 19 глава с 16 по 26 стих повествует о юноше богатом. Ко Христу подходили лицемеры и Он обличал их. А этого юношу полюбил. Это был очень искренний человек. В дальнейшем, когда пришлось заниматься житиями святых, я понял – это был готовый кандидат в монахи. У него всё было: исполнение заповедей, почтение к родителям. Вот сейчас о Василии Кинешемском пишут, он один из вновь канонизированных. Его родители долго не отдавали в школу, чтобы он не заразился дурными нравами от учеников, потому что в школе преступность тогда уже была. Сегодня специально участковых нанимают в школы, передали, что этот опыт очень полезный и преступлений меньше. Дожились. Он никуда не ходил, товарищей не водил, поэтому сохранил добрую нравственность. В дальнейшем стал епископом и проповедником. Вот этот юноша очень похож на подвижника.

И в дальнейшем, быть может, из него получился бы хороший настоятель монастыря, игумен, архимандрит. Но он хотел взять ещё выше, не просто быть монахом, а схимонахом, по сегодняшнему сказать. Что сделать мне ещё? А Господь знает, что у каждого из нас есть то, за что мы держимся. И вот за это Он его и потянул. Главное-то заключалось в том, чтобы следовать за Христом, чтобы ничто тебе не мешало. У Петра была жена, был дом, к нему Христос приходил в дом, и это ему не мешало следовать за Христом. Были люди, у которых ничего не было, но однако они не могли последовать, что-то их удерживало: привычка, наклонности.

Мф.19:22 – «Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение»

А сегодня не имение, а большое мнение, шальное самомнение. С человеком начинаешь разговаривать: «Евангелие читаешь?» Спрошу, читал ли жития, которые противоречат Евангелию? «Не мы же это придумали. Ну а как тогда так, как церкви, куда тогда эти монастыри?» Вижу, что Евангелие никакой роли у собеседника вообще не играет.

Первый стих, который я заучил наизусть, когда получил в руки Евангелие, был Евангелия от Иоанна 8:44, когда Господь обличает иудеев и говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Тогда я ничего не знал, но на меня напал такой ужас, я помню, что сидел за столом и, обхватил голову руками, горько плакал. Как же так? Ни одной нации в мире нет, которой Бог дал такое откровение о Себе, что Он придёт, Он любит их, даже из камней Он мог бы создать детей Аврааму. Но человек рождается от семени. Семя – это Слово Божие.

Мф.13: 18-19 – «Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его вот кого означает посеянное при дороге»

Но когда же они могли так уйти, что написано:

Иоан.1:11 – «Пришёл к Своим, и Свои Его не приняли»

Они давно уже рождались от дьявольского семени. Они очень хорошо написали специальные книги, триоди, октоихи, как колоть животных, как кровь зарывать, куда копыта девать, как сжигать, как сальники, печень, селезёнки оприходовать – всё было расписано, до одного шага вымерено. Но, может, это и надо было, но ведь главное-то всё это было установлено для того, чтобы путь проложить к пришествию Мессии. Это всё указывало на Христа. Не просто для того, чтобы проворачивали литургии, а для того, чтобы люди увидели Христа. Вот я даже сейчас смотрю, вы обязательно ставите кого-то старшими, есть старший в храме? Батюшка. Поставьте старшего над клиросом, чтобы ни один вот сюда не заходил за пределы плоскости пюпитра. Вы стоите и закрываете половину детей даже после того, как я уже сегодня только сказал в первой проповеди именно о пренебрежении вашем детьми своими. Продолжаете так же стоять. Сдвиньтесь к стене, дайте детям простор к алтарю. Пустите детей ко Христу. Уж не ко Христу, хоть к алтарю. Приучите их, что ничего нет важнее, как познать Христа и следовать за Ним.

Я нахожу, что важнейший стих в этом повествовании, когда Господь сказал: «Следуй за Мной». Когда я нынче раздумался о Преображении, то дальше такой вариант у меня просматривался. Ведь следовать за Христом надо всегда и надо идти на гору. Но эта гора не последняя гора, ещё горы будут большие и, наконец, до Голгофы придётся дойти. Но ведь самая хорошая всё-таки это – Фаворская гора. Допустим, что вот дальше бы Апостолы за Христом не пошли – дошли, а назад не пошли. И вот уже три аввы, супераввы: Иоанн, Иаков, Пётр. Они бы три монастыря сейчас распространили по всему миру. Вот было бы твёрдое основание. А ведь дальше-то пошло совсем не так. Они пошли вместе с Ним на гору и с Ним же и с горы, к народу беснующемуся, а далее пошли все умирать за проповедь. Их гнали не за то, что они сидели, а написано:

Деян.5:28 – «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека»

Не запретили ли мы вам в первый раз, когда вызвали? Не веровать, а проповедовать запретили. И судили, когда я сидел, и в последние годы после Сталина, сидели-то за проповедь, а не за то, что верили. В Патриархии, в зарубежной Церкви, в старообрядчестве – я не делаю никакой разницы. Где бы какого описания жизни церковной не было, всё одинаково пишут: чудотворные иконы, крестный ход. Последняя газета вышла сейчас Барнаульская и опять про Коробейниково. Они новую мекку открыли и уже прошли за эти годы, за десять лет, 3000 км. крестными ходами. Какое достижение! Скольким людям они мозги закружили. Крутят и крутят кругами на одном месте. Ну можно найти иконы, фонари и будем ходить. Но смысл-то какой в этом? «Следуй за Мной». А Господь идёт не крестными ходами с хоругвями и иконами, а благовествует.

Мф.5:2 – «И Он, отверзши уста Свои, учил их»

И Апостолам сказал: идите и проповедуйте Евангелие всей твари. Не позволяет всё-таки и в этот год пролезть в игольные уши – какие всё-таки мы сгорбаченные верблюды, потому что не отреклись от себя.

Первый шаг следования за Христом: отвергнись себя, своего «Я», своего научения. Дальше: возьми крест – приготовься страдать, возьми поношение Христово, приготовься быть всеми презираемым, отверженным. И – следуй за Ним. Здесь же придумано наоборот, по ступеням – иночество, дальше полное монашество и дальше доходят – «схима» (то есть совершенно человек запечатанный). Как будто его в химической банке где-то закрыли, закупорили. Ну разве же это путь Христов? Почему никто об этом не кричит, не говорит. Я просматриваю творения самых известных почитаемых отцов Церкви. Почему Оптинские старцы об этом криком не кричали, не трубили? Если бы этого юношу научить и он бы пошёл, это ещё был бы один Апостол. Монашество – это не просто не Евангельский путь, это антиевангельский путь. Почему? Потому что главное у них было – отделение от мира. Главное было – послушание наставнику. И прямо написано: и настоятелю послушание явить как Богу. С большой буквы «как Богу». Если кто уверовал, то путь самый простой был открыт Христом в Евангелии, самый правильный: раздать имение, запятая, «следуй за Мной».

Сумели переписать заново слова Владыки неба и земли: «Раздай имение и следуй в монастырь». Во всех абсолютно житиях одно и то же. Почему об этом не было вопля на уровне Синода и патриарха? Народ был обескровлен. Люди не знали вести о Христе. Народ по-настоящему не веровал во Христа, и когда появились Рэдстоки, Пашковы – это с Запада уже пошло, они стали проповедовать прямо Евангелие, как описано в романе «Воскресение» – у Толстого, он говорит об этом, и люди пошли не десятками, а сотнями и тысячами. Впервые услышали весть о Христе. Недовольство большое вызвало это в Феофане Затворнике: «Что, у нас нет своих проповедников, что заграничных пошли слушать?!» То-то и удивительно Они разговаривать по-русски не могут, через переводчика говорили. И впервые образованное общество, дворяне все услышали о Христе, впервые о Христе. Спрашиваю: «А вы в храмах были?» «Да, были. Евангелие было перед вами». «Мы только крышку целовали».

Ту расплату, которую пришлось понести за неследование за Христом, ещё сегодня подсчитывают. Впереди нас ждёт, я думаю, что-то более страшное. Православие намертво исчезнет из России. Оно не может не исчезнуть. Апостол Павел намеревался идти в одно место, но Господь не допускает. Даже ему непонятно было, куда идти, потому что везде проповедовать надо. Но где наиболее горячая точка? И тогда ему на третьей попытке только, ночью является македонянин.

Деян.16:9 – «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам»

Всё-таки видно, китаец это или русский. Видимо, македонянин отличался чем-то от еврея. В одном песнопении у сектантов поется: «Отовсюду слышен македонский крик: «Дайте свет! Дайте свет!» Люди гибнут без Христа и настал последний миг: «Дайте свет! Дайте свет!»

Я сколько раз говорю: «Попросите батюшку, сдвиньте эту привычность, положите большую Библию посередине храма на аналое. Начните с малого. Нигде вас никто за это не отлучит, потому что ничего не изменили мы. Ничего. Ну положи даже рядом икону и Библию, если по-другому мы не можем шагу шагнуть. Хотя про наши иконы в Новом Завете и полслова нигде нет. Мы дублируем иконы на каждой стороне храма до четырёх раз и даже до пяти экземпляров одной и той же иконы. Почему не написать тексты из Библии и не развесить на стенах посреди икон?

Втор.6:6-9 – «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих»

Втор.11:18-21 – «Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землёю»

Ну почему нам в храме не сделать и иные надписи, кроме «Христос воскресе!» на Пасху. Разве нам помешает такая надпись в храме:

Иоан.3:16 – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»

Господь говорит пастырям:

Иез.34:2 – «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри

Вдумайтесь в это. Вот пастух вышел, бросил бы всех и пошёл сам пастись. Там нашёл ягоды, пришёл домой без стада – это положение нашей Православной Церкви.

Иер.12:10 – «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью»

Виноградник нужно обихаживать, обрезать ненужное, подвязывать. Это означает входить к каждому в дом, он должен знать нужды пасомых, быть лечащим врачом. Я настаиваю, что община не должна быть более 30-50-ти человек, иначе священник не успеет содержать здоровыми своих овец, он не сможет каждого знать. Не просто на исповедь принять, а он должен знать всех, видеть все болячки, поддерживать. И в первую очередь, конечно, он сам должен думать об этом. Не просто так вот поехал у нас сегодня батюшка в Рубцовск и я знаю, что там будет. Причастит, ибо они ждали, говели. Сколько лет он ездит, а изменения никакого нет, прибыли никакой нет. Видимо, на проповедь их не побуждает. Только убыль идёт. Прибыли ни одной души нет, а если прибыль есть, то старая товарка чья-то пришла, ей уже 88 лет.

Сам результат показывает, что притча из Евангелия мёртвая для нас. И вот отошёл юноша, а как его имя? Хороший же юноша. Это же не Иуда предатель, но имени его никто не знает. Скажите, а где этот юноша в дальнейшем был? Никто не знает. История вообще вычеркнула его. Неследование за Христом – это потеря жизни, потеря всего, что было перед тобою, это закопанные таланты. Особенно с четвёртого века, когда пошло массовое пострижение в монастыри, этими ножницами отстригли Евангельскую проповедь. Сегодня продолжают всё ещё отравлять мозги людей призывом ухода от жизни: «Ой какой у вас верующий ребёнок, ему только надо бы в монастырь». Мы сегодня должны просить проповедников для России, для Церкви. Неследование за Христом – это смерть и ад. Неследование за Христом – это не просто молчать и сидеть, это означает следовать в обратном направлении. Когда стоят неприятели, то между ними есть нейтральная полоса. Когда перешли нейтральную полосу так, что даже и заметили, что стали детьми дьявола. Это только об Израиле говорится. Россия претендует на звание нового Израиля: «Мы – новый Израиль, потому что мы – четвёртый удел Божьей Матери, за Афоном и Грузией. Мы своей близостью к Богу хвалимся». Так если мы – новый Израиль, посмотрим, чем же жизнь закончил старый Израиль. Что нам грозит за то, что Христа не узнали? Потому что сегодня, когда с Евангелием приходишь, с толкованием Блаженного Феофилакта, как священники нас принимают? Я думал, что они обрадуются, это потрясением будет. Ничего подобного. Они по-прежнему точно такие и остаются и точно также натравливают людей, чтобы люди ничего не слышали. Когда человек устанавливает свой авторитет не по Евангелию, он делается антихристом. Об этом говорит святой Иероним Стридонский. Василий Великий сравнивает священника, который не проповедует и не учит, с идолом, который также украшен и также безгласен.

2Тим.4:2 – «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием»

Что должен был юноша этот сделать? Но он к этому шагу шёл. Ну а что хорошее он делал? Мы ничего не можем сказать. Мы знаем только: он отошёл с печалью. Великая радость избрания совершилась и... отошёл с печалью.

Божий перст коснулся нас, мы услышали проповедь, обратились, Бог позволил жить в такой местности, где нет ни одного матерщинника, нет воровства и ничего подобного. Мы живём в каком-то особом месте, как на Фаворе. Сходите вниз. «Так монахи же молились!» «Правильно, они молились». «Так они молитвой делали больше, чем мы здесь, они людей к Богу обращали». А вот этого я не знаю. Где они были, там только мусульманство. Златоуст говорит так: «Бог проповедует нашим языком, Бог подает милостыню нашими руками. Он мог бы сделать, чтобы в реке вода не песок шевелила, а золотые слитки. Тогда на ком бы ты не показал свою добродетель». Бог для того, может, и допускает нищих, допускает неверующих, чтобы было на ком показать нашу любовь и доказать: «Господи, я соблюл эти заповеди, что ещё сделать?» И ответ один: «Следуй за Мной». Аминь.

Нет, что ни говори, а мы горим
От плавки пурпурной и лавы, что по жилам;
Теченье общее теплее, чем Гольфстрим,
И в нём все аллигаторы из Нила.

Кровь красная – кровинушки нам дети
От плоти и от крови завелись.
Где двое распалились – выйдет третий –
Всё это называем «просто жизнь».

Нет, не спроста целуются уста,
Объятья жаркие – ключи текут наружу
На континентах всех, не по местам, –
Бескровные так жарко и не дружат.

Мы платим кровью, пот тогда не в счёт,
Тельцами кровяными и без счёта;
Пролитая за ближнего – в почёт,
Чужая при скандалах – без почёта.

Не сметь пренебрегать... У каждого есть мать,
В кровавых муках протолкнула в двери.
Где ярость пятнами – дано ей запятнать
Лицо, когда от злобы рот ощерим.

Кровь ценится, от донора нацедят,
Через каналы съединят протоки.
Нас режут резусы и группы от наследья,
И сократят отмеренные сроки.

Во искупление моих грехов смертельных
Иисус Христос кровь на кресте пролил.
Чтоб кровь была, наш рот – бессменный мельник,
И сердце-помпа даст по мере сил.

Буреют зачумлённые нацисты,
Краснопогонники со страшною звездой.
Кровь остывает, снова место чисто –
В могилу сброшены Божественной уздой.

Соль не даёт застыть, совсем замёрзнуть,
Пульсирует системой рек по телу;
Очищенные, светлые – на слёзы,
Для Иеговы гимн пропеть сумели.

11.11.2004 ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

282

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: