размер шрифта

Поиск по сайту




На псалом 24. Путь древний

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Иоан.3:16

Хвала нашему Спасителю Иисусу Христу. Он покорен воле Отца Небесного. Читали мы сегодня Евангельское повествование, самая главная глава в Библии, главнейшей книги мира и главнейший стих из нее.

Иоан.3:16 – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Вот такое сегодня Евангельское чтение. Сын покорен воле Отца Своего Небесного и Он, Отец, говорит, что послал Сына, уготовал Ему путь и уготовал Тело. Послал – значит посыльный идёт.
Мф.21:34 – «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды».
Если послал исполнять, значит надо идти.
Иоан.3:14 – «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому».
Это Его путь. Он показал Ему путь, Он поднимается на крест. Дальше, сойдет в преисподнюю и в бесконечность, туда-то направляется Его путь. Он был послушен Отцу во всём; Он, Единородный Сын, показал нам пример. А причем здесь змея? При том, что когда люди согрешали, отступали от Бога и Бог их стал убивать, наслал змей, змеи на каждом шагу. Змеи, как некогда жабы. Даже в квашне жабы, даже в спальне фараона жабы; но это не жабы, это змеи. Врачей никаких нет, никакой вакцины, сыворотки не было.

И тогда, видя, что люди погибают тысячами, Бог дал лекарство. У тебя есть медь, есть тут кузнецы? Излейте змея из меди и поднимите его на знамя. Вот на такую поперечинку и будет прообраз креста. И кого ужалит змея, тому достаточно было только взглянуть и сразу вставал здоровым. И об этом поётся: «Взглянь! Взглянь! грешник, взглянь! Взглянь на раны Христа, на терновый венок и познай, как в любви Он высок». Взглянь! Вот этот путь – у взгляда тоже свой путь есть, у ушей свой путь. И Сын любящий исполнил волю Отца.

И далее в притче мы сегодня слышим, как хозяин сделал пир и посылает слуг своих. А кто слуги? Апостолы, мы – рабы, – это значит слуги. Посылает не в затвор, не в монастырь, не в пустыню. Не надо пугать именами Антония Великого, Макария – каждый ответит за себя. Сейчас канонизирован Серафим Чичагов, это митрополит Санкт –Петербургский ему было, кажется, 78 лет, на покое был уже и вдруг его арестовывают, допрашивают и расстреливают коммунисты. И после Московская патриархия его канонизировала. Сейчас печатают для священнослужителей его ответы, когда ему говорят: «Ну а как же вот общая исповедь. Вот выйдет священник, епитрахилью взмахнул, люди прикладываются к иконе, а потом к причастию сразу и подходят». И сегодняшние батюшки ссылаются на этот пример из жизни Иоанна Кронштадтского, что тот так делал».

«Часто можно слышать от церковных людей ссылку на опыт протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского, проводившего общую исповедь. Неужели и он мог слу­жить делу обмирщения и сознательно про­тивопоставлял себя Преданию Церкви! — Это было его личным дерзновением, за которое он ответствует пред Господом. Но нам он не только не заповедал следовать его примеру, а, напротив, оставил в качест­ве руководства явное указание следовать Уставу и совершать личную тайную испо­ведь. «Исповедовать в грехах надо чаще для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытием и признанием их и чтобы боль­ше чувствовать к ним омерзение. Надо на исповеди без утайки все свои срамные де­ла открыть духовнику, хотя и больно, и стыдно, позорно и унизительно... Священ­ник – врач духовный, покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сынов­нею доверчивостью».

«Умершие люди, если видят, что дела, совершенные на земле, вызывают хотя бы невольный соблазн, скорбят, и душа протоиерея Иоанна не может не скорбеть, ви­дя соблазн общей исповеди» Серафим Чичагов.
Надо помнить эти слова всем, ссылающимся на протоиерея Иоанна Сер­гиева в оправдание общей исповеди. Ставя своё церковное беззаконие в связь с ве­ликим пастырем, они увеличивают его скорбь (Настольная книга священнослужителя, т.8 стр. 473-477).

Это слова уже канонизированного человека; да оно и так понятно. Значит, если общая исповедь, то надо было довести людей до этого состояния духовного сначала. Ему нельзя в этом подражать. Потому что у Иоанна Кронштадтского было такое духовное, пламенное состояние, что люди забывали себя, и каждый кричал свой грех, открыто исповедывался, как это было в первоапостольское время, и поэтому эта общая исповедь была на своем месте. Ну что же ты подражаешь, берешь самую верхушку, не зная сердцевину. Надень ты генеральские погоны, но всё равно ты же не генерал – для этого надо соответствие. Можно кокарду нацепить и всё генеральское, но это же игра одна только и будет. Поэтому, идя по пути, который Господь нам указывает, мы можем смотреть и на святых. Написано:
Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Подражайте вере их. Не монахам подражайте, а тем, которые вам проповедывали. А как проповедывали? Послал слуг Своих звать. Звать – значит проповедывать. Слуг послал, значит они ногами шли. По Евангелию сегодня поступают? Что, патриарх, епископы, священники целую тысячу лет об этом не знали? Очевидно, не знали.

Почему у нас на Руси всё наоборот пошло, и нигде об этом нет ни слова? Я ни у кого об этом отступлении от Библии не читал. Ни у одного святого даже. Такое извращенное вероисповедывание несли тысячи лет. В этом мы потеряли Россию, что еще-то доказывать? Ни одна страна в мире так не опрокинулась, как мы. Ни одна страна не потерпела такого сокрушающего удара от Бога. 57 тысяч храмов было перед революцией – все были разрушены. 1275 монастырей – все были уничтожены. Более 200 тыс. священников, иноков, монахов, служителей было уничтожено. 37-ой год – более 50 архиереев лишились голов своих. И ничего не поняли? Перестройка, свобода и снова... храмы, храмы, храмы. Не держитесь за храмы! Проповедуйте везде, служите везде! Не бойтесь этого! Не привязывайтесь к храмам и монастырям! Есть они – Слава Богу; нет их – благодарим Бога. Написано:
1Фесс.5:18 – «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Вот путь – всех ко Христу звать надо, звать!
Мф.22:9 – «итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир».
Так они не пойдут, да еще тебе голову расшибут. Так написано – это путь такой. Ну а остальные? Может, кто-то и придет. Да придет еще в небрачной одежде. Разлёгся лежит.
Мф.22:11-12 – «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал».
А... а, может быть, это я? Где же брачная одежда даётся?
Гал.3:27 – «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
Во Христа креститься надо, и там получить одежду нетленную – тунику белоснежную. Киприан Карфагенский прямо говорит, что это такая одежда, которая и для великана не бывает тесная, и для младенца не бывает велика. Она точно по росту сшита. А далее – одежда праведности.
Ис.64:6 – «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас».
Откр.19:8 – «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святы».
Жить точно по заповедям – это путь, который есть древний, путь истинный, который Господь указал.
Иер.6:16 – «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем»»
Самоограничение – это путь слёз, поста, молитвы. И мы всё это можем найти, особенно сестры наши, в образе Приснодевы Марии, Преблагословенной Матери Иисуса Христа. Какая Она была послушная, как не воспротивилась слову Божию! Какая была Ее дальнейшая жизнь? Она звала людей к Сыну Своему, Она была послана на эти распутия. Сохранилось в житии, что Ее даже при погребении хотел осквернить человек, ухватился за гроб и хотел перевернуть. Даже мёртвой покою Ей не давали. Но Она воскрешенная, как говорят нам жития святых, с телом была вознесена на небо. И когда будет всеобщее воскресение всех тел – Она в этом не участвует. Ее тело не нашли. Я не утверждаю это, потому что в Библии этого нет, – повторяю. Но почему этого не могло бы быть? Если Ее вознёс Господь к Сыну, то опровергать такое мнение Церкви нет основания.

Но главное, что Он показал нам путь. Если мы желаем исполнять, а нам говорят: нам не угнаться за Христом, это так. Но нам и за святыми не угнаться. За уполномоченным, за милиционером гонись тогда. Что за разговоры? Тебе не угнаться – это верно; но идите, зовите; Он даёт силу Духом Святым. Идите и зовите! Господь не сказал так: «сядьте в дупло, идите на остров и к вам будут приходить». А ведь это получилось именно так. Постройте деревню, там канавкой обнесите и люди к вам пойдут. «Идите, Он укажет путь». Это путь, который Бог показал. А канавки и мощи смотреть ездить – это не Божий путь.

Меня обвиняют – ты против монашества. Не против – я православный, послушное чадо Церкви; но я не могу не говорить, потому что я – смертный человек. Мне Бог дал это видеть, потому что я сорок лет не выпускаю Библию из рук, ежедневно читаю ее. Господь говорит, что этот Путь – Слово Мое, Животворящий источник.
Пс.118:105 – «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей».
2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших».
Слово Его освещает путь, я его вижу. Мы должны держать в залог не то православие, которое принёс князь Владимир, а которое принесли Святые Апостолы. А это несём как иго. Никаких постов, ничего этого не было, но они есть, и мы должны их исполнять. Буду вопиять, что кроме великого Поста и среды и пятницы ничего не должно быть.
Апостольское правило 69 «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».
Но сегодня есть, и я исполняю, я как послушное чадо Церкви. Но я криком кричу, потому что я должен быть еще более послушным чадом Христа и Святой Его Апостольской Церкви. Аминь.

Список всех проповедей

258

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: