размер шрифта

Поиск по сайту




Иоанн Креститель

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Лук.7:28

Сегодня церковь отмечает память самого великого пророка, который когда либо рождался.

Лук.7:28 – «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его»

Таков сын Захарии Иоанн. Сегодня же читались рядовые, положенные по уставу, по ряду чтения из Ветхого Завета, ради сего дня. Но они никакого отношения не имеют к Иоанну; этот день надуманно выделен в праздник. И надуманы все эти чтения. Но цель понятна. Чтобы мы брали сравнения и подражали.

Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их»

Неплодная Елисавета родила, а читают про Сарру, тоже неплодную. Причём же тут Сарра на этот день? Для того, чтобы чуду разрешения неплодства поверили, а к Иоанну это не относится никак, а только косвенно, чтобы нас утвердить в силе Божией. И в книге Судей читали о Маное, но и это в ту же точку бьёт, а не об Иоанне. Конкретно, ясно, совершенно определенно в Ветхом Завете говорится в одном только месте об Иоанне Крестителе. Евангелист Марк цитирует это пророчество, а ссылку делает как бы на многих пророков. Но где же тогда они?

Мрк.1:2-3 – «Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов»

И делает ссылку на пророка Малахию 3:1. Речь идёт об Евангелисте-Крестителе. Пророчество это исполнилось. Кто такой Иоанн? Сегодня его берут в число основателей древнего монашества. Потому что-де он был в пустыне, неженатый, одевался худо, питался скудно. Одно слово – монах примерный. Опираются на этого «родоначальника монашества» многие иночествующие. Это не просто ложь, а грубая и бессовестная ложь на Иоанна Захаровича. В первую очередь об Иоанне было пророчество, а о монашестве в Библии нет даже самой малипусенькой буковки. Оно есть человеческое измышление невзлюбивших повеление Христа идти в мир на благовестие. Если послушаешь монахов об их родословной, то хочется узнать, какая глава и какой стих из «Евангелия от монахов»? Во-вторых, он был предтеча Господа Христа, посланный от Иеговы. Вся жизнь Иоанна была вызовом миру, протестом против мирских и духовных извращений. В мире всё построено на принципе «дать-взять» и притом даётся с желанием получить процент и лучше всего побольше и тотчас же. А о Христе не так, Он даёт и взамен берёт то, что нам и самим уже не под силу нести.

Иоан.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»

Это эпиграф всей деятельности Христа и нашего воздаяния Ему. Обычно люди и от своих грехов открещиваются, говоря, что они не виноваты, не они это сделали. А Христос берёт и от неблагодарных грех мира; и что же Он взамен даёт? Спасение вечное. На этом возгласе Иоанн Креститель и появился. Глас обличителя и увещевателя, грозного и нелицемерного проповедника. Непонятно, где Апостол Павел взял это изречение, но он делает ссылку прямо на Христа, хотя бывшие с Иисусом ученики этих слов нигде не написали. Но мы верим Павлу, что так и было.

Деян.20:35 – «Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать”»

Значит лучше давать, чем ходить и выпрашивать спонсорскую помощь, побираться.

Лук.3:14 – «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем»

И когда Иоанна спрашивали, что же им-то делать, чтобы исправить свой путь для принятия Господа, он давал особый рецепт каждому, но нигде слово «дай» не было выше слова «возьми». Нужно было убирать камни в душе, чтобы слух наш был раскрыт, когда слова Христа прозвучат в уши наши.

Лук.3:11 – «Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»

А как же я, когда постираю одну, что же мне надеть тогда? Лишнее имеешь – это всё камни, и их нужно убирать, раздавать.

Мал.3:1 – «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф»

Ангел – означает «вестник». Иоанн возвестил пришествие Господа нашего Иисуса Христа. В этом его миссия и заключилась. Характерной чертой Иоанна Крестителя была непритязательность, свобода. В его житии написано много со дня его рождения, но этого в Библии нет, потому можешь верить или не верить, но то, что он был в пустыне, это точно, ибо так возвестили Апостолы, движимые Духом Святым. И относительно грубой одежды так и было.

Мф.3:4 – «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд»

И что не было у него никакого хозяйства, и он не был женатый, это известно из умолчания об этом. И какая жена согласилась бы жить с ним в таких условиях? Хотя и не песчаные барханы, но и не оазис. Он знал многое о живущих в мире. Ему эти известия приносили ученики. Перед царями все замолкают, зная их крутой нрав. Соломон много говорил, как льстить царям, как уметь глубоко и мёртво молчать перед ними. Царям тоже хочется жить мирно, не решать трудных вопросов и вообще не слышать обличительного гласа. Похоже, что Иоанн Креститель мало читал Соломоновы притчи.

Пр.14:35 – «Благоволение царя  к рабу разумному, а гнев его против того, кто позорит его»

Пр.16:15 – «В светлом взоре царя жизнь, и благоволение его как облако с поздним дождём»

Пр.19:12 – «Гнев царя как рев льва, а благоволение его как роса на траву»

Пр.20:2 – «Гроза царя как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя»

Пр.22:29 – «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми»

Пр.24:21 – «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся»

Пр.25:6 – «Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись»

Пр.20:8 – «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими всё злое»

Пр.22:11 – «Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь друг»

Он поступал по велению сердца и чистого духа своего. Слышит, что царь совсем не то делает и придворные льстецы «языки проглотили». Кто-то, может, и говорил Иоанну: «Что тебе до того, ты иди своей дорогой, а то и в пустыне найдёт тебя этот самодур и палач».

Ни откуда не известно, что Иоанн любил пустыню, что так ему нравилось жить одному в скудости. Но он был верен гласу Божию и нёс это послушание отменно. Может, он любил в пышных одеждах ходить, но покорял себя воле Иеговы.

Лук.7:25 – «Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских»

Иоанн выполнял Ангельскую работу, благовестил и обличал, превращаясь в голос вопиющий день и ночь. Не просто говорил, но и обличал в лицо, показывал, что у них ложное обличье.

Мрк.6:18 – «Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего»

Иоанн был храбрым человеком. Иоанн Златоуст говорит, что если желаешь быть мучеником, то пойди и обличи тирана по примеру этого пустынного провозвестника чистоты жизни. Сегодня Иродом – грубым и невоспитанным называют всякого человека, который ведёт себя неподобающе и дико, как правители народа, говоря: «Ирод окаянный, навязался на мою голову». Видимо, всё же сердце Ирода не до конца было завалено бездушными и безумными делами.

Мрк.6:20 – «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его»

Но не выпускал пророка. Последнюю точку поставит его нераскаянность во грехе и подчинённость злобной женщине. Он бы мог вызвать заключённого и сказать: Иди, Ваня, куда хочешь, тебя больше никто не тронет, вот тебе полная реабилитация и свидетельство со всеми льготами за срок заключения». Но в конце концов пришлось отсечь голову. Иоанн Креститель многого мог и не знать из будущего, но знал, что нужно беззаконного обличить. Мог уже догадаться, что Ирод ни в коем случае не послушает его и просто так не выпустит. У евреев был закон жениться на жене умершего брата, если он умер бездетным.

Втор.25:5 – «Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею»

«Если умрёт», а брат его был жив ещё, и мог сам родить сына. Иногда и нам приходится слышать: «Для чего ты ему это говоришь? Разве ты не видишь, что он не послушает и не обратится? Ты его только раздражить хочешь». Мы могли бы это же самое сказать и Иоанну Крестителю. Но Иоанн шёл до конца и в однажды избранном не делает себе уступок. Иоанн бил и бил в одно место. Ирод был реформатором-реставратором, украшал храм. Сколько сегодня этих благоукрасителей иродов, не терпящих малейшего замечания. Попробуй скажи им, что они прелюбодействуют с миром, дружа с ним. Они тебе голову сразу отвернут. Сей Ирод был прозван Великим – диктатура его приносила плоды, которые многим нравились. А уж кто-то попал в репрессивную машину под 58-ю статью, так что же, «лес рубят – щепки летят». Песчинки выдувает.

Сегодня Сталина часто вспоминают, что при нём этого терроризма не было бы. Народ уважал Ирода, а что глас Божий умолк, так не лезь, куда не просят, и будешь предстоять перед царями. Царь вполне сносный был, даже заключённого вызывал, слушал и делал, что тот говорит. Назови сегодняшнего президента по имени и узнай, кого из заключённых он слушать будет? И вдруг приходит воин, подхватывает к чурке: не спрашивай, наклоняй голову. Вполне может быть, что Господь уже открыл Иоанну, что ждёт его. Главное в миссии Иоанна было не монашество надуманное, а чтобы людей собрать в одно место и явившегося Христа показать им.

Мрк.1:4 – «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов»

«Крестя», но ни один монах не идёт крестить после проповеди. Проповедует крещение покаяния – значит в пустыне был народ, а иначе кому бы он проповедывал. У житийных монахов нет слушателей, кому проповедать.

Ст.5 – «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои»

Ничего похожего на монашество у Иоанна не было. «Моно» означает – один. Мы не можем сегодня пойти и обличить царя, но можем Иоанна посетить в тюрьме? Если же сегодня прийти к тюрьме, то тебя прогонят оттуда. А вот подражать ему в скромности одежды, питанья мы вполне можем уже сегодня. Поделиться с другим одеждой и питаньем. Иоанн указывал на Христа – это и наше дело. К этому призывает нас сегодняшняя память святому пророку Иоанну. Это первый Евангельский проповедник, и он нам в этом пример. Это беспроигрышный путь. Благословен грядущий во имя Господне. Аминь.

Список всех проповедей

214

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: