размер шрифта

Поиск по сайту




Шестопсалмие – Пс. 87 – вечернее богослужение

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10



Я никак не могу узнать, в какой момент был написан этот псалом и о себе ли конкретно пишет это Давид. Если человек царь, то этим сказано всё – это власть, могущество, покорность ему людей. Человеку лишь бы стать президентом, а остальное – уже ниже. А вот у Давида было несколько благословений: он был царь. Притом не какой-то царь, а благословенный, избранный Богом. Кроме того, он был пророк. Царей было много, пророков поменьше. И третье звание его – псалмопевец, а такой был один за историю мира. Псалмами называются гимны, торжественные песнопения, написанные в честь Бога. Сколько раз перечитываю, не могу понять, для себя он писал это или ему было открыто состояние бедствующей души? Если он царь, в какой момент он находился, был ли всеми покинутый, и в том числе друзьями? Было в его жизни, что он бегал, но рядом с ним находились близкие друзья, от него не отвратился Ионафан, жена помогла ему бежать. Выходит, здесь он выступает в роли пророка. Весь псалом говорит о покинутости:

Мрк.15:34 – «Элои! Элои! ламма савахфани? что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»

Весь 88 псалом – это непрерывный вопль, перечисление бедствий, которые окружили его. Мы можем понимать так, что Давид находился в стеснении в горах, за ним гонялся Саул. Можем понимать, что он писал вообще для всего мира, и раз святые отцы положили читать этот псалом, видимо, и в те годы мало счастья было у людей, если избрали такой плачевный псалом и установили еженедельно его читать. Это ясно, что душа многих людей соединялась с содержанием этого псалма, с этим псалмом. Тогда спрашивают: «Почему, когда я не ходил в церковь, у меня всё было нормально, а стал ходить, у меня хуже стало, какие-то болезни, несчастные случаи. Был неверующий, и у меня настолько всё было хорошо и на работе, и в семье. Стал верующим, так из рук всё валится». Но где ты нашел, что Бог обязательно должен дать тебе здоровье? Бог не обязан вообще никому ничем, Он бы мог и жизнь тебе не дать, ни одного дня, ни одной минуты. Почему ты решил, что тебе нужно быть таким, как ты просишь – тоже ниоткуда не известно. Людей больше всего мучает эгоизм и нелюбовь к Богу, великая любовь к самому себе, притом в дурном плане, и нелюбовь к остальным, кто рядом, кто далеко, хотя он думает, что любит. Предел этой любви поставлен – люби, как самого себя. Если бы мы так любили, не приведи даже, кажется, Господь, если начать исполнять. Это надо быть подобно Филарету Милостивому, тебя из дома жена выгонит. Ты должен всё раздавать, стоять на улице и раздавать. Ни ночевать негде будет, ни стола не будет, ни поесть. Он говорит:

Пс.87:2-3 – «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою: да внидет пред лицо Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему»

Вся его болезнь была оттого, что ему казалось, что Бог его покинул и не слышит. Вот от чего наступило это почти отчаянное состояние.

Ст.4 – «Ибо душа моя насытилась бедствиями»,

я не один день в этом состоянии нахожусь. «И жизнь моя приблизилась к преисподней». Сейчас у нас надежда после смерти попасть в царские чертоги Христа, а тогда этого не было. Тогда все шли в преисподнюю. В преисподнюю, это значит, уйти в землю и находиться в тёмных местах до пришествия Христа. «Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы». Тогда ставим вопрос: зачем она сила, тебе вообще нужна? Но в одном месте, как всплеск, как лампочка мигнула и опять погасла, он скажет, для чего это ему нужно. Чтоб быть близким к Богу, понимать Бога, чтоб Бог его слышал. И он покажет, для чего нужно ему это всё. Вот мы просим здоровья, ходим, анализы сдаём, охота быть здоровым. А для чего? Припомни, когда ты был здоровым, какие твои пути были? Дневник не вёл? Какие встречи были, какие разговоры, когда вставал, когда ложился, припомни всё и скажи: Господи, как хорошо, что Ты повёл меня Сам, как Тебе угодно. «Между мёртвыми брошенный, как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты». Он себя с мёртвыми сравнивает. Я вопию, а ответа никакого нет, ситуация нисколько не меняется, продолжают на меня лгать, врагов туча, друзей никого нет и когда это кончится, не видно. И я понял, что Бог покинул меня навсегда, приравнял меня к мертвецам, я закопанный, как будто меня не существует, Он вычеркнул меня из списка Своих друзей.

Ст.7-8 – «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]»

Волнами называет бедствия, как обычно говорят: чёрные полосы – одна пройдёт только, вторая накатывается. Это не только исторические периоды трудных революционных перемен и перестроек, но в жизни каждого человека это бывает. Только одна болезнь пройдёт – вторая, только чуть просохли от наводнения – немного погодя – пожар; чуть прошло время – сын запился, второй наркоманом стал. Непрерывно идёт потемнение и уже не до радости, и выхода никакого нет.

Ст. 9 – «Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти»

Давид никогда не был в тюрьме, ни одного дня. Где же он был заключён? Он заключён был в скорбях, он не мог выйти из них. Гонения, лютая ненависть тестя Саула преследовала его, смертельная опасность нависала над ним. Всюду шпики, шпионы показывали, где он находится; тот с войсками, а этот один по горам и говорит:

1Цар.24:15 – «Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою»

Я как блоха скачу с одной скалы на другую. За кем ты гоняешься?

Ст. 10 – «Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои»

Он ещё ни о чём не сказал, только то, что он вопиёт и не слышит ответа Божьего.

Ст. 11 – «Разве над мёртвыми Ты сотворишь чудо?»

Вот что, он ждал чуда Божия. И в чём же оно выражалось? Заметьте, одно слово только – чудо. Нет большего чуда на земле, как воскресение Иисуса Христа; а для нас лично – наше воскресение от мёртвых дел: «Встань, спящий, воскресни из мертвых и освятит тебя Христос». И он говорит: «Разве мёртвые встанут, и будут славить Тебя?» Господи, я хочу славить Тебя, дай мне проглотить слюну мою, помоги мне встать на ноги, направь, чтобы в жизни всё было хорошо. Я хочу, чтобы в семье был мир и порядок, чтобы славить Тебя, я хочу видеть это чудо – оживотворение моей души, чтобы славить Тебя. Когда люди просят здоровья, то говорят: «Помолись». Ты скажи: если ты будешь здоров, ты будешь Божьим чудом пользоваться – славить Бога? Он говорит: чтобы славить Тебя, – ни для чего больше не нужно здоровья. А оказывается, можно славить Бога, лёжа на боку. Можно в бедственном состоянии, в тюрьме, под пытками, всюду и везде славить Бога. «Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя в месте тления?». Ты меня низверг, заключил, Господи, но во гробе кто будет возвещать о Твоей милости? Ему необходимо было людям рассказать, он был великий проповедник. Проповедник такой, что за 3000 лет не потеряли злободневности его стихи. Эти псалмы – стихи, это поэма. А там, на еврейском языке, специалисты говорят, что это в стихотворной форме написано. Милость Божия в том была и есть, что на землю сошёл Сын Божий Христос. Мы ищем у Бога не справедливости, а милости. А то иной говорит: «Я всю жизнь боролся за справедливость». Какую? По отношению к кому? По отношению к себе? Ты её не должен искать, такую только справедливость. По справедливости нас Бог должен всех убить, поубивать сегодня, потому что грешим и грешим без конца; а возмездие за один грех – смерть.

Мы ищем милости, Господи; во грехах я весь и в беззакониях, но Ты помилуй меня; Господи, сколько я набеззаконичал, помилуй меня, я хочу возвещать Твою милость. «И истина Твоя в месте тления». А истина Господня в том заключается, что с неба сошла сама Истина – Христос – и вместо тления Он получил жизнь вечную. Хотя о Давиде сказано: и приложился к отцам нашим и увидел тление. Теперь мы знаем, что он, конечно, в Царстве Небесном; Господь вывел его душу, а тело его находится в Израиле. Повторяю:

Ст. 12 – «Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя в месте тления

В этих трудностях, бедствиях, когда не осталось со мною ни одного человека, ни друга, кому я расскажу о Господе? А мне так хочется рассказать о милости Божьей.

Наши братья сейчас пошли возвещать по городу Баранулу, Бог открыл нам двери, даже через еретиков, чтобы засвидетельствовать об истине.

Пс.87:13 – «Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения правду Твою

Заботится о правде. Когда ты ослабишь узы, гонения, я займу надлежащее мне место в церкви, я буду возвещать о правде Твоей, что я не видел никогда праведника оставленного, просящего хлеба, – так Давид всюду будет говорить. Я видел, что люди, которые вникают в закон Божий, они подобны дереву, которое близ канала растёт, орошаются корни его. Я видел, как Бог сокрушает людей, которые ходят на совет нечестивых. Душа моя да будет далека от совета их. Давид познал правду Божью, что всё, сотворённое Богом, прекрасно. Когда Бог сотворил этот мир и в конце осмотрел всё, то сказал:

Быт.1:31 – «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма»

И люди 7,5 тысяч лет исследуют в лабораториях, есть институты, чтобы познать, как у птицы крыло устроено, как у животного всё устроено; а уж про человека говорить нечего – это высочайшая красота: В лепоту облечься, то есть в красоту человеческого тела Сам Сын Божий облёкся и мы эту милость Божью, любовь к творению должны возвещать людям.

Ст. 14 – «Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя»

Я первый пришёл. Я вас предваряю, Я раньше вас приду в Галилею, – Христос сказал. Давид говорит: Бог ещё утром не пришёл ко мне, а я уже жду и молюсь, когда Он придёт ко мне, я простираю руки к Нему; он с Богом разговаривал, как с другом, он знал, что Бог придёт и к нему в сердце постучит ровно без двадцати пять утра. А я уже полчаса на ногах и жду Его, я предваряю Его. Как только Бог подходит: А я уже жду Тебя, Господи, уже все крючки снял, запоры убрал, заходи.

Ст.15-18 – «Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю. Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня, всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе»

И снова он возвращается как с девятого стиха, так и на

19 – «Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно»

Сир.38:2 – «Не есть ли это скорбь до смерти, когда приятель и друг обращается во врага

Никто так не поразит, как друг, который знает все ходы и выходы: «Мы разделяли искренние беседы», а он поднял пяту свою на меня и лягнул, ударил меня – и Давид обращается к Богу. В великой скорби и печали я нахожу утешение, ибо я знаю, что Ты помилуешь меня, и я буду возвещать о правде Твоей. Ты болел, у тебя были неурядицы, и Он поднял тебя? Да, ты говоришь: обстановка изменилась, для того, чтобы славить Его, возвещать о Его истине. Велик наш Бог и слава Ему во веки. Аминь.

Список всех проповедей

266

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: