размер шрифта

Поиск по сайту




Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Мф.11:11

Усекновение главы Предтечи Господня Иоанна Крестителя. День постный, а называют праздником. Если это праздник, то никакого поста не должно быть. Это – веселие. Значит, никакой это не праздник. Просто памятная дата, от события печального. И мы должны в этой дате что-то найти для себя.

Мф.11:11 – «Истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его»

А почему он называется Иоанном Крестителем? Отвечают, что он крестил Иисуса Христа. Слово «Креститель» встречается только в Новом Завете и встречается только 15 раз. И Крестителем он назывался ещё до Крещения Христа.

Мф.3:1 – «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской»

Так его народ, видимо, назвал за то, что он крестил народ. Александр Невский стал называться Невским тогда, когда одержал на Неве победу над тевтонскими ордами. Здесь же Христос только приходит к Иоанну, а он уже Креститель. И народ ничем не выделил это событие – крещение Христа, и потому в сознании Ирода и народа факт крещения Христа вообще никак не был помечен или зафиксирован. Сегодня «крестителей» очень много, каждому хочется похвалиться, что именно он крестил таких-то.

Гал.6:13 – «Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти»

Все ставят на душеньку клеймо, своё тавро. Вселенского учителя Павла нисколько не прельщало звание быть крестителем, он даже как бы отрекается от такого незначительного звания.

1Кор.1:17 – «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова»

Для того, чтобы привести человека ко Христу и подготовить ко крещению, – как говорит Иоанн Златоуст, – нужны тысячи талантов, а для того, чтобы погрузить в воду, покрестить – не нужно ни одного таланта. Достаточно быть рукоположенным и незапрещённым священником. Не один нужен талант для обращения, чтобы знать нужду человека, его вопросы осветить, показать непреложность слова Божия и истинность избрания, доказать, почему мы именно так верим. Сегодня же ничего этого нет и вообще исключили необходимость подготовки. Пришёл, и тут же тебе мокрой ладошкой проведут по голове и могут даже квиток выписать и свидетельство о крещении, лишь бы ты добровольно согласился. Если это в патриархии, то ещё и денег нужно немало – всё же благодать. И за неё обязательно нужно взять гроши. Иоанн Креститель не был рукоположенным. Это было ещё в Ветхом Завете, там не было таинства священства по чину Христа. Крещение Иоанново не давало прощения грехов. Оно приводило людей только к покаянию и говорило о Грядущем Мессии, в Коего крещаемый уже готов был поверить.

Иоан.11:27 – «Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир»

Деян.19:4 – «Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса»

Иоанн назван Ангелом.

Мал.3:1 – «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф»

Это пророчество Малахии полностью повторяют Евангелисты Матфей, Марк и Лука. Слово «Ангел» означает «посланный», «вестник», и Апостолы убеждают своих слушателей, будучи посланы Духом Святым, несут благую весть. И Ангел-Иоанн был послан в народ, не в монастырь, чтобы приготовить путь, то есть убедить людей принять Христа, чтобы слова Христа пали на уже приготовленную почву.

Когда сегодня говоришь с монашествующими. Что этот институт монашества не имеет подтверждения в Евангелии, то они указывают на Иоанна Крестителя – он же не женатый был и притом так худо одевался и жил один в пустыне. «Так Иоанн же назван Ангелом- посланным, вестником» – Так и мы носим Ангельский чин. – Ангел означает в перевод «вестник», «посланный», а ты молчун. Иоанн весь превратился в один голос:

Лук.3:4 – «Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»

В чём же выражался этот глас неумолкающий? Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему! Вот этим он и прославился, а не тем, что люди полагают. Ученики вопрошали о пророчествах, касающихся прихода пророка Илии. Оказалось, что события уже прошли, а они всё ещё живут в ожидании.

Мрк.9:13 – «Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём»

Оказалось, что Иоанн не похож был ни глазами, ни голосом, ни походкой на тот смиреннейший образ Ангела, каким его изображали своим прихожанам фарисеи и книжники. Каким его представляли себе семь столетий. Снова провал в учебном курсе. Все учебники оказались ложными – не туда полагали персты и крест оказался перевернутым, как ныне в учебниках «Закона Божия» пишут. Он был похож только проповедью и неотразимостью облечён. По этим признакам и нужно было определять, а не искать в кабинетах патриархии похожих по бороде или по животу.
Глас вопиющего. Ни пением, не дирижерскими талантами или магистерскими данными, но голосом неумолкающей проповеди он сошёлся с предсказанием пророков Исаии и Малахии. Иоанн Златоуст делает особый упор на проповедь, зовущую к достойным плодам. В чём каялись и ничего не обещали исправить в себе? Плоды за покаянием должны как бы загасить прежние всполохи огня противоположным – где был грабёж, там воцари милостыню. Когда Хозяин посылает слуг в виноградник, то ждёт выросшее в его винограднике.

Мф.21:34 – «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды»

Господь посылает и к нам, к уверовавшим уже членам Церкви. Слуг, проповедников – собрать плоды. Чтобы расположение в нас появилось к деланию добра.

Мал.4:6 – «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием»

Лук.1:17 – «И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный»

Чтобы за Апостолами пошли законники-отцы. Слово «Ангел» встречается в Библии 371раз. Если так важны вестники и посланники, то где они в православии? Зачем же похитили эти звания и столько за это тысячелетие было канонов и акафистов прочитано Ангелу-хранителю и перед причастием и после причастия, а на деле-то и не делаем того, что оправдывает слово «Ангел», укладываем всё в одну запечатанную кубышку – в молчанку играем, нас так научили монахи опять же. Это их антиангельский устав гонит нас в противоположную сторону от благовестия и от посланничества. И только один раз человек назван Ангелом и ссылки на это же место.

1Кор.4:9 – «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков»

Сколько бы мест в Библии не открыли, Ангелы абсолютно всегда в белом одеянии.

Мрк.16:5 – «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись»

Еккл.9:8 – «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей»

А вот эти, назвавшиеся по тщеславию ангелами, абсолютно все в чёрном одеянии и бескрылые. Нет ни полёта мысли на проповедь сдвинуться, ни любви к погибающим без благовестия. Эти ангелы-монахи не посланы и не вестники. А значит и никакие это не ангелы, а только пустой звук, вводящий людей в заблуждение.
Есть четыре значения слова «ангел»: дух, посылаемый от Бога – светлый; ангел падший – демон чёрный; Ангелом назван Сам Бог Христос и ангелом назван человек, живущий Ангельски.

Иов.33:23 – «Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его»

Откр.12:7 – «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них]»

Мал.3:1 – «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф»

Исх.3 гл. Ангелом ещё называют и епископа поместной церкви. Это название дано только в толковании Откровения, которое не принято и читать в церкви. Ни Златоуст и ни другие его современники не знали этого толкования, что каждый епископ есть Ангел. «Ангел-администратор», «ангел-ставленник патриарха» – нет таких ангелов в Библии. Ангел всегда вестник, как при Захарии, при Деве Марии и во всём Ветхом Завете и в Новом так же. Ангел за неверие закрывает уста, как у Захарии. Мы можем спросить: за какое такое неверие были закрыты уста миллионов земных черноризцев-неангелов, что они промолчали равнодушно тысячи лет уже?
Иоанн – переводится «благодать Божия». Где эта благодать Божия быть вестником и посланным в России на миллионах Иванов? Никто, быть может, и не знал про Ивана Захаровича, пока он не начал благовествовать и крестить, и тут же стал известен и Ироду, как Иоанн Креститель. Никаких чудес от Иоанна не видим, но он прикасался ко Христу и от Него он черпал силу свою на благовестие, на свидетельство о Рождённом Агнце Божием.

Иоан.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира»

Как Илия бежал в пустыню, так Иоанн жил в ней. Тот страдал от Иезавели, этот же от Иродиады – обе вошли в историю как беспримерные по лютости похитительницы жизни пророков. Пророки Илия и Иоанн схожи силой молитвы. Слово Божие непременно должно быть исполнено.

Ис.55:11 – «Так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его»

Мы знаем Иоанна не как друга монахов, на что они так настойчиво претендуют. Он - глава благовестников, превратился в сплошной голос, как бы лишившись остальных качеств. На одной вопиющей ноте вошёл в историю.
Иоанн Златоуст увещевает, что если хочешь получить награду Иоанна Крестителя, то пойди и обличи тирана. Сегодня же поезжай в район и обличи главу администрации, или в край к губернатору и дай знать, что жизнь – это не сцена или подмостки для смеха, а слёзная плаха, на которой мы сеем в будущее плоды исправления и любви. Память святому – это подражание ему. Иоанн Креститель вполне может быть назван нашим наставником в мужестве, в посте, в молите и в скромности жития. И кончина его непостыдная, а мученическая.

Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их»

Господь вопрошал, какое мнение о нём в народе.

Мф.16:14 – «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков»

Дары, силу слова Бог даёт избранным Своим. Так и понимали, что дары чудотворения Бог даёт только приобщившимся вечности, которая наступает, когда человек вышел из тела и душой соединился с Иеговой. Так народ понимал, и это укрепилось в сознании людей царского дворца. Православные многое нашли в празднике, что в этот день нельзя и хлеб ножом резать, потому что Иоанну голову отрубили ножом в этот день 11 сентября. Отец наш называл этот день, как и был сам от родителей своих научен, «Иван постный», и после него уже овец не стригли, так как погода явно пошла на зиму, и чтобы овец оголённых не заморозить. Народ знал не календарь, а память святых, когда сеять капусту – на Ирину рассадницу и прочее. Так и Авраам, когда жил один, то так и назывался Аврам – странник и пришлец. Но когда получил обетование от Господа Бога, то стал жить с другим именем – Авраам – отец множества:

Быт.17:5 – «И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов»

Так и Иоанн – благодать Божия – стал Крестителем множества народа и с этим именем вошёл в историю. Что Христос есть Единородный Сын Божий, этого никто не знал ещё. Иоанну был дан знак, как узнать Спасителя.

Иоан.1:33 – «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым»

Иоанн Креститель пришёл приготовить путь Господу, а не крестить Христа. Это уже на втором месте потом появилось. Осознание собственных грехов приводило к раскаянию и тогда в очищенное сердце входило сознание немощи и поиск спасения в Боге – не своими силами. Попросим Иоанна Крестителя, чтобы взор наш был поднят к небу. Он увидел Духа Святого, сходящего на Христа, чтобы мы не боялись тирании, чтобы мы стояли прямо перед Богом и не боялись ни епископа, ни священников, а страх имели перед Богом. А эти служители есть наши дорогие и близкие нам братья, помощники в деле нашего спасения. За ним подсматривали, испытывали – от Бога ли он, по пророчеству ли пророк.

Иоан.1:20-25 – «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк

Иоанн отрёкся, что он Пророк, потому что Пророк с большой буквы – это Христос. Но когда слава Иоанна стала затмевать Христа, Он был взят от среды. Если мы в нашей проповеди не будем указывать на Христа, а показывать только себя, свою грамотность, величие, то не пройдётся ли меч по нашей шее? Почему-то этот день отмечен трагическими событиями в мире: террористические акты на торговый центр в Америке, путч в Чили – 11сентября. Так почему-то в апреле родились самые великие злодеи тысячелетий: Гитлер и Ленин. Мы нуждаемся в мужестве. Иоанн Креститель, моли Бога о нас, чтобы мы были похожи на тебя, подражали твоей несокрушимой вере и до конца были верны посланничеству и так же несли благую весть до смерти крестной, быть может. Аминь.

Усекновение главы у Иоанна,
Известного Крестителя, предтечи.
Сегодня постный день и служба в храме;
С утра ещё глава увенчивает плечи.

Фантазии писателей-монахов
К посмертным чудесам составят списки;
Он иродам грозит, не зная страха,
Свой храм телесный завещает близким.

Иван Захарович в пустыне Иорданской,
Аскет, еда ему – подножный корм,
Здесь на земле с Христом не вкусит Пасхи,
Богатства мира почитал за сор.

Испортилась погода не на шутку,
Одиннадцатое сентября настало,
Убийца Ирод завершает жутко
Свой день рожденья мировым скандалом.

И не хотел как будто, но жена
Просила на десерт главу пророка.
Нам сохранит история отчасти имена,
Участников столь мрачного урока.

Беснуется масонов гнусных рать
И требует царя на эшафот,
Столетия искусно будут врать.
Царя канонизирует народ.

Бесстрашный проповедник был отпет,
Оплакан благодарными друзьями;
За гробом встретит мать Елисавету,
Ученики его останки взяли.

Пророк сказал разврату: «Не должно
Жену законную у ближнего отнять!».
Ему грозят тюрьмой, затем рожном, -
Потом история потребует огня

Во свете рассмотреть дела героев,
При жизни привечаемых пустыней!
Гробницы с куполом торжественно построят...
Круговорот вещей таков поныне.

11.09.2004 ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

347

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: