размер шрифта

Поиск по сайту




Светильник - разум

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Мф.6:22

Матф.6:22 – «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то все тело твоё будет светло».

Исследования показали, что в Библии слово «светильник» встречается 103 раза. Мне не дано расшифровать эту цифру, но она что-то значит. Может, она как раз уводит к 103 псалму, цифра 103 больше не встречается в Библии нигде. Псалом этот читается в субботу и он как бы всеохватным открытом оком позволяет посмотреть на творение Божие, и мысленно, в духовном плане перенести на себя, чтобы исторг непрерывную благодарность Богу.

Итак, светильник для тела есть око, глаз наш. Иоанн Златоуст говорит: «Глазом называется разум, как ты разумеешь». Дети учатся в школе, учителя прилагают таланты свои, а он не учится, он балуется, зря сидит, едва на тройку тянет, а фактически, по настоящим меркам ему единицу ставить не за что. Это не просто ты в школе двойку получил, это вся жизнь у тебя пойдёт на двойку. Око тёмное, когда ты ничего не разумеешь. Наконец, с этим соглашаешься, на этом останавливаешься и на уровне животного будешь жить, тут о спасении речи никакой нет, а есть зарытый талант. Учителям дана великая обязанность пробудить, очистить этот талант, научить мыслить, притом обобщающими категориями, проникая в духовный смысл вещей, какие мы видим.

Вот спроси сегодня монашествующих: «Вы говорите, что монашество нужно, а для чего?» Они не могут сказать. – «А мы молитвенники за народ, за страну». – Вы молитвенники за себя никудышные, вы показали, что вы в мире не достойны жить. Господь не устанавливал этого института монашества. Я думаю о том, почему оно по сегодняшний день держится? Думаю, для того, чтобы мы постоянно помнили, что погубило евангельскую веру, и оно остается, как памятник какой-то. Другого ответа не нахожу, нигде ни одного слова я не нахожу об этом, чтобы светильник был так открыт, чтобы люди не смотрели на слова Божии. Что говорит нам Великий Бог в слове Своем?

3Ездр.10:22 – «Псалтирь наш уничижен, песни умолкли, радость наша исчезла, свет светильника нашего угас».

Когда человек на молитве возгревает себя, постоянно молится, приходят внезапные, новые мысли. Не понимал, и тут же открываешь то же самое место – понимается. Начинал где-то роптать: «Ну почему именно у меня?» И, вдруг открывается какая-то новая сторона, то есть светильник души начинает разгораться. Надо молиться об этом. Об этом же говорит

3 книга Ездры 12:42 – «Ты один из всего народа остался нам, как гроздь от винограда, как светильник в темном месте и как пристань и корабль, спасённый от бури».

Почему ты ушёл куда-то, среди поля сел, цветами питаешься? Ездре повеление было, но монахам-то этого не было. Почему такие гиганты духа, как Макарий Египетский и другие ушли в Египет? Сегодня история показала те места, где были монашествующие и особенно много, страшно много монахов было. Только возле одного небольшого городка, а городом называлось такое, как село Мамонтово, монашествующих было около 50 тысяч. На каждой улице, говорится, было монастырей, домов, келий больше, чем жилых домов. И они не давали потомства. Всё ушло в песок, теперь там магометанская вера. Народ остался обескровленным. А если бы было 50 тысяч проповедников?

Приехало всего 10 адвентистов в Барнаул, и через 13 дней они уже окрестили 200 человек. Эти люди пойдут свою ересь, заразу нести в мир. Для нас пример, чтобы светильник горел ярко и светильником для нас было Слово Божье. Вот почему

2Петр. 1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших»,

Вот к этой Библии, которую я держу в руках, будем постоянно прибегать «как к светильнику, сияющему в темном месте». Когда мы обращаемся к Библии как к светильнику, а она лежала на полке, то теперь этот светильник переходит в голову, в ум, а ум этот есть светильник, око, которое светит. Почему нам этого не рассказывают? На исповеди священник должен каждый раз спрашивать, ставить первый вопрос: «Ты читаешь каждый день слово Божие? Ты с детьми своими занимаешься? Ты зажигаешь этот светильник учителя? Вы даёте этот светильник детям?» Даже мирские программы какие-то ты должен возвести под славу Божию. Рассказывают про одного человека, который был приглашен к безбожникам, но ему нельзя было не пойти туда, иначе грозила смерть. А на столе всего много, а есть нельзя без благословения. Тогда он протянул руку над столом вперёд: «О, до самого конца у них всё есть, да и тут такой широкий стол, (провёл рукой и поперёк стола в воздухе), всё-то у них есть». Вроде просто так, а он перекрестил, всё благословил. Рассказывают про одного завоевателя. У него нога больная была. Корабль останавливается около берега, он первый спрыгивает на родную землю, нога подвернулась, и он упал. Это всемирно известный человек и так перед воинами, и рядом офицеры. Он не растерялся, вторую ногу подвернул под себя и поцеловал землю: «Земля родная, наконец-то я тебя встретил». Даже этот неудачный поворот он обернул во славу себе. Многие поняли это, но никто не подал вида. Почему? Потому что разум в голове.

Сегодня, когда приходится встречаться с людьми, даже с нашими близкими братьями, то мне кажется, что самый главный враг у них – это не безбожие, а их собственный разум. Настолько всё не по разуму делают, шторки вечером не могут закрыть, дверь оставляют открытой, дети вечерами на велосипедах катаются куда-то в околки, а я с вышки всё это вижу. У вас всё поставлено на то, чтобы потушить светильник в голове, разум. Почему этот светильник страха не горит в детях? Заповедь говорит:

Матф.10:17 – «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас».

Сегодня воруют детей бедных, размонтируют телеса богатых детей, продают органы внутренние. Ваши дети на велосипедах катаются и уезжают совсем в другую сторону. Длинная деревня, но поставьте предел этому. Одни ходят купаться, и рано или поздно вы будете справлять тризну; зажгите у детей светильник страха Божия, хотя бы внешне свою жизнь поддержать.

3Езр.14:25 – «Я возжгу в сердце твоём светильник разума, который не угаснет, доколе не окончится то, что ты начнёшь писать».

Сирах.48:1 – «И восстал Илия-пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник».

Какое слово? У Илии мы не находим одобрительных, ласкательных слов, как у сектантов: «Вы хорошие, вы молодцы». Он говорит:

3Цар.18:21 – «И подошёл Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова».

Если вы христиане, вы должны быть светом и в другие деревни нести слово Божие. Если вы лживые, фальшивые христиане, тогда знайте, что вы – никто. Так и скажите: «Мы безбожники, нам очень уютно в Потеряевке». Да, действительно, нам приятно, здесь не воруют. Не называйте себя христианами. Если вы христиане – возжгитесь ревностью пророка Илии. Иаков говорит:

Иак.5:17 – «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев».

А не так: «А нам за пророками не угнаться». Илья, моли Бога о нас. У Ильи больше дел нет, как о нас Бога молить.

А за тебя кто будет молить? Твой язык, что ты слышал в храме, понёс для других, что ты любишь людей, ты делами подтверди, ибо кто не любит ближнего, тот и Бога не любит.

1Иоан.4:20 – «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит

Ближний перед тобой и ты для него слово Божие не несёшь. Каждое воскресенье бейте в одно место, может какая душа обратится, и всё будет оправдано. Во 2 Царств 21:17 описывается следующее событие. Однажды, во время сражения, храбрый, непобедимый Давид едва не был убит. На него налетел сильный воин с другой стороны, с вражеской и уже замахнулся мечом, чтобы ударить, и убил бы его, если бы не оказался свой рядом, и того поразил. И весь народ об этом узнал, и все взахались: «Как? Во время сражения Давид был бы потерян? Ведь мы как воробьи по помойкам разлетелись бы». И они приняли решение такое: «Не он их учит, а они его», и издали приказ: «Мы твои приказы слушаем, но будь добр, слушай теперь народное собрание, что оно сказало». Народное собрание, дума выносит решение.

2Цар.21:17 – «Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля».

А мы этого ничего не ценим. Я всё время молюсь за батюшку Иоакима, когда он уезжает, чтобы Господь любыми путями обезопасил его. Мы просили второго священника, а это вообще не возможно выполнить; чтобы он понимал, как мы любим русский язык, и он бы любил слово Божие, был тружеником. Мы просили, и помните, как я первый раз сказал: у нас уже пунктирчиками небольшая наметка есть, когда батюшка Александр первый раз сюда приехал. А ныне он в алтаре, наш человек и близкий. Значит, молитву нашу Бог слышит определенно. Ещё не были между нами какие-либо несогласия, но мы живые люди, мы будем обтираться друг об друга, но главное Бог исполнил – он уже живет среди нас, поэтому несите его на руках молитвы, а священник очень чётко там слышит, в алтаре, молимся мы здесь или нет. Я слышал от опытных проповедников, чтобы мы не просто стояли здесь, сидели на скамейках, мы пришли не отдыхать сюда, а трудиться.

Семь минут, которые у нас положены перед началом богослужения стоя проводить в молчании, нужно молиться со всем усердием, не передвигаться, не бегать, даже про детей забудьте, не шевелитесь, устремитесь в высоту. Священник получает там настрой, потому что он ежедневно проворачивает службу, устает, всё делается машинально, ко всему привыкаешь. Но когда люди здесь молятся, это сразу, говорит, даёт тебе настрой. Его молитва делается другой, его светильник горит ярче. Мы здесь, стоя, подливаем ему масла. Во 2Царств 22:29 говорится: «Ты, Господи, Светильник мой». А в Пс. 118:105 говорится так: «Слово Твоё - светильник ноге моей и свет стезе моей». Слово Божие, Библия является светильником, о чём мы читали сегодня в евангельском чтении. Я могу вам сказать, моё убеждение такое, что почти ни в одном храме, почти нигде сегодня священники об этом не скажут. Прочитал нараспев дьякон, взмахнул орарём, зашёл, поклонились, поцеловали крышку Евангелия и ушли.

Мы живём перед новой, какой-то страшной катастрофой в России. Бог дал невиданную свободу – печатай что хочешь. У меня за 2,5 года 16 книг вышло из печати. Как сейчас пишут в газетах: «установлен своеобразный рекорд», а нельзя было слово сказать. Мы переживаем дни неслыханной свободы для России. Такое, как правило, было перед великим потемнением – Бог даёт возможность, потом вспомните. Читайте книги, вы в них многое найдёте полезного для себя, чтобы открытым оком смотрели на этот мир. И светильник для тела есть око.

Прит.6:23 – «Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни».

Заповедь – светильник, но как знать её, если ты Библию не читаешь?

Прит.13:9 – «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает».

У нечестивых, у безбожников тоже светильник, но он коптит, чадит – это тоже знамение будущего геенского огня. Папироса – это памятник. Человек, если пьёт спиртное – находится во тьме, и это признак, памятник будущего великого потемнения, которое охватит его. Ты будешь страдать в огне, ты будешь гореть, если ты не опомнишься.

Сегодня Господь показывает Свой светильник нам через евангельское чтение. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло, ты во всём будешь рассуждать правильно, потому что для чистого всё чисто. Не будешь говорить: «Я соблазняюсь!» Таких слов и быть не должно. Да, будут соблазнять те люди, может, ты кого соблазнять будешь, но сказать: «Я соблазняюсь!» – это значит, что ты потерял веру. Ты можешь подойти, сказать, помочь, а не просто козырять этим: Я соблазняюсь!». Есть люди, которые едят только овощи, а другой ест мясо, то соблазняется немощный; но сказать: «Я соблазняюсь, я слабый», значит, ты сам приговор себе вынес, что ты ещё христианином не стал.

Итак, никто не может служить двум господам. И далее последнее слово сегодняшнего евангельского поучения говорит так:

Матф.6:33 – «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

И что впереди перечислялось, это всё приложится вам. Это – то есть питание и одежда. Почти абсолютно все: православные, католики и протестанты всех мастей читают: «а остальное приложится вам». Священники очень часто повторяют слова: «Ищите Царства Божия, а остальное приложится». Про остальное нет ни слова; остальное – это машина новой марки иностранная, это коттеджи, может, тебе пора уже за границу съездить, ты устал дома сидеть. Всё это, то есть одежда, питание есть – к тебе уже приложилось. Продолжай искать Царствие Божие. Заграница тебе уже ничего не даст. Ты нашёл ту грань, которая отделяет свет от тьмы, добро от зла – вот тебе главная граница, которая по сердцу и по светильнику твоему проходит.

И Царствие Божие нужно искать. Искать в каждом месте: где ты работаешь, с кем разговариваешь. Как это всё к Царству Небесному может относиться? Чтобы слово Божие заговорило, и это всё приложится вам. Итак, не заботьтесь, показывают пример птицы. Я скажу: из птиц самая примерная – это голубь, Священное Писание говорит. Сколько птиц существует на земле, все до единой были в ковчеге. От лица всех, которые питаются плотью, летал ворон, и он не вернулся. Почему? А зачем возвращаться? Он нашёл мертвую тушу, сел и клюет; наклевался, лёг спать на ней. А голубь не нашёл покоя ногам своим, он на труп не сядет. И приносит масличный листик, и далее в жертву будут приносить голубей.

И сегодня сколько я вам сказал об этом: голубятник – это памятник Нового Иерусалима, к которому стремятся наши души. И Христос говорит: «Посмотрите на птиц небесных, и учитесь». Посмотри, как Господь о них заботится, посмотрите на эту траву, которая украшается; цветы – это памятник, памятник беззаботного жития, когда заботы возложил на Бога. Не так, что не сади, и не поливай. Сади и поливай, это делай механически, изыскивай лучшие способы обработки земли, учись у агронома, но помни, что самое главное – это обработать душу, засеять семя по целине, найти новые души, которые о Христе ещё ничего не знают. Вот что в этом сегодняшнем евангельском чтении. Благословен Матфей, написавший Евангелие; дивен наш Господь, сказавший это, и блаженны наши души, когда они это примут и исполнят. Аминь.

Шторки тюлевые, плотные и разные,
Жалюзи и ширмы дорогие.
В них стреляют любопытно-страстные,
Им бы вызнать: как мы выглядим интимные, нагие.

Шторки нам друзья, а им враги,
Соглядатаям, шпионам, хулиганам;
Цельность штор, надёжность сбереги,
И особенно, когда молиться встали.

Сам Иисус велел нам дверь закрыть,
Отделиться, внутрь себя сокрыться;
Укорот дать мыслям, усмирить их прыть,
Волокущимся лениво или рысью.

Веки опустивши, погружаюсь
В слышанные столько раз молитвы -
Первые намётки к урожаю,
За закрытой от чужих калиткой.

Отделиться, отойти, забыть
Хлопоты, заботы, осужденья.
Заедает нас житейский быт:
Как прожить, и раздобыть бы денег.

От опасностей ресницы начеку -
Дивные спасительницы глаза;
Слёзы очищения бегут,
Истекают горем или грязью.

Свет не зажигай, покуда шторки
Тщательно закроешь, без просвета;
Есть пророчества, есть притчи, поговорки -
Тусклое стекло – туманные ответы.

День придёт, откроются гробы,
Шторки снимутся, всё тайное так ясно;
Все ворота настежь, час пробил,
И закончится спектакль - смерти пляска.

Псы и чародеи не в Иерусалиме,
Шторок нет, ворот не запирают.
А пока туман над смертною долиной, -
Что нас завтра ждёт, то занавес скрывает.

04.08.2004. ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

571

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: