размер шрифта

Поиск по сайту




Дар Божий

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Рим.6:18-23

20 июня 2004 года, Потеряевка, храм, божественная литургия.

Сегодняшнее апостольское чтение предваряется песнопением: «Восплещите руками и воскликните Богу гласом радости». И это действительно так. То, что сегодня нам говорит Апостол Павел в послании к римлянам 6:18-23, иначе нельзя встретить, как только всплеснуть руками и сказать: «Мы более тысячи лет в России как будто и не слышали эти слова Апостола Павла». И сегодня в удивлении всплеснём руками и скажем: «Господи, слава Тебе. Наконец-то нас достигло Слово Твоё на родном, русском, понятном языке».

«Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». Здесь два стиха, дополняющие друг друга, говорящие о противоположном. Освободившись от греха. Когда человек работает греху – он раб греха. Кто такой раб? Это человек подневольный, он делает только то, что ему прикажут. Это нам кажется: «А я бы не стал делать».

Сегодня ставят фильмы на Библейские сюжеты про Иосифа, про Авраама и показывают, когда Иосиф попадает в заключение, то его только ещё ведут, и он видит, как на столбах висят люди, их порют, терзают. Кто смотрел фильм, помните, как допрашивал сам Иван Грозный; да и сегодня есть лагерь для заключённых «Белый лебедь»; самые отпетые преступники молятся Богу, только чтобы не попадать туда. На крюк и за ребро подвешивают. Даже вообразить нельзя, что могут сделать с подневольным. Ты раб и ты будешь делать что велят. Что кормить тебя не будут – это не то – я могу не есть; но тебя заставят есть свои испражнения. И ты будешь их поедать.

Так вот, люди, которые служат греху, являются рабами дьявола. Не думай, что ты верующий или неверующий, и никому не подчиняешься: «Я как хочу жить, так и живу свободно». Это 100-процентный обман – свободных людей на земле нет. Ты или раб греха, раб дьявола, или раб праведности, раб Иисуса Христа. Середины нет; это люди придумали нейтральное положение по отношению ко греху. Есть левое и правое; и разделение на Суде Божьем будет только налево и направо. «Так я никому зла не делал!» «У тебя совесть была? Ты знал, что есть добро? Что ближнему помогать надо, что вытащить его из беды нужно, что упавшего в яму нужно поднять на свободу, – ты знал?» – «Знал».

Иак.4:17 – «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».

Даже дома сидел, не выходил – грех. Почему? А ты должен был идти, потому что у тебя ноги есть, ты должен был помочь. Мы не можем жить по законам, которые написаны сегодня у евреев. Что есть гой? Это все не евреи, такие, как русские; то есть если русский упал в яму, а рядом лестница, то ты, еврей, спрячь лестницу, чтобы русский в яме издох. Для них такие специальные инструкции даются, чтобы они с нами так обращались. Это сегодня опубликовано официально.

Раб греха – это человек подневольный. Человек говорит: «Не хочу курить!», – а сам трясётся; бросал десять раз и десять раз поднимал опять. «Я не хочу пить», – но приходит время и ты будешь пить, будешь колоться, потому что ты раб греха. А если хорошо с человеком таким поработать? Если хорошо поработать, то он культурный будет, но так и остаётся рабом греха. Культурный раб греха. «А если он будет ходить в церковь, то станет религиозным человеком?» – Тогда это будет религиозный раб греха. Ты впереди можешь ставить любые эпитеты, но это «раб греха».

Внешняя подделка, одеяние – всё это должно отображать внутреннее. Если оно не соответствует, тогда на тебе камуфляж, мимикрия, которая ровным счётом ничего не даст. Это только обман, вводящий других в заблуждение, ложное название христианина. Может быть лжесмирение, лжевера, и везде слово «лже» будет стоять.

Павел говорит: «Освободившись же от греха». Вот и вопрос сегодня: освободились ли мы от греха? Какой грех? Да грех на каждом шагу. Всё, что не по совести, есть грех. Очень подробно Авва Дорофей об этом пишет. Лишний раз ты стираешь одежду и это грех, не по совести. Лишнее съел, лишние калории – это грех, это не по совести, ты чужую пищу съел, которую Бог назначил тебе разделить с кем-то другим.

В 1861 году в России было отменено крепостное право. Эту дату изучают в школе. А христианство когда приняли? Выходит, что после принятия христианства 900 лет жили на Руси и не знали, что являются рабами. Знали, но это рабство не мешает спасённым быть. Когда Евангелие пришло на землю, когда Спаситель воплотился от Девы Марии, то никаких других правлений не было, кроме рабовладельческого строя. И Апостол Павел нигде не говорил, не ратовал за то, чтобы подняли революцию, установили социальную справедливость на земле, и стали стремиться к светлому будущему.

1Кор.7:21 – «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся».

Тебе предоставляют право воспользоваться лучшим. Даже не настаивает, ты, говорит, сам определи, что для тебя лучше. Повторяю, что в 1876 году, то есть ровно через 15 лет после отмены крепостного права впервые появилась Библия на русском языке. 15 лет прошло, как истребили слово «раб»; оно уже исчезло в России, и вдруг переводчики переводят это неприятное для человеческой свободы, слово «раб» по отношению к свободе во Христе. Павел говорит так:

Рим.6:18 - «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».

Как раньше был ты человек подневольный, то точно также подневольный теперь во Христе; и он обязательно изберёт лучшее, то, чем можно угодить Господу. Раб делает то, что повелевает господин. У нас господин – Христос; и что же Он нам повелевает? Подробно об этом Апостол Павел говорит языческому племени галатам в 5 главе с 19 стиха: дела плоти, дела греха известны всем, они известны и галатам, известны алтайцам, известны россиянам, американцам – известны всем. Какие? Они суть: прелюбодеяние, которое нигде не считается хорошим делом.

Гал.5:19 – «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное».

Специальный даётся реестр, чтобы мы подходили каждый день и читали. И если против каждого слова выставлялась бы какая-нибудь агитационная реклама, то что бы мы узнали о слове «непотребство»? Слово говорит, что это – непотребно.

Разве организм требует, чтобы в него загоняли дым, притом от такой травы, в которой разные канцерогенные вещества, вредные для человека; их около ста насчитывается, тех, что убивают. И человек отраву эту глотает – делает непотребство. Курящие же отмахиваются: «Но нигде в Библии не говорится, что курить нельзя!» Говорится, вот оно здесь.

«Распря». Полезно бы сделать отдельный стенд, пояснить, что такое распря; это когда люди спорят, недовольны. Почему? Потому что не установлен чин, так как где есть чин – там не спорят. Солдат не спорит с вышестоящим, а почему? А ему по чину не положено. У президента, у патриарха, те люди, которые рядом с ними, они никогда не спорят; повторяю: никогда. Если бы он однажды заикнулся, что он не согласен, то он сразу бы вылетел оттуда. Но когда ещё никакой должности нет, то тут корова бодается. А там вверху нельзя, там – элита. Если показать, что происходит от распри, от ненависти, от вражды, тогда надобно и нарисовать отдельный стенд – пьянство. Надо показывать аварии на дорогах, вот дети дебильные, неумные – это плоды пьянства. Немножко выпили отец или мать, а ребёнок неразумный; всё это твои плоды, наказание, чтобы ты казнился всю жизнь. Что от пьянства идёт? Папироса... и ты загорелся; об этом говорится, пишется часто. И вот если всё это показать, то увидите, что это и есть рабство греху. И напротив каждого греха отдельно показать дела праведности.

Апостол Павел в послании к римлянам говорит так:

Рим.6:19 – «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей».

Если вам всё пояснять, вы не поймёте, а скажете: «Я этого не проходил, грамотность небольшая, институтов не оканчивал». Он же делает сравнение с тем, что тебе понятно. Как ты любил наживать богатство, любил перепродать – купить, подремонтировать, подороже продать; купить, выкормить, опять продать подороже – вот точно так отдайте члены ваши делам праведности. Немножко что-то услышал – приобретай через это, поезжай в соседнее село, к ближнему зайди, побеседуй – приобретай. И делай сравнение. А как можно любить Бога? Больше всего на земле человек любит то, что запретно. Запретный хлеб сладок.

Сир.24:23 - «Блуднику сладок всякий хлеб: он не перестанет, доколе не умрёт».

Прит.20:17 - «Сладок для человека хлеб, [приобретенный] неправдою; но после рот его наполнится дресвою».

И как любовник любит любовницу, так люби Господа – так говорит Иоанн Златоуст. От противоположного, от плохого и Апостол Павел делает посылы: «Говорю по немощи вашей», – так как вы многого не знаете, но какие-то пристрастия у вас есть? Если сказали: «Я никогда не прощу, так как он о мне не то сказал, он про меня молву распустил». Вот теперь наоборот, припомни, что он тебе доброе сделал и с таким же рвением распространяй о нём доброе. Ведь у нас редко такое бывает, чтобы говорили: «Он мне добро сделал». Когда ты услышал слово Божие, когда помогли тебе – это припомни, а всё остальное забудь, как будто никогда и не было.

Рим.6:19 – «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей, как предавали вы члены ваши в рабы нечистоты и беззакония, на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святые».

Каждое дело, какое ты делал там, за пределами церкви, и ещё не знал, что оно не угодно Богу, то переменяй его на святое дело. Каждый может сказать, что к чему-то он был привязан, чего-то достигал, даже многого сумел достичь, какие-то звания имел. А теперь примени достигнутое ранее для высшего звания во Христе Иисусе. Те, которые хотят иметь какую-то должность, звания они во многом смиряются, многое исследуют.

Вы не думайте, что когда говорят, что у человека около ста научных трудов, то они ему просто так даются. Я знаком с такими людьми, они носят звания академиков, профессоров. Приглашаю в этом году одного из них, а он говорит: «Я сейчас над книгой работаю; мне летом нужно и в Интернет каждый день входить, смотреть за новинками, чтобы не повторить изобретённое кем-то». Они очень напряжённо работают, а я:

Фил.3:14 - «стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Не просто пришёл и отстоял на богослужении.

Написано в нашем уставе: за семь минут придти сюда, прекратить все хождения, не подходить к иконам, обязательно встать, не сидеть. Смотрю – сидят почти все; если бы сегодня не поднимал, то никто бы, пожалуй, не встал. Почему? Есть в богослужении подготовка – проскомидия. Заранее священник приходит, заранее всё подготавливает. И первая часть литургии так и называется – подготовительная. Подготавливается человек к молитве, он должен стоять, настроиться.

И вот эти семь минут должны перед тобой быть всю неделю. Дома некогда, но когда сюда я приду, то устремлюсь; сейчас здесь общий поток молитвы, который идёт из алтаря, он и меня захватывает. О чём молиться семь минут? «Господи, удали из ума всяческую суету, дела греховные, которые как дым охватывали меня; развей их, Господи; благослови священника в алтаре, чтобы действия его были направлены по слову Твоему, чтобы это место, где мы собрались, было святым». Мы собрались здесь не для того, чтобы богато жить, а на дела святые, чтобы быть рабами праведности.

Семь минут! Я уже который раз про это говорю, но они как будто никакой роли не играют для вас. Подходят по-прежнему в эти минуты к иконам, и видишь, – впереди тебя пожилой человек, в разуме оскудевший, идёт; мало того, что она опоздала, так она ещё ходит взад вперёд и раскланивается. Останови её, руку только протяни, подставь палец к губам. Не позволяйте детям бегать во время богослужения; выйди, на улице с ними побудь. Это место называется «Дом молитвы», а не «молитвенный дом». Дом молитвы там, где есть алтарь, где есть бескровная жертва Христова. В доме молитвы ничего не должно быть лишнего, того, что отвлекает.

3Цар.6:7 – «Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его».

«Ибо когда мы были врагами греха, тогда были свободны от праведности».

Интересная фраза «свободны от праведности». Говорят безбожники: «Мы даровали людям свободу».

Когда я впервые прочитал эти слова на корабле, 27 сентября 1962 года, я сразу же сказал: «Вы свободны от праведности», – самому никогда не придумать так сказать. Да, свобода у безбожников есть – свобода от праведности. Ты говоришь: «Что хочу, то и делаю, я свободный человек» – Но ты ничего не делаешь кроме греха. Если даже доброе дело делаешь в забывчивости, то и оно исполнено тщеславия, выгоду какую-то ищешь или ещё что-то, или в надмении.

Рим.6:22-23 – «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

И далее, 23 стих 6 главы послания к римлянам. Прошу вас и умоляю: заучите наизусть. Этот стих по-сегодняшнему, если смотреть на православных, очень сильно высвечивается, как антиправославный. Читаю: «Возмездие за грех – смерть». Плата за грех только одна – смерть; не просто болезнь, но – смерть. Я не нахожу практически ни одной книги православной сегодня, где бы разъясняли этот стих, хотя православными книгами полки забиты. Против этого стиха все наши книги.

Всеобщая картина: встречается православному на улице некто и спрашивает: «Что нужно, чтобы спасти душу?» – «В храм приди, крещение прими, на исповедь, причастись», – то есть объясняют совершенно не в ту сторону. Человек вроде бы повредился, теперь можно его подремонтировать руками или епитрахилью. Но человек мёртв, его нельзя ремонтировать; каждый человек совершенно не годен, он умер от отравы. Он выстрелом в упор застрелен, он сожжённый – все виды смерти обрушились на человека.
 

«Возмездие за грех – смерть». Этот приговор дан не человеческим судом, этот приговор вынесен от Бога:

Быт.2:17 – «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».

Даже только что родившись ребёнок уже мёртв, и он с каждым днём истлевает; а жизнь только во Христе. И вот это как будто в православии вообще никогда не слышали. А далее: «а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе». Дар означает не заработанное, но дар – подарили. Мне помощь оказывают для лагеря, приехали, привезли, сгрузили и уехали. Это – дар. И дар во Христе – жизнь вечная, ибо за нас умер Христос; Он принял смерть. Мне положено умирать, а Он пошёл и умер.

Я эту мысль не нашёл в 12 томах «Жития святых». Повторяю: нигде, кроме первых апостольских времён. Читаем, как из царского племени, дочь сенатора – Евпраксия – 25 июля память её, – ещё маленькой девочкой попадает в монастырь. Однажды она 45 дней не ела. Даже вообразить невозможно! Вот приходит время умереть. Она умирает в 35 лет. И она говорит: «Надежды на спасение у меня никакой нет». Она не выходила из монастыря, – по нашим меркам она самый святой человек. Но почему ей никто не сказал, что ей даровано спасение? Она умирает в мучениях, в страданиях.

В 7 и 8 томах «...открытым оком» есть раздел «Жития святых во свете Библии», и там эти Жития я привожу полностью. Люди сегодня читают и плачут: «Так неужели так в монастырях понимали?» – Да, и это одобряется. Она прожила жизнь в монастыре, она не знала радости дара Божия, радости жизни вечной во Христе Иисусе. «Когда привели святую, она упала в ноги игумении, говоря: «Отчего не сказала ты мне, матушка, что близка моя кончина; я бы поплакала о моих грехах! И вот теперь я отхожу без надежды на спасение: нет у меня благих дел. Пожалей меня, владычица моя, помолись обо мне Богу, чтоб Он дал мне пожить один год, дабы мне покаяться в грехах. Я отхожу без покаяния и не знаю, какая тьма обымет меня и какая мука ожидает меня».

Слова Апостола Павла скрыты были от них. Дар Божий означает: «Ты спасён!». Со званием «Великий» едва ли 12 человек набирается, таких, как Сисой Великий. Пимена Великого спрашивают: «Авва, где ты будешь, когда умрёшь?» Его ответ: «Там же, где сатана». Что это? Игра в смирение, а значит он лгал умышленно, или на самом деле они ничего не знали о даре Божием во Христе Иисусе, Господе нашем? Если игра в смирение, – то значит, – ложь, значит, этот стих ещё не дошёл до них. Мы должны молиться сегодня, подвести черту под тем, что не так в нашем уповании в том научении, как учат церковные слепые вожди. И сказать: «Господи, я верю в этот дар».

Апостол Павел не говорит же так: «Я подвиг совершил, веру сохранил, а теперь там буду в вечности, где сатана» Нет, не так, но смело высказывает своё упование:

2Тим.4:7-8 - «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».

Готовится венец правды.

Фил.1:23 – «Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

Вот вера православная, и вот то, что нам необходимо; и притом служить нужно в ревности, в спасённом состоянии. Когда мы слышим, как поют: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие», – то должны понимать, что это касается только рождённых свыше, только тех, кто принял Христа, кто уверовал во Христа, кто принял Его заместительную Жертву. Ни одного из девяти блаженств не достигнуть грешным мёртвым человекам, ибо они рабы греха; а освободившись, они станут рабами праведности, плод которой есть святость.

И когда Христа спросили: «Что делать нам?» Он говорит: «Вот дело Божие». Мы сразу думаем, что милостыню творить, а может, поститься хорошо?

Иоан.6:29 – «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

Так вера и дела – это разное? Самое высшее дело – это вера. Вера называется делом. Это Сам Спаситель сказал. Это мы разделили: вера без дел мертва, – когда читали сегодня Иакова, – и это так. Есть дела, которые руками и ногами делаются, но высшее дело у души – это вера. Где всё кричит, что этого быть не может, то там вера говорит: «Да, так. Я знаю, из ничего что-то возникнуть не может, ибо закон сохранения веществ Менделеева так же говорит. А вера моя убеждает: «Может: «Бог сказал, и явилось» – Быт.1:9. «Как может быть свет в первый день, когда в четвёртый день светила сотворены?» Понятия не имею, но моя вера приходит на помощь: «Да, так, это – плод святости».

Читаю ещё раз: «Ибо возмездие за грех смерть»; мы все покойники, мы все умерли и нас ничем нельзя подправить; за нас Кто-то должен умереть, и нам даровать жизнь. И это сделал наш Спаситель Иисус Христос. А дар Божий жизнь вечная – даром. И мы всё время должны помнить, что мы уже спасены в надежде – Рим.8:24; 1Фес.5:28, а теперь это спасение мы подтверждаем делами своими; мы каждый день должны заботиться о том, чтобы на этом плакате было написано: «Плоды святости». И они далее Апостолом Павлом перечисляются так:

Гал.5:22-23 – «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Для нас, христиан, нет уголовного закона, когда по этому Божьему закону мы живём. Благословен Господь, даровавший нам, рабам Своим, Слово Своё, которое достигло до нас. И что церковь так установила читать это великое Слово Бога Живого. Аминь.

Список всех проповедей

504

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: