размер шрифта

Поиск по сайту




Достоин или недостоин

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 0

Указатель: Лук.7:4-6

11.10.2009

Лук.7:4-6 «И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошёл с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой».

Это события реальные, не притча. Люди ходатайствуют за человека, считая, что он достоин того, чтобы Сам Господь, всеисцеляющий Врач, пришёл к нему. А чем он достоин? Качество главное – он построил синагогу. Это осталось так и по сегодняшний день из Ветхого Завета. Храмоздатели, украсители храма, кто пожертвовал, их имена на храме Христа Спасителя написаны. Там половина жидов разных национальностей, воров-олигархов. Но их каждый день поминают. А вдовица положила там две лепты, её никто и поминать не будет. А вот уж те достойны там быть. Но будут ли эти имена записаны на небе – вот вопрос. Что значит достоин? Определение людей бывает, как канонизация. Обратимся к этому слову. Достоин – в списке святых. Вот сейчас гонят к канонизации Распутина Григория Ефимовича. Царя Николая канонизировали вместе со всем семейством. Ивана Грозного обязательно хотят патриоты канонизировать. Уже икону Сталина рисуют. С одной стороны Донской стоит, с другой - Александр Невский. Следующее, осталось канонизировать только дьявола и Антихриста, больше пока никого в очереди первоочередниками нет. Эти все достойны? А когда рукополагают, то трижды кричат: аксиос, аксиос, аксиос, - то есть достоин. И слова-то «аксиос» не убирают, чтоб никто не понимал, о чём речь идёт. Это греческие слова. Какой же он достойный? Если кричат, то я могу сказать, что он не достоин? Можешь. Если хотя бы один человек крикнет «анаксиос», то следует прекратить рукоположение и дальше начинать рассуждать. Вот батюшка венчает. Кто знает, какие препятствия для венчания? И если кто-то крикнет: нельзя венчать, то батюшка должен прекратить венчание, как в фильме «Джейн Эйр» показывают такой сюжет, и сразу должен разобраться, почему нельзя? Да у него жена живая. Та живая, он спрятал её, потому что она сумасшедшая. Но канон гласит: сумасшедшая или не сумасшедшая – жениться он не может. Ничего уже не сделаешь. Назад не повернёшь, второе тело к голове не пришьёшь. А вот произношение «анаксиос» было. В Зарубежной Церкви рукополагали в епископы Петра. Я беру из того, что известно, и в Интернете известно. И зная, что он недостоин, пришли братья и кричали анаксиос. И что? Их сразу, говорят, выбросили из храма: Ещё чего придумали – анаксиос; мы его уже решили поставить, он - аксиос. И его рукоположили. Ему смертные грехи приписывают. Но их надо опровергнуть. Пример. Если они закричали: анафема! и обвинение не будет подтверждено, они будут отлучены от церкви.

Втор.19:19 – «то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя».

В чём обвиняли, не подтвердилось, – по той же статье ты будешь уже осуждён. Мы читаем тринадцатую главу пророка Даниила. Обвинили Сусанну, добрую жену Иоакима, повели на казнь. Будто бы видели её в грехе блудном с двумя судьями. И закричал юноша один: не виновен я в крови её. Сразу шествие остановилось, а весь город шёл на казнь. И сразу: «А ну-ка разъясни, что ты кричал». Он говорит: «Анаксиос! Она недостойна смерти». «Разъясни». И он тут же разъяснил. Разделил судей-обвинителей и стал допрашивать, и обнаружилось злое их намерение. И теперь сработало правило, и обоих их казнили. Не Сусанну казнили, а этих судей, имена их, правда, неизвестны.

Дан.13:61-62 – «и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная».

Так вот, определение «достоин» или «не достоин» решает в первую очередь человек с неповреждённой совестью. Все говорят: достоин. Христос пришёл к нему, он вышел и говорит: я недостоин. Это тут же сразу говорится. Я недостоин, чтоб под кров дома моего Ты вошёл. Апостол Павел вселенский учитель говорит:

1Кор.15:9 – «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию».

Так, Павел, если ты недостоин, а мы тогда кто такие, – никто же так не сказал. Все достойны. И сегодня, когда рукополагают семинаристов, каждому кричат: аксиос! Вводят его, архиереи рукополагают в другом храме, где его никто не знает, в глаза его не видели. С кем он до этого жил, что ел, пил, как Писание знает. И все кричат: «Аксиос!» Даже придумать нельзя ничего хуже и более недостоверное голосование, а выбор и утверждение как бы от имени народа - в храме. Как кота в мешке привезли, и даже мяуканья его не слышали, и какой он масти и какой породы ни один не знает. Какой тут может быть аксиос-то? Мы приняли, человек достойный, решили, проверили, допустили до крещения. А у него ампула вшитая против пьянства, он закодированный. Ну и что? Раскодировался, и что пошло из него? Беда великая. Мы должны перед тем как сказать «аксиос», долго молиться, просить Бога и сказать: прости, Владыка. А если это анаксиос, то что мне за это будет? Кого я рекомендую? Да, мы в клобуках решили так! А та сторона, к которой этот аксиос будет прилагаться, та достойна или нет? Когда царь решает женить своих сыновей, то им ищут достойных. По каким признакам? В первую очередь, чтобы она была красивая. Ростом подходила. И вот найдут такую невесту. Есфирь-то ведь нашли. Есфирь одна на тысячелетия такая.

Обычно ищут только по красоте. Я читал английского писателя; аристократический род захирел, то есть совсем стал слабый, немощный, болеют; и тогда мать сама решила найти сыну невесту. По каким признакам? По одному: чтобы были большие груди. Почему? У неё будет много молока, хороший будет наследник, и наш род начнёт подниматься, – они телом были очень хилые. Правильно! И у христиан так же две груди - по персям перевязанные золотым поясом, – два Завета, Ветхий и Новый. Чтобы они были полные, с толкованием. Вот по этим признакам нам нужно и искать для души своей, кто нас питать будет - священников, архиереев. И тогда будет действительно аксиос. А если он не учит, он мёртворождённый. Сегодня православных «крещёных», то есть лжекрещёных, называют абортированными. Они выброшены. Лоб помочили, а они непогружённые. Непогружённые – и значит вовсе не крещёные. Сколько за этим тянется! «А он достоин, Господи, он нам синагогу построил». Да мало ли что нам сделал кто. А для Бога в Новом Завете по каким признакам мы должны искать? Вот сегодня сказали бы: изберите священника. Мы должны избирать сами. И сами мы тогда уже имеем право сказать: достоин.

Мф.10:11-13«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится».

Мы вошли вот сейчас в селение. Узнавайте, кто достоин. В одну минуту как я узнаю? Видно, что принимают, человек ласковый, ждёт, желанный. Хотя бы внешне так, приблизительно. А если стоит с папиросой и выражается: да пошли вы, – тут уж ясно, что не желает слушать. В какой дом войдёте; и там мы должны узнавать. У нас должна быть прозрительность от Духа Святого, и об этом надо молиться. Я встречаюсь с человеком сегодня и не с одним. А достоин он или не достоин? Не сам ли я под ноги брошу свиньям золото и жемчуг? Господи, умудри, чтобы не быть ответственным. Я Евангелие дам, а оно пойдёт в другое место. Господи, научи, как правильно поступить. Умудри, поставь препятствие нашему неразумию.

Мф.10:37-38 – «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

Сколько признаков недостоинства! А в храме как будто бы все достойны? Священник определяет, допускать или не допускать. Да по этим признакам-то в первую очередь мы и есть недостойные. Любишь ли ты кого больше Христа. А как узнать? Где время больше проводишь, за чтением Библии или за телевизором окаянным. Над каждым домом здесь рога стоят, понаставили. А когда начинали строить Потеряевку, мы не думали, что у вас тут тарелки будут стоять на тридцать программ. А этого и не надо совсем было. Разве лучше будем жить без телевизора? Я не могу сказать это, я могу сказать только, что это время, потраченное на пяление в этот пустой ящик, могло уйти на другое. Тебе некогда, ты понимаешь, что сегодня матч на мировое первенство. Греция считается православной. В полуфинал вышла – с ума сходят, службы служат! Здесь поехали на олимпийские игры, заказные священникам службы. И священника взяли в Китай на Олимпийские игры, даже такое прочитал. Чтобы благословили, чтобы быстро бежали. Ведь большего посрамления и придумать нельзя. А спроси мусульман: где раздеваются гимнастки, там мусульманки бывают? Ни одной и никогда. Ни одна мусульманка не будет раздета и в школе на физкультуре. Они не позволят никогда этого. Они сохраняют свою молодёжь. И поэтому в процентном отношении девственниц где больше, даже сравнивать не надо, не смешить людей. У нас же кладбище было бы, если бы Библейские законы установились здесь.

Втор.22: 20-21 – «Если же сказанное будет истинно, и не найдётся девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца её, и жители города её побьют её камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и [так] истреби зло из среды себя».

А чтобы сказать аксиос, должен быть сохранённым юноша, не впасть нигде в блуд до рукоположения. Чтобы она была девица, не артистка. Правила, каноны. Сегодня ничего этого не спрашивают. Не первая жена при жизни, - это тоже уже никакой роли не играет. Поэтому на что мы похожи, это только Бог уже скажет. Но мы не похожи на здоровое тело, на человека, который бежит на ристалище.

Откр.3:4 – «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны».

Живут в городе, который не славится благочестием, но они не осквернились там. Они в цирк, в театр не идут, они идут в храм, они любят Господа, они обязательно ходят на исповедь, обязательно причащаются. Но не ставят это во главу. Во главу угла - водительство Духом Святым, жить в Боге. И Бог в конце жизни скажет: достоин, и откроет врата небес. Когда цари искали хорошую невесту будущему царю, по всему царству были разосланы слуги, и они пришли к обедневшему праведнику Филарету Милостивому и дочку его Марию сосватали. Но никто не знал, какое горе ждёт её там. Внучка святого человека. Жених окажется изменником – этот Костя. Он придумает, что она изменяла ему, хотела отравить, и какой-то бутылёк с мутной жидкостью всем будет показывать. Его патриарх убеждает: если бы она тебя отравила, она бы уже не царица была, чего бы она тебя травила? Логики никакой нет. Но он полюбил другую Феодотию. Злая похоть совратила человека, и он пал. И она, бедная страдалица, оказалась выше достоинства для этого царского семейства. Такие люди достойны для неба. Поэтому бывает так, что в этом обществе настоящий верующий не может стать священником, его не допускают, преграда какая-то стоит. То есть он не должен стать как бы недостоин, чтобы стать священником, где на предательстве строят. 

Быт.32:10 – «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешёл этот Иордан, а теперь у меня два стана».

Подобно тому, как у нас две общины. Это Бог делает. Я недостоин, Господи. Открываю Библию и говорю: я не достоин смотреть даже в неё. Но Ты благоволил, чтобы я открыл её, чтобы строки эти засветились новым светом, чтобы разъяснить слово «достоин», я просил и просил у Бога. Окрою, и Господь показывает всё новые места. Когда люди, думая, что они достойны, и весь народ считал их достойными, оказался недостойным. Даже если и Сам Бог кого-то изберёт, и всё равно он недостоин, как царь Саул. Все радовались: какой красавец, на голову выше всего народа, вот это царь! Он погибнет, его рост не поможет, он будет тираном, дух милитаризма погубит в нём самые лучшие качества. Мы должны избирать по тем качествам, которые указаны в Новом Завете на избрание:

1Тим.3:2-7 – «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не [должен быть] из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую».

Бойтесь больше всего дерзости. Я слышу неприятные новости, когда дети разговаривают с бабушками дерзко, хамовато. Опасность рядом. Если вы очень верующая, то этого ребёнка Господь может наказать. Он огорчает смертно верующего. Молитесь с ними вместе. Хотя бы сто поклонов после молитвы. Я на поклоны никак не могу всех подвигнуть. Спрашиваю детей – поклонов нет. Сто поклонов занимают всего семь минут. Не думайте, что вы случайно упираетесь, это дьявол вас не допускает.

Иоан.4:22 – «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев».

Поклоны учреждены Церковью с первого дня. И в Ветхом Завете, и в Новом, и Христос об этом сказал. Старайтесь без детей не молиться, особенно утром. Рано поднимайте. А вечером пораньше ложись, они не будут ночью здесь ходить. Если рано будете вставать, он истомится, как у нас в лагере.

Иак.4:6 «Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

Вот кто достоин благодати. Смиренный. В девочках воспитывайте скромность, стыдливость. Я более подробно вам за пределами храма расскажу, что нужно делать, чтобы они были стыдливы. Опять же обращаюсь к мусульманам. Как они сумели это сделать, как они об этом заботятся, какие проповеди говорят шейхи! Они всех до одной одели. Купи хиджаб, надень хиджаб, ты поможешь исламу. Одеяние такое, что она как в мешке сидит. И довольны ими? Да, она разведённой уже не будет; муж знает: от неё измены не будет, она будет выполнять то, что нужно. Сказали: подпояшься поясом смерти, - и она подпояшется и взорвёт себя и других. Их никогда не победить, и не потому, что их миллиард. И они в школе будут говорить так, как её научили. Она в два года отвечает лучше, чем наша двенадцатилетняя.

Пр.29:23«Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь».

Вот кто будет достоин! И когда эти люди достойные войдут к Господу, и они там, в Царстве Небесном осознают своё недостоинство. Скажут: да так в Библии не написано. Не написано, а я так думаю, потому что в толковании это есть, в Откровении написано:

Откр.4:10 – «тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом».

Слагают к ногам Победителя. Это означает: всю победу приписывают Ему. Меня могут называть трижды, четырежды героем, будет много у меня орденов и медалей, но перед Богом это ничто. Пришёл генерал на исповедь к Серафиму Саровскому. Вся грудь увешана в медалях, в орденах. И что он ему там говорил, только Бог знает. Он вышел оттуда рыдающий, и все ордена отцепились. Они же привинчены, пристёгнуты, – все отвалились и упали на землю. Серафим говорит: потому что ты штабной работник, ты на фронте не был, всё это фальшивые у тебя ордена. Вот как определяется. Надо идти на молитву, а затем надо идти на исповедь. Без исповеди ничего не получится, ибо весь Израиль выходил на исповедь. Но в ней не полагать спасения. В первую очередь надо настроить совесть, определить, достоин или недостоин. Вы дома введите это слова. Ребёнок садится за стол, он ничего не делал, а мать давала указание. Он ни в огороде, нигде ничего не сделал. Прикажи ему: выйди из-за стола, ты недостоин есть, встань рядом со столом. Не куда-то уйди, а чтоб около стола стоял и смотрел, как другие едят. Завтра уже будет работать. Слово «достоин» примените всюду и везде. Я достоин ли сегодня? - и дальше пояснить что-то. Вот мы едем на благовестие, и мы тоже смотрим: достойны ли мы или недостойны. Мы об этом молимся: Господи, найди достойных людей. Строителей храмов много сегодня, особенно среди богатых воров и грабителей. Строят храмы, как грибы. Но когда эти люди придут туда, то как будет? Сегодня он приходит в храм, который построил, а другие бизнесмены ему говорят: а ты-то зачем пришёл? Он говорит: мне смертно обидно, я же храм построил. А его видно, что он живёт развратной жизнью, грабитель, налоги не платит. Налоги не платит – пенсий никаких нет. Слово «достоин» надо возвести как в оригинал. Не только читать «достойно есть яко воистину». Да, достойна Божья Матерь. А ты скажи: ты когда, дочка, святая будешь, когда ты будешь подражать Той, Которая достойна – Приснодеве Марии? Как она воспитывалась, как была при храме. Нарисуйте Её подлинный образ. Она сказала: да будет мне по слову твоему. Я считаю, что это главные слова из всего, что она сказала Ангелу, ибо Она всё делала по слову, которое передал Ей Ангел, он передал от Господа. Господи, соделай нас достойными принять благодать Твою, омой нас Кровью Твоею пречистою, очисти, убели и как достойных прими в Царство Твоё Небесное. Аминь.

Список всех проповедей

14