размер шрифта

Поиск по сайту




Парализованный

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Иоан.5:2

Иоан.5:2 – «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов».

Повествуется о том, как исцелился человек, болевший абсолютно неисцельной болезнью, находящийся в болезни 38 лет. Сегодняшнее апостольское чтение говорило об Энее, лежащем 8, и здесь 38 лет. Наша знакомая Вдовина Анна Петровна лежит более 70 лет, точно также без ног. И посмотрите, как она вся светится, сколько у нее радости, как она благодарит своего Господа. Это тот крест, который дал Господь.

Быть здоровым – это тоже крест, если ты исполняешь всё, что положено по статусу здоровью. Ты должен успеть, помочь, вырастить, раздать. А у того другое, он лежит и должен не роптать, может, в этом всё у него и заключается.

Здесь даётся внизу пояснение: слово Вифезда – дом милосердия – и это не случайно. Когда давали это название городу «Грозный», то кто думал, что там будет вот такое, что оттуда будут гробы лавиной идти и идти? Ребёнка, который на чердаке впервые поджарил на жаровне обезьянку, ещё никто не знал, что вместе с названием «благочестивый самодержец российский» будет подставлено имя мучителя бессловесного животного – «Грозный» Иван.

Иногда имя закладывается уже при рождении. Назвали его Иаков, и кто думал, какой этот Яша вырастет? Хитрый, везде умел всё сделать так, как ему надо. Он обманул брата, и согласился тихо-тихо жить, а пробрался выше всех. И когда уже дошло до дела, завопил слезами брат его и говорит:

Быт.27:36 – «И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство моё, и вот, теперь взял благословение моё. И ещё сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?».

Вот такой тихоня, а успел всё взять. Господь его не одобряет, и за это он потерпит. Ему пришлось расстаться с матерью навсегда, потерять сына.

Гал.6:7 – «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет».

Он шкуркой бараньей обложил себе руки, чтобы сойти за косматого брата своего Исава; а потом сыновья его тоже барашка зарезали, кровью ягнячьей одежду Иосифа вымазали:

Быт.37:32 – «И послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет».

Больной лежал у дома милосердия, не милосердно покинутый всеми. Такое название даётся «Барн» и «Аул» – хорошая деревня. Давайте оправдаем «хороший аул», а хороший он чем может быть? Мы можем сказать: «Если люди, живущие в этом городе, знают Господа». Иногда говорят: «Горе у меня». Горе только одно – если не знаешь Христа. Если ты со Христом, то пустыня расцветает Раем. Где нет Христа, там богатые изнывают от скуки.

Был такой император Клавдий, которого жена Агриппина помогла отравить, и на его место воцарился антихрист Нерон. И он находился у прекраснейшего места, у подножия Везувия, и взывал ко всем богам, чтобы они уничтожили его, ибо всё, что радовало в жизни, ушло навсегда. Красавицы не нужны, в богатстве нет утешения; а негр Том-Фома, скованный цепями, как в «Хижине дяди Тома» Бичер Стоун пишет, всплёскивал цепями и говорил: «Как я счастлив, о, Господи, как я благодарен Тебе, что ты меня чёрным сотворил, что я не занял никакой должности, что я раб, закованный. Благодарю я Тебя, Господи».

38 лет в болезни тяжкой, но мы не знаем характера его. Людей, которые долго болеют, врачи уже и лечить боятся, ибо всё бесполезно.

Сир.10:11 – «Продолжительною болезнью врач пренебрегает».

Болезнь затяжная, лечили, испробовали все новейшие лекарства и операции, а что дальше делать? Обычно врач старается ревностно помогать там, где человек молодой, организм борется, есть какая-то надежда. Уже 38 лет пролежал, ясно, что всё использовали. Он уже все эти капельницы использовал на себе и ничего не помогает. Тогда, когда есть какая-то надежда, тогда люди начинают понемножку шевелиться. И вот этот человек лежал до встречи с нашим Иисусом. Как картина резко меняется. Его характер выявляется в его ответе:

Иоан.5:6 – «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров

Что мы можем ответить? – «Ты что, издеваешься что ли, ты сам не знаешь? Ты с моё поболей сначала, потом и спрашивай». А ведь он ничего такого не ответил. Сейчас просто спросишь: «А как ты уверовал?» – «А чего ты допытываешь меня, милиционер какой?». Но написано:

1Пет.3:15 – «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»,

с желанием. Безнадежно больной ещё разъяснять стал, как будто Господь не знает, что у него друзей рядом не бывает.

Иоан.5:7 – «Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Где в Библии упоминается про воду, вода всегда выступает в роли очищения. Крещение, которое установил Господь, оно не было неожиданностью для израильтян. Они омывали овец, чтобы не грязной была жертва. И было пять крытых ходов в купальне. Крытых – сверху прикрывалось чем-то, и они овец загоняли, покатый сход в водоём и овцы проходили, погружённые в воду. У каждой купальни было свое название. Дом милосердия. Почему «Дом милосердия»? Может быть, название и дано было для возвеличивания этого дня, а после этого события всё будет разрушено, в том числе и эта купальня. Придут римские захватчики-императоры Веспасиан, Тит – и разрушат Иерусалим. Мы приходим каждый к своей Вифезде, и там пять крытых ходов. Как объясняют – пять ран на теле Христа: на руках, на ногах и в боку. И мы исцеляемся, очищаясь от грехов своих, омываясь в святом Крещении. Всё имеет какой-то таинственный смысл в названии.

Ознакомились с сегодняшним апостольским чтением; речь шла о благодетельнице Тавифе-Серне. Она оправдала своё назначение? Да, название её было подтверждено делами, рубашками и многой милостыней. А слово Вифезда? Про Потеряевку писали: вы не думайте, что название деревни просто от фамилии Потеряевых – кто приезжает в поселок, те что-то теряют. «Я – говорит, -приехал – курил, сейчас не курю». «У меня мира никакого дома не было, – мне пишут, – а приехал домой, у меня мир наладился, я там потерял злобу». У нас её вырастят ещё там, но, во всяком случае, кое-что там теряют. Мы должны заботиться о своём имени. Как отца у тебя звали. Вот у меня отец Тихон, означает «приносящий счастье». А принёс ли он счастье сам себе или в детях, или во внуках? Хорошо, если бы имя по доброму оправдалось. А у нас как? Родилась девочка с тёмными волосами, а назовут Светланой; если родилась чёрная, то надо было назвать Меланья, что означает чёрная. Руфина означает рыжеватая. Русские вообще ничего не понимают. Называют так, как понравится, по прихоти своей.

Человек получает от Господа исцеление. Сколько раз он стоял на грани срыва, отчаяния. Но нельзя всё время лежать и быть первым; он у купальни был не один, там были тысячи людей. И кто первый успевал коснуться воды, только тот выходил здравым.

1Кор.9:24 – «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить».

Только отошёл, хотя бы по нужде, буквально на полминуты и слышит шум, крики – и радость счастливчика. Как он сожалевал: «О, это же мог бы быть я. Да зачем же я отошёл, мог бы потерпеть ещё сутки, лежа на краю бассейна, чтобы первым свалиться туда». Да ладно, если бы мог ходить, но несчастный на постели лежит недвижимый. Да какая же у него постель была? Когда много людей ночует в одном месте, то лишь бы под себя что-то бросить; всё грязное, затоптанное, может быть, заплёванное – больные же лежат люди, парализованные. И около многих дежурят их родственники, а возле этого нет никого, кто поднял бы его и опустил в воду при возмущении воды. Вода опять закипела. Никто Ангела не видит, но все знали – сошёл Ангел. Был иной случай, связанный с иным источником.

Иоан.9:7 – «И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим».

А почему сей источник назывался «посланным»? Сохранилось предание, что во время войны на сем месте был колодец, и когда евреи приходили к нему черпать воду – в нём вода была, а когда подходили враги – он был пустой. Надо быть посланным туда; так и здесь, ты пришёл в Дом милосердия. Дом милосердия – это церковь Христова. Домом милосердия может называться только учреждение нашего Иисуса Христа, лично за Его подписью. Он говорит:

Мф.16:18 – «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

Самарянин милосердный привёз израненного в гостиницу. Сей Дом милосердия называется церковью Христовою, гостиницею, где Он поставил своих служителей: Апостолов, патриархов, епископов, священников.

После взрыва Чернобыльского реактора писали, что один швед встретил свою жену, бывшую в зоне заражения, и всё, что было на ней, он повелел ей бросить, переодеться в новую одежду, которую он ей принёс, а старую её одежду оставил на стадионе, бросил. Так над ним смеялись: богато живёте – перестраховщики. А потом поняли, как он умно поступил, потому что всё было заражено. Старое надо бросать.

Я думаю, что Господь специально повелел ему носить старую постель, чтобы этим поступком задеть фарисеев. Они, конечно, стояли на страже закона, и по-своему были правы. Но о соблюдении субботы была оговорка – не делать обычных дел.

Ис.58:13 – «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить».

Скажи себе, что вот 38 лет лежит больной и вдруг поднимается, идёт – это что – обычное дело? Вы такое видели? Фарисеи как будто ничего не понимали, они мимо все своих сердец всё виденное пропускали. Заметили, что ученики Иисуса растирают колосья – о, какая беда, этого делать нельзя. Они за исполнением предписаний о субботе очень ревностно смотрели. Сегодня есть субботники, адвентисты седьмого дня – это всё предтечи антихриста. Антихрист будет заботиться о восстановлении субботы. Кто за субботу сегодня держится, чтобы вернуть её на прежнее место это все предтечи антихриста. И теперь они заметили постель. На то, что он ходит здоровый, они на это даже внимание не обращают, а допрашивают: а вот постель, зачем ты взял её?

Постель – это то, на чём покоится каждый из нас. Мы ходили когда-то в храмы и ничегошеньки не понимали. И вот по милости Господней мы стали хлопотать перед нашим Синодом, перед нашим епископом, чтобы нам разрешили не службу вести на русском языке, мы об этом даже слово не вели, но библейские тексты, ветхозаветное и новозаветное читать на богослужении по-русски: Ветхозаветное: паримии, пророчества, Псалтырь; и новозаветное: Деяния, Послания, и Евангелие. Нам запретили три года на эту тему даже разговаривать. И мы лежали на этой постели, мы недвижимые были, но продолжали молиться. Я вам всё время говорил одно, чтобы возмущение воды было, и это возмущение производила милость Божья. Я и сейчас не настаиваю, чтобы на русском языке было всё богослужением, но хотя бы библейское, и как оно оживило нас. Тем более, решение Собора 1917-18 г.г. под председательством патриарха, исповедника Господнего, Тихона разрешило каждому приходу, самому приходу решать, на каком языке службу вести, но с оговоркой, чтобы перевод богослужебных книг проверялся, отдать его на рассмотрение Синоду.

Это оговорка такая умная была, которая никогда никем не переделана – как бы ты ни перевёл, ты всё равно будешь не прав. Хотя и правее правого переведи. Вот в этом все и утонули. Но сказать против библейских текстов, уже переведённых на русский язык им нельзя, потому что их переводили четыре духовные академии, на каждой Библии есть надпись, что изданы Библии по благословению Синода, патриарха Алексия, по благословению митрополита Виталия. Как нас Господь умудрил, что мы ничего больше не просили, чтобы только Библейские тексты в храме читать на русском языке. И мне сейчас говорят: «Разве вы не могли дальше русифицировать?» Не хочу, ибо точно знаю, что никогда и во веки не разрешат, и нас за дальнейшее архиереи головы «проломят» – Мф.12:5; а так как бы остаётся что-то «сакральное», когда есть песнопения на церковно-славянском, а остальное – надо славянский язык учить. Больше половины службы у нас идёт на русском языке. И я никому не советую и не заповедую биться за полный перевод всего богослужения на русский язык, просто потеряете то, что имеете. Оставьте эту старую постель, носите её пока с собой. И они не спросили ни о чём другом, но: «Кто дал тебе приказание носить постель?» А он не знал, да и не до этого ему было. Он от радости схватил свою подстилку и бежать. Почему он с постелью домой не ушёл, непонятно; как его звать тоже не знаем, куда он ушёл – не знаем, злой он был или добрый. Златоуст объясняет, что исцелевший был добрый. И теперь Господь выписывает ему рецепт:

Иоан.5:14 – «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Ты уверовал, принял крещение. Люди, которые были у нас в общине и отошли, это 47 человек, и мы их всех держим на примете – ни один не удержался на прежнем уровне, где был, чтобы с постелью ходить, стоять, но все они вернулись в прежнее состояние и даже хуже, чем были до обращения, залегли безнадёжно там, где и возмущения воды нет, у разбитых водоёмов ждут смерти. Поэтому никогда не идите на поводу у тех, которые пытаются вас вернуть, положить снова на ту же самую опостылевшую постель омертвения и бездействия.

Господь ему сказал: «Смотри, не греши». Может быть, Господь для того повелел исцеленному носить его постель, чтобы он носил и помнил страшное прошлое своё. Есть люди, которые из бедности вышли, и они стараются из того прежнего времени держать что-то памятное при себе. Один бедняк стал мэром и вечерами закрывал шторки и что-то делал. Подсмотрели и оказалось, что у него тайничок был, в котором он хранил старые свои лапти, в которых когда-то пришёл в этот город. Смотрит и вспоминает.

Когда будущий греческий царь Никифор пришёл в Константинополь, то у него только тулуп был, а потом он сделался императором всемирной империи, но продолжал хранить этот тулуп. И спросили: «Для чего ты хранишь эту реликвию?» – «Чтобы не забывать». Смотрите старые фотографии – припоминайте, где вы были, на какой «постели» лежали и что нам Бог дал, какое сокровище, как мы встретились со Христом, как Он поднял нас – да будут благословенны наши ноги, ибо Он дал им свободу.

Я обращаюсь к вам сегодня, называя вас святыми избранными, так как Сам Господь так назвал всех вас. Когда человек развивается в свободе, он творит новое, он уподобляется Богу. Когда говорится, что Бог сотворил человека по образу и подобию Божию, то следует понимать, что образ – это вечный, бессмертный и свободный в творчестве. Рабы не могут быть гениальными, раб может быть только послушным.

Бог дал нам свободу, свободу идти. Когда Серапион пришёл к Марку Фраческому, то услышал, как он молится: «Благословенны вы, руки мои». Вы, святые, молитесь о своих руках, чтобы ваши руки действительно были святыми, спешили на помощь, шили и помогали. Благословенны ноги мои, что Бог дал нам в этой свободе менять тактику, то мы идём по квартирам, то объявления вывешиваем, то занятия в университете, в милиции, в тюрьме. Нас мало, всё пространство не успеваем охватить, но Господь в этой свободе позволяет задуматься о большем.

Российские писатели, как они заботились о жизни крепостного Тараса Григорьевича Шевченко. Ценность его была не велика у помещика, но крепостник понял, что за поэта заступаются знатные люди, князья, бояре. И он назначил цену, которая дороже области, и все вместе собирали эти деньги и выкупили его. И самое лучшее, что мы находим у Достоевского, у Солженицына, они создали тогда, когда были освобождены из тюрьмы. Эти люди прошли узы, болезнь, лежали на своей постели. Кто находился в неизбывной трудности, вы слышите голос нашего Иисуса, исцелившего нас: «Встань, возьми постель свою и иди, и всем на постель показывай». Ты не веришь, что я был парализованный и похож на мёртвого? Вот она, та самая постель, с моими прошлыми пролежнями.

Почему Господь повелел развязать воскрешённого, а не Сам пережёг на нём путы? Он бы мог только сказать: «Лазарь, распеленайся и выходи», – и воскрешённый тут же освободился бы от погребальных пелен. А Лазарь вышел. Как он вышел, когда он спеленатый, спутанный был? Друзья Лазаря должны были своими руками развязывать пропитанные запахом тления, вонючие пелены; если бы Господь Сам чудесно развязал Лазаря, не прикасаясь к его телу, то чудо было бы выше, чем когда Лазарь вышел неразвязанный, но в данном случае чудо более приемлемо было. Некоторые могли бы сказать: «Да он не умер, он просто так лежал». «Как не умер, я же сам прикасался к нему, когда развязывал его; у меня руки провоняли, три дня есть не мог». Мог бы Христос сотворить так, чтобы в пустых сосудах появилось вино? Мог Бог сделать так. Но люди, которые заливали в водоносы воду, они больше уверовали, ибо каждый из работников мог сказать: «Да я сам воду из колодца приносил сейчас, воду мы сами наливали, и вдруг – вино». В таком виде чудо более приемлемо для нас.

Так, может, свидетельство этого человека, 38 лет ожидавшего возмущения воды, более близкое нам и понятное, когда мы видим его с его постелью, которую он показывает перед всеми. Мы спрашиваем: «Где вы были?» «Мы были на богослужении». «У вас возмущение воды было?» – «Возмущение воды? а какое?»

Откр.17:15 – «Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки».

«Хочешь ли быть здоровым?» – Господь каждого из нас спрашивает. А зачем, Господи, спрашивать-то? Кому не понятно, что здоровье дороже всего и как его не желать?

Сир.30:15-16 – «Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной».

Так зачем же Бог спросил: «Адам, где ты?» Адам так спрятался, что Бог его найти не может? Спрашивает, чтобы Адам сам вышел и назвал вину свою. Господь вызывает нас на свидетельство, вышибает из нас слезу раскаянья. Ты хочешь быть здоровым, ты хочешь нормально мыслить, трудиться для дела Божия? Спрашивает сегодня тебя Господь, хочешь ли ты так и лежать на этой постели? Иегова зовёт нас на труд, а каждый находит извинение самому себе, чтобы не выйти на дело Божие.

Лук.14:20 – «Третий сказал: я женился и потому не могу придти».

Пс.140:4 – «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их».

Нужно выходить в воскресенье на благовестие в городе, а никому из вас не дозвонишься, нигде вас нет. У нас идет свидетельство в городе, мы хотим, чтобы этот город был «бар» – добрым городом, чтобы люди, приезжая сюда, говорили: «Действительно, здесь можно услышать великую весть о воскресшем Иисусе».

Когда мне раньше приходилось свидетельствовать в столичных городах, то когда мы приехали в Харьков, встретились с руководством баптистов, то они мне сказали, что читали мои большие книги против баптистов, хотя в то время у меня ни одной книги, мной написанной ещё не было. Они возглашали: «Вот это опасное Барнаульское учение». И так у них пошло – «опасное Барнаульское учение», когда баптисты стали переходить в православие. Сейчас оказалось, что есть 16 книг, а тогда у меня ничего не было, то есть им кто-то что-то показал, и они сидели и боялись со своими мыслями. А всего только было свидетельство. Если мы будем свидетельствовать, то с нами Господь будет.

И этот человек исцелённый пошёл и доказал, Кто его исцелил, и Господь в том месте уже не мог ходить. Почему он пошёл? Может быть, похвалиться хотел: «Меня Сам Господь исцелил, Тот популярный Чудотворец, Он меня исцелил». Или он был послушное чадо синагоги и если уж фарисеи его спрашивали, он не мог не ответить и считал, что он должен обязательно дать ответ: «Меня же спрашивали». И он пошёл, нашёл «благодетелей» и сказал им. Хорошо ли он сделал? Но он упрёка никакого не терпит от Христа. Мы можем говорить смело, что нам нет запрета, чтобы не говорить об исцелении, что нас Сам Спаситель исцелил. «Меня многие знали, что я вот такой пьяница был или я вот такая-то была» Да, так, но я встретился с Иисусом, и Он меня опустил в воду Святого Крещения с полным погружением. Да, Вифезда не где-то находится, а в Потеряевке, там купальня.

И нынче, 11 июля 2004 года, в нашей Вифезде снова будет возмущена Ангелом Господним вода. Кто удостоится этой чести? Как мы близки к Евангельским строкам, когда мы желаем быть с Господом вместе. Итак, святые избранные, сохраните это звание. В свободе, которую дал Господь, развивайте свои таланты. Но знайте, если Он нас назвал святыми и говорит: «Будьте святы, как Я свят», – то Он есть и Бог ревнитель. Если вы будете сидеть у телевизоров, заниматься пустыми разговорами, то Он – Бог ревнитель, Он обручил нас Единому Мужу, Иисусу Христу. И Он и взыщет с нас данный талант по всей строгости.

То, что Он нас нарёк святыми избранными, накладывает большую ответственность. И мы должны друг друга спрашивать: «Как, сестра, у тебя дела с молитвой?» Или: «Брат, как дела обстоят у тебя с проповедью?»

На юге есть такой обычай – женщины молятся в беседке, отдельно ходят в неё. И если она долго не ходит на молитву, не ходит по дорожке, то она зарастает. У них вопрос: «Сестра, а почему у тебя дорожка заросла?» Есть ещё такие, у которых практикуется так называемое «огненное служение». Приезжает кто-то старший, который у них называется пастором – это не православные. И выносят из домов все ненужные вещи и сжигают все вместе.

Деян.19:19 – «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» 

– ненужное сжигают. Может, нам всё-таки попробовать, хотя бы мысленно, как те сожгли все волшебные книги, так и нам дурные и вредные какие-то мысли истребить? На днях мне говорят: «Вы знаете, ваши люди лечатся, шепчут». У нас? Да не может быть. Есть такие в миру, кто по всяким приметам живут. Да сохрани Бог, чтобы среди нас была такая язва; я не поверил в это и не дай Бог, чтобы это появилось. У нас есть только два врача: наш Господь Иисус Христос эту власть дал священству, для этого есть Соборование, есть Причастие, и второе – есть поликлиника.

Сир.38:13 – «В иное время и в их руках бывает успех».

Конечно, врачи иногда доводят человека до смерти; но и здесь, кто причащается недостойно,

1Кор.11:30 – «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».

Опять же зависит от того, с каким намерением мы подойдём к этим врачам. Господь воскресил Тавифу через Петра и поднял на ноги 38 лет парализованного, – это событие касается каждого из нас.

Будем читать внимательно Слово Божие. Если мы это поняли, да будем мы благословенны; и другие чтобы через нас услышали эту радостную весть. Мы скажем: «Я воскрес и ты можешь воскреснуть». Господь повелевает тебе сегодня – прими Его сердцем своим, уверуй в Него, живи в Нём. И Бог поднимет тебя, воскресит и благословит». Аминь.

Список всех проповедей

249

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: