размер шрифта

Поиск по сайту




Что служит к назиданию

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Указатель: Рим.14:19-20, Рим.14:19-20

02.11.08. Рим.14:19-20«Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн»;. Эти слова, многократно читанные требуют очень большого разъяснения. Начинают искать того, что служит к миру и к назиданию. Как искать? Где искать? Чего искать? Это пожелание Апостола Павла. Я особо хочу указать, как это искание появляется. Нельзя искать то, о чём ты не знаешь и не слышал. Ну, хотя бы неправильно, но всё равно ты должен услышать, что ты ищёшь. Это только в сказке: пойди туда, не знаю куда; найди то, не знаю что. Поиск же ещё начинается в утробе матери. Вот сейчас говорят, что женщину волновать нельзя, когда она беременна. Чтоб больше слушала хорошую классическую музыку, добрые разговоры, – это не случайно. Ягнёнок в утробе овечки слышит голос матери. Только рождается, и сразу её узнаёт. Вот почему овечки всё время кричат, потому что у них головы внизу, это не жираф, и ягнёнок её по голосу определяет. А иначе как он мать свою найдёт, когда там несколько сот овец. У них, оказывается, голос, тембр у всех разный. Она всё время кричит, и он кричит. Она его узнаёт, и он её узнаёт. Мать привыкает, а он уже привык в утробе матери. И мы сегодня читали, как Апостол Павел говорит: Гал.1:15 – «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил»;. Конечно, хотелось бы знать, кто у Савла была мать, как она воспитывала его. Я не поверю, если кто-то напишет его биографию сегодня, потому что данных таких нет. Но Павел на это обращал внимание, поверьте. И это видно из его посланий, когда он говорит о своём самом ближайшем соратнике, сотруднике Тимофее, и говорится о вере: 2Тим.1:5 – «приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе»;. Зачем он поминает предков, говорит о корнях? Там нет этого слова «корни»;. Что там было? А вот то, что он говорит, что двухлетняя мусульманская девочка отвечает на тридцать вопросов в течение двух минут, на которые вы не ответите, если вопросы поставить в христианском плане. Куда переселился Христос. О святых говорит. Кто Библию перевёл. Это всё надо знать. Двухлетняя отвечает. Что же мы-то ответим перед Господом? Да разве сравнить то, что она знает, и что наши дети могут знать? А у нас видите, как с детьми, замечайте. Дети должны ходить в храм. Правильно. Пустите детей ко Христу, и все это знают. Куда пустите? К свечам? Ребёнок свечи зажигает. Ну, пропоют они «Святый Боже»;, но как только начинается проповедь, они мигом все выметаются отсюда. Вы разве это не видите? Иногда бывает так, что батюшки нет, меня никто на задворки не выталкивает с проповедью, проходит несколько минут, читают послание, Евангелие, я снова говорю, и опять дети все взметнулись и побежали. Если они сели, то буквально через минуту уже спят, рты раскрыли и падают. Уже заложили в них эту погибель. Это от бабки не Лоиды, а от бабки Евдокии нашей, и от нашей Матрёны, и от матери беспутной Евгении, а не Евники. Вы себя в них уже заложили. Притом верующие вы все. Прекратите это безобразие! О богослужении в Новом Завете не сказано ни одного слова. А оно везде на первом месте. А о проповеди, о семени, как вышел сеятель сеять, на каждой странице, в каждом стихе и в каждой строчке. Вот где пояс по персям, две груди, два Завета – Ветхий и Новый. Вот оно где – пустите детей. А чтобы пустить детей, ребёнку о том надо уже хорошо-хорошо ямку выдолбить в мозгах: «Как только проповедь, так ты, смотри, никуда не отвлекись. Вы настраивайте на то, чтобы в них Слово Божие вмещалось. Этого не будет, а служба выветривается очень просто.
Отстоял, ушёл, попа нет, и всё кончилось, службы нет, он пошёл гулять. А здесь у него размышления. Служба не даёт никаких размышлений. Он в общем хоре говорит «аллилуия»;, «слава»;, «аминь»;, а то и не говорит. Он знает: надо отстоять. Не отстоит – попадёт ему от старших. Попадёт, да могут и не накормить, гостинцы не дадут, упрекать будут. Ребёнок, он маленький, но очень хитрый, он всё понимает. А ты его спроси, когда за стол сядешь сегодня, о чём была проповедь. О чём занятия были? Если он не скажет, то вот теперь тебе будет и наказание. Потому что Господь говорит: отойдите от Меня, проклятые. Кому скажет? Тем, которые не слышали, которые превратились в аспидов глухих, которые заткнули уши свои. И от самого сильного заклинателя уши затыкают. Мы же ведь заклинаем, чтобы люди грех никакой не сделали. Как надо быть внимательным! Я говорю: пусть ребёнок сидит, пусть лежит, но не уводите его от слов Господних. Он слышит слова библейские, это на другом уровне, не на разуме входит в человека. Я однажды прочитал, делали операцию женщине, и она во время операции под наркозом вдруг заговорила. А операцию делал еврей. А его учили, и он знает не современный только свой язык, а по-древнему, на котором читаются молитвы. И когда она очнулась, он до того удивился, что, оказывается, попалась к нему еврейка. Пожилая женщина, он к ней сразу пришёл в реанимацию поговорить, а она ничего не может сказать. Ты же разговаривала, ты говорила, только не понимала, не слышала. Что же ты скрываешься, я еврей тоже. Ни одного слова не может сказать. Стал расспрашивать её биографию. Оказывается, она была в прислугах у евреев и слышала, как они молятся. Она не запомнила ни одного слова, но где-то что-то отпечаток дало. Вот так и ребёнок. Мне всё вспоминается, когда мама у нас молилась. Всё слышанное осталось здесь, в сердце. Рано-рано, ещё вставать неохота, а мама молится, и эти слова входят в нас. Особая интонация, речитатив, как она читает – вот всё Господь даёт вспомнить. Пустите детей, не тряситесь вы над ними, вы их всё равно потеряете без слова Божия. Вы попросите, чтобы Господь обуздал их сегодня уже. Чтобы сегодня он одел их в Самого Себя. Ищите того, что служит ко взаимному назиданию, и это можем мы сегодня обратить к детям. Ко взаимному. То есть и дети нас чему-то учат. Небрежное отношение к слову Божию. Это и мы, нас так воспитывали. Всему чему-нибудь и как-нибудь учили. Так что не мудрено и образованием у нас блеснуть, знанием Слова Божия.
1Кор.10:33«так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись»;. Пользы, и чтобы спаслись. Не то, чтобы хорошо стали жить, обольщают их, но чтобы спаслись. Вот пользу какую надо искать. Я говорю о мелочах, но из этих мелочей составляется вся наша жизнь. Простое дело, начинается лето. Видите, у нас как, дом старенький, и окна затянуты целлофаном. Убрали его в алтаре, меня никто не спрашивает. А обратно прибить, уже нет. Я говорил: не троньте, ну потерпите. Когда на десяти квадратных метрах будут десятки людей курить, а я это испытал, будешь дышать и не умрёшь. Будешь. Топить не будут (меня вот 13 дней держали в морозилке), – всё равно остался живой. А кто надмевался надо мной, тех уже никого нет, все умерли. Бог так делает. Я понимаю, что надоедаю. Если ты открыл окно, и настаивал на этом, а ветер разбил окно, то теперь вставь раму, всё возьми за свой счёт. А не так: разбили, а теперь кто-то помогите мне. Ко взаимной пользе? Для пользы других я и то бы уже этого не сделал, не коснулся. Открыли форточку, зашли чужие люди. «Да мы забыли, мы не думали, кто-то открыл, а кто-то не закрыл»;. Вы посмотрите, на каждом шагу. Взаимная ли польза из того, что мы делаем. Живи не для себя. Чтобы там, когда отойдём мы в иную страну, приняли нас в вечные обители. Кому сделали добро, и если они уже отошли, они там уже молятся, просят, быть может: Господи, устрой нам встречу здесь. Сколько ходатаев будет. Кому мы сказали о Боге, кого привели к ногам Спасителя, кому сделали добро, о ком заботились. Про одного читал. Дедушка не пройдёт, чтобы собаку, кошку не покормить. Всем даст. Добрый. Но вот детей привезли из блокадного Ленинграда, стали раздавать. И он подошёл, тоже кусочек сахара вытащил, дал. А ему говорят: Парфений, ты же один живёшь бобылём, возьми двух ребятишек, хорошие хлопчики»;. Он развернулся и пошёл. И все поняли: всё твоё кормление, это не главное. Вот сейчас момент решительный, ну, потеснись маленько. Ты посмотри, к тебе Христос пришёл в образе этих обездоленных, осиротевших, истощавших детей. Возьми, другого шанса не будет! К нам сегодня приезжает директор Новосибирского библейского общества, как мы и говорили. С самой весны говорили: откладывайте, собирайте. Успели, не успели – всё это откроется когда-то. К пользе ближнего. Есть народы, не знающие Евангелия, они как малые дети. На один язык переведут, а ещё у нас сколько в России народностей, которые Евангелия на своём родном языке не имеют. Они и по-русски не умеют разговаривать. Только на бытовом уровне что-то, но Евангелие-то написано другим языком. А некоторые не успели принести накопленное. Не теряйтесь. Мы попросим, чтобы ещё раз приехали и уже привезли сюда переводчиков. Постараемся сфотографироваться на память. Поверьте, просто прошу, что более важного дела, может, в жизни нашей никогда и не было. Всё у нас хорошо. Но если здесь не будет рождаться новая душа, тогда вообще зачем всё это? Мы перемёрли, никого нет. Это для Бога, для Царства Небесного.
1Кор.14:26«Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию»;. Подумай. Я уже сколько раз прихожу на собрание, а что от меня и кто получил? Если я не приду, какой ущерб? Вот некоторые пропускали богослужения в прошлом году. Я постоянно говорю: ещё и ещё будут отпадать. Пропускали богослужения, и уже все до одного отпали. Новые люди посягают так же на то. Ты пропускаешь, хотя ты знаешь, как многого ты лишаешься. Это пренебрежение обществом. Вот смотрите, пока служба не началась, мы первые слова услышали служебные. Сколько мы всего сегодня увидели. Пришли все вместе, слышим про такое дело. Сейчас молитесь, чтобы эти люди, а они уже в пути, доехали. Звать его Алексей. Может, и не один приедет. Видите, как Бог нас свёл. Да, они не православные, они баптисты, и мы им всё сказали. Но дело-то они делают какое! Да, он самарянин, он другой веры, но он поднял лежащего. Поп-то мимо прошёл. Это тот самый самарянин. И дьякон более любопытный, ещё не заскорузлый, ещё не задавили его в алтаре, не задохнулся. Всё-таки посмотрел да и подумал: как бы мне тоже не влетело. И поскорей исчез. А вот самарянин-то, он не стал рассуждать, какой это веры, кто лежит. Он знал: есть гостиница, надо отвести. А гостиница – Церковь. Блудники и мытари вперёд этих попов идут в Царство Небесное. Господь же это сказал. Потому что с радостью приняли слово Божие, не воспротивились сказанному.
1Пет.3:11 – «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему»;. Хотите, чтобы мир в семье был? Чтобы дети и внуки вас любили? Пусть они полюбят Христа. И они в вас увидят образ Божий. Они будут любить вас, ухаживать за вами. Они окажут вам такую ласку, о которой мирские люди даже не подозревают. И сегодня как люди жалуются, как худо в больнице, что в школе делается. А как вы? С кем я встречаюсь, спрашивают: а как вы поправляетесь с ними? Никак я не могу поправиться, я могу только молиться. Я призывать буду на молитву его. Это Бог, Дух Святой делает. Дети непослушные. А почему? Ребёнок может мстить за убитых матерью во чреве. Он один остался, как мститель, и ему положено на сердце это, и ничего нельзя сделать будет. Тебе надо будет только каяться и каяться. Я не могу ещё некоторых убедить делать больше поклонов. Мы – православные. Меньше ста поклонов нельзя. И на это требуется всего лишь семь минут. Ты сама понимаешь, что семь минут значат. Да ты на кухне крутишься больше, за столом сидишь больше. Как днём что-то не ладится – за поклоны. И за каждым поклоном кого-то вспомни, и не забудь про любовь Божию. Что тебе открыто! Прости, Господи, за оскудение памяти, всё это по грехам нашим. Одни в старости сочны и плодовиты, а другие в тридцать лет инвалиды ума уже, они ни к чему не пригодны. Это то, что к назиданию другому не давал, поэтому и вернулась пустота, размышлять не о чём. Мы, как в одиночной камере, в этом мире можем среди людей находиться. И можем в одиночной камере быть со всеми, и с тобой будут все святые, со всеми будешь постоянно беседовать.
1Фесс.5:11«Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете»;. Один другого, они все назидали. И сразу вопрос ставь: я вот сколько раз прихожу, встречаюсь, звоню, а как и кого назидаю? Да это речь идёт не о проповедниках. Он говорит: все. И один другого. Жена мужа, муж жену. Дети, знакомые, друзья, подруги. Как, когда, в чём было это назидание? И записывайте немного, какая польза от этого назидания была. С кем ты встречаешься. Читаешь что-то, слышишь, смотришь. А вот если бы эти люди были здесь, то что бы я ему сказал? Бывает, у наших иногда берут интервью. И мы сегодня послушаем, как у нашей сестры на днях взяли интервью, да сделали известным для тысяч людей. А если бы она не знала Бога? Говорит, что звонят теперь на радиостанцию, благодарят. Люди желают слышать. Мне не дано выйти туда. Значит, я нашёл другой выход, более капитальный. 1Фесс.5:12 – «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас»;. В чём вразумление-то? Это не во внешних таких явных каких-то преступлениях. Речь идёт о том, как ты встаёшь, как ты ляжешь и как ночью время проводишь. Как разговариваешь, как идёшь, о чём забота, как тратишь средства свои. Я знаю про это не просто понаслышке. Думают: а что я будут делать завтра? Да вот, на чёрный день отложил. Я столько всем помогаю, а кто мне когда помогать будет? Ты эти вопросы можешь ставить и никогда не ответишь. Доверься Господу. Кого обидел? И сколько обиженных! Я тогда и другим должен помочь. Ты добро сделал, и на душе столько радости, что хоть какая-то душа обратится. Не может быть, чтобы столько людей участвовало в этом деле и ни одна душа не обратилась. В это трудно поверить, потому что семя брошенное всё равно даст плод, одна четвёртая хотя бы часть, согласно притче. И вы всё время помните, что мы участвуем в таком деле. Кол.3:12«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение»;. Вот вы поклонитесь, а другие сзади как курицы общипывают друг друга, платочек поддёргивают, кофточку. А тут написано: облекитесь, возлюбленные, в милосердие. Человек немилосердный не участвует в сборе средств для дела, почему его не одёргиваете? Почему не помогаете? Платочек проще всего рукой дёрнуть. Далее: благость, смиренномудрие. Видите, как отвечают дерзко. Сегодня приедут посторонние люди, и я прошу сестёр нигде чтобы звука от вас не слышно было, - вот что приезжим запоминается. Спросят о чём, у нас достаточно братьев, чтобы ответить. Не перебивайте друг друга. У нас гости, нам полезнее слушать. К нам приехали друзья и говорят: сегодня мы посетили важного священника. У него жена обслуживала за столом, ходила, и мы так и не услышали её голос. Это запомнилось. Что нужно, братья скажут. Тебе нужно спросить – дома у своих мужей спрашивайте. На это у нас есть особый устав. Этот устав написал вселенский учитель Павел. И так понятно, что вы много знаете. Вы много читаете. Назидайте друг друга. К нам приедут гости, они это всё замечают. Всё. У нас уже этот случай был. Одно слово сестра сказала, и сказала правильно. Как вскинулся протоиерей благочинный патриархийный: а вот так вы учите! Удар, конечно, по мне пришёлся. А я вас так не учу. При посторонних чтоб звука женского не было слышно. Молчок и только молитесь. Молитесь, у нас мудрые братья. Молитесь, чтобы Бог дал им мудрости, терпения, не перебивать друг друга и слушать. Есть люди, которым Господь вверил это служение.
Еф.4:29«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»;. Сколько у русских людей плохих слов. Ни одна нация так не позорит святейшее имя матери, как русские люди. И вся Русь православная и святая – матерщинная Русь, пьяная Русь, и не надо никого обманывать. Лжёт кто более всего? Священники. В своих изданиях, везде, и всюду: святая, святая Русь. Да без скверного слова сказать не могли. Да и сегодня-то ещё как. А ты скажи: я слышал это, мне не нравится. А как ты в этом участвовал? А ты остановил его? Остановить ребёнка, это понятно. Но как быть со взрослым матерщинником? А как того, от кого ты зависишь? А если это начальник? У меня этот случай был на работе. Секретарь просит поставить вторую дверь от начальника. Он по телефону говорит скверными словами. Но я сторож, в свободные дни ремонтирую. Пришёл, замеряю дверь. «Вы что тут делаете?»; «Секретарь говорит, что Вы слишком материтесь, попросила вторую дверь поставить, чтобы не слышать»;. Вы бы посмотрели, как он изменился в лице. Он прогнал меня. Я пошёл узнавать у кладовщиков: «А вы слышали, как он матерится?»; «Да, он всегда матерится»;. «А почему молчите?»; «Так нельзя сказать, он сразу выгонит с работы»;. Пошёл к заместителю: «А ты почему молчишь?»; «Так я ремонтирую машину в гараже, он меня выгонит с машиной тогда»;. И я понял: все зависимые, и только один я ни в чём не зависим. Мне и работа эта. Я его предупредил, пошёл в партком, в управление. День не прошёл, меня вызывает уже начальник. И начали разбор. Гляжу: мой начальник, как общипанная курица, сидит, молчит. Старший же говорит: «Если у Вас скверно на душе, вы езжайте в свой сад, там и материтесь»;. Заметил им: Как материшься, такие плоды вырастут и на дереве»;. Я больше ни разу от него не слышал худого слова. А то говорят: его никто не может обуздать. Ввяжись в драку, как Наполеон говорит. Сначала ввяжись, а потом видно будет. Бывает, что и сдачи получишь. Я на молитве стою, заходит новый зек и сразу, как всегда, начинает сквернословить. Бывалый, и не в первый раз сидит. Я слышать-то слышу, но занимаюсь своим делом - молитвой. Буквально несколько минут прошло. Уже несколько человек подступили и говорят: мужик, помело своё прикуси, у нас этого нельзя делать, батюшка молится. И больше он ни разу не заматерился. А это уголовники, преступники. А ты молись и скажи: если не получится: Господи, я пробовал, ничего не получилось, вмешайся, сделай, как Тебе угодно. Бог даст защитников.
Еф.4:29 – «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»;. При мне ни один человек, ни заключённый, никто не матерился. Я сразу же подходил. Сидят около дома мужики, у них слова нет доброго. Только я вышел, друг друга локтями толкают: «Перестань, видишь вышел»;. Пьянчужки. Ты создай такую атмосферу нетерпимости к гнилому слову, чтобы всё выжжено было. Я делюсь опытом своим. «А чего ты о себе говоришь?»; Так о ком я буду говорить? За всю жизнь я ни одного слова матерного не сказал. Бог сохранил меня от этого греха. Мать заложила страх Божий. Вот что значит назидание друг друга. Говорю охраннику в тюрьме: «Ты же не мог говорить без мата»;. «А я не знаю, у меня как-то при Вас и язык не поворачивается»;. Вы вызовите уважение к самому себе. Почему? Потому что ты - источник проповеди Божией, источник чистоты. Я молюсь. Я и о тебе помолюсь, чтобы язык твой Господь очистил. Потому что за каждое слово придётся отвечать. Евр.12:14 «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа»;. Никто, никакие заупокойные литии, девятины, сороковины, годовины не помогут, если жил не свято. Святость должна быть во всём. Глазами, ушами, языком, всеми пятью органами чувств. Вот почему Апостол и говорит, что нужно искать то, что служит ко взаимному назиданию. Рим.15:2 – «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию»;. Угождать некоторые умеют во всём. Потворствовать. Этого делать нельзя. К назиданию. Кто бы ни просил у вас деньги взаймы, никогда не давайте. Никому не давайте, пока не узнаете, зачем. Высчитайте. Даже на хорошее дело. Ты видишь, у тебя одежда хорошая. Ты эту ещё недоносил. Чтобы и они понимали: они пришли не к кошельку с деньгами, а к источнику мудрости. Расспросите о нужде. «Почему я должен отвечать?»; – скажет заёмщик. «А почему я должен давать тогда? Потому что если ты неправильно истратишь, Бог нам поделит пополам. А может, на твои деньги кто-то выпьет. Да мало ли какую беду сделает. У Бога всё вымерено»;. Всё делать и угождать к назиданию. Да научит нас Господь, чтобы сегодняшний воскресный день был ещё шагом вперёд и вверх, к Царству Небесному. Аминь.

Пренеприятнейшее дело предстоит
Опять униженно отправиться по кругу,
Собрать деньжат, издать не пару книг,
Услышать даже в несусветье ругань.
Нуждой согбен, не я один просил,
А может, клянчил княжескую милость;
В жару смертельную хоть капельку росы,
Чтоб от лепёшки крошечка сухая отломилась.
Прострутся ветры знойные и жар,
Поникнут деревца и пересохнут реки,
Тогда потянутся до книг и мал и стар,
В прах обессиленный, вчера ещё лишь крепкий.
И лесополоса из духоносных книг
Успеет укрепиться, дивно разрастись,
Язык омочит у того, кто сник,
Прохладой и питьём даруя жизнь.
Сегодня я в просителях прописан,
Стучу в окаменелые и жирные сердца,
А к вечеру истории при запахе пшеницы,
В окошке звёздочкой трудам моим мерцать.
Потянутся потомки нынешних хапуг,
Не думающих ни о чём спросонок,
Когда со всех сторон несчастья подопрут,
Гордыню нынешних свернут и сломят.
Прошу пока... В сердцах окаменелых
Ещё не высветилось столько же пустот,
Пустых идей и замыслов засело, —
Так пусть же истина от книг в них прорастёт!
Не для того ли как-то стал богат,
Дабы помочь избранникам незримым,
Враг сеет плевелы, пока монахи спят, –
Беспечностью всё поле засорили.
Кто не поможет, знайте, и без вас
Накормит Бог кошерных птиц, птенцов.
А так, глядишь, и ты б кого-то спас
В голодомор, не скрывшись на засов. 06.11.08. ИгЛа

Список всех проповедей

303

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: