размер шрифта

Поиск по сайту




Мы мёртвы

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Еф.2:5,9

Еф.2:5,9 – «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе; не от дел, чтобы никто не хвалился».

Это послание ап. Павла к Эфесянам как будто никогда до России не доходило. Похоже, что православные не получали это послание. Мы должны на всё посмотреть глазами людей, которые получали эти письма. После эти письма стали называть «посланием», а потом добавили слово «святое». Тогда же просто обыкновенное пришло письмо. От кого? Да брат наш Павел Тарсянин написал. И они вскрывают письмо, читают вслух и не раз, и никто не возражает, все в это верят. А он говорит, что спасение «не от дел, чтобы никто не хвалился».

Попробуй в монастырях это сказать, что «не от дел, чтобы никто не хвалился», попробуй это отнести к житиям святых, что «не от дел, чтобы никто не хвалился». Всё к верху ногами пошло. Но рано или поздно надо когда-то об этом сказать. Почему? На Суде Божием (это уже приближается) так и будет сказано : «не от дел, чтобы никто не хвалился». И человека не ремонтировать надо, а воскрешать.

В православии принято так: встретился человек, какой бы он ни был – он брат во Христе, если ему лоб помочили поповской пухлой ладошкой. Как бы Вонифатий с Аглоидой ни тешился, а они братья, оказывается, во Христе. Раб живёт с госпожой, пьёт, гуляет, блудит, но он – брат. Приходит ей мысль освятиться. Взяли Библию и стали плакать о грехах? Да ничуть! Тогда это же самое фигурное православие было во всю ширину предрассудочных измышлений. Самый простой, понятный и широко известный путь освящения: найти мощи и всё станет на своё место. Ну нигде же в Писании такого пути нет! Разве благодать заключается в том, что я ущипну от мёртвого тела того, кто умер за Христа, разве от этого наступит избытие грехов? Верою вы спасены!

1Пет.1:9 – «достигая наконец верою вашею спасения душ».

Верой ты сам, без принуждения должен принять, полюбить Христа. В этом всё и заключается! Акт спасения в соприкосновении Божией любви с нашей. Когда этот контакт наступает, то это и есть попытка небесное соединить с земным, которая никогда не удавалась и не удастся никому без Бога.

Григорий Нисский говорит: «Бог имеет общение только с тем, что сродственно Ему» Можно креститься в полное погружение, в троекратное, пусть даже тебя патриарх крестит, но если внутри нет поворота, если внутри не полюбил Христа – то ничего не изменилось! Был сухой грешник, а теперь мокрый грешник. Больше ничего нет. Те же самые минуты пустоты, те же самые часы растраты в никуда, те же сутки и недели без любви к Богу, – жизнь в смерти.

Гал.2:16 – «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

Представьте себе, что это происходит с нами, что вот такого мальчика маленького сейчас поднимает какая-то сила с нашего двора, и мы стоим смотрим. Облака, нигде его нет - что бы мы подумали? Такой случай у православных был. И наконец мальчик опускается. Единственное, что он промолвил, что он там слышал, как поют на небе. И такую песню поют, какой на земле нет: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» И на этом, кажется, надо остановиться. Всё-таки у нас на земле не небо.

Я напоминаю, что молитва 3-х ступенчатая. Молитва, которой мы непрестанно молимся, это: «Дай!, Помоги! Спаси! Сохрани! Услышь» – просительная. Это самая элементарная, простая молитва, она не запрещается Богом.

Иоан.16:24 – «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна».

Но всё время напоминается, что это первая ступенька, только первая. «Господи помилуй, Господи помилуй!» – это всё первая скупенька – подпрыгиваем как зайцы.

Вторая ступенька - благодарение.

1Фесс.5:18 – «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

– то есть сознание, что я не просто протягиваю руку, а что я уже получил. Но на этой ступеньке и осознание того, что если я не получил от Бога, то не получил тоже по Его любви. Он не дал, потому что я не смогу воспользоваться как нужно. Благодари, когда просишь, благодари когда получил, благодари, когда не получил. Эта ступенька не так многих на себя принимает: «За всё благодарите!» Мы не знаем, какая жена была у Иова, но внезапно (у праведников всегда жены бывают праведные – все так думают), когда он благодарил Бога, она подошла: «Смотри, как несправедлив Бог!» Она это всё обдумала и сразу выскочила:

Иов.2:9 – «И сказала ему жена его: ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри».

Грешников Бог убивает, а тебе даже смерти не даёт.

Пс.67:3 – «Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия».

Иов.2:10 – «Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими».

Я должен на второй ступеньке когда-то быть или нет? На первой я просил – стада есть, дети есть, дома есть. На второй я должен быть человеком или нет? – «Похули Бога! Не по-нашему случилось». Мы благодатью спасены. Благодатью в скорбях, благодатью в благословении, когда у нас всё есть.

Третья ступень – славословие. Почему и говорим, что это должно быть всегда. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И никакой просьбы нет, никакого благодарения. Заметьте, какая краткая эта молитва. Мальчик это услышал. Решили молитву третьей ступени, ангельскую, херувимскую спустить на землю и добавили: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!»
Помилуй – это просьба. Мало того, так здесь начнутся ещё большие разборы и разброды. Другие понимают так, что это сказано о Христе. Так давайте мы поправим ещё немножко, скажем: «Распявшийся за нас, помилуй нас». У армян так молятся. Тогда стали рассуждать – у нас есть эта приставка «распявшийся за нас»? Нет, у нас нет. Почему? «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» – это распределяется так: первая просьба – благодарение, как наименование к Отцу и Сыну и Святому Духу. Как будто бессмертный Дух Святой, а Сын не бессмертный. Какое разделение! Вы вдумайтесь! Святый Боже – первое Лицо; второе – Святый Крепкий; третье лицо – святый Бессмертный. Но слово «Святый» относится и к «Боже», и к «Крепкий» и к «Бессмертный». Только попробуйте не по-нашему мыслить! Те поняли, что это о Христе песнопение. Значит им за это анафема, проклятым армянам. И теперь только проклинать их. Они проходят к Савве, молятся по-армянски; но кто-то говорит: «Они добавляют «Распныйся за ны». Тогда сказали им: молитесь по-армянски, но когда поёте «Святый Боже» – петь по-гречески, чтобы мы понимали, что ни одного слова вы не добавляете в это небесное песнопение.

По нашему, если спасаться, то только всем вместе. Нам если сотворить беззаконие – Достоевский говорит, – только скопом, всем государством. Великое злодеяние. Вот все мы на земле это и делаем. Бог же никогда так не делает. Он благодатью касается отдельных личностей, отдельного человека, индивидуально и очень часто по-разному, не трафаретно. Если ты Его услышишь и примешь это, то вот здесь зарождается новый путь. Новое озарение, свет и понимание всего, что есть. «Кто не со мной, кто не крестится – тот мне не друг». Это уже сгладили, как в действительности князь Владимир сказал. Было же сказано иначе: «Кто не крестится – тот мне враг». Ну а если не друг, то понятно, что он не может быть нейтральным, он тебе – враг.

Склонный к евреям человек принимает их веру, там, среди черномазых, в Эфиопии, рядом с ними. Гонит христиан. Гонит – это наша участь, нам так и должно. Соседние христиане понимают, что наших бьют. Давайте войска собирать. Собрали. Убили того царя. А там евреев много – их всех куда? Теперь издается указ – это житие святого Григория Омеритского, 19 декабря – если евреи не крестятся – казнить всех. Закон этот вывешивают. А чем он отличается от коммунистического: «Кто не с нами, тот против нас»?

«Во время царствования благочестивого царя Аврамия, архиепископ Григорий, поставив во многих городах епископов, мужей учёных и красноречивых, посоветовал царю, чтобы тот Иудеям и язычникам, находившимся в его стране, повелевал креститься или, в противном случае, предавал их смертной казни. По издании царского повеления об этом множество евреев и язычников с женами и чадами из боязни смерти стали приступать к св. крещению. Тогда старейшие и искуснейшие в законе евреи, собравшись ото всех городов, составили тайное собрание, совещаясь, что им предпринять, и рассуждали между собою:
— «Если мы не крестимся, то, по приказанию царя, будем убиты и мы, и наши жёны, и дети». Одни из них говорили: «Чтобы не умереть нам преждевременною смертью — исполним волю царскую, но втайне будем держаться веры нашей».
Это одобряется в житиях. Я не могу этого не говорить, потому что это вопреки тому, что сегодня слышали:

Еф.2:5 – «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены».

Так как же с евреями бороться? «Бей жидов, спасай Россию!» Ну откуда мы это взяли? Дожились, что страна стала безбожной. Что посеяли насилием, то мы и пожинаем – эти плоды. Если бы мы остановились, («мы» – я имею в виду русских людей) на том, что сказал Христос, что мы мёртвые, все мёртвые и ты, княже, тоже мёртвый пришёл, принёс нам багажи свои.

Красное Солнышко – мёртвое это солнышко. Оживотворил нацию? Нас не подправлять надо было и в воду окунать, а нужно было прислать проповедников; да хотя бы одного, и один этот мог как-то родить ещё одного, было бы уже и два, а может, и три. Но этого не случилось. Скопом всех сразу в воду. Крещатик. Русь «святая». А теперь, к этому возвращаясь, мы видим что благодатью, а не делами мы спасены, а благодать заключается в том, что с неба сошёл Сын Божий – Христос. По любви Божией сошел, возлюбил нас до смерти и смерти крестной.

Рим.5:7-8 – «Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками»,

когда воевали против Него. И в это время Он нас возлюбил, то есть Он просматривает нашу жизнь, как принято говорить, судьбу: какие же мы дальше будем? И Он к этим мертвецам обращает Своё слово, к нам, мёртвым по преступлениям.

Лук.15:24 – «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

И кому мы говорим о Христе, мы должны сказать: «Мёртво всё вокруг, царство смерти, всюду звучит реквием, всюду только формалиновый запах во вселенной». И для этого нужно было всему этому космосу огласиться благодатным словом:

Мф.11:28 – «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас».

В жизни солнце всходит и над злыми, и над добрыми, и над клумбой, где роза растёт, и над помойкой. Там, где царская трапеза рядом, и нищенское убожество. Бог повелевает, и солнце так делает. Бог повелевает проповедью коснуться всех. Дальше ты должен ответить. Если родственное небесному в человеке найдётся – произойдёт это единение.

Благодатью вы спасены. Мы приходим сюда – нас влечёт богослужение, радость общения; но самое главное – мы должны всё время думать: «Нахожу ли я общение со Христом здесь?»
Вот, кто Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, и не только «помилуй нас». Но должны сказать – благодарим Тебя. Заморозили на этом. Свели с третьей ступени на это, но хотя раз надо пропеть так, как на небе отрок слышал. Ничего не добавляя: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф – как Исаия слышал; ничего не добавлено здесь; а может, надо было добавить также?

Никогда нам про это не говорят, что небесное с земным не соединяемое, пока не пройдём первые две ступени и не поднимемся на третью. Почему на небе нет перегородок между Ангелами и людьми? Там всё будет едино, и место то называется «Царствие Божие». Когда мы читаем Писание, то это касается каждого человека; коснулась ли меня благодать, принял ли я Христа в своё сердце, омыт ли я кровью Его пречистой?

Мф.16:24 – «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Уроки начинаются с самоотвержения, сожигания своего эгоистичного «я хочу».
Второе – возьми свой крест. Поносят, недоплатили? Как Бог даст: я буду бороться, искать, и я знаю, что это мой крест.

А третье следование: следуй за Мною. Третья ступень – это непрерывное славословие. Я уже не знаю, чего просить, – так отвечали святые. Просить мира – не спастись, просить войны – не выдержу; жить так, как живу – спасение мне не маячит, просить жить, как жили святые – не выдержу. Не знаю, чего просить, благодарю за всё, что пошлёшь, всё воспринимаю с радостью. Надо дойти до третьей ступени, и тогда только одна молитва останется: Господи, как Ты велик. Апостол от Тебя взял мысль и написал к ефесянам; Дух Святый сохранил. Аллилуйя.

Какие хорошие были эти ефесяны, как они заботились о Павле, о своей душе; какое любовное письмо вызвали в свой адрес. Как благословенны те, которые напечатали, сохранили это письмо, те, которые принесли это послание в Россию, как благословенны те переводчики чудного и святого послания Апостола Павла. Всё это по благодати. Не по делам. И вот в каждой строчке послания мы увидим всё озаряющий триединый свет любви Божией.

И мы пришли со своей любовью, чтобы соединится с Триединым вечным Богом любви. В этом всё заключается, в этом наше чтение, в этом то, что слышим. Только одно – вызвать чувства, сродственные Богу. Нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил. Чем? Словом Божьим. Если мы имеем любовь к Богу, то мы обязаны понести эту любовь Божью другим. Выходя из храма, мы должны помнить, что мы дети Божии, и мы исполняем Его посольство. Пока ещё не в узах (может, ещё сподобимся), но мы несём благовестие, Господи, и это ради Тебя.

Никто не примет? Меня это не касается, от меня это не зависит. Он оживотворил меня, и я иду по кладбищу, по скотомогильнику. На кладбище люди лежат. А люди – это скоты. Когда я не разумел, как скот был я перед Тобой. Скот, да ещё и дохлый. И мы идем, попираемые всеми, среди этой заразы, и должны всё оживотворять Живой Водой – Словом Божиим.

Если бы Слово Божие с князем Владимиром пришло, да разве бы мы это сегодня видели?! Слово Божие для православных как будто не существует! Я не нахожу ни одного события в истории России, буквально негде взяться, что бы было по Библии.

Война, крест на знамени нарисовали и на убийство пошли. Кто хорошо и много людей-врагов поубивает – тому крест на ленточке. А кто промахнётся – тому крест на могиле.

Одному нельзя убивать – это убийца; так Василий Великий говорил. А если скопом собрались, тысячи убийц, да ещё их благословили, форму надели, то это уже армия. Ну, держись, Чечня! А где же любовь? Господь идёт среди убитых, простирает руки и говорит:

Мф.11:28 – «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Что будет с нашей молодёжью, если они не будут знать Бога? Сейчас они не успеют на службе три слова прочитать и уже позёвывают. Оставь для Бога что-нибудь! Не тогда, когда состаришься, а в этой юности, сейчас полюби Бога; это всё промелькнёт и ничего не заметишь. Меня мёртвого, маленького Ты уже благословил, чтобы Слово Твоё, как на крыльях, летело к другим. Да будет Господь благословен и прославлен в нас, да соединимся с Ним на веки. Аминь.

Список всех проповедей

368

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: