размер шрифта

Поиск по сайту




Сейте доброе семя всегда

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Указатель: Мрк.4:26-28

21.09.08. Мар.4:26-28«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Мы это видим? Хоть раз видели, как пшеница растёт? Царство небесное подобно этому. А вот теперь и подумаем, если так одна пшеничинка даёт плод, от неё один колосок, то и от многих многие. А теперь: если ни одна пшеничинка не посеяна, – в обратном порядке рассудим, – ни зелени, не колосится, ни в колосе. Расшифровка-то ведь показывает, что по-другому Царства Небесного нет. О каком Царстве Небесном может идти речь, если семя не сеяно? По порядку какое место Писания ни возьму, везде одно, надо идти и проповедовать, надо идти и благовествовать. «У каждого свой талант», – говорят лодыри и сонные лентяи, чтобы дома на диване лежать и в телевизоре проводить дни и ночи. Благовестие – это для всех. У спортсменов бывают люди, которые прыгают, иные ядро толкают; но пить, есть, дышать – это нормальное явление. Так и говорить о Боге – совершенно нормальное явление. Ты знаешь путь спасения, и как ты можешь о нём другим не сказать? Ты видишь, что человек идёт не в ту сторону? «Да меня это не касается». Ты обязательно подскажешь: «Сейчас поворот, ты просмотрел и идёшь в дебри – это параллельный путь, и такой он только в начале, а потом он резко поведёт в сторону». Он поведёт в другое место, как в «Путешествии пилигрима» описано. Притчу надо растолковать. А вот эту притчу и толковать даже не надо. Притом не знаешь как растёт, и тут главное – посеять. А как оно будет возрастать – не знаешь. Ты сказал, сел и уехал. А там Бог делает Свою работу. Семя на землю попало. Откуда человек заводится? Если семя есть, завёлся, нет – ничего нет.
Об этом Соломон и говорит. Прем.Сол.7:2-4 – «И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединённого со сном, и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, вскормлен в пеленах и заботах». И образовались руки, ноги, глаза, жилы. Как, я не знаю. Написано: в десятимесячное время, потому что там месяц был короче. Он удивляется этому. Мог ли родиться, если семени нет? И скотина так, и во всём мире всё так же, во всей природе. Как можно было не понять этого в самом христианстве? Я ответа никакого не могу найти, кроме того, что те, которые принесли христианство, они сами не знали этого, они сами не получили это семя и сами не родились. Сегодня слышали притчу: и вошёл хозяин и посмотрел: лежат люди, и одного заметил в небрачной одежде. Мне сегодня ни свет ни заря один батюшка звонит и спрашивает: как он вошёл на брачный пир, как это понимать? Я говорю: «Не вошёл он. «Вошёл»; означает: «не вошёл»;. По-другому нельзя толковать». Я скажу тебе изречение: «Всё, что о свойствах Бога написано в Библии, – это не так, на самом деле это не так. По снисхождению к человеку Бог так говорит. Быт.6:6 – «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём». Раскаивается тот, кто не знал, что дальше будет. Человеческими чертами награждает Бога. Написано, что Бог гневается. А на самом деле Он не гневается. Это выражение – к нам приспособление, чтоб мы поняли, что Бог справедлив.
Втор.1:34 – «И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря». И когда говорится, что в небрачной одежде вошёл, – он не вошёл. Он мысленно подумал, что он будет в раю. А почему не вошёл? Он не только не мог войти, он даже увидеть не может. Написано так: Иоан.3:3 – «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Читали про это? Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а неверующий не увидит жизни. Не увидит. Ты вслушайся. А это притча. Он туда не вошёл. А «вошёл», означает, что охрана просмотрела, не узнали, не тот пропуск, – тут можно многое думать. Он не мог войти. Как он мог войти, когда он неготовый? Как мог войти туда, будучи прописан в аду? Его выбросят, и он будет там, где плач и скрежет зубов. И он бы вошёл в Царство Небесное?! Ты же понимаешь, что сие не соответствует действительности. Но написано же, что вошёл! Иногда говорят так: давайте будем считать, яко небывшее. Мы не можем так считать, ибо это будет неправда. А неправды у Бога нет, и поэтому перед Богом слова сии – ложь, а ложь, это только от дьявола. «Как небывшее». Гнали-гнали, а теперь давай считать, как не бывшее. Будем молить Бога, чтобы Господь в мозгах наших сделал так, что как бы этого не было. Дай нам забвение, чтобы нам не мстить, – вот какой смысл. А не то, что не бывшее. Когда хотят, чтобы со старообрядцами был мир, и потому давайте считать гонения, как небывшее. Не может этого быть, там тысячи трупов лежат. Что говорила Зарубежная Церковь против Московской Патриархии, а Московская Патриархия храмы везде отнимала, и сейчас пишут в решении: считать всё то, яко небывшее. Если не было покаяния, а его не было, то всё внутри и осталось. Это всё было. Как бы небывшее тогда, когда Бог скажет: Я прощаю, это было, а вы забудьте про то. Вот только какой смысл заложен. 1Кор.3:6-9 – «Я насадил (проповедовал), Аполлос поливал (пришёл, укрепил, на вопросы ответил), но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [всё] Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение». Мы все являемся той землёй, которая приняла семя проповеди. Если не было семени проповеди, тогда что там? Пустырь, терновник. Вот тут и революционные идеи, заигрывание с Западом, – это всё идёт оттуда. А тебя никогда не прельщали эти идеи? Я и не понимаю даже, о чём речь идёт. А тебе не хотелось бы сегодня напиться пьяным? Я думать не могу об этом, зачем это нужно! Если тебе Господь дал это понимание, и Он Сам тебя хранит, то какой разговор! Даже вообще ничего этого нет, и даже воздерживаться от этого не надо. Оно не подходит, и верующий не согрешает.
1Пет.1:23-25«[как] возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано». Вот оно семя. Страна Российская не была засеяна. Я покаяния не услышал ни от патриарха, ни от одного Собора нигде в том, что не сеяли святое Евангельское слово. А если было засеяно, то где пшеница? Почему один терновник-то вырос? Чего тут непонятно-то? Какие-то вопросы ставят, называют проблемы. Ни президент, никто этого не знает. Они говорят: вот это надо решить, нужны финансовые инвестиции. Пустое это. Самое главное и необходимое – инвестировать душу человека, не жалеть средств и вложить туда. Я уезжаю сейчас, осталось быть здесь совсем немного времени, вижу, что не сдвигается с места. Вы с вечера заранее напишите ребёнку на картонке, чтобы он днём несколько раз прочитал. Ну, один стих. Вы понимаете, что это так мало, – всего-то один Библейский стих. Меньше уже нельзя. И уже за год 365 стихов будет знать, а это не одна глава будет. Вы посмотрите, как мусульмане учат, я же вам о том материал раздал. Она двухлетняя отвечает о том, что у нас четырнадцатилетние не могли ответить. Христос вернулся, и где поселился? Они знают, что из Мекки он переехал в Медину. А у нас четырнадцатилетние не могут ответить. Я их собрал, показал этот клип двухминутный, и дети ничего не могли ответить. Ведь это где-то скажется когда-то. Заложи в ребёнка сейчас, это всё потом возрастёт. Ни одного дня не оставляй без заучивания Священного Писания. Сей семя, что ты спишь? Проспите всё. Сей доброе семя всегда, пожнёшь, что посеял тогда; день жатвы придёт, не замедлит. Вот тогда мы это всё увидим. Еккл.11:4«Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать». Не смотри ни на погоду, ни на настроение, ни на здоровье твоё. Утром проснулся - на молитву и за чтение Библии. Дня нет, чтоб перед телевизором дети не сидели. Дня нет, чтоб не играли в компьютерные игры, – и так везде. А вы распространите добрый навык чтения Библии на всех знакомых, с кем дети встречаются. Чтобы они обменивались написанным, переписывали друг от друга. Да ещё и толкование ему дайте. Обязательно растолкуйте, как это место Писания применить. Вы заметите, сразу будет другая температура. Сейте. Притом непрерывно сейте. А какой образец? Сектанты, баптисты. У них вопрос с молодёжью вообще не стоит - особенно у «отделённых». У них специальные курсы, маленькие книжонки выпускают, детскую Библию. Заметьте, как они стараются. И всё это в ребёнка вложить. Священная история. Перед нами люди идут живые, в наше время живут. Посмотрите, как сектанты и мусульмане любят заниматься с детьми.
Еккл.11:6«Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет». Прямо про то, что я вам говорю. Утром запиши, вечером проверь. И вечером опять новый стих. Помоги ребёнку написать. Если картонок нет, придите ко мне, я вам дам. Каждый день проверяй заучиваемое. Давайте договоримся, чтобы ребятишки днём к вам приходили. Нет – пусть ко мне придут, проверим, какие вы стихи выберите. Золотые стихи. Начните с Евангелия от Матфея. Начните с притчей, с книги Иисуса Сирахова. Найдите то, что ребёнка касается. Скажи: видишь, это как раз о тебе – чти отца и мать. Повтори. Чти. Разъясни это слово. Иначе мало будешь жить, никакие врачи не помогут. А так ты долго будешь жить, долголетен будешь. Всё разъясняй ему – это твоё поле. На то поле ещё дождь мешает выйти машинам, а на это ничто не мешает, оно рядом. Прикрой его, приголубь. Ис.28:24-26«Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность её, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определённом месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его». Земледельца Бог наставляет. Когда, в какое время, посмотри. А если заболел, а если это последняя болезнь? И что же ты запомнил, что ты Господу скажешь? По его уровню ты найдёшь многое в Библии. Как ребёнок должен вести себя, не знаться с худым сообществом, отвращаться его. Ис.32:20«Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла». Везде сеять. Пару слов своих для растолкования только сказал и опять о Боге. Об этом говорит Григорий Богослов, что о чём бы ни заговорили на базаре, и уже о Троице заспорили. Она спрашивает: «Мясо свежее?» «Мясо свежее Господь мне дал. А цена тридцать рублей – это указание на Святую Троицу». Она специально к тройке подогнала. И все базары были наполнены разговорами между арианами и православными. Вот Варвара, она ничего ещё толком не знала. Это мы говорим: Варвара-великомученица. А это была Варюнька, Варюша, маленькая девчонка, она сидела, в окна смотрела на звёзды, и Бог ей это всё дал. И что там делается? Там топоры стучат, кирпичи кладут. Отец баню строит. А почему два окна? В честь солнца и луны. Отец ушёл, а дочь-наследница говорит: «Проект переделать – три окна сделать. В честь Троицы. Так лучше и света больше». Отец пришёл, сразу заметил три окна. «Кто позволил?» «Ваша дочь родная пришла, дала указание». Он сразу спросил: «В чём дело?» Она не знала, каким образом проповедовать, и начала окнами. И тут началось. Отец разоблачил, кто она такая. Один из бродячих проповедников её уже крестил. Вот как делали первые христиане. Так ли у нас? Отправили в Корчино человека. Сколько километров? Двенадцать. А двенадцать разделить на три, получается по четыре. Ты научи его делить цифры, чтобы он увидел в этом что-то божественное. Сколько в классе детей, сколько учителей? Чтобы он всё подогнал к божественному. Вот как описывается в «Житиях святых»; про Иакова Персянина (за 27 августа).
«Тогда царь призвал советников и друзей своих и начал совещаться с ними о том, каким мукам предать Иакова. На устрашение других Персов, чтобы и они, подобно Иакову, не отлучились от своей веры, он измыслил для святого такую казнь: повелел, чтобы каждый член его тела быль урезан и раздроблен по отдельности. И вот палачи, по повелению царя, схватили Иакова и повели его на место казни, чтобы раздробить его на части по числу членов тела его. Вслед за святым Иаковом отправились на место казни и многие знавшие его, среди которых не мало было воинов и сановников; все они пошли затем, чтобы посмотреть на мучения святого. Пришедши на место казни, святой упросил своих палачей помедлить немного и дать ему возможность помолиться. Затем, возведши очи к небу, он начал так молиться:
«Господи Боже мой! услышь меня, раба Твоего, призри с высоты небесной и дай мне крепость и силу в час сей, чтобы мне перенести предстоящие мучения и своею кровью искупить согрешение моё, ибо я отвергся от Тебя, Творца и Владыки моего. Ныне я скорблю о сем и обращаюсь к Тебе, Богу моему, исповедуя имя Твоё святое, и полагаю за Тебя душу мою. Ты же, Господи, пошли мне помощь Свою в страданиях моих, чтобы видели силу Твою враги мои и постыдились. Пс.85:17 – «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня».
Когда святой так молился, приступили к нему палачи и, обнаживши его, растянули у него руки и ноги, говоря: «Что ты будешь делать теперь, Иаков? Нет тебе пощады, твоё тело велено разорвать на части: пальцы рук и ног твоих и всё тело твоё от шеи до пяток мы должны резать, после же всего отсечём мы и голову. Подумай, что для тебя лучше, — поко­риться царской воле и быть невредимым и здоровым, или уме­реть среди жестоких мук?»; То же с плачем говорили ему и некоторые из его друзей: «Зачем бесцельно губишь свою душу? Пожалей себя, и не губи своей юности, исполни волю царскую, поклонись богам нашим, что­бы остаться живым; своему же Богу, если хочешь, служи втайне». Слыша такие речи, произносимые со многим плачем, святой отверз уста свои и сказал: «Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и детях ваших. Я в вечный покой иду, вы же все пойдёте в муку вечную. Раздробляя мне члены, вы тем самым уготовляете мне неизре­ченное блаженство на небе, а себе — ужасные мучения во аде, где будете гореть в неугасаемом огне, вместе с бесами, которым теперь поклоняетесь».
При этих словах святого один из приставников царских начал бить спекуляторов, говоря: «Что стоите, глядя на него? Начинайте делать, что вам приказано». И тотчас же один из палачей, взявшись за руку святого, отрезал у него большой палец руки. Блаженный же, обратив взор на небо, произнёс: «Помощь и надежда моя, Господи Боже! Ты отгоняешь единым Божественным перстом Своим бесов, прими же, как ветвь от древа, сей перст мой, урезанный силою бесовскою, и будь милостив ко мне грешному; ибо и от виноградной лозы отрезываются ветви, чтобы лоза больше зеленела и росла и приносила бы много плода».
Тогда приставник царский, жалея святого, сказал ему: «Пощади себя, Иаков, и послушайся царского повеления, поклонись нашим богам. Ты видишь, мы все жалеем тебя. А об отрезанном пальце не скорби: врачи тебя вылечат. Только не губи больше своего здоровья и красоты своей». Блаженный отвечал ему: «Разве ты не знаешь, что если обрежут ветви виноградной лозы, то она, когда солнце начнёт греть её, прозябает в урезанных местах и потом начинает произрастать и при­носить плоды? Так бывает и с верными сынами Божиими. Насаждённые в вертограде Божием и привитые к истинной Лозе — Господу Иисусу, Который сказал: Иоан.15:5 – «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Они обрезываются чрез временную смерть и воскресают в грядущем веке, где зеленеют и украшаются нетленною славою и получают плоды вечного воздаяния».
Как только святой кончил свою речь, палач опять подошёл к нему и отрезал ему второй палец. Но святой, терпеливо перенося мучения, воскликнул: «Прими, Господи, и вторую ветвь от Твоего сада, который насадила десница Твоя». Лицо его было светло и исполнено радости, как будто он испытывал не великие мучения, а высочайшее наслаждение. Тогда ему отрезали и третий палец, но он продолжал воспевать Триединого Бога. «Освобождённый от трёх искушений (т. е. похоти плот­ской, похоти очес и гордости житейской), я славословлю Отца и Сына и Святого Духа, и с тремя спасёнными от огня отроками исповедую Тебя, Господи, и вместе с ликом мучеников воспеваю имя Твое, Христе».
Когда отрезали ему четвёртый палец, он воскликнул: «Принявший хваление от четырёх животных, приими в жертву Себе и страдание моего четвёртого пальца, урезанного за исповедание Твоего Святого имени». После того, как отрезали Иакову пятый палец, он громко возгласил: «Наступает веселие для меня, как на браке Божественного Жениха для пяти мудрых дев». Тогда мучившие его, прежде, чем урезать ему пальцы левой руки, начали увещевать его: «Иаков, пощади теперь свою душу, не губи себя, но исполни царскую волю, и тогда ты будешь цел; не лучше ли тебе остаться невредимым и жить, нежели испытывать такие муки и умереть? О повреждении же руки не печалься, потому что многие живут в мире с одною только рукою, и всё же пользуются великими богатствами и почестями и наслаждаются благополучием и всякими благами». Святой ответил на это: «Когда пастухи стригут овец, то, остригши правую сторону, разве оставляют неотрезанной левую? Я — овца стада Христова, в ваши руки предавшая себя ради Моего Господа, чтобы вы отсекли члены мои, как обстригается шерсть, — и когда моя пра­вая рука отсечена, неужели левую я пощажу? Нет, не пощажу и всех моих членов и всего моего тленного тела для того, чтобы облечься в нетление». Потом, устремив свои очи к небу, святой воскликнул: «Я мал и худороден перед Тобою, Господи! Ты, великий Бог, умалил Себя, облекшись в человеческий образ, и претерпел за нас распятие и заколение; и я, Владыка мой, не могу подражать Твоим страданиям, но, однако, я предаю себя на мучения и смерть, чтобы Ты, при всеобщем воскресении, восстановил меня к жизни целым и невредимым». Когда святой окончил свою речь, мучители опять присту­пили к нему и отрезали ему первый палец левой руки. Он же сказал: «Прехвальный Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня и шестой палец принести в жертву Тебе, простёршему на Кресте пречистые руки Свои в шестой день и час.
Затем отрезали святому седьмой палец, и тогда он воскликнул: «Прежде, в течение каждого из семи дней недели, уста мои, вместе с пророком Давидом, восхваляли Тебя за Твои праведные судьбы, сегодня же прославляю милосердие Твоё отрезанными, за исповедание Тебя, семью пальцами». И отрезали Иакову восьмой палец; он же воззвал к Богу: «Господи! Ты Сам по закону принял обрезание в восьмой день, я же переношу урезывание восьми пальцев, чтобы, удалив­шись от беззаконных людей, соединиться с Тобой, Спасителем моим, и, совлекшись тела, увидеть Твоё Пречистое Лицо, Которое желает видеть душа моя так же сильно, как сильно жаждущий олень стремится к водным источникам».
После сего отрезали святому девятый палец; тогда святой воскликнул: «Христос мой, Ты в девятый час предал на кресте в руки Отца Своего Дух Твой, а я после лишения девятого пальца, среди страданий, приношу Тебе благодарение за то, что Ты удостоил меня быть распростёртым для урезывания членов моих за имя Твоё святое». Когда отрезали Иакову десятый палец, то он, восхваляя Гос­пода, громко возгласил: «На десятиструнной псалтири воспеваю Тебя, Боже, и благодарю Тебя, помогшего мне претерпеть за десять заповедей Твоего Завета, написанного на двух скрижалях, урезывание пальцев обеих моих рук». Тогда некоторые из присутствовавших, царских вельмож и друзей святого, горько рыдая, начали увещевать его: «Наш любезный друг, умоляем тебя, послушай нас и исполни царскую волю, чтобы не умереть тебе среди жестоких мучений. О пальцах же своих не печалься, потому что искусные врачи могут вылечить тебя, только ты сам себя пощади, чтобы не лишиться благ настоящего мира, исполненного радостей и наслаждений: ты имеешь богатое имущество, и потому можешь поль­зоваться покоем. Если бы ты был нищим, то мог бы ещё подумать: на что мне надеяться в этой жизни, каких выгод ожидать себе, когда я не могу ничего делать и, следовательно, доставать себе пропитание? Но ты богат, имеешь много золота, и если ты сам только захочешь, то можешь превосходно жить, пользуясь всеми утехами настоящего мира и веселясь с своей супругой, с матерью и с своими дорогими друзьями. Зачем ты хочешь напрасно губить душу свою? Итак, покоряясь царской воле, скажи только одно слово, и тотчас ты будешь освобожден от мучений». Блаженный, взглянув на них, отвечал: Мф.6:24 – «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Лук.9:62 – «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия», потому что Господь сказал: Мф.10:37-38 – «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Лук.14:27 – «и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником». Поэтому я не послушаю вашего совета, так как ваши слова влекут меня к погибели; а только умоляю вас, не щадите меня, но поступайте так, как вам приказано». Тогда мучившие святого распалились гневом и, приступив к нему, отрезали ему большой палец правой ноги. Святой же Иаков воскликнул: «Прославляю Тебя, Христе мой, у Которого пронзены были не только руки, но и ноги, и молю Тебя: удостой меня того, чтобы эта моя правая нога, перенесшая отрезание первого пальца, стала впоследствии по правую сторону Тебя». И отрезали ему второй палец той же ноги. Святый же продолжал прославлять Бога: «В сей день на мне удвоилась Твоя благость и милость ко мне, Господи, ибо я, перенесши урезывание и этого второго пальца, пойду к Тебе, Всесильному и Животворящему моему Богу, избавляющему меня от второй вечной смерти».
Отрезали блаженному и третий палец, который бросили около него. Блаженный же, взглянув на него, воскликнул, радостно улыбаясь: «Иди, во знаменование Святой Троицы, к твоим собратьям и ты, третий палец; приняв временную смерть за воскресшего после трёхдневной смерти Христа, ты, подобно пшеничному зерну, брошенному в землю, получишь вместе с другими членами тела моего большую награду в день всеобщего воскресения».
После этого отрезали святому четвёртый палец. Тогда бла­женный громко возгласил: Пс.41:6 – «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего», спасающего силою четвероконечного креста, потому что я исповедую святое имя Его». Отрезали Иакову и пятый палец, а святой всё продолжал восхвалять Господа Бога, восклицая: «Господи, теперь я стану благодарить Тебя, претерпевшего на кресте пять язв, буду прославлять Твою помощь, ибо Ты делаешь меня достойным участи Твоих верных рабов, пострадавших за Тебя и умноживших данные им пять талантов». После этого мучившие стали урезывать пальцы левой ноги его. Когда урезали мизинец, святой Иаков воскликнул: «Крепись и ты, малый палец ноги, шестой по счёту из урезываемых; ибо я надеюсь на милостиво укрепляющего меня великого Бога, который сотворил тебя в шестой день вместе с большими и воскресит тебя малого, так же, как воскресит и большие. Ибо, если не погибнет ни одного волоса на голове человека, без воли Божией, то тем более ты, малый палец, не разлучишься с другими пальцами, но одинаково с ними прославишься, так как одинаково с ними страдаешь». И отрезали святому Иакову седьмой палец, а он громко воз­гласил: «Разорите этот ветхий храм, в котором укрывается семиглавый змей, ибо Создатель, почивший в седьмой день от дел Своих, готовит мне на небе другой храм, нерукотворенный и вечный». Когда отрезали святому Иакову восьмой палец, он воскликнул: «Спасший восемь душ от воды в ковчеге Ноя, спасёт и меня, проливающего кровь, как воду. Вот отрезали мне восьмой палец, но я как наковальня под ударами, которая не чувствует боли, а только становится твёрже и крепче: ибо я не чувствую страданий при урезывании членов моих, так как благой Врач, Сам Творец мой, укрепляет меня и облегчает страдания мои: Он после всех седмиц земной моей жизни, когда наступит всеблаженный восьмой день вечности, всецело восстановит меня». Тогда отрезали Иакову девятый палец; но святой мужественно молился: «Молю Тебя, Боже, укрепи меня в терпении! Душа моя уповает на Тебя, утвердившего меня, по Твоей благодати, в непорочности девяти Ангельских чинов. Итак дозволь быть с Тобою и мне, претерпевшему отрезание этих девяти ножных пальцев, подобно тому, как пребывают с Тобою все девять Ангельских чинов». И отрезали ему десятый палец ноги; святой же громко возгласил: «Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек, вот я приношу Тебе в жертву двойной десяток моих пальцев; и прибавил: 1Петр.3:20 – «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды». Пс.42:1 – «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня», потому что нечестивые не пощадили Твоего создания, но, как злые волки, растерзали все члены мои». Множество стоявших вокруг мужей и жён, старцев и юно­шей, взирая на мучения святого, удивлялись его терпению. Христов же страдалец, посмотрев на мучивших его, сказал им: «Что стоите праздно, рубите дерево, у которого уже отсекли ветви». И мучители, подошедши к нему, отрубили ему правую ногу; святой же воскликнул: «Теперь я приношу в дар Небесному Царю орудие моего стояния пред Ним и терплю эти мучения по любви к Нему, чтобы моя отсечённая правая нога стояла в Царстве Его». Также отсекли ему и левую ногу; а он, устремив свои взоры к небу, возгласил: «Господи, Ты услышал меня, потому что велика Твоя милость: Ты, Бог, творящий чудеса, избавил меня от стояния на левой ноге, дав тем доброе предзнаменование, ибо левая сторона знаменует погибель вечную».
После этого святому отсекли правую руку; он же воскликнул:
«Господи, буду вечно воспевать Твою милость, из рода в род буду возвещать истину Твою, потому что на мне явно испол­нились следующие слова Твои: Мф.5:30 – «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну». Тогда у святого Иакова отсекли левую руку; он же начал говорить: «Господи, не мёртвые восхвалят Тебя, равным образом ни те, которые низойдут во ад и держатся на жизненном пути левой стороны, т. е. неправедных дел, но мы живые, отвергающие левую сторону (т. е. неправду), вечно будем благословлять Тебя, Господи!» После этого святому отсекли правое плечо, и тогда он проговорил: Лук.15:4—7 – «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Мф.27:23 – «Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят». Ибо возложивший на Своё плечо найденную Им погибшую овцу и поставивший её по правую сторону Себя, вспомнит и моё правое плечо, и найдя его усечённым, поставит по правую сторону Себя». И отсекли ему левое плечо, а святой проговорил: «Со всех сторон окружили меня враги. Но Господь мой Помощник и моя Похвала, на плече Которого судьбы всех; Он мой Спаситель: Он не попустит меня, перенесшего отсечение левого плеча, уклониться влево во власть тьмы». Затем начали резать голени святого Иакова до самых колен. Святый, перенося тяжкие страдания, воскликнул: «Господи Боже мой, оказывающий помощь боящимся Тебя и уповающим на Тебя, помоги и мне, рабу Твоему, ибо меня мучает смертельная болезнь». Слыша это, мучители сказали ему: «Не говорили ли мы, что тебе придётся испытать жестокие мучения и ужасные боли? Ты не поверил нам». Но доблестный страдалец отвечал им: «Знаете ли, для чего я страдал? Для того, чтобы ясно было, что я телесен; до сих пор, при помощи Божией, я пренебрегал всеми муками, как бесплотный; теперь же, страдая, я являюсь телесным. Но скоро Господь облечёт меня в новое тело, которое уже нельзя будет мучить и истязать вашими орудиями».
Все эти мучения продолжались от самого утра до девятого часа, и в продолжение всего этого времени от истязуемого тела святого Иакова исходило сильное благоухание. Когда, наконец, мучители перестали истязать святого, воин Христов, победивший своими страданиями диавола, взывал к Богу: «Свят, свят, свят Ты, Бог Вседержитель, Отец и Сын и Святой Дух, восхваляемый Херувимами и прославляе­мый Серафимами и славимый всем небесным воинством и всякою тварью, Бог живых и мёртвых. Помоги мне, еле живому, потому что все мои члены отрезаны и тело мое лежит, как мёртвое, и только чуть-чуть теплится во мне жизнь: я не имею ног, на которых бы стоял пред Тобой, Господи; не имею рук, которые воздевал бы, молясь Тебе, Владыке моему; не имею колен, на которые мог бы припасть, поклоняясь Тебе, моему Создателю: руки, ноги, плечи и голени отсечены у меня, и я повержен пред Тобою, Владыка, как развалившийся храм, или дерево без ветвей; посему умоляю Тебя, Человеколюбче, не оставь меня до конца, но избавь из темницы душу мою». Когда он молился таким образом, один из присутствовавших при казни святого, взяв нож, отсёк его честную главу, и святой, окончив, таким образом, свои мученические подвиги, предал святую душу свою в руки Божии. Честное же тело его, раздробленное на части, лежало на земле до ночи. Ночью верующие, собрав все члены, погребли их вместе с телом, прославляя Отца и Сына и Святого Духа». (Кончина св. Иакова-мученика последовала в 421 г. Когда впоследствии издан был указ в Персии сожигать св. мощи мучеников, христиане отправили мощи Иакова в Иерусалим, откуда при императоре Маркиане (в половине V в.) они перенесены были Едесским епископом Петром в Тавенну, что в Египте».
Мы должны искать поле, где посеять. Не сеется, потому что семени нет. Что ты посеешь, если пустая корзина? Иак.3:18 «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Надо быть мирным, с Богом в мире, и просить у Бога: покажи, где я могу сегодня посеять. Не говори, что все верующие, всё знают. Нет. Ты услышишь такое, чего ещё не знаешь. Вот собираются люди на конгресс, профессора. Спросил знакомого: «Ты разве не мог по книгам это узнать?» «Нет. В личном общении я всегда узнаю что-то новое». Спросил: «И сколько ты учишься?» «Да у меня два диплома есть, я третий университет сейчас заканчиваю». И всё время в отпуск ездит в Москву и сдаёт экзамены. Детям говорите: не зная чего-то, ты как-то проживёшь, но не зная Писания, ты никак не проживёшь. Ты ускотоподобишься, одна утроба у тебя будет. Разговоров путных ни с кем никаких не будет, ничего интересного нет. Иоан.12:24 – «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Это эпиграфом Достоевский взял к «Братьям Карамазовым»;. Зёрнышко – это я, это моя душа. Я должен себя приготовить умереть. Мои книги, которые Бог позволил мне издать, заговорят только после моей смерти. Об этом надо молиться. Иоан.4:36-38«Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их». Не о жатве речь шла, а о проповеди. До вас уже потрудились люди, говорили, свидетельствовали, Евангелии выпустили, раздавали. Вы придёте, а там уже почва подготовлена. Трудно, где вообще ничего не знают. И поэтому не сразу урожай будет. Ты говорил, а кто обратился? Не знаю. Потому что мы ложимся, спим, не видим, как колосится. А вот нужда толкнула человека, он начинает припоминать. Нас уже, может, и не будет на земле, а человек обратится, припомнит и скажет: а вот мне тогда говорили.
Мф.13:33 – «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё». Если имеете дело с тестом, замешиваете, говорите: чтобы три меры вскисло во мне и в детях. Просто понять: в уши попало семя, сердце моё приняло, поверил, и третье – руки сразу стали делать, ноги пошли на проповедь. Три меры: уши, сердце, руки. Пр.11:18«Нечестивый делает дело ненадёжное, а сеющему правду - награда верная». Ты хочешь без проигрыша закончить жизнь? Сей. Сей доброе семя всегда. Приготовьте детей к этому. Если где-то они без вас будут жить, чтобы они постоянно всюду и везде с собой имели Евангелие. Даже случится, его ограбят где-то. Я всем членам своей общины раздал Новые Заветы и сказал: у нас сестру обокрали, и спросил её: что у тебя в сумочке было? «Ключи, паспорт, деньги»;. А ты Евангелие положила? Нет. Преступник мог открыть и обратиться. Достаточно несколько слов прочитать. Чтобы всегда у вас было с собой Евангелие. Где бы ты ни был, показывай Евангелие. Я наказал, как меня хоронить. Чтобы заламинированное Евангелие на кресте всегда было. И надпись: «Кто хочет, берите, читайте». И в гроб ко мне положите одно Евангелие. Если кто когда раскопает, чтоб заламинированное было, мог взять и найти. Сеять всегда, при жизни и после смерти, - и будет надежда, что семя даст добрый плод. Прошу точно выполнить моё предсмертное завещание. Аминь.

Неубранным под снег уходит хлеб,
Понятно, речь о колосках тоскливых;
Уже маячит снежный тёплый плед,
А перед этим небо скинет ливни.
Некрасовской полоской промаячит
Несжатая болящим мужичком.
Я говорю о церкви некормящей,
Монашеством повалена ничком.
Пожать не удосужилась, дымила,
Гремела в колокол и в крестные ходы.
Поп перед властью не пророк – обмылок,
Всем предержащим с ходу угодит.
Кто сеял семя, силы не щадил,
Не каждый доскребётся до уборки.
Он всходы пестовал, до самых до седин,
И дописал свой путь до задней корки.
Непризнанных республик пруд пруди, –
От автономии кривятся дерзновенно.
Но разве знает кто, что впереди, –
Нам, главное, — быть перед Богом верным.
Напасть – всё новые фиктивные жнецы
Под клобуками-туесками сжались;
Безусые вульгарные юнцы-отцы,
Всей жизнью подтверждают это, – жаль их.
Необихоженные полные колосья
Достанутся не нам, а злым еретикам,
Бог Иегова очень строго спросит,
Кто вольности безбожной потакал.
На знающих несжатое убрать
Охотятся срамцы и дезертиры!
Все вещи именем своим назвать пора,
И меч извлечь на пакостных, немирных.
У Бога выпросить для побелевших нив
Смиренных делателей жатвы запоздалой.
И гнев на милость к нам переменить,
Оповестить своей «Авроры» залпы. 28.09.08. ИгЛа

Список всех проповедей

215

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: