размер шрифта

Поиск по сайту




Кровь мучеников жива

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29



16.09.08. Откр.17:6«Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим». Толкователи по-разному разъясняют, кто такая жена. Иные понимают: это церковь-блудница, которая отступила. Но Иоанн сам говорит о Вавилоне, о городе, где много пролилось крови. Мы к этому слову привыкли – кровь. Лев.17:14 – «ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его». Если кого-то убил, ты тоже должен быть убитым. Иоанн говорит: она была упоена. Вот человек напоенный, пьяный, упал, досыта напился. И она упоена кровью. Кровь – это есть то, чем она питалась, жила, наслаждалась. И что это за кровь? Младенцев, которых в жертву приносят? Свидетелей. Иоанн Златоуст говорит, что самое высшее звание, которое есть в Церкви – это Апостол. И тут же добавляет: но выше его мученик. Апостол – избранник Божий, посланник, и следующие за ними считаются малыми Апостолами. Они ничем не меньше. Малые – за ними следующие. Не надо понимать, что они ростом ниже были или меньше они сделали для Царства Небесного. И Апостолы умирали за Христа, проливали кровь. Все, кроме Иоанна. Я так представляю себе, зная их историю, что Иоанн любил Господа и хотел кровь пролить, а смерти нет.
Деян.12:2 – «и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». Пётр распинается, Андрея убивают, Варфоломей – погиб. Всюду кровь. А Иоанн живёт и живёт, крови нет. И поэтому он придумывает, говорю, ссылаясь на жития святых, необычную себе смерть – повелел выкопать крестообразную могилу. Не такую, как у нас, прямую. Ложится в неё и просит себя засыпать. Я отношу это необычное явление (если это так, а другого свидетельства в истории нет), что это тоска его о высшем звании – о доказательстве любви ко Христу. Христос за нас пролил кровь. Евр.9:22 – «Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Сегодня мы слышали апостольское чтение: Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Не мучеников, но тех, которые учили вас. Значит, в данном случае к Анфиму Никомидийскому полностью относится высшее звание – мученик. То есть в данном случае он выше Апостола Иоанна, который умер своей смертью. Анфим одновременно и свидетелем Иисуса является. Не я этот ранжир устанавливаю, Сам Господь говорит: нет больше той любви. Высшую любовь сумел показать Анфим тогда, когда наступил смертный его час. Кровью свидетелей жена упоена была. Почему? Тот, кто выходит на проповедь, он уже подписывает себе смертный приговор. Ниже их только те, которые были исповедниками, сидели в тюрьмах, были мучимы, но остались живы. Как страдали эти люди, когда их выпускали, ибо они считали себя недостойными, что претерпели столь много, но не умерли. Они стояли перед самой границей, чтобы перейти в мученики. И когда был первый Вселенский собор, то там были такие епископы, которые креститься рукой не могли, как мы пальцы слагаем. Их мучили так: раскалённый брусок железа, и руки сжимали на нём. Рука так и высохла в таком виде. И царь Константин подходил к этим епископам, к ним именно. Мученики ушли, их нет здесь, на Соборе, а исповедники остались. И целовал эти руки обожжённые, эти пальцы скрюченные, которые на раскалённом бруске когда-то застыли. Что такое кровь, и почему она красная? Не все знают это. Нас окружает атмосфера, и атмосфера поглощает все цвета, какие есть, все семь цветов. Но меньше всего она поглощает красный цвет, вернее инфракрасный. Вот почему сигналы на железной дороге и везде, где предупреждают об опасности, красным цветом семафорят. Почему не синий? Потому что если красный видно за два километра, то синий только за полтора, а жёлтый только за километр. Это всё надо знать, потому что кровь - это сигнал, это опасность. И нет того греха, который не омывается Кровью Христа. Христос родился – мы празднуем. Он живёт, было Его преображение - празднуем, но всё заключается в смерти Его. И всюду – Крест. А в смерти что у Него главное было? Кровь. Откр.5:9 – «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени». И везде подчёркивается, что без пролития крови нет прощения грехов. 1Иоан.1:7 – «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Если сказали бы: в одном слове изобразите вашу веру. Мы бы ответили: Христос. А во Христе что? Кровь. Он отдал жизнь.
И сегодняшний день, 16 сентября 2008 года, мы снова отмечаем память священномученика Анфима, который доказал любовь свою к Богу тем, что паству свою убедил так, что ни один не отступил. А ведь это не два человека, а тридцать две тысячи! И все они пролили кровь. Но они же сожжены. Это тоже есть пролитие крови. Про Стефана, когда побивали его камнями, говорится: и проливалась кровь его. Видимо, ударом камня сносило кожу. Я стоял и одобрял его убиение. До смерти верный был Стефан. И святые вывели такой афоризм: «Кровь христиан была семенем христианства». Она падает - и прорастает новое. На его смерти вырос Павел, чего ни один человек вообразить не мог. Главный гонитель, инициатор движения против христиан! Приближалось время христианской эры, шёл 302-й год. А уже каких-то 11 лет оставалось до смерти Ликиния. Но Господу угодно было ещё украсить Церковь Свою, как написано, кровью мучеников. Что нам говорит Священное Писание? Деян.22:20«и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерёг одежды побивавших его». Не душу невинно убиваемого, а одежду стерёг. И у нас подобное очень часто. Когда нужно защитить, встать на смерть, он какие-то одежды стережём. Всё это позади. Здесь проливается кровь, впитывается. Царь Николай пролил кровь. Так он же, говорят, с папиросами в кармане умер. Всё правильно. И он сам довёл до этого страну – всё правильно. Но он в последнее время с Евангелием был, он читал Священное Писание, молился, горько плакал, причащался. Церковь смотрит на завершение жизни. Поминать его, хотя как пример мы не можем брать, он не проповедовал о Христе, он не был наставником никому, может, даже и детям своим не был, каким должно. Но он – мученик. И в данном случае, если за Христа человек умер, то он даже выше того, кто всю жизнь проповедовал. Церковь так установила. И мы сегодня, прилагаясь к иконе священномученика Анфима Никомидийского, сердцем приложимся, разумом: «Анфим, ты где сейчас находишься!» Его не надо было канонизировать, собирать о его чудесах какие-то данные, не надо его цепей, пепел собирать, - жизнь его свидетельствовала. Это великий герой веры, великий святой. Соделай так, чтобы и наш Анфим здесь был таким же. «И чтобы мы, приблизившись к тебе, получили от тебя какую-то часть того, что ты имел».
Дан.7:21«Я видел, как этот рог вёл брань со святыми и превозмогал их». Такой религии в мире не было и нет, которая сама о себе говорила бы, что её победят, и она сойдёт на нет. Только христианство. Дано брань вести со святыми. И этот рог превозмогал. И два агнчих рога показываются после. Мы обречены как будто бы, а на самом деле в этом наша победа. Мир этого не знает, и мы должны им сказать: в нашем поражении – победа. Главное – не отступить, чтобы последние слова были: Иисус, иду к Тебе, ибо я люблю Тебя. Ради Тебя я всё это сделал. Неправильно где-то поступал, прости меня, Господи. Но вот эту вспышку последнюю прими, как подводящий итог под всей жизнью. Дан.7:25 – «и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени». Святые объяснили, что слово «время» означает «год»;. «Времён» – два года. «Полвремени» – полгода. Всего – три с половиной года. Самое большое пролитие крови ещё впереди. Очень много пролилось крови после прихода безбожников к власти. Это больше, чем при гонителях римских. Но в последнее время, как и написано, жена будет упоёна кровью святых. Это всё-таки к последнему времени относится. И к этому готовиться надо, просить Бога: «Господи, вот избранные Твои оказались годными. Соделай и нас такими же». Как они могли всё это перенести?! Читая жития святых, каждую смерть прилагал к себе, и не нашёл ни одной смерти, которую я бы мог выдержать, ни одной пытки. И везде поднимал руки кверху: «Господи, прости! Я везде буду не тот, кем я кажусь». Но Господь даёт такое чудо, что тело перестаёт чувствовать боль. Люди даже не морщились и виду не показывали. И мучители говорили: они бесчувственные, как деревья. Бог это делает. И о том надо заботиться сегодня, как Златоуст говорит. «Чем неожиданней будет наказание, тем страшнее». А мы заранее к этому готовимся: «Я другого и не ждал». Как учит Солженицын: «Зашёл в тюрьму и скажи, что ты пришёл умереть». И тогда враг ничего не сделает. Никакие угрозы и пытки тебя не сдвинут. Мне это очень сильно помогло. Чего бы ни обещали, а ты в ответ: я пришёл умереть.
Авв.1:13 – «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его». Пророков это очень удивляло. Ты же, Господи, это видишь, защити их. А в этом и есть защита, что укрепляет дух. Какие-то молекулы соединяются, получается красная кровь. Насколько это верно, но я однажды читал рассказ, что кто-то разобрал железнодорожное полотно, а обходчик это увидел и бежал навстречу поезду. И он себя ударил ножом, смочил платок кровью, поднял, чтобы было видно красное от крови. У нас в жизни встречаются такие примеры, когда люди жертвуют сами собой. И мать отдаёт свою почку или что-то безнадёжно больному сыну, а иногда и свою жизнь. Это реальность, это возможно. И на меньшее просто не соглашаться. Как, отправляя ученика в школу, скажи: ты пошёл учиться на пятёрки, меньше не приноси. Вот так и мы: я пришёл умереть. Господи, я хочу ответить взаимностью на то, что Ты дал мне. Ты за меня отдал всю жизнь, Ты пролил за меня всю Кровь. Кровь истекала у Него из четырёх ран. Господи, дай так, чтобы кровь, Тобою данная, полученная мною от матери, была пролита за Тебя. Как Ефросинья-мать молила за сына Климента Анкирского: пролей кровь за Христа. Попробуйте детей своих так наставить, начните приучать к этому. Ты береги себя, чтобы зря кровь не проливать, ты - храм Божий. Но кровь береги до капли для Христа. И выше этого звания нигде не найдёшь ни на земле, ни на небе. Откр.12:11 – «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти». Высшее укрепление, высшее лекарство, источник мудрости, сила – всё в крови. Ведь мы любим себя, бережём, одеваем. И нужно будет сказать: вот для того я чистился, мылся, жил, питался, родители меня берегли – чтобы всё это положить на алтарь Христа. Ничего выше этого нет. И всё это мы находим сегодня в памяти святого священномученика Анфима. Он мученик, он и епископ, и он свидетель. Свидетель – это мученик, и через тире стоит, а не просто пошёл, поговорил. Ты идёшь на смерть, тебя могут побить камнями. Научитесь смотреть на проповедь, на благовестие как на великий подвиг, который может закончиться в этот же день. Откр.6:9 – «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». Закончилась мировая история. Крови пролито безмерно. И в авариях, и в мучениях, цари мучили много, киллеры убивали, но увидел только кровь мучеников за свидетельство Божие. Где же остальная кровь? Значит, мы, разобрав это место, понимаем: кровь дорогая – не водица. Но самая дорогая кровь – пролитая за Христа, за Его драгоценную кровь и за свидетельство Иисуса Христа. Да приведёт Господь нас к этому разумению и приготовит нас, быть может; и когда мы войдём в эти три с половиной года, чтобы никто не оказался неверным. Аминь.

Он, распрямившись, будто скинул горб,
От патриарха вышел, не простившись;
Зауважал себя, не то чтоб горд.
Он тихо жил, но патриарх хотел: будь тише!
Все годы он, архиерей советский,
Корёжился и пятился, чтоб церковь сохранить.
Не сохранил, к нему пришли с повесткой, –
Так хилого калеку просят на турник.
И он, засохший от паскудной власти,
Припомнил их премерзкие указы,
Чтоб в алтарях светильники погасли,
Иначе, дескать, ожидают казни.
Все компромиссы кончились, их нет,
Отныне только с Богом все советы!
С «Деянием Апостолов» решил держать совет,
И сразу вышел на участок светлый.
На благовестие отныне весь упор,
И о рожденье свыше заговорилось с жаром,
Я – пастырь, не верблюд, зачем же горб, –
Терпел я столько лет совсем не даром.
Он как впервые посмотрел в народ,
Увидел тёмное, облезлое, в чесотке.
Труд колоссальный – знал он наперёд,
Лишь на Евангелии будет первосортным.
И после службы собрались впервые
Притихшие и жалкие до многих слёз.
Не целовали рук его впервые -
Он на руках их ко Христу понёс.
Гноились струпья застарелых язв,
В миазмах гноя спёрло всем дыханье.
Вопили демоны, оков ниспадших лязг,
Уполномоченный стонал и злобно хаял.
Как не хватает ныне Ермогенов, (Голубева)
Из тьмы поповской выйти в одночасье,
Господним молотом крушить безбожья стены,
И не смотреть, что говорит начальство. 20.09.08. ИгЛа

Список всех проповедей

167