размер шрифта

Поиск по сайту




Благословляйте гонителей

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Указатель: Рим.12:14

06.09.08. Рим.12:14«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте». Учение Христа всё дано в Новом Завете. Вот эти слова одни из самых спорных. Если их выполнять, и так почти все говорят, то мы потерпим полное поражение. И нам не могут указать практически ни на какое общество, ни на район, ни на селение, ни на государство, где бы среди христиан вот это изречение выполнялось. А что будет? Отвечаю: что будет, – не знаю. А то, что мы сопротивляемся, убиваем врагов, теперь мы уже знаем, что из этого получилось. Мы разбиты на голову, у нас ничего нет. Слово Божие заложено, и его надо выполнить. Оно обязательно выполнит то, для чего оно послано. Благословляйте гонителей ваших. Гонители были с первого века. Жития святых наполнены моментами, когда святые молились за врагов. Наша община называется в честь святого Анфима Никомидийского. Он молился за врагов. А помогло ему это? Нет, конечно, его казнили. А Климент Римский, в честь его назван наш детский православный лагерь-стан, он тоже молился за врагов, а враги отрубили ему голову. Спрашивается: так для чего тогда молиться, если никакого толку-то нет? Взял бы оружие, да и оборонялся, может, остался бы жить, да сколько добра ещё принёс. По логике вещей так, правильно. А вот Христос так сказал. А кому это тогда нужно? Может быть, когда-нибудь какому-нибудь врагу это придёт на память: что это за учение такое, что за врагов молятся? А главным образом это для того, кто молится. Нам надо думать не о результатах молитвы, а об исполнении воли Божией. Бог сказал, и это уже записано в Священном Писании. И всё, с повестки снято уже. Как это будет, какие результаты, – не надо думать, надо просто молиться. Даже в обыденном деле. Когда человек к кому-то не расположен, он о нём говорит не лучшее. У нас в прошлое воскресенье был человек и внезапно уехал. Люди, которые не расположены к нам, уже начинают судить нас, хотя им и говоришь, что не так дело обстоит. «Нет, это вы его давили, это вы с ним плохо обращались», – вроде как дедовщину ему устроили. С кем жил, поговорите, вот он стоит рядом сей человек. С кем до этого весной приехал, работал. Сохранились снимки, записи. Ничего не надо лишнего говорить. Ничего не принимают. Ясно, что за врагов они не молятся. А ты молись за того, к кому не расположен, о ком плохо говоришь, молись и за тех, которые здесь, и за того, который сбежал. И ты увидишь кое-что, увидишь в себе в первую очередь. Вот этот случай как раз и раскрыл, что вы нерасположены к нам. Те, которые расположены, они стразу заохали, начали плакать: «Да что же это случилось, да как же он так? Мы же так этого человека полюбили, да он был здесь». Человек ниоткуда, можно сказать. Жил в миру для своей воли, у него ничего нет. И всё внезапно им потеряно, он пал опять туда же, откуда появился. Но выйдет или нет, – неизвестно. Рассказываю нерасположенным, что сбежавший тайно оставил покаянное письмо в семь страниц. Как подходил грех к нему, какие были мысли: ни на кого не обижаюсь. Я им тогда решил прочитать письмо. Ладно, скрыл те места, где говорит о грехе, принёс, показываю: вот смотрите. «А, написать всё можно». Следователь это письмо будет иметь в виду, ибо он своей рукой написал. Если человек написал: «В моей смерти никого не винить, я сам решаю со своей жизнью», то говорят: ясно, что не убили, а самоубийца. Здесь я ничего не могу доказать христианам. И я понял, что вот эта заповедь: молитесь за врагов. Я тебе враг? Молись за меня. Пусть мне Бог это откроет. Если ты видишь в нём врага, молись, чтобы и ему Бог открыл. А главное, чтобы тебе Бог открыл. Предвзятое суждение не даёт здравые мысли, а злоба вообще отнимает разум, - вот ведь святой сказал.
Мы понимаем, что это учение было новым. И притом Апостол Павел сие пишет господствующей Римской церкви. Рим – главная держава мира. Англия, Испания – всё принадлежало одной стране. И всё только на оружии держалось, как и у России, точно так же. И вдруг такое учение: благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте. На христиан сразу же начались наветы: «Ты посмотри, к чему они призывают. Это мы должны знаться с врагами, молиться?» Если враг не сдаётся, – его уничтожают, - ведь такой афоризм вывел Горький. А мы скажем: не так, но если бьют в одну щеку, подставь другую. Это учение Христа. Кое-что о Христе есть и в Коране, но Магомет, он – не христианин. И он говорит: Христа не распинали, Он просто был взят Аллахом на небо. А раз не распинали, значит, и молитвы за врагов не было. Видите, как сразу всё устраняется. И ясно, что всё это сделал дьявол. Это почти самые последние слова, которые Иисус говорит на кресте: прости им, Отче, они вообще не понимают, что они делают. И мы молиться можем о любом случае и говорить: человек не понимает, что он сейчас делает. Когда-нибудь хотя бы открой ему или детям его или знакомым, чтобы они увидели, что случилось.
1Кор.4:12-13«и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне». Где те, которые гнали? Их никого нигде нет. Римская империя исчезла, появилась инквизиция – исчезла. Огромная-огромная держава, самая большая, несправедливо захватившая столько земли, – Советский Союз. Такой тирании мир не знает от времён Адама. Ни слова нельзя сказать, ни перекреститься, всё под запретом. 18 миллионов преступников в компартии было, и вдруг всё исчезает, как будто никогда их и не было. Такая свобода, храмы везде снова строят, монастыри открывают. Говорим о том, что Библию печатают свободно у нас. Да мало того, «Архипелаг ГУЛаг» печатают и уже в школьную программу вводят. Даже вообразить нельзя в самом страшном сне. Почему так случилось? Потому что молились. Кровь мучеников заговорила. Тех, которых убивали, - они молились за врагов. Они просили об одном: Господи, не вмени им это во грех. Мы не просто молимся, а желаем, чтобы грех был стёрт, и они были в раю. Как это понимать? Нам нельзя представить муки вечные, но здесь, когда мучают человека, мы видим. Его на площади начинают терзать, раскалили печь, жгут, клещами вытаскивают язык, режут, глаза выкалывают, и будут это делать за то, что он тебя обидел. Простили бы мы его или нет? А если бы эту болезнь растянули на день, на год, и мы бы каждый день видели! Да неужели бы мы всё время помнили: а вот он мне сделал плохо. А тут вечность, целая вечность! И если ты не простишь, человек этот никогда, никогда Царства Божия не увидит. И всё остальное делается таким мелким, временным, маленьким, хочется простить: прости, Господи. Какое бы большое ни было для тебя здесь горе, потеря, ты всё равно скажешь: это не вечно. Ну, было, убили, да, подожгли, да, родных, близких наших погубили. Но все уже на том свете. И убийцы ушли. А если они неспасённые? Господи, прости их, они не понимают, что делают. Да как же не понимают? Они знают, они утверждают эту власть. Да, они здесь понимают, но они не знают, что вечно придётся рассчитываться. Бесконечно. Начало будет, а конца не будет никогда!
1Пет.2:21-23 – «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». «А я не стерпел, я ответил». «Почему же, когда тебя арестовали, на допросе вокруг тебя двадцать милиционеров, почему там ты стерпел?» – я его спрашиваю. А здесь какой-то укор, назвали тебя козлом, - не стерпел, и человека зарезал. «А теперь тебя называют козлом, тебя бьют, ломают тебе кости, и ты терпишь?» «Да. А иначе убьют». Ну, маленько-то в голове время прокрути вперёд. Вообрази, что здесь люди, здесь Ангелы, здесь Бог. Господи, прости. Все эти наши обиды, они не стоят ничего совершенно. Христос нам оставил пример. 1Пет.3:9 – «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». А если не прощаем, нет нам благословения и мы его не наследуем, – прямой вывод. Это нам нужно, чтобы мы прощали, дабы наследовать благословение; вот для чего это нужно. А враг этого не понимает. 1Фесс.5:15 – «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем». Павел предупреждает о том в каждом послании почти. Только за зло злом не воздавайте. Ну, какое тебе зло причинили? Мне пришлось беседовать с людьми, которые за то, что отомстили, получили большие сроки. «Но теперь бы ты простил ему, зная, что с тобой будет?» «Да, конечно. Ну, мне-то, во-первых, помощи это никакой не сделало, я уже не могу вернуть, ибо он всё равно уже зло сделал. Так он – злодей, убийца». Понимаю. Но ради Бога. Бог сказал. Его распинали убийцы, которые жизнь отнимали у Царя царей, Господа господствующих. Тот, Который мог 12 легионов Ангелов вызвать, никто бы к Нему и не прикоснулся. А Он шёл, оставив нам пример. Как будто бы для того и пришёл, чтобы мы шли по Его кровавым следам и смотрели. Он был безгласен, как овца перед стригущим, он безмолвен был. Страдая, не угрожал взаимно.
Деян.7:60 – «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил». Это первомученик Стефан. Его побивали камнями. Бывает, дома нечаянно повернёшься, обо что-то руку ударишь, смотришь, уже кожа сбита. Ну, до чего же слабое человеческое тело! А это камень, брошенный с силою. Разбивает, дробит кости, а он молится. Те, которые убивали, они убили и пошли: вот оно их учение какое. Но семя, которое было в его словах, дало росток, и из Савла получился Павел. Как бы отголоски, заря. Это есть и в Ветхом Завете. Когда враги нападали на Израиля, Елисей однажды ослепил их всех. Что он им дорогой говорил? Вместо военачальника был. Они идут, идут, как слепые, спотыкаются. А потом говорит: Господь, открой им глаза. Открыл. Так они не на границе, а в середине государства. Ну, тут-то их побьют всех. Все стразу за оружие: «Господин, побить их надо»;, - царь говорит. А ты их завоёвывал? Ты их накорми, раны перевяжи, напой их, да и отправь их домой. И написано: так и сделали. Послушали. И больше никогда не нападали. Иак.3:10«Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть». Из одного источника не течёт сладкая и горькая вода. Нужно научиться благословлять. Благословлять для того, чтобы Господь открыл нам двери для благовестия, вот ещё что в этом. Когда враг увидит, что мы не враги, очень часто они начинают спрашивать: а за что тогда их гонят? Да вот они говорят... Вред какой они нанесли? Я был свидетелем, когда меня брали во Фрунзе, арестовывали, и уже бумагу начали заводить на меня. Стоит грозный враг – уполномоченный по республике и ничего не может показать. А офицер милиции записывает и спрашивает: «Ну, всё же, что он делал?» «Да если бы Вы видели». «Ты конкретно скажи, что он сделал?» «Это он здесь такой, а там он что делал!» «А что он там делал?» «Да он о Боге говорил!». Офицер свернул бумагу, порвал: «Идите отсюда». А меня на машине привезли. Молитва. Священник и вся церковь молились: умягчи сердца врагов. А когда путь человека угоден Богу, Бог и врагов примиряет с ним. Не желай ему зла.
Иов.31:29-30«Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его». Книга Иова считается одной из древнейших, может быть, даже древнее Бытия. И уже тогда праведный человек говорит, что он не проклинал врагов. Как он мог этого достичь? Нигде в мире нет такого закона. Надо обороняться, надо защищать своё жилище, копать окопы, проводить границу. Христианство ничего этого не знает. Притом может отомстить. Мы читаем житие Андрея Стратилата, как за ними гонятся воины, а их тысячи воинов. Притом воинов храбрых, смелых. И они головы склонили и встали на колени, и их, как траву, посекали, - и ни один не взялся за оружие. Почему? Мы - христиане, мы призваны только умирать. И эти души сразу же пошли на небо, если ты в это веришь. Если веришь, скажи: Господи, помоги и мне никого не злословить, и говорящего обо мне плохо. Постарайся что-то и у врага выискать доброго. Лук.23:34«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий». А если бы Он не молился, Отец простил им? А если молился, простил ли? Да нет, конечно, они пошли такие же грешники, и они будут судимы как распинатели Сына Божия. Корнилий там покаялся, сотник Лонгин. Больше мы не знаем, кто ещё покаялся. Воины так и пошли, завтра будут других распинать. Это нужно нам. И главное – это пример. Пока нас не постигли ещё великие искушения, надо заранее приготовить себя к этому. Однажды ко мне подходит генерал, когда сидел в прихожей к его начальнику, а тот выше рангом. Тут много прокуроров, судей, и он увидел меня. Он привлёк всех внимание и сказал: вы знаете, кто это сидит? Никто не знает, в первый раз меня видят. Он говорит: «Я его арестовывал, мы у него всё изъяли, а он вернулся из заключения и сказал: а мы о Вас молились всё время». Вы знаете, как мне здесь?» – и указал на сердце. Он меня после в городе встретил: Вы меня сразили. А судья мне и говорит, который осудил меня: «Вы, наверное, до десятого колена нас всех проклинаете и детей моих?» «Нет, мы молимся за вас. С первого дня и до последнего, и сейчас». И надо было видеть этих людей. Если бы у меня была сила, власть президента, и я бы их наказал за несправедливое осуждение меня, но я бы ничего не добился. А он говорит: «Я не знаю, чем помочь Вам?» Вот что на практике показывает прощение. А ты ожидал, что такой результат будет? Да, конечно, нет. Откуда бы я знал, что с ним встречусь. Тем более, он уже ушёл на пенсию, теперь его и нет там.
Лук.6:28«благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». А обид-то много у нас. Обижают близкие, соседи, начальство, власти. Обман всюду и везде. И обман может быть такой, что человек даже и не думает, что он обманывает. А ты молись за него. «Так что, ему говорить не надо?» Скажи. Выговори ему, написано: покается, приобрёл брата. А если не покается? И говорится дальше как. а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. И молиться за него уже тогда не надо? И тогда молись. Ну, я вот просил и получил. Просил того, чтобы Господь врага обратил. Враг обратился. А теперь? А теперь уже молитва благодарности должна идти. А если я молился, и не обратился враг, а внезапно погиб, то не радуйся его погибели. Восскорби и скажи: «Господи, если что можно сделать, прости ему, чтобы вот этот грех против меня ему на Суде Божием не был вменён». Как на душе тогда делается легко, что такую чудную заповедь дал нам Господь.
Рим.12:21«Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». Ты припомни, когда ты побеждал зло добром? Не по-твоему было, не нравится, плохо, обличили. Даже несправедливо обличили. И тогда ты молился? Молился, это не просто имя произнёс, а с благодарностью: Господи, я благодарю Тебя. Этот человек сказал неправду, а мне благо. Потому что Ты со мною, Ты позволил мне не озлиться, Ты положил мне на сердце молиться за него. Даже при несправедливом обвинении можно столько хорошего найти. Найти возможность поблагодарить Бога. А ещё лучше, если ты врагу можешь сделать доброе дело. Как одна говорит: «Соседка враждовала со мной всё время. Тогда по карточкам всё выдавали – начало перестройки. А я имела возможность и достала лишнюю порцию мыла хозяйственного. Я, говорит, ей две пачки дала и её приобрела. Мы до того сделались близкими с ней. Она враждовала непрерывно». Ничего совершенно это не стоит. Сегодня сказать о мыле том, да засмеёшься даже. Молиться надобно так, чтобы ты понял: если ты не простишь, молиться не будешь, – он погибнет. И вот наше непрощение, это как преграда, ров, который надо засыпать прощением, молитвой. Не будь побеждён злом. Если я не прощаю, так это я побеждён буду. Вот куда выходит Слово-то Божие. Если я не побеждаю зло, то зло меня победит. Хотя и несправедливо пострадал, но именно я буду теперь уже побеждённым. И выход только один: снова обратиться к Господу. Выполнить это невозможно. «А что в войну мы должны были делать?» Читайте пророка Иеремию. Он говорит: откройте ворота, впустите в город врага, и будет всё по-другому. «Так мы тогда побеждённые будем?»
Мы всегда побеждённые. Но написано: тот, кто в Господе, он раб, но свободный. Если мы будем на практике это исполнять, и даже в семейной жизни, у нас все эти скандалы, споры все отойдут. Муж не так сказал, сделал замечание - на молитву. Сосед злословит, что-то украли, что делать? Не найдёшь всё равно. Господи, не воздай ему по его делам, найди его и, если можно, то верни мне это, а если нет, пусть это будет как милостыня, которую я подал. Потому что враг ждёт, чтобы мы возроптали. И главное его направление, чтобы нас вывести из себя. А не то, чтобы мы какой-то ущерб понесли. Самое главное, у него задача – сбить нас с молитвы. И поэтому мы поражаем врага. Он никак не ожидает этого. Ну, а кто ещё так поступает? Мусульмане не поступают, буддисты этой молитвы не знают, безбожники о ней и не слышали. Так, а нам что, и в суды нельзя обращаться? Можно. Мы просто обязаны обращаться, когда враг не прощает, нападает. Но внутри скажи: я его прощаю. Вы по своему закону как хотите поступайте. Апостол Павел говорит: требую суда кесарева. Павел требовал. Иосиф в узах сидит и говорит: напомните фараону, я несправедливо сижу. Значит, можно. Но на сердце зла не держать. Итак, будем благословлять гонителей наших, чтобы самим быть помилованными. И благословлять их, а не проклинать, чтобы нам самим не быть проклятыми. Аминь.

Из тайн повсюдных, как бы закулисных,
Составлено привычное, что пьём, едим.
Притом не за границей, а вплотную близко,
И потому в обыденности разъедает дым.
Всё тускло, через дымное стекло,
Как бы понятное, но в то же время тайна:
Холодное полено, уголь – в них тепло,
И сладкий виноград забросит к пьяным.
Одна земля, всё те же солнце, дождь,
Но сколько же во всём различных вкусов!
Под осень масло, горесть, сладкое найдёшь,
И витамины с жирностью в нагрузку.
И вкус разительный, несхожий и душистый,
То терпкий, то язык защиплет;
В корнях, в стволе, плодах и даже в листьях
И от болячек наших мощная защита.
Нам без коровы травы что дадут?
Она есть фабрика, завод ферментов разных.
Навоз на огород – такой вот цикл и круг;
И чистота цветов слепит из грязи.
Без пчёлки и её чудесных свойств
Как многое мы сразу потеряем!
Перга, прополис, молочко и воск
И запах свечек по домам и в храмах.
Любую пакость курица склюёт
И переварит в дивное яичко.
Что курица не птица, явно, что поклёп,
Не будь её, кого взамен поищем?
Всё это, так же рыбы и зверьё,
На пользу и на радость Бог человеку выдал.
«Всё от природы!» – тупо грешник врёт,
Творца даров отвергло роковое быдло.
Всё дышащее славит Бога Иегову, –
Нам Бог открылся с именем таким.
Не стань неблагодарным, на хулу лишь годным.
Всё в совокупности Творцу слагает гимн. 09.09.08. ИгЛа

Список всех проповедей

214

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: