размер шрифта

Поиск по сайту




Дух глухонемой, выйди из молчащих священников

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Мрк.9:18

Мрк.9:18 – «Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли».

Впереди написано так:

Мрк.9:14-15 – «Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».

Большая беда поселилась в доме. Привёл к Иисусу, а на пути ещё один какой-то заместитель. Как хочется попасть, допустим, к прокурору края. Не допускают годами, толкают к каким-то помощникам, ниже, ниже рангом. И вот здесь та же история получилась. Кто ниже? И я также разрешу. С такой силой, убежденностью говорит, но когда до дела дошло, дело не может решить. Если бы люди сразу подводили к Иисусу? Твоя задача была – подвести к Иисусу. Отец сказал: «Я же к Иисусу пришёл!». – «Его нет, мы за Него всё решаем». Вот сейчас на перехвате все. Люди идут ко Христу, а их к кассе – заплати. Люди говорят: «Я хочу к Иисусу». – «Зачем к Иисусу? Да вот мы закончили семинарию, у нас академия». И он начинает проворачивать по разным кабинетам. Учат человеческим мыслям, заблуждениям, а об исцелении уже забыли, и про этого неисцеленного. Исцеление даже не приближается. Исцелить от духа немого, глухого очень трудно.

У Иоанна Златоустого в первом томе его творений говорится, как стал бесноваться его друг Стагирий. Вот, вообразите, быть другом Златоуста. Сегодня, кто имеет друзей в монастыре, думает: «Теперь уж я спасён от всего». Да ничуть не бывало. Мало того, что он стал внезапно бесноваться, будучи юношей из богатой семьи. Его повели к самым знаменитым монахам, на горах живущих, но это и тогда не помогло нисколько. А он нормально молится, всё хорошо и, вдруг закричит, замяукает, залает, захрюкает. И ничего не могут сделать. Тогда Иоанн Златоуст пишет одно утешительное слово, второе, третье - страшно читать. Он допрашивает: «Когда он вошёл в тебя?» «Когда я лежал, вдруг какая-то страшная, грязная свинья подошла и в рот ко мне залезла». Теперь молва пошла, что учился в институте, второй курс экономического факультета бросил, какой парень был перспективный, на олимпиадах медали брал, а связался с церковью, смотри, что с ним получилось, вот до чего вы довели.

Иоанн Златоуст начинает эти слова объяснять: действительно так, отец твой прав, упрекая нас, но ведь кто знал твое тайное состояние души? У людей как? Нормально сын живёт. Как нормально? Учится, ходит в казино, блудничает, меняет подружек своих, в общем, это все так живут. А я что особенного сделал? Но он нормальный? – Нормальный. Он холодной водой обливается, на снегу стоит, в спортзале занимается. А вот тогда-то и надо было о нём заботиться. Что спортсмен бегает кругами - это сатана его гоняет. Куда он бросился уже? Он как демон был и куда пал? А вот тогда и надо было ко Христу вести. А вы, говорит Патриарх, когда он у сатаны в лапах, вы ни один не беспокоитесь, - это его прихожане такие. Как только явно начал бесноваться, теперь во все монастыри, все котелки Серафимовы на голову. Тут и по канавке его проведут, и сухариками его накормят, искупать надо, и в пещерку пролезть надо в Псково-Печерске. Там больше всего бесноватых и есть, и ничуть это место не приближает к небу.

Мрк.9:28. «И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его

Вопрос иногда люди не задают потому, что если будет ответ дан вслух и другие его услышат, то ответ обличит именно нас. А Он им бы и сказал тоже, Он не мог другое сказать, что пост и молитва изгоняют бесов. Так у учеников, оказывается, поста и молитвы не хватало? Кто сегодня постится? Если вы поститесь, попы, тогда что вы такие пузатые стоите? Легион целый, у кого глаза от жира выкатились. Если вы, архиереи, поститесь, то отчего у вас такая мамона невместимая и безразмерная, отчего около вас прислужники день и ночь бегают, почему на тебя две столовые работают? Нет молитвы. – Мы часами стоим в алтаре. – Стоять-то стоим, да не молимся.

Было одному юродивому показано, что полтора человека в храме молилось, полтора, а храм на несколько тысяч человек. Молиться это не просто стоять: я была, пришла, постояла, оделась по форме и всё. Молитва – это углубление, это отрешение от всего видимого и вход туда, во внутреннейшее, за завесу, в небо.

Как Иоанн Златоуст говорит: «Когда молишься, над тобой облака, проходи через них. Встретятся Ангелы, херувимы, проходи. Серафимы – начала, силы, власти, и там не останавливайся. И там, где неизреченный Тройственный свет и Владыка мира, и там только поклонись, падши».

Вот чего не хватает в молитве – поста нет. Да, мы знаем когда, по графику у нас занаряжено, время наступило, мы постимся. А ведь первые люди постились по нужде. Есть такая книга – Толковый Типикон, там очень хорошо это объяснено.

Откуда эти посты происходили, даже сорокадневный этот пост сейчас, мы называем его апостольским, правило 69, но Апостолы поста этого вовсе не знали, совершенно не знали, это только название – правила Апостолов. Апостольские правила стали известны только во втором веке.

Как постились? А пост был всего один, от силы два дня в году, а остальное по нужде: то саранча нашла, то враги навалились и объявляли верующие тогда пост. Пост объявили мы о родственниках наших, которые не знают Бога. Пост об этом бесноватом, о засухе. Если не веришь – открывай Библию и читай. Господь говорит:

Иоил.1:14-15 – «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание».

Как объявили пост, когда в Ниневию пришёл Иона? Все объявили пост, и скотина во вретище, мешки натянули на неё, пеплом посыпали и царь – все стали поститься.

Иона.3:6-8 – «Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих».

Когда постишься, что самое главное? Иоанн Златоуст говорит так: Смотрите, ниневитяне наложили крепкий пост, – и перечисляет, – стали подавать милостыню, узников отпустили, где ещё не разобраны дела преступников – амнистию объявили, и отступили от зла. Бог говорит: «И увидел, что отступили от зла». Ни пост не увидел, ни молитву твою, ни то, что ты много положил в ящик торговый, а что отступили от зла. Так давайте же делать это. И это вопрос не простой. За этим скрывается очень и очень много.

Где бесноватые? И почему бес немой и глухой? Да нигде нет более немого и глухого, чем в церкви. Православную церковь все годы называли Великая, (с большой буквы) Молчальница. Выходят 20 попов молча, все молча встали, стоят. Молча стоят! Молча также заходят снова в алтарь. Что, разве здесь кукольный театр? У вас что, попы совсем разговаривать не умеют, они мимы? Почему они молчат, почему они не проповедуют? Нам многое в Житиях до конца не рассказали.

Мне принесли интересную книгу, я покажу вам сегодня, в 1998 году выпустил её Псково-Печерский монастырь по благословению епископа Евсевия – настольная книга монахов и мирянам. Настольная – ту, которую в шкаф на полку не надо ставить, она поминутно тебе требуется, настольная, то есть ты постоянно сверяешься с нею. И что же там написано в этой настольной книге? Даже в Житиях я такого не нашёл. Собрал всё Иоанн (Крестьянкин) о монахах и их героизме, проявленном в глубоком молчании и созерцании; да, он собрал, но только брал он откуда-то. Он тоже архимандрит был и когда читаешь, то в Житиях я уже знаю, этого нет. В Тавенисси у Пахомия Великого было 7.000 монахов. 7.000 крепких мужиков заперли в одном месте. Я ужасался – 7.000 проповедников, а дальше они не договаривали, оказывается, прошло ещё время, и уже 50.000 монахов в этой местности. Это же город провинциальный, город. Все до одного заперты, никому не выходить. Кто высасывал эти силы у народа, 50.000 проповедников? Кто изъял из среды народной? Вот он, бес немой и глухой поразил на тысячелетие, и мы не видим этого?

И об этом нельзя ни говорить, ни воздохнуть? Боимся епископа, что он голову отсечёт жезлом, трикирием проткнет и в ад отправит, изгонит, отлучит? А причина одна – со Христом не встретились. Подводили друг ко другу, к наставникам, к настоятелям, они учили, не допускали до Библии; простецы и знать-то не могли этого. Христа не увидели, и никто не поймёт. Если Бог нам сказал, то и написано: не раньше он сделался как мертвый, читали здесь, а когда бес вышел. До этого он был живой, активный, бился о скалы, бросался с высоты, в огонь, он очень активный.

Посмотри, что епископы и митрополиты делают. Нефтяные, табачные промыслы, всё захватили эти «табачные Кириллы». А здесь речь идёт о том, что когда бес вышел из болящего, то тот и сделался как мёртвый. Вот если бы мы сейчас перестали молчать, этот бес глухой и немой вышел бы, в первую очередь, из священного сословия, из клира. И показалось бы: а ничего и нет, как мертвецы, больше ничего и нет в них. А дальше мы не знаем, что было.

Поставьте себе вопрос такой: скажите, если Христос не появился бы здесь, а только ученики? Ведь так бесноватым он и остался бы. А еще дальше? Если бы сын не болел, пришёл бы отец ко Христу или нет? Иоанн Златоуст говорит: «Я в чуде не нуждаюсь. Зачем мне чудо, когда я верю?». Это по грубости человеческой натуры Бог делал чудеса.

1Кор.1:22 – «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости».

Мне не надо чудес, потому что я Христа просто полюбил. Когда я стал говорить о Господе моём, когда Он меня нашёл, на корабле я работал, и мне говорят: «Значит, у вас было какое-то потрясение в жизни, несчастье, Вы что-то потеряли?» «Наоборот, у меня всё было открыто. Передо мной поприще было, которому сегодня, даже сейчас сотни тысяч людей позавидовали бы. Как я учился, где, за границей был бы». «Зачем же тогда ты пошёл в веру, в отсталость и в темноту?» – «Неудовлетворённость; я понял, что всё это кончится. Беса глухого и немого Бог из меня изгнал вечером, и утром, ещё даже не наступило утро, когда на лоцманском катерке привезли меня в вечерних сумерках на корабль, то к утру весь караван кораблей узнал, что я сошёл с ума; то есть у людей такое понятие, что раз заговорил о Боге, то ты уже явно сумасшедший. Бес глухой и немой вышел, мне сразу же написали другую характеристику. Испытайте это на себе. А вот, если бы... А вот это «если бы» говорим зря. Мы по другому вопросим: «Куда же он пошёл после этого и как ему имя? Куда они с сыном пошли после исцеления?» Почему не написано? Но мы знаем, что если один раз где-то было, то значит и другой раз может быть подобное.

Однажды бесноватому Господь сказал:

Лук.8:38-39 – «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус».

Возвести родным. Не молчи, не молчи, обязательно возвести о делах Господних. Почему же этому бесноватому не могло быть дано такое же поручение быть проповедником, юным благовестником? Иди и расскажи, как тот бесноватый Гадаринский, иди и возвести. И он пошёл, проповедуя по городу. Кому-то запрещал о чудесах, сотворенных Им, поведать другим, да мы ещё до конца не знаем, почему запрещал. Быть может, одна из причин та, что не ради чудес приходили, а полюбили Господа, как Посланника неба. Чтобы туда, во внутреннейшее, в замыслы Божии люди проникли.

Так, а бес где действует? И вот в этой настольной книге, которую убирать не надо, описывают, как в этом же самом Псково-Печерском монастыре настоящий монах появился. В историю вошёл, как сейчас говорят: закончил академию и верующим из академии вышел. Это прямо как анекдот. И вот здесь эта же история; его все братья сразу полюбили. Знатного сословия, такой видный. И как-то стало известно о нём архиерею, архиерей его в Санкт-Петербург вызвал, посмотрел – и в самом деле не наиграно у него. Он искренне, как Игнатий Брянчанинов, любит, но всей глубины ещё не знает, немного погодя его поставят секретарём. Посмотрели, как решает вопросы, постепенно архиерей все на него сдал дела, и люди про архиерея не вспоминают даже, он все дела решает. И так решает, ни одной жалобы нет. Если у него приёма нет, не то, чтобы к высшему пройти, все ждут, когда он выйдет на работу. Архиерей, уж не знаю, какая причина, решил его отправить обратно.

А настоятель, для того он и настоятель, чтобы его видели, настоятель затаил в себе злобу, что того вызвали, такого патриота, а не его. В тот же самый монастырь надобно теперь и возвратиться этому не лицемерному монаху. И он пришёл, а настоятель на него взъярился: «Пошёл вон отсюда, щеголь одетый, какая на тебе ряса блестящая». Тот отвечает: «Прости меня, отче». Пошёл, переоделся. – «Что на тебе хламида такая, что подыгрываешь под бедного, пошёл отсюда». На полном серьёзе. Тот опять пошёл, переоделся во что-то среднее. И он каждый день его унижал и унижал. И как он ни пытался примириться с настоятелем, то борзел и зверел, как советский поп или иерочекистский епископ патриарший.

Когда же настоятель смертельно заболел, то к нему подходят и говорят: «Отец, а кого бы ты хотел видеть вместо себя?» И братья пришли все ходатайствовать: «Этого нам поставь». – «Этого? Да я ему не прощу ни в этом веке, ни в будущем. Пошли вон отсюда». А он стоит за стенкой, слезами умывается. Братья вернулись все тогда давай Богу молиться: «Господи, уже всем нам понятно, что все эти годы настоятель монастыря бесноватый был. Во всех других делах добрый, а дьявол обуял злобой, что будто бы этот академист виновный во всём». И стали молиться не о чём-то, а о том, чтобы Господь умягчил его сердце. И опять к нему пришли и стали говорить: «Отец, ведь он тебя считает духовным отцом, он о тебе так плачет». – «Это он обо мне?» Тот понял момент, он стоял за перегородкой, выскочил, упал, а настоятель еще раньше времени с кровати свалился: «Прости меня, бес мучил меня всё это время».

И повергает на землю. Что это означает? Вот у нас иногда вечером перечисляют святых и новых российских мучеников, и подряд священник читает: Иоанна, Иоанна. Если кто не знает, я вам скажу, что один из Иоаннов – это Иоанн Восторгов, фамилия такая, он мученик, канонизирован. Но вот читаю в этой настольной книге о Восторгове (то ли подделка, то ли такая была корректура), что он говорит, что если ты монашество не знаешь, ты ещё азы христианства не знаешь. Если ты монашества не знаешь, то у тебя вера бесовская. Это надо же так отойти из внутреннейшего, что за завесой, чтобы словом «монашество» Царство Небесное заменить; это на 61 стр.

Я несколько раз прочитал – да не может быть! Нет, чёрным по белому написано. Поэтому бес немой и глухой очень прочно сидит в монашестве и в поповстве и нужно об этом, согласившись, начать молиться. Всем, как эти братья об этом брате ходатайствовали, чтобы он был настоятель. Молились по полной парадной форме, в монашеском, как во время Пасхи оделись, решили хотя бы своим сонмом, величием подавить злобу больного настоятеля. Люди бросились куда? Юродствовать. Как-то к архиепископу Гедеону пришла-приплелась одна: «Благослови на юродство». – «Да что юродство, ты и так дура набитая, пошла вон отсюда. Что под дурака косить, играть-то?» И поэтому у Серафима Саровского вышло выражение: «Никогда не давать благословение на юродство, на отшельничество, чтобы отдельно где-то жить и на настоятельство». Если человек это просит, то он сказал: «Из тысячи, которые этого хотят, 999 бесноватые».

Вот хорошее дело, если желаешь епископство. Хорошее, да не всегда. Хорошее, когда знаешь Господа и видишь нужду в церкви. Чтобы дойти до этого, почти 1.500 лет монахи шли и наконец уперлись в Серафима, и Серафим это им всё сказал. Что настоящие вериги это терпеть поношение, снести злобу людей – это тебе вериги – это крепкие вериги несёшь, это власяница: ежедневное поношение, скорби, печали. И в отместку ничего не сказать оскорбившему тебя.

Мрк.9:21 – «И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства».

Господи для чего ты спрашиваешь? Господь спрашивает: «Адам, где ты?» Что, Он не видит его, там голова торчит за кустом? Да видит, но надо, чтобы ты сделал первый шаг к покаянию. Тогда Он оденет тебя, прикроет и спереди и сзади. А давно ли началось? – С детства. Вот спросите: дети, сейчас какие? А давно ли непослушным родителям стал? - С детства. Давно? Да вы сами приучили его, то в балетные классы детей записываете, то в боксёрские кружки куда-то. Давно ли он беснуется? Он будет силой это пробовать, он обязательно на ком-то кулаки начнёт примерять, кому-то уши прочищать. Давно это началось? Так надо ещё раньше брать, это с детства нашего христианства. Христианство уже вошло в такой возраст, что надо подводить итог, ибо Спаситель очень и очень близко.

«И многократно дух бросал его». Если многократно ты видел, знал, как сделать, почему ты раньше не шёл, не искал исцеления? Сегодня криком кричат: наркомания, преступления, то-другое. И вот заключают они пакты: гляжу, сидит мэр города и местный правящий архиерей, и подписывают толстенные документы. Ни того, ни другого нигде нет, оба уже внезапно скончались, а бес правит свой бал в этом нашем городе Барнауле.

Епископ Антоний (Масендич) внезапно умер в возрасте 41 год, а популярный в народе мэр Владимир Баварин погиб в автокатастрофе страшной, без покаяния ушёл. И новый епископ с новым руководством тоже составляют опять договор и с участием силовых структур. Где это написано, что беса таким образом изгонять? Начните поститься, объявите пост в краевой администрации. Три дня не давать ни пить, ни есть, и туда машины две пеплу подогнать, посыпать их. И в епархию машин десять пеплу привезти и десять дней не пить и не есть. Вот оно немножко и сдвинулось бы. И на молитву вас так не заставишь, постом-то ещё можно. Значит, кто-то должен знать эти молитвы, хотя бы молитвы Иоанна Златоустого на изгнание демонов. Где он гнездится? И перечисляет: в сердце, в мозгах, в печени, в почках. А у нас большая часть, может быть, на языке. А как только сказал: «Терпеть тебя не могу!» – так демон и проявился. Увидят на книжке чью-то фамилию, всё, в руки брать уже нельзя. Как этот настоятель, только одно имя нелюбимого послушника приводило его в бешенство. Это явное беснование. И стали уже молиться об изгнании беса; это бес, поэтому проверить себя очень легко. К кому ты не расположен, не хочешь разговаривать, даже глядеть не хочешь на него, приди на исповедь, проверь себя, тебе батюшка подскажет.

«Иисус сказал ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Многие взяли это для себя эпиграфом. Но сегодня ничего не сделаешь: призываем к покаянию за расстрел царя к тому, что вся страна должна быть в покаянии. А люди и не знают в чём же каяться им: «Царя я не расстреливал». Нужно сказать: виноваты в том, что мы захватили время и жили при своих родителях, когда они ещё живы были, и мы им не сказали об этом, не обличили. Они не могли принести покаяние, а те своим детям не сказали. Но не виноваты, что царя расстреляли. Я его люблю, мне нравятся его ребятишки. Но покаяние весь народ должен приносить, как всегда было. Мы должны взять как бы ту вину, за них принести раскаяние. «А сколько-нибудь можешь веровать?» - «Верую, Господи, помоги моему неверию». Вот эту фразу сейчас повторяют и обыгрывают. Стоим перед замкнутою дверью, помоги, говорит, моему неверию. А вот этой веры нет, во что он верил, ещё нужно разобраться. Он верил и останавливался: я такого не видал, чтобы такого буйного ребёнка можно было привести как-то в порядок. Я вообще этого не знаю, что если на «иглу сел», то чтобы смог когда-то исправиться. Это мы уже знаем. Научился материться, от сквернословия не отстанешь.

Сир.24:19 – «Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится».

Сир.24:22 – «человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь».

Писание говорит, что это невозможно. Но Богу всё возможно. И поэтому можешь ли ты веровать? – нас Бог спрашивает. Ты веришь в то, что церковь может дать сегодня истинных пастырей, не глухонемых; чтобы дьякона, которого здесь научили все движения делать, научили его делать правильное движение языком? Как начать проповедь, к каким людям подойти, есть кто-то кто в Бога не верит, в Писание не верит, кто-то в вечную жизнь не верит. У нас это написано всё в четвёртом томе «...открытым оком».

Я очень часто обольщался в жизни своей. Мне казалось, придут новенькие, молодые и они научатся и пойдут как Апостолы. Но их не допустят, пока старые попы их сто крат не изнасилуют духовно, пока не отнимут всё, что у них есть живое, пока не доведут до нужной кондиции и новопоставленный скажет: я ничего не понимаю. И он делается ещё злее тех, злее отцов своих.

Мф.23:15 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».

Я уже сорок лет на это смотрю и ничего не могу сделать. Они близко ни к кому, знающему Священное Писание, такого человека не допускают, делают только так, как им надо, пока полностью не переделают в таких, какие сами есть. Если бы они сами были без этого духа глухонемого, они бы взяли их с собой и пошли на проповедь от двери к двери, от города к городу. У Апостол Павла ни один нигде взаперти не был, все до единого шли на благовестие. Марк идёт, с ним Лука идёт, Варнава идёт. Читаем про Андроника, с ним его жена Юния; Акилла и Прискилла – целыми семьями шли. У Павла как у Билли Грэма, двести человек сотрудников было.

Покажите мне хотя бы одного такого за последнюю тысячу лет в России. Какой архиерей выходил и всех священников сдернул бы с мёртвого стояния и пошел бы их учить? Нет, главное, что ты молчи, главное молчальники, затворники, вот это мы крепко усвоили. И поэтому, начиная молиться, сразу поставим вопрос: хотим ли мы, чтобы здоровый пошёл и заговорил языком Евангелия? Значит, надо о духе немом и глухом позаботиться, увидеть в нем злейшего врага. Люди с этим духом будут испускать пену, то есть разные доводы приводить, и что попало доказывать с пеной на губах, одну пену пускать. Но когда бес из него выйдет, то наступит радость и в этой семье, и для окружающих, и для тех, кто привёл их ко Христу. Аминь.

Список всех проповедей

422

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: