размер шрифта

Поиск по сайту




На 103 псалом. «И ложатся в свои логовища»

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Пс. 103

Пс.103:22 – «Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища».

Мы это слышим на каждом субботнем богослужении. И можем сразу возразить Давиду, почему он перечисляет опасных зверей и сам как бы не чувствует никакой опасности. Но никто Давида в этом упрекнуть не сможет, потому что речь в псалме не о крутых виражах и погонях, а о благодарности. Погибает Саул, который всю жизнь гонялся за Давидом, ибо он гонялся убить его – и не было конца этим преследованиям; но когда получил Давид известие это страшное, то составил плачевную песнь на гибель помазанника Божия Саула, своего лютейшего врага, смертельного. Он вспоминает только доброе. И не потому, что как у людей пословица говорит, что о мёртвых не говорят плохо, или говорят только хорошее. Не поэтому.

2Цар.1:22 – «Без крови раненых, без тука сильных лук Ионафана не возвращался назад, и меч Саула не возвращался даром».

Случай был такой, когда необходимо ему было прославить Ионафана, а Ионафан всё-таки не отошел от отца, он между двух огней был. И вот в данном псалме, именно по этому принципу построено, как в каноне Андрея Критского, где он берет только покаянный момент. И когда в субботу мы приходим, мы как бы начинаем разогрев души с благодарности. Для напоминания говорю, что молитва состоит из трёх ступеней. Первая – этому учить никого не надо – просительная: «дай, помоги, спаси, сохрани!» Даже совсем человек не умеет молиться, но на этой ступени он может получить просимое. И он молится, хотя трудно ему. Когда смертельная опасность подступила, я, говорит, первый раз тогда перекрестился: «есть Ты, Господи!» Это пишет человек совсем не церковный.

И вот этот момент побуждает прийти человека ко второй ступени – к благодарности. «Я избавился. Если бы не Бог, мы бы из окружения не вышли. Если бы не Бог, у меня рак был, врачи от меня отказались. Если бы не Бог, мне бы не уйти. Я одна шла и четверо бандитов на меня напали. «За всё, за всё благодарю моего Создателя и Охранителя!»

Так вот здесь в 103 псалме Давид возводит нас на вторую ступень – на этаж благодарности. Вот эта ступень особенно хорошо понятна тем, кто оценил, что он имеет. И он перечисляет все благодеяния, которые окружают нас с утра до вечера. Мне приходится сейчас заниматься книгой, которая не церковная. Называется «Архипелаг ГУЛАГ». И когда спрашивают, что послужило крушением самой страшной державы тоталитарного режима – Советского Союза, все отвечают: «гласность и Архипелаг ГУЛаг». Гласность, то есть стали вскрывать всё. Так вот это – самая гласность 103 псалма, когда Давид поет о внутреннем, непонятном, невидимом. Мы обычно просто бежим, не видим никакой поэзии в окружающей природе: дерево – спилить на дрова. А он говорит, что ёлки не для этого.

Пс.103:17 – «на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту».

Нам в горах что собирать? Не забывай, что там еще зайцы есть. И он под камнем выроет себе убежище, да такую норку, что и медведь не может его достать. Землю и волк разрывает, а камень не может взять.

Пс.103:18 – «высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам».

Мы говорим, что камень наш – Христос, а мы как зайцы в Нем спасаемся. То есть ты всё время по этажам иди выше и рассуждай выше.

Пс.103:20 – «Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери».

Какие звери? Разные, хищные. Корова ложится спать на ночь, а волк, хорёк колонок идет, бродит, ищет, ловит, убивает. Давид говорит так:

Пс.55:7 – «собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою».
Пс.58:7 – «вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города».
Ис.13:22 – «Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах».
Пс.9:30 – «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои».

Какой лев? А вот эти самые воронки НКВД, которые вылавливали людей. Я когда-то начитывал этот материал. КГБ у меня забрало уже начитанный «Архипелаг ГУЛаг», и он пропал; и в этом году мне пришлось заново его уже на компьютер начитывать. Тем более я сам немного вкусил, что это такое. Как это всё оживёт и предостерегает, чтобы ходить, жить осторожнее, внимательнее, ценить мирное время и драгоценную свободу. Как это надо ценить то, что у нас рядом, что ты на своей постели можешь отдыхать, что у тебя есть своя дверь, которую ты можешь открыть и выйти; есть друзья, близкие, дети. Есть предметы лично твои. Ты уходишь и никто их не возьмет. Даже перечислить нельзя, сколько доброго и нужного мы имеем; и ценим ли, как должно, и благодарим ли за это ежечасно нашего любящего Создателя и Спасителя Иисуса Христа?

Мы 103 псалом свой уже с утра начинаем писать. Господи, дай мне всё это оценить. Мы этого не ценим. Я советую каждому обязательно прочитать, если сможете, о мучениях наших отцов, дедов; ныне делаю так, чтобы слушать можно было эту страшную повесть-быль об умученных и растерзанных людоедами; заниматься и слушать. И кто уже слушал, то говорит: «я думала, что буду работать и слушать, как Златоуста или жития слушала в записи на плёнках – (я начитывал их тоже). Стала слушать, и у меня ничего не получается. У меня руки опускаются. Я падаю и молюсь, и плачу». Вот что такое. Из всего, что создано людьми на сегодняшний день, ничего более продирающего глаза нет. Называется «Архипелаг ГУЛаг». ГУЛаг –это Главное Управление Лагерей. Архипелаг – это множество островов. Так вот что нас окружает, какие беды – этот самый архипелаг бедствий.

И Давид во многих псалмах, более половины псалмов из 150, касается того архипелага, который окружал его; как за ним гонялись. У псалмов есть надписания, кто высек из Давида этот псалом: Доик Идумеянин, Саул и др.. Он все эти заголовки писал, по случаю какой беды и как Бог его избавил. Будете читать псалмы и внимательно посмотрите. У Давида был свой архипелаг – бедственнейшее положение. И потом он приходил к осознанию, что Бог много, много нам дает, а мы этого не видим.

Вот эта вторая ступень – благодарность, как бы стартовая площадка для неба. Первая – она еще не всё означает – там молятся мусульмане, буддисты: всем дай, всем надо; то дитя заболело, «спаси и сохрани!». Сына отправил в армию – чтобы в Чечню не направили. Совсем мало верующие люди на этой ступени молитвы. А вторая ступенька у молитвы – уже осознание; человек начинает аккумулировать в себе энергию. Львы ложатся в логовища? Нет, они разъезжают по заграницам. И мы делаем поправку на сегодняшний день. Какие львы, какие чудовища, псы и шакалы? Это люди злые и они никуда не делись. То, что мы сейчас собираемся, молимся – это одним разом они сметут, ничего этого не будет. И надо оценить это уже сегодня, чтобы вот эту вторую ступеньку мы обжили по-настоящему. И оценить не тогда, как заключенные пишут везде и колючей проволокой обрамляют свои надписи в каждой камере: «Свободу ценит только тот, кто потерял ее». И мы должны оценить, что мы имеем. Всё в преизбытке: ешь, сколько хочу.

Решили опросить заключенных: «какое самое большое желание у тебя?» Вернувшись домой, я буду думать только об одном, как наесться досыта; про белый хлеб не говорю, черного чтобы добыть в достатке. Хоть бы чёрного хлеба досыта наесться. А мы как живем? Вы гляньте вокруг, что у нас есть? Молимся и, пожалуйста, положили наши книги на мешки манки, стоит сахар. Тебе надо что-либо из этого? Я тебе мешок дам, разговора нет никакого. Мы не просто богачи, мы миллиардеры. А люди гибли не по два, не по три. Один Беломорканал унес 250 тысяч крестьянских душ. Самых молодых, здоровых, крепких, как наши ребята. Как мы должны оценить то, что эти чудовища-коммунисты ложатся в логовища. Но вот они выползают. И это может случиться завтра. И сегодня, стоя на молитве, мы скажем: «Господи, открой мои глаза, чтобы я увидел, как много Ты мне дал, и как редко я Тебя благодарю». И вот здесь, отрешенные от домашних суетных дел, будем просить Владыку неба и земли: «Господи, эти чудовища ложатся, но зубы их, когти уже на нас направлены. Ты не хочешь, чтобы мы осуетились и Тебя, Бога, забыли». Бог не хочет, чтобы мы забыли родину свою – рай.

И поэтому в человеке, как считается, триста миллиардов клеток и каждая кричит: «жить хочу!», и болью они наполнены все до единой, смертью. Господь так делает, чтобы все чудовища, все насекомые, все нас гнали в райскую обитель. О чем бы мы сейчас ни слышали, везде как бы рефрен, тон, главная окраска такая: «Вернись к Богу, заблудший сын, заблудшая дочь!». Аминь.

Список всех проповедей

251

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: