размер шрифта

Поиск по сайту



Русская Православная Церковь на рубеже тысячелетий

Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»


Иеромонах Нафанаил (Судников):
Минуло второе тысячелетие от Рождества Христова — грядёт третье. Что представляет собой Русская Православная Церковь на грани тысячелетий? Каковы Её перспективы? Что сегодня происходит: рост и утверждение Церкви или подмена и выхолащивание внутреннего содержания, при бурном восстановлении внешних атрибутов церковности? И какова программа дальнейшего бытия православных в неудержимо враждебном, безумном мире? Было бы, конечно, крайне самонадеянным брать на себя смелость пробовать адекватно ответить на эти вопросы, но пытаться это понять, осмыслить в свою меру должен каждый православный, каждый член тела Христова. Предлагаю читателю одну из подобных попыток.


«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» – (2 Фес. 2:15).


Минувшее десятилетие было десятилетием свободы Церкви в России от прямого диктата безбожных властей, при этом выяснилось, что семидесятилетнее порабощение России не прошло для Церкви даром: оказалось, что Церковь тяжело больна. Болезни её многочисленны и разнообразны, но суть их в общем одна — оскудение веры и обмирщение Церкви, ярко проявляющееся в отступлении от святоотеческого (канонического) устройства Церкви и форм церковной жизни. Много сил в последние годы было потрачено на борьбу с «православным» экуменизмом и модернизмом, но необходимо чётко понимать, что эти явления — всего лишь симптом тяжёлой внутренней болезни. Эта болезнь является следствием того, что Церковь сегодня не имеет чёткой ориентации на незыблемую основу всего земного бытия Церкви — правила Апостольские, семи Вселенских и девяти Поместных соборов и святых отцов. Теоретически эта ориентация присутствует: всем священникам обучающимся в духовных семинариях говорится о важности и незыблемости православных канонов и, более того, все архиереи и священники Православной Церкви перед рукоположением присягают перед Крестом и Евангелием соблюдать святоотеческие каноны 1. Но... нарушать их начинают практически все с первых дней своего служения, так как руководствуются существующей практикой, которая уже в прошлом веке во многом не соответствовала святоотеческим правилам, но за годы богоборческой власти приняла вовсе недопустимые формы. Эти формы и тогда не имели серьёзного оправдания, а сегодня становятся и вовсе преступными, при полном равнодушии священноначалия, священства и незнании, а отсюда и молчании мирян. Вот конкретные примеры:

Спасение начинается с покаяния, духовного перерождения и Крещения человека. Святыми отцами предусмотрено следующее: человек, по какой-то причине желающий креститься, приходит в храм, над ним прочитываются огласительные молитвы (среди них присутствуют заклинательные молитвы, освобождающие от бесовской власти), затем совершается исповедь (пока без отпущения грехов), и с тех пор человек принимает на себя все обязанности христианина. В последующее время происходит обучение оглашенного основам православного вероучения, и, в то же время, наблюдение за ним — Бога ли он ищет, или чего-то другого. Если видно, что оглашенный живёт по-христиански, не мыслит своего существования без Церкви и достаточно научен основам веры, тогда по прошествии испытательного срока (в древности 3 - 5 лет) над оглашенным совершается Таинство Крещения полным погружением в большой купели или водоёме 2.
Современная практика предполагает следующее: человек приходит в храм, оплачивает по установленному тарифу крещение, 15 - 20 минут слушает лекцию по Православию, затем совершается «крещение» над небольшой купелью поливанием головы. В результате человек становится «крещёным», но, увы, не христианином, т. к. 99 % «крещёных» в храм ходить не считают нужным. После всех перечисленных действий на священника ложится ответственность за преступление десятков канонических правил: симонии (назначение мзды за совершение священнодействий), крещения без научения и испытания веры, крещение мочением волос вместо погружения.

Результат: происходит профанация Таинства, человек не возрождается духовно, и, следовательно христианином не становится; Церковь обманывает человека, утверждая, что отныне у него есть надежда на спасение; Церковь укрепляется экономически, т. к. прибыль от крещений — важная статья церковного дохода.

В случае наведения порядка: резко уменьшится количество крещаемых, т. к. большинство крестится на всякий случай, или чтобы пойти к экстрасенсу, колдуну, бабке и т. д.; исчезнет денежный доход за крещение; из числа крещаемых увеличится количество верующих, обученных, по-настоящему воцерковлённых христиан — т. е. увеличится Христово стадо.

Таинство Покаяния называют вторым Крещением, оно сопровождает христианина на протяжении всей жизни. Одним из главных моментов Покаяния является устное исповедание грехов перед священником. Важным моментом является также и епитимия, налагаемая в том случае, если грех глубоко укоренился в душе кающегося. Даже более того, в случае смертного греха священник обязан запретить человеку приступать ко Причащению на какой-то срок, т. к. от Причащения не будет пользы без должного глубокого покаяния и исправления. Сегодня нередко в храмах можно встретить т. н. «общую исповедь», при которой священник перечисляет грехи, а стоящие мысленно в них каются, после чего все друг за другом подходят под епитрахиль и без исповеди получают разрешительную молитву. Естественно предположить, что Таинства при этом не совершается вовсе. Об епитимии многие почти и не слышали, настолько смутны понятия о духовной жизни у многих священников 3. Следствием этого становится то, что, приступая к Таинству Причащения, многие плохо понимают, что значит быть «достойным» или «недостойным», Причащение готовым или не готовым. Естественно, что по большому счёту мы никогда не достойны принятия Тела и Крови Христовой. Но готовность наша выражается в мире со своей совестью после усердной исповеди и Покаяния. Искреннее раскаяние приносит нам решимость бороться и противиться греху и дерзновение уповать на Бога в надежде, что Причащение Святых Таин будет нам во спасение, а не в осуждение. Как следствие — порочная практика: человек приходит первый раз в храм, исповедуется, и сразу подходит к Причащению, не осознавая величия Таинства, не имея страха и не понимая, что приходить нужно в Церковь целиком и навсегда, а не заглядывать в храм несколько раз в год. Таким образом, в Церкви много людей, о которых не знает ни один священник: верующие они или не верующие, чем живут и к чему стремятся.

III. Очевидной становится открытая коммерциализация Церкви. Вспомним, что Христос, являя собой крайнюю степень смирения и кротости, дважды изгнал бичом из храма торгующих, причём изгнал не из самого храма, а из одного из притворов. Сегодня торговля в храме — основной источник дохода в Церкви, несмотря на то, что 76 правило VI Вселенского Собора запрещает торговлю в церковной ограде 4. Более того, за совершение некоторых Таинств (крещения, соборования, бракосочетания) и богослужений (отпевание, молебен, молитвенное поминовение) назначена определённая плата, что по 23 правилу VI Вселенского Собора именуется симонией 5. Какой же выход, ведь Церкви нужны деньги? Совершенно очевидно, что поставить ларёк для продажи свеч и прочего вне церковной ограды — дело нескольких дней. Но главное не в этом. Главное в том, что при храмах практически отсутствуют общины верующих, на добровольные пожертвования которых (десятина и пр.) должны существовать приходы. Сегодня Церковь существует, в основном, за счёт неверующих, крестят и отпевают людей практически неверующих, покупают свечи и крестики люди в большинстве неверующие. При этом на некоторых городских приходах ежемесячный оборот — от нескольких десятков тысяч, до нескольких миллионов рублей в крупных городах, и даже десятков миллионов рублей в Москве. Ежемесячный доход священства также колеблется от нескольких сот рублей на маленьком деревенском приходе, до нескольких десятков тысяч неучтённых долларов у некоторых архиереев. Предполагается, что для «возрождения православия» необходимо искать источники денег, но очень часто и на тех приходах, где денег много, нормальная христианская община отсутствует. Как и с Крещением, в данном случае имеет место обман, или ложная ориентация верующих на магазинные отношения: заплатил — получил, вместо христианской добровольной жертвы на содержание священства со стороны мирян, и бескорыстной искренней молитвы со стороны священников. Эти «магазинные» отношения настолько укоренились, что миряне, да и священники воспринимают их как незыблемую основу «церковности».
Православное богослужение в храме страдает отсутствием элементарного порядка: при непрерывной торговле во время богослужения, при хождении людей забежавших «поставить свечку», и, как следствие, шуме и мелькании в глазах, весьма проблематично сосредоточенно внимать словам богослужения. Добавьте сюда неуставное многоголосное пение, при котором почти невозможно расслышать незнакомые тропари и стихиры, и у вас есть все предпосылки заскучать в храме. О сокращении устава можно даже не говорить: сокращается даже литургия, а о том, что в будни утреня служится утром забыли все, и вспоминать почти никто не хочет: даже в Троице-Сергиевой лавре, в стенах которой и Семинария и Академия, в будни утреня служится вечером, и уже после неё, вопреки уставу и просто здравому смыслу, утром совершается полунощница. В дополнение ко всему каждый день совершается отпевание над неверующими и даже некрещёными (бытует такое мнение, что «погружённых» отпевать можно несмотря на то, что они всю жизнь в храм ни разу и не заглянули). Таким образом, «возрождение православия» мы попытались поставить на конвейер, забыв, что души людей требуют «штучного» подхода, что обучение и воспитание каждого христианина требует больших затрат времени и сил, которые потом сказываются сторицею. Также нужно отметить, что массовое рукоположение двадцатилетних юнцов после духовного училища или семинарии чревато тем, что укоренившаяся порочная практика грубого искажения церковной жизни набирает дополнительную инерцию, и очень трудно будет лечить застаревшую болезнь в будущем, вместо лекарств принимая средства усугубляющие болезнь в настоящем. Необходимо честно сказать, что сегодня Русская Православная Церковь сориентирована не на верных, но на внешних, на секулярное общество постсоветской России. Это было бы хорошо, если бы речь шла о проповеди православного благочестия, но речь идёт: во-первых, о добыче денег у неверующих для «возрождения православия»; во-вторых, о пресмыкательстве перед любой властью высшего церковного священноначалия; в-третьих, об экуменизме и молитвах с иноверцами. Церковь не должна, конечно, замкнуться на своих внутренних проблемах, но для того чтобы иметь дерзновение проповедовать миру, обличать зло и ереси, необходимо навести порядок в Церковной ограде. Нужно перестать делать проходной двор из православных храмов, нужно покаяться всем, признать, не стыдясь хулителей и гонителей Церкви, что виноваты не мы, а я: я-патриарх, я-епископ, я-священник, я-мирянин. Открывая болезни Церкви, мы не преследуем цель выставить на позорище её грехи и дать лишний повод её врагам. Главный вопрос в другом: есть ли у нас достаточно веры, чтобы мы смогли покаяться и остановить стремительное падение в бездну, или всё-таки раскол между «православными либералами» и «ревнителями благочестия» неотвратим? Тем более, что если раскол состоится, то он состоится не на две части, а на много частей: на «экуменистов-модернистов», «умеренных», «православных сталинистов», «истинных православных», «катакомбников», «зарубежников» и т. д. и т. п. С кем останется Христос? И что нам делать сейчас?

Сейчас готовится (или не готовится, а откладывается) Поместный Собор. Этот Собор должен в законодательном порядке подтвердить верность Русской Православной Церкви своему каноническому устройству: возродить институт оглашенных (хотя его никто не отменял, но он практически отсутствует), при этом на «оглашенные изыдите» оглашенные, иноверцы и «прохожане» должны покидать храм; запретить крестить без оглашения, запретить крестить обливанием, а тем более мочением волос; детей крестить только в том случае, если родители и крёстные воцерковлённые (верные) 6; запретить причащать, венчать и отпевать людей нецерковных; запретить взимать плату за совершение молитвословий; запретить торговлю в пределах церковной ограды; запретить всякое молитвенное общение с «инославными» и иноверцами. Бог Судья патриарху Сергию и всем иерархам пресмыкавшимся перед безбожниками и лгавшими на весь мир о «свободе церкви». Мы не жили в то время, нас не убивали в лагерях и тюрьмах, поэтому мы судить их не имеем права. Но сейчас, когда есть хоть какое-то подобие свободы Церкви, мы должны торопиться использовать этот момент и соборно признать свой грех, хотя бы сейчас отказаться от принципа печально известной «Декларации» 1927 года. И, наконец, мы должны соборно покаяться в грехе цареубийства, не весь народ, но Церковь Русская должна на себя принять значительную часть вины за предательство царя.

Неизвестно, когда состоится Поместный собор, а если и состоится, то вряд ли подобные действия будут предприняты — сильно уж омертвела наша Церковь. Но что же делать?
– Вот что: каждый мирянин, священник, епископ, желающий наследовать Царство Небесное, должен изучать Священное Писание и православные каноны. Каждый должен исполнять эти правила в своей личной жизни. Каждый православный должен наводить порядок в своём приходе. Каждый православный должен называть вещи своими именами в своей епархии. Благословение или не благословение священника и епископа имеет силу только в том случае, если оно преподаётся в соответствии с православной верой, а не со своим мнением –

— «...Итак, для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца...» Малах. 2,2. –

– В любом случае, на любое благословение мы имеем право спросить почему так, а не иначе 7. В то же время, нужно крайне опасаться расколотворчества в отношении иерархии. Хотя осторожности в адрес священников не избежать — в сильно уж страшное время мы живём. Нужно забыть на время, что такое непоминовение, раскол и т. д., если дело, конечно, не касается явной ереси. Много сил необходимо приложить на возрождение православных общин. Они должны в идеале быть на основе прихода, но если поп неверующий, или есть какая-то другая причина, тогда христианская жизнь общины может существовать в форме братств, движений, союзов и т. д. Нужно готовить людей к грядущим испытаниям, сильно уж актуален вопрос: не в последнее ли время мы живём? Не нам ли придётся поклониться антихристу? Или может лучше пытаться готовиться к смерти и страданиям, а не спешить зарабатывать деньги на «возрождение православия»?

Преподобный Оптинский старец Анатолий (Потапов, – 1922 г.) писал: «...ереси распространятся повсюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не будет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. отцами от Духа Святого учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении... Посему, сын мой, как увидишь нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, — знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать своё нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы ещё более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не потерпит благочестия. Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву, властолюбию. ...Будет на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, когда доживёшь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа. Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготовленный венец, быть отвергнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную, мужественно стой в вере, и если нужно, с радостью терпи изгнания и другие скорби, ибо с тобою будет Господь... и святые мученики и исповедники, они с радостью будут взирать и на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством, и ради любви к покою готовы подчиняться еретикам. Они будут усыплять свою совесть говоря: «Мы сохраним и спасём обитель и Господь нас простит». Несчастные и ослеплённые совсем не помышляют о том, что с ересью войдут в обитель бесы, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет он Своих рабов, и истинные христиане будут пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединённые пустынные места. Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом. Почему и повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христовой Иисусовой, с радостью спеши подвигом исповедания к перенесению страданий как добрый воин Иисуса Христа – (2 Тим. 2:3), предрекшего —

«будь верен до смерти и дам ти венец жизни» – Откр. 2:10.

Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава и держава во веки веков. Аминь» 8.
При этом, мы должны опасаться не только фальшивого православия, но и фальшивого «ревнительства». Слишком часто нам приходиться видеть «ревнителей», борцов с экуменизмом, модернизмом, католицизмом и т. д., ведущих отнюдь не благочестивый образ жизни. Слишком уж нередко встречаются «православные патриоты»-монархисты даже среди священников, любящие за пьяным столом поорать «Боже, Царя храни», а на утро, после служения литургии, спешащие похмелиться. Слишком уж часто «ревнители»-священнки до хрипоты ругают иерархов-экуменистов, а на следующий день устраивают экуменизм на своих приходах: крестят и отпевают неверующих (а это прямое молитвенное общение), имея с этого некоторый доход. Слишком уж непонятен среди некоторых обличителей «сергианства» «лёгкий флирт (или блуд?)» с коммунистами, с подведением под это дело идеологической базы «православного сталинизма». Так будем же бдительны, братия,

 «...но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» –  Гал.1:8.

«...Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить...» 1 Пет. 5:8.

Примечания

1 – Как правило, священник видит текст этой присяги первый и последний раз, и поэтому не имеет возможности обдумать и осознать всю важность происходящего события. Но, к сожалению, это не снимает ответственности со священника, и тем большая ответственность за будущие вольные и невольные преступления ложится на рукополагающего архиерея.

2 – «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый день (каждой — – прим. ред.) седмицы давать ответ епископу, или пресвитерам» – (VI Всел. 78, Лаод. 46). Оглашение для приходящих никто никогда не отменял, в дореволюционной России все крестились в детстве, но для обращающихся иноверцев был предусмотрен срок оглашения: 40 дней для совершеннолетних (после – 21 г.), и 6 месяцев для несовершеннолетних. – (Булгаков С.В. «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Т. 2, стр. 1020). «Священникам не следует спешить крещением возрастных, а должно совершать оное крещение только после строгого и тщательного испытания и достаточного наставления в вере и благочестии» – (Там же, стр. 1021). При коммунистах власти строго следили, чтобы крещение совершалось поливанием головы и без научения, а при нарушениях священник, как правило, лишался регистрации. Сегодня ситуация совсем иная, но, тем не менее, мы встречаем ничем не объяснимое, глухое сопротивление большинства духовенства. И это несмотря на то, что даже патриарх Алексий II на собраниях духовенства Московской епархии неоднократно говорил о необходимости научения, погружения и недопустимости симонии, но воз и ныне там. Тем радостнее видеть, что иногда, всё-таки, встречаются священники, которые стремятся служить в соответствии с православным духом святоотеческого предания, а не в выхолощенной традиции «советской церкви». Главное оправдание себе священство находит в том, что или архиерей накажет, если священник будет жить по святоотеческим канонам, или настоятель не разрешает, или духовник не благословляет. Лишь единицы из сотен имеют достаточно мужества, чтобы в своей жизни зависеть не от общественного околоцерковного мнения, и не от страха начальства, но стараются жить в страхе Божием. Впрочем, канонические нарушения священного предания часто происходят и не от малодушия духовенства, а просто от незнания, т. к. многие рукоположены поспешно, не обладая элементарными знаниями необходимыми священнику. В семинариях и училищах же семинаристы изобильно впитывают дух современного упадка веры и обмирщения Церкви, читая в учебниках относительно таинств и богослужений одно, а в жизни храмов видя совсем другое.

3 – Очень часто говорят, что древняя покаянная дисциплина (например, за блуд отлучение от причащения на девять лет) в наше время неприменима, но собственно каноны и обязывают епископа и пресвитера накладывать прещение примеряясь к состоянию души кающегося (12 прав. I Всел. Соб.; 2, 5 и 6 прав. Анкир. Соб.). И, тем не менее, в Требнике на стр. 90 читаем о некоем архиерее, который оставил тяжко согрешившего воина без епитимии, собор же узнав о том, подверг воина правильному отлучению, а архиерея запретил в священнодействии на определённый срок, т. к. не без рассмотрения и излишне подобает снисходить и миловать во вред себе и другим.
Сейчас очень распространено мнение о том, что якобы древние каноны сегодня неприменимы, в силу современного состояния общества, но никто ещё не указал те каноны, которые невозможно исполнить, главная причина — неверие или нежелание.

4 – В Болгарии, как рассказывают очевидцы, ситуация совсем плохая. Там в стенах православных храмов можно встретить даже обувные лавки. Впрочем, и нам недалеко до того: в стенах храма Христа Спасителя, в галерее нижнего храма торгуют не только свечами, иконами, книгами, кассетами, но и матрёшками, посудой, открытками с изображением мавзолея Ленина (?!) и т. д. Вспомним: Христос изгнал из храмового двора торгующих не чем-то посторонним, а жертвенными животными, без которых жертвоприношение совершаться не могло, и рассыпал столы меновщиков, менявших деньги на священные сикли, которыми исключительно должно было подаваться пожертвование на храм.

5 – Назначение платы за священнодействие именуется симонией и в учебных пособиях для семинарии: «Церковное право» прот Вл. Цыпина, и в конспекте по гомилетике для 3-го класса семинарии. Даже у Булгакова С. Н. в «Настольной книге...» читаем: – «Вознаграждение православного приходского духовенства за исполнение церковных и приходских треб состоит в доброхотных даяниях прихожан... священнослужители, уличённые в вымогательстве платы за преподание треб, отрешаются от мест и низводятся в причётники до раскаяния и исправления» – (Т. 2, стр. 950). – Впрочем, тут же он без комментариев сообщает, что – «в некоторых епархиях размер платы... определяется установлениями Епарх. Нач.», – что уже является каноническим нарушением. Симония же по канонам считается одним из самых тяжких грехов, который единственный наказывается дважды: согрешивший извергается из священного сана и отлучается от церковного общения – (Апост. 29).

6 – Для всех крещёных без веры, т. е. крестившихся или из суеверия, чтобы пойти на приём к чародею, или совсем не знавших основных понятий о Христе и спасении, крещение должно быть признано несостоявшимся в соответствии с 78 правилом VII Всел. Соб. В истории такой прецедент уже был в XII веке, когда турки, крещёные из суеверия (чтоб не болеть и не страдать от злых духов), были признаны некрещёными. Что же говорить о нашем времени, когда людей не погружают, и даже не обливают, а просто слегка поливают голову, даже не спросив человека как он верует. Все эти люди должны войти в разряд оглашенных и начать свой путь в Церковь Христову. В связи с этим вопросом любопытно сравнить с нашей ситуацией ситуацию в Русском Зарубежье, которое изо всех сил хранит традиции Русского Православия прошлого века. И эти традиции, которые нам часто приводят в пример, часто не удовлетворяют требованиям времени — оглашенные и иноверцы и там не изгоняются из храма на литургии верных, и там множество духовных болезней, и там духовная жизнь часто едва тлеет. Церковь должна всегда и везде приспосабливаться к требованиям времени, но это приспособление должно идти на незыблемой основе святоотеческих правил, а не на основе собственного мнения или модернистских представлений, как это делают обновленцы-модернисты-экуменисты.

7 – Очень часто своё нерадение о пастве мы, священники, пытаемся компенсировать культом священника. Нередко от наших батюшек приходится слышать наставления мирянам в том, что священник всегда прав, что даже если он ошибается, то всё равно необходимо исполнять его повеление или совет, и Господь будет спасать «за послушание». Это ни что иное, как горделивая болезнь папизма. Духовная неопытность, малограмотность людей — питательная среда для этого папизма.

8 – «Россия перед вторым пришествием». Сост. С. Фомин. М.: «СЕРДА-ПРЕСС», 1999. Стр. 354.с


253